Портал для автолюбителей

Масса уаз 31512. Кузов и его элементы. Рама и буксирное устройство

В период Великой Отечественной войны правительство Советского Союза было вынуждено перебазировать один из московских автомобильных заводов в город Ульяновск. В это время и начинается история знаменитого предприятия.

Специализировавшееся на производстве бомб, оно впоследствии перешло на выпуск ЗИС, а затем прославилось на весь мир своими собственными разработками. УАЗ 3165 — наиболее распространенная модель этого выпуска заводских машин. Модель грузопассажирского автомобиля УАЗ 3153 среди автолюбителей тоже пользовалась не меньшей популярностью.

С каждым годом модели совершенствовали свои технические характеристики. Благодаря этому они отлично продаются на мировом рынке, а завод имеет множественные награды и всеобщее признание. УАЗ 3161 сошел с конвейера в 1993 году. Внешний вид автомобиля и комфортабельность салона конструкторы несколько изменили. В результате количество продаж возросло, и в 1996 году Ульяновский автомобильный завод получил международный гранд «Золотой Меркурий». С этого момента и настает эра производства малосерийных автомобилей.

Технические характеристики

В мае 1985 года Ульяновский автомобильный завод начал разработки полноприводного грузопассажирского автомобиля. Пришедшие на смену моделям 469Б и 469, оснащенным двигателями УМЗ-451М, мощностью 75 л.с. УАЗ 31512 имеют более усовершенствованный двигатель 80 л.с. Кузов металлический, мягкий, со съемными тентами и задним откидным бортом. После некоторых испытаний двигателю добавили мощности до 90 л.с.

Модели Ульяновского автомобильного завода 3151 и УАЗ 31512 отличаются между собой наличием колесных редукторов, экранированного электрооборудования и предпускового подогревателя двигателя. На сегодняшний момент УАЗ 3151 и УАЗ 31512 широко используют Вооруженные силы Российской Федерации как автомобиль класса джип. Учитывая это, на сегодняшний день для армии разработали следующие модели:

  • командно-штабную машину;
  • автомобиль химической и радиационной разведки;
  • автомобиль общего назначения;
  • автомобиль для выполнения особых задач (передвижение по железнодорожному полотну).

Исходя из назначения, каждый вид автомобиля снабдили специальным оборудованием. Высокая надежность и приемлемая цена автомобиля повышают покупательскую инициативу.

По желанию покупателя в конструкцию УАЗ 31512 может входить пружинная подвеска и мелколистовые рессоры, комфортабельные сиденья, мосты, оснащенные колесными редукторами, имеющими название «военные». Командно-штабные модели Ульяновского автомобильного завода 3151 и УАЗ 31512 стали базовыми для создания 31514, которому добавили съемную металлическую крышу и изменили интерьер.

Описание УАЗ 3150 Шалун

На основе вышеописанных моделей конструкторы Ульяновского автомобильного завода, укоротив их до 2000 мм, решили создать очень динамичный внедорожник. Он имеет всего четыре места и предназначен для спортивно-развлекательных поездок. Преодолевает самые трудные дороги, имеет повышенную маневренность благодаря уменьшенному весу.

От различного рода опрокидываний внедорожник защищают хромированные дуги безопасности. Мощный тент при снятии превращает модель в кабриолет. Поездки становятся приятнее, особенно в жаркую погоду.

Конструкторы разработали и военный вариант модели 3150, которая предусматривает установку турели с пулеметом или минометом. Двигатель и днище оберегают бронелисты.

Модификация двигателя — УМЗ 4213.10, объем — 2,9 л. Внедорожник развивает максимальную скорость -120 км/ч. Эти характеристики превращают автомобиль Шалун в эксклюзивный модный джип.

Модель и производные от нее

Комфортабельный современный салон внутри и объемный двигатель — это основные характеристики данных внедорожников. По их модификации был сконструирован и внедорожник УАЗ 31514.

Сиденья имеют рычаги регулирования положений и декоративную отделку. Мощные ведущие передние колеса УАЗ 31514 отключаются с помощью муфты ЭЛМО. У модели есть защитные дуги, кенгурин, и металлический съемный верх. УАЗ 31514 — модель супер-люкс, которая оборудована современной магнитолой с компонентной акустической системой (колонки), а улучшенная модификация — портативным медиаплеером.

Вместимость и мощность двигателей для модели УАЗ 31514 имеют некоторые особенности. Эти главнейшие детали для автомобилей производит Заволжский моторный завод (ЗМЗ-402). Объем данного механизма — 2,4 литра. Конструкторы используют силовые агрегаты производств, которые имеют объем 2,9 литра и мощность 98-100 л.с. для УАЗ 31514.

На эти модели автомобилей устанавливают четырехступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку. Ведущий мост моделей УАЗ 31514 не имеет бортовых передач. Данные модели двухосные, имеют повышенную проходимость, предназначены для перевозки грузов и пассажиров, невзирая на качество дорог при сильных морозах (-45) и жаре (+40).

Модификация

Грузопассажирский автомобиль-вездеход имеет повышенную проходимость. Кузов пятидверный, девятиместный, цельнометаллический. У него мощная колесная база. В отличие от своего предшественника, данная модель УАЗ 3153 имеет удлиненную базу до 2760 мм. Передняя и задняя подвески находятся на малолистовых рессорах. Двигатель карбюраторный, использует 76 бензин. УАЗ 3153 при аккуратном использовании долговечен.

Силовой агрегат имеет объем 2,89 литров и мощность 84 л.с. Можно дополнительно установить заднюю карданную передачу на промежуточную опору, новую пятиступенчатую коробку передач. Автомобиль УАЗ 3153 по желанию заказчика может быть тюнингован.

Можно прикрепить прицеп к данной модели ульяновского завода (УАЗ 3153). Для этого имеется тягово-сцепное устройство шарового типа. Допустимая масса буксируемого прицепа с тормозами не должна превышать 1500 кг. Если тормоза у прицепа УАЗ 3153 отсутствуют, то не более 750 кг.

Данная модель имела малосерийный выпуск, и на данный момент УАЗ 3153, к огромному сожалению, снята с производства. О запуске в будущем говорить пока не стоит.

Особенности полноприводного автомобиля УАЗ 3160

Полноприводный грузопассажирский автомобиль отличался от своих собратьев тем, что имел очень комфортабельный салон. Его запустили в производство в 1998 году. Перевозки на данной модели можно совершать по всем видам дорог и при любой температуре.

Кузов УАЗ 3160 цельнометаллический, типа универсал, имеет 5 дверей. В крыше находится люк. Модель оснащена современной светотехникой, защитными дугами, порогами, радиальной резиной и имеет прекрасный обзор. Для данной модели УАЗ 3160 производители предложили несколько вариантов двигателей:

  • карбюраторный УМЗ 421.10 (объем 2.9 л, мощность 115 л.с.);
  • двигатель ЗМЗ-4092.10 (объем 2.7 л. мощность 132,6 л.с.);
  • УМЗ 4213.10 (объем 2,9 л, мощность 119 л.с. микропроцессорная система управления впрыском топлива);
  • итальянский двигатель VM Motori (объем 2.5 л, мощность 106 л.с.).

Все версии серии УАЗ 3160 имеют пятиступенчатую коробку передач и улучшенную двухступенчатую раздаточную коробку передач с одним рычагом управления. Передняя подвеска пружинная, имеет стабилизатор устойчивости, а задняя базируется на малолистовых рессорах. Если автомобиль передвигается по дорогам с твердым покрытием, то проходимость высокая.

Тормозная система УАЗ 3160 включает передние дисковые и барабанные тормоза. Комфортабельный салон вмещает 7 пассажиров. Имеется пять сидений с подголовниками и откидные места в грузовом отсеке. Все сидения имеют инерционные ремни безопасности. Салон УАЗ 3160 не только комфортабельный, но и универсальный. Задние сидения, совмещенные между собой, образуют спальный вариант и легко убираются, если нужно перевезти много груза.


Схема тормозной системы УАЗ 3160

Шумоизоляция, вентиляция в УАЗ 3160 на высоком уровне. Все приборы управления находятся на современной панели, рулевая колонка регулируется по углу наклона. В 2003 году выпуск моделей УАЗ 3160 сняли с производства. Но до 2005 года продолжили разработку и выпуск 3162 и 3163. Они имели другие технические характеристики и увеличенную на 360 мм колесную базу.

Модель 3162 Симбир

В 90-х годах, в связи со стремительным ростом НТР, появились новые требования к внедорожникам. Покупателей интересовали удлиненные варианты моделей. Так и появилась модель 3162 под названием Симбир. Широкие двери модели лучше гармонировали со всем салоном. Возросла плавность хода, улучшилась устойчивость.

Первые партии машин заводских моделей 3162 приходилось собирать вручную, используя обходные технологии, поэтому возникали множественные неисправности. Учитывая все это, Ульяновский завод пополнился еще одним цехом.

Управление моделью 3162 было легким за счет гидроусилителя, но информативность руля стала совсем «ватной». Заказная комплектация расширилась. В нее стали входить стеклоподъемники, магнитола, кондиционеры, щеточные фароочистители, люк в крыше. Эти детали сделали УАЗ 3160 Симбир более современным.

Мост модели широколинейный до 1600 мм, типа «Спайсер», турбодизель ЗМЗ — 5143.10. Можно сказать, что более 300 изменений внесли в предыдущие модели, чтобы создать вариант 3162.

УАЗ 3165 минивэн

Унифицированная с предыдущими моделями платформа нового автомобиля была взята за основу в построении УАЗ 3165м. Это некое сочетание внедорожника с микроавтобусом. В салоне можно перевозить 7-9 человек. Регулируемые спинки кресел УАЗ 3165м позволяют их только наклонять вперед и назад. Полностью откидывается только заднее сиденье.

Колесная база — 3000 мм, колея — 1600 мм. В УАЗ 3165 двигатель 16-клапанный модификации ЗМЗ-409 или турбодизельный ЗМЗ-514. Мотор 4-цилиндровый, работающий на бензине. Его мощность — 123 л.с. а обьем — 2,9 л. Модифицированная коробка передач типа N для УАЗ 3165м пятиступенчатая, механическая. Масса машины — 3 т, может развивать скорость 160 км/ч. Варианты модификаций автомобиля УАЗ 3165:

  • минивэн с двигателем ЗМЗ-409;
  • автомобиль Combi с пластиковой крышей;
  • «скорая помощь», модель 27722;
  • модификация с бортовой платформой.

Модель УАЗ 3172 Щербакова

Конструктор А.П. Щербаков в 1991 году занялся разработкой машин для армии. Немецкая модель Mercedes-Benz G стала примером и музой для Щербакова. На смену устаревшей модели Ульяновского автомобильного завода 3151 пришел внедорожник 3172. Но запустить в производство данную модель так и не удалось.

Вместимость — 10 человек, грузоподъемность — 1 тонна. За основу была взята рама от модели Ульяновского автомобильного завода 3151. Мотор карбюраторный, объем — 2,9 л, мощность — 108 л.с. Мост получил внешние редукторы. Клиренс — 330 мм. Для преодоления водных преград машины оснастили шноркелем. На рулевом управлении присутствовал гидроусилитель. Модель имеет плавный ход.

Панель управления УАЗ 3172 пластиковая, все приборы находятся в поле зрения водителя. Пружинная подвеска модифицировалась, Всего девять машин смогли построить в 1991-1993 годах. Несколько УАЗ 3172 сохранилось у частных лиц, а одна и вовсе, как редкий экземпляр, попала в коллекцию музея РВАИ.

УАЗ 31519, УАЗ 315192

Комфортное передвижение по всем видам дорог, даже по пересеченной местности, обеспечил данный внедорожник, выпуск которого производился до 2003 года. УАЗ 31519 с металлической крышей и улучшенной отделкой салона. Кузов пятидверный, закрытый, но есть модели с тканевым верхом, который складывается и крепится на съемных дугах. Автомобиль УАЗ 31519 полноприводный. В комплектацию входят мягкие сиденья, имеющие декоративную отделку.

Модель имеет муфту отключения передних колес — ЭЛМО. Мосты УАЗ 31519 оснащены колесными редукторами, имеющими название «военные». Трансмиссия имеет демультипликатор. Подвески зависимые: рычажно-пружинная и рессорная. Рулевое управление УАЗ 31519 оснащено гидроусилителем. Тормозные механизмы дисковые и барабанные. Стандартный набор комплектующих включал еще и магнитолу, люк на крыше, регулируемые сиденья.

В мировом автопроме сложилась тенденция: машины, созданные для армейских целей, перерабатывать в гражданский вариант.

Примеры этому – внедорожники Geländewagen компании Mercedes-Benz, Hummer от General Motors, Jeep Willys концерна DaimlerChrysler, LAND ROVER от одноименной компании. УАЗ-31512 – модифицированная версия УАЗа-469Б, созданного на базе военного УАЗа-469.

Ульяновский автозавод начал выпуск машин в 1943 году. Образованное на базе эвакуированного Московского автомобильного завода предприятие в годы войны производило авиационные боеприпасы, автомобили ЗИС-5, УльЗИС-253, ГАЗ-АА.

В 1956-м, освоив производство внедорожника ГАЗ-69, завод официально рассматривается как специализированный на разработке и производстве автомобилей повышенной проходимости малой тоннажности.

Назначение и история модели

Это грузопассажирский автомобиль с приводом на обе оси, имеющий повышенную проходимость, допускающий эксплуатацию на дорожном покрытии любого типа.

В армии широко применялся в качестве командно-штабной и разведывательной машины, легкого тягача, для других целей и задач.

Использовался правоохранительными органами, в геологии и топографии, исполнял функции служебного автомобиля в сельской местности, отдаленных, труднодоступных районах.

В 1972 году завод запустил производство УАЗа-469 в двух модификациях.

Армейская модель имеет следующие параметры:

  • клиренс 300 мм;
  • двойная главная передача на ведущих мостах;
  • на всех колесах устанавливались бортовые понижающие редукторные механизмы;
  • рессоры из 9 листов.

Гражданская модификация имеет следующие характеристики:

  • клиренс 220 мм;
  • на ведущих мостах одинарная главная передача;
  • рессоры из 7 листов.

На 469-й серии применялся мотор УМЗ 451М 75 л. с. мощностью и 2,5 л объемом, имеющий хорошие технические характеристики.

1985 году Минавтопром изменил систему обозначения моделей автомашин — 469-ая модель стала обозначаться как УАЗ-3151. Грузовик 469Б был переименован в УАЗ-31512-010.

Технические характеристики УАЗа-31512-010 следующие:

Грузоподъемность, кг 750
Число мест, включая водителя 5 + 2
Размеры по габаритам, мм 4 025х1 785х1 990
Просвет до полотна дороги, мм 220
Преодолеваемый брод, м 0,7
Возможный угол подъема, град 31
Масса готового к поездке автомобиля, кг 1 600
Масса в нагруженном состоянии, кг 2 350
Грузовместимость, кг 750
Скоростные параметры (максимум), км/ч 110
Расход топлива, л/100 км 16,2
Силовая установка УМЗ-414, УМЗ-417, УМЗ-421
Горючее Низкооктановый А-76
Объемные параметры мотора, л 2,445
Параметры мощности, л. с. 92
Крутящее усилие на валу (Нм) 159,8
Число модификаций модели Более 15 армейского и гражданского назначения

Двигатель

В разные годы на автомобиль устанавливали моторы, имевшие общего предка – двигатель ГАЗ-21. Мотор с четырьмя цилиндрами, на четыре такта в рабочем цикле.

Система питания – карбюраторная, расположение клапанов верхнее, охлаждение жидкостного типа, инерционно-масляная конструкция воздушного фильтра.

С 1985 года на машину устанавливались карбюраторные устройства К-131А вместо К-129В с системой пуска ДААЗ и клапаном ЭПХХ, что снизило потребление горючего, уменьшило выброс вредных веществ.

Механизмы и узлы трансмиссии

Узел сцепления

Сухое, однодисковое, фрикционное, с пружинами на периферии, привод выключения гидравлический. Предусмотрен механизм гашения крутильных колебаний.

Коробка переключения передач и раздаточная коробка

На 4 режима, все передачи переднего хода с синхронизаторами, регулировки не предусмотрены. Коробка раздаточная механического типа, на две ступени передачи усилия вращения , допускает применение дополнительного понижающего режима.

Карданная передача

Открытая, состоит из двух валов, задний – трубчатого сечения, передний – труба и сплошной вал. Валы оборудуются подвижными шлицевыми узлами (прямобочными или эвольвентными) и шарнирными соединениями на подшипниках игольчатого типа.

Передний и задний мост

Тип заднего моста – ведущий, модернизирован в 1988 году.

Для улучшения динамических показателей подобраны другие характеристики на главной паре редуктора. Для поднятия надежности узла использованы более эффективные параметры зацепления шестерен моста.

Передний мост – ведущий. По конструкции главной пары шестерен и дифференциала соответствует заднему мосту.


Рама и буксирное устройство

Изготавливается из двух коробчатых стальных балок, которые соединены поперечинами.

Рама модели УАЗ-31512-010 в передней части имеет узлы установки пружинной подвески, у остальных модификаций рамные устройства предусматривают монтаж рессор листового типа спереди и сзади.

Штатное буксирное устройство жесткого типа, не допускает длительной буксировки прицепа.

Подвеска

У модели УАЗ-31512-010, как у большинства модификаций, подвеска рессорная на переднем и заднем мостах. Тип рессоры полуэллиптический, многолистовой.

Спереди узел набран из семи листов, сзади – из девяти. Для повышения комфорта и улучшения управляемости машины на УАЗ-31512-010 ставят пружинную подвеску спереди.

Для снижения передачи ударных воздействий неровностей дорожного полотна на кузов предусмотрена установка в подвеску пары гидравлических амортизирующих устройств двухстороннего действия.

Ступицы, колеса и шины

Ступицы для колес задней и передней осей одинаковы по конструкции. Имеют по 8 отверстий с резьбой для болтового крепления фланцев.

Диски колес стальные, штампованные с размерностью 6Lx15 или 6Lх16. Применены диагональные на 15 дюймов или радиальные на 15 и 16 дюймов пневматические шины.

Органы управления автомобилем

Рулевое колесо через механизм «червяк-ролик» взаимодействует с приводом, обеспечивающим поворот колес.

Он состоит из рычагов рулевой трапеции, поперечных тяг, сошки и ее тяги, рычага поворотного кулака.

В некоторых модификациях УАЗ-31512, салон которого можно увидеть на фото, устанавливается гидравлический усилитель руля. Это улучшает технические характеристики самого автомобиля.

Безопасную эксплуатацию автомобиля обеспечивают рабочий и стояночный тормоза. Рабочий механизм на обеих осях барабанного типа, с раздельным гидравлическим приводом от двух камер главного тормозного цилиндра.

В приводе применены вакуумный усилитель и регулятор давления тормозной жидкости в зависимости от нагрузки.

Стояночный тормоз – барабан с раздвижными фрикционными накладками, с ручным тросовым приводом. Размещен на раздаточной коробке и действует на вал кардана заднего моста.

Электрооборудование

Собрано по однопроводной схеме, на корпус выведен отрицательный контакт аккумулятора на 60 А*ч.

Устанавливались два типа генераторов переменного тока: со встроенными выпрямительными элементами и регулятором напряжения; с интегральными схемами регуляции напряжения. На последних модификациях монтировалась бесконтактная система зажигания.


Кузов и его элементы

Крепится к раме через резиновые вкладыши, амортизирующие разрыв и сжатие. Цельнометаллическая открытая конструкция с жестким или мягким (тканевым) верхом. Задний борт откидной.

Два сиденья спереди имеют трехточечное крепление к полу кузова, регулируются, сдвигаясь вперед/назад и по наклонам спинки.

За жестко закрепленным трехместным задним сиденьем могут устанавливаться два дополнительных одноместных.

Кузов оборудуется системами отопления и вентиляции.

Технические параметры УАЗа-31512-010 полностью идентичны рассмотренной модели, за исключением применения пружинного узла вместо рессор в передней подвеске.

Достоинства автомобиля

Недостатки, отмеченные владельцами машины

  1. Морально устаревшие конструкция автомобиля и дизайн кабины. Посадка затруднена узкими дверьми, из-под «торпедо» свисают воздуховоды и провода.
  2. Жесткая подвеска не создает комфортных условий в дальних поездках.
  3. Нечеткое рулевое управление требует от водителя определенных навыков, особенно в моделях без гидравлического усилителя, который также не обеспечивает достаточной связи руля и управляемой пары колес.
  4. Тормозной механизм недостаточно эффективен, требует постоянной регулировки.
  5. Примененные агрегаты, узлы и механизмы не обладают достаточной надежностью.
  6. Значительное число точек смазки и обслуживания, мал безремонтный пробег.

Современные модели

Ближайший родственник – UAZ Hunter. Кузов металлический с накладками из пластика, откидной борт заменила пятая распашная дверь с прикрепленным запасным колесом, современные зеркала для контроля задней сферы.

Форточки проветривания стали сдвижными, противотуманные фары вошли в заводскую комплектацию.

Галогенные лампы в передних фарах регулируются гидрокорректором. В Hunter установлены мосты «Спайсер» неразъемного типа, на передних колесах применены дисковые механизмы торможения, новый узел гидроусиления руля.

В раздаточной коробке использованы шестерни с косозубым зацеплением, что сделало работу агрегата менее шумной.

Надо признать, что, несмотря на реальные недостатки, критику со стороны нового поколения водителей, УАЗ-469 и его последующие модификации – это эпоха в российском автомобилестроении.

Этот автомобиль не «один из». Это единственный и неповторимый, пожалуй, самый достойный представитель легких вездеходов, которые выпускались, да и будут (или не будут) выпускаться на территории бывшего СССР. Это костяк, на котором держится половина армейского автопарка, ни один колхоз, ни один главный инженер и ни одно сколько-нибудь серьезное предприятие не могли обойтись без юркого и всепролазного бобика, УАЗ 469Б, или, если угодно, УАЗ 31512.

Из грязи в князи

УАЗ 31512 обязан своим появлением минобороны и только ему. Потому что на момент создания автомобиля обычному человеку не положено было иметь стратегическую технику, которой считался вездеход. ГАЗ 69 попросту не продавались на руки, а те счастливчики, которые сумели вырвать у государства внедорожник, явно не относились к прослойке рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Словом, без блата купить УАЗ было невозможно.


Но история 469-го начинается еще задолго до его выпуска в серию. Первый УАЗ 469 вышел с конвейера в 1972 году, но этому событию предшествовала целая цепь трансформаций. Началось все с того, что минобороны захотело плавучий джип. Это было еще за 15 лет до серийного выпуска командирского УАЗа.


Армию устраивал ГАЗ 69, который на тот момент уже выпускали в Ульяновске, но почему-то в те годы считалось, что военный автомобиль обязан плавать. К тому же, среди прочих требований к новому автомобилю, было выдвинуто условие - клиренс должен быть не менее 400 мм, подвеска должна быть независимой, а грузоподъемность при этом не менее 800 кг.


Все выше, выше и выше


Конструкторское бюро УАЗа начало работу над проектом, но на самом интересном месте, когда уже практически вся работа была завершена, минобороны вспомнило, что хотело бы иметь в автомобиле возможность установки легкого безоткатного орудия. Это был удар ниже пояса, потому что амфибия была спроектирована в заднемоторной компоновке, а это никак не совмещалось с установкой орудия. Пришлось все начинать сначала. С другой стороны, если бы не каприз военных, не видели бы мы сегодня Уазика таким, как он есть. Словом, от ГАЗ 69 автомобиль на стадии



Двигатель перенесли вперед, но с клиренсом возникли неразрешимые проблемы. Колесные редуктора внешнего типа, без которых автомобиль нельзя было поднят над землей на полметра, в паре с главными редукторами делали автомобиль страшно неустойчивым на поворотах и косогорах, он попросту переворачивался, потому что центр тяжести был расположен слишком высоко. Позже выяснилось, что и торсионная независимая подвеска, которая также способствовала увеличению клиренса, слишком уж ненадежна. Высота вылезла боком. Надо было становится скромнее.


УАЗ 31512, двигатель и трансмиссия


В итоге, колесные редуктора были заменены внутренними планетарными редукторами, мосты вернулись неразрезные, подвеска осталась зависимой, а минобороны перехотело плавать на джипе и даже отказалось от пушки. Оказалось, что десять лет завод просто топтался на месте, изобретая никому не нужный автомобиль с непрактичной и совершенно идиотской конструкцией. Минобороны вовремя признало свои ошибки, в результате чего к 1966 году был готов армейский джип в двух вариантах - 469, с колесными редукторами, и 469Б в гражданском исполнении, без колесных редукторов.


Автомобиль выпускался с 1972 года, а в 1985 году он получил, кок тогда было положено, новый индекс, а вместе с ним и ряд изменений. Изменения были настолько несущественными, что внешне 469-й не отличался от УАЗ 31512 Технические характеристики тоже остались практически без изменений.


Модель 3151 выпускалась с военными мостами, в которых стоял редуктор, а 31512 по сути был гражданской версией и повторял конструкцию 469Б. Двигатель же на обеих модификациях установили сначала УМЗ 414, который отличался только системой охлаждения, адаптированной под антифризы, с расширительным бачком и вакуумным усилителем тормозов, а позже, с 1989 мощность двигателя подняли до 90 лошадей.


Салон и суровый комфорт


Комфорт и Уазик - это несовместимые вещи. Несмотря на потуги завода сделать бобика комфортнее на протяжении всего периода выпуска автомобиля, ни к чему хорошему это не приводило. Да и не нужен был комфорт этому бойцу. Даже если говорить о гражданских версиях, его покупали и покупают не из-за комфорта, для этого есть Патриот или Сузуки Витара.


Уазик остается недорогим средством передвижения при полном отсутствии дорог. Он пройдет везде, песок, грязь, камни, глубокий снег автомобиль преодолевает сходу, даже не в натяг.


Правда, на последних модификациях командирского 31512 устанавливали пластиковые бамперы, что уменьшило углы въезда (48˚) и съезда (37˚), но он так же остался незаменимым для охоты и рыбалки, внедорожных рейдов и экспедиций. Равных ему пока нет среди отечественных автомобилей, да и едва ли появятся.

В мировом автопроме сложилась тенденция: машины, созданные для армейских целей, перерабатывать в гражданский вариант.

Примеры этому – внедорожники Geländewagen компании Mercedes-Benz, Hummer от General Motors, Jeep Willys концерна DaimlerChrysler, LAND ROVER от одноименной компании. УАЗ-31512 – модифицированная версия УАЗа-469Б, созданного на базе военного УАЗа-469.

Ульяновский автозавод начал выпуск машин в 1943 году. Образованное на базе эвакуированного Московского автомобильного завода предприятие в годы войны производило авиационные боеприпасы, автомобили ЗИС-5, УльЗИС-253, ГАЗ-АА.

В 1956-м, освоив производство внедорожника ГАЗ-69, завод официально рассматривается как специализированный на разработке и производстве автомобилей повышенной проходимости малой тоннажности.

Назначение и история модели

Это грузопассажирский автомобиль с приводом на обе оси, имеющий повышенную проходимость, допускающий эксплуатацию на дорожном покрытии любого типа.

В армии широко применялся в качестве командно-штабной и разведывательной машины, легкого тягача, для других целей и задач.

Использовался правоохранительными органами, в геологии и топографии, исполнял функции служебного автомобиля в сельской местности, отдаленных, труднодоступных районах.

В 1972 году завод запустил производство УАЗа-469 в двух модификациях.

Армейская модель имеет следующие параметры:

  • клиренс 300 мм;
  • двойная главная передача на ведущих мостах;
  • на всех колесах устанавливались бортовые понижающие редукторные механизмы;
  • рессоры из 9 листов.

Гражданская модификация имеет следующие характеристики:

  • клиренс 220 мм;
  • на ведущих мостах одинарная главная передача;
  • рессоры из 7 листов.

На 469-й серии применялся мотор УМЗ 451М 75 л. с. мощностью и 2,5 л объемом, имеющий хорошие технические характеристики.

1985 году Минавтопром изменил систему обозначения моделей автомашин — 469-ая модель стала обозначаться как УАЗ-3151. Грузовик 469Б был переименован в УАЗ-31512-010.

Технические характеристики УАЗа-31512-010 следующие:

Грузоподъемность, кг
Число мест, включая водителя
Размеры по габаритам, мм

4 025х1 785х1 990

Просвет до полотна дороги, мм
Преодолеваемый брод, м
Возможный угол подъема, град
Масса готового к поездке автомобиля, кг
Масса в нагруженном состоянии, кг
Грузовместимость, кг
Скоростные параметры (максимум), км/ч
Расход топлива, л/100 км
Силовая установка

УМЗ-414, УМЗ-417, УМЗ-421

Горючее

Низкооктановый А-76

Объемные параметры мотора, л
Параметры мощности, л. с.
Крутящее усилие на валу (Нм)
Число модификаций модели

Более 15 армейского и гражданского назначения

Двигатель

В разные годы на автомобиль устанавливали моторы, имевшие общего предка – двигатель ГАЗ-21. Мотор с четырьмя цилиндрами, на четыре такта в рабочем цикле.


Система питания – карбюраторная, расположение клапанов верхнее, охлаждение жидкостного типа, инерционно-масляная конструкция воздушного фильтра.

С 1985 года на машину устанавливались карбюраторные устройства К-131А вместо К-129В с системой пуска ДААЗ и клапаном ЭПХХ, что снизило потребление горючего, уменьшило выброс вредных веществ.

Механизмы и узлы трансмиссии

Узел сцепления

Сухое, однодисковое, фрикционное, с пружинами на периферии, привод выключения гидравлический. Предусмотрен механизм гашения крутильных колебаний.

Коробка переключения передач и раздаточная коробка

На 4 режима, все передачи переднего хода с синхронизаторами, регулировки не предусмотрены. Коробка раздаточная механического типа, на две ступени передачи усилия вращения , допускает применение дополнительного понижающего режима.

Карданная передача

Открытая, состоит из двух валов, задний – трубчатого сечения, передний – труба и сплошной вал. Валы оборудуются подвижными шлицевыми узлами (прямобочными или эвольвентными) и шарнирными соединениями на подшипниках игольчатого типа.

Передний и задний мост

Тип заднего моста – ведущий, модернизирован в 1988 году.

Для улучшения динамических показателей подобраны другие характеристики на главной паре редуктора. Для поднятия надежности узла использованы более эффективные параметры зацепления шестерен моста.

Передний мост – ведущий. По конструкции главной пары шестерен и дифференциала соответствует заднему мосту.


Рама и буксирное устройство

Изготавливается из двух коробчатых стальных балок, которые соединены поперечинами.

Рама модели УАЗ-31512-010 в передней части имеет узлы установки пружинной подвески, у остальных модификаций рамные устройства предусматривают монтаж рессор листового типа спереди и сзади.

Штатное буксирное устройство жесткого типа, не допускает длительной буксировки прицепа.

Подвеска

У модели УАЗ-31512-010, как у большинства модификаций, подвеска рессорная на переднем и заднем мостах. Тип рессоры полуэллиптический, многолистовой.

Спереди узел набран из семи листов, сзади – из девяти. Для повышения комфорта и улучшения управляемости машины на УАЗ-31512-010 ставят пружинную подвеску спереди.

Ступицы, колеса и шины

Ступицы для колес задней и передней осей одинаковы по конструкции. Имеют по 8 отверстий с резьбой для болтового крепления фланцев.

Диски колес стальные, штампованные с размерностью 6Lx15 или 6Lх16. Применены диагональные на 15 дюймов или радиальные на 15 и 16 дюймов пневматические шины.

Органы управления автомобилем

Рулевое колесо через механизм «червяк-ролик» взаимодействует с приводом, обеспечивающим поворот колес.

Он состоит из рычагов рулевой трапеции, поперечных тяг, сошки и ее тяги, рычага поворотного кулака.

В некоторых модификациях УАЗ-31512, салон которого можно увидеть на фото, устанавливается гидравлический усилитель руля. Это улучшает технические характеристики самого автомобиля.

Безопасную эксплуатацию автомобиля обеспечивают рабочий и стояночный тормоза. Рабочий механизм на обеих осях барабанного типа, с раздельным гидравлическим приводом от двух камер главного тормозного цилиндра.

В приводе применены вакуумный усилитель и регулятор давления тормозной жидкости в зависимости от нагрузки.

Стояночный тормоз – барабан с раздвижными фрикционными накладками, с ручным тросовым приводом. Размещен на раздаточной коробке и действует на вал кардана заднего моста.

Электрооборудование

Собрано по однопроводной схеме, на корпус выведен отрицательный контакт аккумулятора на 60 А*ч.

Устанавливались два типа генераторов переменного тока: со встроенными выпрямительными элементами и регулятором напряжения; с интегральными схемами регуляции напряжения. На последних модификациях монтировалась бесконтактная система зажигания.


Кузов и его элементы

Крепится к раме через резиновые вкладыши, амортизирующие разрыв и сжатие. Цельнометаллическая открытая конструкция с жестким или мягким (тканевым) верхом. Задний борт откидной.

Два сиденья спереди имеют трехточечное крепление к полу кузова, регулируются, сдвигаясь вперед/назад и по наклонам спинки.

За жестко закрепленным трехместным задним сиденьем могут устанавливаться два дополнительных одноместных.

Кузов оборудуется системами отопления и вентиляции.

Технические параметры УАЗа-31512-010 полностью идентичны рассмотренной модели, за исключением применения пружинного узла вместо рессор в передней подвеске.

Достоинства автомобиля



Недостатки, отмеченные владельцами машины

  1. Морально устаревшие конструкция автомобиля и дизайн кабины. Посадка затруднена узкими дверьми, из-под «торпедо» свисают воздуховоды и провода.
  2. Жесткая подвеска не создает комфортных условий в дальних поездках.
  3. Нечеткое рулевое управление требует от водителя определенных навыков, особенно в моделях без гидравлического усилителя, который также не обеспечивает достаточной связи руля и управляемой пары колес.
  4. Тормозной механизм недостаточно эффективен, требует постоянной регулировки.
  5. Примененные агрегаты, узлы и механизмы не обладают достаточной надежностью.
  6. Значительное число точек смазки и обслуживания, мал безремонтный пробег.

Современные модели

Ближайший родственник – UAZ Hunter. Кузов металлический с накладками из пластика, откидной борт заменила пятая распашная дверь с прикрепленным запасным колесом, современные зеркала для контроля задней сферы.

Форточки проветривания стали сдвижными, противотуманные фары вошли в заводскую комплектацию.

Галогенные лампы в передних фарах регулируются гидрокорректором. В Hunter установлены мосты «Спайсер» неразъемного типа, на передних колесах применены дисковые механизмы торможения, новый узел гидроусиления руля.

В раздаточной коробке использованы шестерни с косозубым зацеплением, что сделало работу агрегата менее шумной.

Надо признать, что, несмотря на реальные недостатки, критику со стороны нового поколения водителей, УАЗ-469 и его последующие модификации – это эпоха в российском автомобилестроении.

Посмотрим, как можно обновить «старенький» УАЗ-31512: