Портал для автолюбителей

Сабвуфер своими руками: от начального уровня к высокому классу. Сабвуфер своими руками: от начального уровня к высокому классу Рупорный сабвуфер чертежи 8 дюймов

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

Сабвуферы в составе аудиотракта.

Сабвуфер-часть акустической системы, воспроизводящая самые низкие частоты в том числе инфразвук-от 10 до 250 Гц.

Низкие частоты в диапазоне от 0 до 200Гц не локализируются человеком в пространстве, тоесть слух человека с трудом сможет определить откуда идет звук.
Сабвуферы применяются для экономии пространства в комнате за счет уменьшения габаритов многоканальной акустической системы, например вместо пяти громоздких акустических системах объемом по 50 литров каждая(для надлежащего воспроизведения глубоких низких частот)можно применить один сабвуфер объемом от 20 до 50л и небольшие сателлиты объемом в 10-15литров каждая для средне-высокочастотных динамиков. Еще одним очевидным плюсом сабвуфера является возможность подобрать методом экспериментально-переносного прослушивания в комнате и выбрать наиболее подходящий Вашим вкусовым предпочтениям тембр звучания за счет стоячих волн в комнате.
Сабвуфер обычно применяют в составе от двух до девяти канальных акустических системах, рассчитанных на просмотр современного кинематографа с инновационными спецэффектами и прослушивание современной многоканальной музыки (в частности электронной ) — в них важна убедительная передача самых низких частот.
Одна из наиболее важных проблем сабвуферных систем — сложность состыковки амплитудно-частотных из за фазочастотных (временных задержек воспроизведения сателлитов от сабвуфера) характеристик, и как следствие провал или всплеск АЧХ на стыке. Решением этой проблемы служит корректирующая схемы регулировки фазы и частоты среза.


Среди всех сабвуферов можно выделить два основных типа относительно усилителя: активные и пассивные.


Активный сабвуфер имеет в своем составе встроенный усилитель мощности,который снимает всю нагрузку с основного усилителя) и имеет встроенный активный кроссовер, который отфильтровывает ненужные высокие частоты и упрощает согласование сабвуфера с сателлитами. Может усиливать полученный сигнал с линейного входа (с отфильтрованными высокими частотами). Обычно имеет возможности для подстройки в конкретных условиях применения (плавный или ступенчатая регулировка угла фазы, регулировка частоты среза АЧХ и крутизны среза а так же subsonic(фильтр инфранизких частот для разгрузки усилителя мощности и предотвращения излишних колебаний динамика от инфранизких частот и самое главное как по мне, корректоре линквица, позволяющего заметно уменьшить необходимый объем для НЧ динамика и воспроизводить частоты от 10 Гц динамиками от 8" и выше, что недопустимо при применении пассивного сабвуфера).
Пассивный сабвуфер не имеет усилителя мощности, поэтому он подключается к основному усилителю мощности вместе с основными АС (паралельно) , или к специально отведенному отдельному каналу усилителя мощности. Основной недостаток подключения пассивного сабвуфера является создание дополнительной, значительной нагрузкой основного усилителя что неизбежно уменьшает максимальный уровень громкости аудиокомплекса в целом и вносит свои искажения. Для фильтрации ненужных высоких частот применяют пассивные кроссоверы, которые тоже не сулит ничего хорошего для аудиотракта.Частичным выходом из ситуации фильтрации частот служит оформление бадпасс. Из-за отсутствия средств индивидуальной настройки пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в помещении и имеет большие габариты в отличие от активного.

По оформлению и коэффициенту полезного действия сабвуферы подразделяют на следующие категории:


Закрытый ящик (closed box) . Вид акустического оформления НЧ динамика работающего на герметично закрытый объем ящика без дополнительных излучателей.


Фазоинвертор (vented box). Вид акустического оформления вуфера с выводами от внутреннего объема АС в виде настроенных на определенную частоту труб, из которых выходит воздух от тыльной стороны динамика тем самым излучая звук от задней части диффузора и увеличивая КПД системы. Для наибольшего КПД но и искажений порт фазоинвертора размещают на фронтальной стороне АС. При размещении его на тыльной стороне получаем обратные качества и необходимое минимальное расстояние расположения от задней стенки комнаты. Крутизна среза низких частот выше, чем у оформления закрытый ящик, что позволяет добиться более низкой частоты воспроизведения.


Пассивный излучатель (passive radiator). Особенность этого оформления является дополнительно установленный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковое давление от волны исходящей от мембраны пассивного излучателя суммируется с активным низкочастотного динамика. Проигрывает в качестве и КПД фазоинверсным системам.


Бандпасс (bandpass). В ящик, разделенный внутри дополнительной перегородкой с динамиком на два разные по объёму камеры. КПД конструкции выше, чем у трех вышеуказанных.Название bandpass означает полосовой фильтр, коим служит корпус, который ограничивает АЧХ сабвуфера как снизу так и сверху и в некоторых случаях позволяет отказаться от использования кроссоверов. Существует три вида бандпасса: 4-й категории, 6-й тип-А, 6-й тип-Б.


ЧВ (четвертьволновый резонатор, quarter wave box). Вид акустического оформления с перегородками внутри АС в виде тоннеля с определенней длиной и определенным сечением. QTWP не имеет такого параметра как объем, важны лишь длина и площадь поперечного сечения тоннеля. Четвертьволновый резонатор имеет двухкратное превосходство над фазоинверсным оформлением и втрое большее над закрытым ящиком.


Рупорный сабвуфер (Horn loaded). Рупор очень сложен в настройке но облажает наибольшим КПД среди всех вышеприведенных оформлений. Редко применяется из за больших габаритов, сложности настройки и применяется в основном в професиональной концертной акустике.

Бандпасс четвертого порядка на 2х 75ГДН-3 в изобарическом подключении.

Довольно вызывающий и редко встречающийся в кругах аудиолюбителей вариант изготовления сабвуфера может вызвать много спорных вопросов у читателей, любителей и професионалов. Признаю, кроме интригующих ощущений были и определенные сомнения. Ведь вуфер в оформлении бандпасс призван увеличить КПД низкочастотного регистра, а подключение двух головок в оформлении изобар с точностью до наоборот уменьшает его, давая в качестве преимуществ возможность использовать вдвое меньший объем ящика и увеличивая максимально подводимую мощность вдвое. Измерив параметры Тиля-Смола связки НЧ динамиков и промоделировав результаты в программе идеальным типом оформления стал банд пасс четвертого порядка с одной герметично закрытой камеров и фторой фазоинвертной.




Этот тип Бандпасса считается наиболее приемливым в соотношении качества баса, легкости настройки и небольшого объема. Но ключевым моментом выбора стал подходящий объем в 48л имеющейся в наличии акустической системой Орбита 35АС-016.


Низкочастотные динамики не были в работе довольно долгое время и подвесы уже давно превратились в некую крохкую и липкую субстанцию. Поэтому первым шагом стал замана подвесов:

В ожидании отвердевания клея, необходимо было провести объемные работы по переделке корпуса. Измерив габариты стянутых между собой НЧ динамиками приходим к выводу о невозможности их размещения внутри перпендикулярно. Поэтому была изготовлена диагональная распорка, разделяющая объем корпуса на 2 части.

Но чтобы поместить динамики внутрь и иметь возможность удобно работать с ними (так как родные отверстия для динамиков в последствие будут закрыты)пришлось демонтировать заднюю стенку.

Как оказалось, чтобы поместить динамики даже диагонально в корпусе, необходимо было не только изготавливать новую заднюю стенку, которая монтировалась поверх корпуса добавляя те необходимые пару сантиметров запаса, но и выфрезироватьполости потай для магнитов динамиков чтобы добиться отсутствия контакта магнитов динамика с передней и задней стенкой АС. Закрываем передние заводские отверстия для динамиков в корпусе, изготавливая заглушки необходимой формы и герметизируя отверстия.

Устанавливаем диагональную распорку с низкочастотными головками.

Также монтируем распорку между боковыми стенками для минимизации вибраций корпуса. Монтируем терминал для подключения сабвуфера и приваиваем к нему провод сечением 2,5 кв см из безкислородной меди.

Для достижения подходящего вашим предпочтениям баса экспериментальным путем подбираем тип и количество звукопоглощающего материала в обеих камерах.
Так как оформление банд пасс(в переводе полосовой фильтр) ограничивает воспроизведение средних частот, на практике рекомендуется использование фильтра высоких частот. Однако в изобарическом оформлении присутствует дополнительная фильтрация средних частот в виду изоляции фронтальных сторон диффузора, которые и издавали излишние средние частоты через порты фазоинвертора. Взаимное подключение динамиков по изобарической схеме возможно в двух вариантах.

Однако вариант с параллельным соединением, имеющий больший КПД не дает нам возможности использования с большинствами усилителей, рассчитанными на работу с вуферами от 4 Ом. Мы же выходим на цифру 2 Ома-что приведет к перегреву и выходу из строя усилителя мощности. С последовательным соединением мы получаем импеданс в 8 Ом, позволяющий работать с подавляющим количеством усилителей. При сборке корпуса обязательно герметизируем все щели шпаклевкой или герметиком и заднюю стенку АС прикручиваем к корпусу через уплотнители, так как давление внутри сабвуфера будет очень большим.
После сборки корпуса и подключению к усилителю мощности было масса впечатлений от прослушивания композиций. Действительно низкий и глубокий бас, воспроизводящий 30 Гц по уровню 0дб и 25 Гц по уровню -6 Дб


и не имеющий инородных призвуков в виде гудений, вибраций и сипений воздуха. Однако чтобы раскачать данный агрегат необходим усилитель номинальной мощности от 50 Вт, а рекомендуемая все 100Вт. Поэтому была сделана доработка с возможностью гибкого подключения сабвуфера, исполненная в трех вариантах: 1) Отключение одного динамика и последующая работа его в качестве пассивного излучателя- наименьший КПД сабвуфера- наибольшие требования к мощности усилителя 2) Оригинальный вариант-один канал усилителя работает сразу с двумя динамиками- средний КПД/требования к усилителю. 3) Вывод отдельного терминала подключения для второго динамика – и подключение каждого динамика к своему каналу усилителя(необходимо 2 канала усиления, тоесть стерео усилитель)-наиболее производительный вариает и возможность использования усилителей мощность от 25 Вт на канал, так как каждый канал работает на свой динамик. Каждый из этих вариантов имел свои особенности в звучании поэтому это добавляет возможность в экспериментах согласно Ваших вкусовых предпочтениях и места прослушивания и усилителя мощности.

Данный вариант является отличным бюджетным аналогом современных импортных сабвуферов не уступая по качеству но превосходя по глубине баса в ущерб больших габаритов отлично подходит не только для отработки динамичных сцен фильмов и большего погружения в игровой процесс видеоигр, но и для прослушивания любимых аудиокомпозиций.
Компания Fostex основана в 1973 г. Она является дочерней компанией FosterElectricCo., Ltd., одного из мировых лидеров в разработке оборудования для акустических систем, а также устройств для преобразования и передачи звука. Компания имеет офисы в 9 странах, в ней работает более 20 тыс. человек. Акции FosterElectricCo., Ltd. котируются на Токийской фондовой бирже.
Изначально компания Fostex создавалась для продажи компонентов акустических систем потребителям и дилерам в Японии (в этой стране большое количество обычных людей разрабатывают и создают акустические системы для дома по собственному дизайну, даже сегодня продажа компонентов дает большую часть японского дохода компании).
Следует отметить, что Fostex одна из первых начала разрабатывать и внедрять технологию RP (Regularphase), которая обеспечивает очень чистый звук с высокой чувствительностью и широким динамическим диапазоном, чем сразу завоевали потребительское одобрение и мировую известность.



Динамики этой компании пользуются широкой популярностью среди электроакустиковблагодаря хорошему соотношению цены/качествасреди широкополосных и были рекомендованы мне одним из моих главных наставников товарищем Александром из г Харькова, который изготовил не один десяток акустических систем, соответственно имел колоссальный опыт в подборе динамиков.
Во время изготовления одного из моих проэктов-двухполосной АС на Visaton W200 и Vifa XT25TG в оформлении четвертьволновой трубы войта(TQWP)моим знакомым была предложена пара FostexFE206En по весьма заманчивой цене. Не удержавшись от давнего искушения прослушать рупорную акустику да еще и на самих Fostexах, было решено изменить приоритеты.
Измерения параметров Тиля-Смола показали сходство с заводскими в пределах 5%, чем не могут похвастаться большинство динамиков даже таких фирм как Vifa,Visaton, Seasи т.д.
Внешне динамики оказались очень необычным с одной стороны, но в то же время весьма с логичными и рациональными решениями для абсолютного качества звука с другой стороны- массивный магнит(диаметров более, чем у 12»вуфера150ГДН от Кливер 75АС), мягкий текстильный подвес и гибкая центрирующая шайба, легкий диффузор, изготовленный из волокон бананового дерева а также наличие еще более легкой композитной пленки на пылезащитном колпачке(используется в качестве материала для купольных высокочаcтотных динамиках) для лучшего воспроизведения высоких частот позволили добиться чувствительности в 96Дб/1Вт/м,с перспективой использовать его в рупорном оформлении и отличным вариантом для лампового усилителя.
Концепция однополосной АС является очень заманчивой ввиду наличия определенных преимуществ перед многополосными аналогами.
Среди достоинств следует выделить отсутствия фазового рассогласования и временных задержек, которые происходят из за корректирующих фильтров, разного расстояния между динамиками а также разного фактора ускорения(величины массы подвижной системы, например в двух полосной АС, когда нужно состыковать тяжелый вуфер с легким твитером возникает порог на частоте раздела) , что приносит свои нежелательные искажения. Поэтому звучание этой акустики характеризуется особой монолитностью и насыщенностью.
Еще одним явным преимуществом широкополосных систем является тщательный подбор материалов подвижной системы динамика для максимальной широкополосности, что дает возможноcть их использовать в экзотических и наиболее достоверных оформлениях,в частности обратный рупор


(четвертьволновая труба войта) TQWP

ОНКЕН



лабиринт рогожина


При просмотре характеристик динамиков в паспорте видим рекомендованный чертеж корпуса обратного рупора. Однако его неотесанный внешний вид заставляет искать другие решения дизайна.


К счастью на полках магазина акустических систем и бескорыстными электроакустиками предложено несколько вариантов более привлекательного дизайна для этих динамиков. Например:

Используя один из предоставленных чертежей можем добиться максимальной нижней границы воспроизведения в 75Гц.Однако размеры комнаты и желание максимально возможных результатов позволяют изготовить корпуса больших размеров, что позволит добиться максимально возможной глубины баса. Расчет рупора и моделировании АЧХ производим в бесплатной программе HornResp, которая позволяет моделировать поведение АЧХ в рупорном оформлении согласно параметров Тиля-Смола, объеме предрупорной камеры и особенностями строения рупора.
Согласно теории о рупорном оформлении громкоговорителей, чтобы добиться максимальной глубины в нижнем регистре(в жертву большего КПД) необходимо стремиться к максимальной длине рупора, и максимально большей на выходе площадью устья, при этом не забывая соблюдать золотую пропорцию 1 /3 (горловина/устье). Предрупорная камера по разным источникам информации должна быть эквивалентна объему оформлении закрытый ящик или фазоинвертор. В нашем случае, это 20 литров для фазоинвертора и 10 литров соответственно для закрытого ящика.Согласно выбранному чертежу, объем предрупорной камеры составлял 7 литров, что не приемлимо в нашем случае, поэтому было принято решение усовершенствовать чертеж,увеличив объем предрупорной камеры до 12 литров, с возможностью увеличения до 17 литров с помощью перегородки. Модернизированный чертеж имел следующий вид:


Корпус изготовлен из 20мм ДСП, выбор цвета был остановлен на темном дубе Венге.Светлая комната и белый цвет динамика при этом создавали отличные контрасты. Ввиду того, что лабиринт внутри акустики дополнительно играл роль перегородок, корпуса практически не нуждались в вибропоглощении. Более того, малейшее изменение формы, сечения рупора а также распорки внутри лабиринта приносили значительные искажения на средних частотах и создавали перекос в сцене. Некоторые крупные производители и рядовые разработчики рупорных АС рекомендуют использовать небольшое количество звукопоглотителя в предрупорной камере, особенно если она незначительных размеров, располагая звукопоглотитель напосредственно на стенке предрупорной камеры за динамиком и не закрывая горловину рупора. При субъективном оценивании после звукопоглощения наблюдалось заметное ухудшение артикуляции баса, излишнее подавление средних частот(даже при минимальном размере клочка звукопоглотителя в виде поролона, войлока, мин.ваты ). Поэтому звукопоглотитель рекомендую использовать лишь в исключительных случаях, когда горбы АЧХ слишком велики или стоячие волны или всплески АЧХ динамиков проблемно корректируются режекторными фильтрами.
После сборки корпуса и первом тестовом прослушивании наблюдался острый недостаток глубины нижнего регистра. Причиной этого была недостаточная герметизация перегородок лабиринта рупора и стенок корпуса. Устранив утечки воздуха с помощью герметика, и обклеив съемную боковую стенку уплотнителем,удалось добиться гораздо лучшего результата.

Последним шагом по части герметизации стало тщательно уплотнение посадочного места под динамик с помощью более плотного резинового уплотнителя. Результат превзошел ожидания, и удалось добиться даже излишки баса, но не его глубины.Хорошим рычагом в этой ситуации оказалась перегородка в предрупорной камере, регулирующая ее объем. Больший объем означал большую глубину баса, но меньшее давление(КПД), что стало отличным корректором в нашей ситуации.
При измерении АЧХ и импеданса динамика

в акустической системе обнаружился всплеск АЧХ на частоте выше 12Кгц и низкодобротный,незначительный презенс на частоте 3,49 Кгц. Первый корректируется компенсирующей цепью Цобеля, второй параллельным низкодобротным режекторным фильтром.
Катушку индуктивности следует наматывать проводом, сечением не менее 1,2 квадрата, чтобы реактивное сопротивление ее не превышало 0,5 Ом, иначе будут заметные потери в глубине и артикуляции баса.
Динамики Fostex обладают очень легким звучанием, которые замечательно передают инструментальную музыку, вокал. Бумажный диффузор и рупорное оформление придает нейтральное звучание, с небольшим всплеском на верхней середине и нижнем высокочастотным регистром. Поэтому необходимо максимально приближенно сохранить исходный тембр звучания динамиков и сделать небольшой провал в области верхней середины. Так как все типы разделительных конденсаторов обладают уникальным тембром, следует учесть это при выборе типа проходного конденсатора в режекторный фильтр.
В тесте участвовали следующие конденсаторы:
-Металлобумажные МБГО: практически нейтральный тембр с небольшими презенсами в области нижней середины, и недостатком высоких частот.
-Металлобумажные МБГЧ, с расширенным верхним диапазоном воспроизведения высоких частот:Слишком сырое звучание с приглушенной серединой и излишними высокими частотами.
-Металлобумажные конденсаторы МБМ: довольно звонкое звучание из за гармоник в верхней середине,искажение локализации звуковых образов при построении сцены аудиокомпозиций.
- металлопленочные К-73-17: нейтральное звучание, излишнее подавление верхней середины.
-металлопленочные К-73-11: нейтральное звучание, излишнее подавление нижнего ВЧ регистра.
Выбор был остановлен на металопленочны К-73-11 , как наиболее подходящих под особенности тембра нашего динамика.
Монтаж проводки к акустическому терминалу следует производить максимально симметрично по центру рупора прикрепив его к стенке и установив максимальную натяжку.

Ожидание прослушивания оказалось оправданным и в первые секунды оставило много незабываемых впечатлений. Не удалось ограничиться минимальным тестовым набором композиций для установлении оценки о прослушивании этой акустики.Напротив, появилось неутолимое желании прослушать аудиокомпозиции самых разных жанров, что собственно и было проделано.
Среди наилучших качеств стоит выделить гораздо более широкую направленность, и наилучшую проработку и большую достоверность нижнего регистра из всех существующих оформлений динамиков.
Наиболее достоверно и качественно воспроизводятся инструментальные аудиокомпозиции -классика, легкий рок, джаз. Так же отлично артикулированный и мощный нижний регистр отигрывает поп, рэп, и т.д вплоть до дабстепа.Однако,тяжелый рок и эта акустика воспроизводит с некоторыми недостатками.
После конструированияэтой акустики стало ощущаться слабое звено оставшегося звукового тракта- звуковая карта AsusXonar DX. Дискретный транзисторный усилитель HarmanKardon PM 655 еще справляется с поставленной задачей, однако эти высокочувствительные АС с легкими динамиками еще больше раскроют вой потенциал в дуэте с ламповым усилителем.
И конечно же, после многочисленных прослушиваний Вы приходите к желанию отказаться от таких низкочастотных оформлений, как закрытый ящик, фазоинвертор и даже Четвертьволновая труба Войта ввиду явного проигрыша в достоверности воспроизведения аудиокопозиций.
Поэтому в качестве оформления вмногополосных АС и сабвуферных систем по возможности рекомендую использовать рупорное оформление.
Желаю всем желающим удачи в конструировании рупорных АС и возможному повторению моего проэкта!





Система 5.0 для прослушивания совместно с сабвуфером.


Хочу представить Вашему вниманию недавно изготовленную систему 5.0 на базе динамиков производства СССР. Прежде всего хочу Вас ознакомись с историей развития акустических систем и дать некоторые рекомендации по выбору типа АС.


Начиналось все очень давно с самого простого динамика, встроенного в корпус. Называлось это "устройство" спикерфоном, оно, кстати, и сейчас является обязательным атрибутом любого "панциря". Ситуация изменилась с появлением первых звуковых карт, которые могли обеспечить вывод 2-канального звука. Сейчас эту систему называют "по-научному" 2.0 (первая цифра - количество колонок, вторая - количество сабвуферов), раньше же говорили проще - стереосистема.
Первые многоканальные акустические системы имели обозначение 4.0, в состав которых, соответственно, входят 4 колонки - две фронтальных и две тыловых. Подобная акустика дает неплохие эффекты в играх, создавая трехмерный звук. С помощью системы 4.0 можно, конечно, и слушать музыку, но звук будет ненамного отличаться от того, который можно получить на обычных двух колонках. В акустике 4.1, как видно из названия, добавлен сабвуфер. Правда, эти системы все равно остались четрыехканальными - низкочастотные сигнала в них выделяются с помощью специального кроссовера.

Следующий тип акустических систем уже обладает полноценным 6-канальным звуком. Речь идет, как вы, наверное, уже догадались, об акустике 5.1. В состав этих комплектов входят две фронтальные колонки, две тыловые, одна центральная и сабвуфер. То есть по сравнению с акустиской 4.1 появился центральный излучатель. А нужен он для соответствия формату Dolby Digital, часто используемом в фильмах, особенно на DVD-дисках. По центральной колонке передаются диалоги действующих лиц. Кроме того, акустика 5.1 может оснащаться декодерами DTS и Dolby Pro Logic. Таким образом, системы 5.1 - минимально необходимые для домашнего кинотеатра.

Муки выбора...

2.0 и 2.1. Большинство пользователей компьютеров не очень требовательны к компьютерному звуку. Если вы слушаете записи формата mp3, да еще иногда играете, то вам будет вполне достаточно акустики 2.0 или 2.1. Причем, если вы хотите добиться качественного звука, то просто купите систему подороже. Приобретать же более "продвинутую" акустику не имеет смысла, поскольку для нее нужна многоканальная звуковая карта. А подобные затраты для прослушивания mp3 (формата, не отличающегося особым качеством звука) мне кажутся нерациональными.
4.0 и 4.1. Эта акустика предназначена в первую очередь для игроков, а особенно для любителей трехмерных "стрелялок". Специально для систем 4.0 и 4.1 разработчики игр создают впечатляющие звуковые эффекты, которые могут существенно поднять настроение игрокам. Ну а при прослушивании музыки на системах 4.0 и 2.0 вы почти не почувствуете разницы, поскольку в большинстве случаев задние динамики будут просто дублировать сигнал с фронтальных. Таким образом, при покупке хорошей акустики 2.0 или 2.1 можно слушать более качественную музыку, чем после приобретения акустики 4.0 или 4.1 низшего ценового диапазона.
5.1. Как я уже говорил, формат 5.1 разрабатывался в первую очередь для просмотра фильмов на DVD и blu-ray качества. Таким образом, если вы частенько смотрите на компьютере видео, то выбор для вас однозначен. Кроме того, акустика 5.1 дает очень неплохие результаты и при прослушивании музыки. В играх же все зависит от того, потрудились ли разработчики обеспечить поддержку 6-канального звука. Если нет, то использование акустик 5.1 и 4.1 будет мало чем различаться.

Данная акустическая система разрабатывалась c учетом следующих требований:

1) Ширина и высота корпуса определялась рамками установки АС в декоративные нишы. Поэтому компенсировать недостаточный размер АС, например в высоту, можно было размерами глубины.

2) Совместное использование и состыковка с активным сабвуфером на 12" головке с верхней частотой среза не более 110 Гц фирмы Mission M6AS

3) Довольно скромный бюджет, в который нужно вложиться.



Это привело к некоторым сложностям, так как разработка акустических систем обычно начинается с подбора объема и формы АС под параметры конкретного динамика. К тому же, динамики производства СССР при их легкости и сочности звучания обладали излишней добротностью, из за чего прослушивать их даже в оформлении "закрытый ящик" оказалось невозможным- большая неравномерность АЧХ и как следствие тяжелое и кашистое звучание. Для справки: оформление открытый ящик можно выполнить в следующих вариантах:

1)Отсутствие задней стенки в акустической системе.

2)Использование вместо нее растянутого по всей площади звукопоглощающего материала, эксперитментально подбираю толщину и материал.

3) Использование перфорированный задней стенки, как например здесь:

Однако платой за "гладкую АЧХ" является более резкий спад гораздо дальше от частоты основного резонанса в области НЧ. из за "акустического короткого замыкания" передней и задней части диффузора динамика.

Выходом из этой ситуации нашелся в использовании второго низкочастотного динамика в фронтальных и самых ответственных АС. Это позволило снизить нижнюю граничную частоту воспроизведения до 90Гц и улучшить диаграмму направленности аустчисекой системы.
Можете сравнить графики АЧХ-верхний открытый ящик, нижний-закрытый.

Выбор динамиков для акустических систем ввиду большой стоимости импортных динамиков,наличии подделок и китайских копий был остановлен на отечественных, производства СССР. Очень ценятся в кругах аудиофилов, любителей лампового и винтажного звука.Из преимуществ можно рассмотреть:

доступную цену;

Высокую чувствительность (нетребователен к мощности - -усилителя и идеальный вариант для лампового);

Большой потенциал.

На последнем остановлюсь подробнее. Широкополосные динамики отечественного производства обладали очень приятным тембром, просто шикарной и завидной для очень многих зарубежных аналогов микродинамикй и детализацией в звучании, широкой сценой и легкостью звучания.Этого удалось достичь благодаря отсутствию вибро и звуко поглощающих мастик при изготовлении диффузора. Конечно же без жертв не обошлось. Теперь можно выделить основные недостатки:

Слишком неравномерная АЧХ из за излишней добротности и отсутствию мастик, который использую для устранениия вышеперечисленных недостатков импортные заводы изготовители динамических головок;

Довольно таки невзрачный внешний вид преимущественно всех динамиков, особенно корзины, из за чего приходится прибегать к нестандартным решения вроде расоложения динамика изнутри корпуса или использовать решетки гриль и декоративные кольца для скрытия этих недостатков. Выбор остановился на 8" 8гдш-1 для НЧ /СЧ звена в фронтовых и тыловых АС


и 6" 5гдш-4 для центрального канала.


В качестве высокочастотного звена был использован легендарный овальный диффузорного типа 3гдв-1, которые придают бархатный тембр звучанию АС в отличии от купольных твитеров.


Однако овчинка стоит выделки. Заложеный потенциал можно раскрыть благодаря долгой и кропотливой работе по рассчету и настройке разделительных фильтров, которые заняли львиную долю времени при изготовлении этих АС.

Для воссощдания корректной звуковой картины в системе 5.1 тыловые АС должны не только находить на уровне немного выше головы слушателя, но и быть направленны строго на слушателя. Для этого использую консоли(кронштейны) с верикальным и горизонтальными углами наклона. Однко есть проблемма: они должны крепится к задней стенке акустики, которой у нас нет... Сдесь в жертву пришлось принести внешний вид верхней стенки АС, закрепив их на 2 болта и немного модернизировав кронштейны под крепление к верху акустической системы.
для закрепления их изнутри. Попытка поиска станков с ЧПУ по фрезеровке в городе не обвенчалась успехом, поэтому пришлось фрезеровать вручную с помощью лекала. Однако после проделанной работы были выявлены неровности и сколы от декоративной пленки. Защитная решетка гриль не только не придала лучший внешний вид, но и ухудшила внешний вид стыков решетки с корпусом ДСП.


Для объективной оценки звучания необходимо мнениие аудиокритиков. Незамедлительно была создана колегия критиков из родственников и друзей. Большинство из просто равнодушны к музыке.И только 2 человека из них музыканты.
Тестовыми композициями были выбраны концерт Nigtwish Dark Parsons Play 2008 года записанной в формате DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 48KHz с и битрейдом аудио 5400 кбит /секунду и концерт Metallica: Orgullo pasion y Gloria - Tres Noches en Mexico 2009 с аудиодорожкой формата DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 96KHz с и битрейдом аудио 7200 кбит /секунду .

При первом прослушивании системы 5.0 было отмечена четкая локализация объектов, масштабная сцена с равномерно распределенным звуковым полем, шикарная микродинамика, отчетливо слышна игра каждого инструмента, и самое главное, что воспроизводимые звуковые образы не привязаны к акустической системе, а равномерно распеределяются в воссозданной мощной сцене. Даже при прослушивании этих концертных фонограмм и других одиночных композиций в формате Flac (несжатый аудиокодек, по качеству не устапает лицензионному компакт диску) и просмотре трейлера к фильму Transformers:The dark side of the moon наблюдалось очень интересное явление: стереопара давала настолько обширную сцену, что даже в неидеальном с точки зрения акустики помещении, объекты локализоровались даже сбоку слушателя и даже сзади АС, что было очень приятной неожиданностью и поставило жирную точку в сомнениях о корректном изготовлении и настройке АС.



Современная музыка и спецэффекты в кино (например, взрывы в саундтреках фильмов) содержат много низких частот. Хотя широкополосные АС могут иметь достаточно полноценный диапазон частот, их дополняют сабвуферами, которые действительно способны внятно воспроизводить низкие частоты, что особенно актуально для насыщенной басом музыки, например EDM (электронная танцевальная музыка) или регги.

Размещение обычных АС, как правило, сравнительно простой вопрос, но размещение и конфигурация сабов имеет несколько вариантов и может быть более сложной задачей. Давайте начнем с основ.

Сабвуфер — это специализированный кабинет, который воспроизводит крайний, нижний предел частотного диапазона. Модели для студии или домашнего кинотеатра могут работать в диапазоне от 20 до 250 Гц, в звукоусилении сабы, как правило, работают от 30 до 120 Гц, с точкой кроссовера от 80 до 100 Гц. Они могут быть пассивными, питаться от внешних усилителей и процессоров, или активными, со встроенным усилением и процессингом.

В небольших системах сигнал на сабы и на основные АС отправляется с одного, главного выхода консоли, в то время как более крупные сетапы могут получать НЧ-контент только от НЧ-инструментов, таких, как басовый барабан, бас-гитара или даже бас-вокалист. В этом случае сигнал для саба отправляется на усиление через отдельный выход консоли (aux, матрица или моно-шина). Это помогает очистить «мутное» звучание нижнего края диапазона, потому что из НЧ-сигнала устраняются открытые микрофоны на сцене, которые «насасывают» шум со сцены, и которые могут быть не в фазе друг с другом.

Существует несколько различных типов сабвуферов, каждая конструкция представляет собой компромисс между шириной воспроизводимого диапазона, эффективностью, размерами и ценой. Конструкции могут использовать один или несколько динамиков, расположенных в различных конфигурациях, в том числе:

Герметичный корпус.

Динамик(и) установлен(ы) в герметичный корпус. Хотя переходные процессы данная конструкция отрабатывает хорошо, но по сравнению с вентилируемым корпусом эффективность мала, и воспроизведение самых низких частот достаточно проблемно, особенно на высоких уровнях громкости. Одним заметным исключением является специфический дизайн, который использует собственные электронные системы управления процессом обработки для воспроизведения низких частот (до 20 Гц).

Бас-рефлекс/Вентилируемый корпус/Фазоинверторный корпус.

Наиболее распространенный тип дизайна саба в звукоусилении, «бас-рефлекс» имеет динамик(и), установленный(ые) в ящик, который также имеет одно или более вентиляционное отверстие. Вентиляционное отверстие (или порт) имеет определенный размер, и длину, чтобы звук, исходящий сзади динамика при выходе из ящика совпадал по фазе со звуком, идущим спереди. Преимуществ фазоинвертора перед герметичной конструкцией имеется множество, в том числе: расширенный НЧ-отклик, повышенная мощность и увеличенное звуковое давление.

Однако эти преимущества приходят вместе с увеличенной стоимостью, большим размером корпуса и весом, и медленными переходными характеристиками. Также необходимо использование дополнительного обрезного НЧ-фильтра, ниже частоты настройки, для предохранения подвесной системы динамика от повреждений на высоких уровнях.


Бэндпасс.

В данной конструкции один (или более) динамик размещен в резонаторной камере, которая может быть закрытой или вентилируемой, и играет во вторую вентилируемую камеру, расположенную перед выходом из ящика. Проходя через эти настроенные камеры, звук ограничивается в частотном диапазоне, но увеличивается выход в пределах заданных камерами частот, наряду с сокращением верхних гармоник.

Недостатком является то, что размещение второй резонансной камеры перед динамиком увеличивает размеры корпуса.

Нагруженный рупор. Как и предполагает название, динамик находится в закрытой (иногда вентилируемой) камере, выход которой направляется через рупор. Рупор увеличивает выход динамика, а также может улучшить направленность, в зависимости от длины и площади выхода рупора (та часть, которая выходит наружу). Так как низкие частоты требуют большого рупора, дизайнеры, как правило, сгибают, складывают или загибают рупор в корпусе, в результате чего размеры ящика становится более вменяемыми.

Чертеж LAB Sub , сабвуфер дизайна «нагруженный рупор».

Рупорная конструкция предполагает увеличение уровня в сравнении с бас-рефлекс дизайном, но иногда она не очень хорошо воспроизводит самые низкие частоты, потому что для обработки этих длинных волн необходим рупор существенного размера. Однако, они могут быть уложены в группы для дополнительного НЧ-расширения. Большой размер и вес этих корпусов, как правило, ограничивает их применение для больших мероприятий.

Обратно-нагруженный рупор.

Динамик помещается на выходе рупора, одна стороны направлены в рупор, другая – на выход из рупора. Монтаж динамика в данном месте уменьшает необходимую длину хода подвеса динамика, в сравнении с обычно нагруженным рупором, в итоге — меньше искажений и больше выход. Эти преимущества приходят вместе с увеличением стоимости, размера и веса сабов. Тем не менее, результаты могут быть очень хорошие, особенно в проблемных акустических средах.

Кардиоида.

Данная конструкция обеспечивает больший выход из передней части ящика и меньший — сзади. Это обычно достигается путем добавления еще одного динамика в задней части корпуса и изменения их фазового отношения и/или выходного времени прибытия по отношению к переднему динамику, помогая обнулить звуковые волны, идущие назад.

Кардиоидная конструкция фокусирует НЧ-энергию на аудитории, снижая нежелательные отражения и шум на сцене. Эти преимущества сопровождаются большей стоимостью и весом, также требуются дополнительное усиление и процессинг, если сабы — пассивные. Однако результаты могут быть очень хорошими, особенно в проблемных акустических средах.

Гибридные конструкции.

В них применяется сочетание различных подходов внутри одного корпуса. Например, я недавно наткнулся на одну конфигурацию с двумя динамиками, имеющими общую вентилируемую камеру. Один динамик фронтального излучения стоит прямо, а второй — под углом 90 градусов, и излучает во вторую вентилируемую камеру.

Также на рынке имеется кардиоидный пассивный саб с двумя динамиками: 18-дюймовый бас-рефлекс конфигурации и 15-дюймовый в сложенном рупоре.

Очевидно, есть много, чего обсудить, когда дело доходит до сабвуферов, и то, что я представил здесь, предназначено в качестве примера, просто как грунт для полотна, на котором может быть написана любая картина. Хорошее понимание работы и взаимодействия сабов стоит вашего времени, а доставка НЧ-энергии с максимальной отдачей и управляемостью является одним из определяющих факторов успешного опыта в звукоусилении.

Крейг Лирман

Рупорная акустика

Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.

Что это такое

Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.

Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.

Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.

Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.

Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.

История

Итак:

  • Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия.
    Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
  • Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли.
    Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
  • Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.

Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».

  • Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
  • Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
  • Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.

Магическое звучание рупорных систем

Итак:

  • То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
  • Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
  • Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.

Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.

  • И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.

Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.

  • Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.

В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.

Рупорная акустика в авто

Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:

  • Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
  • Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.

Преимущества и недостатки рупорной акустики

На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.