Портал для автолюбителей

Специальный транспорт. Транспортные средства: классификация

Классификация перевозок в зависимости от расположения пунктов отправления и назначения грузов и пассажиров и используемых для перевозок видов транспорта. Различают В. с.: внутрихозяйственные (т. е. внутри промышленных и с. х. предприятий …

Форма страхования однородных объектов от характерных именно для них опасностей, рисков. Выражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой данных объектов. Каждый вид страхования обычно требует построения соответствующей… … Словарь бизнес-терминов

Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на байкальской природной территории - виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: а) химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Виды затрат на приобретение материально-производственных запасов - к фактическим затратам на приобретение материально производственных запасов относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам… … Википедия

Виды весов - 1. Виды весов 1.1. Автомобильные весы Весы для взвешивания безрельсового транспорта, приспособленные для его наезда Источник: ГОСТ 29329 92: Весы для статического взвешивания. Общие технические требования …

Виды объектов градостроительной деятельности в городе Москве - 16. Виды объектов градостроительной деятельности в городе Москве: 1) территория города Москвы, территории административных округов, районов города Москвы; 2) элементы функционально планировочной структуры территории города Москвы; 3) объекты… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

- … Википедия

К специализированным (от лат. specialis особый и species раз¬новидность) относятся те виды транспорта, которые ориентиро ваны на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки грузов или пассажиров.  III рубежом употребляется… … Википедия

Отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Виды транспорта (ПД-6443) , Уважаемые взрослые, перед началом игры разрежьте все карточки по пунктирным линиям. В коробке вы найдёте 8 листов для разрезания. Эта игра поможет малышам в лёгких иразнообразных формах… Категория: Обучающие игры Серия: Дорожная азбука для детей Издатель: Рыжий Кот ,
  • Насекомые-Виды транспорта-Птицы. Запутанные картинки , Запутанные картинки - это увлекательная настольная игра для маленьких детей, разработанная опытными и квалифицированными педагогами дошкольного образования. Игра способствует развитию… Категория:

Понятие наземного транспорта, его виды

Транспорту принадлежит важная роль в развитии экономики Российской Федерации. Он обеспечивает развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства и иных сфер деятельности государства. Транспортная деятельность является одной из гарантий реализации закрепленных в Конституции РФ принципов свободы перемещения товаров и услуг, свободного передвижения граждан.

В теории права принято делить транспорт на пять видов - автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт . В отдельных работах можно встретить утверждение от том, что к видам транспорта относится гак называемый « трубопроводный транспорт» . С этим мнением нельзя согласится. Как указано в проекте Соглашения об информационном взаимодействии госу- дарств-учасгников Содружества Независимых Государств в области обеспечения транспортной безопасности транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования. Далее дастся перечень видов транспортных средств, среди которых не значится трубопровод как одно из транспортных средств. Перекачка нефти, подача газа и др. по магистральным трубопроводам нс подпадают под действие норм главы 40 «Перевозка» ГК РФ, а также какого- либо транспортного закона.

Необходимо отметить, что выделение указанных пяти видов транспорта не в полной мерс отвечает закрепленным нормативным положсниям об их системе. Так, в Федеральном законе «О транспортной безопасности» наряду с пятью видами транспорта указывается также электрический городской наземный пассажирский транспорт (и. 11 ст. 1). К нему Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (и. 2 сг. 1) и Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.н. 13 и. I ст. 3) относят трамвай и троллейбус.

Кроме того, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» выделяет внеуличный транспорт для перевозки пассажиров (пассажирский транспорт), к которому относит метрополитен, легкое метро, внеуличный трамвай и монорельсовый транспорт (ст. 3).

Таким образом, опираясь на положения законов, есть основания выделить следующие виды транспорта:

  • -автомобильный;
  • -железнодорожный;
  • -воздушный;
  • -морской;
  • -внутренний водный;
  • -городской наземный электрический транспорт для перевозки пассажиров;
  • -внеуличный транспорт для перевозки пассажиров.

Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Что касается автомобильного, железнодорожного, городского наземног о электрического транспорта, а также внеуличного транспорта для перевозки пассажиров, то с учетом сферы иеггользования их объединяет общее название - наземный транспорт.

Входящие в его состав последние два вида транспорта с учетом применения для ггерсвозок электрической тяги, а также ограничения иеггользования только в городских условиях могут быть объединены общим названием «городской электрический транспорт».

В отличие от воздушного и морского транспорта наземный транспорт характеризуется использованием созданных для него транспортных артерий - автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, путей метрополитена, путей монорельсового транспорта (ходовых балок монорельсовых транспортных систем). Они должны отвечать установленным требованиям, быть оборудованы надлежащим образом, обеспечивать безопасность перевозок. Указанные транспортные артерии должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии. Для их эксплуатации приняты специальные правила, подлежащие строгому соблюдению.

Автомобильный и железнодорожный транспорт, объединенные общими признаками, имеют существенные различия. Рассмотрим основные из них.

Автомобильный транспорт обладает высокими мобильностью и маневренностью, оптимальными скоростными характеристиками перевозок. Он не требует значительных затрат на создание инфраструктуры, какими отличаются железнодорожный транспорт.

Преимущество автомобильного транспорта но сравнению с железнодорожным состоит еще и в том, что только при автомобильных перевозках транспорт, как правило, подается иод погрузку к складским помещениям грузоотправителя, а для разгрузки - к складским помещениям грузополучателя. На других же видах транспорта, в том числе на железнодорожном, г рузоотправитель доставляет г руз к транспортному средству, а грузополучатель вывозит его с разгрузочной площадки перевозчика.Это требует от них существенных дополнительных затрат.

Указанные особенности позволяют активно использовать автомобильный транспорт наряду с другими видами в ггеревозочном процессе.

Что касается железнодорожного транспорта, то масштабы его участия во внутренних и международных перевозках определяются рядом его преимуществ гго сравнению с другими видами транспорта, в том числе и автомобильным транспортом. Это касается возможностей железнодорожного транспорта, особенностей эксплуатации, наличия инфраструктуры и т.п.

Так, его отличает способность перевозить значительные объемы грузов на дальние расстояния. И хотя скоростной режим перевозок железнодорожным транспортом значительно уступает некоторым видам транспорта (например, воздушному, а также автомобильному транспорту) это компенсируется такими его преимуществами, как высокая перевозная способность, универсальность использования, регулярность осуществления перевозок, практически неуязвимость от погодных условий. Перечисленные возможности железнодорожного транспорта диктуют политику организации внутренних и международных железнодорожных перевозок по маршрутам, характеризующимся большими потоками разнообразных 1рузов, измеряемых миллиардами тонн в год, массовыми пассажирскими перевозками. Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически безопасных видов транспорт.

Рост масштабов перевозок требуют оптимизации деятельности железнодорожного транспорта, совершенствования его правовой базы. Это обусловлено также проводимой в Российской Федерации реформы железнодорожного транспорта. Его акционирование внесло коррективы в приоритеты развития железнодорожного законодательства, закрепления формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта, совершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственности при нарушении обязательств.

В условиях возрастающей тенденции гармонизации вну тренних правовых систем и международной исгочниковой базы весьма актуальным является анализ норм, регулирующих организацию и осуществление внутренних и международных железнодорожных перевозок, выявление направлений и способов унификации указанных норм.

Принципиальное отличие городского электрического транспорта от автомобильного и железнодорожного заключается, во-первых, в том, что он осуществляет только перевозки пассажиров и, во-вторых, в том, что территория его действия, как следует из названия, ограничивается пределами городской черты. В связи с этим его главные задачи заключаются в обеспечении безопасности перевозок и создания комфортных условий для пассажиров. Поскольку городской электрический транспорт частично урегулирован Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТГНЭТ), его деятельность рассматривается в разделе 2 «Правовое регулирование перевозок автомобильным транспортом» монографии.

  • См.: Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П.Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2009. С. 512; Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. М: Юстиции-форм. 2004. С. 8.;Транспортное право: учебное пособие / О.В.Сиваков,А.Б.Новосельцев, В.Г.Ермолаев, Ю.Б.Маковский. - М.: Былина. 2000. С. 9;
  • ‘ См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие. М.: Волтере Клувер.2010. С. 15.
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
  • Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Вопрос № 1. Транспорт. Назначение и состаляющие.

Транспорт - совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений, устройств по обслуживанию. Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт делится на три категории:

1)транспорт общего пользования,

2) транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт специального пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

3)Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп по определенным признакам.

По числу колес : Моноцикл, Бицикл, Трицикл, Квадроцикл

По типу колес : Железнодорожный транспорт, Легкорельсовый транспорт, Гусеничный транспорт

По типу двигателя : Самоходный транспорт, Мототранспорт, Приводимый мускульной силой, Прицепы

По среде перемещения : Водный транспорт, Воздушный транспорт, Наземный и подземный

По виду собственности и количеству пассажиров: Индивидуальный транспорт, Общественный транспорт

По грузоподъемности : Грузовой, Легковой

Вопрос № 2. Транспортная система. Внешний, городской, пригородный и локальный (экзотический) транспорт.

Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности . Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей - задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств - механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

1)протяжённость путей сообщения,

2)численность занятых,

3)грузо- и пассажирооборот.

Уровни транспортной системы:

1)Внешний: ж\д. авиа. автомоб, водные (морской и речной)

Населенный пункт не может без транспорта. Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и географ положения города.

2)Городской: необходим при повышении пешеходной доступности (15 мин). Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и населенности пункта. Бывает: пассажирский (массовый, локальный), грузовой, специальный.

3)Пригородный: автобусы. ж\д, водный, авто. Повышенная интенсивность днем и вечером (=маятник)

4)Локальный (экзотический)

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Вопрос № 3. Городской транспорт. Назначение и основные характеристики.

Транспорт – совокупность средств сообщения, путей сообщения, сооружений и устройств по обслуживанию

Виды : пассажирский, гручовой, специальный (милиция, скорая помощь, МЧС и т.д.) Начначение:

1. Перевозка грузов (более прогнозируем)

2.перевозка людей

Грузовой транспорт делится на

1. Промышленный (чависит от величины и профиля хочяйства)

2. Строительный (зависит от величины города)

3. Потребительский (от величины и тенденции к развитию)

4. Очистительный

Пассажирский

1. Общегородской (массовый: метро, троллейбусы, автобусы, трамваи; индивидуальный)

2. Локальный (движение на ограниченном пространстве - завод, ТРК)

Провозная способность - это количество пассажиров, которых может быть перевезено по одной нитке, в одном направлении, за единицу времени. 80-90 тыс пассажиров в час - метрополитен 15 - 30-35 тыс пассажиров в час - трамвай 10-23 тыс пассажиров в час - троллейбус

Зависит от вместимости, остановочных пунктов

Самая большая у метро, жд, трамвая, троллейбуса, автобуса

Вместимость - это количество пассажиров к ее разрешению перевозить по нормам на 1м 2 . В час пик 8 человек на 1 кв метр.

Скорость сообщения – это скорость передвижения на массовом транспорте с учетом плановых и неплановых остановок.

Троллейбус

Индивидуальный

Вместимость

4 Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. Взависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

    основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

    подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

    внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

    в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.