Портал для автолюбителей

Бортовой номер мпк 90 проекта 204. Новая энергетика

Малые противолодочные корабли проекта 204 типа МПК-15 (по классификации НАТО: Poti corvette class) - малые противолодочные корабли, состоявшие на вооружении Военно-морских сил СССР, Болгарии и Румынии.

Основные характеристики:

Водоизмещение 439 т (стандартное),555 т (полное).
Длина 58,3 м (56 м по КВЛ).
Ширина 8,1 м (7,85 м по КВЛ).
Осадка 3,09 м.
Двигатели ДГТУ ГТК-Д2: два газотурбокомпрессора Д-2К и два дизеля М-504.
Мощность 36600 л.с.
Движитель по два вала и гребных винта в трубах с наддувом.
Скорость хода 35 узлов (максимальная) 14 узлов (экономическая.
Дальность плавания 2500 морских миль (при 14 узлах).
Автономность плавания 7 суток.
Экипаж 54 человека (5 офицеров).

Вооружение:

Радиолокационное вооружение общего обнаружения: МР-302 «Рубка»,
НРЛС: «Вайгач» (Don-2 или Spin Trough),
ГАС: «Геркулес-2М»,
управления огнём: МР-103 «Барс» (Muff Cob).
Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (2 Watch Dog).
Артиллерия спаренная 57-мм АК-725 (или ЗиФ-31Б).
Противолодочное вооружение РБУ-6000 «Смерч-2» (или РБУ-2500).
Минно-торпедное вооружение 4 x 400-мм торпедные аппараты ОТА-40-204,
(4 торпеды СЭТ-40),
до 18 мин.

Создание проекта

Малые противолодочные корабли проекта 204 являются результатом модификации и дальнейшего развития аналогичных кораблей проекта 201. Задание на разработку подобного судна было выдано в 1956 году Зеленодольскому ПКБ. Главным конструктором был назначен А.В.Кунахович, а главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко.
Стандартное водоизмещение выросло до 440 тонн, но вместе с тем значительно усилилось и вооружение противолодочного судна. После итоговых испытаний создатели были награждены Ленинской премией.

Энергоустановка

Энергоустановка была оригинальной: туда входили гребные винты, помещённые в трубы с соплами. Винты вращались дизелями М-504, а в трубах газотурбокомпрессоры Д-2К нагнетали воздух, создавая дополнительную тягу и повышая скорость в два раза.
Установка подобного типа внедрялась на сторожевиках проекта 35, однако ожидаемого повышения скорости не было, да и установка не подходила по многим другим параметрам. Тем не менее, противолодочных кораблей с подобной установкой было построено не менее 60 единиц.

Изначально автором установки считался Б.К.Ильинский, но после распада СССР выяснилось, что создателем на самом деле является К.А.Путилов: в 1946 году после совещания у И.В.Сталина на тему улучшения ходовых качеств охотников за подводными лодками учёные начали разработку новой энергоустановки (тем более выяснилось, что в США строятся первые атомные подлодки).
Помощь в поисках решения оказал НКВД, который помог найти на кафедре физики МАИ, руководимой К.А.Путиловым, группу во главе с А.В.Волковым, работавшую над созданием реактивных двигателей для кораблей. За десять дней была организована лаборатория во главе с профессором К.А.Путиловым, однако быстрого результата добиться не удалось.
Только в начале 1950-х годов были проведены первые натурные испытания и появилась возможность начать работы над энергетической установкой для кораблей. В 1951 году ЦНИИ им. Крылова как головной организации Минсудпрома в вопросах научного обеспечения кораблестроения удалось на завершающем этапе работ провести на одну из руководящих должностей своего представителя Б.К.Ильинского, который стал преемником К.А.Путилова после его смерти, и смог довести исследования до логического завершения.

Вооружение

Противолодочное вооружение включало четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-40 и две установки РБУ-6000 (на первых двух корпусах были установлены старые РБУ-2500).
Артиллерийское вооружение состояло только из спаренной башенной автоматической 57-мм артустановки АК-725, размещённой в средней части корабля (на первых двух – открытая установка ЗиФ-31) с РЛС управления «Барс».
Размещение было неудачным, однако выбора по большому счёту не было: на носу место было занято РБУ-6000, а в корме воздухоприёмниками главной энергетической установки.
Освещение надводной обстановки велось с помощью РЛС «Рубка», а подводной – с помощью ГАС «Геркулес-2М». Имелся также комплекс «Бизань-4Б».

Строительство

На трёх заводах было построено 66 кораблей данного проекта: 31 на ССЗ им. Горького в Зеленодольске, 24 на ССЗ «Залив» в Керчи и 11 на Хабаровском ССЗ. Шесть из них были переданы ВМС Болгарии («Храбри», «Строги», «Летящи», «Безстрашни», «Бдителни» и «Напористи»), три корабля - ВМС Румынии (построены по экспортному проекту 204-Э, который предусматривал более простую компоновку).
И всё же вышло так, что корабли сдавались флоту в период быстрого роста боевых возможностей ПЛ и авиации и уже в процессе постройки стали морально устаревать, поэтому Главком ВМФ дал указание начать разработку нового корабля с повышенными возможностями ПВО и более мощной ГАС («рабочая лошадка флота», основной противолодочный корабль в прибрежной и ближней морской зонах).

Служба

Корабли служили на всех четырёх флотах ВМФ СССР: на Черноморском флоте – 17, на Тихоокеанском – 11, на Балтийском – 22 и на Северном – 11 единиц.
В середине 1980-х – начале 1990-х все они были списаны, некоторы были превращены в опытовые суда, некоторые – в учебные.


К середине 50-х годов в составе ВМФ имелись охотники за подводными лодками, построенными в первом послевоенном десятилетии по нескольким проектам. Большие охотники строились по проекту 122бис (полное водоизмещение - 325 тонн, скорость полного хода - 20 узлов). Малые охотники строились в деревянном корпусе по проекту ОД - 200бис (полное водоизмещение - 48,2 тонны, скорость полного хода - 29 узлов) и по проекту 199 (полное водоизмещение - 83 тонны, скорость полного хода - 35 узлов) и по более совершенному проекту малого охотника в стальном корпусе пр. 201 (полное водоизмещение - 185 - 192 тонны, скорость полного хода - 28 узлов). Самыми массовыми его модификациями стали проекты 201М и 201Т. Всего на трёх судостроительных заводах, Зеленодольском, Керченском и Хабаровском в период с 1955 г. по 1968 г. было построено около 160 единиц проекта. Позже, с введением новой классификации, малые охотники за подводными лодками стали именоваться противолодочными катерами. Перечисленные корабли были предназначены для борьбы в прибрежных районах с дизель - электрическими подводными лодками, имеющими небольшие скорости хода. Эти обстоятельства и определяли требования к поисковым возможностям, составу оружия и тактико - техническим элементам охотников в целом. При этом оружие в основном состояло из глубинных бомб, сбрасываемых на подводную лодку с находящегося над ней охотника.
Обстановка изменилась с появлением у ВМС США, в последующем у ВМЧ Великобритании и Франции, вероятных противников СССР, атомных подводных лодок, обладающих длительно поддерживаемой подводной скорости хода в 20 и более узлов. Боевое использование перечисленных выше проектов охотников становилось неэффективным. В связи с этим началась разработка более совершенных средств борьбы с подводными лодками и в первую очередь гидролокационных станций и скорострельных многоствольных реактивных бомбомётов, способных обнаруживать и поражать подводные лодки залпами глубинных бомб впереди по курсу корабля. Эти средства борьбы были реализованы в новом проекте малого противолодочного корабля, пришедшего на смену малым охотникам за подводными лодками первого послевоенного десятилетия.
Тактико - техническое задание (ТТЗ) на проектирование малого противолодочного корабля проекта 204 было утверждено 10 апреля 1956 г. ТТЗ корабли предназначались для борьбы в прибрежных районах с подводными лодками противника, имеющими подводную скорость хода более 30 узлов. ТТЗ было выдано ЦКБ - 340 (позже Зеленодольское проектно - конструкторское бюро), ранее проектировавшее большие (проект 122бис) и малые (проекты ОД - 200бис, 199 и 201) охотники за подводными лодками. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора Кунаховича А.В. Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга Кондратенко Н.Д. Эскизный и технический проекты разрабатывались на протяжении 1956 - 1957 г.г. Технический проект был утверждён 18 марта 1958 г. Следует заметить, что годом раньше, в 1955 г., это же ЦКБ получило ТТЗ на разработку проекта противолодочного корабля проекта 159, предназначавшегося для смены больших охотников проекта 122бис и использования в более удалённых от своего побережья районах открытого моря. Разработка проекта велась под руководством того же главного конструктора, наблюдение от ВМФ осуществлял тот же человек. Технический проект сторожевого корабля был утверждён вместе с проектом малого противолодочного корабля 18 марта 1958 г. По архитектуре корпуса, расположению жилых и служебных помещений оба проекта в некоторой степени повторяют друг друга. Корабли проекта 159 строились практически на тех же заводах и в один и тот же период времени.
Архитектура, конструкция корпуса в сравнении с противолодочными катерами проекта 201 по сути особых изменений не претерпели. Конфигурация надстройки практически одинакова на обоих проектах. Вместе с тем на корме появился характерный «горб», за что и прозвали на флотах корабли проекта «горбатыми», в которых располагались газотурбокомпрессоры и их воздухозаборники. В корпусе в большом количестве для снижения водоизмещения использовались алюминиево - магниевые сплавы (АМГ). Даже для защиты личного состава от пуль и осколков ГКП и ходовая рубка были изготовлены из АМГ сплава толщиной 15 мм. Как показало время, сплав АМГ имел склонность с течением времени к сплошной расслаивающейся коррозии, что требовало большого объёма работ с использованием аргонной сварки. Полное водоизмещение корабля составило 555 тонн, главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м., ширина - 8,13 м., осадка средняя - 2,8 м.
Для решения задач противолодочной обороны (ПЛО) на корабле устанавливались 4 однотрубных 400 мм торпедных аппарата для противолодочных торпед, две реактивных бомбомётных установки РБУ - 2500 (были установлены только на первых двух заказах), на серийных кораблях заменённая на две РБУ - 6000, с запасом бомб, системы приборов управления торпедной и бомбовой стрельбой, гидроакустической станцией кругового обзора «Геркулес - 2М» с подъёмно - опускной антенной. Следует заметить, что многоствольные бомбомёты, реактивные глубинные бомбы к ним и системы управления, объединённые в комплексы, принятые на вооружение в 1962 - 1964 г.г., по боевым качествам превосходили установки аналогичного назначения, применявшиеся на иностранных флотах. Для самообороны корабля от воздушного противника и катеров устанавливалась двух орудийная 57 мм артиллерийская установка АК - 725, размещённой в средней части корабля, с системой управления РЛС СУ МР - 103 «Барс». Артустановка АК - 725, благодаря высокой скорострельности - 200 выстрелов в минуту на ствол, являлась эффективным оружием против катеров и низколетящих целей. Расположение артустановки и антенны системы управления было конечно не удачным. Это обуславливалось тем, что в носу место было занято РБУ, а в корме воздухозаборниками газотурбокомпрессоров. В качестве радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей использовалась РЛС МР - 302 «Рубка», радиоразведки - «Бизань».
Энергетическая установка (ЭУ) корабля разрабатывалась в двух вариантах - в дизельном и дизель - газотурбинном с оригинальным использованием газовой турбины. Необходимость варьирования типом ЭУ было вызвано стремлением найти решение, при котором щумность корабля при поиске подводной лодки была бы минимальной. Исходя из этих соображений, был выбран дизель - газотурбинный вариант, хотя он был и более сложным в использовании, приводил к большему расходу топлива, а значит и к снижению дальности плавания и автономности. Кроме этого этот вариант имел и серьёзные недостатки, которые были выявлены, к сожалению, уже в период эксплуатации. Техническая сущность и конструктивное оформление принятого варианта ГЭУ заключались в следующем. В кормовой оконечности корабля на каждом борту в подводной части корпуса имелось по гидромотору, состоящему из трубы с соплами. В трубах находились гребные винты, приводимые во вращение, как и в обычных ЭУ, гребными валами, в свою очередь приводимые во вращение дизелями, расположенными в машинном отделении. На верхней палубе в надстройке полуюта размещались газотурборкомпрессоры ГТК), которые подвали воздух давлением 1,5 кг/см2 в трубы гидромоторов за гребными винтами. В результате помимо упора, создаваемого винтами, при движении газоводяной смеси через сопла создавался дополнительный упор. Установка могла работать в двух режимах: в дизельном режиме (работа только дизелей) и совместном режиме (работа дизелей и газотурбокомпрессоров) Двухступенчатая гидромоторная установка являлась принципиально новым типом движительного комплекса. Разрабатывалась она первоначально под руководством профессора кафедры физики Московского авиационного института, в последствии под руководством Ильинского Б.К. Работа ГЭУ обеспечивалась двумя дизелями М504А (в последствии М504Б) мощностью по 4 750 л.с. каждый, и двумя газотурбокомпрессорами ГТК Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый. При работе только дизелей корабль развивал ход свыше 17 узлов, при совместной работе ГДГД и ГТК - 35 узлов. Есть свидетельство о том, что первый корпус, построенный Хабаровским ССЗ, на ходовых испытаниях в период сдачи ВМФ развил ход около 41 узла. Как уже отмечалась, выбор весьма сложной ЭУ было обусловлено тем, что от этого ожидалось существенное снижение собственного акустического поля корабля и уменьшение помех работе собственной гидроакустической станции (ГАС). К сожалению на практике это не подтвердилось. Вследствие конструктивных особенностей гидромоторной установки винты уже при ходе в 16 - 17 узлов начинали работать в условиях развитой кавитации. Трубы гидромоторов экранировали шум лишь в траверзных направлениях, в осевых же направлениях шум винтов не гасился, носил строго направленный характер, тем самым демаскировал корабль и создавал большие помехи работе собственной ГАС. Наряду с этим пропульсивный коэффициент (читай кпд), характеризующий совершенство гидродинамического комплекса винты - корпус и представляющий собой отношение буксировочной мощности к суммарной валовой мощности (мощности ГДГД), корабля с гидромоторной установкой оказался низким и составлял на максимальной скорости хода около 30 %. В то время как у быстроходных кораблей в расчётном ходовом режиме он составлял 60 - 70 %. Исходя из этого следует, что затрачиваемой мощности хватило бы на движение с большей скоростью и при обычной схеме ДЭУ. Забегая вперёд, следует отметить, что ГЭУ оказалось также чрезмерно сложной и ненадёжной в эксплуатации. Со временем эксплуатация ГТК на кораблях была запрещена. Трубы загрузки винтов, шедшие через всё машинное отделение, были разрушены коррозией, замена их была связана с большим объёмом сопутствующих работ, поэтому они были просто заглушены, а в результате скорость хода в дизельном варианте упала до 10 - 12 узлов. Уместно отметить, что тем же Зеленодольским ПКБ и примерно в тот же период с таким же вариантом гидромоторной установки в инициативном порядке был разработан вариант модернизации сторожевых кораблей проекта 159, получивший одобрение, в последующем и утверждение уже технического проекта. Так появился проект 35. На Тихоокеанском флоте кораблей этого проекта не было. Электроэнергетическая установка корабля включала два дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 400 кВт (2х200 кВт с дизелями 7Д12).

Основные проектные тактико-технические элементы:


Водоизмещение: стандартное - 440 тонн, полное - 555 тонн


Главные размерения: длина наибольшая - 58,6 м, ширина наибольшая - 8,13 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,8 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизель-газотурбинная, 2хГД М504А (Б), мощностью 4750л.с.
каждый, номинальная частота вращения ГД - 2 000 об/мин, 2 х ГТК
(газотурбокомпрессора) Д - 2Б мощностью по 15 000 л.с. каждый,
суммарная мощность ГЭУ - 39 500 л.с., винты фиксированного шага.
Электроэнергетическая система:

2хДГ (7Д12), 200 кВт каждый, суммарная мощность 400 кВт.

Скорость: полного свободного хода при совместной работе ГДГД и турбокомпрессо-

Ров - 35 узлов;
полного свободного хода при ГДГД - 17,5 узлов;
боевая экономическая - 14 узлов.


Запасы: топливо - ? тонн;
масло моторное - ? тонн;
вода питьевая - ? тонн;
вода котельная - ? тонн.


Дальность плавания: 2500 миль при скорости хода 14 узлов;
1500 миль при скорости хода 17,5 узлов.

Мореходность: ?.

Автономность: 7 суток.


Вооружение
Штурманское: Гирокомпас «?», магнитные компасы «УКПМ - М1», лаг МГЛ - ?, эхолот
НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р, вычислительное устройство МВУ-2

(в период службы корабля устанавливались новые средства штурманского

Вооружения: приёмоиндикаторы типа КПФ-2,КПИ-5Ф,КПФ-6,«Галс»,«Пирс-1

Спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)


Артиллерийское: 1х2 57мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки
АК-725 с дистанционными управлением от системы РЛС СУ МР-103 «Барс»


Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ - 6000


Торпедное: 4 х 1 400 мм торпедных аппарата.


Средства связи: Коротковолновые передатчик, приёмник, станция УКВ, аппаратура ЗАС,

Всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400 «Каштан» (в период службы

Корабля устанавливались более совершенные средства связи)


Радиотехническое: РЛС «Бизань», аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная

Аппаратура ночного видения «Хмель»;

Радиолокационное: РЛС МР - 302 «Рубка».

Гидроакустическое: ГАС «Геркулес - 2М».

Химическое вооружение:
прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
прибор радиационно-химического контроля
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 54 человека (в том числе 5 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 204 - 20 лет;

Строительство кораблей проекта 204 было развёрнуто на трёх судостроительных заводах: Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького (г. Зеленодольск, расположенный на Волге под Казанью), Керченском судостроительном заводе (в последствии ССЗ «Залив»). Два головных корабля были залажены на Зеленодольском ССЗ 26 ноября 1958 г. и Керченском ССЗ 17 января 1959 г., спущены на воду соответственно 30 марта и 27 июля 1960 г. и сданы ВМФ 29 и 31декабря 1960 г.. Несмотря на выявленные в период проведения государственных испытаний проекта недостатки, было принято решение строить корабли проекта большой серией. Всего на трёх ССЗ с 1960 по 1968 г.г. бывло построено 63 единицы кораблей проекта 204. Из них 31 единица была построена на Зеленодольском ССЗ, 21 - на Керченском ССЗ, 11 - на Хабаровском ССЗ (17 % всей серии). Корабли, построенные на первых двух ССЗ зачислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Позже, уже из состава флота 3 единицы кораблей проекта в 1970 г. были переданы ВМС Румынии, также 3 единицы - в 1975 г. ВМС Болгарии.
На Хабаровском судостроительном заводе было построено 11 единиц кораблей.

Не все малые противолодочные корабли проекта 204 выслужили на флоте установленные 20 - летние сроки службы. По 20 и чуть более лет прослужили МПК - 103, - 107, - 1, - 17, - 111. Наибольший срок службы был у «МПК-111», прослуживший на флоте 22 года. Причиной досрочного «избавления» от этих кораблей, конечно, было их техническое состояние. К тому же шло полным ходом строительство новых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».

Литература:

Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-
1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подбор материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Дополнил капитан 2 ранга запаса Камардин А. И

Всем привет, и с наступающими праздниками!

Мой земельный вопрос на финишной прямой, самое время заняться планами на будущее. В связи с чем прошу принять меня в свои ряды

Итак:
1. Регион застройки
-> Рига, Латвия

2. Планируемые материалы для строительства
-> Стены - газобетон
-> Перекрытия - дерево
-> Кровля - скорее всего, металлочерепица
-> фундамент пока под вопросом. Надо геодезию сделать. Грунт (по непроверенным данным) - около 0.5м чернозём, дальше песок, высокие грунтовые воды

3. План/описание участка с предполагаемым расположением дома и указанием сторон света, наличия хорошего вида Планируемое количество и высота этажей, используемая мансарда, цокольный этаж?
-> Участок прямоугольный, 28.3 х 46.5
-> План участка с предволагаемым размещением дома прикреплён. Север, как принято - сверху.
-> дом 1 этаж (возможно, с мансардой)

4. Будет ли дом использоваться для ПМЖ или сезонного использования
-> ПМЖ

5. Планируемый вид отопления, необходимость отдельной котельной
-> котёл на твёрдом топливе + воздушное отопление от камина + (в перспективе) магистральный газ

6. Состав семьи (с возрастом и полом детей)
-> пока семья и 3ёх человек. (М+Ж+дочка 3 года)

7. Какие помещения по функциональному назначению необходимо получить (количество спален (минимально допустимый размер), санузлов, необходимость «второго света», гостевой спальни, кабинета, отдельной постирочной, хоз. кладовки, кладовки при кухней, гаража в доме и т. п.)
-> 3 спальни, 2 санузла, кладовка при кухне, гараж на 2 авто

8. Проверьте, пожалуйста, что объем вашей котельной для газового котла превышает 15 кубических метров (если котел газовый и не располагается на кухне)
-> в порядке

9. Ваше решение по следующим вопросам:
-нужен отдельный тамбур для сокращения теплопотерь или тамбур-прихожая?
-> тамбур-прихожая

Кухня и гостиная могут быть совмещены или это должны быть 2 отдельных помещения?
->лучше, отдельные, с быстрым доступом

Двери спален могут выходить в кухню гостиную или должны быть звукоизолированы коридором?
-> спальная зона отдельно

Нужна изолированная грязная зона прихожей или не сложно лишний раз подтереть пол?
-> скорее, нужна, чем нет

Личный су и гардеробная при спальне мечта или излишество?
-> мечта, но, можно и обойтись

Вход в сан. узел не должен быть виден от входной двери или не принципиально?
-> не важно

Рабочая зона кухни не должна просматриваться с дивана или не принципиально?
-> не очень важно

В общем, как следует из названия темы, за основу взят проект z204, в котором, теоретически, мог бы жить и без переделок. Но, есть моменты не устраивающие. Основные минусы на наш взгляд - маленькая основная спальня, небольшой "основной" СУ, и черезчур большой "гостевой" СУ, 100500 выходов на террасу из разных помещений, при этом нет прямого выхода из самого важного помещения - кухни.
Наше решение для устранений минусов:
- на толщину одного блока (~400мм) отодвигается стена, общая для основной спальни, и одной из детских
- на толщину одного блока отодвигается стена, общая для двух детских
- гостевой СУ сокращается примерно в 2 раза. Образовавшийся аппендикс отдаётся основному СУ
- убираются все ненужные выходы на террасу, добавляется выход из кухни

Планы "до", и "после" нашего вмешательства прилагаются.

Хотелки:
- В описании проектов указана высота потолка 2.80, общая высота дома 6.45. Потолок считаю низким для дома. Хотелось бы 2.90 - 3.00м.
- В описании указано, что чердак подходит для обустройства мансарды. Жена хочет себе там утеплённое помещение (не на всю площать чердака). Есть ли смысл утеплять одну мансардную комнату, оставляя остальной чердак холодным?
- Уличный камин. Возможна ли установка уличного камина на террасе, с использованием дымохода твердотопливного котла? Если нет, то, можно ли пустить дымоход ул. камина рядом с дымоходом котла?

Заранее спасибо за ответы!

ЗЫ с удовольствием пообщался бы так же с теми, кто строит, или уже построил, себе какую-либо из вариаций проекта z204