Портал для автолюбителей

Знаки препинания после междометий. Дефис в междометиях

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!

Междометия отделяются или выделяются запятыми , если произносятся без восклицательной интонации: «Ох, пошлите за доктором!», «Чу, сверчок за печкой затрещал…», «Чу, вздохнул кто-то ». Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения): «Ага! Сам сознаешься, что ты глуп», «Эй! Садись ко мне, дружок ».

Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения: «Слава Богу, этого не случилось». «До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам».

Примечание. Частицы о, ну, ох, ах и др., употребляемые для усилительного оттенка, в отличие от междометий не отделяются запятыми.

· Частица «о» не отделяется запятой, если употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: «Как хорошо ты, о море ночное! ».

· Частица «ах» не отделяется запятой, если употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: «Ах ты, шалун!», «Ах ты, мерзкое стекло! ». Сравните: «Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор…».

· Частица «ну» не отделяется запятой, если употребляется с усилительным значением: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ну и денек выдался!», «Ну что ж, пошли! ».

Запятыми не выделяются междометия, стоящие перед словами «как», «какой» и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»): «Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка ».

Не ставится запятая внутри цельных сочетаний «ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его » и т. д.: «Ох эти сплетницы!», «Эх и пляски!», «Ух и лошадь!», «Ай да Михаил Андреевич ». Сравните в предложениях с повторяющимися словами: «Тяжко ему, ох тяжко! ».

Обратите внимание

Междометие а отделяется запятой, оно выражает досаду, горечь, удивление, удовольствие, радость, ужас, боль и другие чувства: А, да что там говорить! А, так все-таки были бананы?
После частицы а , которая употребляется в начале предложения, запятая не ставится: А все-таки она вертится! А что я ему скажу? А знаешь, о чем я сейчас думаю?

Междометие ну выражает призыв, побуждение к осуществлению или прекращению каких-либо действий и получает самостоятельное интонационное оформление: Ну, тащися, сивка. Скорее пойдем, ну! Ну, за здоровье!
Частица ну обычно употребляется с усилительным значением и не получает интонационного выделения: Ну сколько можно повторять? Ну как, все в порядке? Ну и жара на улице!

Выражение «черт знает » запятыми не отделяется и не выделяется 1) в значении «неизвестно»; 2) о чем-либо очень плохом или наоборот хорошем: «Сегодня черт знает сколько выпил», «Врачи там написали обо мне черт знает что», «Черт знает до чего хороши эти цветы!».

Междометие виват (да здравствует) не отделяется запятой, если оно употребляется в сочетании с неодушевленным существительным: Виват Россия!

Междометия выделяются (или отделяются) запятыми : – О , где-то пожар! (Бун.); – Но, но , легче на поворотах (А. Т.); – Эх , беда, беда! – сказал он, ворочая в печке дрова (Пауст.); – Ах , как медлительны они, проходит год, другой… (Тв.); И по сходному праву та девчонка-солдат, ну , почти что со славой – из тайги – на Арбат (Тв.); – Ох , будет тебе! (Шол.); – Ой , мама родимая!.. Ой , кончаюсь! – стонал белобрысый (Шукш.); – Э , полноте! – перебил он (Ч.); – Жалко, ах , жалко, Антон Иванович (А. Т.); – Умру, ей-богу , умру, Захар Павлыч, – испугался солгать бобыль (Плат.); – На , держи, тебе отец шапку подарил (Плат.); – А ну , матросики, дай я с ним поговорю по-своему (Пауст.); – Ха-ха-ха , вам странно! (Дост.); – Ну , ладно. Поверим на слово (Пауст.); – Ай , что мы видели (Пауст.); – Фу , как нелепо! (Щерб.); – А , так ты с ним заодно (Булг.).

После междометий, находящихся внутри или в конце предложения, может стоять восклицательный знак, если междометие имеет повышенную эмоциональность: Варвара выплясывала, поводя руками, подзадоривая себя: И-их! Их! (Ток.); Встречайте, где вы, ау! (Т. Толст.).

§108

Междометные предложения имеют в конце восклицательный знак, многоточие (или сочетание знаков – восклицательного и многоточия): – Ого! Ноченька была! (Шукш.); – О боже! – всплеснул он руками (Дост.); – Ба! Да ведь это писательский дом (Булг.); – Гм… – задумался артист (Булг.); Ура!.. – воскликнул он (Шукш.); – А-а! – весело сказал старик (Шукш.); – Э-э! – вскрикнул Елизар. – Пошли, в избе новость скажу (Шукш.); Ура! Ура! Герой парит (Забол.); – А-а-а… – сказал милиционер. – Значит, тоже любуетесь (Пауст.); А-а-а! Прочь отсюда, бегом (Т. Толст.); – Тю! Вы только поглядите (Булг.); – Ай! Мне больно ; – Эх-х… Жители! – Баев стряхнул платком табачную пыль с губ (Шукш.); – Ах, ах! Скажите, какой нежный!

Примечание. С междометиями (по форме) могут совпадать частицы (см. § 103, примечание). Имеющие усилительное значение частицы, в отличие от междометий, не отделяются знаками от слов, при которых они стоят: – Ну пойди, пойди сюда (Плат.); – Ну надо же! – всё изумлялась Марья (Шукш.); – Ай не узнала? (Бун.).

Усилительные частицы не имеют ударения, они сливаются со следующими словами, тогда как междометия всегда ударны и потому они отделены от следующих слов паузой. Ср.: – А , Иоська! Помешанный (Пауст.); – А , старые знакомые! – проговорил, хмуро усмехаясь, Галиуллин (Б. Паст.); – Позднохватились. Ушли… – Куда? – А дьявол их знает! (Шукш.); – Ну, хотя бы найдите способ уничтожить эти ураганы (Пауст.); – А вы видели? – Ну в кино-то видели же? (Шукш.); Ах , вот и дуб заветный (П.); – О , мир, свернись одним кварталом (Забол.); – О любимые сердцем обманы (Забол.); – Э , сейчас не в этом дело (Булг.).

В цельных сочетаниях, в составе которых имеются частицы, внутри запятая не ставится: эх вы, эх ты, ах вы, ах ты, ну что ж, ай да, эх и, ух ты, ну что ж, ну уж, ну и, э нет, эк его и др. Например: – Эх вы , горе-повара! (Ч.); – Ну что ж , продолжайте (Кат.); Ну и что? Толстой остался Толстым, Шекспир Шекспиром (Кат.); – Ну уж , так и быть. Теперь моя очередь (Кат.); – Ух ты , какая строгая (Шукш.); – Ах ты какой. Сидит и молчит (М. Г.); – Э нет! Это мы узнаем! (Булг.); – Эх ты , воля, моя воля!.. (Шукш.).

Частицы, стоящие перед словами как, какой, так , в сочетании с ними выражающие высокую степень качества, запятой не отделяются: Ух как я устал; Ах какой сердитый; Ой какие мы страшные; Ишь какой ты! – Емельян Спиридоныч смерил длинного Кузьму ненавистным взглядом (Шукш.); Ой какие вы храбрецы! – воскликнула Маня (Пауст.); В каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка! (Г.); Ах так? – бесстрашно завопил Мишка (Ток.).

§109

Междометные устойчивые выражения выделяются запятыми , при усилении эмоциональности используется восклицательный знак : благодарение богу, боже мой, слава богу; черт возьми . Например: – Слава богу , хоть с этой стороны меня поняли, – подумал Посудин (Ч.); – Сговорились они, что ли, черт возьми! Женись! Превосходно! Назло всем женюсь! (А. Т.); – Боже мой , как хорошо, что ты приехал ; – Ах, боже ж ты мой , весь полк у вас бестолковый (А. Т.).

1. Междометие выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти , ребята, вор! (Кр.); Эй , завяжи на память узелок! (Гр.); Увы , на разные забавы я много жизни погубил! (П.); А , не до слов теперь! (Г.); Браво , Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Гонч.); У , какие страсти! (Даль); Эге , да это я совсем не туда попал! (Т.); Чу , сверчок за печкой затрещал (С.‑Щ.); « Батюшки , задавили», — послышался женский голос (Л. Т.); Эх , да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Ш.); Ушица, ей-же-ей , на славу сварена (Кр.); Жизнь, увы , не вечный дар! (П.); Нет уж, дудки , ваша милость! (Ерш.); Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.); Вон та, средняя, ух, прытка в работе (Вс, Ив.).

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак . Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине — то со строчной: Тьфу! Оплошал… (Гр.); Караул! Лови, лови, да дави его, дави (П.); Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить (Г.); «У! Баловень!» — тихо ворчит нянька (Гонч.); А! Была не была! (Т.); Ну, ну! Не выдай, конь! (Н.); Подаю в отставку. Баста! Пять лет всё раздумывал и наконец решил (Ч.); Батюшки! Что у тебя с рожей-то? (М. Г.); Ага! Держитесь, теперь мы будем вас ругать! (Аж.); А ныне, ах! за весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар (Кр.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет (Г.); Марья, знаешь, щедровита, да работать, ух! сердита! (Н.)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц — нет. Ср.:

О, это была бы райская жизнь!.. (Г.)

О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.)

Ну, давай плясать! (Остр.) Ну как не порадеть родному человечку! (Гр.)

«Ой, кто это?» — испуганно воскликнула Дуся. (Лапт.)

Ой ты гой еси, Волга, мать родная! (П.)

Ах, какие это были ночи! (Гарш.)

Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); также перед словами да и нет: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личным местоимением ты или вы, за которым следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Также в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! — вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, — я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

3) частица ну употребляется в усилительном значении и запятой не отделяется: Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! (Гр.); часто в сочетании с что за, с частицами и, уж или с да: Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.); Ну и гроза! Давно уж такой не бывало (Реш.); Ну уж и женщины-то ваши хороши (Остр.); « Ну да ! Тебя Гнедко сбросит!» — говорит пренебрежительно Зина (Г.‑М.); ср. также: Ну зачем так резко?; Ну что за вопрос!; Ну пускай я не прав; Ну как, всё в порядке?; Ну что тут скажешь?; Ну скажи!; Ну как вам мне это объяснить?; Вы пришли ну , скажем, в фотоателье; Ну так и жди сюрприза; Ну вот и всё; Ну что вы?; Ну нет; Ну почему нет?; Ну а он? Ну и жара выдалась!; Дайте ну хотя бы эту книгу!; Без него ну просто не справиться с этой работой; Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить её, ну с Дианой (А. Т.; в значении ‘допустим; положим’).

4. Внутри цельных сочетаний ай да, ах и, ах вы, ах он, ах ты, ох эти, ух и, ух ты, эй и, эх и, эх ты и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы , запятая не ставится: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А. Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш — эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно !; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный !; Достанется тебе от матери, ух достанется!, Хочется мне тебе всыпать, ой хочется !

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.‑С.); Эка раненых-то валится, господи! (Гарш.)

5. Междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях ‘очень’, ‘весьма’, ‘замечательный’, ‘изумительный’, ‘ужасный’), запятой не отделяются: Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (С.‑Щ.); Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (Ч.); Самонадеянности море ох как не любит (Соб.); Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Усп.); …Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка (Г.); Мы могли бы получить ой какие увечья (Бедн.).

6. Выделяются запятыми междометные выражения слава Богу, чёрт возьми, чёрт дери и т. п.: До сих пор, благодарение Богу , подбирались к другим городам (Г.).

Сочетание слава Богу выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.).

В значении же ‘хорошо; благополучно’ или ‘в хорошем состоянии’ сочетание слава Богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава богу, а разделить — все по миру пойдут (Л. Т.).

Сочетания чёрт возьми, чёрт дери выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, — на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л. Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М. Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.).

Но выражения чёрт знает, чёрт дёрнул запятыми не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н. О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

7. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова выделяются запятыми или отделяются восклицательным знаком: Только, чур, не перебивать (Пом.); У всех повыспрошу; однако, чур, секрет (Гр.); Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Гр.); «Цып, цып, ти, ти, ти! Гуль, гуль, гуль!» ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гонч.); Цыц! Не смей этим шутить! (Леск.)

>>руский язык 7 класс >> Русский язык: Междометие. Его значение и роль в предложении. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях

Междометие как часть речи

Междометие (по-укр.: вигук) - особая часть речи, которая не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи и выражает чувства (ах, увы) и побуждения (прочь, айда, браво).
Междометия не изменяются и преимущественно не являются членами предложения.

Разряды междометий по значению
Междометия, Междометия, Этикетные Звукоподража-
выражающие выражающие междометия тельные
чувства побуждение междометия
(радость, (приказ, (приветствие, (передают
печаль, запрет, прощание, звуки
удивление, зов, оклик, извинение животных,
сожаление, привлечение и т. п.): природы,
страх,гнев, внимания здравствуйте, машин и т. п.):
возмущение, и т. п.): привет, ку-ку,
презрение, марш, прочь, прощай, мяу-мяу;
отвращение брысь, айда. спасибо, бац, бах,
и т. п.): стоп, караул извини, брязь;
о, ои, эх, увы, прости, дз-з-з,
ага, фи, прошу динь-динь
батюшки

Распределите междометия по разрядам в четыре колонки. Подберите к ним соответствия из украинского языка.
Ой, ох, хватит, извини, спасибо, тинь, брязь, ого, тс-с, айда, пожалуйста, мяу-мяу, ку-ку, прощай, тик-так, до свидания, м-у-у, кукареку, бе-е, ужас, батюшки, брось, увы, чу, алло, пока, эх.

Значение некоторых местоимений можно определить лишь из контекста, потому что одни и те же междометия служат для выражения разных чувств. Докажите, что междометие ах может выражать огорчение, испуг, радость, восхищение.

В устной речи междометия выделяются интонационно, а на письме - запятой или восклицательным знаком: Ох-ох, сколько воды утекло. Ау! Где вы?
Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение, знаками препинания не выделяются: Эй вы, люди, отзовитесь!

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните междометия.
1. Ух жарко!.. До полдня грибы собирали. 2. Довольно Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу родной! 3. Поймали ежа, заблудились немножко и видели волка... У-у страшный какой! 4. «Ну мёртвая!» - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал. 5. Дорога везде чародею. Чу Ближе подходит седой.

Спишите, раскрывая скобки.
1. Ушица, ей(же)ей, на славу сварена (И. Крылов). 2. Вся столица содрогнулась, а девица - хи (хи) хи да ха (ха) ха! (А. Пушкин). 3. Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин (дин) дин (А Пушкин). 4. Э (ге) ге, думаю, ты тут и вправду заночуешь (А. Куприн). 5. Тут в это время басы берут: гу (гу) гу (А. Чехов).
Помните: повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го.

Сделайте устный или письменный разбор междометий из предыдущего упражнения по предложенной схеме и образцу.

Морфологический разбор междометия
I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
1. Разряд.
2. Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора
Знакомые всё лица! (А. Грибоедов).
Устный разбор
I. Ба - междометие.
II. Морфологические признаки:
1. Выражает чувство (удивление).
2. Неизменяемое
III. Синтаксическая роль: не является членом предложения.
Письменный разбор

I. Ба - межд.

II. Выраж. чувство (удивление), неизм.

III. Не чл. пр.слово.

Н.Ф.Баландина, К.В. Дегтярева, С.А.Лебеденко, Русский язык 7 класс Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы