Портал для автолюбителей

Электромагнитный клапан карбюратора. Пусковой обогатитель на скутере — устройство и принцип работы электроклапана

Одним из важнейших элементов управления водяной насосной станцией является реле давления. Оно обеспечивает автоматическое включение и выключение насоса, управляя подачей воды в бак по заданным параметрам . Четких рекомендаций, какими должны быть значения предельных уровней нижнего и верхнего давлений, нет. Каждый потребитель решает это индивидуально в пределах допустимых норм и инструкций.

Устройство и принцип действия реле давления воды

Конструктивно реле выполняется в виде компактного блока с пружинами максимального и минимального давления, натяжение которых регулируется гайками. Мембрана, связанная с пружинами, реагирует на изменение силы давления. При достижении минимального значения пружина ослабевает, при максимальном уровне – сжимается сильнее. Воздействие, оказываемое на пружины, вызывает размыкание (замыкание) контактов реле, выключая или включая насос.

Наличие в водопроводе реле позволяет обеспечивать в системе постоянное давление и необходимый напор воды. Насос управляется автоматически. Правильно выставленные обеспечивают его периодическое отключение, что способствует значительному увеличению срока безаварийной службы.

Последовательность работы насосной станции под управлением реле следующая:

  • Насос закачивает воду в бак.
  • Давление воды постоянно увеличивается, что можно отследить по манометру.
  • При достижении установленного предельного верхнего уровня давления срабатывает реле и отключает насос.
  • По мере расходования воды, закаченной в бак, происходит снижение давления. Когда оно достигнет нижнего уровня, насос вновь включится и цикл повторится.

Схема устройства и составные элементы типового реле давления

Основные параметры работы реле:

  • Нижнее давление (уровень включения). Контакты реле, включающие насос, замыкаются, и в бак поступает вода.
  • Верхнее давление (уровень выключения). Контакты реле размыкаются, насос выключается.
  • Диапазон давлений – разность двух предыдущих показателей.
  • Значение максимально допустимого давления выключения.

Настройка реле давления

В процессе сборки насосной станции особое внимание уделяется настройке реле давления. От того, насколько правильно будут выставлены его предельные уровни, зависит удобство эксплуатации , а также сроки безаварийной службы всех составляющих устройства.

На первом этапе нужно проверить давление, которое было создано в баке при изготовлении насосной станции. Обычно в заводских условиях устанавливается уровень включения в 1,5 атмосферы, а отключения – 2,5 атмосферы. Проверяют это при пустом баке и отключённой от электросети насосной станции. Рекомендуется проводить проверку автомобильным механическим манометром. Он помещается в металлическом корпусе, поэтому измерения получаются более точными, чем с использованием электронных или пластиковых манометров. На их показания могут повлиять как температура воздуха в помещении, так и уровень зарядки батареи. Желательно, чтобы предел шкалы манометра был как можно меньшим. Потому что по шкале, к примеру, в 50 атмосфер очень сложно будет точно измерить одну атмосферу.

Для проверки давления в баке нужно открутить колпачок, закрывающий золотник, подсоединить манометр и снять по его шкале показание. Давление воздуха следует и в дальнейшем периодически проверять, например, один раз в месяц. Воду при этом нужно полностью удалить из бака, отключив насос и открыв все краны.

Возможен и другой вариант – внимательно следить за давлением отключения насоса. Если оно увеличилось, это будет означать уменьшение давления воздуха в баке. Чем меньшим будет давление воздуха, тем больший запас воды может быть создан. Однако разброс давления от полностью заполненного до практически опустошённого бака получается большим, и всё это будет зависеть от предпочтений потребителя.

Выбрав желаемый режим работы, нужно установить его, стравив для этого лишний воздух, или подкачать дополнительно. Нужно иметь в виду, что не следует уменьшать давление до значения менее одной атмосферы, а также чересчур перекачивать его. Из-за малого количества воздуха резиновая ёмкость, наполненная водой внутри бака, будет касаться его стенок и протираться. А излишек воздуха не даст возможности закачивать много воды, поскольку значительную часть объёма бака будет занимать воздух.

Настройка уровней давления включения и выключения насоса

Которые поставляются в собранном виде, реле давления заранее настроено по оптимальному варианту. Но при её монтаже из различных элементов на месте эксплуатации настройку реле нужно проводить обязательно. Это вызвано необходимостью обеспечить эффективную взаимосвязь настроек реле с объёмом бака и напором насоса. Кроме того, бывает необходимость изменить исходную настройку реле давления. Порядок действий при этом должен быть следующим:


На практике мощность насосов выбирается такой, которая не позволяет накачивать бак до крайнего предела. Обычно давление отключения устанавливают на пару атмосфер выше порога включения.

Допускается также установка предельных уровней давления, которые отличаются от рекомендуемых значений. Таким способом можно задать собственный вариант режима эксплуатации насосной станции. Причём при установке разницы давлений малой гайкой надо исходить из того, что начальной точкой отсчёта должен быть нижний уровень, устанавливаемый большой гайкой. Выставлять верхний уровень можно только в пределах, на который рассчитана система. Кроме того, резиновые шланги и иная сантехника тоже выдерживают давление, не выше расчётного. Всё это необходимо учитывать при монтаже насосной станции. К тому же чрезмерный напор воды из крана часто бывает совершенно ненужным и некомфортным.

Регулировка реле давления

Регулировку реле давления практикуют в тех случаях, когда необходимо выставить уровни верхнего и нижнего давлений в заданных значениях. Например, требуется установить верхнее давление в 3 атмосферы, нижнее – 1,7 атмосферы. Процесс регулировки состоит в следующем:

  • Включить насос и закачивать воду в бак до значения давления на манометре 3 атмосферы.
  • Отключить насос.
  • Открыть крышку реле и медленно вращать малую гайку до тех пор, пока реле не сработает. Вращение гайки по часовой стрелке означает увеличение давления, в обратную сторону – уменьшение. Выставлен верхний уровень – 3 атмосферы.
  • Открыть кран и слить воду из бака до значения давления на манометре 1,7 атмосферы.
  • Закрыть кран.
  • Открыть крышку реле и медленно вращать большую гайку до срабатывания контактов. Выставлен нижний уровень – 1,7 атмосферы. Он должен быть несколько больше, чем давление воздуха в баке.

Если будет задано высокое давление для отключения и низкое – для включения, бак заполняется большим количеством воды, и нет необходимости часто включать насос. Неудобства возникают только из-за большого перепада давлений, когда бак полный или почти пустой. В других случаях, когда диапазон давлений небольшой, и насос часто приходится подкачивать, давление воды в системе равномерное и достаточно комфортное.

В следующей статье вы узнаете — самые распространенные схемы подключения.

Неотъемлемой частью каждого скутера является пусковой обогатитель карбюратора или, как его еще называют — электроклапан карбюратора скутера .

Что такое пусковой обогатитель

Пусковой обогатитель (электроклапан) — это устройство, предназначено для подачи дополнительного количества топливовоздушной смеси в камеру сгорания при холодном пуске двигателя скутера. Дело в том, что при запуске скутера на холодную, двигателю требуется обогащенная смесь. Как раз подачу такой смеси обеспечивает электроклапан карбюратора . При исправном пусковом обогатителе и отсутствии поломок в других элементах мотора — двигатель скутера запускается легко даже при температуре около нуля градусов.

Устройство пускового обогатителя скутера

Существуют два типа пусковых обогатителей — ручной и автоматический.

Ручной (механический) пусковой обогатитель требует регулировки — его нужно открыть при запуске и закрыть после прогрева двигателя при помощи тросика на руле. Но в ручную открывать и закрывать дополнительный канал подачи смеси неудобно. Автоматический пусковой обогатитель (термоэлектроклапан ) устанавливается на большинстве современных скутеров 2т и 4т. Устройство автоматического пускового обогатителя мы узнаем дальше.

В карбюраторе скутера имеется небольшая дополнительная топливная камера 7, соединяющаяся с основной поплавковой камерой 8 через жиклер пуска 9. Трубка из камеры 7 ведет в смесительную камеру в которую подается воздух и из которой в двигатель идет воздушнобензиновая смесь. В смесительной камере может перемещаться заслонка 6, аналогичная дроссельной заслонке карбюратора , только гораздо меньше размером. Так же как и в дроссельной, в пусковой заслонке находится подпружиненная игла, которая закрывает топливный канал при опускании заслонки. Корпус 1 клапана обернут теплоизоляцией (пенополиэтилен) и закрыт резиновым чехлом. Такая конструкция обогатителя применяется практически на всех современных скутерах.

В более старых моделях может применяться конструкция без электрического нагревателя , теплота передается на привод через медный теплопроводящий цилиндрик непосредственно от цилиндра двигателя скутера, а вместо порошка с нагревательным элементом установлена мембрана . Одна полость колбы, где она расположена соединяется через термоклапан с впускным коллектором, который закреплен на головке цилиндра.

Принцип работы электроклапана карбюратора скутера

Когда двигатель холодный заслонка с иглой золотника 6 поднята максимально вверх (открыта). Игла открывает канал подачи топлива, а заслонка открывает отверстие подачи воздуха. При первых оборотах двигателя в эмульсионном канале создается разряжение и бензин, находящийся в камере 7 засасывается в двигатель через канал А, вызывая сильное обогащение смеси и облегчая первые вспышки в двигателе. После того как двигатель запустился, но еще не прогрелся ему все еще нужна обогащенная смесь . Обогатитель работает при этом как параллельный карбюратор — бензин в него поступает через жиклер 9, смешивается с воздухом и поступает в двигатель.


При работе двигателя переменный ток от его генератора всегда подается на контакты керамического нагревателя 2 термоэлектроклапана системы пуска. Нагреватель 2 разогревает привод 3. По мере прогрева двигателя и привода шток постепенно выдвигается на 3 … 4 мм и через толкатель 5 приводит в движение заслонку. Таким образом, двигатель прогревается вместе с термоэлектроклапаном , золотник с иглой опускается и перекрывает каналы воздуха и топлива, и смесь постепенно обедняется. Через 3 … 5 минут заслонка закрывается полностью и степень обогащения смеси на горячем двигателе регулируется только системой холостого хода карбюратора .


При остановке двигателя прекращается нагрев клапана , привод заслонки остывает (порошок сжимается) и под действием пружины 10 толкатель 5, шток 4 и заслонка 6 возвращаются в исходное положение, открывая каналы для последующего пуска. Остывание и возврат в исходное положение происходит также в течение нескольких минут.

Недостатком обогатителя такого типа является то, что он функционирует отдельно от двигателя. Например, очень часто, особенно в теплую погоду, пока двигатель еще горячий и ему еще ненужно обогащать смесь, термоэлемент уже остывает. Мы заводим двигатель и он получает богатую смесь.

Принцип работы пускового обогатителя второго типа (с мембраной)

В холодном состоянии клапан открыт . После запуска двигателя, в коллекторе возникает разряжение и через термоклапан подается к мембране. В результате низкого давления мембрана подымается вверх и открывает канал дополнительной подачи воздуха. По мере прогрева головки цилиндра клапан закрывается и заслонка с иглой под действием пружины опускается, перекрывая дополнительную подачу топлива.

При таком принципе построения сохраняется связь с фактической температурой двигателя, и дозировка топлива осуществляется более правильно.

Настало время разобраться с таким устройством, как электроклапан. Такие устройства имеются, наверное, практически в каждой квартире – в стиральных машинах. Но кроме стиралок клапаны могут и применяются в системах водоснабжения, например, для аварийного отключения воды, либо в системах автоматизации для управления водой. Так Как же устроен и работает электроклапан?

Конечно, конструкции бывают разные, но вот рассмотрим такой вот:

Купил я его на eBay, но видел и у нас в магазинах. Это нормально-закрытый электроклапан с катушкой на 220В, т.е. сейчас он воду не пропускает. Если подать напряжение на катушку, то вода сможет пройти. Для начала разберем клапан, а потом уже поясню как работает это чудо-техники.

Под колпачком находится электромагнит

Видим на понятном китайском языке, что катушка на 220В переменного тока. С другой стороны имеется стрелка – направление движения жидкости – и заглушка входного фильтра:

Начнем с того, что открутим подводную трубу с входным фильтром:

Фильтр – это пластиковая вставка с мелкими дырочками, хотя такая “сеточка” будет большим сопротивлением для жидкости, так что это минус конструкции.

На выходе стоит обратный клапан, который препятствует обратному движению жидкости.

Теперь открутим электромагнит. Увидим следующее:

Вставка в катушку вытаскивается и там находится якорь с резинкой на конце.

В корпусе установлена мембрана из резины и специальными вставками и отверстиями. Отверстие там где пружинка и в центре.

Остался только корпус, разбирать больше нечего. Вот что из себя представляет сам корпус:

Имеем на столе:)

Теперь знаем что у него внутри. Нужно только разобраться как оно работает. Для пояснения принципа действия нарисовал такую вот схемку:

Обозначения: 1 – входной канал жидкости; 2 – мембрана; 3 – отверстие в мембране (там, где пружинка); 4 – камера с обратной стороны; 5 – якорь; 6 – пружина якоря; 7 – резинка на якоре; 8 – центральное отверстие в мембране; 9 – выходной канал для жидкости.

В нормальном состоянии, когда электромагнит выключен, якорь 5 приживается пружиной 6 к мембране, и резиновый наконечник 7 перекрывает центральное отверстие 8. Жидкость же подается во входной канал 1 под давлением р1, и через отверстие 3 попадает в камеру 4. В камере создается такое же давление, т.е. р1. Поэтому на мембрану действует жидкость сверху и снизу с одинаковым давлением, но площадь действия силы на мембрану 3 разная – сверху она больше, а, значит, и сила больше. Мембрана прижимается давлением жидкости. Сразу хочу заметить, что клапан будет работать только когда давление на выходе будет меньше, чем на входе, потому там и стоит обратный клапан.

Что происходит, когда подается напряжение на электромагнит? Якорь 5 втягивается и открывается центральное отверстие 8, жидкость перетекает в канал 9, давление выравнивается сверху и снизу от мембраны и под действием потока она отходит вверх, тем самым давая возможность жидкости течь напрямую из канала 1 в канал 9, т.е. на выход.

Когда электромагнит отключают, под действием пружины якорь прижимается к мембране и перекрывает центральное отверстие. Давление в канале 9 падает и мембрана прижимается книзу, перекрывая ток жидкости.

Садитесь поудобнее, речь у нас пойдет об одной из самых таинственных деталей скутера - пусковом обогатителе. Сия деталька мала, но очень важна. Именно она помогает заводить холодный двигатель скутера без геморроя в любую погоду. Только благодаря ей скутер легко заводится с полпинка, а у кого не так - значит руки криво растут Благодаря ей, родимой, скутер не стреляет в глушитель как отечественные мото, а работает на холостых тихо и ровно. Хвала японцам, что они изобрели эту штуку! - говорю я на полном серьезе.

Дык, значить, что же это такое - пусковой обогатитель? Это по сути дела дополнительный маленький карбюратор, стоящий параллельно основному. С основным карбюратором он соединяется тремя каналами - воздушным, эмульсионным и топливным, высверленными в его корпусе. Воздух забирается до дроссельной заслонки, эмульсия (смесь) подается после нее, непосредственно в выходной патрубок карбюратора. Бензин берется из общей поплавковой камеры. Таким образом, с некоторой натяжкой, обогатитель можно считать независимым устройством. С натяжкой, потому что он, все же, конструктивно неотделим от карбюратора.

А теперь посмотрим на рисунок.

В карбюраторе имеется небольшая дополнительная топливная камера 7, соединяющаяся с основной поплавковой камерой 8 через жиклер пуска 9. Трубка из камеры 7 ведет в смесительную камеру в которую подается воздух и из которой в двигатель идет воздушно-бензиновая смесь. В смесительной камере может перемещаться заслонка 6, аналогичная дроссельной заслонке карбюратора, только гораздо меньше размером. Так же, как и в дроссельной, в пусковой заслонке находится подпружиненная игла, которая закрывает топливный канал при опускании заслонки.При пуске холодного двигателя заслонка поднята (открыта). При первых оборотах двигателя в эмульсионном канале создается разряжение и бензин, находящийся в камере 7 засасывается в двигатель, вызывая сильное обогащение смеси и облегчая первые вспышки в двигателе.

После того как двигатель запустился, но еще не прогрелся ему нужна обогащенная смесь. Обогатитель работает при этом как параллельный карбюратор, бензин в него поступает через жиклер 9, смешивается с воздухом и поступает в двигатель. При работе двигателя переменный ток от его генератора всегда подается на контакты керамического нагревателя 2 термоэлектроклапана системы пуска. Нагреватель разогревает привод 3. Внутри него, очевидно, находится газ или жидкость, кипящая при низкой температуре и поршень, связанный со штоком 4. При нагреве привода шток постепенно выдвигается на 3-4 мм и через толкатель 5 приводит в движение заслонку. Корпус 1 клапана обернут теплоизоляцией (пенополиэтилен) и закрыт резиновым чехлом.

Таким образом, двигатель прогревается вместе с термоэлектроклапаном и смесь постепенно обедняется. Минут через 3-5 заслонка закрывается совсем и степень обогащения смеси на горячем двигателе задается только системой холостого хода карбюратора. При остановке двигателя прекращается нагрев клапана, привод заслонки остывает и под действием пружины 10 толкатель 5, шток 4 и заслонка 6 возвращаются в исходное положение, открывая каналы для последующего пуска. Остывание и возврат в исходное положение происходит также в течение нескольких минут.

Такая конструкция обогатителя применяется практически на всех современных скутерах. В более старых моделях может применяться конструкция без электрического нагревателя, теплота передается на привод через медный теплопроводящий цилиндрик непосредственно от цилиндра двигателя. Иногда, также, встречается ручной привод заслонки через тросик от ручки на руле («Choke»).

Теперь «болезни» системы

1. Может быть забит грязью воздушный канал. Смесь при этом сильно переобогащается, даже после прогрева двигателя.

2. Может быть забит грязью жиклер. Он очень тонкий, и это нередко случается. При этом обогатитель работает наоборот - обедняет смесь, затрудняя пуск.

3. Нарушен контакт с «таблеткой» нагревателя. Клапан при этом не нагревается и не закрывается. Двигатель работает все время на переобогащенной смеси и не развивает положенной мощности. Сопротивление на контактах клапана легко измерить, оно должно быть в районе нескольких Ом.

4. Обломаны усики на

Ваш карбюратор может быть оснащен электромагнитным клапаном, который не дает возможности работать двигателю на холостом ходу, когда выключено зажигание, электромагнитный клапан обычно расположен в наружной части карбюратора. Если ваш автомобиль вообще не заводится или заводится с большим трудом, то вероятно проблема заключается в электромагнитном клапане карбюратора, который необходимо отрегулировать.

Инструменты и материалы:

  • электромагнитный клапан карбюратора
  • тахометр
  • отвертки

Процесс:

1. Установите тахометр.
2. Включите двигатель вашего автомобиля и дайте ему прогреться.
3. Используя гайку, находящуюся на конце электромагнитного клапана карбюратора вам нужно установить определенное количество оборотов холостого хода (около 700 в минуту).
4. Далее вы должны отсоединить проводок, который идет от электромагнитного клапана карбюратора, после этого обороты снизятся.
5. Отрегулируйте положение упорного винта привода дроссельной заслонки, поворачивая отверткой винт (по часовой стрелке -повышаем обороты, против часовой стрелки - снижаем) до того момента, когда стрелка тахометра не остановится на нужном значении (см. инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля).
6. Если установлен винт обеднения горючей смеси (вместо упорного винта привода дроссельной заслонки), то регулирование оборотов холостого хода происходит следующим образом: поворачивая винт обеднения горючей смеси по часовой стрелке, вы снижаете обороты, а против часовой стрелки - увеличиваете.
7. В завершении подсоедините проводок, который идет от электромагнитного клапана карбюратора.