Портал для автолюбителей

Конспект занятия ярмарка в старшей группе. Конспект интегрированного занятия«Ярмарка народных умельцев

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материал к занятию:
Гуашь разных цветов, большие тычки, маленькие тычки, шаблоны бумажных лошадок, влажные салфетки, аудиозапись, глиняные дымковские игрушки.
Ход занятия:
Мастерица: Здраствуйте,люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Мастерица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях!
Игра «Карусель».
Петрушка: А на ярмарке товары
Продаются самовары,
Продаются вилы, сани
И конфеты и баранки.
Мастерица: Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша
До чего же хороша
Покупайте-ка игрушки
Барыни, зверюшки.
Посмотрите как живой
Конь красивый, удалой.
Ребята, посмотрите сколько на нашей ярмарке дивных игрушек. Что это за игрушки? (дымковские)
Петрушка: А какие вы знаете дымковские игрушки?
(дети читают стихи про дымковские игрушки)
Мастерица: Молодцы, ребятки. Правильно, конь, индюк, барышня, олень и т.д. – это дымковские игрушки. А где же делают такие дивные, расписные игрушки? (в селе дымково)
Мастерица: Да, делают их в селе Дымково, недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятка, делают игрушки из красной глины. Зима долгая, холодная, в печах обжигаются игрушки, а из труб идет дымок. Тепло и уютно в домах мастеров. Давайте мы с вами заглянем в село Дымково и полюбуемся на расписные дома дымковских мастеров. (игра «Третий лишний», два домика дымковской росписи, а третий филимоновский, дети находят лишний домик) .
Петрушка: Кирилл,а как ты узнал что это домики дымковских мастеров?
Ребенок: Узоры эти не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Петрушка: Ой, а что это тут за чудесный сундучок?
Мастерица: Ребятки, посмотрите, сколько тут белоснежных лошадок. Чтобы они ожили каждый мастер должен нанести дымковский узор на свою игрушку. Давайте займем места в наших мастерских и вспомним с вами какие дымковские узоры мы знаем?
Петрушка: Ребятки, а какого цвета краски мы с вами будем использовать?
А чем мы будем рисовать круги?(большим тычком) А точки? (маленьким тычком)

Дети рисуют под музыку.

Мастерица: На Руси говорили «Кончил дело-гуляй смело». Эй народ становись в хоровод!

Анализ работ.

Мастерица и Петрушка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их старались,

Подарить вам собирались. (дети дарят гостям свои рисунки)

Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .






Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, здоровье, труд, физическая культура.

Оборудование: технические средства: музыкальный центр, аудиозапись музыкального сопровождения, детские музыкальные инструменты, красочные художественные книги, русские народные платки, корзина с яблоками, ленты, заколки, гребешки.

Предварительная работа: рассказ о древней культуре России, рассматривание различных предметов из старины, иллюстраций, заучивание стихов, исполнение русских народных песен, танцев, хороводов, драматизация сказок.

Цель:

  • формировать праздничную культуру; уточнить и активизировать словарь по теме «Русская ярмарка»;
  • развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, создавать праздничное настроение;
  • воспитывать уважение к старшим, любовь к Родине.

Группа: средняя и подготовительная.

Звучит колокольный звон.(выходят дети)

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

2 ребёнок. Россия мать — тебе хвала

В веках ты видела не мало

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

(под музыку заходят дети: кто садится на стульчики, кто становиться к столам.)

Ведущий: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

Но приданья старины

Все: Забывать мы не должны!

(под музыку вбегает скоморох)

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие

Здравствуйте, гости

Милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Песня «Ярмарка»

Ведущий: Вот мы и попали с вами на весеннею ярмарку!

Покупатель: А на ярмарке товары,

Продаются самовары,

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты и баранки.

Покупатель: Покупают люди сушки

И красивые игрушки.

Продавец: Вот игрушки для души.

Ох, матрёшки хороши!

Ведущий: Эй, матрёшки выходные

Друг на друга поглядите

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь!

Танец «Матрёшек».

Продавец: Кому ленты, заколки, гребешок?

Есть у меня золотой петушок

Чудо птица, сидит на высокой спице,

Охраняет границы.

Добрым поможет, а вредным в темечко клюнуть может.

Покупатель: Петушка я покупаю,

Небылицу вам читаю.

(небылица «Мы с тобою шли).

1 ребёнок: Мы с тобою шли

2 ребёнок: Шли

1 ребёнок:Пирожок нашли

2 ребёнок: Нашли

1 ребёнок:Я тебе его отдал

2 ребёнок: Отдал

1. ребёнок:Ты его взял

2 ребёнок: Взял

1 ребёнок: А где пирожок?

2 ребёнок: Какой пирожок?

(повторяется 2 раза)

Скоморох: Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая.

Плясовая, жаркая.

Глянешь на право — лавки с товаром

Глянешь налево — веселье даром.

Солнце красное встаёт

А не пригласить ли нам гостей?

Чтобы было веселей!

(Заходят дети средней группы)

1 ребёнок: Ярмарка в полном разгаре,

Слышится шум и гам

Много товаров разных, видим мы тут и там.

2 ребёнок: Ваша ярмарка – краса,

Голубые небеса, яркие сапожки,

Расписные ложки!

3 ребёнок: Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение.

Славим прадеда Семёна

За изобретение.

4 ребёнок: Расписная, лёгкая,

Нет её нужней!

С ней и борщ отменный, и кисель вкусней.

(дарят нарисованную ложку)

Скоморох: А у нас на ярмарке

есть тоже ложки, музыкальные!

Продавец: Музыканты, налетайте.

Инструменты покупайте!

Покупайте для гостей,

Чтобы было веселей.

Дудки, хлопушки, бубны, погремушки

Налетайте, выбирай, выбирай – забирай.

5 ребёнок: Скажем мы спасибо славным ложкарям

Дарят настроение и здоровье нам.

Игра на инструментах.

6 ребёнок: (Средняя группа) А у вас сапожки есть?

Продавец: Да, у нас сапожки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Подходите, выбирайте, и на ножки примеряйте.

Песня «Красные сапожки». (средняя группа)

Продавец: А у меня книжный базар – самый ходовой товар.

В руки книжицу берёшь

Всех на свете узнаёшь.

Покупатель:(средняя группа) А мы книжку на ярмарке покупаем, и живо все вместе её разыграем.

Драматизация сказки «Репка».

Вед: Гостей мы провожаем и их мы угощаем.

(дарят корзину с яблоками)

Скоморох: (загадывает загадки)

1)Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать!

2) Эту обувь не забыли,

Хоть давним – давно носили

Влезут дети на палате

У печи оставят – (лапти)

3) Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит вёдра – (коромысла)

4)Он, как круглая кастрюля

Он чугунный, не чистюля,

Где там в печке уголёк?

Кашу сварит – (чугунок)

5)Выпускает жаркий пар

Древний чайник – (самовар)

Ребёнок: Самовар — подарок главный

Он красивый – расписной

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Песня «Самовар».

6)Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный – (платок)

Продавец: Подходите не зевайте,

И платки все разбирайте.

Девочки: (берут платки, говорят)

1 девочка: Я купила шаль с каймой,

Бархатистой, расписной.

За такую шаль – золота не жаль.

2 девочка: А у меня платок, на всю

Голову цветок.

3 девочка: А на моём платочке,

Мелкие цветочки.

4 девочка: А вот теплый полушалок –

Прекрасный подарок.

5 девочка: Весело попляшем,

Всем на ярмарке платки покажем.

Танец с платками.

Продавец: Держи ушки на макушке

Продаются здесь частушки.

Покупатель: Очень здорово хвалю

Я частушечки люблю.

Продавец: Торговались, торговались

Так положено у нас

Чтоб на нас полюбовались

Начинаем перепляс.

Танец «Мотаня».

Продавец: Подходите не стесняйтесь,

А у нас вот семечки,

Семечки калёны, семечки калёны

Раздают Алёны!

Всем, всем, всем, раздаём и всем сдачи даём!

Песня «Семечки».

Продавец: Кому пирожки?

Горячие пирожки?

Мальчик: С пылу с жару, гривенник за пару!

Спишите, торопитесь!

Девочка: Не бойтесь, не объедитесь!

Мальчик: Попробуйте — ну-ка! По пятаку штука!

Все они в печи сидели.

На вас глядели и в рот захотели.

Скоморох: А наших гостей дорогих пирогами,

Мы задаром угостим.

(обносит гостей).

Скоморох: Мы на ярмарке весёлой с вами побывали.

Тары – бары — растабары

Раскупили все товары!

Ведущий: Вот и завершился наш праздник

Подошла пора проститься с вами

Только светлой будет в сердце грусть

Пусть всегда гордиться мастерами

Все: Щедрая и песенная Русь!

1 ребёнок: Россия, Россия, просторы какие!

Земля, на которой ты с детства живёшь

И дом хлебосольный такой, как в России,

На свете нигде никогда не найдёшь.

2 ребёнок: Скажи, где на свете могу быть счастливой,

Где встречу ещё я такие края?

Земли нет на свете родней и красивеё.

Все: Тебе, моя Родина, кланяюсь я!

Песня «Росиночка – Россия».

Авторы: Кодинцева Любовь Ивановна, Бакаева Елена Васильевна, воспитатели; Масленкова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородской области, Россия.

Цель: В процессе творческих подходов в режимных моментах приобщать детей к народным обычаям, народным промыслам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить знания о народных обычаях; народных промыслах;
  • приобщать к истокам и традициям русского народа;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей;
  • развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;
  • прививать любовь и уважение к русским традициям.

Методы и приемы:

Практический, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование.

Дети в народных костюмах, музыка, индивидуальные зеркала, фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок; набор логопедический «Пчелки в дупле», деревянные ложки, кисти, гуашь, баночки с водой (по количеству детей), экспонаты народных промыслов, угощение для детей, кукла – перчатка Петрушка.

Предварительная работа.

Беседа, что такое «Ярмарка». Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Рассматривали фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок, экспонаты народных промыслов. Разучивали массаж, стихотворения.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах в группу и рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед. Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Низкий вам поклон. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка. А что же такое ярмарка?

Дети. Ярмарка это веселье, хорошее настроение, игры.

Логопед. Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки.

Во время рассказа логопед демонстрирует детям фотографии и репродукции, которые заранее размещены на магнитной переносной доске.

Логопед. Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке? Давайте сейчас туда отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Основная часть.

Дыхательная разминка.

Логопед: Ребята, приготовьте ладони для выполнения массажа. Сядьте прямо, глубоко вдохните носом воздух и плавно выдохните через рот, затем резко выдохните, как бы освободившись от всего воздуха, быстро вдохните и сильно выдохните (фиксированный выдох). Плечи не поднимайте, сидеть нужно свободно. После дыхательной разминки ладони слегка разотрите, надавливая на подушечки пальцев, подготавливая их к самомассажу, а заодно и массажу кистей рук.

Самомассаж (поглаживание, похлопывание, поглаживание)

Мы умоем глазки,
Чисто вытрем нос,
Нарумяним щеки,
Подрисуем бровь –
Правую и левую,
А теперь вот так (обе),
Проведем вдоль уха
И погладим шею,
Водой чуть-чуть побрызгаем.
Шлепают подушечками пальцев.
И вытремся скорее.

Ну что ж, можно и на ярмарку.

Только нужно нарядиться,
Так на ярмарку идти –
Ну просто не годиться.

Дети смотрятся в зеркало, улыбаются, поправляют девочки платочки, а мальчики кушаки.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», другая – «продавцами». «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям».

К нам на Ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите,
Все товары здесь – для вас!

1–й ребенок:

А на Ярмарке у нас
Все товары – высший класс!

2–й ребенок:

Приглашаем, подходите,
На товары поглядите.

3–й ребенок:

Подходите, поглядите
И чего–нибудь купите!

4–й ребенок:

Промыслы народные
Все очень благородные:
Дымка, гжель и хохлома,
Углич, Жостов, Кострома –
Все на Ярмарку у нас,
Приглашаем в гости вас.

5–й ребенок (продавец):

Пряники печатные
Очень ароматные.
В тесто добавляя мед,
Пекарь пряники печет.
Подходи, не зевай,
Себе пряник покупай!

6–й ребенок (продавец):

А вот поделки из глины!
Промысел очень старинный.
Есть горшки, кувшины, кружки
И забавные игрушки.

7–й ребенок (продавец):

Посмотрите, что за диво, -
Как все сине и красиво!
Как удобно в применении –
И для чая, и варенья,
Для конфет и для печенья.
Мимо вы не проходите,
Гжель скорей себе купите!

8-й ребенок (продавец):

А вот хохлома, сюда поспешите!
На дереве роспись себе вы купите.
Солонки и блюда, красивые утки.
И даже, глядите,
Есть плюшки – малютки.

9–й ребенок (продавец):

А кому подносы?
Привезли из Жостова.
Мастерицы постарались,
Красоту нарисовали:
Что не букет, то летний сад,
Покупке нашей будешь рад!

10–й ребенок (продавец):

Гусь – Хрустальный
Весь сверкает.
Подходи, честной народ,
Кто сейчас не прозевает,
Без покупки не уйдет!

11–й ребенок (продавец):

Есть старинный русский град –
Это Павловский Посад.
Знаменит Посад шарфами
И красивыми платками.
Что ни платок, то чудо сад,
Такому каждый будет рад.

Так вот откуда мой платок,
Теперь я буду знать.
И каждому о промыслах
Смогу я рассказать.

Ай да Ярмарка!
Вот чудо,
Побывав — не позабудешь!
Но на Ярмарке у нас
И забавы есть для вас.

Дети подходят к столам, садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику (упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»)

После артикуляционной разминки логопед предлагает детям вновь прийти на Ярмарку и посмотреть, что там еще интересного. Все дети подходят к дереву, на котором дупло.

Логопед: Ой, ребята, поглядите, что за чудо – дерево с дуплом появилось? Тук — тук, кто в дупле живет? (Подходит ближе к дереву и делает вид, что слушает.) Да это же Пчелки – жужжалочки – звукоповторялочки! И как я раньше не догадалась! Пчелки, вылетайте, а вы, ребята, пальчики подставляйте. С ними поиграем – что загадают, отгадаем.

Дети надевают пчелок на указательные пальцы. Дети встают полукругом.

Ну что, готовы? Начинаем. Звуки произносите четко, хорошо работайте губами, языком и голосом. Слушайте загадку, потом скажите все отгадку.

Громко звук мне назовите,
Как дятел по дереву вы постучите (д – д – д).

А теперь – комар летит,
Очень звонко он звенит (з – з – з).

Как корова, помычим,
Молока дать всем хотим (м – м – м).

Шею тянет грозный гусь,
Он шипит, его боюсь (ш – ш – ш).

Над цветком летает жук,
Громкий издает он звук (ж – ж – ж).

Сидит за печкою сверчок.
Что ни звук, то щелчок (чк – чк – чк).

Молодцы, все угадали,
Звуки правильно назвали.

Театрализованное представление.

Проходите вот сюда.
Это кто же здесь у нас?
Вдруг там страшный
Карабас?
Тук – тук — тук, нам покажись,
На Ярмарке с нами повеселись.

Не хочу я веселиться,
Мне сегодня лишь грустится…

Логопед (обращаясь к ребятам):

Давайте вместе скажем:
«Мы тебе поможем,
Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку).

На стульчики присядем,
Послушаем Петрушку,
И, может быть, мы сможем
Развеселить Петрушку.

Дети рассаживаются на стульчики.

Что, Петрушка, загрустил?
Или наш товар не мил?
Что на Ярмарке не так?
Может, потерял пятак?
Может, кто тебя обидел?
Или праздника не видел?
Почему же ты грустишь?
Все вздыхаешь и молчишь.

Петрушка:

Вас хотел я удивить,
На спектакль всех пригласить.
Но всех кукол потерял,
Ах, пропал, пропал, пропал…

Кукол потерял? Каких?

Петрушка:

Театральных, не простых.

Наши ребята тоже кукол знают,
С ними часто они играют.

Ты, Петрушка, спроси у них, они тебе расскажут, какие куклы есть у нас.

Петрушка. И какие же куклы у вас есть?

1–й ребенок: Вот такие – пальчиковые. Очень интересные, красивые. Их на палец надевают надевают и сказки разные изображают.

Петрушка:

Хороши, но все не так.
Не удивлю я вас никак.

2–й ребенок: А еще у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли.

Петрушка: Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

3–й ребенок:

Да, Петрушка, незадача…
Но встреча с нами – вот удача.

4–й ребенок:

Мы тебе сейчас поможем.
Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка: Смастерить, но из чего?

Два мальчика:

Мы, Петрушка, ложкари,
Сколько ложек, посмотри!

Петрушка:

Да какой от ложек прок,
Я же вам не скоморох!

Дети смеются над Петрушкой.

Вам смешно,
А мне хоть плачь…

Дети (обступают Петрушку): Не грусти.

5–ребенок:

Верно, хватит горевать,
Ложковый театр
Мы будем создавать!

6–й ребенок:

Ну, ребята, всем за дело!
Распишем ложки с вами смело.

7–й ребенок:

Кисти, краски и гуашь
И, конечно, карандаш.

8–й ребенок:

Нарисуем персонажи
И Петрушке их покажем!

Развитие творческих способностей детей.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Как интересно придумали.

Дети подходят к столам, где приготовлены деревянные ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти.

Гости дорогие,
Кто хочет, к нам
Присоединяйтесь,
На ложках деревянных
Свой образ создавайте
Для театра ложкарей –
Чем персонажей больше,
Тем будет веселей.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Петрушка:

Ой, спасибо вам, друзья,
Вижу, что грустил я зря.

1–й ребенок:

Бублики и калачи
Мы достали из печи.

2–й ребенок:

Сушки, сдобное печенье –
Всем сегодня угощенье!

Дети угощают гостей, логопед угощает детей.

Плут Светлана Николаевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Краснозерский детский сад № 6,
р. п. Краснозерское

План - конспект учебного занятия «Введение в образовательную программу» по программе «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладного творчества».

Тема : Путешествие на ярмарку.

Продолжительность занятия : 35 минут.
Занятие разработано для детей 7-8 лет, (учащиеся первого коррекционного класса, VII вид.)

Воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир декоративно-прикладного творчества и искусства в целом.

Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, и воображение.

Формировать представление о видах декоративно-прикладного искусства, познакомить с различными видами народного творчества: народными промыслами и ремеслами родного края.

Ожидаемые результаты

Участники заинтересуются занятиями в объединении; получат положительный эмоциональный заряд энергии.

Техническое оснащение

Мультимедийный проектор, проигрыватель DVD .

Оборудование, материалы

Магнитная доска, карточки со словами, разноцветные шаблоны, стеки, доски для детского творчества, поделочный материал- соленое тесто, карточки: «серебряная копеечка», «медный рубль».

Организационная структура занятия

Подготовительный этап: Кабинет оформлен под "ярмарку", торговые лавки заполнены разным "товаром": поделками детей, занимающихся в детском объединении: сувениры и украшения из бисера; панно, картины, поздравительные открытки, выполненные в технике изонить; поделки из соленого теста и многое другое.

В проведении занятия принимают участие воспитанники детского объединения «Творческая мастерская», одетые в народные костюмы.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Педагог:

Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет не обычное занятие. Начну я с того, что расскажу вам о нашем Центре детского творчества. В центре занимаются ребята: учатся танцевать, петь, участвуют в постановке спектаклей, занимаются фототворчеством. Обучаются мастерству: учатся шить, вышивать, рисовать,.

Есть в центре творческое объединение или кружок, называется он «Творческая мастерская ». Занимаются в этом кружке ребят, такого же возраста как вы. Сегодня я пришла к вам в гости не одна, а со своими помощниками, ребятами которые уже занимаются в кружке. И мы вместе вам расскажем и покажем чем мы занимаемся в нашей «Творческой мастерской». А если вам понравится, и вы тоже захотите обучиться какому- то ремеслу - то милости просим к нам, мы всегда рады новым друзьям!!!

2. Актуализация опорных знаний.

Педагог:

Ребята, сейчас мы приглашаем вас отправиться в путешествие вместе с героями мультипликационного фильма «Про Фому и про Ерему» , когда вы посмотрите отрывок из этого мультфильма может быть кто-нибуть из вас догадается в какое путешествие мы вас приглашаем???

*Педагог демонстрирует отрывок из мульфильма «Про Фому и про Ерему», слайды с картинками про ярмарку .

Педагог:

Что ж, давайте по порядку.

Загадаю я загадку.

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот и тему назовёт!

Загадка про ярмарку:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка ".

Педагог:

Кто догадался, куда мы с вами сегодня попали? (Мы попали на ярмарку.)

Кто знает, что такое ярмарка и попытается объяснить другим ребятам.

Что же происходит на ярмарке? (Продавцы выставляют товары, торгуют ими, покупатели приобретают товары).

Какое настроение создаётся на ярмарке и почему? (На ярмарке шумно, весело. Здесь много людей. Скоморохи и уличные актёры показывают весёлые представления и шутки, устраивают игры и соревнования).

3. Формирование темы занятия. Постановка учебной задачи.

Вот и тема нашей встречи: Путешествие на ярмарку.

Путешествуя по ярмарке мы узнаем кто и зачем приезжал на ярмарку, что происходило на ярмарке;

Узнаем значение новых слов: мастер, ремесленник коробейники, народные промыслы, народные ремесла

На Руси говорили: делу время,а потехе час. Поэтому мы с вами побываем в мастерской и сделаем своими руками поделку.

Педагог:

Приглашаем вас побывать на Ирбитской ярмарке, она находилась на Урале, в городе Ирбите. Наши невьянские мастера и ремесленники были постоянными участниками этой ярмарки, приезжали на ярмарку покупали у купцов заморские товары, и продавали свои изделия.

Ребята, а кто из вас знает значение слова ярмарка? (ответы детей)

Посмотрите, какое объяснение слова «ярмарка» даётся в толковом словаре С.Ожегова.

*На магнитной доске табличка со словом «ярмарка»:

Ярмарка – это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время

3. Освоение нового материала. Открытие новых знаний.

Выходят скоморохи и коробейники:

1 ученик : Все! Все! Все! Все на праздник!

Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь - соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

Приходите, разомните кости!

Сегодня Ярмарка приглашает в гости!

2 ученик: Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Гостей давно мы ждем- поджидаем,

Ярмарку без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

3 ученик: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь

Буйная радость ярмарки.
На подводах - товар.
И лучи солнца яркие
Освещают базар.

4 ученик : Пойдёте направо - будет забава!
Пойдёте налево - много смеха и гама!
Успевайте отдохнуть и повеселиться,
Пока гости собираются,
Проходи, честной народ,
Коробейник всех зовёт!

Педагог : Вот ребята мы с вами и очутились на ярмарке.

*на магнитной доске табличка со словом «коробейник», «мастер», «ремесленник».

Незнакомое слово: коробейник – торговец, вразнос продающий галантерейные товары мелкие вещи необходимые в крестьянском быту.

Мастер - ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем;

Наши невьянские мастера и ремесленники приезжали на ярмарку и продавали свои изделия: (презентация народных ремесел Невьянского района).

*Показ презентации: народные промыслы и ремесла Невьянска.

Из века в век передавали мастера свое ремесло, и в наше время много мастеров увлеченных своим делом. Ребята, которые занимаются в кружке «Творческая мастерская» постигают секреты народного мастерства. Осваивают секреты бисероплетения, учатся вышивать в технике «изонить», работать с соленым тестом. Сегодня они организовали для вас выставку своих работ и приглашают вас прогуляться по нашей выставке-ярмарке.

Выступление ребят: скоморохи и зазывалы приглашают на ярмарку:

1 ученик:

демонстрирует поделки выполненные из соленого теста:

Моих кукол разбирай-ка!

Детям радость доставляй-ка!

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

Небольшой расход, подходи, честной народ!

2 ученик: демонстрирует работы выполненные в тезнике изонить.

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват

3 ученик: демонстрирует поделки выполненные из бисера

- Люди! Подходите!
Украшенья поглядите.
Вот браслеты

Один красный,
Другой синий,
А уж третий - как хорош,
Покупай-ка на свой грош!

4. Динамическая пауза : ребятам предлагается погулять по выставке-ярмарке.

Педагог : Ребята приглашаем вас на выставку-ярмарку. Воспитанники нашего кружка организовали для вас выставку работ, выполненных на занятиях кружка. Они вам расскажут о видах декоративно-прикладного творчества, демонстрируют свои подделки.

*Посетителям выставки предлагают оценить работы, отметить понравившиеся поделки (оставить монетки «серебряные копеечки» на понравившейся работе!!!)

5. Практическая работа:

Педагог:

Ребята приглашаем вас в мастерскую ремесленника.

*Изготовление птички веснянки из соленого теста.

Разминка для рук.

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, …я!

6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Анализ детских работ.

Педагог:

Когда мастер заканчивал работу, он вывозил свои изделия на ярмарку. Кругом веселье, шутки, песни (музыка). Купцы зазывали:

Эй, на ярмарку скорей!

Собирай с собой друзей!

Подходи, не зевай

И поделку выбирай!

Дети выбирают понравившуюся поделку(символично покупаютее за «медный рубль») и объясняют почему. Каждому изделию они присваивают «знак качества» за :

    Аккуратность.

    Красочность

    Выразительность.

Скоморохи и зазывалы подводят итоги выставки, подсчитывают количество «серебряных копеечек», которыми ребяты оценивали детские поделки и выбирали понравившийся вид декоративно-прикладного творчества.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что ярмарка закрывается.

Понравилось вам путешествовать?

Что нового узнали?

Кто из вас хочет научиться сам делать такие поделки?

Приглашаем вас к нам на занятия в кружок: «Творческая мастстерская».

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”.