Портал для автолюбителей

Трактор из тяжелого мотоблока своими руками. Трактор из мотоблока своими руками: как сделать минитрактор и мини-экскаватор из МТЗ, Нева и Каскад

Минитрактор представляет собой трактор, в основе конструкции которого лежит мотоблок. Мини тракторы разделяются на три категории: самодельные, переделанные с использованием заводских комплектов и изготовленные на заводе.

Как сделать самодельный минитрактор из мотоблока

Так как же сделать самодельный минитрактор из мотоблока, первым делом нужно продумать саму переделку, но и возможность установки навесного оборудования: плуга почвофрезы, сенокосилки, лопаты-отвала.

Коротко рассмотрим строение минитрактора из мотоблока, который сделан руками народного умельца.

Мотоблок располагается на заранее подготовленной самодельной раме. Установленный тормозной механизм барабанного типа берут из Жигулей. Оттуда же заимствуют рулевую рейку, что избавляет от проблем поиска запчастей. Готовый минитрактор радует легкостью управления и продуманностью в деталях. Чтобы уменьшить неудобства при поворотах, возле руля устанавливается ручка, которая разблокирует дифференциал.

Самодельные минитрактора из мотоблока «Нева»

Если планируете сделать самодельные минитрактора из мотоблока «Нева» то первым делом необходимо купить сам мотоблок «Нева» с установленными самодельной или заводской сцепкой, чтобы была возможность перевозить различные грузы при помощи прицепов с кузовом. Для удобства оснастить минитрактор автомобильным рулем, сиденьем, педалями тормоза и газа.

Для самодельного минитрактора можно использовать любой мотоблок, но особенно хорошо для этой цели используются мотоблоки «Нева», с мощными моторами, объем которых от 6д до 8,5 литров. Благодаря этому минитрактор делается с минимумом доработок.

Для мотоблока «Нева» изготавливаем адаптер-самосвал. Такой прицеп можно смастерить самостоятельно, если есть в наличии необходимые материалы, электросварка, болгарка. Специальная конструкция крепления рамы, дает возможность минитрактору из мотоблока «Нева» наклонять и поворачивать прицеп. Поскольку органы управления мотоблоком продублированы, это дает возможность использовать мотоблок отдельно, разобрав минитрактор.

Практичная конструкция минитрактора позволяет не только перевозить кирпичи, но и работать с сыпучими грунтами. Установленный механизм ссыпания, дает возможность вываливать грунт в любое место без проблем.


Изготовив самодельный минитрактор из мотоблока «Нева», можно решить проблемы, возникающие на приусадебном участке. При чем подобная конструкция стоит намного дешевле, чем приобретение небольшого трактора.

Самодельные минитрактора с мотоблока видео подборка


Самодельные минитрактора из мотоблока «Зубр»

Если вы обладаете мощным мотоблоком «Зубр», с дизельным двигателем, у вас есть возможность самостоятельно переоборудовать его в минитрактор. Для того, чтобы получить вместо двухколесного мотоблока небольшой четырехколесный трактор, достаточно иметь инструмент и инструкции по сборке.

Необходимые детали для самостоятельного изготовления минитрактора с навеской: рама минитрактора, тормозной цилиндр, подножки с педалями, рулевая колонка в сборе с тягами, передняя балка с тормозными дисками и ступицами в сборе, задние крылья, задняя навеска с ручным подъемником в сборе.

Также вам понадобятся следующие инструменты: молоток, дрель, гаечные ключи и сварочный аппарат. Также нужно иметь колеса, устанавливаемые впереди. Можно использовать колеса от Жигулей, либо подобные колеса с других мотоблоков. Самостоятельно собрав все детали, у вас получится мощный минитрактор из мотоблока.

Самодельный минитрактор из мотоблока видео подборка


Самодельный мотоблок минитрактор чертежи


Как сделать самодельный минитрактор из мотоблока «Кентавр»

Практика показывает, что самый доступный и надежный минитрактор получается из мотоблока, который относится к категории профессиональных или полупрофессиональных. Главная их отличительная черта — большая мощность и большой ресурс использования. Мотоблок «Кентавр» хорошо подходит по всем этим качествам. На нем установлен дизельный мотор, мощность которого 9 л.с. Это позволяет использовать его как основу для минитрактора. Но конечный выбор зависит от тех целей, которые поставлены при создании такой техники.

Для будущего минитрактора нужно подготовить кузов, и продумать, как он будет соединен с моторным блоком. Для создания кузова и рамы используют профилированные трубы или металлические уголки. Если мотор мотоблока достаточно мощный, то можно использовать в качестве кузова небольшой прицеп к мотоциклу или автомобилю. Тогда нужно продумать схему соединения кузова к мотоблоку.

Когда самодельный минитрактор из мотоблока «Кентавр», нужно разработать кинематическую схему, которая передавала бы крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Также необходимо равномерно распределить нагрузку на ведущую ось. Если планируется перевозить грузы таким минитрактором, то развесовка будет играть решающую роль.


При самодельной сборке минитрактора наиболее важным моментом является правильное размещение узлов и агрегатов. Выходной вал — оптимальный вариант размещения тормозной системы. На ось размещается рычаг переключения передач. Запуск мотора остается заводской.

Место для водителя нужно делать комфортным, так как у минитрактора отсутствуют средства амортизации. Также его нужно оборудовать прицепным устройством, чтобы минитрактор мог использовать навесное оборудование. На этом фактически завершается работа по самостоятельному превращению мотоблока «Кентавр» в минитрактор. Теперь ухаживать за приусадебным хозяйством будет гораздо эффективней.


В наше время в сельской местности преобладают частные фермерские хозяйства и подворья, в ряде случаев люди стараются работать на себя а не на барина, возделывать землю выращивать скот кур гусей и так далее. В ручную всем этим заниматься конечно не легко, люди издревле прибегали к помощи лошадей, волов для вспашки земли, в советское время был мощнейший агротехнический комплекс, а с развалом колхозов люди занимаются индивидуальным хозяйством, опять же требуется механическая помощь в нелегком труде, и отцы инженеры разработали мотоблок которые пользуются спросом у сельского жителя. Универсальная машина для подсобного хозяйства, можно производить все работы пахать, культивировать, сажать, косить, поливать, перевозить грузы. Высокая производительность при малых энергозатратах литра бензина хватает на один час работы. Сказка а не агрегат но наши умельцы пошли дальше усовершенствовали мотоблок



Вот этот чудо агрегат превратили в такой вот мини трактор


Вот и наш автор собрал такой же мини трактор из мотоблока так как имеет свой надел землицы и не малое подворье подобный агрегат необходим как воздух. С чего же начинает автор ну само собой с чертежей как говорится семь раз отмерь один раз сами знаете.









Чертежи есть следующий шаг подбор инструмента и материалов для создания данного агрегата

Инструменты: сварочный аппарат, болгарка, молоток, зубило, набор ключей,пассатижи, отвертка, дрель

Материалы: уголки, трубы квадратного и круглого сечения, металл кровельный, рулевая колонка, рулевое колесо, штанга,тяги, ступицы, задний мост от москвича.


Все приготовлено и с чего же автор начинает свою работу конечно же с основы основ рамы будущего трактора за основу берутся трубы квадратного сечения распиливаются по размерам чертежа


Затем автор сваривает каркас


Так же подготавливается задний мост от москвича и сваривается


После прикручивает дугами к раме на болты


Как проведены сварочные работы автор все тщательно проходит болгаркой чтоб убрать лишнее окалины и тому подобное.


Следующее не маловажное действие это установка рулевой колонки и рулевых тяг


Колонку авто взял в гараже от стареньких жигулей и штангу с рулевым колесом


Далее устанавливает рулевые тяги регулирует поворотный механизм мини трактора




И самое главное конечно же тормоз, автор сварганил вот такую вот педаль


Последний шаг устанавливаем колеса где надо подкрашиваем и вот перед нами предстает гений нашего автора мини трактор из мотоблока

И вот уже автор погнал на рассекать по деревне на новеньком тракторе. А здесь уже в поле пашет cвой земельный надел, рыхлит землю матушку.

Для настоящего хозяина нет предела совершенству. Стоит только дачнику обзавестись подсобным устройством в виде мотоблока, как тут же возникает непреодолимое желание превратить его в нечто гораздо большее и функциональное. Переделка мотоблока в мини-трактор – самая распространенная трансформация, которую воплощают в жизнь дачники-конструкторы. Ведь купить мини-трактор не каждому по карману, а по получаемой функциональности он будет намного превосходить тот же мотоблок!

Вопрос, конечно, риторический, но для начала стоит определиться, а что же и, главное, как будем переделывать? То есть начинаем как всегда с подготовки эскиза и чертежа основных узлов и элементов агрегата.

Мини-трактор представляет собой самоходное транспортное средство, у которого есть все необходимые узлы, присущие
таковому. Это платформа, на которой установлен силовой агрегат и к основанию которой крепятся все дополнительные узлы и элементы, 4 колеса, рулевое управление, тормозная система, педали, коробка передач, электропроводка, место водителя. При переоборудовании мотоблока в мини-трактор все эти недостающие узлы будет необходимо купить готовыми или же соорудить самостоятельно. В результате переделки необходимо получить не просто четырехколесное транспортное средство. Нужна полноценная сельскохозяйственная машина, способная не только выполнять обработку земли аналогично мотоблоку, но и уметь гораздо большее! Ведь если после переоборудования функциональность агрегата не расширится – какой смысл все начинать?

Необходимый инструментарий и оборудование

Перед тем как приступать непосредственно к переоборудованию мотоблока, необходимо определиться с минимальным перечнем инструментария, который понадобится в процессе работы:


Для того чтобы превратить мотоблок в полноценный мини-трактор, необходимо будет обзавестись следующим:

  • металлическая профильная труба для изготовления рамы и несущих конструкций;
  • колеса;
  • ступицы передних колес с тормозной системой;
  • рулевое колесо, рулевая штанга, рулевые тяги;
  • червячный рулевой редуктор;
  • коробка передач;
  • подножки с педалями;
  • емкость для тормозной жидкости;
  • сиденье водителя;
  • панель приборов;
  • защита колес (крылья);
  • дополнительное навесное оборудование, при помощи которого планируется расширить функциональность мини-трактора.

Устройство рамы

Первое, с чего стоит начать переоборудование мотоблока – это сооружение основной несущей конструкции мини-трактора или
рамы. Для ее изготовления можно использовать металлическую профильную трубу с сечением 20 на 40 мм или 40 на 60 мм и толщиной стенки 2,5–3 мм. Выбор диаметра исходной трубки не является принципиальным. Если где-то в закромах есть профильная труба несколько иного сечения и в достаточном количестве, ее можно смело использовать.

Нарезку заготовок для создания рамы производят при помощи болгарки. После того как все составляющие подготовлены, их необходимо свести в единую конструкцию. Для этого на ровной горизонтальной поверхности производят их сопоставление посредством угольника и фиксацию при помощи струбцин. Далее, используя сварочный аппарат, их прихватывают с нескольких сторон друг к другу. После того как заготовки рамы соединены, еще раз проверяют правильность геометрии всей конструкции и производят финишное обваривание всех швов. Места, на которые будет приходиться повышенная нагрузка или вибрация, необходимо дополнительно усилить.

Полезный совет. Не стоит переживать, если вдруг не получается полностью просчитать всю конструкцию рамы мини-трактора. Начните только с базового каркаса для установки колес, отталкиваясь от общей длины рамы мини-трактора. Остальные части можно будет дополнить в процессе изготовления.

В задней, а также передней части рамы необходимо предусмотреть возможность для крепления вспомогательного навесного оборудования (плуги, культиваторы, косилки и др.). Дополнительно сзади стоит установить фаркоп, который позволит буксировать прицеп с полезной нагрузкой.

Монтаж передней ходовой части

После того как изготовление основного элемента рамы завершено, самое время приступить к монтажу ходовой части. Ввиду простоты организации конструкции и осуществления монтажа своими руками некоторые узлы подвески можно упростить (в частности, установку амортизаторов и пружин). И хотя работа на таком мини-тракторе может показаться жестковатой, упрощение конструкции избавит от многих технических хлопот.

Монтаж передней подвески можно осуществить следующим образом. На авторынке среди б/у запчастей необходимо приобрести две ступицы передних колес с тормозной системой в сборе, по возможности с комплектом рулевых тяг, редуктором, рулевой колонкой и рулевым колесом. Они будут использованы для изготовления передней ходовой части мини-трактора.

Сначала подбирают отрезок профильной трубы, соответствующий по ширине передней оси. Далее производят крепление колесных ступиц к торцам подготовленной трубки. После находим центр оси, сверлим в нем отверстие и при помощи болта осуществляем крепление в торец по центру (продольной оси) рамы. Таким образом, будучи жестко фиксированными между собой на оси, передние колеса мини-трактора свободно смогут наклоняться относительно всего корпуса.

Полезный совет. Если использовать для передних колес ступицы от легкового автомобиля, то впоследствии нет необходимости что-то выдумывать с резиной. Останется лишь запастись б/у покрышками нужного размера.

Далее устанавливают рулевые тяги, сопоставляют их с червячным рулевым редуктором и производят его крепление к раме. После того как редуктор закреплен, монтируют рулевую штангу и рулевое колесо. Стоит учесть, что в процессе монтажа рулевой штанги, возможно, ее придется дополнительно фиксировать. Когда рулевая колонка собрана, можно приступать к монтажу сидения водителя, а также задних колес.

Монтаж задней ходовой части

Монтаж задних колес имеет свои особенности, так как именно сюда будет осуществляться передача крутящего момента от двигателя. Колеса для упрощения конструкции можно сделать жестко сцепленными, т. е. без установки дифференциала. Такое решение имеет несколько преимуществ:

  • во-первых, значительно упрощается конструкция мини-трактора;
  • во-вторых, жестко фиксированная задняя ось будет минимизировать пробуксовку трактора при работе на открытом грунте.

Стоит помнить, что с жестко фиксированной задней осью будет определенно затруднительно передвигаться по асфальту, особенно на поворотах, так как подобная комплектация будет способствовать повышенному износу резины.

Крепление задней оси лучше всего организовать при помощи подшипников, жестко запрессованных во втулки. На самой оси необходимо заранее установить шкив или звездочку для передачи усилия от двигателя. В качестве задних колес лучше приобрести специальные модели для мини-трактора, которые будут иметь увеличенный размер и крупный рисунок протектора. С такими колесами будет удобно передвигаться по вспаханной земле.

Для защиты от грязи, воды и камней передние и задние колеса необходимо закрыть защитными крыльями, которые можно или самостоятельно изготовить из оцинкованного листа, или приобрести подходящий готовый вариант.

Монтаж двигателя

Монтаж двигателя внутреннего сгорания производят в передней части мини-трактора. Это делается для того, чтобы изменить перераспределение веса и создать дополнительное утяжеление впереди. Ведь основная нагрузка сзади будет создаваться за счет прицепного оборудования. Тип крепления и нюансы установки зависят от конкретного мотоблока, который планируется переоборудовать, а также имеющегося на нем двигателя.

Перед установкой мотора для него на раме мини-трактора производят монтаж крепления. Для того чтобы иметь возможность производить регулировку силы натяжения ременной передачи, крепление двигателя к раме можно сделать скользящим, создав соответствующие прорези для болтов.

Полезный совет. Среди устанавливаемых на мини-трактор двигателей предпочтение стоит отдать тем, которые имеют
водяное охлаждение. В случае выбора мотора с воздушным охлаждением необходимо организовать достаточную циркуляцию воздуха для обеспечения адекватного охлаждения.

Передачу крутящего момента от двигателя на задние колеса рекомендуется организовать при помощи ременной передачи. Устанавливать мотор необходимо таким образом, чтобы шкив вала отбора мощности находился на одной оси со шкивом, установленным на задней оси. Это предотвратит соскакивание ременной передачи в процессе работы, а также ее повышенный износ. После монтажа ременной передачи ее на всем протяжении необходимо закрыть защитным чехлом.

Если двигатель имеет установленную коробку передач, следует предусмотреть возможность переключения передачи с места водителя при помощи специальных тяг. Также необходимо предусмотреть место для крепления педали сцепления.

Монтаж тормозной системы

После того как установлен двигатель, приступают к монтажу тормозной системы. В качестве деталей для нее можно использовать унифицированные части легкового автомобиля.
Первым делом необходимо определиться с местом расположения педали тормоза. В этом месте следует установить крепление педали, а также вмонтировать главный тормозной цилиндр. После этого производят подключение тормозного цилиндра к тормозным барабанам передних колес при помощи металлических и резиновых шлангов. Далее тормозную систему необходимо проверить на герметичность и прокачать, для того чтобы удалить остатки воздуха и обеспечить должную функциональность.

Монтаж электрооборудования

В зависимости от типа установленного двигателя на панель приборов можно вывести ключ зажигания, датчик температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива в бензобаке. Если на мини-тракторе планируется передвигаться и работать в сумерках или в ночное время, спереди необходимо установить фару, а сзади и по бокам – дополнительные габаритные огни. Также если не исключается возможность передвижения по дорогам в составе основного транспортного потока автомобилей, мини-трактор обязательно следует снабдить стоп-сигналами и указателями поворотов.

Подключение дополнительного оборудования

В передней части мини-трактора в качестве вспомогательного оборудования можно установить ковш, а в задней части –
весь спектр сельскохозяйственных механизмов для обработки земли. Дополнительно его рекомендуется снабдить гидравлическим насосом и гидравлическими цилиндрами. С их помощью можно будет опускать и поднимать навесное оборудование, производить другие манипуляции. Если от двигателя предусмотреть дополнительный вал отбора мощности (например, при помощи добавочной карданной передачи), то появится возможность подключения не только статического, но и подвижного, динамического оборудования. Это значительно расширит сферу применения мини-трактора.

Заключение

Имея немного сноровки и огромное желание, всего за несколько дней мотоблок можно превратить в полноценный мини-трактор, который станет незаменимым помощником по дому и хозяйству. Используя огромный дополнительный арсенал навесного и прицепного оборудования, мини-трактор можно превратить в универсальную сельскохозяйственную машину!

Видео с Youtube о переделке мотоблока ЗУБР в минитрактор.

Если у вас есть земельный участок, а его обработка вручную доставляет кучу хлопот и забирает слишком много сил, вам на помощь придет мини-трактор. Чтобы не тратить космические суммы на приобретение готовой заводской модели, можно сэкономить и сделать такой агрегат самостоятельно. Его изготовление – не только менее затратный, а еще и очень интересный и творческий процесс.

Как выбрать мотоблок для будущего трактора?

Первое, что нужно сделать – выбрать мотоблок. Это одна из самых важных деталей вашего будущего детища. Чтобы не прогадать с моделью, вам нужно учитывать такие ее параметры:

  • мощность;
  • вид топлива;
  • размер плуга;
  • цена и производитель.

Рассмотрим каждую из этих характеристик более детально.

Мощность

Мощность напрямую зависит от площади территории, которую вы собираетесь обрабатывать. То есть, чем больше места занимает ваш участок, тем сильнее должен быть мотоблок.

Топливо

Двигатель на бензине работает менее шумно, а благодаря невысокому уровню компрессии запускается с полуоборота даже в мороз. Дизель гораздо экономнее расходует топливо, создает более сильную тягу и обеспечивает стабильность оборотов двигателя. В то же время, площадь участка и качество его грунта тоже играют свою роль при выборе топлива: дизельное лучше справляется с большими объемами работы на твердой почве.

Вес

Вес мотоблока также во многом зависит от того, какую почву вы собираетесь обрабатывать. Если вы предпочтете легкий плуг для твердой, пересохшей почвы, ваш будущий трактор вряд ли сможет справиться с поставленными перед ним задачами.

Чем сложнее по обработке земля, тем тяжелее должен быть мотоблок, и наоборот – для мягкого, рыхлого грунта вполне достаточно будет более легкой модели.

Размер плуга

Чтобы определиться с этим параметром, нужно учитывать 3 фактора: глубину обработки , на которую рассчитываете, уровень вашей усидчивости , а также . Если хотите обработать максимальную площадь за минимальный отрезок времени, тогда лучше брать фрезу с широким захватом. За один проход она сможет захватить больший участок. Но при этом нагрузка на ваши руки и спину значительно увеличится, а глубина проникновения аппарата в грунт будет не слишком высокой.

Оптимальным будет выбор модели, которую можно разбирать, регулируя при этом ее ширину. В таком случае вы сможете самостоятельно настраивать ее на наиболее подходящие для конкретной ситуации параметры.

Цена и производитель

Эти два критерия неразрывно связаны между собой, потому рассматриваем их в одном пункте. Если финансовые возможности позволяют выбрать более дорогую модель иностранного производства от брендов «Meccanica», «Benassi» (Италия), «Honda» (Япония) или «MTD» (Германия), тогда можете смело ее покупать. Каждая из этих марок известна во всем мире, благодаря высокому качеству и надежности своей продукции, и не разочарует вас.

Если бюджет ограничен, придется обойтись китайскими аналогами этих мотоблоков от марок «Заря», «Аврора», «Форте», «Кентавр». Но, естественно, за меньшие деньги вы получите менее эффективный агрегат.

Чтобы не впадать в крайности, лучше всего отдать предпочтение российским производителям «Нева», «Фаворит», «Салют» и «Тарпан». Их нельзя назвать дешевыми, но и к технике премиум-класса они не принадлежат. Зато за более-менее приемлемую цену вы получите довольно неплохое качество.

Пошаговая инструкция

В зависимости от того, какой мотоблок вы выберете, существуют некоторые нюансы для создания мини-трактора для него. Но в первую очередь вы должны знать основной порядок действий при сборке , а потом уже вносить в этот перечень свои правки в зависимости от особенностей комплектующих и собственных пожеланий.

Рисуем кинематическую схему

Без нее невозможно начать сборку, поскольку эта схема на протяжении всей работы будет вашей шпаргалкой, подсказывающей, что и где нужно установить. Если вы хорошо разбираетесь в технике и черчении, можете сделать ее самостоятельно. Если же не уверенны в своих познаниях – лучше посмотрите примеры в интернете. Вполне вероятно, что среди них вы найдете вариант, который идеально вам подходит.

Чертежи с размерами:


Изготовляем раму

Материалом для нее послужат металлические трубы и уголки. Для соединения элементов лучше всего использовать болты (и дрель к ним в помощь). Также вы не сможете обойтись без сварочного аппарата, которым нужно будет запастись заранее.

Делаем кузов

Это не обязательный шаг, но лучше его-таки сделать. Это нужно, чтобы обезопасить себя и механизмы от грязи , которая будет лететь во все стороны, когда агрегат будет запущен в действие. Самым оптимальным материалом для покрытия является листо вая нержавейка . При работе вы можете включить фантазию и создать свой оригинальный дизайн машины.

Крепим водительское сидение

Для начала выберите такое кресло, в котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно. Подходящий вариант можно найти среди передних сидений от старых легковых авто.

Устанавливаем руль

Этот шаг обязательно нужно выполнять после установки кресла , чтобы суметь правильно настроить его высоту и угол наклона.

Следите за тем, чтобы вам было удобно доставать до «баранки» и она не стесняла движения ваших ног.

Выбираем колеса и покрышки

Если хотите сэкономить, придется взять колеса из обычного старого автомобиля . Но они будут создавать трудности во время работы уже собранного трактора. Дело в том, что идеальный диаметр передних шин для такого агрегата – от 12 до 14 дюймов. При меньшем их размере мотоблок будет тонуть в земле, а при большем – управлять рулем станет намного труднее. Покрышки, разумеется, подбираем под размер колес.

Устанавливаем рычаги

Для того, чтобы сделать процесс управления максимально удобным, нужно, как минимум, укомплектовать свое детище рычагами, отвечающими за сцепление и тормоз. Самый легкий вариант ваших действий – установить тросиковый привод, который будет сообщаться с моторным блоком.

Красим поверхность

Это нужно не только для того, чтобы улучшить дизайн агрегата, а и в целях профилактики от разрушительного действия коррозии.

Обкатываем

Прежде, чем загружать готовый мини-трактор полевыми работами, его нужно обкатать. Так вы проверите, насколько хорошо он функционирует, и не шатаются ли какие-нибудь детали. Лучше сделать это заранее, чтобы сразу же устранить все неполадки. Не допустите, чтобы ваше творение сломалось в свой первый же рабочий день.статье .

Занимаемся тюнингом

Когда все основные работы по сборке мини-трактора выполнены, можете усовершенствовать его так, как только душа пожелает: установите фары, сигнал, навес над водительским местом или даже гидравлическую систему. В общем, все, на что хватит денег и воображения, чтобы сделать процесс работы на этом агрегате более комфортным.

Подробнее о процессе рассказано на видео:

Теперь, когда все работы по изготовлению вашего собственного мини-трактора завершены, можете смело пускать его в дело и обрабатывать землю, прилагая при этом гораздо меньше усилий, чем приходилось раньше.

Обрабатывать дачные, приусадебные земельные участки легче и удобнее с помощью небольшого трактора. И не беда, если не хватает средств на покупку заводского «железного коня» - его можно самому смастерить из недорогого мотоблока. Тем более, когда есть интерес к технике, инженерные способности, нужное оборудование и инструменты, сделать это будет совершенно не сложно. Главное разобраться в технических аспектах, подготовиться к трансформации и правильно выбрать сам мотоблок .

Подготовка к созданию самодельного минитрактора

Процесс создания самодельного минитрактора начинается с составления чертежа, кинематической схемы будущего «пахаря» и подготовки необходимых материалов, инструментов, оборудования. Если есть навыки, можно самому разработать схему демонстрации механизмов и узлов трактора, если нет - найти подходящий вариант в Интернете или же воспользоваться представленным здесь примером.

Что касается деталей и комплектующих, участвующих в модернизации мотоблока, можно применить покупной заводской комплект для переделки его в минитрактор. Но такой вариант не подойдёт для тех, кто хочет сделать, к примеру, переломку 4х4 и при этом существенно сэкономить.

Итак, для создания самодельного трактора понадобятся:

  • Набор инструментов;
  • Сварочное оборудование;
  • Дрель с комплектом свёрл;
  • Металлические трубы, швеллеры;
  • Крепежи, метизы (болты, гайки);
  • Болгарка, диски для работы с металлом.

Так же для того, чтобы сделать собственноручно трактор, потребуются два подходящих колеса, навеска, водительское кресло, рулевой механизм, педали и, конечно же, мотоблок, обладающий достаточным весом и мощностью. Лучше остановить свой выбор на агрегате тяжёлого класса с дизельным двигателем (хорошо подходят модели Зубр, Нева, Агро, Скаут). Это даст возможность получить в результате переделки хоть и самодельный, но производительный минитрактор, способный эффективно выполнять различные агротехнические операции. Наверняка захочется, чтобы он осуществлял не только сельскохозяйственные функции, но и мог тянуть прицеп.

Вес выбираемого агрегата должен соответствовать состоянию грунта, на котором планируется задействовать самоделку. Если он уплотнённый, пересохший, то будущий минитрактор вряд ли справиться с поставленными перед ним задачами. Поэтому чем твёрже почва, тем тяжелее понадобится мотоблок. А мощность его двигателя следует соотнести с площадью земельного участка, на котором будут проводиться сельскохозяйственные работы с помощью мототрактора. Так, чем обширнее делянка, тем выше должен быть этот параметр.

Как сделать раму

После подготовки инструментов и комплектующих, необходимых для создания минитрактора, приступают к «перекройке» рамы мотоблока, чтобы, в соответствии с чертежом, приспособить её под дополнительную пару колёс. Платформу будущей самодельной машины можно сделать цельнометаллической или переломной с использованием швеллеров или профильных металлических труб. Продольные и поперечные лонжероны сделать несложно - их нарезают болгаркой и соединяют электросваркой или крепёжными элементами. Для большей надёжности болтовые соединения комбинируют с дополнительной проваркой швов.

При трансформации культиватора в минитрактор часто используют именно переломку, состоящую из двух независимых полурам, соединенных между собой при помощи шарниров. Благодаря такой конструкции все четыре колеса трактора почти всегда контактируют с грунтом, и практически не происходит их вывешивание при эксплуатации самоделки по неровной поверхности или скользкой дороге. Это позволяет повысить устойчивость минитрактора из мотоблока, улучшить его маневренность и проходимость при осуществлении пахотных и транспортных работ.

К переднему или заднему участку подготовленной рамы монтируют по схеме навесное устройство, которое позволит трактору сделать возможной работу со вспомогательными устройствами. Можно сразу сзади приварить фаркоп для буксировки прицепа - это ещё больше расширить функциональные возможности самодельного мототрактора, полученного из мотоблока.

Установка ходовой части

По окончанию монтажа приспособления для навески устанавливают на обе оси (переднюю, заднюю), а уже на них - колёса. На заднюю ось обычно крепят те, что шли в комплектации с мотоблоком (Скаут, Зубр, Нева), а на переднюю насаживают колёса от легкового авто или какой-нибудь сельхозтехники. Важно, чтобы они были с глубоким протектором - это сделает самодельный минитрактор техникой высокой проходимости и с улучшенным сцеплением колёс с грунтом.

Для оборудования самодельного трактора полноценной передней ходовой частью покупают ступицы в сборке с тормозной системой и желательно в комплекте с рулевыми тягами, рулевым колесом, редуктором и рулевой колонкой. Их так же можно переделать, сняв с подержаной легковой техники.

Крепление передних колёс к минитрактору осуществляют таким образом:

  • Подбирают металлическую профильную трубу, соответствующую толщине передней оси самодельного трактора;
  • К торцам профиля прикрепляют колёсные ступицы;
  • Конструкцию со ступицами закрепляют на передней раме прямо по центру;
  • Монтируют рулевые тяги, после чего выравнивают их с рулевым редуктором;
  • Осуществляют фиксацию редуктора на раме;
  • Ставят рулевую штангу, рулевое колесо;
  • Регулируют рулевую колонку.

Иногда переднюю подвеску трактора дополняют пружинными амортизаторами для обеспечения более комфортных условий работы. После того, как по чертежу собрали рулевую колонку, нужно сделать монтаж задних колёс.

Заднюю ось культиватора устанавливают на подшипники, плотно запрессованные в сферические втулки. На неё монтируют шкив, который будет передавать крутящий момент от двигателя к вращающимся узлам. Можно задние колёса переломки оставлять без дифференциала - это упростит конструкцию и сведёт к минимуму пробуксовку будущего минитрактора при эксплуатации на сыпучих грунтах.

Оптимальный диаметр колёс трактора - 30-36 см (как у модели Скаут Т-15). Если самодельный дизельный агрегат поставить на колёса меньшего размера, он попросту будет крениться вперёд. Монтаж больших колёс сделает машину неуправляемой и ухудшит её манёвренность, особенно при работе с прицепом. По окончанию установки колёс и рулевой колонки начинают компоновку основного узла агротехники - двигателя.

Монтаж двигателя и гидравлики

Самым выгодным вариантом для переделки мотоблока в самодельный трактор считается одноцилиндровый дизельный мотор с водяным охлаждением - такой обычно ставят на китайские мотоблоки марки Скаут, Зубр и российскую Неву. Одноцилиндровый дизель экономичен, поэтому эксплуатация произведённого на его основе минитрактора не будет накладной. Его, как правило, размещают на передней части рамы, что позволяет небольшому трактору поддерживать оптимальное равновесие во время эксплуатации с дополнительным инструментарием. На месте расположения мотора устанавливают систему крепления, которую лучше сделать «плавающей» (скользящей), чтобы упростить регулирование и натяжение ремней.

Передачу усилия от мотора к задним колёсам самодельного трактора организовывают при помощи ременной передачи. Раздаточную коробку ВОМ, как и коробку передач, можно использовать со списанного автомобиля ГАЗ-53. Силовой агрегат самоделки монтируют таким образом, чтобы шкив ВОМ располагался в одной плоскости со шкивом, размещённым на задней оси минитрактора. Заодно намечают место для расположения педали сцепления. Ременную передачу закрывают защитным чехлом, чтобы избежать соскальзывания в процессе работы и сделать её срок службы более продолжительным.

После завершения основной работы на самодельный минитрактор с двигателем от мотоблока устанавливают гидравлический подъём. Комплект гидравлики переделки должен включать масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Все составные части системы соединяются гибкими маслостойкими шлангами. Желательно, гидравлику сделать с плавающим режимом - это обеспечит полноценную работу навески мототрактора.

Затем производят установку водительского кресла, а так же фар и габаритов, если планируется передвижение минитрактора по автодорогам. Они обеспечат безопасность при эксплуатации транспорта в тёмное время суток и позволят избежать проблем с требовательными сотрудниками дорожных патрульных служб.

Монтаж тормозной системы и электрооборудования

После установки двигателя приступают к монтажу не менее важного узла минитрактора - тормозной системы. В магазине можно купить новые тормоза для самодельного агрегата или воспользоваться унифицированными деталями от легкового транспортного средства.

Для начала определяют место (воспользовавшись компоновочной схемой), где в переделке будет располагаться педаль тормоза. На обозначенной делянке монтируют крепление для педали и основной тормозной цилиндр. Затем цилиндр подсоединяют шлангами к тормозным барабанам, расположенным на передних колёсах переоборудованного трактора.

Сразу после этого тормозную систему проверяют на герметичность и если она нарушена - придётся всё переделать. Чтобы избежать нелепых ошибок, лучше воспользоваться наглядным чертежом, на котором показаны все основные узлы трактора. Для контроля систему обязательно прокачивают и удаляют остатки воздуха. Это сделает её работоспособной и обеспечит подобающую функциональность. Дополнить систему можно ещё и стояночным тормозом.

Следующий этап самостоятельной переделки мотоблока в полноценный минитрактор - подключение электрооборудования и вывод датчиков на панель приборов. Сделать это рекомендуется для удобства и безопасности эксплуатации транспорта. На панель выводят измеритель температуры, показатель охлаждения жидкости, ключ зажигания, датчик давления масла и уровня топлива в бензобаке. По желанию самодельный трактор снабжают звуковым сигналом, стоп-сигнальными лампами и указателями поворотов.

Дополнительно сельхозтехнику можно оснастить элементами обшивки и навесом. Это придаст минитрактору привлекательный вид и сделает работу оператора более комфортной. После завершения процесса модернизации мотоблока, следует провести обкатку самодельного минитрактора, чтобы произошла «притёрка» деталей и улучшилась смазываемость сопрягаемых поверхностей.

Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков

Минитрактор, переделанный из мотоблока очень пригодится в хозяйстве! Его обязательно нужно сделать, чтобы превратить рутинные сельскохозяйственные работы в неутомительные и интересные занятия. Самодельный трактор, в отличие от мотоблока, возьмёт на себя основную нагрузку, а человеку останется только следить за процессом и правильно управлять транспортным средством. Самодельный небольшой трактор - экономный в эксплуатации и обслуживании агрегат компактных размеров, который не требует отдельного гаража, что тоже является большим плюсом. Он не будет создавать проблем с запчастями - их можно найти в продаже по доступной цене практически в любом специализированном магазине, где продаются мотоблоки марок Скаут, Нева, Зубр и прочие.

Преимущества владения таким агрегатом налицо. Он в отличие от мотоблока позволит:

  • Расширить функционал;
  • Облегчить работу оператора;
  • Реализовать тяговый потенциал.

Используя навыки, можно из обычного мотокультиватора с ограниченными возможностями сделать многофункциональный и эффективный минитрактор. Манёвренный, компактный - он способен работать даже на густо засаженных участках, между кустами и деревьями, а так же на ограниченной придомовой территории, не портя тротуарную плитку и асфальтное покрытие.

Сделать минитрактор из мотоблока - это значит приобрести себе агротехнику с широчайшим функционалом. Вместе с ним можно использовать разнообразное навесное оборудование: культиватор, картофелесажалку, фрезу, борону, роторную косилку, плуг, окучники и прочее. А если оборудовать штабелером с гидравлическим приводом, то можно эксплуатировать самодельный трактор ещё и в качестве стогометателя или подъёмного крана. Благодаря практичной конструкции, работать на такой самоделке просто, комфортно и безопасно. Самодельный минитрактор - это лучше, чем самый дорогой мотоблок и дешевле, чем тяжёлый трактор.