Портал для автолюбителей

Полуприцепы для грузовых автомобилей технические характеристики. Что такое полуприцеп? Смотреть что такое "Полуприцеп" в других словарях

Для людей, далеких от контакта с грузовой техникой, понятия прицеп и полуприцеп мало чем отличаются друг от друга. Многие считают, что полуприцеп - это просто такой небольшой прицепчик. На самом деле эти два вида техники, предназначенной для перевозки грузов, имеют между собой принципиальные отличия.

Прицеп представляет собой самостоятельное транспортное средство, не оснащенное двигателем, но способное передвигаться самостоятельно при условии воздействия механической силы. Внешний вид прицепа показан ниже:

Полуприцеп можно назвать разновидностью прицепа, который может передвигаться только опираясь на тягач. Вот как выглядит классический полуприцеп:

Эксплуатационные свойства прицепа и полуприцепа также отличаются. Прицеп можно прикрепить к любому автомобилю, оснащенному прицепным устройством (фаркопом), для транспортировки полуприцепа нужен специальный тягач, оборудованный так называемым «седлом» (такие тягачи еще называют седельными). При управлении автомобилем с прицепом надо соблюдать повышенную осторожность, так как не имеющий жесткой сцепки прицеп может вести себя на дороге не предсказуемо. Автомобиль с полуприцепом обладает большей маневренностью и управлять им легче.

Для осуществления малых грузоперевозок широко используются прицепы и полуприцепы. Использование этих транспортных средств позволяет уменьшить стоимость перевозок грузов за счет сокращения затрат на топливо.

Что лучше прицеп или полуприцеп?

Прицеп представляет собой транспортное средство, которое можно прицепить к тягачу, у которого имеется стандартное устройство для сцепки. С помощью этого устройства тяга от тягача передается на прицеп. При этом один и тот же тягач может работать с разными прицепами, которые крепятся с помощью петли прицепа и крюка тягача.


Полуприцеп, в отличие от прицепа, крепится к тягачу с помощью опорно-тягового устройства. Это устройство помогает распределить часть нагрузки полуприцепа на тягач. Прицеп является самостоятельным транспортным средством на четырех колесах, и поэтому им трудно управлять при маневрах на дороге. Полуприцеп является частью сложного транспортного средства, и управлять им на дороге гораздо удобнее, поскольку маневренность его гораздо больше. Кроме того, автопоезда с полуприцепами позволяют развивать на дорогах большую скорость, чем прицепные автопоезда.


Конструкция полуприцепа более сложная и использовать полуприцепы рекомендуется при массе груза более 10 тонн. При одинаковой грузоподъемности седельный автопоезд имеет меньшую общую массу, чем прицепной автопоезд.

Как выбрать полуприцеп?

Прежде чем выбрать полуприцеп, надо решить вопрос о типе груза, который будет в нем перевозиться. Если это продукты, то подойдет полуприцеп - рефрижератор, если груз предназначен для стройки, то надо выбирать полуприцеп - самосвал. Для перевозки грузов общего назначения выбирается бортовой, шторный или тентованный полуприцепы.

Как правильно выбрать полуприцеп?

При выборе полуприцепа для перевозки обращают внимание на конструкцию и надежность кузова, подвесок полуприцепа. При покупке столь сложного устройства у дилера полуприцепов необходимо понимать, что дешевая модель в дальнейшем может принести хозяину массу хлопот из-за частых поломок.

Как зацепить полуприцеп?

Сцепка полуприцепа с тягачом производится следующим образом.

Как отцепить и зацепить полуприцеп

Вначале с помощью опорного устройства полуприцеп устанавливается в нужном положении и закрепляется стояночным тормозом

Тягач задним ходом медленно движется к полуприцепу таким образом, чтобы шкворень полуприцепа вошел в седло тягача. Сцепка произойдет автоматически. Дальше надо закрепить тягач стояночным тормозом и поднять и закрепить упорное устройство полуприцепа.

Подсоединить электрический кабель и шланги пневмопривода к соответствующим цепям полуприцепа. Отпустить стояночные тормоза прицепа и в движении убедиться в нормальной работе сцепки, тормозов и электроприборов полуприцепа.

Является разновидностью прицепа. Принципиальную разницу составляет способ крепления к буксирующему устройству. Так, если прицеп при буксировке опирается только на собственные оси, опорой для всей передней части полуприцепа служит тягач.

Для сцепки задняя часть тягача оборудована особым седлом. Отсюда происходит и название таких тягачей - седельные. Полуприцеп же имеет шкворень, который заводится в седло и часть нагрузки полуприцепа переносится на тягач.

Полуприцепы различаются по особенностям конструкции кузовов и назначения. Различают следующие виды полуприцепов:

  • Бортовые
  • Изотермические
  • Контейнеровозы
  • Рефрижераторы
  • Самосвалы
  • Тентовые
  • Тяжеловозы или тралы
  • Цельнометаллические
  • Шторные
  • Шторно-бортовые

Наиболее популярными являются универсальные полуприцепы, которые можно использовать для перевозки самых разнообразных грузов. Но имеются и «узкопрофильные» полуприцепы, применяемые там, где универсалы бессильны. Они используются для перевозок:

  • Тяжелой спецтехники. Это с трапом для заезда техники. Грузоподъёмность таких платформ может доходить до 100 тонн.
  • Сыпучих и порошковых материалов (цементовозы, муковозы, зерновозы и пр.). Бак такого полуприцепа имеет объём до 40 м³ и оборудован системой разгрузки под давлением.
  • Скота. Такие фургоны оборудуются системами жизнеобеспечения для перевозимых животных. Это кондиционеры, душ, системы для кормления, поилки. Фургоны оборудованы трапами, по которым животных заводят внутрь.
  • Автомобилей. Такие полуприцепы бывают, как открытого, так и закрытого типов и вмещают до 12 легковых автомашин.
  • Бензина и других легковоспламеняющихся жидкостей. Они представляют собой цистерну из нержавеющей стали, объёмом до 40 м³.
  • Бетонной смеси.

Полуприцепы разделяются также на две группы, представляющие европейский и американский типы.

  • Европейские прицепы оборудованы тремя мостами, имеют барабанные тормоза - для стран с плохими дорогами и сложными климатическими условиями; или дисковые тормоза - для тех стран, где климат умеренный, а дороги хорошие. Часто, при движении порожняком, один или два моста могут быть подняты.
  • Европейские полуприцепы часто оборудованы т.н. «палетным ящиком» на раме. Здесь дальнобойщики хранят запасные колёса и инвентарь.
  • Европейский имеет отбойники по бокам.
  • Американские полуприцепы имеют по два или три моста, барабанные тормоза и их мосты не являются подъёмными.

Из-за отсутствия отбойников по бокам под американские полуприцепы чаще попадают легковые машины.

Рамы американских рефрижераторов довольно низкие. Это делается для увеличения объёма самого фургона.

Полуприцепы различаются также и по способам тентования.

Грузовые автомобили используются для перевозки всех видов товаров как внутри страны так и в международных направлениях. Многочисленные способы их классификации позволяют выделить основные параметры транспортных средств, благодаря которым подбирается оптимальный вариант для безопасной международной автомобильной перевозки .

Основные типы грузовых автомобилей

По базовым критериям, определяющим конструктивные особенности и назначение транспортного средства, грузовики делятся на три группы:

  1. Бортовые автомобили общего назначения.
  2. Специализированная техника - рефрижераторы, седельные тягачи, соединенные сцепным устройством с полуприцепами, самосвалы, контейнеровозы и другие.
  3. Автомобильные цистерны.

По составу транспортные средства бывают:

  • одиночные;
  • автопоезд с прицепом или полуприцепом.

Типы прицепов для грузовых автомобилей

Прицепы относятся к транспортным средствам, но не оборудованы двигателем. Они используются в составе автопоезда. По назначению различают: изотермические, самосвальные, бортовые, тентованные и др.

Типы фургонов грузовых автомобилей

Фургоны - автомобили с закрытым кузовом из металла или тента. Груз в такой машине защищен от осадков и пыли, что позволяет перевозить большой ассортимент товаров. Фургоны бывают: тентованные, изотермические, рефрижераторные, «Бабочка» - особая конструкция кузова с поднимающимися боковыми частями позволяет организовать разгрузку в условиях ограниченного пространства.

Типы полуприцепов для грузовых автомобилей

Полуприцепы - это подвид прицепов, они опираются на тягач и соединяются с ним седельно-сцепным механизмом. В случае поломки тягача позволяют быстро заменить автомобиль и не выполнять перегрузку. Имеют высокую грузоподъемность и возможность перевозить длинномерные грузы. По конструкции делятся на бортовые, самосвалы, платформы, тентованные, рефрижераторы и специализированные модели.

Типы кузовов грузовых автомобилей

Евротент Рефрижератор Изотерм
Грузоподъёмность: до 25 тонн Грузоподъёмность: до 22 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн
Объём: до 90 куб.м Объём: до 90 куб.м Объём: до 90 куб.м
Габариты: 13,6х2,45х2,6м Габариты: 13,6х2,45х2,6м Габариты: 13,6х2,45х2,6м
Jumbo Автопоезд Фургон
Грузоподъёмность: до 20 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн Грузоподъёмность: до 10 тонн
Объём: до 125 куб.м Объём: до 120 куб.м Объём: до 40 куб.м
Габариты: 13,8х2,45х3м Габариты: 8х2,45х3м (два) Габариты: 6,2х2,45х2,4м
Негабаритная платформа Контейнеровоз Автоцистерна
Грузоподъёмность: до 40 тонн Грузоподъёмность: до 25 тонн Объём: до 40 куб.м

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова включает следующие виды:

  • Тентованный полуприцеп (евротент, еврофура) - распространенный вариант кузова, используемый для большинства перевозок. Имеет специальные распорки и брезентовый тент со шнуровкой. Такая конструкция защищает груз от погодных условий и обеспечивает безопасность перевозки. При полной растентовке можно выполнить боковую и верхнюю загрузку. Такой тип кузова часто используется для грузоперевозки из Европы ,стран СНГ и некоторых стран Азии.
  • Автосцепка - автомобиль, соединенный с прицепом. Этот тип позволяет перевозить значительный объем груза до 120 м3 и в короткий срок выполнять его погрузку/выгрузку. Недостаток - не предназначен для длинномерных грузов.
  • Рефрижератор - металлический фургон, защищенный теплоизоляцией и укомплектованный климатическим оборудованием. Холодильный отсек поддерживает постоянную температуру в заданных пределах от +25º до -25º C. Его назначение - перевозка скоропортящихся грузов или грузов, требующих специальных условий. В зависимости от диапазона температур различают 6 классов рефрижераторов.
  • Изотермический кузов - цельнометаллическая конструкция сохраняющая температуру за счет укладки теплоизоляционных материалов. Условия внутри фургона благоприятны для товара, чувствительного к колебаниям температуры.
  • «Jumbo» - полуприцеп увеличенной вместимости, имеющий особую «Г»-образную форму пола и уменьшенный размер колес. Эти особенности позволяют выделить дополнительное пространство для груза.
  • Контейнеровоз - прицеп с площадкой, на которую устанавливаются контейнеры, имеющие унифицированные размеры. Данный тип прицепа незаменим для мультимодальной перевозки , например при реализации доставки груза из Китая в контейнерах через Европейские порты.
  • Автоцистерны - используются для перевозки наливных грузов . Изготавливаются из стали или алюминия, последний материал обладает лучшей устойчивостью к коррозии и не требует нанесения специального покрытия. Цистерны бывают с одной или несколькими секциями, могут оборудоваться насосами или паровой камерой для обогрева груза.
  • Самосвал - открытый бортовой кузов, имеющий гидравлическое устройство, позволяющее осуществить автоматическую выгрузку сыпучего груза. Его борт крепится на шарнирах и открывается при наклоне.
  • Открытая платформа - предназначена для транспортировки груза, на который не влияют погодные условия. Отсутствие ограничителей позволяет использовать ее для негабаритных грузов.
  • Бортовой кузов - платформа, ограниченная бортами, используемая для груза нечувствительного к внешним условиям.
  • Платформа для негабаритных и тяжеловесных грузов до 200 т. Низкорамные тралы перевозят автомобили и другую технику.

Предназначен для перевозки большинства видов грузов. Один из наиболее доступных по цене, самый распространенный и универсальный тип полуприцепов. Представляют собой бортовые платформы, чаще всего с жесткой передней стенкой, которая препятствует смещению груза при резком торможении. Тент из синтетических материалов натягивается на жесткий каркас. При погрузочно-разгрузочных работах часть тента нередко скатывают, тем самым облегчая операцию погрузки/разгрузки и сокращая время простоя. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Конструкция тента позволяет защитить перевозимый груз от воздействия прямых солнечных лучей и осадков, но не спасает от жары или холода. Грузоподъемность: 20-25 тонн. Вместимость: 22-33 европаллета. Полезный объем: от 60-96 м.куб. На рис 2.1.1 показан общий вид тентового полуприцепа

рис 2.1.1 общий вид тентового полуприцепа

Рефрижераторный полуприцеп представляет собой грузовой полуприцеп температура в котором может изменятся от минусовой (- 20 С) до плюсовой (+ 12 С) независимо от внешней температуры. Данная способность грузового отсека обеспечивается автономной холодильной установкой. Современные холодильные установки имеют различные уровни защиты от аварийного изменения температуры, что обеспечивает сохранность груза. Установки могут иметь возможность записи температурного режима на специализированные "болванки". Основная сфера применения данных полуприцепов - перевозка скоропортящихся продуктов или грузов требующих особого температурного режима. Модификации рефрижераторов по габаритным характеристикам сходны с модификациями изотермов. Основной потребительской характеристикой данного полуприцепа является объём или кол-во паллет, которые можно загрузить. Подвеска полуприцепов исполняется в рессорном или пневматическом варианте. Пневматическая подвеска гарантирует автопоезду плавный ход, обеспечивающим сохранность легкобъющегося груза.

Фуры рефрижераторы подразделяются на классы по европейской классификации atp Europe:

Класс А фура рефрижератор: от +12 С до 0 С. Класс В фура рефрижератор: от +12 С до - 10 С Класс С фура рефрижератор: от +12 С до - 20 С Класс D фура рефрижератор: менее или равно +2 С Класс Е фура рефрижератор: менее или равно -10 С Класс F фура рефрижератор: менее или равно -20 С

На рис 2.1.2 представлен Рефрижераторный полуприцеп

Рис2.1.2 Рефрижераторный полуприцеп

Изотерм (изотермический фургон), полуприцеп:

Фургон, в отличие от рефрижератора, не имеющий активной холодильной установки. Предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном состоянии. Способен долгое время поддерживать во внутреннем герметичном грузовом отсеке желаемую температуру по принципу термоса. В большинстве случаев кузов деревометаллический, обшитый листовой сталью, внутри оцинкованной. В качестве термоизоляции используется пенопласт толщиной до 100мм. Обычно изотермы снабжаются задней двухстворчатой распашной дверью. На рис 2.1.3представлен изотермический полуприцеп

рис 2.1.3 изотермический полуприцеп

Автосцепка (автопоезд):

Автомобиль с кузовом на одной раме плюс прицеп. Сцепки могут быть тентовые, изотермические, рефрижераторные, самосвальные. Преимущество: быстрая погрузка/разгрузка и большой полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16-25 тонн. Полезный объем: 60-120 м.куб. Вместимость: 22-33 европаллета. На рис 2.1.4 представлен общий вид автопоезда

рис 2.1.4 общий вид автопоезда

Контейнеровоз, площадка:

Пригоден для перевозки контейнеров различных видов. Платформа может быть рассчитанной на один, чаще - на два, реже - на три контейнера. Рама полуприцепа сварная, с небольшой погрузочной высотой и устройствами для фиксации контейнеров. Грузоподъемность: 20-30 тонн.

На рис 2.1.5 представлен контейнеровоз полуприцеп Schmitz Gotha

2.1.5 представлен контейнеровоз полуприцеп Schmitz Gotha

Автоцистерны:

Предназначены для кратковременного хранения, транспортировки и дозированной выдачи жидких веществ, включая продукты питания (молоко, вода, квас), алкоголь (вино, спирт), ГСМ (бензин, дизельное топливо, светлые нефтепродукты). Имеют рамную или несущую конструкцию. Некоторые образцы обладают изотермическими свойствами. Изготавливаются из черной углеродистой, низколегированной или нержавеющей стали. Конструктивные особенности различных типов цистерн вызваны международными требованиями, в частности, положениями ДОПОГ (Декларация о перевозке опасных грузов). Грузоподъемность: 12-22 тонн. Объем: 8-40 м.куб. На рис 2.1.7 представлена Автоцистерна 5693-10 (шасси КАМАЗ-53215 6х4)

рис 2.1.7 представлена Автоцистерна 5693-10 (шасси КАМАЗ-53215 6х4)

Тяжеловозы:

Большинство полуприцепов этого типа предназначено для транспортировки негабаритных тяжеловесных неделимых грузов и гусеничной или многоосной колесной спецтехники (экскаваторы, бульдозеры и т.д.) по дорогам с твердым покрытием. В основном различаются конструкцией платформ и упоров, погрузочной высотой и размерами площадки, числом осей и грузоподъемностью. Оснащаются двумя раздельными или одним сплошным откидными трапами. Гусак (площадка над сцепным устройством) может использоваться для перевозки дополнительного оборудования. Иногда по краям платформы устанавливаются решетчатые борта. Диапазон грузоподъемности полуприцепов варьируется от 10 до 160 тонн. Полуприцеп для перевозки сляба:

Рис.2.1.8. Общий вид полуприцепа МАЗ-3PP55

Самосвал - грузовойсаморазгружающийсяавтомобиль,прицепилиполуприцепскузовом(чащебункерноготипа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например,шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощителескопическихподъёмников.

Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.

Самосвалы классифицируются:

По типу выгрузки (наклоном или принудительной)

По направлению выгрузки (вбок, назад)

По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа)

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки - задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. На рис 2.1.6 представлен самосвал МАЗ 5551