Портал для автолюбителей

Пророк валаам ветхий завет. Загадочная история о валааме и его ослице

142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак * узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел собственно из-за Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того что бы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Примечания

Е сли эта история вам кажется загадочной, то вы не одиноки. Еще до того как мы дойдём до встречи с говорящими животными, возникает вопрос: почему волхв говорит к Богу и слушает Его? Разве не само собой разумеется, что волхвы де факто заодно с вражеской стороной? Почему Бог появляется, чтоб изменить его мысли о том, следует ли идти Вааламу или нет? И не один раз, а четырежды? Почему этот человек, который, казалось бы, намеревается быть послушным Богу, изображен как отрицательный персонаж, даже в Новом Завете (2 Пет. 2:15, Иуд. 1:11)?

У этой истории есть удивительные части - Валаам завершает свою речь, провозглашая серьезное мощное пророчество. Главы 22-25 книги Чисел наполнены удивительными загадками Торы, которые только и ждут, чтобы их распутали.

История Валаама

Народ Израиля, превозмогая усталость, преодолевает трудный путь из Египта и все ближе подходит к Обетованной Земле. Они очень вежливо просят о прохождении через владения идумеев, а потом аморреев, но в обоих случаях им отказывают, а затем их атакуют. Невзирая на это, израильтяне защищаются и побеждают, после чего захватывают территорию. И вот, непреднамеренно овладев территорией идумеев и аморреев, народ Израиля продвигается дальше. Царь Моава, Валак, сын Сепфоров, видит, что они приближаются к нему, и паникует. Он думает, что знает, что может сработать в этом случае… есть один волшебник по имени Валаам, который в близких отношениях с богами… возможно, он может прийти и проклясть израильтян? Валак посылает своих самых высокопоставленных людей с баснословной суммой в подарок, чтоб узнать, готов ли Валаам к такому вызову. И вот здесь история начинает запутываться.

Валаам - всем известный колдун, а колдовство запрещено Богом. Тем не менее, создается впечатление, что он вполне уверен, что слышит Бога, и хотел бы сделать то, что скажет Бог. И Бог говорит Валааму не идти, потому что народ Израиля предназначен для благословения, а не для проклятия. Так что Валаам слушается - отказывается идти к Валаку, и заверяет его людей, что деньги его не интересуют.

Хотя, может быть, и интересуют.

Когда Валак снова посылает еще более высокопоставленный людей с еще более заманчивым предложением, создается впечатление, что уловка удалась, ведь Валаам опять приходит к Богу, чтобы проверить ответ: Ты правда уверен, что я не могу пойти с ними? И, что странно, по-видимому Бог смягчился. Он дает Валааму разрешение идти, но говорить только то, что Он сказал ему. Так что Валаам отправляется в путь с разрешением. Но потом он остановлен на пути никем иным, как Ангелом Господа, и его ослица отказывается сдвинуться с места и даже объясняет почему. Словами. Вся эта ситуация явно выходит за рамки обычного и действительно должна бы предостеречь всех заинтересованных лиц. Если вы на самом деле хотите знать, что думает Бог о таких начинаниях, то вот вам ответ.

Валаам говорит: “Ну если Ты не хочешь, чтобы я шел, я не пойду” , но Бог как-то странно и противоречиво дает ему разрешение продолжать. Что же это? Что Бог имеет в виду: идти ему или не идти?

Валаам встречается с Валаком, но не может произнести проклятье на Израиль, и вместо этого благословляет его три раза подряд, к тому же удивительными благословениями.

Есть над чем поломать голову

Ключом к разгадке этой саги будет стих Чис. 23:19:

“Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”

С одной стороны, казалось бы, Бог изменил своё мнение (несколько раз подряд), но с другой стороны, если посмотреть, что же говорил Бог с самого начала, то мы увидим, что Он был последователен до конца.

В самом начале слова Бога к Валааму были такими:

“Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.” (Чис. 22:12)

Таково первоначальное утверждение Бога: народ Израиля не предназначен для проклятия, но для благословения. Бог намеревается защищать Израиль от проклятий и всякого колдовства, и сделает все, чтоб они были благословенны. Таково Его постановление и Он не отступится. Ни разу мы не видим, чтобы Он колебался или был не в состоянии сделать это. Он охраняет Израиль от проклятий и злонамеренных провозглашений, и сохраняет их благословения, и ограждает их во все времена. Он сказал это, пообещал и убедился, чтобы всё было сделано согласно Его слову.

И ВСЁ ЖЕ. Все же… есть вопрос свободы воли. Потому-то Валаам и мотался туда-сюда. Бог открыл Свое сердце, Свои намерения и Свою волю Валааму, но всё же Он дает ему разрешение и свободу поступать против Его воли.

Пока всё хорошо. Ну а как же ослица, которую задержал ангел? Правильно ли было для Валаама продолжать путь или нет? А как же уступки Валаама и предложения вернуться?

Я думаю, Бог показывает не только Валааму, но и читателю (нам с вами), чего Он ожидает в этой ситуации, и что думает по этому поводу. Он не в восторге. Валаам всё понимает, понимает, что надо вернуться, но на самом деле не хочет этого делать . В этом все и дело.

Наши желания чрезвычайно важны для Бога

Бог не будет нарушать нашу свободу, и Он примет во внимание наш выбор. Но у Него есть желания, предпочтения, чувства и цели, и Он поделится ими с нами и предложит нам присоединиться к Нему. Но не будет давить на нас. Он дает нам позволение идти нашей собственной дорогой и поступать так, как мы считаем нужным, но будьте уверены, ничто не помешает исполнению первоначальных мыслей, планов и целей Бога.

Желание Валаама пойти за вознаграждением было принято, но в конечном счете народ Израиля был благословлен, а не проклят, точно так, как сказал Бог в самом начале. Бог создает возможности для наших выборов, но Он не позволит нам попирать Его всеобъемлющие цели. Даже история Измаила и Исаака показывает нам, что Бог в любом случае сделает именно то, что Он намеревался сделать в самом начале. Он не отошел от намеченного пути. Он упорно трудится над планом А.

Валаам сделал вид, что послушался и подчинился, но его действия показывают, что на самом деле его не сильно-то заботит откровение Божьего сердца. Он не на Божьей стороне. Бог открыл ему, что Он думает и чувствует, но Валаам не разделяет Божьего отношения к народу Израиля. Ему важнее наличные деньги. Его интересует воля Бога лишь на словах, он не хочет вернуться назад. Его не заботит судьба Израиля.

Эта история показывает нам необыкновенное взаимодействие между Божьим суверенитетом и нашей свободной волей во вселенной.

Если бы Валаам с самого начала правильно принял то, что Бог говорил ему (Я люблю Израиль, и Я хочу защищать их и дать им только хорошее ), тогда ему бы не пришлось второй раз проверять, хорошо ли пойти и проклясть их. Такие мелочные дебаты “идти / не идти” смехотворны, если мы послушаем первоначальное Божье заявление. Валаам ожидал разрешения от Бога, но Богу не нужно ворчливое послушание, Он хочет, чтобы мы согласились и соединились с Его волей.

В определенных ситуациях, принимая решения и узнавая Божью волю, мы можем чувствовать напряжение, но часто цели Бога и Его сердце нам уже известны. Действительно ли мы уделяем внимание тому, что Он уже сказал? Пока мы окончательно не запутаемся, определяя что “делать”, а что “не делать”, может быть нам следует приложить все усилия и узнать, о чём заботится Бог?

Несмотря на всю Божью защиту Израиля от сверхъестественного зла, Валаам показал Царю Моава, как он может хитростью ввести народ Израиля в идолопоклонство (Чис. 31:16), и это привело к проблеме, потому что Бог и в этом случае для Израиля не отменил свободную волю. Все же, из уст Валаама прозвучали некоторые удивительные заявления, и чудо изменённого проклятия было отмечено в истории как чудо и знак Божьего величайшего благословения (Нав. 13, 24, Неем. 13).

Наша свобода делать выбор дорого обходится Богу. Свобода - дорогостоящая вещь, это вам скажет любой ветеран. Она стоила Богу жизни Его единородного Сына, нашего Мессии Иешуа. Но без свободы нет любви. В своей любви Бог не будет отменять нашу свободу, и Он позволит нам сделать неверный выбор. Это цена, которую Он согласен платить. Но желание Его сердца в том, чтобы мы свободно согласились с Его волей, чтобы наши сердца возрастали в единстве с Его сердцем.

“Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.” (Пс. 85:11)

Божьи цели для Израиля преобладают над всем

Бог имел намерение хранить Израиль не только потому, что Он любил их (хотя и сейчас Он и любит их очень сильно), но также потому, что именно благодаря Израилю Он пришел на землю как Мессия и совершил спасение для всех - как для евреев, так и для язычников. Валаам невольно провозглашает эти Мессианские пророчества:

Подписывайтесь:

“Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!” (Чис. 24:9)

“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… ” (Чис. 24:17)

Мессия, который должен был прийти, был семенем из народа Израиля, так ревностно охраняемого Богом. Параллель с благословением Иакова для Иуды безошибочна. Мы часто используем эту историю, чтоб рассказать, что Бог может использовать кого угодно для провозглашения Своего слова, даже осла! Но мы видим также, что Он использовал и продажного волхва Валаама, — что само по себе огромное чудо, — и известный своей жестоковыйностью народ Израиля.

Бог совершит все свои цели для Израиля и для мира, и Он не будет ни на кого оказывать давление против его воли. Но Он бы хотел разделить с нами то, что у Него на сердце, и приглашает нас присоединиться к Нему в Его делах на этой земле. Работа над Божьими обетованиями Аврааму продолжается, и Израиль вернется к своему избавителю, что бы над ним ни провозглашали - благословения или проклятия. Бог сделал выбор совершать Свои дела через Израиль, и Он - не тот, кто использует людей, а потом отказывается от них, - Его любовь и забота об Израиле продолжается до сего дня. Каждое слово установленных Богом планов и целей для Израиля сбудется, именно так, как Он и сказал.

В русской топонимии хватает названий с таинственной этимологией. Названий ярких, сочных, которые буквально искрятся смыслами. Одни смыслы веселят, другие-смущают, третьи-вселяют тревогу.

Благо, что попавшему в макабрический водоворот смыслов реципиенту непременно придут на помощь лингвисты и успокоят. Окажется, что внушающий русскому уху страх топоним вовсе финно-угорского происхождения и имеет безопасное значение. У русских лингвистов-дешифраторов топонимов, кажется, существует негласное правило – «То, что не поддается расшифровке, имеет финское происхождение»

Топоним «Валаам» не способен ввести в смущение людей, незнакомых с Ветхим Заветом. Округлое, несколько плотное, звучание этого слова источает если не спокойствие, то нейтральное настроение. Пожалуй, лишь финальное «-ам» несет легкий аффект – будто топоним, словно змей Уроборос, изловчившись, хочет поглотить свое окончание.

Знатоки же Ветхого Завета могут рассматривать «Валаам» совсем с иного угла: для этого им достаточно вспомнить вехи тезки острова – моавского волхва Валаама.

Итак, книга Чисел. Евреи, покинув Египет, на пути в Землю Обетованную встали станом «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона». Местный царь Валак в панике. Правда, у него есть могущественное оружие – маг Валаам…

«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».

Однако, выслушав посланцев моавского царя, Ваал взял паузу – сказал, что нужно посоветоваться с Богом. Всевышний не разрешил – «не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен», и волхв отправил послов восвояси. Но Валак не унимался; вскоре пред Валаамом предстало новое посольство с предложением великих почестей магу. Он снова обращается к Господу, и Всевышний ему позволяет. Правда, с условием – Ваалам может отправится в путь только, если послы снова придут к нему с просьбой, а главное - «делай то, что Я буду говорить тебе».

И волхв дрогнул: не дождавшись, третьего посольства он снаряжает ослицу и отправляется к Валаку. Дорогу ему преграждает ангел с мечом. Но видит ангела только ослица Ваалама. Маг избивал животное (между ними даже происходит трогательный диалог), пока Господь ни «отверз глаза Валаама», и тот не увидел ангела с мечом.

В итоге Господь позволяет магу отправиться к Валаку. Правда, Всевышний берет с Валаама обещание – «только говори то, что Я буду говорить тебе».

Моавский царь тщательно приготовился с церемонии проклятия, которую должен был провести Валаам. Однако вместо великой порчи Валаам трижды благословил еврейский народ – «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!». Для Моава все было кончено -«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою».

Казалось бы – моавский жрец заслужил, чтобы попасть в сонм ветхозаветных праведников, однако из дальнейшего повествования мы узнаем, что Валаам погиб от меча израильского воина, и был истреблен весь род его… За что? Незадолго до казни маг якобы дал совет моавским женщинам растлить израильских воинов и тем самым спровоцировать гнев Всевышнего на евреев.

Валаам и Валак

И пошел Валаам с князьями Валаковыми.

Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на самой границе.

И сказал Валаам Валаку:

Вот, я и пришел к тебе, но могу ли я тебе что-либо от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.

Пошли Валаам с Валаком в Кириаф-Хуцоф. Там заколол Валак волов и овец, и устроил барбекю Валааму и князьям, которые были при нем.

На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа Израилева.

Валаам сказал Валаку:

Устрой-ка здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов.

Валак сделал все, как говорил ему Валаам.

А теперь, - сказал Валаам, - постой у всесожжения твоего, а я пойду с Богом побалакаю, может, откроет мне что-нибудь.

Встретился на возвышенном месте Валаамом с Богом.

Детали той встречи неизвестны, но результат был ясен. Спустившись с горы Валаам произнес притчу свою:

Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, и просил: «Прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!»

Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. А с такой протекцией, сыны Израиля кого хошь задавят!

Вот, народ, как львица встает и как лев поднимается. Не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых.

И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак - несолоно хлебамши - также пошел своею дорогою.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 40 ВАЛААМ Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл. Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Зачем моавитский царь Валак позвал волхва Валаама и что из этого вышло? Когда возглавляемые Моисеем евреи после сорокалетних странствий в пустыне направились к Ханаану, они по пути остановились на территории хананейского государства Моав. Хотя моавитский царь Валак

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Валаам Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Из книги Валаам автора Зайцев Борис

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Из книги Книга волховских толкований автора Черкасов Илья Геннадьевич

ВАЛААМ - ЗЕМЛЯ ВЕЛЕСОВА Влх. ВелеславВалаам - земля ВелесоваВидел я, будто въяве:1. Седая земля в тумане - насколько охватывал взор.2. И будто острова плыли по небу - призрачные, словно птицы Ирийские из детских снов моих.3. И будто были они - как бы вверх корнями, и корни

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

2). Валаам (2:15,16) Валаам, пророк, который работал за мзду, вероятно, был знаком читателям Петра. В Ветхом Завете не только рассказывается довольно подробно его история (Чис. 22:2 - 24:5; 31:16), но он также постоянно упоминается как личность, которой следует остерегаться (Втор. 23:4;

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а) Валаам возлюбил мзду неправедную Петр уже отмечал это побуждение, поскольку в греческом тексте «возмездие за беззаконие» (2:13) и «мзда неправедная» - это одно и то же выражение: misthos adikias. Этот повторение подчеркивает тот факт, что Валаам был человеком, который совершал

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Царь Моава и пророк Валаам 2 Балак, сын Циппора, узнал обо всем, что сделал Израиль с амореями, 3 и устрашились жители Моава нашествия этого народа, ведь он был так многочислен!Страх перед сынами Израилевыми обуял моавитян, 4 и они обратились к старейшинам Мидьяна: «Это

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Валак призывает Валаама 1 Исраильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у реки Иордана напротив города Иерихона. 2 Валак, сын Циппора, царь Моава увидел всё, что Исраил сделал с аморреями. 3 Моавитяне очень испугались народа, потому что их было очень много. Они были

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Валак призывает Валаама 1 Израильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у Иордана, напротив Иерихона.2 Валак, сын Циппора, увидел все, что Израиль сделал с аморреями. 3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Валаам Завоевания израильтянами Есевона и Васана оказалось достаточным, чтобы моавитяне встревожились. И хотя их собственная территория нападению не подверглась, не было никакой гарантии, что вскоре не наступит их черед. Кроме того, моавитяне едва ли могли отказаться от

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Валаам, Бог и говорящая Ослица Валаамова Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.Вот и пойми этого капризного старикана: то иди, то не

Из книги Избранное автора Зайцев Борис

VIII. Валаам Валаам представляет собой одну из замечательнейших личностей в библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной

Из книги автора

Валаам Путевой очерк

Из книги автора

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа" ), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5) . Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22) . Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6) . В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более "знаменитых" посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему (ст. 20). Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 11) , чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22) . Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (ст. 23-30; 2Пет 2:16) . "И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке" (Чис 22:31) . Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7-10,18-24; 24:3-9,15-24) . Господь использовал В. в ка-честве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1) . Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16) , и самому Ва-лаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25) . В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7 и след.; Нав 13:22) . Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17) , и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10) . В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валаам" в других словарях:

    Крупнейший остров Валаамских островов в северо западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова Валаам 28 кв. км. Ближайший город Сортавала (Сердоболь) в Карелии. На… … Географическая энциклопедия

    Билеам (др. евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21 22), или Эдома … Энциклопедия мифологии

    - (Билеам) в иудейских преданиях маг иноземец и пророк. В Библии рассказывается, как царь Моава Валак пригласил Валаама, чтобы тот изрёк ритуально магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта. Однако бог Яхве… … Исторический словарь

    Жемчужина Ладоги Словарь русских синонимов. валаам сущ., кол во синонимов: 2 жемчужина ладоги (1) … Словарь синонимов

    Б и л е а м (др. евр.), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21 22), или Эдома. По… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Валаам (значения). Валаам … Википедия

    Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

    Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

    Валаам - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаам () в иудейских преданиях маг… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»