Портал для автолюбителей

Баба-яга – Костяная нога – Русская народная сказка. Почему Баба Яга каталась в ступе? А баба яга костяная нога

Русская народная сказка для детей от 3 лет.
Жили-были муж с женой и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Злая мачеха невзлюбила девочку, била её и думала, как бы совсем извести. Раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке...
Поди к моей сестре, твоей тётке, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была Баба-Яга, костяная нога. Девочка не будь глупа, зашла прежде к своей родной тётке.
— Здравствуй тётушка!
— Здравствуй родимая! Зачем пришла?
— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племянница, что ты вперёд ко мне зашла, — говорит тётка. — Вот тебе ленточка, маслице, хлебец да кусок ветчинки. Будет тебя там берёзка в глаза стегать — ты её ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему ветчинки дай.

Поблагодарила девочка свою тётку и пошла. Шла она, шла и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга, костяная нога и ткёт.
— Здравствуй тётушка! — говорит девочка.
— Здравствуй родимая! — говорит Баба-Яга.
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, только садить покуда ткать.
Вот девочка села у окна и стала ткать. А Баба-Яга вышла и приказывает своей работнице:
— Ступай, истопи баню и вымой племянницу, да, смотри, хорошенько: я хочу её съесть.
Девочка услыхала, сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дров поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи! — и дала ей платочек.
Работница баню топит, а Баба-Яга, дожидается. Подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тётушка, тку, милая!

Баба-Яга отошла прочь, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:
— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
Вон на столе лежит полотенце и гребешок, — говорит кот, — возьми их и беги скорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать — она бросила им хлебца, и они пропустили её; ворота хотели захлопнуться — она полила им под пяточки маслица, и они её пропустили, берёзка хотела ей глаза выстегать — она её ленточкой перевязала, берёзка её и пропустила.

А кот сел у окна и ткёт: не столько ткёт, сколько путает.
Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
— Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
— Тку, тётка, тку, милая! — отвечает грубо кот.
Баба-Яга бросилась в хату, видит, что девочка ушла, и давай кота бить да ругать:
— Ах ты, старый плут! Зачем пропустил девчонку? Ты бы у неё глаза выдрал, лицо поцарапал!
— Я тебе столько лет служу, — говорит кот, — ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала!
Баба-Яга кинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать, колотить. Собаки говорят ей:
— Мы тебе столько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
Ворота говорят:
— Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.
Берёзка говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой пожаловала!
Работница говорит:
— Я тебе столько лет служу, ты мне тряпочки не дала, а она мне платочек подарила.

Баба-Яга, костяная нога, поскорее села в ступу — толкачом погоняет, помелом след заметает — и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится за ней, и уж близко; взяла да и бросила полотенце: сделалась река, широкая-широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться! Воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста.
Баба-Яга пустилась опять в погоню.
Девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга близко; бросила гребешок: вырос лес, дремучий да частый! Баба-Яга стала лес грызть. Сколько ни старалась не могла прогрызть и воротилась назад.

Вернулся вечером девочкин отец домой и спрашивает у жены:
— А где моя дочка?
— Она пошла к тётушке, — говорит мачеха.
Немного погодя и девочка прибежала домой.
— Ты где была? — спрашивает отец.
— Ах, батюшка! — говорит она. — Меня мачеха посылала к тётке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тётка — Баба-Яга — меня съесть хотела!
— Как же ты ушла, дочка?
— Так и так, — рассказывает девочка.
Отец, как узнал всё это, рассердился на жену и прогнал её из дому и стал с дочкой вдвоём жить-поживать.

    Жили-были муж с женой и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Злая мачеха невзлюбила девочку, била её и думала, как бы совсем извести. Раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

      Поди к моей сестре, твоей тётке, попроси у неё иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.
      А тётка эта была Баба-Яга, костяная нога. Девочка не будь глупа, зашла прежде к своей родной тётке.
      - Здравствуй тётушка!
      - Здравствуй родимая! Зачем пришла?
      - Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
      - Хорошо, племянница, что ты вперёд ко мне зашла, - говорит тётка. - Вот тебе ленточка, маслице, хлебец да кусок ветчинки. Будет тебя там берёзка в глаза стегать - ты её ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать - ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть - ты ему ветчинки дай.

      Поблагодарила девочка свою тётку и пошла. Шла она, шла и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга, костяная нога и ткёт.
      - Здравствуй тётушка! - говорит девочка.
      - Здравствуй родимая! - говорит Баба-Яга.
      - Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
      - Хорошо, племяннушка, только садить покуда ткать.
      Вот девочка села у окна и стала ткать. А Баба-Яга вышла и приказывает своей работнице:
      - Ступай, истопи баню и вымой племянницу, да, смотри, хорошенько: я хочу её съесть.
      Девочка услыхала, сидит ни жива ни мертва и просит тихонько работницу:
      - Родимая моя! Ты не столько дров поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи! - и дала ей платочек.
      Работница баню топит, а Баба-Яга, дожидается. Подошла она к окну и спрашивает:
      - Тку, тётушка, тку, милая!

      Баба-Яга отошла прочь, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:
      - Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
      Вон на столе лежит полотенце и гребешок, - говорит кот, - возьми их и беги скорее. Будет за тобою гнаться Баба-Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река; если же Баба-Яга перейдёт через реку и снова станет догонять тебя, ты приложи ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - вырастет дремучий-дремучий лес: сквозь него она уже не продерётся!
      Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать - она бросила им хлебца, и они пропустили её; ворота хотели захлопнуться - она полила им под пяточки маслица, и они её пропустили, берёзка хотела ей глаза выстегать - она её ленточкой перевязала, берёзка её и пропустила.

      А кот сел у окна и ткёт: не столько ткёт, сколько путает.
      Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
      - Ткёшь ли, племяннушка, ткёшь ли, милая?
      - Тку, тётка, тку, милая! - отвечает грубо кот.
      Баба-Яга бросилась в хату, видит, что девочка ушла, и давай кота бить да ругать:
      - Ах ты, старый плут! Зачем пропустил девчонку? Ты бы у неё глаза выдрал, лицо поцарапал!
      - Я тебе столько лет служу, - говорит кот, - ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала!
      Баба-Яга кинулась на собак, на ворота, на берёзку и на работницу, давай всех ругать, колотить. Собаки говорят ей:
      - Мы тебе столько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!
      Ворота говорят:
      - Мы тебе столько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.
      Берёзка говорит:
      - Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой пожаловала!
      Работница говорит:
      - Я тебе столько лет служу, ты мне тряпочки не дала, а она мне платочек подарила.

      Баба-Яга, костяная нога, поскорее села в ступу - толкачом погоняет, помелом след заметает - и пустилась в погоню за девочкой.
      Вот девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится за ней, и уж близко; взяла да и бросила полотенце: сделалась река, широкая-широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела - не может через реку перебраться! Воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста.
      Баба-Яга пустилась опять в погоню.
      Девочка приложила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга близко; бросила гребешок: вырос лес, дремучий да частый! Баба-Яга стала лес грызть. Сколько ни старалась не могла прогрызть и воротилась назад.

      Вернулся вечером девочкин отец домой и спрашивает у жены:
      - А где моя дочка?
      - Она пошла к тётушке, - говорит мачеха.
      Немного погодя и девочка прибежала домой.
      - Ты где была? - спрашивает отец.
      - Ах, батюшка! - говорит она.- Меня мачеха посылала к тётке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тётка - Баба-Яга - меня съесть хотела!
      - Как же ты ушла, дочка?
      - Так и так, - рассказывает девочка.
      Отец, как узнал всё это, рассердился на жену и прогнал её из дому и стал с дочкой вдвоём жить-поживать.

Слушать сказку Баба-яга – Костяная нога онлайн:

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

– Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку – тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

– Здравствуй, тетушка!

– Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

– Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку – мне рубашку сшить. Та ее и научает:

– Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать – ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать – ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать – ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть – ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

– Здравствуй, тетушка!

– Здравствуй, родимая!

– Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку – мне рубашку сшить.

– Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

– Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

– Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, – и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

– Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

– Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

– Вот тебе гребешок и полотенце, – говорит кот, – возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце – сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок – сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать – она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться – она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать – она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

– Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

– Тку, тетка, тку, милая! – отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

– Я тебе сколько служу, – говорит кот, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

– Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

– Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

– Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

– Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась – не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

– Где же моя дочка?

– Она пошла к тетушке, – говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

– Где ты была? – спрашивает отец.

– Ах, батюшка! – говорит она. – Так и так – меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой – мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

– Как же ты ушла, дочка?

– Так и так, – рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Почему у Яги костяная нога ?

БАБА-ЯГА (польск. jedza, чеш. jezinka, "лесная баба", ср. старосерб. jeza, "болезнь", "кошмар" и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха... БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу. ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных небесных богов. ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря Яга. ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы. Был прикован к дубу Велесом и Бурей Ягой. Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок и славянской мифологии, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В сказках в основном упоминаются три разных типа яги: дарительница,похитительница, воительница. Каждый из них имеет свои специфические черты, и все это чрезвычайно затрудняет нашу задачу. Выход здесь возможен таков: весь ход развития сказки и в особенности ее начало (отправка героя в страну мертвых) показывает, что яга может иметь какую-то связь с царством мертвых. Выделим те ее черты, которые подтверждают это предположение. Какова связь яги с представлением о смерти? Она всегда живет на границе двух миров: жизни и смерти. Идя, куда глаза глядят, герой или героиня сказки попадает в дремучий лес, постоянный аксессуар яги. Он темный, таинственный, не вполне правдоподобный. Это своего рода западня для чужака. Что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят", он видит необычайное для нас зрелище - избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома герою, который нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать в отношении ее. Некоторые сказки сообщают, что избушка эта (когда надо) - поворачивается. Поворачивается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести заклинание. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен и знает что сказать. Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед героем гладкая стена - вход со стороны леса. Отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, что избушка стоит на какой-то грани, через которую нельзя перешагнуть. Попасть через эту грань можно только пройдя сквозь избушку, а избушку нужно повернуть. Избушка открытой стороной обращена к потустороннему царству, закрытой - к царству, в котором живет герой. Вот почему он не может ее обойти. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут испытаниям: может ли он следовать дальше. Первым испытанием уже являлось знание заклинания, поворачивающего избушку. Яга же поставлена стеречь вход в царство смерти стоящими над ней хозяевами. Что же будет делать наш герой дальше? Избушка повернулась, и он в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!" Очень существенная деталь, на которой необходимо остановиться. Запах героя - это запах человека, а не русского по национальности. Он пахнет не просто как человек, а как живой. Мертвые - не пахнут, живые пахнут, и мертвые узнают живых по запаху. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Поэтому желающие проникнуть в иной мир должны предварительно очиститься от запаха. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что все мертвые испытывают ужас перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога. Далее следовало выспрашивание ягой цели появления. Однако герой прежде всего требует поесть. Яга же при этом совершенно смиряется: поит, кормит, баньку топит. Герой отказывается говорить, пока не будет накормлен. Почему же герой не ест, например, перед отправкой из дома, а только у яги? Еда имеет здесь особое значение. Человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особая пища. Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших, так как подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую магическую силу, нужную мертвецам. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он принадлежит к миру мертвых. Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть. Наш герой этой пищи не боится: он знает, что еда отверзает уста умершего. Только приобщившись к этой еде, он сможет говорить. Итак, мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Таковы первые действия яги при появлении в избушке героя. Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей. Сама яга со стороны облика является в двух ипостасях: или при входе героя она лежит в избе, или она прилетает. Рассмотрим случай, когда яга при приходе героя находится в избушке. Она, во-первых, всегда лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу и занимает собой всю избу. Почему это так? Нигде яга не описывается и не упоминается как великан. Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп в тесном гробу. Она - мертвец, и обладает его признаками в очень большой степени. Если мы правы, то это поможет нам понять постоянный атрибут облика яги - наличие костяной ноги. Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что осознание того, что она - мертвец - вещь очень поздняя. Анализ яги как хозяйки над царством леса и животных покажет нам, что ее животный облик - древнейшая форма яги. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина, которая изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка - "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костяная нога также связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. проявляет себя как мертвец или существо иного порядка. Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в загробный мир и вместе с тем как существо, связанное с животным миром. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, а если признает за своего, предупреждает его об опасностях и помогает. Только лишь после того как он поел, она указывает ему путь. Героя она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает его по запаху: она слепая. Под "слепотой" скрыто понятие некоторой обоюдности невидимости: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, но не всегда происходит. Можно только предположить, что в силу своего магического знания он способен ее видеть. Сон имеет такое же значение, как и запах. Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются. Мертвецы всего этого не делают. Естественно поэтому, что страж, охраняющий царство мертвых от живых, пытается по запаху, смеху и сну узнать природу пришельца, а этим самым определить его право на дальнейшее следование. Мы уже знаем, какая сила приписывалась еде, вкушаемой у входа в царство мертвых. В основном же эти случаи показывают, что запрет сна прекрасно вяжется с образом яги и ее ролью. Другая особенность облика яги - это ее резко подчеркнутая женская физиология. Признаки пола преувеличены: часто она рисуется женщиной с огромными грудями. Таким образом, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает в сказках брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха бездетная. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким детородным функциям. Может быть, именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, яга не живет жизнью пола. Она уже только мать, хотя в сказке яга нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина. Этому хозяину подчинены все особи рода. Прежде чем продолжать наше изучение яги, мы должны поставить себе еще один вопрос. До сих пор яга представлялась нам как охранительница входа в царство мертвых. Здесь она оказывается хозяйкой животных. Есть ли здесь связь? Что здесь имеется - две линии, две традиции в одном образе, или это - один образ, и между образом яги-хозяйки и яги-охранительницы входа есть какая-то причинная связь? Почему именно хозяйка охраняет вход в иное царство? Мы знаем, что смерть на некоторой стадии человеческой мифологии мыслится как превращение, причем, часто именно в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяйка животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает превращение, а тем самым и власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное. Распространено мнение, что яга - персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для сказок, где героем является женщина. Мужчине задачи задаются гораздо реже, они немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. За что же яга награждает героя? Очевидно, герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой, покормил животных яги. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, сам потребовал ее и этим приобщил себя к потусторонним существам. За испытанием следуют расспросы, за расспросами - награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку или куколку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, так как он обладает магическим знанием. Потому-то он и герой. Рассмотрение яги закончено. Она рассыпалась перед нами рядом отдельных черт. Мы должны опять их собрать воедино. Атрибуты яги, некоторые ее действия и фразы связаны с представлениями о прибытии человека в царство смерти. Вот почему лес фигурирует как вход в мир мертвых, а яга - как страж на границе миров.В ее образе, однако, еще не все ясно. Но бесспорно одно: яга является персонажем, производящем обряд посвящения при переходе из одного мира в другой. * Более подробно о яге - см. В.Пропп "Исторические корни волшебной сказки"
Дополнения от Надежды Матиус, за что ей огромное спасибо! "- Ступа. В ступе Б-Я не летает, а передвигается по земле, ездит, следы заметает. «Там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой»! .. - Избушка на курьих ножках. 1. Б-Я очень близка к миру природы, животных, растений. Сходство с животным миром в курьих ножках. Жильё у Б-Я мобильно – передвигается, наделено подобием жизни. 2. Б-Я имеет отношение к миру мёртвых. Образ курьих ножек взят из Сибири, Севера. Раньше людей хоронили в избушках на сваях, на столбах, чтоб животные не могла добраться до мёртвого тела, и по причине огромных сугробов и мёрзлой земли. Баба-Яга: - Глава рода, мудрая ведунья, владеет колдовством, знахарством. – Посредник между живыми и мёртвыми. - Символ связи со смертью, символ связи с жизнью - И жива и мертва – находиться в пограничном состоянии. Стоит на границе мира живых и мира мёртвых. Задача Б-Я (пограничника) – защитить мир мёртвых от мира живых. Защитить мир живых от мира мёртвых. Мёртвые бояться живых. Им не приятен и запах и вид живого человека: «ФУ! Русским духом пахнет»…" "Иван Царевич идёт по чёрному лесу. Единственный путь через чёрный лес - через избушку Б-Я-ги. Иван Царевич произносит пароль, который даёт возможность зайти в избушку: «Избушка, избушка – повернись к лесу задом, ко мне передом!» Первая реакция Б-Я – прогнать Ивана Царевича. Иван Царевич предлагает Б-Я: «Накорми, напои». Иван Царевич предлагает Б-Я вкусить пищу мёртвых. Б-Я парит Ивана Царевича в баньке – ритуал омовения мёртвых. Иван Царевич всю ночь не спит – живёт в царстве мёртвых. Иван Царевич проходит инициацию, ритуал, после этого может идти дальше. В мифологии 3 основных мира: 1. Правь – мир богов 2. Явь – мир реальности 3. Навь – мир смерти (навьи – умершие души, которые вредят человеку). Иван Царевич покидает дом. В мире Явь ничего не происходит. Иван Царевич для достижения цели движется в Навь. Сказки описывают события, происходящие во внутреннем мире человека (что внутри каждого из нас). Человек начинает процесс индивидуализации, качественно меняется, трансформируется, начинается личностный рост. Процесс сложный. Человек начинает осознавать и анализировать. Есть женские сказки – «Красная шапочка» - девочка отправляется в лес, где водятся страшные волки, «Золушка», «Дюймовочка»… Путешествия Ивана Царевича – это мужские сказки. Мужское эго проходит ряд испытаний в бессознательном мире. Для мужского эго необходима встреча с женским эго (и наоборот). Б-Я помогает Ивану Царевичу приблизиться к самости. Но не каждому это нужно и не каждый это может…." "Поди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что"А.Н.Толстой - Б-Я - седая старуха, она мать Марьи-Царевны. "Финист - ясный сокол" А.Н.Королькова - три Б-Яги (три сестры): 1. Б-Я - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. 2. Избушка на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнём горит... 3. Описание то-же + сама чёрная, а во рту один клык торчит... "Царевна-лягушка" А.Н.Толстой На печи, на девятом кирпиче, лежит Б-Я, костяная нога, зубы на полке, а нос в потолок врос. Б-Я Ивана-Царевича в баньке выпарила, напоила, накормила, спать уложила... Иван-Царевич у Б-Я переночевал, а наутро она ему указала, где растёт высокий дуб.

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить. Та ее и научает:

Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать - ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть - ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая!

Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.

Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, - и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

Вот тебе гребешок и полотенце, - говорит кот, - возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать - она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться - она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать - она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

Тку, тетка, тку, милая! - отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

Я тебе сколько служу, - говорит кот, - ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

Где же моя дочка?

Она пошла к тетушке, - говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

Где ты была? - спрашивает отец.

Ах, батюшка! - говорит она. - Так и так - меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

Как же ты ушла, дочка?

Так и так, - рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.