Портал для автолюбителей

Презентации по химии. Главные черты игр




ЗАГЯНЕМ В ИСТОРИЮ ВОПРОСА Я.А. Каменский «превратил» метод наблюдения в метод обучения. Восприятие (наблюдение) Коменский рассматривает в качестве источника всех знаний, поскольку предполагает, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании и только после ознакомления с самой вещью нужно давать объяснения.


Проблема наглядности еще шире и обоснованнее была представлена в трудах И.Г. Песталоцци. Если для Коменского наблюдение (наглядность) служит ребенку способом накопления знаний об окружающем мире, то у Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил ребенка.


Проблема наглядности в педагогике разносторонне и глубоко была проанализирована К.Д. Ушинским. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».


Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней: 1) чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира; 2) абстрактное мышление. Сущность наглядного обучения он усматривает в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать: – образованию у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях; – выявлению связей между предметами и явлениями; – образованию определенного обобщения.






В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями: – правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя; – наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом; – для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.








1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Мультимедийные диски позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

Читать

Автореферат диссертации по теме "Использование изобразительных средств наглядности в процессе обучения химии"

D ^ _ л - ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЬ ОД ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШЕШУКОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

13.00.02 - методика преподавания химии

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Суртаева.

Республиканский Горно-Алтайский государственный университет.

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т. С. Назарова, -кандидат химических наук, доцент В. А. Шелонцев.

Защита состоится "3/" 1995 г. в /-^"^часов

на заседании диссертационного совета К -113.40.03 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644000, г. Омск, наб. Тухачевского 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор

Н.В.Чекалева

Общая характеристика работы.

Современное состояние науки и техники, безгранично увеличивающаяся техническая вооруженность человеческого общества предъявляют высокие требования к совершенствованию учебного процесса в средней школе.

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе, во всех сферах жизни предъявляют новые требования к качествам личности. На первое место выдвигаются самостоятельность, творчество, предприимчивость, активность. Эти и ряд других новых задач, предложенных школе, старая система организации обучения решить не в состоянии или делает это с большим трудом. Поэтому система образования поставлена перед проблемой совершенствования, поиска других новых форм, методов и средств обучения, а также иных путей их использования в учебной деятельности.

Одним из таких средств обучения, которым в последнее время уделяется все больше внимания, являются изобразительные средства наглядности: рисунок, ^рафика, живопись и фотография. Образовательное значение которых достаточно велико и отвечает современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения.

Любой предмет призван сформировать у учащихся умение наблюдать, описывать и излагать результаты своего учебного труда. ?Симия же, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для использования изобразительных наглядных средств обучения, которые как раз и помогают в формировании этих умений. Надо заметить, что в отечественной методике преподавания естествознания, химии, физики постоянно уделялось должное внимание зарисовкам приборов, лабораторной посуды,

приспособлений, схемы технологических процессов и аппаратуры.

Внедрение в дальнейшем технических средств обучения сместило акценты в этом методическом приеме с выразительности графического представления на интенсификацию процесса предъявления информации. Акцент на создание гуманистической школы, в основе которой немаловажное место занимает концепция гуманитарного образования, а также современной деятельности, а не только информационный подход, нацеливает на гармоничное сочетание всех сторон интеллектуального развития учащихся, заставляет вернуться к забытым уже достижениям в использовании изобразительных средств наглядности в учебном процессе и гуманистическом развитии личности.

Проблеме использования изобразительных средств наглядности, технических средств обучения и появившихся в последнее деслтилетие средств новых информационных технологий в методике преподавания посвящены работы: В.Н. Верховского, Я.Л. Гольдфарба, A.A. Грабецкого, И.Л. Дрижуна, Л.С. Зазнобиной,Д.М. Кирюшкина, В.М. Монахова, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат. B.C. Полосина. Л.П. Прессмана, H.A. Пугал. Л.Я. Сморгонского, В.В. Фельдта, С.Г. Шаповаленко и других.

Многие наработки, высказанные в начале столетия, забыты, работа по использованию изобразительных средств наглядности ведется не системно, не целенаправленно, недостаточно реализует дидактические функции указанных средств обучения, которые являются мощным средством активизации познавательной деятельности и особенно важны в период гуманистической парадигмы образования. Выше сказанное, а также противоречие между с одной стороны имеющимся огромным резервом дидактических возможностей изобразительных средств наглядности и с другой стороны слабым использованием этих возможностей при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в современной школе определили АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка методической системы, направленной на систематическое использование рисунка, графики, живописи и фотографии как средства наглядности в процессе обучения химии.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-воспитательный процесс по химии с систематическим использованием изобразительных средств наглядности при изучении химии в средней школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: пути использования изобразительных средств наглядности, выявления их роли, влияния на уровень усвоения знаний учащихся и развитие творческой деятельности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если разработать

методическую систему целенаправленного использования

изобразительных средств наглядности и внедрить ее в учебный процесс, то можно ожидать развития творческого мышления и деятельности, а также повышения уровня усвоения знаний учащимися по химий.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме с целью выявления функционального значения, места, методов использования рисунка, графики, живописи, фотографии в процессе преподавания химии.

2. Разработка методической системы использования рисунка, графики, живописи и фотографии при изучении химии, как средства развития творческого мышления и деятельности.

3. Разработка различных видов таких изобразительных средств наглядности как рисунок, графика, живопись и фотография при изучении различных тем курса химии.

4. Проверка эффективности предлагаемой методической системы в практике преподавания химии в школе.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение опыта работы учителей различных дисциплин, применяющих рисунок.

графику, живопись и фотографию, анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент и методы статистической обработки.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что:

1. Предложена методическая система использования рисунка, графики, живописи и фотографии в процессе обучения химии как средства развития творческого мышления и деятельности, и средства повышения уровня усвоения знаний учащихся по химии.

2. Дано обоснование целесообразности использования изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии, как средства развития творческого мышления и деятельности.

3. Выделены этапы формирования творческого мышления и деятельности через использование изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработана методическая система использования рисунка, графики, живописи и фотографии для решения задач в современной вариативной школе в процессе преподавания химии, разработаны изобразительные наглядные пособия для разных тем курса органической и неорганической химии.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения:

1. Теоретическое обоснование роли и места рисунка, графики, живописи и фотографии как средства наглядности в решении задач современной вариативной школы.

2. Методическая система целенаправленного использования изобразительных средств наглядности в процессе изучения химии.

АПРОБАЦИЯ осуществлялась нами в школах 10, 12, 17 г. Тобольска, в лицее при Высшем Педагогическом колледже с 1991г. по настоящее время, с общим охватом 1087 учащихся. В учебно-воспитательном процессе в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева на биолого-химическом факультете, филологическом факультете, русско-татарском отделении филологического факультета, на факультете педагогики и методики начального обучения. Студентами Тобольского государственного Педагогического института написано 30 курсовых работ по этой проблеме и 3 дипломные работы, которые выполнялись студентами с 1991 по 1995 гг. (диссертант соруководитель). Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных Менделеевских чтениях в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева, в институте повышения квалификации учителей с 1991 по 1995 г. в г. Тюмени, на методических семинарах кафедры химии и МПХ в ТГПИ им. Д.И. Менделеева в 1991-1995г. на кафедре органической химии и МПХ Омского государственного педагогического университета 1995 г., а также на конференциях и семинарах:

На городской конференции "Инновационные процессы в образовании". (Тобольск, 1994г).

На Общесибирском семинаре "Гуманитаризация

педагогического образования. Взаимосвязь психолого-

педагогических и культурологических дисциплин". (Томск, 1994г.).

На Омской научно-методической конференции по проблемам гуманитаризации. (Омск, 1993г.).

На методических объединениях учителей химии, биологии, естествознания, географии, экологии. (Тобольск, 1991-1995 г.).

Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили структуру диссертации: Введение, 3 главы, Заключение, Библиографии, Приложения.

Объем диссертации страниц машинописного текста, 15

таблиц, 24 схемы, 5 диаграмм, И рисунков. Библиография содержит 218 наименований.

Исследование проводилось с 1991 г. по настоящее время на кафедре химии и МПХ в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, научная новкзна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе. - "Теоретическое обоснование использования рисунка, графики, живописи и фотографии как изобразительных средств наглядности в процессе изучения химии" - дан анализ психолого-педагогических и методических аспектов целесообразности систематического использования этих средств наглядности в учебно-воспитательном процессе, определяется место и функциональная роль рисунка, графики, живописи и фотографии как изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии приводится разработанная нами.методическая система целенаправленного использования изобразительных средств наглядности.

Психологическое обоснование целесообразности использования изобразительных средств наглядности дают в своих работах следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Н.М.Амосов, М. Афасижев, Р.Арнхейм, Б.Ф.Ломов, J1.A. Пийрсалу, П.В.Симонов, O.K. Тихомиров и др. По мнению психологов, изобразительные средства

наглядности являются необходимым элементом в организации успешной учебной деятельности, так как восприятие ребенком изображения опирается на ряд психических процессов: создание образа, представление, воображение и наконец творческое мышление. Различного рода изображения выступают в роли опорного образа для теоретических знаний. Изобразительные средства наглядности раскрывают в ярких зрительных образах наиболее существенные и порой трудно воспринимаемые детским

мышлением явления. На основании изучения литературы нами дан анализ использования изобразительных средств наглядности в учебно-воспитательном процессе и выделено три этапа в развитии использования рисунка, графики, живописи и фотографии.

1 этап - изобразительные средства наглядности используются в рамках естествознания, так как химия отсутствовала как отдельный предмет (Я.А. Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Уышнский и др).

2 этап - изобразительные средства наглядности используются в рамках самостоятельного предмета химии, что представлено в работах В.Н. Верховскогс, П.А. Глориозова, A.A. Грабецкого, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, И.М. Титовой, С.Г. Шаповаленко и др.

3 этап - использование данных средств наглядности происходит в условиях дифференциации и интеграции как активно действующих процессов в современных условиях.

Анализ методической литературы показал, что методические пособия по химии содержат лишь разрозненные сведения по проблеме использования изобразительных средств наглядности, что говорит о необходимости разработки методической системы целенаправленного использования рисунка, живописи, графики и фотографии в процессе обучения химии.

В результате исследования состава и функций (образующей, систематизирующей, моделирующей, эвристической,

диагностической) изобразительных средств наглядности мы пришли к выводу, что они должны представлять различные понятия и объекты, развивать мышление, способствовать развитию познавательной активности учащихся, способствовать лучшему усвоению знаний, развитию воображения и творческих способностей.

Кроме того, в данной главе, на основании анализа литературы, были рассмотрены возможности использования компьютерной графики в учебно-воспитательном процессе.

Решение задачи интенсификации учебного процесса, усиление в нем содержательной стороны и наукоемкости во многом решаются применением компьютеров в обучении, которым передается определенная часть обучающих функций, ранее выполняемых учителем. С этой целью созданы и продолжают создаваться малью автоматизированные обучающие системы, идет развитие

информационно-вычислительных сетей коллективного пользования.

В последнее время все большее развитие получают так называемые перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ), проблемой разработки которых в учебном процессе занимаются: Г.А. Бордовский, И.Л. Дрижун, Л.С. Зазнобит, В.А. Извозчиков, В.М. Монахов, М. Пак, Е.С. Полат, В. Поспелов, Л.П. Прессман, H.A. Пугал, Э.В. Роберт, С.З. Свердлов, В.В. Соколов.

К средствам новых информационных технологий относится и компьютерная (когнетивная) графика, которая побуждает к жизни мертвые числа и стимулирует "обучение на ошибках". Ошибки в

процессе компьютерного эксперимента наносят несравненно меньший ущерб, чем в реальном мире.

В современных системах компьютерной графики используются обычно три основных метода: свободное рисование, метод аппликаций, формирование рисунков из графических примитивов. Чаще всего графические видеоэффекты можно использовать в двух направлениях. В первом случае компьютерная графика используется в качестве иллюстрации чего -либо (научного текста, задач, контрольных заданий и т.д.). Во втором случае графические видеоэффекты используются для научных целей, например для моделирования различных объектов по заданным траекториям.

Таким образом, компьютерная графика может использоваться в разных целях. При иллюстрации нового материала с помощью графических видеоэффектов можно демонстрировать такие объекты, в показе которых была необходима схематизация в связи с невозможностью воспроизвести объект с натуры. Такого рода изображения необходимы при изучении молекулярного строения вещества, строения изомеров, полимеризации, и т.д. Кроме того целесообразно, на наш взгляд, применять компьютерную графику в процессе проверки знаний учащихся. Нами была предпринята попытка использования возможностей компьютера в построении графика. Построение графика на дисплее компьютера сопровождалось рядом контрольных заданий и вопросов. Подобные работы позволяют учащимся совершенствовать.умение

анализировать графики и применять их для решения задач, анализировать ход опыта с помощью графика, совершенствовать умения выражать результат опыта на графике, применять графики для установления химических зависимостей и т.д.

Использование компьютерных изображений в учебно-воспитательном процессе по химии позволило нам убедиться в эффективности данного вида изобразительных средств наглядности для решения дидактических задач по химии и развития компьютерной культуры в целом. г.

Проанализировав педагогическую литературу по проблеме использования средств наглядности, выявив их функциональное значение, нами представлена схема, указывающая цели и соответственно этому пути и методы использования

изобразительных средств наглядности, которые способствует повышению уровня знаний учащихся по химии и развитию творческого мышления (схема 1, С. 10).

Основные элементы методической системы сгруппированы нами в блоки (А,Б,В,Г). Остановимся более детально на отдельных элементах методической системы.

Блок А указывает цели учебно-воспитательного процесса, выполнению которых способствует применение изобразительных средств наглядности. При реализации цели, направленной на гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса по химии такие

изобразительные средства наглядности как рисунок, графика, живопись и фотография имеют немаловажное значение. Данные средства наглядности сами непосредственно относятся к видам искусства и. соответственно, несут определенную эмоциональную окраску. При демонстрации подобных средств наглядности осуществляется не только сопровождение нового материала красочными пособиями, но и знакомство учащихся с определенными видами изобразительного искусства, его жанрами и техникой.

Химия как учебный предмет имеет огромные. возможности внедрения искусствоведческого материала, который может быть использован в качестве отдельных фрагментов непосредственно на уроке, а обобщен и систематизирован в условиях внеклассной работы.

Кроме решения такой цели как, гуманитаризация обучения, изобразительные средства наглядности способствуют развитию практических умений, сначала посредством теоретической проработки различных изображений, а затем в ходе эксперимента, так, при зарисовке какого-либо прибора с натуры или с рисунка учителя, учащиеся обрабатывают практические учения по его сборке.

Изобразительные средства наглядности, при систематическом применении способствуют развитию интелектуальных умений. Различного рода изображения могут быть использованы с целью развития таких умений как обобщение, классификация, систематизация, и др. В данном случае учащимся предлагается на основе представленных рисунков сделать обобщение, провести классификацию или систематизацию представленного материала.

Кроме перечисленных выше умений рисунок, графика, живопись и фотография способствуют развитию графических умений, таких как:

1. Умения добывать информацию из готовых графических пособий.

2. Умения преобразовывать усвоенную информацию на основании выделения существенных признаков, структуры материала и знания приемов графического их выражения.

3. Умения творчески применять на практике графические изображения теоретических знаний (графическое прогнозирование, моделирование, графические способы решения задач, и др).

Изобразительные наглядные средства выполняют ряд дидактических задач (см. блок Б, схема 1.). Прежде всего они позволяют наглядно представить учебный материал, а также, благодаря художественной образности представления информации способствуют формированию более прочных и осознанных знаний.

Изобразительные средства наглядности находят применение не только на этапе сообщения новых знаний, но и при их закреплении и проверке, так как способствуют созданию более ярких образов, реализации принципа наглядности с помощью рисунка или другого

МЕСТО И РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ХИМИИ.

Гуманитаризация ч_

Развитие практи- - ческих умений Развитие интелек- *- туальных умений Развитие графических умений Развитие наблюда-* тельности

Развитие творческого < мышления

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ

НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

МЕСТО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1.При сообщении новых знаний.

2.При закреплении новых знаний.

3.При проверке знаний.

4.В домашней работе.

5.Во внеклассной работе

6.В ходе самостоятельной деятельности

-»Наглядность

" Прочность

^Осознанность

ПУТИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1 .демонстрации готового

пособия. 2.Зарисовка.

3.Дорисовка.

4.Устранение ошибок.

5.Проблемная ситуация

изображения возможно создание на уроке проблемной ситуации, которая требует от учащихся применения имеющихся знаний.

Однако, часто задания, включающие различного рода изобразительную деятельность требуют значительных затрат времени. Поэтому целесообразно некоторые из них предлагать учащимся для выполнения в домашних условиях.

Блок Г схемы N1 показывает некоторые пути и методы использования изобразительных средств наглядности в учебно-воспитательном процессе. Каждый метод предусматривает различные виды деятельности как учителя, так и учащихся.

Особенности использования изобразительных средств наглядности заключаются прежде всего в определенном сочетании или последовательности использования данных пособий. Наш вариант сочетания основных типов изобразительных средств наглядности представлен в схеме 2 (с. 12).

При систематическом и целенаправленном использовании изобразительных средств наглядности необходимо учитывать возможность одновременного применения различных их видов в рамках одного урока, для реализации одной и той же цели.

Такой принцип применения оправдывается индивидуальными особенностями восприятия учащихся, так одни лучше воспринимают художественные произведения, другие - простые, схематичные изображения.

Изобразительные средства, на наш взгляд, должны применяться при постоянном усложнении заданий, т.е. в развитии и поэтапно. На первом этапе изобразительные средства наглядности используются как источник знаний и соответственно от учащихся требуется лишь их воспроизведение. На втором этапе они являются источником проблемной ситуации, решить которую предлагается учащимся. На третьем этапе школьникам предлагаются задания и изобразительные средства наглядности, требующие осуществить или разработать самим творческий подход.

В связи с дифференциацией образования на современном этапе очевидно вырисовывается проблема вариативного использования изобразительных средств наглядности. В условиях обычной средней общеобразовательной школы целесообразно равномерное применение рассматриваемых нами изобразительных средств. В школах технической направленности необходимо сместить акцент в использовании изобразительных средств наглядности в сторону схем, схематических рисунков, графиков, чертежей. В школах с гуманитарным уклоном превалирующее положение отводится рисунку, живописи, фотографии. Кроме того, в этом случае можно использовать изобразительные средства наглядности в качестве иллюстраций, составляющих содержание гуманитарной компоненты.

СОЧЕТАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.

Таким образом, изобразительные средства наглядности такие как рисунок, графика, живопись и фотография, способствуют решению главных задач учебно-воспитательного процесса образованию, воспитанию, развитию. Для повышения качества решения этих задач необходимо: отбор соответствующих методов, путей включения видов организации различной деятельности школьника и целенаправленная, систематическая, разнообразная деятельность. В этом случае можно ожидать повышения графической культуры, уровня знаний, определенной гуманитарной образованности.

Во второй главе - "Реализация методической системы целенаправленного применения изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии в средней школе" - изложены возможности использования методической системы

целенаправленного применения изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии. Показано, как необходимо использовать рисунок, графику и фотографию с целью повышения уровня усвоения знаний учащихся и развития их творческой деятельности, как включаться в учебный процесс, на различных его этапах, и какие учебно-воспитательные задачи решают, в каждом случае, перечисленные выше наглядные средства обучения.

На основании анализа методической литературы, мы выявили дидактические требования, предъявляемые к изобразительным средствам наглядности. В методике преподавания химии данная проблема освещена в работах: В.Н. Верховского, П.А. Глориозова, Я.Д. Гольдфарба, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Л.М. Сморгунского, В.В. Фельдга, С.Г. Шаповаленко и др. Общие дидактические требования к изобразительным средствам наглядности можно встретить в работах методистов других

дисциплин, в частности истории, географии, биологии, физики: И.И. Заславского, В.П. Игнатьева, B.C. Мурзаева, В.А. Нукало и др.

В результате анализа методической литературы по проблеме дидактических и методических требований нами выделены такие как:

1. графическая грамотность,

2. аккуратность,

3. своевременность,

4. сопровождение словесным методом,

5. возможность организации различных видов деятельности при использовании изобразительных средств наглядности.

Выявив дидактические требования к изобразительным средствам наглядности, мы рассмотрели возможности использования рисунка, графики, живописи и фотографии на различных этапах учебно-воспитательного процесса.

На этапе сообщения новых знаний изобразительные средства наглядности могут подаваться различными путями и использоваться в трех направлениях:

2)в качестве содержания гуманитарной компоненты,

3)в деятельностном, т.е. предусматривающем определенную практическую мыслительную деятельность учащихся, направленную на развитие творчества.

На этапе закрепления и проверки знаний учащихся возможно применение различного рода заданий, включающих какое-либо изображение. Среди них можно выделить следующие группы: задачи в рисунках (на узнавание и обобщение свойств вещества, на узнавание и обобщение способов их получения задачи, проверяющие знания условий осуществления реакции и др.), задания для проверки назначения приборов, задания, проверяющие умения разбираться и понимать различные таблицы и схемы, и т.д.

Использование изобразительных средств наглядности помогает более эффективно решать учебные задачи на этапе закрепления и проверки знаний учащихся по химии, способствует организации более разнообразных видов деятельности учащихся, являясь одновременно целью, средством и результатом в учебном процессе.

Сам процесс применения изобразительных средств наглядности предполагает множество путей их использования, позволяет эффективнее проводить дифференцированный контроль и проверку знаний учащихся.

Применение фотографий, репродукций известных художников, с акцентом на авторов этих произведений, работать на раскрытие гуманитарной составляющей, на повышение общей культуры.

В третьей главе - "Проверка эффективности предлагаемых методических рекомендаций" - проводилось экспериментально-методическое исследование с целью проверки выдвинутых теоретических положений и подтверждения эффективности

методической системы. Основная цель исследования состояла в выявлении возможностей улучшения оптимального

функционирования методической системы использования рисунка, графики, живописи и фотографии в условиях проведения j экспериментальных уроков по неорганической и органической химии.

На первом этапе педэксперимента для изучения состояния вопроса использования рисунков, графиков, фотографий на практике преподавания химии в школе проводилось анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, наблюдение и беседы с учителями, проверка знаний учащихся.

На первом этапе, также был определен начальный уровень знаний учащихся. Анализ работ учащихся проводился по методике, предложенной A.B. Усовой. Были определены коэффициент полноты выполнения операций (Кпо) и коэффициент усвоения знаний учащихся (Куз), на основании анализа работ были выбраны экспериментальная и контрольная группы, методом случайного отбора. Результаты анализа контрольных работ показали более низкий уровень знаний в экспериментальных группах (Куз эксп.=0,31, Куз контр. =0,33).

На формирующем этапе педагогического эксперимента в процессе педагогического воздействия, которое носило формирующий характер, была поставлена цель повышения у учеников уровня усвоения знаний учащихся и развития творческой деятельности. Для этого в экспериментальных классах было! организовано обучение с целенаправленным и систематическим использованием рисунка, графики, живописи и фотографии. Для проверки результатов были проведены контрольные срезы и их анализ по той же методике, что и на первом этапе педагогического эксперимента. Изменения значения коэффициентов полноты выполнения операций и усвоения знаний приведены в столбиковых диаграммах N1 и N2.

Окончательным критерием, по которому мы судим об; эффективности предлагаемой методики, был выбран коэффициент 1 эффективности, методика определения которого пре^^жена A.B. УсовойГКзультата аншпдоГэтог^ что темпы

формирования умений в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, выше в 1,62, что позволяет считать полученные результаты достоверными.

Кроме определения Куз и Кпо нами было проведено уровневое исследование развития учащихся. На основании анализа работ В.П.Беспалько, Э.И.Моносзона, A.B. Усовой, A.A. Кыверялга были выделены следующие уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий. Результаты исследования показали, что 27 % учащихся 1 экспериментальных групп вышли на творческий уровень, а в контрольных группах только 4 %.

Таким образом, результаты исследования на этапе формирующего эксперимента убедительно показывают, что

Столбиковая диаграмма 1 Изменение значения Куз в экспериментальных и контрольных группах на формирующем этапе педэксперимента.

Куз 0,7" 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

контрольная группа,

контр.срезов Экспериментальная группа

Столбиковая диаграмма 2 Изменение значений Кпо в экспериментальных и контрольных группах на формирующем этапе педэксперимента.

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

контрольная группа

контр,ср,

эксперементальная группа

использование нашей методической системы, основанной на применении изобразительных средств наглядности, существенным образом влияет на организацию обучения, способствует формированию более глубоких и прочных знаний, формированию умственных действий и развитию творческого мышления и деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, результаты статистической обработки подтвердили эффективность методической системы для повышения уровня усвоения знаний и развития творческого мышления и деятельности учащихся, т.е. в ходе педагогического эксперимента по внедрению методической системы подтверждена рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследования.

В работе выявлено функциональное значение, место и роль, а также методы использования рисунка, графики, живописи и фотографии в процессе преподавания химии, что позволяет констатировать широкие дидактические возможности изобразительных средств наглядности.

Анализ исследуемой проблемы в практике преподавания химии в школе показал, что рисунок, графика, живопись и фотография используются в учебно-воспитательном процессе, но используются не систематически и являются эпизодическим явлением, а также в большей степени выполняют роль средств. демонстрационной наглядности и в меньшей мере применяются для решения других задач. Причем используются в основном на этапе сообщения новых знаний.

Разработанная нами методическая система использования изобразительных средств наглядности в системе показывает возможности в решении различных задач воспитания, развития, обучения.

Реализация всех дидактических возможностей изобразительных средств наглядности значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, способствует его разнообразию, решению ряда задач: гуманитаризации, развитию творческого мышления и деятельности, развитию графических и практических умений, повышению прочности и осознанности знаний, созданию эмоционального фона, эстетическому развитию.

Использования изобразительных средств наглядности в разных вариантах для достижения различных целей помогает решить задачу вариативности школ и дифференциации химического образования.

1. Рисунок и графика в педагогической деятельности учителя и гуманитарная направленность учебного процесса //Гуманитаризация образования: проблемы, опыт, перспективы. -Омск: ОГПИ.О.О.П.О.-1993. - С.46. /В соавт./

2. Организация графической и художественной деятельности учащихся при изучении химии как средство творческого восприятия окружающего мира //Гуманитаризация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин (Тез. докл. Общесиб. семинара по проблемам гуманитаризации образования. -Томск: ТГПИ. -1994.-С.157/в соавт/

3. Изучение изменчивости в природных популяциях в связи с загрязнением среды на полевой практике по генетике //Территориальный подход в подготовке учителей к осуществлению экологического образования (тез. докл. Межвуз. научн.- практ. конф. -Тобольск: ТГПИ.- 1991.-С.191 /в соавт/.

4. Программа. Учебная и прикладная фотография и кинематография /Педагогическая культурология и ее роль в реализации базисных учебных планов общеобразовательной школы: Методическое пособие -Тобольск: Тобольский педагогический колледж. -1995. - С 64-69.

5. Рисунок как средство активизации познавательной деятельности учащихся //Добро-инициативе, творчеству, поиску /Матер, город, научн. - практ. конф. - Тобольск. - 1994. С -109-110.

Словесно-наглядные методы обучения определяют использование в учебном процессе различных средств наглядности в сочетании со словом учителя. Они непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них. В свою очередь, методы обучения предъявляют к дидактическим средствам определенные требования. Процесс устранения этого противоречия лежит в основе совершенствования этих систем.

Систему словесно-наглядных методов обучения и ее место в учебном процессе можно представить себе в виде схемы (схема 2.1.).

Система словесно-наглядных методов обучения

Такое разделение на блоки определено содержанием курса химии. Демонстрационный эксперимент и натуральные объекты помогают изучать свойства веществ, внешние проявления химической реакции. Модели, чертежи, графики (сюда же следует отнести и составление формул и химических уравнений как знаковых моделей веществ и процессов) способствуют объяснению сущности процессов, состава и строения веществ, теоретическому обоснованию наблюдаемых явлений. Такое разделение функций наглядности говорит о необходимости использования содержания обоих блоков в дидактическом единстве.

Дидактическое единство нашло свое отражение в так называемых комплексах оборудования по теме. Химический процесс в приборе протекает при определенных условиях. Для их обоснования можно привести справочные данные о веществах в виде графиков или цифровых данных, объяснить протекание процесса при помощи шаростержневых моделей и пр. Важно не увлекаться избытком наглядности, так как это утомляет учащихся.

Особое внимание следует уделить сочетанию наглядности со словом учителя. Опыт, показанный без комментария учителя, не только не приносит пользы, но иногда может даже повредить. Например, при демонстрации взаимодействия цинка с соляной кислотой учащиеся могут вынести впечатление, что водород выделяется не из кислоты, а из цинка. Весьма распространенной ошибкой является мнение о том, что окраску меняет не индикатор, а среда, в которую он попадает. И большинство других опытов без пояснений не будут выполнять необходимых образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Поэтому слово учителя играет важную руководящую и направляющую роль. Но и слово находится в определенной зависимости от средств наглядности, так как учитель строит свое объяснение, ориентируясь на те средства обучения, которые имеются в его распоряжении.

Использование демонстрационного эксперимента в обучении химии

Важнейшим из словесно-наглядных методов обучения является использование демонстрационного химического эксперимента. Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в обучении позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химической науки.

Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационные опыты по химии указаны в программе, но учитель может заменить их другими, эквивалентными в методическом отношении, если у него отсутствуют требуемые реактивы.

Демонстрационный эксперимент учитель использует в начале курса, когда учащиеся еще не имеют навыков работы по химии, с целью научить их наблюдать процессы, приемы работы, манипуляции.

Это делается, чтобы возбудить интерес к предмету, начать формирование практических умений, ознакомить их с внешним видом химической посуды, приборов, веществ и пр. Демонстрационный эксперимент применяется тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения учащимися (например, синтез оксида серы (VI) из оксида (IV) и кислорода), если он опасен при выполнении его учащимися (например, взрыв гремучего газа). Демонстраци- онный эксперимент необходим, если он имеет методическую ценность при работе с большим количеством веществ, так как при малых количествах он недостаточно убедителен (например, тушение углекислым газом горящего бензина или спирта).

Проблема использования школьного химического эксперимента - одна из наиболее разработанных в методике, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Широко известны в методике исследования В. Н. Вер- ховского, К. Я. Парменова, В. С. Полосина, JI. А. Цветкова, И. Н. Черткова, А. Д. Смирнова, И. JI. Дрижуна и др. . Материалы о химическом эксперименте регулярно публикуются на страницах журнала «Химия в школе». Общеизвестны требования к демонстрационному эксперименту.

Наглядность. Наглядность - важнейший принцип обучения, провозглашенный еще Я. А. Коменским. Не случайно народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; общепризнано, что зрительный канал информации наиболее эффективен. Вот и демонстрирование опытов призвано обеспечить наглядность процессов.

Реактивы должны использоваться в таких количествах и в посуде такого объема, чтобы все детали были хорошо видны всем учащимся. Пробирочные опыты видны хорошо не далее третьего ряда столов, поэтому для демонстрирования применяют цилиндры, стаканы или демонстрационные пробирки достаточно большого объема. Со стола снимают все, что может отвлечь внимание. Жест учителя должен быть тщательно продуман, руки учителя не должны заслонять происходящее.

Наглядность опыта можно усилить, демонстрируя его через графопроектор в кювете или чашке Петри. Например, взаимодействие натрия с водой нельзя показывать с большим количеством металла, а с малым количеством он плохо виден, выдать же его учащимся для лабораторной работы нельзя - опыт опасен. Опыт, иллюстрирующий свойства натрия, очень хорошо виден при проецировании через графопроектор. Для большей наглядности широко используются предметные столики.

Простота. В приборах не должно быть нагромождения лишних деталей. Следует помнить, что, как правило, в химии объектом изучения является не сам прибор, а процесс, в нем происходящий. Поэтому чем проще сам прибор, тем он лучше отвечает цели обучения, тем легче объяснить опыт. Однако не нужно путать простоту с упрощенчеством. Нельзя употреблять в опытах бытовую посуду - это снижает культуру эксперимента. Учащиеся с большим удовольствием смотрят эф- фектные опыты с вспышками, взрывами и т. д., но увлекаться ими, особенно в начале обучения, не следует, так как менее эффектные опыты будут пользоваться меньшим вниманием.

Безопасность эксперимента . Учитель несет полную ответственность за безопасность учащихся во время урока и на внеклассных занятиях. Поэтому он обязан знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Помимо обеспечения занятий средствами пожарной безопасности, вытяжными средствами, средствами для оказания мер первой помощи пострадавшим, учителю необходимо помнить о приемах, способствующих соблюдению безопасности на уроке. Посуда, в которой проводится опыт, должна быть всегда чистой, реактивы проверены заранее, при опытах со взрывами используется защитный прозрачный экран. Газы на чистоту проверяют заранее и перед проведением самого опыта. Если опыт проводится со взрывом, учащихся предупреждают об этом заранее, чтобы взрыв не был для них неожиданностью. Работа с ядовитыми газами проводится в вытяжном шкафу. Все это важно и для экологического воспитания учащихся.27

В последние годы разработано специальное оборудование для проведения опытов в замкнутых системах. Это позволяет работать с ядовитыми газами без тяги.

Нужно предусмотреть средства личной безопасности (защитные очки, халат из хлопчатобумажной ткани, резиновые перчатки, противогаз и т. д.), следить за тем, чтобы волосы были подобраны.

Надежность. Опыт должен всегда удаваться, так как неудавшийся опыт вызывает у учащихся разочарование и подрывает авторитет учителя. Опыт проверяют до урока, чтобы отработать технику его проведения, определить время, которое он займет, выяснить оптимальные условия (последовательность и количество добавляемых реактивов, концентрация их растворов), продумать место эксперимента в уроке и план объяснения. Если опыт все же не удался, лучше сразу же показать его вторично. Причину неудачи следует объяснить учащимся. Если опыт снова провести невозможно, то его обязательно показывают на следующем уроке.

Необходимость объяснения эксперимента. Каждый эксперимент лишь тогда имеет познавательную ценность, когда его объясняют. Лучше меньше опытов на уроке, но все они должны быть понятны учащимся. По замечанию И. А. Каблукова, учащиеся должны смотреть на опыт как на метод исследова- ния природы, как на вопрос, задаваемый природе, а не как на «фокус-покус».

Техника выполнения. Важнейшим требованием к демонстрационному эксперименту является филигранная техника его выполнения. Малейший ошибочный прием учителя будет многократно повторен его учениками.

В соответствии с перечисленными требованиями рекомендуется следующая методика демонстрации опытов . 1.

Постановка цели опыта (или проблемы, которую нужно решить). Учащиеся должны понимать, для чего проводится опыт, в чем они должны убедиться, что понять в результате проведения опыта. 2.

Описание прибора, в котором проводится опыт, условий, в которых он проводится, реактивов с указанием их требуемых свойств. 3.

Организация наблюдения учащихся. Учитель должен сориентировать учащихся, за какой частью прибора наблюдать, чего ожидать (признак реакции) и т. д.

Очень важно при этом не допускать ряда ошибок, свойственных начинающим учителям. Нельзя подсказывать ученикам, что они должны увидеть. Например, если в ходе опыта цвет раствора становится малиновым, учитель не должен этого говорить заранее. Но нужно указать ученикам, на чем сосредоточить внимание, сказав: «Наблюдайте, не будет ли изменяться цвет раствора». Если цвет должен измениться, но не меняется, не следует убеждать детей в том, что «изменение хотя бы чуть-чуть, но произошло». Нужно обязательно указать, куда смотреть, в какой части прибора должен идти главный процесс, за которым нужно наблюдать. Например, при окислении S02 в S03 на катализаторе Сг203 нужно доказать, что S03 действительно получился. Опыт проводят в приборе, образующийся S03 отводят в колбу-приемник, где находится раствор ВаС12. В ходе реакции ВаС12 с S03 постепенно выпадает белый осадок. При наблюдении нужно уловить именно это, но внимание учеников гораздо больше привлекает хлоркальциевая трубка с зеленым катализатором, где внешних изменений не происходит. 4.

Вывод и теоретическое обоснование.

Для хорошего владения химическим экспериментом нужно многократное и длительное упражнение в его проведении.

В процессе демонстрирования осуществляются три функции учебного процесса: образовательная, воспитывающая и развивающая: -

образовательная функция выражается в том, что учащиеся получают информацию о протекании химических процессов, свойствах веществ, методах химической науки; -

воспитывающая - формируются убеждения в том, что опыт - это инструмент познания, что мир познаваем, а это является основой атеистических взглядов; -

развивающая - у учащихся развивается наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы, обобщать.

Развивающая функция эксперимента может быть усилена посредством разных способов сочетания эксперимента со словом учителя.

Д. М. Кирюшкин и В. С. Полосин обнаружили следующую закономерность. Если слово учителя предшествует опыту, то демонстрирование носит иллюстративный характер. Если слово следует за показом опыта, то проблемный.

Например, показывая «фонтанчик» при растворении в воде хлороводорода, можно сначала рассказать о высокой растворимости его в воде, а затем показать опыт как подтверждение своих слов. А можно сначала показать опыт, а затем потребовать от учеников самостоятельного объяснения, стимулируя их поисковую деятельность. Однако, проведение проблемных опытов вовсе не ограничивается соблюдением последовательности слова и эксперимента. Все гораздо сложнее. Для подробного изучения этой важной проблемы в методике полезно прочитать книгу Ю. В. Сурина.28

Выявлены четыре способа сочетания слова учителя с экспериментом.29 1)

знания извлекаются из самого опыта. Объяснение учителя сопровождает опыт, идет как бы параллельно процессу, который наблюдают учащиеся. Такое сочетание неприемлемо для эффектных опытов, которые привлекают внимание учащихся ярким зрелищем, создают сильный доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга; 2)

слово учителя дополняет наблюдения, сделанные в опыте, поясняет то, что видят учащиеся (например, опыт с восстановлением меди из оксида водородом); 3)

слово учителя предшествует эксперименту, который выполняет иллюстративную функцию;

4) сначала дается словесное объяснение, расшифровка явления, а затем демонстрационный эксперимент. Однако из этого не следует, что при демонстрировании учитель предугадывает ход эксперимента и рассказывает, что должно получиться.

Первый и второй подход используют при проблемном обучении; они более способствуют развитию мыслительной деятельности.

Использование учебно-наглядных пособий при обучении химии

Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (классная доска, таблицы различного содержания, модели, макеты, магнитные аппликации, экранные пособия). Их применяют как в сочетании с химическим экспериментом и друг с другом, так и раздельно, но обязательно со словом учителя.

В последнее время активно используются экранные пособия, которые являются важными средствами наглядности. Для их демонстрирования необходимы технические средства: киноаппарат, диапроектор, эпипроектор, графопроектор, видеомагнитофон, телевизор и т. п. Сами по себе эти технические средства не обладают обучающими свойствами и не являются объектами изучения на уроках химии, но без них использование экранных пособий невозможно. При работе с экранным пособием учащиеся получают много образных представлений.

Для экранных пособий необходимо определить место в комплексе средств наглядности, по возможности организовать обсуждение по мере демонстрирования, сочетая пособие со словом учителя и стремясь обеспечить обратную связь, использовать возможности экранных пособий в воспитании и расширении кругозора, развитии учащихся. Методы использования экранных пособий, как и других средств наглядности, находятся в зависимости от дидактической цели и содержания учебного материала.

Особенно подробно методика использования экранных пособий изложена в книге JI. С. Зазнобиной.30

Запись на доске нужно заранее планировать. Она должна выполняться четко и последовательно, так, чтобы весь ход урока был отражен на доске. В этом случае учитель может вернуться к уже объясненному и обсудить с учащимися недостаточно хорошо усвоенные вопросы. Рисунки на доске выполняют при помощи трафаретов.

Учитель руководит также работой учащихся у доски, чтобы их запись была четкой и аккуратной.

Запись на доске целесообразнее других видов наглядности в тех случаях, когда нужно отразить последовательность вывода формулы или другого алгоритмического предписания. Пользоваться следует только чистой доской, на которой нет посторонних записей. Стоять у доски учитель должен так, чтобы не загораживать запись, которую он делает.

В некоторых случаях записи на доске могут заменяться магнитными аппликациями, аппликациями на фланелеграфе и т. п. Широко используются для разных дидактических целей таблицы, диаграммы, графики и т. д. На таблице может быть изображена производственная установка, показан лабораторный технический прием, графическая модель молекулы или кристаллической решетки и т. д. Ценность таблиц состоит в том, что они в любой момент могут быть представлены учащимся. Их используют на любом дидактическом этапе урока - для изучения нового материала, при закреплении и совершенствовании знаний, при проверке знаний.

Литература по теме 1.

Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника и методика химического эксперимента в школе. В 2 т. - М.: Просвещение, 1979. 2.

Зазнобила Л. С. Экранные пособия на уроках химии. - М.: Просвещение, 1990. 3.

Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1970. 4.

Коновалов В. Н. Техника безопасности при работах по химии. - М.: Просвещение, 1973. 5.

Маурива И. Я. Системный подход к созданию учебных таблиц по химии. - М.: 1974. 6.

Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987. 7.

Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. - М.: АПН РСФСР, 1959. 8.

Парменов К. Я. Демонстрационный химический эксперимент. - М.: АПН РСФСР, 1954. 9.

Парменов К. Я., Сафонова И. Н., Тетерин М. Л. Экспериментальные работы учащихся по химии. - М.: АПН РСФСР, 1952. 10.

Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике преподавания химии. - М.: Просвещение, 1981. 11.

Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1970. 12.

Полосин В. С., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии. - М.: Просвещение, 1989. 13.

Семенов А. С. Охрана труда и техника безопасности. - М.: Просвещение, 1986. 14.

Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии. - М.: Просвещение, 1986. 15.

Чертков И. Н. Эксперимент по полимерам в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. 16.

Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. - М.: Просвещение, 1989.

Химия – очень увлекательная дисциплина, но, к сожалению, не каждое учебное учреждение может похвастаться хорошо оборудованным кабинетом химии, поэтому, к сожалению, зачастую все эксперименты проводятся на словах. Презентации по химии помогут преподавателю показать учащимся разные интересные химические эксперименты, что поможет знаниям намного лучше усвоиться. Благодаря большому количеству слайдов и видео, презентации станут незаменимым помощником на многих занятиях по химии.

Презентации по химии выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по химии, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Чтобы это сделать необходимо перейти на выбранную презентацию и нажать на кнопку «скачать». Перед этим Вы можете увидеть каждый слайд и просмотреть их описание, Вам не придется сперва качать файлы и только потом понять, что это не совсем то что нужно. Если возникли трудности с поиском нужной Вам темы, можете воспользоваться поиском по всем презентациям, введите ключевое слово и мы подберем для Вас самые подходящие работы.

Здесь Вы найдете презентации по химии как для младших классов, так и для старшеклассников. Благодаря наглядности, красочности слайдов, правильно структурированной и разбитой по блокам информации аудитория будет легче воспринимать предмет и лучше концентрироваться на теме.

В обучении химии применяются следующие средства наглядности:

1. Предметная наглядность – образцы веществ, приборы, химические опыты и т.д.

2. Изобразительные – картины, диапозитивы, фильмы, слайды и т.д.

3. Условные – диаграммы, схемы, графики, таблицы и др.

К наглядным методам относятся, прежде всего, демонстрация химических опытов, киноурок, урок-экскурсия.

Демонстрация химических опытов

Педагогический эффект демонстрации химических опытов зависит от трех факторов:

I. Техники выполнения эксперимента;

II. Учета внешних условий;

III. Метода включения демонстрации в объяснение учителя.

Рассмотрим каждый из этих факторов. Начнем с первого:

I.Техника выполнения эксперимента :

1. Первое, что должен знать учитель, это то, что опыты должны быть абсолютно безопасны для учащихся. Учитель отвечает за каждый несчастный случай не только морально, но и юридически. Предварительная проверка опытов (их проведение до урока) обязательна! На уроке опыты проводят с теми же реактивами, с которыми проводилась проверка.

2. Учитель должен демонстрировать безупречную технику выполнения опыта, правильно нагревать, растворять и т.д.

5. Опыт проводят в минимально необходимое время, чтобы не загазовывать лабораторию.

6. Каждый опыт фиксируется в специальном журнале, который может быть проверен методистом управления образования.

II. Об учете условий демонстрации . Необходимо продумывать каждый опыт таким образом, чтобы он был виден всем, и чтобы он наилучшим образом получался (размеры приборов, экран, подсветка, дополнительное подкисление и т.д.). Лучше вообще не показывать, чем пытаться сделать, но неудачно.

III. Методы включения демонстрации в объяснение учителя . Показ учителем химического опыта должен сочетаться с речью учителя. Если учащиеся посредством слов учителя ставятся в такие условия, при которых они оказываются в состоянии приобретать знания о веществах и явлениях самостоятельно, на основе наблюдения демонстрируемого опыта, то такую форму сочетания слова и демонстрации относят к исследовательскому методу демонстрации .

Если же сведения о явлениях или свойствах веществ учащиеся получают сначала со слов учителя, а показ химического опыта служит лишь подтверждением или конкретизацией словесного сообщения, то такой метод называют иллюстративным . Например, опыт по взаимодействию натрия с водой может быть включен в объяснения учителя по-разному.

Если учитель использует исследовательский метод, то он начинает объяснение с обращения к классу с просьбой вспомнить признаки химических реакций (выделение газа, тепла, изменение цвета и т.д.).

Затем говорит: "Давайте посмотрим, будем ли мы наблюдать эти признаки, если опустим кусочек натрия в воду".

Он демонстрирует опыт и вновь обращаться к классу, который подтверждает, что наблюдалось выделение газа и нагрев. Затем учитель добавляет в раствор фенолфталеин и просит учеников сказать, что получилось в ходе реакции. Можно также собрать выделяющийся газ, и по хлопку при поджигании ученики определяют, что это водород. Учитель вызывает одного из учеников и просит записать уравнение реакции. Так как при наблюдении опыта класс убедился, что образуется щелочь и выделяется водород, то ученик напишет:

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 .

При иллюстрированном методе демонстрации учитель вначале сам запишет это уравнение, а затем для его подтверждения продемонстрирует опыт.

Какой метод применить, учитель решает сам в зависимости от темы и контингента класса. При прочих равных условиях лучше использовать исследовательский метод .

Киноурок является методом обучения в том случае, если содержание кинолент служит средством изучения нового материала. Построение его может быть различным. Киноурок может идти по следующему плану:

Вариант 1 :

1. Обзор темы (цель).

2. Написание вопросов на доске.

3. Просмотр фильма.

4. Беседа с оценкой знаний.

При таком плане в начале урока учитель делает краткий обзор темы и ставит перед учащимися цель.

На доске записываются основные вопросы, на которые ученики должны обратить внимание при просмотре фильма. После просмотра проводится беседа с оценкой (обязательно!) знаний.

Вариант 2 :

1. Цель урока.

2. Книга (план).

4. Беседа с оценкой.

После постановки цели учитель предлагает просмотреть материал по учебнику и составить план. Затем показывают фильм, детализирующий знания.

Урок также заканчивается беседой с оценкой. Такую форму часто используют при изучении производств.

Вариант 3 :

1. Задача (цель).

3. Работа по учебнику.

4. Письменная самостоятельная работа.

Здесь сначала демонстрируется фильм, а затем идет уточнение формулировок, понятий по учебнику.

При любом варианте заканчивается урок контролем за полученными знаниями и их оценкой.

Экскурсия – средство обобщения и практической конкретизации изученного материала (роль возрастает в наше время).

Учащиеся заранее подготавливаются к экскурсии: все процессы и аппараты изучаются путем демонстрации опытов, таблиц, коллекций, устных разъяснений. Производство предварительно изучается самим учителем. После экскурсии обязательно подводятся итоги (конференция, письменные отчеты, модели, макеты и т.д.).

Кроме экскурсии на те заводы, с производством которых учащиеся знакомятся в школьной программе, рекомендуются в 8 классе экскурсии в химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аптеки, краеведческие и минералогические музеи (знакомство с веществами), паросиловые установки, водоочистные сооружения (тема: вода, растворы) и другие.