Портал для автолюбителей

Новый закон о детском кресле в машине. Правила перевозки новорожденных и грудных детей до года в легковом автомобиле: требования и виды удерживающих устройств

Водителей, которые имеют детей, часто интересует вопрос, до скольки лет по закону нужно детское кресло в машине. Ещё более актуальным он стал после того, как в начале года были введены изменения в правила перевозки несовершеннолетних. Попробуем разобраться подробнее, как правильно перевозить маленьких пассажиров в своём автомобиле.

Не так давно правила по перевозки детей от рождения до 12 лет были одинаковы. Но с этого года один из пунктов правил дорожного движения потерпел изменение. Теперь правила перевозки детей напрямую зависят от возраста малыша.

Перевоза на первом сидении

Первым делом стоит разобраться в терминах - удерживающее устройство, детское автокресло. Любой из этих вариантов предполагает установку специального сидения в автомобиле. Все кресла имеют определённую категорию, которая зависит от возраста и веса малыша. Приспособление для детей дошкольного возраста должно иметь ремни безопасности. Пассажиры, возраст которых более 7 лет, могут быть пристёгнуты ремнями, которые находятся в автомобиле. Если водитель собирается перевозить ребёнка на переднем сидении, то стоит оборудовать его удерживающим устройством, которое соответствует возрасту и весу пассажира.

При монтаже кресла на переднее сидение водитель обязан отключить подушку безопасности пассажира.

Грудные дети

Грудные дети, то есть до 12 месяцев, могут перевозиться в авто только в специальных люльках. Именно эти устройства сделаны специально для самых маленьких пассажиров, вес которых не превышает 13 килограмм. Как правило, на таких креслах стоит специальная маркировка - 0 или 0+.

Дети от 12 месяцев и до 7 лет

Для детей от года до 7 лет предусмотрены следующие правила перевозки - дети в обязательном порядке должны сидеть в специальных креслах, маркировка которых 1, 2, 3. Для монтажа таких устройств можно использовать ремни автомобиля или же . Самого пассажира необходимо пристегнуть ремнями, которые имеются в кресле.

Дети, возрастом от 7 до 12 лет

Правила перевозки детей до 12 лет зависят от того, на каком месте будет сидеть ребёнок. В качестве удерживающих устройств могут быть:

  • бустер;
  • кресло.

Представляет собой специальную сидушку, которая похожа на кресло без спинки. Бустер устанавливается на сидение автомобиля. Для безопасности юного пассажира стоит обязательно пристегнуть его штатными ремнями.

Перевозка детей старше 12 лет

Дети, которые старше 12 лет уже навряд ли, смогут сидеть в специальных креслах и бустерах, поэтому их можно просто пристегнуть в автомобиле штатными ремнями безопасности.

Также закон допускает использование и других устройств, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности при перевозке ребёнка. Но такое правило не обязательно для водителей.

До какого возраста следует перевозить ребёнка в специальном кресле

Возраст, когда следует перевозить ребёнка только в кресле, указан выше, как понятно из текста - это 12 лет. До этого момента дети должны перевозиться только с использованием специального устройства.

Закон устанавливает следующие нормы перевозки маленьких пассажиров:

  • до 7 лет должны перевозиться только в кресле, которое соответствует возрасту и весу пассажира;
  • после 7 лет дети могут быть усажены в детское кресло или бустер. Пристёгивать их можно штатными ремнями;
  • дети до 12 лет на переднем сидении могут находиться только в специальном кресле. Также водитель должен выключить систему безопасности, а именно подушку безопасности переднего пассажира;
  • малыши до 12 месяцев перевозятся только в специальных люльках.
Какое наказание грозит нарушителю

Любое нарушение правил грозит водителю штрафными взысканиями. Не исключением является и перевозка детей без кресел до 12 лет.

Обратите внимание, что нарушением может считаться не только отсутствие в автомобиле кресла, но и . Дети всегда должны находиться в машине пристёгнутыми.

Любой водитель, который перевозит ребёнка, должен в первую очередь думать о его безопасности и соблюдать все правила. В случае, когда данные нормы были проигнорированы, штрафное взыскание неизбежно.

Для частного лица в этом случае оно составит 3 тысячи рублей.

Но это не все наказания, которые касаются неправильной перевозки детей до 12 лет. Например, если водитель оставит ребёнка одного в машине, то он будет наказан штрафом от пятиста рублей. Также инспектор может просто предупредить, что данное действие является небезопасным. А вот в Москве и северной столице за такое деяние штраф будет уже 2,5 тысячи рублей.

Наказание более серьёзное, в том случае, если водитель осуществляет перевозку нескольких детей, например, группу детского сада или школьников. Штрафы за несоблюдение норм и правил перевозки детей будут такими:

  • если требования закона не соблюдает водитель, то ему выпишут штраф в 3 тысячи рублей;
  • если перевозка детей осуществлялась ночью и были выявлены нарушения - 5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до 6 месяцев;
  • если автомобиль не имеет специального обозначения - 5 тысяч рублей.

Стоит отметить, что в ночное время транспорт, перевозящий группу детей должен двигаться со скоростью не более 50 км/ч. При этом расстояние маршрута не должно превышать 100 километров.

При этом наказание для должностных лиц составляет - 25 тысяч рублей, а юрлица получат штраф в 100 тысяч рублей.

Заключение

Итак, по новым законам удерживающие устройства должны быть использованы до 12-летнего возраста. При этом после 7 лет можно использовать бустер и пристёгивать ребёнка штатными ремнями. Если же юный пассажир едет на первом сидении, то стоит всё же приобрести автокресло для него. В противном случае водитель получит штраф.

Не стоит пренебрегать данными правилами, да - кресла стоят не так дёшево, но безопасность ребёнка в момент езды должна стоять на первом месте. Обратите внимание, что в авариях, с участием детей, которые сидели ни в специальных устройствах, почти в 3 раза выше смертность от полученных травм. Следует знать, что пассажир, держащий на руках ребёнка, на заднем сидении не сможет обеспечить безопасность при столкновении авто!

До какого возраста ребенка нужно детское кресло в машине? обновлено: Сентябрь 17, 2019 автором: admin

Наверняка любой родитель хоть что-то слышал о том, что перевозку детей в возрасте до 12 лет в автомобиле разрешается осуществлять исключительно в специальном детском сиденье. Так ли это на самом деле и что грозит нарушителям? Чем страшна перевозка детей без и что делать, если сиденья нет, а отправиться в дорогу необходимо?

Зачем нужно автокресло?

Если в семье имеется автомобиль, сознательные родители чаще всего покупают автокресло. Приспособление позволяет освободить руки мамы, когда ребенок совсем маленький, или развлечь дошкольника в дороге, используя специальные подставки для игр и еды. Но нередко производится перевозка детей без детских кресел даже на Распространенная ситуация: у супругов одна машина, и ребенок в ней путешествует достаточно редко, например, раз в месяц в поликлинику и иногда в гости к родственникам. С экономической точки зрения действительно дешевле заплатить штраф, чем приобретать специальное сиденье. Что уж говорить о попутках и такси: разумеется, когда срочно нужно куда-то доехать, родители, не задумываясь, сажают детей рядом или держат на руках. Но не стоит забывать и безопасности малыша. В случае аварии или обычного резкого торможения ребенок может получить травмы, подчас очень серьезные.

Возможна ли перевозка детей без детских кресел?

Основная функция автокресла заключается в фиксации тела малыша И если сиденья для самых маленьких представляют собой люльки, с положением для сна и креплениями для столика или полочки, то кресла для дошкольников часто и вовсе не имеют спинки, их задача - приподнять ребенка относительно ремня. Возвращаемся к законодательству РФ: формулировка гласит, что ребенок должен быть правильно пристегнут с помощью автокресла или иного приспособления, способного в этом помочь. На практике же подобная перевозка ребенка без кресла штраф все равно предусматривает. Сотрудники ГАИ редко верят в то, что подложенное одеяло или подушка способны помочь ребенку разместиться в автомобиле с большим комфортом.

Как же организовать перевозку ребенка?

Нередко проблемы возникают при заказе такси. Штрафы за отсутствие детского сиденья достаточно высокие, и многие водители предпочитают отказываться перевозить пассажиров с детьми, нарушая тем самым правила ПДД, при отсутствии сиденья. В то же время появляются специализирующиеся на перевозке малышей. В любом случае, если перевозка детей в автобусе вас не устраивает, при заказе такси имеет смысл указать пожелания относительно специального сиденья. Не забудьте назвать возраст, вес и пассажира: ведь все автокресла разные. Приготовьтесь и к тому, что за поездку в автомобиле с детским сиденьем придется немного переплатить. Если же вы решитесь на свой страх и риск перевозить ребенка, подложив ему под спину подушку и пристегнув ремнем, не забывайте о том, что допускается это только на заднем сиденье. А вот детские автокресла можно устанавливать где угодно, при условии, что их крепления совместимы с передним сиденьем. И все же перевозка детей без детских кресел - это опасное мероприятие, не жалейте денег на покупку вещи, отсутствие которой может стоит вашему малышу здоровья, а то и жизни.

Детская безопасность на дорогах всегда находится в зоне пристального внимания не только ГИБДД, но и мировых производителей все более совершенных автокресел, люлек и специальных приспособлений-держателей. Казалось бы, в современном обществе априори должны соблюдаться правила бережного обращения с жизнью ребенка и активно использоваться достижения технических средств для этого. И все же около половины автовладельцев относятся к обязанности заботиться о детях несерьезно и не пристегивают ремнем безопасности находящегося в машине ребенка. Какое наказание грозит таким безответственным водителям, разберемся в данной статье.

Действующие нормы закона

Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.

Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.

Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.

ПДД предусматривают:

  1. если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении , то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
  2. если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье , то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.

Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.

Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:

  • только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
  • для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).

Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.

Кстати, п. 22.9 Правил Дорожного Движения, где содержатся требования использовать автомобильное кресло для перевозки несовершеннолетних до 12 лет, неоднократно оспаривался в Верховный суд РФ. После рассмотрения таких заявлений всегда выносились решения о соответствии указанного пункта ПДД российским законам, а также Конвенции о дорожном движении. В решениях обращалось внимание на то, что маленькие пассажиры относятся к числу наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых требования о безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Меры ответственности

Длительное время штраф за непристегнутого ребенка был таким же, как и для взрослого, не использующего обычные ремни безопасности – 500 рублей. С 2013 года законодатель, с учетом статистики ДТП с участием детей и, как оказалось, отсутствием страха водителей перед столь лояльным наказанием, увеличил размер наказания до 3000 рублей. При этом впервые с мая 2016 года в этой же статье предусмотрена ответственность должностного лица за отсутствие детского кресла – штрафная санкция в размере 25000 рублей; и юридического лица - в размере 100000 рублей.

Напомним, что штраф ждет не только тех, у кого ребенок едет в машине без детского кресла, но при выявлении любых нарушений ПДД, касающихся перевозки детей, о сути которых мы уже писали в начале статьи.

Пример №1 . Мать двоих детей перевозила детей дошкольного возраста на своем автомобиле. При этом одного ребенка, которому едва исполнился год, она перевозила правильно, в автолюльке для младенцев, пристегнув в соответствии с инструкцией от производителя. Другого ребенка, которому исполнилось 6 лет, мать усадила на так называемый «бустер» (сиденье без укреплений, подлокотников и спинки), не пристегнув ремнями. Мама-водитель была оштрафована на 3000 рублей по ч. 2 ст. 12.23 КОАП РФ за нарушение требований к перевозке детей, установленных правилами – а именно, за непристегнутое детское кресло-бустер. Нарушительница пыталась обжаловать наложенный на нее штраф, однако суд оставил ее жалобу без удовлетворения, сославшись на норму об обязательной фиксации ребенка, которому нет еще 12 лет.

Пример №2 . Родитель, перевозивший ребенка, был оштрафован на ту же сумму за использование кресла, не соответствующего возрасту. Так, двухлетний малыш был пристегнут в удерживающем устройстве для детей с 6 до 12 лет (так называемая группа №3, от 22 кг до 36 кг). Даже на первый взгляд было видно, что кресло чрезмерно велико для ребенка, что не соответствует требованиям безопасности и исключает возможность использования. Инспектор ГИБДД составил протокол, где указал на нарушение п. 22.9 ПДД. Доказательством необоснованности последующей жалобы водителя была инструкция по эксплуатации автокресла, где производитель указал характеристики, подходящие только для более старших детей.

Ожидаются изменения

Какой штраф за езду без детского автокресла ожидается с 1 января 2017 года? Размер денежного наказания останется тем же, но некоторые изменения все же могут быть и коснутся они правил перевозки детей.

Так, в отношении всех детей, не достигших 7-летнего возраста, использование детских автокресел, возможно, станет обязательным.

Пример №3 . В январе 2019 года был остановлен водитель Никонов Е.А., перевозивший своего 6-летнего ребенка на заднем сидении. Инспектор ГИБДД убедился в том, что малыш пристегнут обычными ремнями безопасности, но с применением специального корректора (адаптера), регулирующего высоты расположения ленты по отношению к телу ребенка. Таким образом, Никонов Е.А. не является нарушителем п. 22.9 Правил Дорожного Движения, закон им соблюден и безопасность сына обеспечена.

Если Никонов Е.А. в аналогичной ситуации будет остановлен в 2019 году, он, возможно, будет подвергнут штрафу в размере 3000 рублей за отсутствие автокресла, использование которого для детей до 7 лет может стать обязательным.

Инициаторы проекта постановления (представители МВД), в котором предложено внести изменения в ПДД и исключить альтернативу использовать корректирующее приспособление для детей дошкольного возраста, в пояснительной записке к документу указали причину своей предложенных изменений.

Так, в обоснование необходимости принятия законодательного акта были названы многочисленные исследования и эксперименты, связанные с перевозкой без детского кресла в машине, но с использованием регулятора ремней. Результаты показали существенную разницу в обеспечении детской безопасности. В среднем, предотвращение детской смертности с применением ремней безопасности достигает уровня 19-52% (по возрастающей в зависимости от возрастной категории), а с использованием специального удерживающего устройства (то есть того самого «автокресла») – до 80%.

На сегодняшний день, вопреки сведениям некоторых СМИ, которые утверждают о принятии указанных нами поправок, законодательное предложение пока остается проектом. Обсуждение его планировалось на лето 2016 года, однако по каким-то причинам этого не случилось, то есть таких изменений в ПДД пока нет. Заметим, что этим же проектом предусмотрены и поправки, запрещающие оставлять без присмотра детей в закрытой машине, за что в КОАП РФ планируется ввести штраф в размере 500 рублей. Это изменение пока тоже не принято на высшем уровне, изменения в административный кодекс и другие законы не внесены.

Вопрос Ответ
* группа 0 - рассчитаны на ребёнка весом 0-10 кг;

* группа 0+ - подходят для ребёнка с массой тела меньше 13 кг;

* группа I - подходят для детей весом 9-18 кг;

* группа II - подходят для ребёнка с массой тела 15-25 кг;

* группа III - кресла разработаны для детей весом 22-36 кг.

Согласно ПДД, использовать автокресло, не соответствующее весовым параметрам ребёнка, запрещено.

Путешествие ребёнка до 12-ти лет в машине допускается только при задействовании автокресла, которое соответствует весу и росту малыша. Вместо кресла можно использовать другие средства, помогающие пристегнуть ребёнка и соответствующие конструкции ТС. Если ребёнок до 12-ти лет размещается на переднем сидении авто, его нужно фиксировать только с помощью детского автокресла.
* согласно ПДД, ребёнка нужно перевозить в автокресле, соответствующем его весу и росту;

* перевозка ребёнка в удерживающем устройстве разрешена как на заднем, так и на переднем сидении авто;

* если ребёнок младше 12-ти лет, на переднем сидении машины его можно размещать только в автокресле (подушки, бустеры, адаптеры использовать запрещено).

* 25 тыс. руб. для должностных лиц;

* 3 тыс. руб. для водителя;

* 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Да, если внести сумму штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления.

Правила перевозки детей определяют, каким требованиям должно отвечать техническое оснащение автомобиля. Их выполнение может спасти жизнь малышу в случае дорожного транспортного происшествия.

Согласно статистике, наибольшие показатели детской смертности в ДТП приходятся на случаи, когда малолетние пассажиры находились в автомобиле на руках у взрослых.

Что говорят ПДД 22.9 о перевозке ребенка в машине

Перевозка детей

Статьей 22-9 Правил дорожного движения Российской Федерации определен перечень требований к перевозке несовершеннолетних. 28 июня 2017 года Правительство РФ постановлением N-761 внесло в нее некоторые поправки.

До 7 лет

Согласно изменениям для детей до семи лет обязательны к применению удерживающие устройства в соответствии с весом и ростом без возможности замены какой-либо альтернативой. Данное условие распространяется на легковые машины и кабины грузовых автомобилей, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности и удерживающей системы европейского стандарта Isofix.

От 7 до 12 лет

Пассажиры возрастом от семи до одиннадцати лет включительно должны быть либо пристегнуты ремнем, либо сидеть в удерживающем устройстве, предусмотренным конструкцией автомобиля. То есть для ребенка в таком возрасте имеется выбор — либо специальное кресло, либо стандартный ремень.

Министерством внутренних дел Российской Федерации по соображениям безопасности рекомендовано перевозить пассажира в детском удерживающем устройстве даже после достижения им семилетнего возраста.

В некоторых случаях применение штатного ремня безопасности, а не автомобильного кресла может быть действительно оправданным.

Примерами являются следующие ситуации:

  • Особенности конструкции транспортного средства не дают возможности разместить необходимое количество специализированных кресел.
  • Физические параметры роста и веса несовершеннолетнего пассажира превысили стандартные показатели, по которым рассчитываются размеры удерживающего устройства.
  • Перевозка с помощью попутных автомобилей в сельских населенных пунктах или удаленных районах либо в крайне сложных погодных условиях.
  • В автомобиле перевозится больной ребенок или инвалид в учреждение для оказания медицинской помощи.

Строго запрещено перевозить на заднем сидении мотоцикла детей возрастом менее 12 лет.

Старше 12 лет

ПДД РФ не установлено особых требований к перевозке детей возрастом более двенадцати лет. В данном случае применяются правила, предусмотренные для взрослых пассажиров.

Штраф нарушение правил перевозки детей

В соответствии с пунктом №3 статьи 12-23 КоАП несоблюдение требований безопасной перевозки детей в автомобиле влечет за собой наказание в форме штрафа. Для физических лиц его величина составит три тысячи рублей. Для юридических лиц сумма взыскания – 100 тысяч рублей, для должностных лиц — 25 тысяч рублей.


Неправильной перевозкой несовершеннолетних в машине является как фактическое отсутствие специального удерживающего устройства, так и его установка с нарушением требований инструкции по установке. Отсутствие в автомобиле крепления для установки детского кресла не является смягчающим для водителя обстоятельством.

Он должен побеспокоиться о наличии кресла. Требование об обязательной установке устройства обусловлено особенностями конструкции автомобиля. Обеспечиваемая стандартными ремнями система безопасности эффективна только для пассажиров ростом от 1 метра 50 сантиметров. Если использовать их для человека меньших параметров, то крепления просто будут пережимать ему область шеи.

В случае дорожного транспортного происшествия даже при низкой скорости вес малыша становится больше в десятки раз. Удержать его в такой ситуации очень непросто, что подвергает маленького пассажира необоснованной опасности, так как он может вылететь вперед через лобовое стекло.

Возраст двенадцать лет указывается в требованиях к перевозке несовершеннолетних неслучайно. Обычно к этому времени они вырастают именно до 150 сантиметров. Для пассажира с такими параметрами уже допускается использовать штатные автомобильные ремни.

Частные случаи

Перевозка в такси

Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, в том числе и на такси. Помимо административной ответственности водитель может понести еще и уголовную. Согласно статье 238 УК РФ нарушение правил перевозки несовершеннолетних в таком случае является оказанием услуг, не соответствующим требованиям безопасности здоровья или жизни потребителя. Данная правовая норма устанавливает наказание в виде:

  • Штрафа до 300 000 рублей.
  • Обязательных работ на срок до 360 часов.
  • Ограничения или лишения свободы, либо принудительных работ до двух лет.


Если правонарушение повлекло за собой смерть двух или более людей по неосторожности, то наказание установлено в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если автомобиль не оборудован ремнями безопасности или они двухточечные

Осуществление перевозки несовершеннолетних детей в автомобиле, в котором согласно техническому устройству не предусмотрены специальные удерживающие устройства, трактуется статьёй 12.5 Кодекса об административных правонарушениях как управление транспортом при наличии не устраненных неисправностей. Наказание в таком случае предусмотрено в виде предупреждения или административного штрафа размером пятисот рублей.

В правилах нет конкретного указания на то, что нельзя перевозить детей на сидениях с двухточечными ремнями. Требуемое число точек крепления ремня также нигде не оговаривается.

Однако в целях обеспечения безопасности необходимо помнить, что технические особенности каждого удерживающего устройства направлены на правильное размещение и фиксацию грудной ветки 3-точечного ремня безопасности, применение которой не предусмотрено на двухточечном ремне.

Особенности перевозки на переднем сидении

На переднем сиденье автомобиля перевозка несовершеннолетних детей до 12 лет должна осуществляться только с использованием удерживающих систем безопасности. Устройства в легковой машине или кабине грузового автомобиля необходимо устанавливать в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

При перевозке детей на переднем сидении нужно соблюдать следующие требования к обеспечению его безопасности:

  1. Пассажир должен быть надёжно зафиксирован специально установленным удерживающим устройством.
  2. Удерживание малыша при посадке спереди лишь штатным ремнем безопасности категорически запрещается.
  3. Обычно во всех современных автомобилях имеется оснащение подушками безопасности пассажирского сидения, которое расположено рядом с водителем. При перевозке на нем маленького пассажира их нужно отключить.
  4. Для обеспечения наибольшей безопасности кресло необходимо отодвинуть назад до упора.
  5. Грудного малыша нужно посадить так, чтобы он располагался лицом в сторону салона и спиной к движению автомобиля. В таком случае при резком ударе, торможении или ДТП маленький пассажир будет двигаться в сторону движения. Это предотвратит травмы области шеи и не приведет к более опасным последствиям.


В противном же случае, если он будет сидеть лицом вперед, голова при резком торможении голова откинется туда же, что чревато очень серьезными травмами.

Как перевозить новорожденного из роддома

В правилах перевозки детей нет исключений для грудных детей. Их также необходимо перевозить в специальных устройствах. Существует три варианта устройств, которые подойдут новорожденному малышу:

  • Автокресла группы 0-0+/I-II подходят с рождения до восемнадцати, двадцати пяти или тридцати шести килограмм в зависимости от модели.
  • Автомобильное кресло-переноска 0+ предусмотрено для детей с рождения до десяти-тринадцати килограмм.
  • Автолюльки 0+ используются с рождения до достижения возраста семи-восьми месяцев.

Выбрать подходящее удерживающее устройство непросто, так как с одной стороны хочется обеспечить малышу безопасность и удобство, а с другой — купить действительно практичную и долговечную вещь.

Чтобы окончательно определиться, нужно проанализировать все достоинства и недостатки каждого варианта. Главное помнить, что жизнь и здоровье детей это не тот вопрос, на котором стоит экономить.

Можно ли оставлять детей в машине

В пункте 12.8 Правил дорожного движения указано, что детей младше семи лет запрещено оставлять в автомобиле при отсутствии рядом с ними совершеннолетнего лица.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за это в виде штрафа размером 500 рублей (ст.12.19).

Водитель получит взыскание 2 тысячи 500 рублей при нарушении правил перевозки детей в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в случае обнаружения детей в закрытом автомобиле полицейские могут также возбудить уголовное дело по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». В этом случае возрастное ограничение установлено до 18 лет. Если родители будут признаны виновными, им грозит одно из следующих видов наказания:

  • Штраф в сумме до 80 000 рублей.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Арест до трех месяцев.
  • Исправительные или принудительные работы на период до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1-го года.

Не стоит оставлять детей без присмотра только из-за боязни наказания, а из соображений безопасности.

В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), в редакции, действующей в 2020 году, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства (пункт 22.9 ПДД).

Новые правила перевозки детей

С внесение изменений в Правила дорожного движения изменились требования к перевозке детей в детских креслах.

Начиная с 01 июля 2017 года перевозка детей до 7 лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Вывод. Таким образом, по новому законодательству дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в детских автомобильных креслах, а детей старше 7 лет на заднем сиденье автомобиля можно перевозить без автокресел, с применением иных средств, позволяющих пристегнуть их штатными ремнями безопасности.

Такое нововведение связано в первую очередь с отказом от использования корректоров-адаптеров лямок ремней безопасности. Так, проведенными в НАМИ исследованиями установлено, что такие адаптеры во время ДТП могут нанести ребенку более серьезные травмы, чем их отсутствие.

Справочно. Ранее (до 01 июля 2017 года) ПДД было предусмотрено, что ребенок младше 12 лет мог перевозиться в машине как с использованием автомобильного кресла, так и с применением иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Запрет на оставление детей в машине

По новым правилам запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Ответственность за оставление детей в машине без присмотра взрослых предусмотрена ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) и наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Дети, находящиеся в автомобиле, являются пассажирами, относятся к наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых водители должны проявлять повышенную осторожность. В целях обеспечения их безопасности водители обязаны соблюдать Правила, устанавливающие требования к перевозке детей в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, их перевозка должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Штраф за перевозку детей без детских автокресел

За несоблюдение такого требования в 2019 году предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 25 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 рублей.

Вывод. Штраф за нарушение перевозки детей составляет 3 000 рублей. Обратите внимание, что штраф по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ можно оплатить со скидкой в размере 50 % , то есть заплатить не 3 тысячи рублей, а 1500 рублей.

О правилах вынесения постановления ГИБДД при нарушении водителем ПДД можно прочитать в статье по ссылке.

Требования к детским автомобильным креслам по ГОСТ

То, что дети должны перевозиться в автокреслах закреплено в ПДД, но возникает вопрос - какими должны быть эти кресла, чтобы обеспечить безопасность при перевозке ребенка и можно ли применять бустеры, косынки на ремень, адапетеры «ФЭСТ» и т.д.

Требования к детским автокреслам, которые разрешены к использованию при перевозке ребенка (при перевозке в которых не наступает административная ответственность) установлены в ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44). «Национальный стандарт Российской Федерации. Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 20.12.2005 N 318-ст).

В соответствии с ГОСТ Р 41.44-2005 детская удерживающая система (удерживающее устройство) (child restraint systems) – это совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела.

При этом детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

  1. группа 0 (group 0) - для детей массой менее 10 кг;
  2. группа 0+ (group 0+) - для детей массой менее 13 кг;
  3. группа I (group I) - для детей массой 9 - 18 кг;
  4. группа II (group II) - для детей массой 15 - 25 кг;
  5. группа III (group III) - для детей массой 22 - 36 кг.

Также ГОСТом установлено, что детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

  • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;

Требованиями ГОСТ допускается использование не только цельных автокресел, но и других устройств, позволяющих обеспечить безопасность при перевозке детей, к которым относятся:

  1. частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;
  2. дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых;
  3. направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором ее можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении. Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

Таким образом, требования ГОСТ разрешают перевозку детей старше 7 лет в бустере, при обязательном условии того, что ребенок будет пристегнут штатными ремнями безопасности.

Аналогично разрешена перевозка детей с использованием "косынки", надеваемой на ремни безопасности автомобиля в том случае, если она способна изменить направление плечевой лямки в зависимости от местоположения плеча ребенка.

Судебная практика по обжалованию постановлений инспекторов ГИБДД за нарушения правил перевозки детей

Изначально суды при рассмотрении жалоб водителей и их представителей исходили из того, что ребенок до 12 лет должен перевозиться только в детках автокреслах, однако ряд решений Высшего Верховного Суда Российской Федерации прояснил ситуацию в этом вопросе и признал законными действия водителя, если он перевозит ребенка в бустере (подушке), пристегнутого штатными ремнями автомобиля.

Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 29.06.2016 N 18-АД16-153 признано незаконным привлечение водителя Латышева А.А. к административной ответственности за то, что он в районе дома 26 по улице Маяковского в городе Кореновске, перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства (водитель перевозил ребенка, находящегося в специальном удерживающем устройстве (бустере), пристегнутого ремнем безопасности для взрослых).

В решении по вышеуказанному делу Верховный Суд РФ разъяснил, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Постановление Верховного суда РФ от 23.07.2015 по делу N 46-АД15-28 также признано незаконным решение инспектора ГИБДД о привлечении водителя к административному штрафу в размере 3 000 рублей за нарушение ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. В этом случае водитель перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте 5 лет на подушке, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства

Верховный Суд в постановлении, сославшись на требования ГОСТ Р 41.44-2005, также указал, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Внимание. С учетом внесенных в ПДД изменений с 01 июля 2017 года перевозить без автокресел на задних сиденьях автомобиля можно только детей старше 7 лет. Перевозка детей младшего возраста с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, новыми правила не разрешена.

Судебная практика при перевозке детей с использованием накидок на ремень фирмы «ФЭСТ»

Решения судов свидетельствуют, что привлечение водителей к административной ответственности за нарушение правил перевозки детей по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, в случае, если ребенок был пристегнут только ремнями с помощью адаптера «ФЭСТ» (без бустера или подушки) законно.

Так, постановлением Курганского областного суда от 24.06.2016 № 4А-258/2016 признано законным постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану о привлечении водителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки.

Суд постановил, что доводы водителя о том, что он перевозил ребенка пристегнутым с помощью устройства "ФЭСТ" существенного значения для правильной квалификации его действий не имеют по следующим основаниям. При этом суд указал, что сам по себе факт перевозки ребенка пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки не может быть признан достаточным для вывода о соблюдении водителем ПДД по перевозке детей.

ВАЖНО. Таким образом, перевозка детей младше 7 лет, пристегнутых с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" или с помощью треугольного адаптера (а также детей от 7 до 11 лет - без дополнительной подушки или бустера) – запрещена.

Перевозка детей на переднем сиденье без детских автомобильных кресел не допускается

Судебная практика в данном случае однозначно толкует нормы закона и свидетельствует о правомерности привлечения водителей к ответственности за перевозку детей до 12 лет без детских кресел на переднем сиденье.

Так, постановлением командира ОРДПС ОГИБДД МО МВД России "Рубцовский" водитель признан виновным по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за то, что он перевозил ребенка, не достигшего возраста 12 лет, на переднем сиденье автомобиля без специального удерживающего устройства. Постановление судами признано законным и обоснованным.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Дополнительная информация