Портал для автолюбителей

Конспект занятия по внеурочной деятельности при обращении. Конспект по внеурочной деятельности общекультурной направленности «Приветствие и обращение

Надежда Сегляник
Конспект по внеурочной деятельности общекультурной направленности «Приветствие и обращение»

Тема занятия : Обращение и приветствие .

Цели :

Развитие у детей навыков общения , соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;

Развитие речи детей : обогащение словаря.

Развитие умения работать в группе.

Цели для детей :

С чем сегодня познакомимся на занятии?

Чему сможем научиться?

Вступительное слово учителя :

Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании . Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения .

С чего начинается вежливый человек? (ответы детей)

Конечно, с привычки здороваться , постоянно употреблять волшебные (вежливые) слова.

Коллективное чтение стихотворения :

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят : (слова напечатаны на полосках бумаги,

Здравствуйте, каждая группа читает по очереди)

Спасибо,

Простите,

Прошу вас,

Извините,

Пожалуйста,

Слова коротенькие эти

Везде слышны уже с утра,

Они века живут на свете,

Запомни их ты навсегда!

А сейчас заглянем в коллекцию хороших манер.

Вот история происхождения двух правил : Когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

1 ученик :

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы, железные рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь,- говорит он этим жестом,- моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

2 ученик :

Сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто пожать руку

А сейчас попробуем «решить несколько задач не на сложение, а на уважение» :

(у детей карточки с заданиями)

1. Одна девочка жаловалась мне :

Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой.

А как ты его зовешь?- спросила я.

- Я ему просто кричу : «Эй ты!»

Скажите, права ли Лида? Что вы ей посоветуете? Как вы ей об этом скажете? (Я считаю, что ты не права)

2. Мальчик крикнул прохожему : «Скажите, сколько сейчас часов?»

Мальчик допустил 4 ошибки. Какие это ошибки?

(не следовало кричать, а надо спросить спокойно : сколько времени или который час, пожалуйста, спасибо)

3. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться и тебе?

4. Два мальчика, 8 и 11 лет столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?

5. Сейчас холодно. Ребята надели теплые куртки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил куртку и побежал в класс.

Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился)

Посчитайте, со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня :

С мамой, бабушкой, братом, сестрой…;

В школе,

В магазине,

В столовой,

В транспорте,

На прогулке,

В кружке, секции, в библиотеке, в раздевалке.

Бывают встречи разные : грустные, веселые, приятные, неприятные, желательные, полезные и т. д. но наверно вам хочется, чтобы встречи оставляли только приятные воспоминания.

Как мы обращаемся к человеку ? Как мы его приветствуем ? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, иначе может получиться так, как в этой истории.

Учитель читает рассказ «Как от Тошки отвернулась кошка» (Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Стр. 63)

Вопрос перед чтением : Отчего не везло Тошке?

Обсуждение после чтения.

Как выглядела Тошка?

Почему она не могла ни с кем поладить?

Почему не везло Тошке?

Какое правило этикета не знала Тошка?

Как обращаться к людям ?

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься , то лучше начни фразу со слов : «простите, пожалуйста…» или «будьте добры, скажите, пожалуйста…

К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству , на «вы» . Обращение «дядя» , «тетя» годятся только для близких родственников или близких друзей родителей, которые позволяют тебе так их называть.

А как ты обращаешься к друзьям ?

А нравится ли тебе когда кто-то дает тебе кличку?

В толковом словаре слово «кличка» объяснено так :

1) имя домашнего животного, например : корова Буренка;

2) имя конспиратора (человек, который что-то скрывает.) .

Но ведь мы с вами не конспираторы и не животные . Так зачем нам клички?

История «Отдайте мое имя»

В одном детском саду произошел такой случай. К ребятам из средней группы стали ходить вожатые из школы. Каждый малыш получил кличку, а его имя школьники забыли. Но один мальчик, когда к нему обратились по кличке , заплакал и потребовал : «Отдайте мое имя!»

Анаконды, жирафы, калачи! Не отзывайтесь на клички! Может, тогда ваши обидчики вспомнят ваше имя?

Давайте вспомним, о каких правилах обращения мы с вами сегодня говорили.

(каждая группа сформулирует свое правило)

При встрече обязательно здороваться, если подаешь руку, то сними перчатку.

Обращайся к человеку по имени , отчеству, если ровесник- то по имени.

Не давай людям клички и не обращайся по кличкам друг к другу.

Если тебя поприветствовали , то обязательно ответь на это приветствие .

Если ты идешь с другом и с ним поздоровался встречный (пусть даже незнакомый тебе человек) ты тоже обязан поздороваться.

Итог :

Давайте всегда помнить о доброте. Все мы разные, но у каждого из нас найдется много хороших качеств. Давайте будем помогать друг другу почаще их проявлять и как можно реже показывать свои плохие качества.

Рефлексия :

В нашем уголке вы видите солнышко, тучку.

Считаете ли вы, что не напрасно провели этот час , приобрели необходимые знания для жизни – то на листочке нарисуйте солнышко.

Если вы считаете, что пришли зря на это занятие, ничего нового и полезного для себя не взяли - нарисуйте тучку.

Спасибо за работу на занятии.

МОУ «Павловская школа»

Открытое занятие по внеурочной деятельности по программе «Театр и мы» 3 – 4 класс

Тема занятия : «Наш театр»

Занятие провела: учитель музыки Зуйкина Светлана Васильевна

Февраль 2016 г

Целевой компонент занятия

Цели:

Формирование универсальных учебных действий посредством литературных произведений юмористического и сатирического содержания:

Познавательных (общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем);

Коммуникативных (планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);

Регулятивных (волевая саморегуляция);

Личностных (нравственно – эстетического оценивания).

Задачи:

1. Создать проблемную ситуацию для определения темы урока;

2. Создать условия для наблюдения, проведения анализа, сравнения и выявления особенностей содержания и чтения стихотворений юмористического и сатирического содержания; Организовать детей в группах – театральных коллективах (самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка к выступлению, подбор костюмов, создание афиш);

2. Организовать работу по осмысленному чтению стихотворений с юмористическим и сатирическим содержанием;

3. Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой группы;

4. Организовать рефлексивную деятельность учащихся;

5. Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Учащиеся проводят наблюдение, сравнивают и выявляют особенности содержания, чтения и использования средств выразительности при чтении стихотворений юмористического и сатирического содержания.

2. Учащиеся определяют тему урока через постановку проблемы.

3. Учащиеся самостоятельно работают в группах: распределяют роли в театральном коллективе, знают и правильно выполняют ролевые обязанности.

4. Учащиеся слушают мнения других и высказывают своё.

5. Учащиеся осмысленно читают стихотворения с юмористическим и сатирическим содержанием.

6. Учащиеся самостоятельно готовятся к выступлению, подбирают костюмы, создают афиши.

7. Учащиеся выступают, используя выразительные средства и особенности декламирования стихотворений с юмористическим и сатирическим содержанием.

7. Учащиеся оценивают свою деятельность, высказывают своё отношение к теме урока.

8. Учащиеся получают эстетическое удовольствие от .

Используемые технологии: проектная технология.

Метод обучения: частично-поисковый.

Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оснащение урока:

Презентация по теме «Профессии в театре»;

- мультфильма «Путаница» (1974г.) по стихотворению К. И. Чуковского;

Карточки по теме: « Выразительные средства чтения веселых стихов»;

Карточки с заданием для групп: стихотворения для индивидуальных и групповых инсценировок.

Различные предметы для костюмов героев инсценировок;

Листы бумаги формата А3, фломастеры и цветные карандаши;

Заготовки масок для проведения рефлексии.

План урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настрой обучающихся на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Распределение детей по группам

Регулятивные : волевая саморегуляция

Поисковый

Мотивация к деятельности.

Организация работы с презентацией «Театральные профессии»

Активизация. Фронтальная беседа с

опорой на жизненный опыт и знания уч - ся.

Формулирование темы урока.

Регулятивные : оценка, волевая саморегуляция,

целеполагание;

Познавательные:

логические, общеучебные, действия постановки и решения проблем;

Аналитический

Демонстрация мультфильма с предварительным заданием

Фронтальный беседа

Обсуждение в группах, определение выразительных приемов

Формулирование выразительных средств и особенностей декламирования стихов с дальнейшей демонстрацией на доске на карточках.

Познавательные:

Общеучебные, логические;

Коммуникативные:

Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

Практический

Определение заданий и порядка выступления каждой группы.

Оказание индивидуальной помощи учащимся.

Распределение ролей в группах (режиссер, актеры, костюмеры - гримеры, художники)

Распределение задания.

Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, .

Познавательные:

Действия постановки и решения проблемы,

Коммуникативные:

Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Презентационный

Презентация выступлений участников групп.

Регулятивные:

волевая саморегуляция,

Рефлексивный

(анализ новой ситуации)

Фронтальная беседа

Анализ работы на уроке.

Использование оценочных инструментов (маски)

Что во мне изменилось?

Что я могу делать, чего раньше не умел?

Регулятивные:

контроль;

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание.

Сценарий урока

Театр поучает так,

как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

1. Организационный этап

Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.

Класс заранее разделен на 2 групп. В каждой группе стулья детей стоят в кружок. Рядом – один стол. Отдельно стоит стол с предметами костюмов.

2. Поисковый этап

Учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на слайде.

Учитель: Назовите предметы, изображенные на слайде.

Ученики: Театральные маски, , старинный костюм, театральная сцена с кулисами и занавесом, театральные куклы.

Учитель: К какому виду искусства относятся эти предметы?

Ученики: Театр.

Учитель: Если мы с вами пойдем в театрв качестве кого мы там будем присутствовать?

Ученики: В качестве зрителей.

Учитель: Что мы будем там смотреть?

Ученики: Спектакль

Учитель: Какие бывают спектакли?

Ученики: Грустные, веселые, кукольные, музыкальные, там, где артисты танцуют.

Учитель: Как вы думаете, бывают ли спектакли в стихах?

Ученики: Ученики дают разные ответы.

Учитель: Чем они должны отличаться от других спектаклей?

Ученики: Артисты должны говорить стихами.

Учитель: А кто помогает актерам подготовить роль, объясняет выразительные средства?

Ученики: Режиссер.

Учитель: Какие ещё театральные профессии вы знаете?

Ученики: Актёр, художник, гример, костюмер…

Учитель: Что делают актеры? (слайд с актерами во время спектакля).

Ученики: Они играют в спектакле.

Учитель: Чем занимаются художники? (слайд с художником и его работами).

Ученики: Создают декорации к спектаклям, рисуют афиши.

Учитель: Кто такие костюмеры? (слайд с костюмером во время работы)

Ученики: Костюмеры подбирают костюмы для спектакля.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о работе гримёра? (слайд с гримерами)

Ученики: Гримёр наносит грим актёрам.

Учитель: Кому интересно попробовать побыть в их роли?

Тогда я приглашаю вас в театр.

Как вы думаете, какое интересное дело нам предстоит выполнить?

Ученики: Поставить спектакль.

3. Аналитический этап

Учитель: А почему класс разделен на 2 группы?

Ученики: Каждая группа будет ставить свой спектакль.

Учитель: Верно. Но чтобы получить огромное удовольствие от работы, для постановки маленьких спектаклей вам понадобятся стихи юмористического и сатирического содержания.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм. Понаблюдайте, какие выразительные средства использует актёр при чтении стихотворения?

Ученикам предлагается посмотреть мультфильм «Путаница» по

стихотворению К. И. Чуковского)

Учитель: Обсудите в группах, какие выразительные средства вы заметили?

Ученики: (один ученик от каждой группы) Артист не спешил, читал громко, выделял голосом слова автора и слова героев, читал с немного преувеличенной интонацией.

Ученики: (прикрепляют на доску карточки с написанными на них средствами выразительного чтения).

Темп чтения

Громкость чтения

Интонация

Чтение с преувеличенной интонацией

Костюм и грим

Жестикуляция и мимика

Учитель: Как вы думаете, на что обращал внимание актёр, когда подбирал интонацию для чтения слов героев?

Ученики: На характер, внешний вид героев.

Учитель: Для чего актёр читал с преувеличенной интонацией?

Ученики: Для того, чтобы было выразительнее и смешнее.

Учитель: Увидели ли вы жестикуляцию и мимику лица актера, его костюм и грим? Почему?

Ученики: Нет. Но эти средства заменил мультфильм.

Учитель: Было ли вам смешно? Почему?

Ученики: Смешное содержание. Смешно читал актер.

Учитель: Смеялся ли сам актер? Почему?

Ученики: Нет. Нельзя смеяться, когда читаешь смешные стихи, иначе будет не смешно зрителям.

Учитель: Кто хочет научиться так же выразительно читать веселые стихи и выступить перед зрителями?

4. Практический этап

Учитель: Итак, представьте, что каждая группа – это маленький театр. Вам нужно

выбрать руководителя – режиссера, актеров, одного художника и костюмера-гримера. Придумайте название своему театру. На работу отводится 2 мин.

Ученики самостоятельно проводят распределение ролей в группе.

Учитель по необходимости оказывает помощь.

Учитель: Приглашаю режиссеров подойти к столу и выбрать задание для его театра.

Учитель: Сейчас вам дается время на подготовку выступления. В каком порядке будет действовать ваша театральная группа?

Ученики: Режиссер прочтет вслух стихотворения. После этого художник должен будет нарисовать афишу. Костюмер-гример подберет костюмы и нарисует грим. В это время режиссер с актерами будут репетировать.

Учитель: На что должны обратить внимание режиссер и актеры?

Ученики: На характер героев и выразительные средства.

Учитель: Что должен нарисовать художник на афише? (Слайд с афишей).

Ученики: Наверху – название театра, ниже – фамилию автора, крупно – название произведения, ниже более мелкими буквами – фамилии режиссера, актеров, костюмера и художника. Можно нарисовать главных героев или место действия.

Учитель: Что будет делать костюмер?

Ученики: Подбирать костюмы и рисовать грим.

Костюмы лежат на отдельном столе.

Учитель: Как нужно работать, чтобы не мешать друг другу?

Учитель: На подготовку дается 10 мин. Если ваша группа справится быстрее, прошу режиссера поднять руку.

Учащиеся в группах готовятся к выступлению. При получении задания группы получают порядковый номер в выступлении. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

5. Презентационный этап

Каждая группа выходит к доске, прикрепляет на доску свою афишу и выступает перед всем классом.

6. Рефлексивный этап.

Учитель: Итак, наши театры закрылись.

Кому понравились юмористические стихи? Почему?

Поднимите руку, кто может теперь выразительно читать стихи юмористического содержания?

Попробуйте дома самостоятельно, используя выразительные средства, прочитать весёлые стихи.

Что было интересно на уроке? Что было необычно?

Кому было трудно работать в группе? Почему?

Кому было легко? Почему?

Кто хотел бы попробовать себя в другой роли? Почему?

Кто получил удовольствие от урока?

Если вы довольны своей работой на уроке, прикрепите на доску веселый смайлик, а

если нет – грустный.

Ученики прикрепляют свои смайлики на афиши своего театра.

Учитель: Каких смайликов на ваших афишах больше?

Это говорит о том, что вы прекрасно поработали. До новых встреч в нашем театре.

Учитель: Давайте друг другу поаплодируем.

Используемые источники:

1. Я иду в школу. стихи для детей /состав и ст. М. Д. Яснова. – СПб.: «ДЕТГИЗ», 2009. – 303 с.

2. Григорьев О. Прямо по башке. – М.: «Мартин», 1997. – 176 с., ил.

3. Маршак С. Плывет, плывет кораблик. Английские детские песенки – Ленинград «Художник РСФСР», 1990. – 50 с.

4. Веселые стихи /составитель Т. Тутурова – М.: «Издательство Астрель», АСТ», 2003. – 168 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).

5. Электронный ресурс http://video. ***** Дата обращения 11.02.16г.

6. «Перспектива». Учебник «Литературное чтение», авт.: Л. Ф. Климанова, Л. В. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Материалы для выполнения творческого задания в группах

1-я группа Театр «Богатыри»

О. Григорьев

Повар

1-й актёр

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

2-й актёр

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

3-й актёр

Сахар сыплет в ,

И очень доволен он.

То-то был ,

Когда починили свет!

К. Чуковский

Котауси и Мауси

Жила – была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые – презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые – презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси –

И скорее бегом от Котауси.

Вячеслав Лейкин

Плут

В пышки вкусные дают.

Я очередь пересчитал устало…

И крикнул в коридоре:- Наших бьют!..

И очереди сразу же не стало.

Вячеслав Лейкин

Хитрый художник

Мне грязная тряпка влетела в альбом.

Другой от обиды об парту бы лбом,

А я подсинил, увеличил пятно…

И пять получил за картину «Темно».

2-я группа Театр «Яркие звёзды»

Игорь Шевчук

Подарок

1-й актёр

Вот это подарок!!!

Я падаю с ног…

Щенок называется?

Ну и щенок!!!

Второго такого, наверное, нету.

Да он же проглотит меня,

Как котлету!

2-й актёр

Подарок глядит на меня свысока.

Наверное, он размышляет пока…

Я тоже гляжу… и никак не пойму:

А может, меня подарили ему?

Вячеслав Лейкин

Где справедливость?

Кричала мама: «Просто безобразие!

Сплошные тройки! Где разнообразие?!»

Когда же я принёс разнообразие,

Она опять кричала: «Безобразие!...»

Людмила Фадеева

Только в школу расходилась

Только в школу расходилась,

Да за партой рассиделась,

Да в тетрадке расписалась,

Да на доску разгляделась,

В переменку расшумелась,

Всех подруг расслушалась –

Вдруг -

Каникулы

Зачем – то

На меня обрушились!

Людмила Фадеева

На карнавале

Кто – клоун!

Кто – снежинка!

Кто – ковбой!

А у Смирновой Веры –

Хвост трубой!

А я – никто.

Так вышло – нет костюма.

И я, никто, стою в углу угрюмо.

Смирнова Вера тихо подошла.

Сказала:

Невесёлые дела…

Но не стоять же,

Не грустить весь век!

Давай ты будешь…Просто человек!

В поисках новых идей для проведения внеурочных занятий непременно посетите данный тематический раздел на МААМ. Литература и искусство, фольклор и художественный труд, хореография и театрализации, спорт и здоровьесбережение – вот примерный перечень тем, мероприятия по которым представлены на этих страницах.

Кружки, секции, факультативы призваны раскрывать склонности и интересы учащихся, поощрять их стремление к самостоятельной продуктивной деятельности по своему выбору. Материалы, собранные в этом разделе, помогут Вам сделать эту работу более разнообразной, интересной и эффективной.

Вам в помощь – положительный опыт по организации внеурочной деятельности.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 292 .
Все разделы | Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе

Занятие по внеурочной деятельности в 3 классе «Да здравствует книга!» Тема «Да здравствует книга!» Цель данного занятия : -создание условий для определения значения книги в жизни человека, формирование читательских и речевых умений, осознание важности и необходимости чтения; -формирование культуры сотрудничества, культуры работы с информацией, -...

Внеурочная деятельность «Музей в твоем классе. Знакомство с творчеством А. Саврасова «Грачи прилетели» Цель : - учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины А. Саврасова «Грачи прилетели» : видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения, развивать творческую фантазию, воображение, внимание. Задачи : - познакомить...

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе - Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская речевого творчества «Давайте жить по совести»

Публикация «Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская...» Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» Тема: «Давайте жить по совести» Дети рассажены в две группы. На столах толковый словарь, конверт с таблицей «Путь к слову СОВЕСТЬ», карточка с афоризмами и сигнальные карточки для рефлексии -фигурки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О.А.Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности. Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС...

Консультация для педагогов «Организация внеурочной работы с одарёнными детьми» Организация работы с одаренными детьми Организация внеурочной работы с одаренными детьми Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Жизнь детей должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают...

Конспект внеурочного занятия с психологом «Мужество и трусость: что мы о них знаем?» для учащихся 5–6 классов Знакомство с темой. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда какой –то человек начинает на нас давить и заставлять что-либо делать. Давайте попробуем перечислить такие ситуации. В обсуждении необходимо привести ребят (иногда с помощью подсказок учителя, что бывают ситуации...

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе - Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

«Речецветик» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _ 20 _ года протокол № _ Председатель _ Табатадзе Т.А. Рабочая программа По внеурочной деятельности...

Внеурочные занятия в школе. Конспект «Здравствуй, Зимушка-зима» для 1–2 классов Клубный час «Зимушка-зима» 1-2 класс Цель: Обобщение знаний детей о зиме; формирование умений и навыков в конструировании изделий в технике аппликации Задачи: Образовательные: - расширять представления о зиме, как о времени года; - совершенствовать умение детей анализировать...

МКОУХМР СОШ с. Селиярово

Федорченко Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

План – конспект внеурочного занятия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНИК БУДУЩЕГО»

Общеинтеллектуальное направление – «Хочу все знать»

1 класс

Тема занятия: «Природа - наш общий дом»

Тип занятия: открытие новых знаний.

Технология занятия: технология проблемного обучения. здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Цели: повторить знание царств животных (птицы, рыбы, звери, насекомые), изученных на уроках окружающего мира; способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, логического мышления, пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить ре бят общению с ней, формирование чувства личной ответственности за происходящее вокруг. Развивать исследовательские навыки. Воспитывать культуру поведения при работе в группе, любовь и бережное отношение к животным.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение и выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основные понятия: «живая и неживая природа», « экология».

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд. (Полезные ископаемые)

Посмотрите внимательно на свои карточки, на какие две группы можно разделить слова-отгадки? Займите места за столами по группам. (Ставлю карточки-таблички для групп: живая природа и неживая природа, учащиеся, которые остались без жетонов - работают у доски.)

Распределите слова на доске.

Какая бывает природа? ( живая и неживая - прикрепляю таблички ).

природа живая

неживая

солнце

камни

почва

вода

воздух

полезные ископаемые

3. Создание проблемной ситуации.

Перед вами стаканчики: с землей и семена растений.

1-ая группа "Живая природа" (пакетики с семенами)

2-ая группа "Неживая природа" (стаканчики с почвой).

Сможете ли вы вырастить растения? Что для этого необходимо?

Вывод: надо соединить объекты живой природы с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (В конце занятия заложить опыт ).

СЛАЙД 3

Достаточно ли того, что мы сделали, чтобы наши растения выросли? (Нет, надо будет их поливать, рыхлить землю. Надо продолжать о них заботиться. )

У кого дома есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? (Кормим, наливаем в миску молока.)

Что будет, если вы перестанете ухаживать за растениями и животными?

(Погибнут, завянут.)

А ухаживаем мы за растениями и животными, живущими в природе?

Значит растения и животные должны погибнуть, потому что мы за ними не ухаживаем?

4. Поиск решения (открытие нового знания)

Они не погибают. Почему? (О них заботится сама природа. Солнце дает растениям тепло, дождь - влагу, почва - полезные вещества. Животным в лесу тепло и уютно, лес их кормит.)

Может ли существовать живая природа без неживой? ( нет ).

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Может ли человек жить без природы? (Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.)

Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? (Да)

Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

Значит их дом можно назвать одним словом……….. (природа).

СЛАЙД 4

Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. Условие - называем только тех представителей живой природы, которые обитают в нашем крае.

5. Формулирование темы занятия.

Работа со сказкой.

Приготовьтесь слушать сказку «Как зайчик свой дом искал».

Как зайчик свой дом искал.

Жил в одном лесу зайчик. Играл он как-то раз на поляне с другими зверятами, но наступил вечер, и все они разошлись по домам. «А у меня нет дома, - грустно подумал зайчик, - пойду-ка я его искать». Шел-шел и увидел белочку. «Белочка, у тебя есть дом, пусти меня к себе», - попросил он. «Вот смотри, какой у меня дом, у тебя должен быть свой дом, к себе не пущу». Пошел зайчик дальше, увидал мышонка, но и мышонок домик свой показал, а к себе не пустил. Дошел зайчик до деревни, встретил Петю, посмотрел и на Петин дом и совсем загрустил. Но вдруг откуда-то из-под ног слышит голос: «Я – твой дом». Покрутил зайчик головой – нет никого. «Кто ты?» - испугался зайчик. «Я – планета Земля. Я – твой дом, и белочки, и мышки, и Пети, и всех людей, животных и растений. Я – твой дом. Я защищаю тебя». Обрадовался зайчик и побежал рассказать об этом Пете, мышонку, белочке и всем людям, животным и растениям. (О.Хухлаева)

Вопросы:

1. Зайчик нашел свой дом?

2. Как называется его дом?

3. Что зайчик побежал рассказывать Пете, мышонку, бельчонку?

Можно ли назвать жителями планеты деревья, кусты, цветы, птиц, рыб? (прикрепляют к доске изображения животных, растений )

А людей? Да, конечно, люди тоже являются жителями планеты Земля. (прикрепляют к доске ).

Мне очень нравиться картина, которая получилась у нас на доске. А вам?

Давайте придумаем ей название. (Подводит к названию - "Природа наш общий дом" ).

Ребята, мы с вами живем на прекрасной планете Земля, для нас земля – родной дом, который нас защищает, кормит, радует. На нашей планете много жителей. Вы все их правильно назвали. Посмотрите, сколько нас много. Мы все разные, но с другой стороны мы похожи, потому что живем на одной планете, дышим одним воздухом.

6. Анализ проблемной ситуации.

Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

Просмотр мультфильма "На лесной тропе".

СЛАЙД 5

Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?

Что могло случиться из – за их поведения?

Что же может угрожать нашему дому?

(Браконьеры ловят много рыбы, нельзя разводить костры в лесу-пожар может уничтожить всё живое, нельзя РАЗБИВАТЬ ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ-МОЖНО ПОРЕЗАТЬСЯ, нельзя ловить птиц и диких зверей, выдергивать с корнем цветы, уничтожать бабочек! Надо чтобы был чистым воздух, нельзя разбрасывать мусор, если не беречь природу- может исчезнуть все живое )

СЛАЙД 6

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

7. Физкультминутка.

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

8. Работа в группах. Применение знаний.

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком.

Итак, мы отправляемся в лес не на простую прогулку, а отправляемся в экологический поход.

Экология. В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
Как вы думаете, а какой дом изучает экология?
(общий для всех дом – нашу планету, нашу природу).

СЛАЙД 7 -15

Викторина «Юные защитники природы»

Учитель. Перед вами вопросы-задания и три варианта ответа на каждый из них. Внимательно выслушайте вопрос, подумайте и выберите правильный ответ. Покажите цифру, обозначающую выбранный ответ – 1,2 или 3. За каждый правильный ответ вы возьмёте из наборного полотна фишку. По окончании тестирования подведём итоги: кто же в нашем классе достоин звания «Юный защитник природы».

Задание 1. Какой цветок зацветает раньше?
1 – клевер;
2 – подснежник;
3 – одуванчик.
Задание 2. Можно ли рвать такие цветы, как ландыши, кувшинки, венерин башмачок?
1 – да, чтобы узнать, как они называются;
2 – нет, может, они редкие;
3 – да, они такие красивые.
Задание 3. Где взять дрова для костра? 1 – набрать сухого валежника;
2 – наломать еловых веток;
3 – обломать молодые деревца.
Задание 4. Куда деть пустую консервную банку?
1 – бросить в костёр;
2 – бросить в кусты;
3 – унести с собой и выкинуть в мусорный бак. Задание 5. Что будет, если разорить муравейник?
1 – ничего не будет: муравьи его опять построят;
2 – некому будет кусаться;
3 – деревьям и животным станет хуже. Задание 6. Зачем в лесу комары?
1– ни к чему;
2 – чтобы люди меньше в лес ходили;
3 – в природе нет ничего лишнего. Задание 7. Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?
1 – подойти поближе и внимательно рассмотреть;
2 – уйти как можно быстрее;
3 – попрыгать, покричать и уйти.
Задание 8. Что делать, если ты нашёл птенца?
1 – посадить обратно в гнездо;
2 – взять домой и вскормить;
3 – не вмешиваться, не трогать. Задание 9. Какой из этих грибов съедобен?
1– мухомор;
2– бледная поганка;
3– шампиньон.

Учитель. А теперь подсчитаем, сколько у вас фишек.
Если
9 – отлично , вас можно с полным правом назвать юными защитниками природы.
Если фишек
7 или 8 – это хороший результат , вы достаточно много знаете о том, как вести себя в природе.
Если фишек меньше 7-ми – вам надо постараться, как можно больше узнать о природе и её обитателях, ваших знаний явно недостаточно.

СДАЙД 16

Игра «Если я приду в лесок»

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, (да)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! (да)

Зря цветы не надо рвать! (да)

Из рогатки не стрелять, (да)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (да)

Топать, хлопать, палкой бить. (да)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

9. Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, я сегодня получила очень странное письмо. После прочтения мы с вами решим,что делать и как помочь автору письма.

« Здравствуйте, дорогие ребята!

Обращаюсь к вам.Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек –это самое развитое существо в мире. Ему подвластны все мои ресурсы, но он в последнее время перестал задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает. Помните, что брошенная вами газета будет год, а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.

Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.

Ваша …(Природа).

Закончи предложение.

Наша природа должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.

Для этого я…

СЛАЙД 17

Видеоклип "Живет повсюду красота"

( Ребята, вода уникальное вещество. Учёные доказали, что слова Любовь и Благодарность очищает воду. Не случайно в сказках говорится о живой и мёртвой воде.

Сейчас мы все вместе скажем слова Любовь и Благодарность воде в леечке, польём наше деревце и посмотрим как оно оживёт.

во время прослушивания песни посадить семена растений).

Технологическая карта занятия изостудии в рамках внеурочной деятельности

Тема: «Цветоведение. Семицветное чудо»

Цель: создание условий для творческого выполнения рисунка по теме «Семицветное чудо».

Задачи: 1. Формирование знаний и умений в последовательном изображении цветов радуги;

2. Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи для достижения творческого успеха;

3. Развитие образного мышления;

4. Сохранение и поддерживание индивидуальности обучающихся;

5. Содействие развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику природных объектов, выражать своё отношение художественными средствами;

6. Воспитание интереса к предметной области «Изобразительное искусство».

Оборудование: листы А4, акварельные краски, кисти, ноутбук и мультимедийная презентация, полоски (части радуги) для работы в парах.

Формируемые УУД:

Предметные: Знать понятия «цвет», «тон»; «бесцветные краски»; овладевать основами языка живописи; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета Овладевать на практике основами цветоведения. Умение использовать перечисленные краски для изменения характера основных и составных цветов.

Метапредметные: формирование умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;научиться преобразовывать практическую задачу в познавательную; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Личностные: воспитание ориентированного взгляда на мир в разнообразии природы; уважительного отношения к иному мнению; эстетических потребностей; формирование навыков сотрудничества.

Этапы занятия

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    Организационный. Самоопределение к деятельности.

Общая готовность детей к занятию; настрой, концентрация внимания обучающихся.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Выбор эффективного способа (приёма) концентрации внимания детей и создание эмоционального настроя на совместную работу.

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на очередном занятии изостудии. Давайте улыбнёмся друг другу и мне и получим заряд положительной энергии, так необходимой нам на сегодняшнем занятии. Звучит музыка из мультфильма «От улыбки…».

Самоконтроль по готовности.

Реакция на слова и действия педагога; на музыку.

Личностные: способность к самоорганизации.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

    Этап мотивации и актуализации знаний.

Привлечение внимания детей к выявлению темы занятия. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения у творческий процесс.

Организация активного диалога.

Предлагает догадаться по прослушанной мелодии о теме занятия.

Организует погружение в тему:

Вы высказали свои предположения о теме нашего занятия. Чтобы убедиться в правильности этих предположений, отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать,

Ни войти! /радуга/

Эмоционально-образный настрой на занятие.

Определяют тему занятия, высказывают свои предположения.

Слушают и отгадывают загадку, подтверждают высказанные гипотезы о том, что занятие посвящено радуге.

Формулируют тему занятия.

Познавательные: умение осознанно строить своё высказывание.

Личностные: развитие эмоционально-нарвственной отзывчивости; мотивация к изучению нового.

Регулятивные: контролируют правильность и точность ответов сверстников.

3.Постановка цели и задач.

Организация обсуждения детей при постановке целей и задач данного занятия.

Подводит ребят к выявлению целей и задач данного занятия.

Кто из вас видел радугу в природе?

А какие условия необходимы для возникновения радуги? Предположите: что нам предстоит сегодня узнать, вспомнить.

Как вы думаете, о чём ещё на сегодняшнем занятии пойдёт речь?

Давайте попробуем составить план нашего занятия.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Высказывают свои предположения.

Дают чёткие ответы на поставленные вопросы.

Определяют цели и задачи занятия.

Совместно обсуждают примерный план действий при выполнении работы.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: Взаимоконтроль правильности высказываний. Планирование действий.

Личностные: осознание выбора; личностное переживание.

Коммуникативные: осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками.

    Систематизация знаний по теме.

Обобщение и систематизация знаний о цветах радуги; об открытии Ньютона о порядке их расположения.

Сообщает обучающимся о том, кем и когда было выявлено, какие цвета «спрятались» в радуге.

Предлагает запомнить расположение цветов в радуге с помощью ассоциаций.

Организует работу в малых группах, направленную на запоминание цветов радуги и их расположения.

Вы уже из собственного жизненного опыта вспомнили, какие условия необходимы для возникновения радуги. Это замечательное природное явление привлекало к себе внимание не только простых наблюдателей, но и настоящих учёных. Так, английский учёный Ньютон тоже заинтересовался, как происходит это явление. Он пропустил луч солнечного света через стеклянную призму и выяснил, что солнечный свет, кажущийся нам прозрачным, на самом деле состоит из 7 цветов. Ньютон подметил, что эти цвета всегда расположены в определённом порядке. Последовательность цветов радуги легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»(по первым буквам цветов радуги)

Предлагаю вам поработать в парах и составить из полосочек свою радугу, применив полученные знания.

Внимательно слушают слова педагога и сверстников.

Запоминают порядок расположения цветов.

Просматривают слайды презентации.

Отвечают на поставленные вопросы.

Взаимодействуют в парах при выполнении задания.

Познавательные: применение полученных знаний в собственной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи; в соответствии с ними планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог; обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием.

    Творческая практическая деятельность.

Выполнение рисунка по теме занятия с соблюдением правил выразительных средств. Отработка приема: проведение

непрерывных красочных линий

Использование перечисленных красок для изменения характера основных и

составных цветов.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Во время выполнения практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный, предупредительный контроль.

Итак, у вас на партах появились замечательные радуги. Не забывайте, что у каждого цвета своё настроение. Как вы думаете: какое настроение у красного цвета? У голубого? И т.д.

А теперь попробуем изобразить радугу с помощью акварельных красок.

Перед работой вспомним правила художника (правила работы на занятиях изо, с кистью, с красками и т.д.)

Можем приступать!

Для тех, кто выполнить раньше остальных, дополнительное задание: дорисовать фон и украсить лужайку.

Звучит приятная музыка, настраивающая на творчество.

Дают полные и чёткие ответы на поставленные вопросы.

Проявляют фантазию и творческое воображение.

Вспоминают и правильно формулируют известные им правила художника.

Выполняют творческое задание.

Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно- творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности; применять знания в своей собственной художественно- творческой деятельности; использовать различные средства художественной выразительности для передачи собственного замысла.

Личностные: умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к искусству.

    Контроль усвоения, обсуждение выполненных работ.

Анализ выполненных работ. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует выставку детских работ.

Знакомит с критериями оценивания творческой работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Формирует умение адекватно оценивать работы собственные и чужие.

Анализируют работы собственные и одноклассников в соответствии с критериями.

Высказывают собственное мнение.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка творческой деятельности; толерантное принятие работ других.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку педагога и отзывы сверстников; оценивать результат своей работы в ходе занятия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении содержания и выразительных средств творческих работ.

    Рефлексия.

Формирование умения оценивать себя. Подведение итогов занятия.

Предлагает вернуться к цели и задачам этого занятия и сделать выводы по занятию. Оценить своё эмоциональное настроение после работы.

Как вы думаете: удалось ли нам выполнить всё запланированное?

Достигли ли мы поставленных целей и задач?

Определите своё эмоциональное состояние после творческой работы: с помощью «Цветка настроений».

Что для вас было нового на занятии?

Что удалось легко?

В чём испытали трудность?

О чём бы по этой теме вам хотелось ещё спросить у взрослых или прочитать в книгах?

Вспоминают цели и задачи занятия, поставленные в начале. Анализируют и делают выводы. Оценивают свои знания, умения и навыки по данной теме.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; способность и заинтересованность в наблюдении за природными явлениями.

Регулятивные: способность адекватно оценивать результат своей работы.

Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека.