Портал для автолюбителей

Древние люди: их жизнь, быт и орудия. Как жили древние люди? Как жили и питались древние люди

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО -- перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО -- перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО -- по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы -- это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей -- уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство -- передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.

К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков -- охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» -- если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями в жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохи первобытности.

Кроме миграционных путешествий, в древности развивались «брачные путешествия», которые постепенно становились характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древних афинян,.24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Я бы не хотела поменяться местами с древним человеком. Хотя сейчас многие говорят о том, что надо бы «опроститься», сбросить с себя оковы цивилизации, жить на природе, есть натуральную еду. И тогда мы, как и наши предки, сможем дожить до 150 лет. Я много читала об эволюции человека. И думаю, что каждый образованный человек согласится, что жизнь древних людей была сложной.

Жизнь и выживание древних людей

На самом деле, продолжительность жизни людей была гораздо меньше. Они жили до 35-40 лет. Инфекций и онкологии тогда почти не было. Но людям приходилось много охотиться , а это было очень опасно.

Уже тогда они научились разделять обязанности. Появилось некое подобие патриархата . Мужчины добывали пищу, женщины обрабатывали добычу (готовили еду, выделывали шкуры), самые пожилые члены общества занимались воспитанием и обучением детей. Это был прообраз пенсии.


Как жили и питались древние люди

Вероятно, питание древних людей и вправду было более здоровым. За исключением того, что, чаще всего, оно было недостаточным. Но нам бы оно, в любом случае, не понравилось:

  1. Они ели гораздо больше белка . Но мясо всегда было в дефиците. В ход шли, например, личинки и насекомые.
  2. Редко употребляли углеводы . Вкусные сладкие фрукты и плоды были роскошью. С тех времен у нас сохранилась нездоровая привязанность к сладкому.
  3. Открытие огня стало прорывом. Термически обработанная пища лучше усваивается. Ее белки повлияли на рост мозга человека и ускорили эволюцию.
  4. В рационе не было соли . Да, с ней еда вкуснее, и в ней содержатся необходимые микроэлементы. Но она может вызвать обезвоживание и приводит к проблемам с сердцем.

Несмотря на то, что жизнь древних людей была гораздо сложнее, биологически они были более приспособлены к этому миру. Как вид, конечно. Вряд ли кому-то из нас пришлась бы по душе такая жизнь. Слишком уж сложной она была. Все наши современные проблемы и заболевания связаны с тем, что нам удалось обмануть природу. А вы бы хотели поменяться местами с древним человеком?

Полезно0 0 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Когда я была маленькая, мне всегда читали книги, и очень часто там были темы о древнем мире и обычаях древних людей . Меня настолько заинтересовала эта тема, что я целыми днями могла слушать о том, как жили древние люди, чем они занимались. И сейчас я попытаюсь рассказать вам о жизни древних людей.


Какие люди считаются древними

Точную дату, когда появился древний человек , ученые до сих пор не могут назвать. Одно лишь известно, что они появились около двух миллионов лет тому назад. Древние люди напоминали чем-то и современного человека, но, в большей мере, они были внешностью склонны к горилле. У них были длинные руки , форма черепа больше похожа на форму обезьяны, также они имели мозг, меньший размером, чем размер мозга современного человека. По сравнению с древнейшими людьми, древние люди уже были способны выговаривать определенные звуки и отрывки слов , но предложения и слова, имеющие смысл, произносить они не могли. Можно выделить некоторые характерные черты древних людей :

  • мо зг чуть больше, чем у обезьяны;
  • способность выговаривать отрывистые звуки;
  • объединение в малые общности, наподобие племен .

По сути, я считаю, что древний человек - это эволюционирующий и более способный представитель, чем древнейший его сородич.

Жизнь древних людей

Древние люди имели, в основном, однообразный и монолитный образ жизни. Практически каждый день они занимались одним и тем же делом. Основными занятиями древних людей являлись:

  • охота;
  • собирательство;
  • доб ыча и поддержка огня;
  • освоение новых земель.

Жизнь этих людей была довольно жестокой, и я могу пояснить почему.

В древнее время, человек, имевший более сильное телосложение, и больший инстинкт самосохранения, получал практически все блага окружающей его природы, в то время как слабый и немощный человек умирал от голода или холода.


День древних людей проходил довольно-таки рутинно. Примерно он выглядел так: утром или вечером мужчины объединялись в группы, а затем шли на охоту. Добыв какую-либо дичь и прийдя на место своего обитания, они шли к женщинам, которые с помощью огня готовили мясо, рыбу или корнеплоды. Огонь они, в основном, добывали с помощью молнии, а затем поддерживали его, постоянно подкидывая туда палочки, ветки и угольки. Жили древние люди в пещерах, и это было их единственное убежище.


Жизнь древнего человека была очень опасной , его окружали дикие условия, хищные звери и птицы , охотно отбирающие последние пропитание у человека. Поэтому жизнь древних людей была непростая, скорее, я бы сказала, это была не жизнь, а выживание.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

В детстве я мечтал стать археологом. Я грезил себя на Куликовом поле или в песках Вавилона, достающим из-под земли оружие и черепа воинов. Моя мечта почти сбылась: я стал историком. Для меня «древний» и «доисторический» не одно и тоже. У Древнего мира уже была история. Посмотрите, какая она может быть разная.


Когда и как жили древние люди

Древний мир. Знания и мифы переплетаются, когда мы слышим это словосочетание. Мало сведений досталось историкам о тех временах. Но сегодня уверенно можно сказать, что 6000 лет назад возникла древняя цивилизация в долине Тигра и Евфрата .Они называли себя «черноголовыми», а мы их называем шумерами. Они создали себе первых богов, у них была своя культура, но лишь осколки её доступны для изучения. То, что удаётся нам узнать сегодня об их жизни , кажется нам страшным, но одновременно мудрым. В центре их городов стояли многоступенчатые башни – зиккураты, на вершинах которых было святилище, то, что сегодня бы назвали храмом.


Древние люди умели наблюдать за звёздным небом и знали целых пять планет. Дома они строили из камня и кирпичей. Хозяйство (двор) находилось на крыше. Одевались они в шерстяные одежды и выделывали шкуры. И уже тогда появились драгоценности. Хлипкие (по нашим понятиям) шумерские корабли из тростниковых стволов доплывали даже до Индии . Это была настоящая древняя цивилизация . Вот ещё интересные факты о древних людях Шумера:

  • у древних шумеров были прообразы современных банковских сейфов;
  • в их домах не было окон;
  • ножи делали из глины.

Другие древние

Вопрос, а что было до древнего человека, терзал общество. В конце 19-го века госпожа Блаватская в свое работе «Тайная доктрина» отвечает на эти вопросы.


Все современные люди потомки гиперборейцев, великой расы, со своей цивилизацией, которые жили на севере Евразии или за Полярным кругом . Они обладали даром предвидеть и телепортироваться, владели неведомыми техническими навыками, но 9000 лет назад пришли в упадок. Что ещё говорит Блаватская о древних людях:

  • сейчас живёт пятая раса, а всего будет семь;
  • считала, что конец каждой расы связан с космической катастрофой ;
  • доказывала, что учение истории о древнем мире неверное.

Конечно, это псевдоистория , утопия, альтернатива. Назвать можно по-разному, но как захватывающе! Уверен, нам ещё многое придётся узнать о том, как жил древний человек.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Конечно же, все замечают, как с годами человечество развивается. Появляются новые блага цивилизации. Даже я прекрасно помню время, когда никто не знал о существовании мобильного телефона и, например, планшетного компьютера. А ведь в далеком прошлом людям приходилось самостоятельно добывать огонь и мастерить предметы быта. Напомню вам немного, как именно жили древние люди.


Образ жизни древних людей

История говорит нам о том, что первобытные люди появились на нашей планете около 2 млн. лет назад . Конечно же, мельчайшие детали их жизни воссоздать невозможно, но в наши дни уже очень много известно о жизни того времени.

Условия были сложными, поэтому поодиночке никто не жил. Древние люди собирались в небольшие группы , где за каждым были закреплены определенные обязанности. Они вместе добывали себе еду, охраняли и обустраивали свое жилище.


Такие первобытные орудия труда, как палка и камень помогали древним людям добывать себе пищу. Самой важной проблемой было именно пропитание . Первобытные люди в большой степени зависели от природы. В засушливую погоду они оставались без ягод, а разыгравшиеся пожары отгоняли вдаль всех животных. Именно поэтому они долго не засиживались на одном месте. Им приходилось кочевать в поисках еды.


Лучшим вариантом для них было найти пещеру для жизни недалеко от воды . Тогда их постоянной добычей становились животные, которые пришли на водопой. Все накопленные навыки и опыт передавались из поколения в поколение.

Предметы домашнего быта и приготовление пищи

В далеком прошлом люди тоже облагораживали свое жилище и находили способы создать предметы домашнего обихода. Так, например, для изготовления домашней утвари древние люди использовали :

  • плотные ветки деревьев;
  • скорлупу кокосовых орехов;
  • дерево;
  • бамбук;
  • кожу.

Еду они готовили в корытах из дерева , кидая в них раскаленные камни. Только потом, когда древние люди научились делать посуду из глины , они смогли на огне готовить еду. Чтобы приготовить обед, женщины:

  • собирали плоды;
  • искали птичьи яйца;
  • находили улиток и крабов.

На мужские плечи ложилась охота и рыбалка. Поймав хорошую добычу, с нее можно было получить не только сытный обед, но еще шкуру и кости, которые потом использовались в быту. Трудно поверить, что наша жизнь стала настолько развитой по сравнению с первобытными временами. Возможно, наши потомки тоже будут удивляться, как это у нас машины ездили по дорогам, а не летали по воздуху. :)

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”;
  • привитие любви к истории.

Учебное оборудование: ПК, проектор, карандаши, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока.

– На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. (Слайд 1)

А чем этот период времени отличается от современности? Вот это мы в вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

– И сейчас начинаем наше путешествие. (Слайд 1. После щелчка появляется карта игры.)

Игра-путешествие состоит из 5 станций. На каждой станции команды получают задания. Количество команд 2–4 в зависимости от количества учеников в классе.

Станция “Рассказкино”. На этой станции можно предложить выступить капитанам команд. (После выполнения задания необходимо нажать на кнопку “Домой”.)

Команда 1. Задание на карте.

– Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших времён;

– предполагаемую область прародины человечества;

– древнейший район земледелия.

Команда 2. Подготовить ответ на вопрос “Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?”

Команда 3. Подготовить ответ на вопрос “Почему появилось неравенство?”

Станция “ Задачкино”. Команда выбирает одну из цифр и кнопкой мыши открывается слайд с задачей. (Возврат на слайд с цифрами - нажатие кнопки “Далее”, после выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Задача 1.

Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие “кремень”, “копьё”, “лодка”, “весло”, “огонь”, “шалаш”. Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Свою мысль докажите.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Станция “Времянкино”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На слайде в разбросанном виде записаны даты. Необходимо расположить их на “ленте времени”. Дополнительный баллы может получить команда, выполнившая задание правильно и быстрее. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

Станция “Терминово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) Количество цифр может быть различным и работа со слайдом идет так же как и на станции “Задачкино”. От каждой команды выходит один из участников, выбирает цифру, при щелчке мышью на цифре открывается термин. После того, как получен ответ. Для возврата на слайд станции нажать на кнопку “Далее”. (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.) История, орудия труда, родовая община, племя, неравенство, археология, религия.

Станция “Кроссвордово”. (При нажатии на название станции вы окажитесь на слайде с цифрами.) На этой станции дети решают кроссворд. Можно ограничить время. Подсчёт баллов от количества верных ответов. Приложение 1 . (После выполнения задания полностью, нажать на кнопку “Домой”.)

После возврата на слайд с названиями станций. Необходим щелчок мыши и вы окажитесь на слайде, где перед учениками появиться вопрос, поставленный в начале урока. Что такое ПЕРВОБЫТНОСТЬ? Ещё один щелчок – и появляется определение и черты первобытности. Вывод записать в тетрадь.

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

4. Домашнее задание. Рисунок первобытного человека.

Не так давно мы отправлялись на машине времени в глубокую древность, чтобы вместе с малышом проследить, как человек постепенно приобретал и совершенствовал . А в этой статье я предлагаю вам перенестись в доисторическую эпоху. На этот раз темой нашего исследования будет изобразительное искусство древних людей, которое мы будем изучать в совместных размышлениях с малышом, а также на практике.

Вот вопросы, ответы на которые мы постараемся найти:

Что чаще всего изображали первобытные люди и почему
на чем они рисовали, когда не было бумаги
что они использовали вместо красок и кистей
почему и для чего человек вообще начал рисовать

А для этого давайте сначала вместе с ребенком погрузимся в атмосферу первобытного времени.

Мир глазами древнего человека

Станьте учеными-исследователями. Рассматривая вместе картины, изображающие жизнь первобытного человека, помогите ребенку сделать вывод о том:
что служило для него жилищем
какую пищу люди тогда употребляли
и как они ее добывали.

А еще лучше - попробуйте с малышом посмотреть на мир глазами древнего человека, мысленно перевоплотившись в него. Начните думать, как он. И тогда ваш ребенок станет настоящим первооткрывателем.

Скажите ребенку так: «Когда-то, давным-давно, не было ничего, к чему ты привык, совсем ничего, что сделано руками человека (перечислите). Существовала только природа: поля, леса, горы, реки и озера. Представь, что ты - человек, которому суждено было родиться в этот период. Какие трудности тебе могут встретиться? Как и где ты будешь спасаться от непогоды? А где будешь проводить ночь, чтоб не замерзнуть?»

Пусть малыш предложит как можно больше вариантов. Возможно, среди них будет и пещера. Каждое «открытие» моделируйте, помогая ребенку еще лучше прочувствовать атмосферу первобытной эпохи. Неплохая пещера получится, если накинуть покрывало на стол и залезть под него, причем вместе с малышом!

Как первобытный человек добывал еду

Продолжайте задавать вопросы: «А чем бы ты питался, где бы брал пищу? Ведь магазинов тогда не было. Верно, зато были реки и озера, в которых есть много рыбы! А лес может насытить человека? Конечно. В лесу есть ягоды, грибы, съедобные травы. Но на них одних долго не продержишься. Чтобы были силы, нужно есть мясо. А сможет ли человек добыть его голыми руками? Что бы ты придумал, будучи представителем первобытного общества? Смастерить приспособления для ловли животных? Верно! А какие?»

Если не догадается, покажите малышу картинки с луком, стрелами, копьями. А теперь сделайте вместе с ним уменьшенные модели этих самых орудий, прикрепив более или менее острые камни веревкой к палке (стрелы и копья) и соединив два конца гибкой ветки веревкой или пучком длинной травы (лук).

Учимся готовить «по-первобытному», переносить непогоду

Теперь можно обсудить с малышом приготовление пищи древним человеком, задав следующие вопросы: «Что будет, если съесть сырое мясо? Будешь не очень хорошо себя чувствовать, согласен? Но ведь плиты тогда не было. Чем можно заменить ее в природных условиях? Правильно, костром или очагом.»

Разбросайте по ковру карандаши, имитирующие дрова, и камни. Походите «по лесу» и соберите эти столь важные для выживания ресурсы. Соорудите в своей «пещере» «очаг». Огонь можно имитировать кусочками красной и оранжевой ткани. Можно «поджарить» на нашем «костре» кусок «мяса», сделанный из пластилина или соленого теста.

Спросите малыша, как еще животные могут помочь человеку выжить. Задавайте больше наводящих вопросов, чтоб ребенок делал открытия сам, активизируйте его мыслительные и творческие способности: «Как бы ты спасался зимой от холода? Ведь всю зиму в пещере перед огнем не просидишь. Правильно, нужна теплая одежда! Кому холод нипочем? Конечно, животным с их удерживающей тепло шерстью! Поэтому люди и догадались делать из теплых шкур одежду.» Облачите малыша в кусочки ткани, похожие на мех животных.

Первые рисунки: от теории к практике

Ну а теперь, когда азы жизнедеятельности первобытных людей ребенок усвоил, спросите его: «А как ты думаешь, а умели ли древние люди рисовать? Если да, то как - хорошо или не очень?»
Выслушайте рассуждения ребенка, а затем расскажите ему, как появился первый рисунок. Пещерный человек провел пальцами по сырой глине и заметил пять следов-дорожек, в которых он увидел разные образы, в том числе и запутанные следы зверей.

Предложите и вашему малышу сотворить его первый «рисунок». Если глины нет, пусть проведет пальчиками по песку.

Ученые назвали эти рисунки - «макароны». Спросите начинающего «древнего художника», как он думает, почему? А как бы он их назвал, может быть, волнами, змейками, тропинками, ленточками, витыми рогами антилоп, вьющимися прядями волос, кремом на пирожном или же горками в аквапарке?

Сегодня мы помогли ребенку прочувствовать жизнь первобытного человека, а также коснулись начального этапа становления изобразительного искусства древних людей. В следующей статье нам предстоит самим стать первобытными художниками, предварительно подробно освоив основы доисторического творчества.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

Находки из прошлого

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII-начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.

Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.


Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.


Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.


Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.


Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.


Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.

Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.



В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Первые люди

Происхождение человека. Укрощение огня

Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.

Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.


Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.


Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.


Homo habilis был, вероятно, первым человеком .

Укрощение огня

Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.

Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.

Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.


Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.

Homo sapiens

Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения

Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.

Одним из видов Homo sapiens были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.

Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.


Современные люди, научное название которых Homo sapiens sapiens, впервые появились около 125.000 лет назад и 40.000 лет назад добрались до Европы. У них не было ни выступающих надбровных дуг, ни массивных челюстей, как у первых Homo sapiens. На их лицах отличался высокий лоб и подбородок. Мозг был крупнее, чем у любого из их предков, за исключением неандертальцев. После исчезновения неандертальцев они остались единственными людьми на планете Земля.

Наши непосредственные предки Homo sapiens sapiens появились приблизительно 125.000 лет назад, скорее всего, в Африке, откуда распространились по всему миру.


Направление распространения Homo sapiens sapiens

Наскальные изображения

Люди начали рисовать и вырезать на пещерных стенах задолго до того, как научились писать. Самые известные образцы наскальных рисунков были найдены в 1940 г. во Франции, в пещере Ласко.

Они сделаны около 18000 лет назад красками, изготовленными из природных минералов. Для рисования использовали палочки или собственные ладони.


Для первобытных кочевников жизнь в основном состояла из бесконечных поисков пищи. Обнаруженные в пещерах наскальные изображения и другие произведения искусства показывают, что у них могли быть религиозные верования и обряды, которые, как они полагали, помогали в поисках пищи. Наскальные изображения не предназначались для демонстрации. Рисунки делали красками, а иногда и вырезали на темных стенах и потолках пещер, где никто не смог бы их увидеть.

Художники тех времен должны были использовать горящие сучья, чтобы увидеть свои творения, и лестницы, чтобы добраться до высоких мест.

Поскольку наскальные изображения скрывались в глубинах пещер, можно полагать, что они служили частью тайного ритуала, целью которого было привлечь удачу на охоте. Люди, вероятно, считали, что, нарисовав животное, они могут рассчитывать на добычу. Не исключено, что на некоторых рисунках изображены сценки из реальной жизни. Как бы то ни было, люди рисовали и вырезали на стенах пещер на протяжении 20.000 лет, и образцы первобытного искусства обнаружены в Европе, Африке, Азии, Северной и Южной Америке и Австралии. Эти изображения позволяют нам судить об изменениях климата и окружающей среды.

Древние люди оставляли на стенах отпечатки, своих рук. К стене прикладывали ладонь и красками обводили ее по контуру.

Охотники и собиратели

Способы охоты. Собирательство. Изготовление одежды

Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.

Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).

На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.

Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.


Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.


Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.


Собирательство

Охота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.

Изготовление одежды

Из шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.


Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.

Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.