Портал для автолюбителей

Пребывание сарматов в древнем крыму. Крым периода владычества скифов

В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.

Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т. е. 250 тыс. лет тому назад. Древнейшее население Крыма известно нам уже по письменным источникам. Это киммерийцы , проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н. э.

Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушеско-земледельческие племена тавров . Некоторые ученые считают их потомками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в средние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н. э.

В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма пришедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов . Основным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н. э. и пало под ударами готов.

Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.

Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварсий характер.

В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация северного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основаны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (столица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспортером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н. э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.

В V в. до н. э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была основана крупная греческая колония Херсонес. По своему политическому устройству это была рабовладельческая республика. Главным занятием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовство, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.

Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. в связи с войнами империи с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, закончившимися победой Рима. Главной базой римской армии в Крыму в
I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крымские владения римлян отошли под власть Восточной Римской империи, известной в дальнейшем под названием Византия.

Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в развитии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Следует помнить, что античная культура являлась основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества.

В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма – Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.

Христианство проникает в Крым еще в III в. Но особенно большую роль оно начинает играть в Крыму в VIII – IX вв. в связи со значительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочитателей и иконоборцев. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта миграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Славяне в Крыму появились, по-видимому, еще в период раннего средневековья. В 944 г. между Византией и киевским князем Игорем был заключен мирный договор, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Судя по всему, во II половине X в. русские прочно утвердились в восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.

В XIII в. Восточный Крым стал провинцией Золотой Орды, после распада которой возникло Крымское ханство (1443-1783), которое с 1575 г. было вассалом Турции. Древнейшие памятники искусства Крыма относятся к 3-2 тыс. до н. э (роспись на скалах урочища Таш-Аир, рельефы на каменных стелах и др.). Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и местных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культовые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и серебра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).

С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пещерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бахчисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).

Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсонесе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, генуэзской, турецко-татарской архитектуры.

В первом тысячелетии до н. э. на просторах Великой Степи жили кочевые племена сарматов и скифов, которые были потомками протоскифской или киммерийской Срубной археологической культуры эпохи бронзы (XVIII-XII вв. до н. э.). Территория распространения Срубной археологической культуры — степная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом. Этническая принадлежность — индо-иранцы, индо-арийцы…

Культура кочевых племен сарматов и скифов относится к Андроновской культурно-исторической общности племён (2300 до н. э. - 1000 до н. э.)., происходящих от ямной археологической культуры. Скелеты в курганах из Андроновской культуры представляют собой европейский тип людей, светловолосые, со светлой кожей, и с синими или зелеными глазами. Из 10 мужчин в курганах Андроновской культуры, 9 мужчин являлись представителями Y-ДНК R1a1a. Исследователи Е. А. Хелимский и В. В. Напольских считают представителей андроновской культуры носителями исчезнувшей четвёртой ветви индо-иранских языков.

Единственными памятниками тысячелетнего пребывания скифов и сарматов являются многочисленные курганы, высота которых 5-7 метров.
В степях Южного Урала довольно много Курганов сарматских племён, относящихся к VI — V векам до н.э. В могилах археологи находят скелеты в положении на спине, мужчин хоронили с оружием — короткий железный меч-акинак скифского типа, железные копья, бронзовые наконечники стрел, украшения из бронзы, золота и серебра.

К VI — V веках до н.э., относятся сарматские курганы-жертвенники с кольцевой жертвенной площадкой вокруг или округлые чаши каменных алтарей — это сарматские святилища огня. Один из самых больших курганов-жертвенников V — III вв. до н.э. диаметром свыше 70 м. и высотой до 2,5 м. находится у села Шкуновка в Акбулакском районе.

Прохоровская (или Раннесарматская) археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., названная по курганам у с. Прохоровка Оренбургской области, представляет собой культуру приуральского союзы сарматских племен.

Андроновцы обладали медными и, оловянными рудниками в Алтайских горах, а также в Казахстане, они были племенами металлургов. Сарматские племена устраивали копи, добывали руду в тех же местах, что их предки — андроновцы и срубники. Находки многочисленных вещей из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы умели добывать, обрабатывать металлы, ковать железные мечи, кинжалы.

Мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов. Курганы Великой Степи содержат много скифских и сарматских реликвии.

Сарматы в сигментных (чешуйчатых) доспехах и шлемах, изображены на колонне Траяна. Сигментные шлемы вскоре стали делать на Дунае, затем эта техника изготовления распространилась среди римлян и германцев.

Основу хозяйства Сарматских племён составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Стада домашних животных давали шерсть, шкуры, войлок мясо, молоко, то есть кормили и одевали людей.

Браслет. Курган Хохлач.

Сарматские племена кочевали по широкой степи с ранней весны до поздней осени в крытых войлоком кибитках запряженных быками или верблюдами, перегоняя стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя сарматов и род имел свои традиционные районы кочевья. Зимой кочевые Сарматские племена устраивались на стоянках, строили жилища, землянки и укрытия от ветров и морозов.

Термин «савроматы» и более поздний — «сарматы», обозначалась обширная группа родственных скифам племён ранних кочевников.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще фигурируют в трудах античных греческих, римских авторов. Страбон назвает их языгами, роксоланами, аорсами, сирвками, аланами. Тацит упоминает опустошительный набег племени роксоланы на дунайскую провинцию Римской империи Мвзию в 68 году н. э. , где они «изрубили две когорты» римских войнов. Поэт Овидий, сосланный в город Томи в 8 году н. э., с тоской и страхом описывает сарматов в своих «Печальных песнях»: «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю». Иосиф Флавий и Арриа н оставили в своих трудах сообщения об аланах — «суровые и вечно воинственные аланы » в I и II вв. н. э. воевали в Армении и Каппадокии.

Сарматские племена вторглись в пределы Скифии в Северное Причерноморье, разгромив скифов, огнём и мечом прошли через всю Европу до северных границ Римской империи, положив тем самым начало эпохе Великого переселения народов.

Наивысшего расцвета культура сарматов достигает на рубеже нашей эры и, особенно, в I в. н.э., когда на Нижнем Дону появляются племена аланов и других кочевых народов.

История сарматов закончилась с нашествием в южнорусские степи воинственных племен тюркского и монгольского происхождения. По античным письменным источникам, в 370-е годы сарматы были разбиты гуннскими племенами .Часть сарматов присоединилась к гуннам и ассимилировалась в их среде.

Некоторые племена сарматов, например, аланы ушли с гуннами на Запад. Известно, что под ударами гуннов в конце IV века прекратилось тысячелетнее господство в Северном Причерноморье племен, относящихся к индо-иранским народам.

Сарматы - группа ираноязычных племен, кочевавших в степях современной Украины, России и Казахстана в античную эпоху. Этот народ появился в VI веке до н. э., а в IV веке н. э. практически исчез с исторической сцены после нашествия гуннов. Он делился на несколько групп: языгов, аланов и роксоланов.

Свидетельства о сарматах

Больше всего письменных сведений о сарматах сохранилось в четвертой книге «Истории», написанной древним греком Геродотом. В ней он описал страну Скифию, расположенную к северу от Черного моря, где у эллинов располагались самые далекие колонии, в том числе Ольвия. Геродот, объясняя, кто такие сарматы, использовал термин «савроматы». В «Истории» сказано, что они жили за Танаисом (то есть за Доном) на берегах Азовского моря.

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов - конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

Беспокойный народ

Степняки регулярно воевали друг с другом. Причиной столкновений, как правило, становился голод или борьба за новые пастбища. Теория непрекращающейся войны объясняет кто такие сарматы. Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей. На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

Массы переселенцев повторяли подобный евразийский путь несколько тысячелетий. Кто такие сарматы? Кратко говоря, это еще одна волна подобной миграции. Судьба их была такой же, как и у их предшественников и преемников. Со временем кочевники растворились среди соседних оседлых народов и утратили собственную идентичноть. Именно поэтому сегодня сарматы - это еще одно давнее историческое явление, от которого до нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения и требующие поиска артефакты.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

Языги

Самыми западными сарматскими племенами были языги. Они жили в низовьях Днепра, куда им пришлось переселиться из восточного Причерноморья после появления там роксоланов. Другими соседями языгов являлись различные племена гетов, в том числе днестровские тирагеты. Также они граничили с латенской культурой бастарнов. Некоторая часть языгов в ходе своего переселения добралась до дельты Дуная. Там сарматы вступили в союз с Понтом, которым тогда правил легендарный Митридат Евпатр, и начали воевать против Рима. В ответ на это легионы в 78-76 гг. до н. э. устроили серию карательных походов в земли к северу от Дуная, где жили кочевники.

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

Роксоланы

Как уже отмечалось выше, роксоланы наступали на пятки языгам, тем самым заставив их перебраться на запад. Это было еще одно сарматское племя, которое жило к северу от Танаиса (Дона). Вступив в союз с крымскими скифами, оно подчинило себе все Северное Причерноморье. Правителем роксоланов был один из немногих доподлинно известных царей сарматов Гатал. Он стал знаменит тем, что начал покорение крымских скифов, с которыми сарматы до того сохраняли союзнические отношения. Выбирая новых врагов, Гатал поддержал греческих жителей Херсона. Этот порт сильно страдал от скифов и искал у сарматов защиты. Имя Гатала упомянуто в греческом документе 179 года до н. э., в котором он согласился быть гарантом договоренности между Понтом и Херсоном.

Современной науке известно имя еще одного царя роксоланов. Вождь Тазий (Тасий) правил около 110 года до н. э., когда сарматы поменяли свою политику, заключив союз со скифами против Боспорского царства. Армия под командованием полководца Дифанта разбила кочевников. Об этой войне в своих трудах сообщал знаменитый историк Страбон.

В середине I века до н. э. началось переселение роксоланов, облегченное упадком бастарнов. Они перекочевали в степи к западу от Днепра, в очередной раз вытеснив родственных языгов с их земель. В свою очередь, роксолонам пришлось отступать под натиском аорсов и аланов. В результате эти сарматы осели в степях между дельтой Дуная и Днепром. Некоторые отряды даже добрались до Карпатских гор. Часть роксоланов повернула на юг, остановившись в Валахии. Здесь непреодолимым рубежом для кочевников стали границы Римской империи. Под напором этой группы сарматов с привычных мест снялись даки. В римских хрониках упоминается случай, когда в 62 году многотысячное войско северных соседей вторглось в имперскую провинцию Мезию. Эти даки, вытесненные роксоланами, в итоге получили разрешение на поселение в пределах римских владений. Сарматы же, не имея возможности захватить римские провинции, тем не менее постоянно тревожили их своими разрушительными набегами.

Экономика и образ жизни

О том, кто такие сарматы, удобно судить, взглянув на их хозяйство. Этот народ жил в степях, а значит, вел Основой сарматской экономики было разведение скота. Сельское хозяйство также присутствовало, но в гораздо меньших масштабах и в основном в окрестностях крупных рек.

Киммерийцы, скифы, сарматы - все эти народы своим образом жизни походили друг на друга. Вместо домов у них были шатры и повозки. Питание состояло из мяса и молока, которое давали большие стада. Популярным блюдом была конина. Маршруты сезонных миграций - еще один штрих, который наглядно показывает, кто такие сарматы. История степей Украины, России и Казахстана связана с этим народом многими археологическими памятниками. Летом сарматы жили на равнинах, а зимой перебирались на побережье Азовского моря. Их типичной одеждой были сапоги из мягкой кожи, длинные штаны и войлочные шапки.

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

Общество

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства. Все люди у них обладали личной свободой. Вождями у степняков избирались самые прославленные воины. Из-за отрывочности источников современной науке известны имена лишь нескольких подобных царей.

Социальная лестница сарматского народа, наверху которой находились правители, не всегда была одинаковой. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами курганы. Могилы - лучший о том, кто такие сарматы и где они жили. Ранние курганы сарматов были бедными и однородными. Однако уже в конце V века до н. э. появились богатые могилы, в которых вместе с человеком хоронили золото и другую роскошь. Такие находки специалистов свидетельствуют о постепенном социальном расслоении сарматов. Могильники племенной аристократии заметно отличаются от обычных, а это значит, что даже у суровых кочевников со временем появились свои элиты.

Женщины и религия

Особенно любопытны сведения, которые греческие писатели оставили о сарматских женщинах. Так, Геродот сравнивал их с амазонками. Женщины-кочевницы охотились верхом и даже принимали участие в войнах наравне с мужчинами. Помимо этого, известно, что важную роль в сарматском обществе играла прослойка жриц. Степняки были язычниками, они поклонялись огню и солнцу. В начале нашей эры среди них распространился новый зороастрийский культ.

Сарматы верили в загробную жизнь, в связи с чем у них было множество разрозненных погребальных обрядов. Некоторые сформировались под влиянием анимизма и поклонения животным. Все эти знания современных ученых о степняках продолжают дополняться и совершенствоваться по мере появления новых археологических находок. Вопрос о том, кто такие сарматы и чем они занимались, далеко не закрыт. Специалисты и сегодня продолжают выяснять любопытные детали об античных жителях степей Казахстана, России и Украины.

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки - осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в от По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.

В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы (на фото) .

Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы» , также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. О времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье существуют разные мнения. Обычно исследователи цитируют Диодора Сицилийского: «...много лет спустя (савроматы) сделались сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Однако отсутствие у Диодора каких-либо хронологических ориентиров заставляет обращаться к сведениям других письменных источников (имеющих к интересующему нас событию лишь косвенное отношение) и к данным археологии. В результате разброс мнений оказывается очень велик. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Полиен записал легенду о сарматской царице Амаге. К ней обратились с просьбой о помощи херсонеситы, обиженные царем соседних скифов. Амага приказала скифскому царю прекратить набеги на Херсонес, а когда скиф не послушался, во главе небольшого отряда захватила царскую ставку, перебила ее обитателей и передала власть сыну убитого басилевса, наказав ему не трогать соседних эллинов и варваров.

М.И.Ростовцев , предпринявший всесторонний исторический и источниковедческий анализ легенды, пришел к выводу, что она была написана кем-то из херсонесских писателей и отражала реалии второй половины III и начала II в. до н.э. В таком случае, это первое свидетельство о появлении сарматов в Крыму. Правда, в это время сарматы постоянно на полуострове не жили, а предприняли свой рейд из-за его пределов. В 179 г. до н.э. понтийский царь Фарнак I заключил договор с царями вифинским, пергамским и капдадокийским. В качестве одного из гарантов этого договора выступают, наряду с прочими, Херсонес и царь европейских сарматов Гатал. Таким образом, Херсонес и сарматы вновь, как и в случае с Амагой, оказываются союзниками. Последнее обстоятельство возможно только при условии их хотя бы относительной территориальной близости.

Страбон сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н.э. 50 тыс. роксоланов во главе с Тасием в качестве союзников Палака сражались с войском Понтийского полководца Диофанта и были разгромлены. О тех же событиях идет речь в декрете в честь Диофанта, но сарматы названы здесь "народом ревксиналов". Благодаря «Географии» Страбона известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма. Вероятно, они были привлечены

Палаком на время военных действий, а потерпев поражение от Диофанта, покинули полуостров. Во всяком случае, более в связи с событиями скифо-херсонесской войны они не упоминаются.

Таким образом, из письменных источников следует, что в III - II вв. до н.э. постоянного сарматского населения в Крымских степях не было. Сарматы проникали в Крым спорадически, в связи с экстраординарными событиями. Этот вывод хорошо согласуется с данными археологии.

Вероятно, сарматскими походами следует объяснить прекращение жизни на многих поселениях в Северо-Западном и Булганакском в центральном Крыму.

Складывается впечатление, что сарматы в I - II вв.н.э. периодически проникали в степной Крым. Но в целом этот регион оставался зоной с нестабильным населением. Гораздо в большей степени сарматов влекли позднескифские поселения предгорного Крыма и боспорские города на Керченском полуострове. Иногда они составляли в этих регионах компактные группы населения, но, большей частью, вливались в число жителей греческих и скифских населенных пунктов, придавая их культуре своеобразный «сарматизированный» облик. Вероятно, в I в. н. э. какое-то сарматское племя переселяется в крымские степи. В первые века н. э. довольно много сарматов переселилось на Боспор. В это же время сарматы оседают на землю в крымских предгорьях, на территории позднескифского государства. В конце I или начале II в. н. э. какие-то сарматские племена изгнали скифов из северо-западной части полуострова и угрожали крепостям центральной части Скифии и постепенно заселили плодородные долины крымских рек.

В III - IV вв. вместе с сарматами селились родственные им аланы. Умерших они хоронили на территории сарматских могильников, правда, в сооружениях оригинальной конструкции.
В конце IV в. в Крыму появляются племена гуннов. В это время население крымских предгорий оставило обжитые места. Вероятно, часть этих людей бежала в труднодоступные районы горного Крыма из страха перед гуннами, другие же присоединились к кочевникам и вместе с ними отправились на запад.

В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы», также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. О времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье существуют разные мнения. Обычно исследователи цитируют Диодора Сицилийского: «...много лет спустя (савроматы) сделались сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Однако отсутствие у Диодора каких-либо хронологических ориентиров заставляет обращаться к сведениям других письменных источников (имеющих к интересующему нас событию лишь косвенное отношение) и к данным археологии. В результате разброс мнений оказывается очень велик. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Полиен записал легенду о сарматской царице Амаге. К ней обратились с просьбой о помощи херсонеситы, обиженные царем соседних скифов. Амага приказала скифскому царю прекратить набеги на Херсонес, а когда скиф не послушался, во главе небольшого отряда захватила царскую ставку, перебила ее обитателей и передала власть сыну убитого басилевса, наказав ему не трогать соседних эллинов и варваров.

М.И.Ростовцев, предпринявший всесторонний исторический и источниковедческий анализ легенды, пришел к выводу, что она была написана кем-то из херсонесских писателей и отражала реалии второй половины III и начала II в. до н.э. В таком случае, это первое свидетельство о появлении сарматов в Крыму. Правда, в это время сарматы постоянно на полуострове не жили, а предприняли свой рейд из-за его пределов. В 179 г. до н.э. понтийский царь Фарнак I заключил договор с царями вифинским, пергамским и капдадокийским. В качестве одного из гарантов этого договора выступают, наряду с прочими, Херсонес и царь европейских сарматов Гатал. Таким образом, Херсонес и сарматы вновь, как и в случае с Амагой, оказываются союзниками. Последнее обстоятельство возможно только при условии их хотя бы относительной территориальной близости.

Страбон сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н.э. 50 тыс. роксоланов во главе с Тасием в качестве союзников Палака сражались с войском Понтийского полководца Диофанта и были разгромлены. О тех же событиях идет речь в декрете в честь Диофанта, но сарматы названы здесь "народом ревксиналов". Благодаря «Географии» Страбона известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма. Вероятно, они были привлечены Палаком на время военных действий, а потерпев поражение от Диофанта, покинули полуостров. Во всяком случае, более в связи с событиями скифо-херсонесской войны они не упоминаются.

Таким образом, из письменных источников следует, что в III - II вв. до н.э. постоянного сарматского населения в Крымских степях не было. Сарматы проникали в Крым спорадически, в связи с экстраординарными событиями. Этот вывод хорошо согласуется с данными археологии.

Вероятно, сарматскими походами следует объяснить прекращение жизни на многих поселениях в Северо-Западном и Булганакском в центральном Крыму.

Складывается впечатление, что сарматы в I - II вв.н.э. периодически проникали в степной Крым. Но в целом этот регион оставался зоной с нестабильным населением. Гораздо в большей степени сарматов влекли позднескифские поселения предгорного Крыма и боспорские города на Керченском полуострове. Иногда они составляли в этих регионах компактные группы населения, но, большей частью, вливались в число жителей греческих и скифских населенных пунктов, придавая их культуре своеобразный «сарматизированный» облик.

Вероятно, в I в. н. э. какое-то сарматское племя переселяется в крымские степи. В первые века н. э. довольно много сарматов переселилось на Боспор. В это же время сарматы оседают на землю в крымских предгорьях, на территории позднескифского государства. В конце I или начале II в. н. э. какие-то сарматские племена изгнали скифов из северо-западной части полуострова и угрожали крепостям центральной части Скифии и постепенно заселили плодородные долины крымских рек.

В III - IV вв. вместе с сарматами селились родственные им аланы. Умерших они хоронили на территории сарматских могильников, правда, в сооружениях оригинальной конструкции.

В конце IV в. в Крыму появляются племена гуннов. В это время население крымских предгорий оставило обжитые места. Вероятно, часть этих людей бежала в труднодоступные районы горного Крыма из страха перед гуннами, другие же присоединились к кочевникам и вместе с ними отправились на запад.