Портал для автолюбителей

Движение велосипеда по тротуару. Техника безопасности при езде на велосипеде по загородной дороге

Езда на велосипеде – отличный способ поразвлечься, а также замечательная возможность поддерживать свое тело в хорошей форме. Тем не менее, у этого занятия есть свои опасности, особенно, если вы ездите по автомобильной дороге. Чтобы обезопасить себя, очень важно поддерживать свой велосипед в лучшем состоянии и придерживаться некоторых очень важных правил управления велосипедом при езде в общем потоке транспортных средств. Эта статья для езды по дорогам с правосторонним движением; если вы проживаете в странах с левосторонним движением, пожалуйста, учитывайте этот факт, когда будете читать статью.

Шаги

Часть 1

Проверка состояния вашего велосипеда

Часть 2

Подходящая одежда

Часть 3

Правила дорожного движения и «чувство дороги»

Следуйте правилам дорожного движения и выберите наиболее безопасный стиль вождения. Хотя технически виноватым может оказаться и другой участник движения, в результате лишь вы получите повреждения или даже погибните. Следуйте этим базовым правилам для вашей безопасности:


    Знайте правила дорожного движения и доверяйтесь своим чувствам. Обязанность каждого велосепедиста - знать правила дорожного движения, которые касаются вас, как велосипедиста и те, которым следуют другие участники движения. В обязанности также входит обучение детей правилам, которые им необходимо знать (смотрите ниже). Также важно руководствоваться здравым смыслом, двигаясь в общем потоке – полагайтесь на все ваши чувства, которые помогут вам оставаться в безопасности. Предвосхитите неожиданные ситуации, чтобы избежать сюрпризов.


    Двигайтесь по направлению движения потока. Движение навстречу потоку незаконна и повышает опасность для велосипедиста, так как увеличивается вред от встречных скоростей, а автомобилист даже не сможет уследить за велосипедистом, двигающимся ему навстречу.


    Прежде чем перестроиться вправо или влево, сначала обернитесь назад, чтобы убедиться, что дорога свободна, а затем подайте условный сигнал о том, что вы собираетесь делать. Научитесь поворачивать голову назад так, чтобы это не приводило к потере контроля над велосипедом. Можете попрактиковаться в повороте головы назад, двигаясь вдоль линии на пустом парковочном месте. Этот навык будет необходим вам каждый раз, когда вы будете поворачивать налево или направо, например, когда вам потребуется объехать припаркованный на обочине грузовик или другие препятствия. Только потому вы перестраиваетесь вынужденно, не означает, что вам не нужно уступать дорогу. Если по смежной полосе движется автотранспорт, вам сначала следует уступить им путь или ехать с правой стороны полосы (смотрите ниже). Крайне важно научиться оборачиваться на ходу, поэтому многие велосипедисты, даже опытные, не осознают, как сильно они виляют, когда оглядываются. Бесполезно оглядываться назад, чтобы убедиться в том, что путь свободен, если вы при этом вильнете вправо или влево.


    Дайте знать о своих намерениях другим участникам дорожного движения. Это касается поворотов или смены положения на дороге. Держите руку прямо параллельно земле с открытой ладонью, обращенной вниз – этот жест понятнее, чем согнутая в локте, чуть приподнятая рука. Прежде чем убрать руку с руля, убедитесь, что впереди нет никаких препятствий: камней, ям или других помех, в которые может попасть колесо велосипеда. Покажите, каково будет ваше следующее движение – так вы не только сделаете ваши действия очевидными для других участников движения, но и зарекомендуете себя как вежливый человек.


    Останавливайтесь на знаки остановки движения и следите за потоком.


    Следуйте указаниям дорожных знаков.


    Не следует слушать музыку во время езды на велосипеде. Музыка не дает вашим ушам услышать приближающиеся машины, а некоторые песни могут побудить вас рискованно вести себя на дороге!


    Займите наиболее просматриваемый правый ряд. Большинство автомобилистов могут и не замечать велосипедистов, особенно тех, которые незаметно передвигаются у обочины. Некоторые автомобилисты недовольны присутствием велосипедистов на дороге и стараются создать дополнительное препятствие, лишь бы они не ехали рядом с машиной. Не злитесь; если они сигналят, это значит, что они вас заметили! Поблагодарите автомобилиста улыбкой, кивком или взмахом руки. Оставайтесь спокойны, будьте начеку и сосредоточьтесь. Зеркало может помочь вам определить, когда к вам приближается автомобиль. Своевременный взгляд назад, кивок или сигнал остановки, показанный рукой, могут быть очень полезными во взаимодействии с автомобилистами, которых вы, возможно, даже не заметили, хотя и оказываете определенное влияние на них – только это может пресечь в корне потенциальную опасную ситуацию на дороге.


    Держитесь на расстоянии в полтора метра от машин, припаркованных на обочине, чтобы избежать возможного столкновения с открывающейся дверью и отклонения от заданного маршрута в сторону попутных машин. Помните, что даже со скоростью 15 км/ч вы проезжаете расстояние равное длине одной машины за одну секунду. Если перед вами вдруг откроется дверь машины, вам, вероятно, не хватит времени для того, чтобы среагировать и уж тем более затормозить. А если вы инстинктивно вильнете влево или будете откинуты ударом двери, вас может сбить автомобиль, двигающийся в том же направлении. Конечно, по правилам, прежде чем открыть дверь, они сначала должны оглянуться, но готовы ли вы рискнуть своей безопасностью (а, возможно, и жизнью), рассчитывая, что все так делают? Если вы постоянно двигаетесь в этой зоне, когда вас собьют дверью - это всего лишь вопрос времени. Так как длина открытой двери автомобиля или грузовика достигает одного метра, держитесь за полтора метра от транспорта, что позволит держать корпус вашего тела шириной в полметра на безопасном расстоянии. Если вы подъедите ближе, чем на полтора метра к автотранспорту – вы подвергнитесь серьезному риску. Не делайте ошибку, передвигаясь по выделенной полосе для велосипедов, если она пересекается с дверной зоной. Разметка на асфальте не защитит вас!


    Не пытайтесь ехать на одной полосе со слишком широкими машинами. Передвижение по крайне правой полосе шириной меньше чем 4 метра может вызвать конфликтную ситуацию на дороге. Велосипедист может быть незаметен для других участников движения, и автомобилист будет вынужден прижимать велосипедиста, либо сближаясь на чересчур опасное расстояние, либо слишком поздно осознав, что перестраиваясь на смежную полосу, автомобиль может помешать велосипедисту. Заранее дайте знать, что у вас нет возможности ехать по этой полосе рядом с автомобилем – сдвиньтесь на середину полосы или даже левее от центра, так остальные смогут заранее продумать, как и когда им можно вас обогнать и перейти на соседнюю полосу.


    Уступайте дорогу разумно. На пространстве между перекрестками, когда движение быстрее, если полоса довольно широка, чтобы можно было пропустить автомобили, не подвергая себя опасности, сдвиньтесь в сторону и дайте водителям свободно проехать, оставив для вас достаточно места на дороге. Однако в течение длительных интервалов наиболее разумной позицией будет положение на полосе движения – так вы привлечете внимание автомобиля, двигающегося сразу за вами, и он не потеряет бдительность до тех пор, пока не обгонит вас с осторожностью. Зеркало заднего вида поможет вам определить, когда к вам стремительно приблежается транспортное средство, даст понять, когда следует сдвинуться в сторону – в большинстве случаев это следует делать после того, как автомобиль притормозит, таким образом, показывая, что вас заметили, но перед тем, как вывести автомобилиста из себя. Никогда не пользуйтесь зеркалом заднего вида в тех местах, где следует обернуться, чтобы оценить дорожную ситуацию.


    Учтите, что больше опасностей вас подстерегает впереди, а не сзади, особенно, что касается поворачивающих автомобилей и транспортных средств, идущих вам наперерез. Когда вы будете подъезжать к перекресткам, железнодорожным переездам или поворотам, независимо от направления движения, вы берите такое положение на полосе, которое позволит вам сохранить достаточно места вокруг вас. Опытные велосипедисты занимают безопасную и предсказуемую позицию на полосе движения за 30-60 м до перекрестка, если они не сделали это еще раньше.


    Следите за автомобилями на правой полосе движения, которые собираются поворачивать направо. Поворачивающие автомобилисты зачастую смотрят по сторонам лишь тогда, когда ожидают увидеть автомобили справа, иногда совершенно забывая про пешеходов и велосипедистов, которые могу быть где угодно. Но бывает, что они упускают из виду даже тех велосипедистов, которые правильно передвигаются по дороге (также как мотоциклистов или даже другие машины) – вот почему важно обеспечить себе достаточно свободного места для маневра. Убедитесь, что вас заметили – зрительный контакт не считается (некоторые могут бросить взгляд на вас, но все еще не «видеть» вас) – пока не будете в точности уверены, что вас заметили. Обращайте внимание на то, куда они смотрят, куда повернуты их колеса, если они едут или стоят и т.д. Это только вопрос времени – когда вас не заметят и подрежут … так что будьте готовы и не удивляйтесь, когда это случится!


    При движении по дороге иногда требуется не только оглядываться назад и указывать сигналами о ваших намерениях, но часто и «взаимодействовать». Помните, что заявив о своих намерениях двигаться в какую-либо сторону, вы не получаете автоматически право совершать маневр. Автотранспорт, который уже движется по данной полосе, прежде должен уступить вам дорогу. Поэтому вам следует четко дать понять, каковы ваши намерения и оглянуться назад, ожидая, когда вас пропустят, прежде чем двигаться дальше. Если вам нужно перестроиться сразу через несколько полос движения, следует оглядываться назад, показывать ваши намерения и взаимодействовать с другими участниками движения на каждой отдельной полосе, так, словно вы едете на мотоцикле.


    Если вам нужно повернуть налево, следует использовать для этого левую полосу движения. Заблаговременно подготовьтесь к повороту, так чтобы у вас было достаточно времени и места для того, чтобы пересечь одну полосу за раз, соблюдая необходимые правила взаимодействия на дороге. Если вы считаете, что у вас не выйдет, лучше съедьте на обочину, сойдите с велосипеда и перейдите дорогу, используя пешеходный переход, придерживаясь правил для пешеходов.


    Если вам нужно ехать прямо, не следует двигаться по правой полосе движения или по дороге, которая обычно используется для автотранспорта, поворачивающего направо. Другие участники движения вряд ли будут ожидать, что кто-то поедет прямо. Перед перекрестком сдвиньтесь левее, если вы не уверены, что машины в крайне правой полосе едут прямо.


    Не обгоняйте справа медленное или остановившееся движение, которое может и имеет право поворачивать направо. Вместо этого, сдвиньтесь левее (или даже сильно влево) и держитесь за ними, чтобы обогнать их с левой стороны. Опасайтесь автомобилей, обгоняющих вас, а затем притормаживающих так, что вы догоняете их и начинаете обгон… справа. Наиболее вероятно, что они останавливаются, чтобы повернуть направо… поэтому вам нужно обернуться назад и сдвинуться левее, чтобы обогнать вас слева. «Не подрезайте!» Если вы обгоняете остановившиеся автомобили справа, опасайтесь того, что пассажирские двери могут внезапно открыться – особенно, если это такси. Движение слева на расстоянии более метра обычно наиболее безопасный и быстрый вариант.


    Соблюдайте скоростной режим. Для вас как для велосипедиста крайне важно избегать превышения скорости и следовать скоростному режиму в местах, которые предполагают медленное движение(например, около пешеходных переходов и школ).


    Знайте, когда следует двигаться по дороге, когда по обочине, а когда по велосипедной дорожке. Опасайтесь стекол, камней и другого мусора, который часто скапливается на обочине и велосипедной дорожке, потому что их не очищают так часто как обычные дороги. Учтите, что вы берете на себе дополнительный риск, когда передвигаетесь по обочине или велоспиедной дорожке, потому что велосипед становится менее заметным (менее заметный как для водителей впереди, так и сзади). Передвигаясь справа, учтите, что вы становитесь ближе к возможным угрозам, которые могут возникнуть впереди и сокращаете необходимую безопасную зону между велосипедом и возможными препятствиями у края дороги. Короче говоря, принимая решение о том, где вы будете ехать, представляйте, где бы вы поехали, если бы не было полос движения, и передвигайтесь именно таким образом. Запомните, что полосы закреплены в определенном месте, а лучшее расположение на дороге для вас зависит от конкретной дорожной ситуации и дорожных условий, поэтому не стоит слепо доверять разметке велосипедной дорожки.


    Не передвигайтесь по велосипедной дорожке, которая пересекается с зоной дверей припаркованных автомобилей. Учтите, что велосипедные дорожки обычно 1,2 - 1,5 м шириной, поэтому, даже если относительно широкая полутораметровая велосипедная дорожка расположена рядом с припаркованными машинами, вам не следует ехать по этой дорожке. Ваш максимум для передвижения вблизи припаркованного автотранспорта – левая полоса велосипедной дорожки – не ближе.


    Закон редко требует использования велосипедной дорожки за пределами основной дороги, но это может быть предпочтительно, особенно для относительно медленного прогулочного катания. Всякий раз, когда вы приближаетесь к перекрестку или проезжей части, вам нужно быть предельно осторожным при езде по этой полосе, даже больше чем по велосипедной дорожке на дороге, так как водители редко обращают внимание на транспорт за пределами проезжей части.


    Не передвигайтесь по тротуару. Вообще, это не очень хорошая идея - ездить по тротуару, а во многих местах это и вовсе незаконно. Есть одно исключение – это когда тротуар имеет разметку велосипедной дорожки, но будьте осторожны, ведь вам все равно придется делить тротуар с пешеходами, а также другими велосипедистами, двигающимися навстречу вам. В целом, вам по многим дорогам вам будет легче, быстрее и комфортнее передвигаться, чем по обочине с ее неровностями и препятствиями.


    Соблюдайте большую осторожность при влажных погодных условиях. Особенно, если прошел первый дождь спустя некоторое время: масло и смазка поднимаются из гудронированного покрытия на поверхность дороги. Поэтому не прижимайтесь к краю тротуара и не ездите по разметке и крышкам канализационного колодца. Соблюдайте предельную осторожность при перемещениях по ледяной поверхности, а лучше по возможности отложите вашу поездку до послеполуденного времени или откажитесь от нее вовсе.


    Переезжайте железную дорогу/рельсовые пути под правильным углом. В противном случае ваши колеса застрянут в путях или будут скользить по рельсам в дождливую погоду.


    Всегда имейте при себе удостоверение личности, например, паспорт (или копию паспорта) или медицинский полис. Оно понадобится для установления вашей личности медицинсими работниками в случае, если вы будете без сознания.

Часть 4

Будьте заметны

Следуйте этим указаниям, чтобы вас заметили:


  1. Используйте подходящее освещение. У мотоциклов передняя фара должна быть включена всегда, потому что они меньше других транспортных средств и их трудно различить в общем потоке. Велосипед еще меньше. При езде в темное время суток обычно как минимум требуется фонарик спереди, хотя светоотражающие элементы на разных частях велосипеда, наряду со светоотражающей одеждой, о которой мы говори ранее, прибавят ему видимости на дороге. Освещение необходимо как днем, так и ночью:

    • В течение дня мигающий свет спереди необходим для привлечения большего внимания к вам.
    • Ночью, вместо мигающей фары, следует использовать постоянное освещение спереди. Этот постоянный световой поток обеспечит достаточную видимость, в то время как мигающий свет будет раздражать, так как вы можете испытать на себе действие стробоскопического эффекта.
    • Когда стемнеет, используйте налобный осветитель. Наденьте его в тот момент, когда вашим глазам придется излишне напрягаться, чтобы видеть дорогу, даже если небо еще не потемнело; помните, что водителям тоже необходимо видеть вас в сумерках, так что лучше перестрахуйтесь и включите свет раньше, чем позже.
    • Поместите красный светодиодный стробоскоп или маячок на задней части вашего велосипеда или шлема. Вполне нормально для заднего света мигать или иметь специальную форму, потому что таким образом он в меньшей степени, чем переднее освещение, режет глаза водителям, и потому что автомобилисты учитывают не только лишь ваш задний свет при расчете дистанции.

  2. Займите четко просматриваемое положение на дороге. Казалось бы, нет особой разницы - сдвинетесь ли вы на пару десятков сантиметров в одну сторону или в другую, так как вы в любом случае должны попасть в поле зрения водителей. Но это заблуждение исчезает в тот момент, когда вы берете в расчет не поле зрения водителя, а «зону внимания». Находиться в их поле зрения порой недостаточно для того, чтобы вас заметили - вам нужно быть именно в том месте, в котором они вас обязательно заметят – быть там, куда обращено их основное внимание. В то время как «положение мотоциклиста» на полосе движения не гарантирует того, что вас заметят, тем не менее, гораздо менее вероятно и то, что вы останетесь незамеченным, кроме того, вы займете выгодное положение на дороге и сохраните безопасную зону вдали от различного рода препятствий. Также, если у вас есть зеркало заднего вида, вы сможете определить «когда» вас заметили, так как автомобилист, очевидно, притормозит, когда заметит велосипедиста впереди на «своей полосе». Если вы стоите на обочине, они вряд ли будут притормаживать, даже если заметят вас, таким образом, у вас не будет возможности определить, кто вас заметил, а кто нет. Вы всегда можете временно отъехать в сторону, чтобы пропустить быстрый поток, так как лучше всего, чтобы вас видели на полосе движения, а не на обочине.

    Когда вы проезжаете за параллельно припаркованными машинами, сохраняйте необходимую дистанцию между вами и зоной дверей. Столкновение с дверью может привести к серьезным травмам или даже смерти.

    • Автомагистрали могут представлять серьезную опасность для велосипедистов, особенно если они едут не по обочине. Кроме того кое-где это может быть и вовсе запрещено.
    • Не передвигайтесь бок о бок, пока не достигните предельной скорости. Если у вас нет спидометра, предположите какая у вас может быть скорость, но, конечно, лучше меньше, чем больше.
    • Высматривайте собак. Некоторым собакам не нравятся велосипедисты, и они могут расценивать вас как угрозу.
    • Большинство проишествий случается на перекрестках. При интенсивном движении лучше остановиться и катить велосипед через дорогу, даже если есть светофор. Вы никогда не предугадаете, захочет ли водитель проехать на красный свет или сорваться с места так быстро, что даже не заметит вас.
    • Некоторые дороги совершенно не предназначены для безопасной велосипедной езды. Например, шоссе Лопес Матеос в городе Гвадалахара, Мексика очень опасное место, с автобусами и перегруженными фурами, которые едут 100 км/ч и машинами, которые передвигаются со скоростью 120 км/ч. Будьте настороже на таких дорогах, избегайте их по возможости, а если вы вынуждены ехать по таким дорогам, тогда лучше передвигайтесь по обочине, но пропускайте пешеходов. На многих автострадах и шоссе вовсе запрещено передвижение на велосипеде.
    • Учтите, что звук машин перед вами перекрывает звук приближающихся машин за вами.
    • Если вам некомфортно ехать справа из-за автомобилей, которые едут позади вас, сдвиньтесь на обочину и едьте там, но всегда пропускайте пешеходов. Никогда не едьте против движения, так вы сможете избежать лобового столкновения.
    • Если вы едете по велосипедной дорожке или по обочине, соотносите свою скорость со скоростью передвижения других участников движения на вашем пути. Как только вы поймете, что двигаетесь быстрее, чем 16 км/ч или вдруг окажетесь на обочине с большим скоплением пешеходов, возможно лучше будет сместиться на более спокойную и широкую часть улицы.
    • Крайне полезным окажется знание об управлении автомобилем. Таким образом, вы сможете избежать ситуаций, когда водитель будет вынужден совершать экстренные маневры, чтобы избежать столкновения с вами.
    • Знайте правила, когда отправитесь в путешествие. В большинтсве городов Европы есть велосипедные дорожки справа вдоль улицы. Полоса движения, примыкающаяй к проезжей части, отведена для велосипедистов; следующая полоса для пешеходов. Водители рассчитывают, что вы будете двигаться строго по выделенной полосе и не планируете выезжать на дорогу.

Правила дорожного движения для велосипедистов в 2017 году


Со временем, все чаще можно заметить на улицах города велосипедистов, нет, не спортсменов, а любителей. Конечно, в ПДД есть и для них статейки. Ведь, постоянные участники дорожного движения активно, контактируют с владельцами велосипедов.
В этой статье Вы подробно узнаете все требования, установленные для велосипедистов в 2017 году.

Основные термины;
Общие требования ПДД для велосипедистов;
Какая максимальная скорость велосипедиста?;
Расположение велосипедистов для движения на дороге;
Привилегии велосипедистов;
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?;
Штрафы для велосипедистов.
Основные термины
Дорогой читатель, мы начнём с самого простого. Что такое Велосипед?
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток.
Мы узнали, что велосипед-это транспортное средство. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.

Велосипедисты и пешеходы
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Велосипедная дорожка
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Велопешеходная дорожка
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Светофоры
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Сигналы маневрирования
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Световые приборы
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.


Определение элемента дороги для движения на велосипеде
Для велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедистам до 14 лет запрещается движение по проезжей части и обочине.
Для велосипедистов в возрасте младше 7 лет
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедисты младше 7 лет должны двигаться на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов.
Правила движения велосипедистов по проезжей части
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Правила движения велосипедистов по тротуару и пешеходным зонам
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
На тротуаре пешеходы и другие лица имеют полное преимущество перед велосипедистами. Это также относится и к пересечению дорог и пересечению выездов с прилегающих территорий при движении велосипедиста по тротуару.
Велосипедистам запрещается
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Нарушения Правил дорожного движения рассмотренных в этой статье для велосипедиста будут стоить 800 рублей, а в случае совершения нарушения в состоянии опьянения от 1000 до 1500 рублей.

Техника безопасной и комфортной езды на загородной дороге.

Скорее всего, велосипед приобретается для того, чтобы ездить на нем за городом. Кто-то будет ездить на рыбалку, кто-то - за продуктами в соседнюю деревню, кто-то планирует приобщиться к велотуризму. То есть, большинство велосипедистов собирается ездить на своих велосипедах по загородным дорогам.

По каким дорогам не стоит ездить на велосипедах?

Во- первых, не надо ездить на велосипеде по автомагистралям. Обычно на таких дорогах очень интенсивное движение автомобилей, поэтому в безопасности вы там чувствовать себя не будете. О какой безопасности может идти речь, если в метре от вас со скоростью 80-90 км/ч проносятся автомобили, по большей части большегрузные? Воздух на таких дорогах, как правило, сильно разбавлен выхлопными газами, поэтому комфортной езды там не получится.

Во- вторых, следует избегать дорог с большим количеством грузовиков. Это не обязательно будет шоссейная дорога. Зачастую опасно выезжать на лесовозные дороги, по которым перевозят лес в хлыстах. Скорости движения лесовозов на таких дорогах, правда, небольшие, но на повороте дерево может смести с дороги, как веником, не только велосипед, но и легковой автомобиль.

Как следует ехать по загородной дороге?

Начнем с того, что на любой дороге действуют правила дорожного движения (ПДД), и раз уж вы по этой дороге едете (или идете пешком), вы должны эти правила соблюдать.

Если на дороге, по которой вы едете, присутствует автомобильное движение (даже небольшое), то следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. На загородной дороге не будет возникать таких ситуаций, когда вам нужно будет перестроиться на середину правого ряда. Поэтому надо ехать возможно правее, и без серьезных оснований перемещаться влево не следует.

Если же достаточно серьезные основания появились, (например, надо объехать колдобину в асфальте), то не забывайте сначала обернуться и посмотреть, не обгоняет ли вас сзади автомобиль (или другой велосипедист). А лучше поискать возможность объехать эту колдобину справа, по обочине.

В крайнем случае (слева - плотный поток транспорта, а колдобина большая и справа ее объехать не получается) останавливайтесь, слезайте с велосипеда, и обходите препятствие пешком. Пусть дольше, но спокойнее.

Если на узкой дороге много автомобилей, то, возможно, вам безопаснее будет ехать по обочине.

Во время езды посматривайте на дорожные знаки и соблюдайте их требования.

Конечно, не все дорожные знаки имеют отношение к велосипедистам. В частности, знаки ограничения скорости, скорее всего, к вам не относятся: вряд ли вы сможете значительно превысить скорость на велосипеде. А вот знаки приоритета к велосипедистам имеют самое непосредственное отношение. Проезжая перекрестки и примыкания дорог, смотрите на эти знаки, разбирайтесь, кто сейчас имеет преимущество, и уступайте дорогу, если это требуется.

Лучше всего велосипедист чувствует себя на такой дороге, на которой нет автомобильного движения. По лесной просеке вы, в принципе, можете ехать так, как вам заблагорассудится. Вероятность встретить там автомобиль достаточно мала, а даже если вы и встретите какого-нибудь грибника или рыбака, заехавшего в лес на машине, то он не будет ехать по такой дороге намного быстрее вас. И вы между собой уж точно разберетесь, какими бортами сейчас вам следует разъезжаться. Но следует помнить, что правостороннее движение действует и на таких дорогах. И правило правой руки - тоже.

Соблюдайте скоростной режим.

Вне населенных пунктов качество дороги может меняться быстро и неожиданно. Например, ровный свежеуложенный асфальт может закончиться, и на дороге появятся огромные колдобины и ямы. Распространенная ситуация - вы едете по хорошо укатанной грунтовой дороге. Дорога спускается к реке, и на спуске вы развиваете приличную скорость. А перед самым мостом твердая дорога сменяется рыхлым песочком (иногда еще с крупным гравием), по которому ехать с большой скоростью - означает почти гарантированное падение. Причем не всегда этот переход можно заблаговременно разглядеть и снизить скорость.

Вывод - При движении по незнакомой местности соблюдайте скоростной режим. Не следует сильно разгоняться на спуске с горы, если вы не знаете совершенно точно, что вас ожидает внизу.

Езда в группе.

Если вы едете по дороге не один, а в компании таких же, как и вы, велосипедистов, то надо соблюдать некоторые правила езды в группе.

Соблюдайте дистанцию.

Представьте себе, что велосипедист, едущий впереди вас, увидел препятствие, и неожиданно применяет экстренное торможение. Или, например, не замечает колдобины в асфальте, теряет контроль над велосипедом, и падает. Успеете ли вы остановиться? Не всегда есть возможность объехать препятствие, не снижая скорости.

Поэтому одно из основных правил при езде в группе - соблюдайте дистанцию. Дистанция зависит от многих факторов - скорости движения, рельефа местности, качества дорожного покрытия. На спусках, на скользких участках, а также в условиях недостаточной видимости дистанцию следует увеличить. Вы должны успеть остановиться в самом худшем случае. Несоблюдение этого правила при езде в группе приводит к массовым падениям - велосипедным завалам, в которых участники очень просто могут получить травмы, а велосипеды - поломки.

Вывод: дистанция должна заведомо больше вашего тормозного пути.

Нельзя ехать в несколько рядов по дороге с автомобильным движением.

Другая ситуация - вы не спеша едете по дороге рядом с другим велосипедистом и мило беседуете друг с другом. В это время вас пытается обогнать автомобиль. Одного велосипедиста он обгонит быстро и безопасно, (для этого ему достаточно немного сместиться влево). А для обгона вас двоих автомобиль должен выехать на встречную полосу. Будет ли она свободна на достаточном для обгона расстоянии? И сможет ли водитель автомобиля завершить маневр, выдержав при этом безопасный боковой интервал? Да и успеет ли он снизить скорость на извилистой дороге, если увидит вас в самый последний момент?

Вывод: на дороге с автомобильным движением выстраиваться в несколько рядов не следует. Если уж очень захотелось ехать рядом, то делайте это только на прямых хорошо просматриваемых участках, и периодически посматривайте назад (в зеркало заднего вида). При появлении автомобиля сзади немедленно перестраивайтесь в один ряд.

Без крайней необходимости не следует обгонять велосипедиста справа.

Еще одна неприятная ситуация, которая может произойти при езде в группе. Вы едете за другим велосипедистом, и принимаете решение его обогнать. Влево вам смещаться не хочется (слева от вас едут автомобили), и вы решаете обогнать велосипедиста справа. Вы съезжаете на обочину, и начинаете обгон. В это время тот, кого вы обгоняете, видит препятствие, (колдобину в асфальте), и решает ее объехать. Влево ему смещаться тоже не хочется, по той же причине, что и вам. Поэтому он начинает объезжать колдобину в асфальте справа, по обочине. А на этой обочине как раз оказываетесь вы. В результате вы сталкиваетесь, падаете.

А почему такая ситуация не может возникнуть при обгоне слева? А потому, что перед перестроением влево велосипедист всегда должен посмотреть, не обгоняет ли его в это время кто-нибудь (автомобиль, или другой велосипедист). А перед перестроением вправо он этого делать не обязан - он и так едет по правому краю проезжей части, правее его никого быть не должно.

Вывод - Без крайней необходимости не следует обгонять велосипедиста справа. Если уж вы решились на такой маневр, то всегда четко предупреждайте того, кого вы обгоняете:

Коля, я обгоняю справа!.

Не забывайте подавать сигналы.

Всегда предупреждайте других участников движения о том, что вы собираетесь делать. В ПДД указано, что перед поворотами, перестроениями, а также перед остановкой велосипедист должен подавать сигналы рукой. Но при езде в группе велосипедисты применяют дополнительные сигналы, предупреждая друг друга о препятствиях на дороге. Например, о колдобине, об осколках стекла, и о других предметах, наезжать на которые на велосипеде не стоит. Иногда приходится вводить специальные сигналы. Например, предупреждая о порыве ветра.

Если группа большая

Если группа, в которой вы едете, небольшая, (2-4 человека), то в движении вы все находитесь в пределах видимости и слышимости друг друга. Если кто-то начинает отставать, или вынужден остановиться, то он всегда сможет сообщить об этом остальным.

А теперь представьте, что вы едете по дороге не вдвоем-втроем, а в большой компании. Силы у участников группы немного разные, велосипеды - тоже, поэтому все едут с различными скоростями. В результате некоторые участники немного уезжают вперед, другие - немного отстают. В какой-то момент отстающие теряют из вида тех, кто уехал вперед. И тут кто-нибудь из отстающих прокалывает колесо... Прокол совместными усилиями устраняется, на что тратится несколько минут, но отстающие становятся безнадежно отставшими - те, кто уехал вперед, никогда об этом не узнают! То есть группа разделилась на две, (на три или более) части. Бывает, что в результате такого разделения участники едут в различных направлениях (если уехавшие вперед пропустят нужный поворот). А что будет, если у кого-нибудь из отделившихся участников произойдет серьезная поломка? Потребуется инструмент, находящийся в общественном ремнаборе, а он находится у другого участника, который уехал вперед в неизвестном направлении.

Чтобы такого не происходило, при езде в группе надо соблюдать несложные правила.

Из числа участников назначаются два человека - направляющий и замыкающий.

Направляющий едет впереди группы, его никто не обгоняет. В задачи направляющего входит ориентирование на местности (то есть он должен хорошо представлять, куда надо ехать). Периодически (например, через 40 минут езды, или через каждые 10 км) направляющий останавливает группу (отдохнуть), и дожидается замыкающего. Группа останавливается также на неочевидных поворотах, развилках дорог.

Замыкающий едет последним, и никого не обгоняет. Он едет за отстающими участниками, при возникновении проблем помогает их устранить. У замыкающего должна быть аптечка, ремнабор, и все необходимые навыки по оказанию технической и медицинской помощи.

Все остальные участники едут по дороге между направляющим и замыкающим. Если все будут соблюдать эти правила, то шанс потерять половину группы становится нулевым.

Естественно, направляющий и замыкающий должны быть достаточно сильными и уверенными в себе. Что будет, если сломается велосипед у замыкающего, а устранить поломку своими силами он не сможет? Правильно, направляющий, в очередной раз остановив группу и не обнаружив замыкающего, поедет навстречу ему. А что будет, если направляющий допустит ошибку в ориентировании и свернет не туда? Тогда вся группа развернется и поедет искать правильный путь.

Конечно, эти правила не следует возводить в разряд догм. В частности, замыкающий может обогнать некоторых участников (например, при движении на подъеме), - ехать в горку медленно довольно тяжело, особенно на груженом велосипеде. Просто ему не стоит надолго терять из виду участников, оказавшихся сзади. Достигнув конца подъема, замыкающий должен остановиться, и подождать всех, кого он обогнал.

Точно так же, иногда сильный участник может обогнать направляющего, только надо предупредить его и договориться о месте встречи (мы c Колей поедем побыстрее, и через три километра ждем вас в деревне, у магазина).

Езда по левой стороне дороги.

Иногда приходится видеть велосипедиста, едущего по левой стороне дороги, по обочине. Насколько это оправдано?

Если следовать правилам, по левой обочине должны двигаться пешеходы. Велосипед же является транспортным средством, и должен ехать по проезжей части (по правому краю). С этой точки зрения, езда на велосипеде по левой обочине - это нарушение правил.

С другой стороны, бывает, что, например, ехать по проезжей части не получается (интенсивный поток транспорта), а встречная полоса свободна. И тогда действительно безопаснее перейти на левую обочину (а не навстречную полосу проезжей части!) и ехать по ней (на правах пешехода).

В остальных случаях на велосипеде лучше ехать по правой стороне, как это принято во всех странах с правосторонним движением.