Портал для автолюбителей

Архивы рубрики: История. Михайло-архангельский собор Михайло-Архангельский собор - памятник окончания Смутного времени на Руси

Соборный комплекс Бронниц находится в самом центре городка. А центральное место в ансамбле занимает собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных. Стоит он здесь уже 310 лет...


Бронницы известно с 1453 года. Тогда это было крупное торговое село Бронниче (или Броничи), царская вотчина.
Происхождение названия точно неизвестно: возможно, когда-то тут жили мастера-бронники (изготовлявшие броню). А может, был брод через Москву-реку («бродничи»). Также не исключено, что на этом месте произошла какая-то кровопролитная битва (брань).


Впервые Бронницы — еще село — упоминается в завещании жены великого князя московского Василия Дмитриевича — Софьи Витовтовны. Согласно пожеланию княгини, село отошло ее внуку Юрию. А тот уже передал его Боровскому Пафнутьеву монастырю.


Село удачно располагалось на торговых путях и быстро развивалось.

В 1782 году Бронницы в результате губернской реформы Екатерины Ⅱ приобрели статус уездного города. Причем треть жителей уезда стали дворцовыми крестьянами. В Бронницах же, по статистике того времени, было, как в крупном селе, — купцов, мещан и других жителей — 639 мужчин, земли под селением — 126 десятин, пашенной земли — 677 десятин, покосов сенных — 52 десятины, 8 десятин леса да 44 десятины «остальной земли», малопригодной в хозяйстве.

ГОРОДСКОЙ СОБОР

В начале ⅩⅧ столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

Ведь традиционно через Бронницы пролегал путь русских дружин в Коломну. Здесь бойцы останавливались на привал, и, конечно, им нужен был храм для молитвы перед боем. Поэтому собор решено было посвятить Архангелу Михаилу — Архистратигу воинства Небесного.


Михайло-Архангельский собор

Между прочим, построили его так качественно, что на протяжении столетий он не требовал ремонта и до наших дней он дошел практически без изменений.

Правда, Архангельский храм был холодным. Поэтому к середине ⅩⅧ века в Бронницах возвели отдельную теплую церковь, посвятив ее Иоанну Милостивому. В архивах сохранились путевые заметки географа и историка Герарда Миллера. В 1778 году он проезжал через Бронницы и отметил, что «в них две каменные церкви: 1) Михаила Архангела, 2) Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».



В 30-е годы ⅩⅨ века стадо понятно, что стоявший рядом с собором храм Иоанна Милостивого стремительно разрушается, несмотря на все попытки горожан поддерживать его в порядке.
И тогда местные жители обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету с просьбой разрешить изменить план церковных построек Бронниц и пристроить «к холодной соборной Михайло-Архангельской церкви двух теплых приделов и к сим новой колокольни».

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Жителям предложили проект. Но заявленные в нем церковь и колокольня оказались несоразмерно большими, они диссонировали с собором Архангела Михаила.
Поэтому бронничане попросили другой проект, и среди горожан, подписавших этот документ, был, как известно, «полковник и кавалер Иван Александрович сын Фонвизин», человек, немало сделавший для родного города: открыл у себя в имении ланкастерскую школу, закупил мебель для уездного училища... Так что в итоге появился второй проект, автором которого был московский архитектор А. М. Шестаков, - классический шестистопный однокупольный храм, посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери, спасавшей людей во время эпидемии чумы. В ней предполагались два придела — Никольский и Иоанна Милостивого.


Строительство (на пожертвования местных жителей) началось в 1840 году. Закончилось через шесть лет, и тогда купец А. М. Кононов взялся за оформление интерьеров. Освятили церковь в 1848 году. В конце XIX века храм украсили росписями, выполненными художником Розановым.

Приписные храмы

храм иконы Божией Матери Иерусалимская
храм-часовня иконы Божией Матери Иерусалимская


Настоятель храма — протоиерей Георгий Пищулин

Адрес:
140170, Московская обл., г. Бронницы, ул. Советская д. 61


Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов. В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Ныне действующий храм.

Нижегородский кремль - выдающийся образец древнерусского и европейского оборонного зодчества, один из первых каменных кремлей на Руси, рассчитанный на применение артиллерии. Он был возведен в 1500-1511 гг. и с точки зрения архитектуры, истории, археологии и градостроительства представляет особо ценный объект. На территории кремля находятся 15 памятников истории и культуры, из них 8 - федерального значения: Михайло-Архангельский собор, внутри которого находится могила Кузьмы Минина; Дворец губернатора; дом вице-губернатора; Дом Советов; Арсенал; Корпус присутственных мест; Обелиск в честь руководителей народного ополчения Минина и Пожарского. В Нижегородской губернии, в то время входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, по велению великого князя 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг. Юрия Всеволодовича было возведено несколько церквей. В 1225 году был построен белокаменный Спасский собор с декором зооантропоморфного типа, который простоял до 1670-х годов, был разобран и выстроен заново.

Одним из самых древних сохранившихся памятников является Михайло-Архангельский собор. На его месте при основании города в 1221 году была построена деревянная церковь, которая уже в 1227-1229 гг. была заменена каменным зданием. Белокаменная церковь также имела декор зооантропоморфного типа. В 1359 году она была капитально перестроена и играла роль церкви при хоромах великого князя. Поэтому в ней долгое время хоронили великокняжеских князей. Ориентировочные места их захоронений отмечены надписями в нишах западной стороны церкви. Найденные под полом и рядом с Архангельским собором при археологических раскопках 1960 г. фрагменты, относящиеся к тому времени, не дают полного представления о предыдущей постройке. Археологи обнаружили план древнего собора, построенного в XIII-XIV веках, по конфигурации стен и размеров он почти точно соответствовал плану существующего в настоящее время здания. Более позднее сооружение было смещено к западу, и, таким образом, фундаменты алтаря древнего храма XIII века оказались вне стен здания XVII века. Для лучшей сохранности древняя бутовая кладка по всему прежнему периметру прикрыта новой кладкой, выступающей из земли. Найденные внутри помещения остатки старых фундаментов частично закрыты кирпичным полом, восстановленные на уровне пола XVII века. В специально оставленных углублениях, соответствующих уровню более древнего пола XIV века, видны части раскрытых участков. Покрытие пола было выложено из квадратных керамических плиток с узором из шестиконечных звёзд, нанесённых белым гипсом по красному фону обожжённой глины. Такой пол по материалу и по рисунку не имеет аналогов ни в русской, ни в какой-либо иной средневековой архитектуре.

Дамир Хайретдинов, кандидат исторических наук, в своей статье "Кто основал Нижний Новгород? или Да здравствуют идеологи!" пишет: "В 1960 году, при реставрации здания собора, была обнаружена совершенно неожиданная находка остатков пола с орнаментом из заполненных гипсом шестиконечных звезд. Несмотря на то, что эти плитки были отнесены к XIV веку, совершенно очевидно, что такие рисунки в то время не могли возникнуть в христианском православном храме. Получается, они существовали здесь еще до создания храма. Эти узоры характерны только для двух видов культуры: иудейской и мусульманской. Очевидно, что иудейская культура проникнуть на эти земли в указанные века не могла. Шестиконечные звезды характерны и для масонских культовых зданий, причем масонские символы часто присутствуют в христианских церквях в закамуфлированном виде, однако, эта культура получила распространение в России только начиная с XVIII века. В истории исламской архитектуры шестиконечные звезды — частый и широко распространенный орнамент.

"Первоначальный каменный храм был намного ниже современного. Он имел одну главу, которую поддерживали четыре квадратных столба. Основания этих столбов можно видеть внутри собора, вокруг них выложены участки пола, окружающие сохранившиеся его фрагменты и повторяющие найденные здесь в совершенно разложившемся виде плитки древней выстилки. Отдельные плитки, которые могли быть реставрированы, представлены на экспозиции в самом соборе и в музее. Богатые украшения стен храма ХIII века подтверждаются ценной археологической находкой вырезанной из камня головы льва. При разграблении Н. Новгорода татарами в 1377 и 1378 годах собор сгорел и частично обрушился, после чего долгое время стоял в развалинах. Только к 1628-1631 гг., в период восстановления страны после тяжелых событий начала столетия, вернувшийся из польского плена, патриарх Филарет Никитич в 1625 г. взял Н. Новгород под свое личное покровительство. Собор в скором времени по царскому заказу и за счет государственной казны был возрожден подмастерьями каменных дел Лаврентием Семеновым сыном Возоулиним с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы. В ходе их Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца - стал Антипа Константинов сын. При строительстве были соблюдены размеры и план старого здания, но полностью изменена конструкция и внешний облик, по существу, был построен совершенно новый шатровый храм с тремя притворами, с колокольней над южным входом. В начале 17 в. наша страна переживала тяжёлые годы иноземной интервенции. Тогда-то в 1612 г. К. Минин и Д. Пожарский организовали народное ополчение, изгнавшее захватчиков. В память этой победы и был восстановлен из руин собор, посвящённый Архангелу Михаилу - святому, который считается покровителем воинов. Теперь собор, в соответствии с мемориальным назначением его как памятника победы нижегородского ополчения, был завершен уходящим вверх величественным шатром, перекрывающим единое пространство храма.

Собор Михаила Архангела к началу XVII в. сохранился, вероятно, только частично и не использовался. Вот что о нем сообщает писцовая книга: «Соборная церковь архангела Михаила каменная, ветха, развалилась и службы в ней нет давно». В 1672 году с юга к нему был пристроен придел, впоследствии искаженный переделками и в настоящее время разобранный, как нарушавший единство первоначальной композиции и потерявший историческую ценность. Здание сильно пострадало от пожаров в 1704 и 1715 годах, собор лишился своего древнего иконостаса. В течение ряда лет здание стояло пустым и только в 1732 г. его вновь отремонтировали и отделали. Большие ремонтные работы велись в 1795, 1845 и в 1909-1910 годах. В 1962-1963 годах собор был реставрирован и в него перенесен прах К.Минина, который покоится теперь под скромной плитой в северо-западном углу храма, осененный знаменами нижегородских ополчений, организованных при освободительных войнах 1612 г., 1812, 1856, 1877 годов. Кроме того, в соборе похоронены нижегородские князья XV века - Василий Семенович Кирдяпа, умерший в 1404 году, Иван Васильевич - в 1416 году и последний великий князь нижегородский, еще носивший этот титул Василий Юрьевич, скончавшийся в 1450 году, а также члены их семейств. Места их захоронения не известны, и их имена отмечены только надписями в аркосолиях западной стороны собора. У южной стены сохранилась каменная доска-надгробие детей одного из нижегородских губернаторов XVIII века - Друцкого.

С точки зрения архитектуры Михайло-Архангельский собор имеет несколько интересных особенностей. Его моленный зал объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен - прямоугольник с тремя папертями по странам света и трехчастным алтарем. В построении композиции здания выявляются модульность построения: отправной величиной служит толщина задней стены (162 см = 3/4 каменной сажени) - четверик, равен 8х8, его высота равна 7х, радиус внешней стены центральной апсиды равен 2х и т.д. Задняя паперть сдвинута к северу и главный портал входа оказался смещен с центральной оси, северняя паперть приобрела трапециевидный план, что дало возможность уравновесить в общей композиции колоколенную надстройку, внутристенный вход на нее сделать более пологим. Модульность в построении композиции храма говорит о преемственности Владимиро-Суздальской архитектурной школы. В соборах Владимира и Суздаля изначальным модулем также служила толщина задней стены.



Архангельский собор - замечательнейший храм, как один из древнейших в городе по первоначальному своему построению, современный его основанию. В 1221 г. св. князь Георгий Всеволодович, основав Нижний Новгород, построил в нем и первую церковь деревянную во имя св. Архангела Михаила. В 1227 г. тот же князь вместо деревянной церкви построил каменную, которая со времени утверждения в Нижнем Новгороде великокняжеского престола (1350 г.) сделалась придворным храмом нижегородских князей. Но так как эта церковь к тому времени уже значительно обветшала, то второй вел. князь нижегородский Андрей Константинович в 1359 г. построил на том же месте новый каменный, стены коего сохраняются и до настоящего времени.

В течение своего долговременного существования Архангельский собор, страдая неоднократно от нападений вражеских и от пожаров, к началу XVII в. дошел до такого положения, что требовалось капитального возобновления, каковое и было сделано в 1624-31 гг. при царе Михаиле Федоровиче на счет царской казны. При этом возобновлении изменен был несколько и внешний вид храма: своды в нем были разобраны и вместо них на старых стенах устроен был каменный шатровый верх, сохранившийся доселе. В 1672 г. к собору был пристроен придел во имя св. еванг. Иоанна Богослова, во имя которого был престол в теплой деревянной церкви, стоявшей подле этого собора и сгоревшей около половины XVII в.

В последующее время пожары, бывшие в Кремле в 1704 и 1711 гг. и особенно большой пожар в 1715 г., нанесли столько повреждений этому собору, что он был закрыт для богослужения. В таком состоянии Архангельский собор находился до тех пор, пока в 30-х гг. XVIII в. не был возобновлен старанием нижегородского вице-губернатора Волынского, который устроил в нем и новый, доселе существующий, иконостас и снабдил его потребною утварью, после чего собор и был освящен 18 марта 1732 г. В 1795 г. был возобновлен и придел собора другим вице-губернатором князем Долгоруким, причем, по желанию его, престол в приделе был освящен не только во имя еванг. Иоанна, а еще во имя св. князя Георгия, основателя Нижнего Новгорода.

В период самостоятельности Нижегородского великокняжества (1350-92 гг.) Архангельский собор был придворным храмом, а с утратою этой самостоятельности он сделался усыпальницею некоторых потомков первого князя Константина Васильевича. Здесь погребены: правнук Константина князь Василий, сын Симеона Кирдяпы, скончавшийся в Нижнем Новгороде в 1404 г.; сын его князь Иван Васильевич Горбатый-Суздальский; князь Иван Васильевич, сын Василия Кирдяпы и правнук Константина Васильевича; князь Василий Юрьевич, племянник Ивана Васильевича Кирдяпы. Кроме того, здесь погребены князья, известные только по именам: Петр, Зиновий, Зосима, Иона (последние оба иноки) и княгиня Ирина.

Из древних икон в соборе замечательны: явление Архангела Михаила Иисусу Навину близ Иерихона, икона относится по первоначальному письму к XIV в.; Киево-Печерская икона Божией Матери; преп. Марии Египетской; св. Николая Мирликийского и Воскресения Христова с изображением вокруг страданий Спасителя. Их древних св. вещей в соборе сохраняются: небольшая плащаница, шитая золотом и шелками по белому атласу; напрестольный крест с частицами мощей разных святых, приложенные боярином Головиным.

М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления 1895 г.



В 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович, вынужденный оборонять границы своего княжества от мокшан, волжских булгар и марийцев, основал при слиянии Оки и Волги крепость - Новгород Низовской. Одновременно он поставил на территории крепости деревянный храм с очень характерным "мужественным" посвящением - Михаилу Архангелу (интересно, кстати, что не Георгию Победоносцу; возможно, в этом сказалась скромность князя, имевшего своим небесным покровителем как раз вмч. Георгия). Спустя несколько лет, в 1227 году, вместо деревянного храма выстроили каменный с тем же посвящением Архангелу Михаилу. В прошлом многие исследователи не спешили принимать этой даты на веру, поскольку нигде, кроме как в Нижегородском летописце, надёжность которого вызывала сомнения, её не содержалось. Однако раскопки, проводившиеся на территории Нижегородского кремля в середине ХХ века (руководил ими Н. Н. Воронин), подтвердили древность храма. Археологи нашли фрагменты белокаменного декора и фундаменты, красноречиво свидетельствовавшие о принадлежности первоначального Архангельского собора к владимиро-суздальской архитектурной школе. Более того, расположение фундаметов позволило судить о его облике: он был, согласно реконструкции Воронина, трёхапсидным, с тремя притворами и "почти шестистолпным" (восточная пара столпов составляла часть восточной стены). Вплоть до ХIV века мы больше не имеем никаких сведений о соборе Михаила Архангела. Вероятно, в эту пору, чрезвычайно тяжёлую для Древней Руси, на его поддержание не находилось ни сил, ни средств. Но в 1350 году город стал столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского княжества. Новый статус обязывал, и под 1359 годом Нижегородский летописец сообщает, что "князь Андрей Константинович в Нижнем Новгороде построил церковь каменную, святаго архистратига Михаила, близ двора своего". Есть основания полагать, что и этот собор недолго простоял.

В 1377 и 1378 годах Нижний Новгород разоряли татары, и собор не мог не обратить на себя их внимания. Это предположение подтверждают и археологи, обнаружившие во время раскопок в соборе следы пожара в слое ХIV века. И едва ли не с того самого времени Архангельский собор стоял в развалинах, хотя по-прежнему считался княжеским храмом и был местом захоронения представителей княжеской фамилии. Следующие достоверные известия о соборе Михаила Архангела относятся уже к "романовской" эпохе. Писцовые книги (1621-1622) сообщают: "Соборная церковь Архангела Михаила каменная, ветха, развалилась, и службы в ней нет давно". Михайло-Архангельский приход, однако, существовал, но богослужебная жизнь его происходила в выстроенной по соседству деревянной Иоанно-Богословской церкви (по-видиму, тёплой). В 1628-1631 годах собор Михаила Архангела восстановили (по сути, выстроили заново) на казённые средства - в память о том, что именно в Нижнем Новгороде и по инициативе нижегородских граждан собралось Второе ополчение. И тут встаёт вопрос - почему бы не построить собор, "как было"? Да, конечно, простояв несколько столетий в руинах, он, возможно уже не имел "первозданной отчётливости форм", но что-то же оставалось. Однако храм получил шатровое завершение. И это - как справедливо указывали многие авторы, писавшие о Нижегородском кремле, - подчёркивало его статус храма-памятника. Имена строителей нового Михайло-Архангельского собора история для нас, к счастью сохранила. Это были каменных дел подмастерье Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа. И уже так полюбились мастера нижегородцам, что после постройки кремлёвского собора им пришлось задержаться в Нижнем, сооружая храмы в Печерском монастыре. Кстати, именно из письма печерского архимандрита Рафаила нам становятся известны некоторые подробности о постройке собора: "...В Нижнем нове городе соборная каменная церковь Архангела Михаила отделана совсем а тое соборную церковь делали ваши Государские подмастерья Лаврентий Возоулин да пасынок ево Онтипа да с ним у того церковного дела было сорок человек каменщиков нижегородцев и то церковное каменное дело совсем отделано... велити Государи... в печерский монастырь дати своего Государского подмастерья Онтипу Лаврентьева пасынка Возоулина да нижегороцких и балахонских каменщиков и кирпичников, которые делали с ним соборную церковь Архангела Михаила и велити Государи остатошную известь и камень и лес подвязной и всяких железных снастей чем то церковное дело делати что осталось у соборные церкви Архангела Михаила..."

С самого начала Михайло-Архангельский собор мыслился как общенациональная святыня, особо значимый для Нижнего Новгорода памятник. Этот статус позволил ему прожить несколько столетий без существенных изменений, хотя поводы для них - прежде всего пожары - представлялись с печальной частотой. Серьёзно страдал собор от пожаров 1704, 1711 и 1715 года. В 1795 году последовал ремонт, коснувшийся, главным образом, интерьеров. В частности, известно о том, что именно в это время собор расписали "альфреско". Росписи просуществовали в соборе ровно полвека, до очередного "поновления". В ХIХ веке монументальная храмовая живопись как жанр переживала эпоху упадка, и собор Михаила Архангела снова был расписан "по-новому". Живопись была выполнена на холсте, наклеенном на стены; составляли её сюжеты частью священные (Архангел Михаил поражает змия), частью исторические (сражение князя Георгия Всеволодовича с мордвой, основание Новгорода Низовского). Помимо того, именно в этот период пол в соборе застелили чугунными плитами, вызолотили иконостас и устроили хоры в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены. Прошло ещё пятьдесят лет, прежде чем собор взялись ремонтировать опять. Тогда между колокольней и церковным шатром была устроена четырёхугольная башня, вход в которую сделали в стенах самой церкви; с башни в старину была устроена смотровая площадка. Следующий ремонт приурочили к открытию в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки в 1896 году. Тогда решили "... Сделать холодный главный храм собора теплым". Недостаточность средств (собор не имел своего прихода, его жизнедеятельность обеспечивал город) не позволила воплотить всё задуманное в ходе ремонта 1895-1896 годов. А укрепление стен оставили до лучших времён. "Лучшие времена" опять оказались связаны со значительным историческим событием, в которое был "замешан" Нижний Новгород, - 300-летием Дома Романовых. К 1913 году требовалось привести святыню в благолепный вид, но теперь это делалось не так просто, как ещё пятьдесят лет назад. Императорская археологическая комиссия бдительно следила, чтобы ни одно ремонтное вмешательство не проходило без её ведома. И действительно, новый ремонт был более похож на реставрацию, чем все прочие. Например, мастер-кровельщик, согласно договору, должен был покрыть главку так, чтобы "снятая черепица, по очистке оной от плесени и по промывке, могла быть вновь употреблена в дело". Так мастер и поступил.

В советскую эпоху большинство "культовых" памятников Нижегородского кремля уничтожили. Единственным храмом, оставшимся здесь, был как раз Михайло-Архангельский собор. Но и в нём служба прекратилась в 1928 году. В его стенах устроили архив, и стены скрылись за стеллажами. Только после передачи храма музею-заповеднику появилась возможность его полной реставрации. В начале 1960-х годов проводились археологические изыскания под руководством Н. Н. Воронина. А реставрационные работы возглавил архитектор-реставратор С. Л. Агафонов. Именно в этот период состоялось "визуальное возвращение" собора к 1630-м годам. Позднейшие переделки и пристройки убрали (в частности, разобрали Иоанно-Богословский придел, возведённый в 1670-е годы). Это была самая масштабная и плодотворная реставрация из всех когда-либо проводившихся на памятнике. Затем, уже в конце 1980-х годов, маковки храма и колокольни получили новое черепичное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и началась новая глава в его истории.

На первый взгляд, Михайло-Архангельский собор представляет собой типичный памятник "своего времени", т.е. ХVII века. Перед нами - довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, мы обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его "ровесников". Например, притворы, пристроенные к нему с трёх сторон (их возвели, как показывает исследование кладки, одновременно с четвериком), имеют больше общих черт с владимро-суздальскими памятниками ХIII века, чем с постройками ХVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания "как память о первоначально стоявшем здесь храме". Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчий стремился придать визуальное равновесие ассиметрической композиции собора. Каждая грань четверика Михайло-Архангельского собора завершена рядом из трёх крупных полукруглых кокошников. Такое же завершение имеют и грани восьмерика, но кокошники в данном случае мельче. Скромное оформление равновысоких алтарных апсид включает в себя лишь полуколонки в местах соединения полукружий и широкий карниз под конхами. Компактный объём колокольни завершён маленьким шатром, "тушующимся" в присутствии шатра, венчающего основной восьмерик. Между колокольней и шатром видна своеобразная башенка. О ней в старых источниках говорилось, что она служила для "дозора". Но именно этой цели "башенка", по своему расположению, идеально чужда. Сравнительно низкая, она к тому же "отгорожена" от Волги (то есть от того пространства, за которым более всего требовалась "дозирать") шатром храма. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10.5 м). Высота собора 34 метра.

Интерьер Архангельского собора со своим стремительно уходящим в верх пространством вполне отвечает по образу его наружному объёму. Внутри здания несколько выше сводов, поддерживающих диагональные грани восьмерика, по всему его периметру проходит ряд арок, вынос которых поддерживает суженый таким образом восьмерик. Сужение это настолько незначительно по отношению к пролёту шатра, что устройство арочного ряда должно было только расчленять внутренние пространства храма. Шатёр имеет вверху круглое световое отверстие диаметром всего 66 см. В барабане, стоящем над ним, устроены узкие окна; небольшие размеры отверстия и окон делают их пригодными не столько для освещения, сколько для вентиляции храма. Действительно, внутри собора довольно темно, однако в сочетании с надгробием Кузьмы Минина и надписями о захоронениях князей в арконсолиях некоторая "мрачность" уместна.

Своё современное "наполнение" храм получил уже в 2000-е годы, когда в нём установили простой тябловый иконостас (именно такой иконостас сюда наиболее подходит; пышная барочная рама не соответствовала бы строгому, отчасти "склеповидному" интерьеру). Стены храма изнутри побелены. Это не исключает возможности украшения их когда-нибудь в дальнейшем росписью, однако подход здесь должен быть максимально осторожным: лучше ничего (тем более что белые стены всё-таки в известной степени "осветляют" интерьер), чем безыскусная, ремесленная роспись, от которой собор в прошлом уже успел настрадаться. На особом месте в Михайло-Архангельском соборе находится икона его основателя - великого князя Георгия Всеволодовича, принявшего мученическую кончину в бою с татарами и прославленного Церковью. Икона установлена у левого клироса и содержит частицу мощей князя. Есть в Архангельском соборе и другие иконы, тесным образом связанные с историей Нижнего Новгорода. Одна из таких икон - Казанская икона Божией Матери, полюбившаяся нижегородцам с 1612 года, когда она находилась в стане Второго ополчения. Все эти иконы - современного письма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №103, 2014 г.

Существующий ныне в Нижегородском кремле Михайло-Архангельский собор — прямой наследник храма, выстроенного еще до монголо-татарского нашествия, хотя по его внешнему виду этого и не скажешь. С самого начала собор мыслился как общенациональная святыня, особо значимый для Нижнего Новгорода памятник.

История Михайло-Архангельского собора

В 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович, вынужденный оборонять границы своего княжества от мокшан, волжских булгар и марийцев, основал при слиянии Оки и Волги крепость — Новгород Низовской. Одновременно он поставил на территории Нижегородского кремля деревянный храм с очень характерным «мужественным» посвящением — Михаилу Архангелу. Спустя несколько лет, в 1227 году, вместо деревянного храма выстроили каменный Михайло-Архангельский собор .

Раскопки, проводившиеся на территории в середине XX века, подтвердили древность храма. Археологи нашли фрагменты белокаменного декора и фундаменты, красноречиво свидетельствовавшие о принадлежности первоначального Архангельского собора к владимиро-суздальской архитектурной школе.

В 1377 и 1378 годах Нижний Новгород разоряли татары, и собор не мог не обратить на себя их внимания. Это предположение подтверждают следы пожара в слое XIV века. И едва ли не с того самого времени Архангельский собор стоял в развалинах, хотя по-прежнему считался княжеским храмом и был местом захоронения представителей княжеской фамилии.

Михайло-Архангельский собор - памятник окончания Смутного времени на Руси

В 1628—1631 годах собор Михаила Архангела восстановили (по сути, выстроили заново) на казенные средства — в память о том, что именно в Нижнем Новгороде и по инициативе нижегородских граждан собралось Второе ополчение, положившее конец иноземному засилию и окончанию . Храм получил шатровое завершение. И это подчеркивало его статус храма-памятника.

Имена строителей нового Михайло-Архангельского собора: каменных дел подмастерье Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа.

Заново отстроенный при царе Михаиле Федоровиче, Архангельский собор счастливый, из всех храмов Нижегородского кремля уцелел он один!

Серьезно страдал собор от пожаров 1704 и 1711 годов. Но самое разрушительное воздействие имел на него пожар 1715 года, когда храм «извне и внутри» весь обгорел и семнадцать лет стоял без богослужения, только в 1732 году собор был восстановлен. Тогда же, видимо, шатер собора получил черепитчатое покрытие, впоследствии замененное железной кровлей. Помимо того, именно в этот период пол в соборе застелили чугунными плитами, вызолотили иконостас и устроили хоры в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены.

В советскую эпоху большинство «культовых» памятников Нижегородского кремля уничтожили. Единственным храмом, оставшимся здесь, был как раз Михайло-Архангельский собор. Но и в нем служба прекратилась в 1928 году. В его стенах устроили архив, и стены скрылись за стеллажами.

Только после передачи храма музею-заповеднику появилась возможность его полноценной реставрации. Именно в этот период состоялось «визуальное возвращение» собора к 1630-м годам. Позднейшие переделки и пристройки убрали.

Затем, уже в конце 1980-х годов, маковки храма и колокольни получили новое черепичное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и началась новая глава в его истории. Впрочем, реставраторам удалось вписать несколько веских слов и в эту главу.

Возрождение собора

Сравнительно благополучно пережив эпоху разрушений, собор Михаила Архангела по-прежнему привлекает внимание паломников и туристов.

Решение о возвращении собора Михаила Архангела Церкви было принято еще в 1990-е годы, однако первое богослужение в нем состоялось только в 2000 году.

Расположение храма, его историческая ценность, находящаяся в нем могила Кузьмы Минина — все это делает его центром притяжения для туристов и паломников и значимым пунктом на карте официальных торжеств Нижнего Новгорода. В перерывах между наплывами посетителей и правительственных делегаций собор живет, в сущности, обычной жизнью. При нем действует воскресная школа — занятия проводятся и для детей, и для взрослых. Организуются приходские мероприятия, паломнические поездки.


Саша Митрахович 06.11.2017 07:37


Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода архитектура

Собор Архангела Михаила — шатровый памятник XVII века типа «восьмерик на четверике», наследующий храму XIII столетия. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10,5 м). Высота собора 34 м.

На первый взгляд Михайло-Архангельский собор представляет собой типичный памятник своего времени — довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его «ровесников». Например, притворы, пристроенные к нему с трех сторон имеют больше общих черт с владимиро-суздальскими памятниками XIII века, чем с постройками XVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания «как память о первоначально стоявшем здесь храме».

Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчие стремились придать визуальное равновесие ассиметричной композиции собора.


Саша Митрахович 06.11.2017 07:46


На фото: Тябловый иконостас нижегородского Архангельского собора, установленный в 2000-е годы.

Внутри собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде довольно темно, что и сообщило ему в прошлом репутацию «мрачной церкви», однако в сочетании с надгробием Кузьмы Минина и надписями о захоронениях князей в аркосолиях некоторая «мрачность» уместна.

Свое современное «наполнение» храм получил уже в 2000-е годы, когда в нем установили простой тябловый иконостас. Стены храма изнутри сейчас побелены. Это не исключает возможности украшения их когда-нибудь в дальнейшем росписью, однако подход здесь должен быть максимально осторожным: лучше ничего, чем безыскусная, ремесленная роспись, от которой собор в прошлом уже успел настрадаться.


Саша Митрахович 06.11.2017 08:02


Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения:

  • Богослужения в соборе Архангела Михаила совершаются ежедневно в 8:00
  • Накануне воскресных и праздничных дней служится всенощное бдение
  • В воскресенье начало литургии — в 9:00

Контакты:

  • Адрес: 603082, Россия, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Кремль
  • Сайт собора: www.amnne.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:

Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.

Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.

Расположение на карте:


Саша Митрахович 06.11.2017 08:14


Михайло-Архангельский собор, будучи несколько времени дворцовою великокняжескою церковью, имел у себя усыпальницу для погребения великих князей. Из них, по надписям и древним записям, погребены здесь:

Василий. Это Василий Юрьевич, сын родоначальника князей Шуйских и последний великий князь Нижегородский. Ему Димитрий Шемяка, в 1446 году, отдал было Нижний Новгород в независимое владение, но господство самого Шемяки на другой год после того кончилось. Кончина Василия последовала в 1449 году.

Иоанн. Под этим именем должно разуметь Иоанна Васильевича, который был первый сын Василия Димитриевича и владел Нижним Новгородом как присяжник государя Московского (1417).

Василий. Это второй сын Василия Юрьевича, князь Василий Васильевич, известный в истории под именем Гребенки-Шуйского, до двух раз неудачно сражавшийся в рядах новгородцев (1454) и в Двинской области (1471) против Иоанна III. После того он был наместником государя во Пскове, потом владельцем Нижнего и первым вельможею в совете великого князя Василия Иоанновича. Он был в силе и при правительнице Елене; скончался в 1477 году.

Иоанн. Это Иоанн Васильевич Горбатый, сын Василия Симеоновича, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Московского князя. Он заключил с Василием Васильевичем Темным договор, по которому получил во владение Городец. На печати он назывался великим князем. Как сам он, так и потомки его владели Городцом, Шуею, Юрьевцем и другими городами с правами державных князей. Кончина его последовала в 1458 году.

Петр. Это Петр Александрович Горбатый, сын князя Александра Борисовича, а брат Евдокии Александровны, супруги Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.

Инок Зосима. Инок Иона. Зиновий. Великая княгиня Ирина.

Кто были эти последние три князя и княгиня, определить трудно. Одни разве синодики могут послужить здесь пособием к объяснению лиц.


Саша Митрахович 06.11.2017 08:22

Архангельский собор - самый древний храм Нижнего Новгорода. Это небольшое сооружение, с шатрообразным каменным верхом, который оканчивается одной главой, крытой зеленой черепицей. Увенчан он большим железным прорезным крестом. Этот храм вместе был первоначально построен св. великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем в 1221 году из дерева.

Затем, в 1227 году он был перестроен из камня. Причем князь Юрий наименовал его собором. В 1350 году Константин Васильевич, перевел свой престол из Суздаля в Нижний Новгород. Там он построил главную святыню земли Низовской - соборный храм Преображения, а Архангельский собор он обратил в свою придворную церковь. При сыне Константина, Андрее, это в 1359 году церковь была заново перестроена.

При княжении Димитрия Константиновича во время нашествия татар на Нижний Новгород она, как и многие другие нижегородские храмы, была ограблена и сожжена. Затем ее вновь возродили, так она и стояла до 1620 года. А в этом году, по повелению царя Михаила Федоровича, собор был поправлен, так как от происходивших в кремле пожаров она начинала разрушаться.

Патриарх Филарет Никитич, вернувшись из польского плена, в 1625 году взял Нижний Новгород под свое покровительство. Через два года в город пришел царский указ о возведении за счет государственной казны нового каменного Михайло-Архангельского собора. Храм должен был стать памятником народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского, возвеличением и благополучием которому был обязан род Романовых.

Еще год спустя, весной 1628 года, прибыли в город зодчие Лаврентий Семенов сын Возоулин с пасынком Антипой. В апреле начались работы. Во время этих работ умер Лаврентий. Погребен он был на погосте Печерского монастыря. Антип заканчивал строительство в одиночестве. После смерти отчима он взял отчество-прозвище от имени родного отца - стал Антипа Константинов сын.

При царе Алексее Михайловиче, в 1672 году, был построен придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведена пристройка была над тем самым местом, где во время чумы, случившейся в 1658 году, священники Архангельского собора хоронили мертвых. В 1704 году, во всем кремле свирепствовал пожар, опустошивший Архангельский собор. Служение в храме прекратилось на двадцать восемь лет.

Лишь в 1732 году благодаря инициативе нижегородского вице-губернатора бригадира Ивана Михайловича Волынского и заботам священнослужителей этого храма он был обновлен. В том же году 18 марта храм и освятили. В то время в храме был устроен иконостас, который существует и поныне. Князь Василий Иванович Долгорукий пожелал почтить память основателя Нижнего Новгорода и собора Архангельского св. великого князя Юрия, потомком которого он себя считал.

С этой целью в 1795 году он попросил епископа Нижегородского и Арзамасского Павла II позволить ему отделать придел на свои средства, и что бы придел этот был посвящен как св. евангелисту Иоанну, так и св. князю Юрию. Князь получил на эту просьбу согласие.

Придел был отделан в тот же год. После образования в городе четвертого учебного карабинерного полка из батальона кантонистов Архангельский собор преобразован в полковую церковь. Собор был еще поправлен в 1845 году. Тогда стены внутри главной церкви были украшены изображениями, написанными на холсте, а шатер покрыли голубой краской и расписали звездочками. Иконостасы обоих алтарей были позолочены.

Особенности храма.

Внутри главный храм, как и все старинные церкви, несколько сумрачен. Но это возвышает красоту иконостаса и более выгодно показывает настенные расписные работы нижегородского художника Железнова. На южной стене написан св. Юрий, когда он явился со своими воинами на утесистом берегу Оки и Волги и был поражен красотой местности. Здесь он и представил, что построит здесь новый город и святой храм. Храм изображен как видение.

Алтарь в этом храме немного ниже самых стен и выходит из них тремя полукруглыми выступами. В этом сходство храма с московским Успенским собором и прежним нижегородским Преображенским. Невысокие и узкие окна шириной не более пяти вершков имеют железные решетки и ставни. К собору с южной стороны пристроен невысокий придел с небольшой колокольней, которая заканчивается маленькой каменной главой с крестом. Крест, судя по полумесяцу, который расположен в нижней его части, принадлежит ко времени татарского владычества.

В четырехугольную башню, что между колокольней и шатром церкви, сделан ход в стенах самой церкви. Во время неприятельских набегов в старину с этой башни наблюдали за окрестностями города. Можно в храме увидеть саркофаги из камня. Они находятся за обоими клиросами. Саркофаги обнесены железными решетками старинной работы.

Под ними погребены Василий Юрьевич, последний великий князь нижегородский, получивший в 1446 году от Димитрия Шемяки в независимое владение Нижний Новгород, его сын Иоанн, который владел Нижним Новгородом и Суздалем в качестве присяжника государя московского, также здесь покоятся Василий Симеонович Кирдяпа, внук Димитрия Константиновича, умерший в 1403 году, Иоанн Васильевич, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Василия Темного, а также князья Петр, Зиновий, Зосима и Иона (последние два - иноки) и княгиня Ирина.

В соборе также погребен прах К. Минина. От разных государей имел Архангельский собор жалованные грамоты. Среди них и грамота от великого князя Василия Иоанновича и царей Иоанна IV, Василия Шуйского в 1606 году и Михаила Федоровича в 1613 году. План собора - это прямоугольник с тремя папертями по сторонам света и с трехчастным алтарем.

Соразмерность всех частей здания, надежность конструкций, устремленность вверх, лапидарность архитектурно-художественного убранства - все это говорит о том, что зодчий, возводивший его, отличался огромным мастерством и профессионализмом. Михайло-Архангельский собор представляет собой редкий в истории отечественного зодчества шатровый мемориальный храм. В нем моленный зал объединен единым пространством с колокольней, собор представляет двухшатровую асимметричную композицию.

Любоваться православными храмами можно практически в каждом городе России. И вот один из наидревнейших храмов - Михайло-Архангельский собор. Нижний Новгород - красивейший старинный русский город, который основал князь Георгий Всеволодович в 1221 году. Собор стал усыпальницей суздальских и нижегородских князей. Храм сегодня действует, службы идут каждый день - утренняя в 8.00 и вечерняя в 17.00, в остальное время он открыт для экскурсий.

Немного истории

Со времен создания города собор во всей своей красе располагался в Нижегородском кремле, построенном в период с 1500 по 1518 годы. За всю историю никто не смог его завоевать. Жители города под его стенами под предводительством князя Димитрия Пожарского и своего совета Кузьмы Минина собрали средства и организовали народное ополчение 1611 года против польских интервентов, которые захватили Москву. Город стал важным торговым узлом в России с 1817 года. В советское время его переименовали в Горький (в честь писателя М. Горького). В годы Великой Отечественной он подвергался массовым бомбежкам, так как больше всего снабжал фронт военной техником и боеприпасами.

Как строился Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород)

История храма насчитывает несколько веков. Сначала это была деревянная постройка в честь воеводы Небесных сил Архангела Михаила, который на Руси считался покровителем русского воинства. В 1221 году ее освятили, но уже через четыре года, в 1227 году, на этом же фундаменте был сооружен белокаменный четырехстолпный и трехапсидный белокаменный собор, в котором находилось три притвора.

Здание собора еще раз было перестроено в 1359 году, а спустя еще три века по указу русского царя Михаила Федоровича возобновилось новое строительство. Его возводили на древнем фундаменте в память о и о Нижегородском ополчении. Собор был полностью готов в 1631 году, он и сохранился до сегодняшних дней.

После коронации почти каждый представитель царской династии Романовых приезжал на могилу Минина, так как считали, что обязаны своим воцарением именно ему и Пожарскому, и не спаси они тогда Москву, то не получил бы царский престол их предок Михаил Романов.

Великие зодчие

Создавался Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород) под руководством зодчих Лаврентия Семеновича Возоулина, его пасынка Антипы и в достаточно редком для России стиле, который назывался шатровым. Высота его достигала 39 метров, и по форме сооружение напоминало памятник-обелиск с четырехгранным объемом, стены завершались тремя декоративными сводами закомарами-кокошниками. Прямо сверху на гранях, называемых закомар, был водружен шатер из граней с длинным барабаном и маленькой главкой. Окна собора - щелевидные. Колокольня и главки до сих пор сохранили старинные кресты и свои чешуйчатые одеяния из фигурной черепицы. В соборе достаточно хорошая акустика, благодаря глиняным кувшинам - голосникам (их специально вмонтировали в толщу стен).

Время испытаний

Во время пожара в кремле, возникшего в 1704 году, Архангельский собор пострадал полностью, и службы были восстановлены лишь в марте 1732 года, а освятил его вновь архиепископ Питирим.

В советские годы собор был закрыт, здание превратили в филиал исторического музея. В 1962 году в здание были принесена усыпальница Минина, который забрали из разрушенного Спасо-Преображенского храма.

Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород), фотографии которого представлены выше, в 2008 году на площади украсили памятником епископу Симону Суздальскому и князю Георгию Всеволодовичу. 17 февраля на торжественное открытие и праздничную литургию, которую служили во всех собралось много народа и гостей, архиепископ Нижегородский Георгий освятил памятник.

В 2006 году в феврале месяце Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород) посетил президент В. Путин. В Нижегородском кремле он возложил цветы к усыпальнице собора, где теперь и покоится прах Минина Кузьмы.

Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород, Автозаводский район)

В середине весны 2009 года от нижегородских депутатов в дар собору были преподнесены девять колоколов, из них самый огромный - Законник - весил 530 кг, он и стал украшать звонницу. Икона с частицей мощей св. князя Георгия Всеволодовича - это главная святыня древнего собора.

В 2009 году в сентябре Михайло-Архангельский собор (Нижний Новгород) посетил Патриарх Кирилл, совершивший заупокойную литию, почтил память Кузьмы Минина и подарил именуемую «Казанская».