Портал для автолюбителей

Творение александра эйфеля. История жизни

Французский инженер‑строитель Александр Гюстав Эйфель (Alexandre Gustave Eiffel) родился 15 декабря 1832 года в Дижоне во Франции.

В 1855 году Гюстав Эйфель получил диплом инженера в Центральной школе искусств и ремесел в Париже и устроился работать в конструкторскую фирму "Шарль Нево", которая занималась строительством мостов.

В 1858 году он руководил строительством железнодорожного моста в Бордо, используя металлические конструкции и применив изобретенный им самим метод пневматической установки оснований. В этом же году он стал компаньоном работодателя, а два года спустя основал собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа.

В 1875 году вместе с архитектором Луи‑Шарлем Буало он выстроил магазин "О бон марше" в Париже. Его пассажи, покрытые стеклянными куполами, стали образцом для подражания во всем мире.

В 1877 году по проекту архитектора был построен мост через реку Дору в Порту (Португалия) со 162‑метровой аркой.

Всего Эйфель построил более 200 сооружений : мосты, виадуки, вокзалы, банки, школы, церкви, казино. Главной идеей инженера было изготовление решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Почти все из его 36 мостов вошли в учебники как примеры смелых инженерных решений. Одним из самых дерзких проектов Эйфеля стал виадук Гарабит (1884) во Франции, перекрывший арочным пролетом длиной 165 метров глубокое ущелье.

Мировую известность Гюставу Эйфелю принесла ажурная стальная башня, известная как Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки 1889 года в Париже и ставшая одним из символов столицы Франции.

Общая высота башни достигала 312 метров, вес — 9,7 тысяч тонн. При ее возведении был применен ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. На башне были устроены три платформы на высоте 57, 115 и 276 метров. На первой и второй из них находились рестораны и смотровые площадки. На третьей платформе были размещены кабинет самого инженера, а также астрономическая и метеорологическая лаборатории. На случай поломки лифта наверх вела лестница из 1792 ступеней.

В 1890‑е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел (1912), усовершенствована техника аэродинамического эксперимента.

В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле (Marie Gaudelet), которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Имя французского инженера Густава Эйфеля известно всем в связи с башней, возведенной им к всемирной выставке, проходившей в 1889 в Париже. Мало кто знает о других его сооружениях. Но это несправедливо, потому что перед тем как построить свою башню, инженер прошел долгий путь, и некоторые его произведения не менее заслуживают внимания.

Эйфель родился 1832 г. в Дижоне. В 1855 г. окончил Технологический институт в Париже и получил диплом инженера химика. Работать он пошел в железнодорожные мастерские и впоследствии увлекся проектированием железнодорожных мостов. С 1868 Эйфель — хозяин собственного инженерно-строительного предприятия.

В полной мере инженерный талант Эйфеля раскрылся при строительстве железной дороги, которая пересекала Пиренеи — горную цепь, которая отделяет Францию от Испании и Португалии. На своем пути железная дорога встречала глубокие и широкие обрывы, на дне которых бурлили горные реки. Итак, важнейшей задачей было строительство мостов с неслыханно большими пролетами и высокими опорами. Эйфель подошел к проблеме не только как инженер, но и как химик. В его времена стальные конструкции только начинали использовать, вместо более проверенных чугунных. Очень распространенным было мнение, что железо и сталь лучше выдерживают растяжение, чем сжатие. Поэтому их охотно использовали при конструировании сводов, но избегали употреблять в опорах. Мосты с металлическими пролетами очень долго возводили на каменных опорах. Тщательно изучив свойства нового материала, Эйфель пришел к другому выводу. Построенные ним в Пиренеях железнодорожные мосты опираются на ажурные стальные башни.

В 1870 г. предприятие Эйфеля получило заказ на строительство железнодорожного моста через горную реку Дуэро в Португалии. На значительном участке мост не мог иметь никаких опор, потому, протекая в горном ущелье, река Дуэро имела к тому же 15-20 м в глубину. Эйфель с большой точностью рассчитал размеры грандиозного прогона, но строительство моста через Дуэро было лишь ступенькой к созданию более значительного сооружения — железнодорожного моста вблизи города Гараби.

Возведенный в 1883 Гарабитский мост пересекает ущелье с горной рекой Трюер. Он имеет длину 565 м. Центральная его часть представляет собой огромный арочный пролет 165 м длиной.

Эйфелева башня

Железнодорожное полотно проходит над речной долиной на высоте 122,5 м. Мост образуют ажурные стальные конструкции, опоры представляют собой решетчатые башни, которые имеют форму усеченных пирамид. Все здесь строго функционально, все подчинено практическим задачам. Ведь мост должен выдерживать не только собственную гигантскую массу, не только вес поездов, но и мощные горные ветры. Эйфель блестяще выполнил техническое задание, которое стояло перед ним. Когда на Гарабитском мосту стоял поезд весом 405 т, прогиб конструкции составлял всего 8 мм. Но что интересно, это прагматичное сооружение, лишенное особых украшений, оказалось еще и удивительно красивым.

Эйфелева башня

В конце 80-х годов XIX в. французское правительство решило создать к годовщине Великой Французской революции сооружение, которого еще не видел мир. И тогда Эйфель выдвинул проект своей знаменитой башни. Сначала он хотел украсить решетчатую стальную конструкцию скульптурами. Но чем дальше он работал над проектом, тем более понимал, что это будет лишним. Инженер создавал новую эстетику — эстетику «поющих опор». В конечном варианте сооружение почти не имело деталей, которые не несли бы конструктивной нагрузки.

Проект Эйфеля имел много врагов. Группа французской интеллигенции даже направила директору международной выставки письма, в которой протестовала против строительства в центре Парижа этого «чудовища». Под письмом, между прочим, стоит подпись Ги де Мопассана. Но, наверное, французский классик на этот раз не прав.

Статуя Свободы

Башня Эйфеля, имея 312 м высотой, была самым высоким сооружением своего времени, оставив соперников далеко позади.

Но в наше время уже появилось много превышающих нее сооружений.

Однако нет ни одной, которая при таких размерах сохранила бы такое изящество очертаний. В XIX в. башня не имела практического назначения. Она была построена для того, чтобы поражать воображение. Относительно Эйфеля, то он, возводя ее, намеревался воплотить некоторые свои теоретические идеи. В частности, его очень интересовала способность высотного сооружения выдерживать давление ветра. Решая именно эту проблему, он предоставил ребрам башни плавную форму отрезка гиперболы. Некоторое время башню даже собирались демонтировать, но возникновение радио и телевидение предоставило этой постройке практическое значение.

Среди произведений Эйфеля есть еще одно, очень известное, но мало кто знает, что именно он участвовал в его создании. А между тем, Эйфель смонтировал опорный каркас статуи Свободы, которую Франция подарила Америке и которая сейчас является символом этого государства.

Архитектура США 20 века

В XX в. тенденции, заложенные в предыдущий период, получили дальнейшее развитие. В 1903 г. французский архитектор О. Перре построил первый в мире железобетонный жилой дом. Впоследствии бетон становится любимым материалом. Инженеры и архитекторы все больше увлекаются новыми возможностями. Они пытаются донести до людей красоту необычных технических решений. В 30-е годы уже упомянутый нами А. Перре, став преподавателем Специальной школы архитектуры, скажет своим студентам: «Стройте так, чтобы опоры пели».

В последнее десятилетие XIX в. в Америке начинают возводить небоскребы — дома, основу которых составлял стальной каркас, благодаря чему они могли иметь десятки этажей и простираться на сотни метров в высоту. Другим фактором, способствовавшим строительству небоскребов, было применение лифта. Теперь многоэтажные дома перестали быть неудобными. Пионером строительства небоскребов был чикагский архитектор Л. Салливан. Первые постройки этого типа имели декоративные детали, которые делали их похожими на готические соборы. Впоследствии от этой стилизации отказались. В возведенном в 1899 универсальном магазине в Чикаго нет лишних украшений. Художественная выразительность достигается здесь благодаря четким геометрическим формам и грандиозным размерам. Небоскребы продолжали строить течение всего XX в. Чемпионом среди них был ныне печально известный двойной небоскреб Международного торгового центра, построенный в 70-е годы. Высота его башен превышала 400 м. Строились небоскребы и в других странах мира.

Глазго. Школа искусств.. 1897-1909 гг

Архитектор Ч. Макинтош

Д. Адлер и Л. Салливан. Бейярд-билдинг в Нью — Йорке. 1895

Основателем совсем иного архитектурного стиля стал американец Ф. Райт. Если идеи Салливана — порождение большого капиталистического города, в котором каждый клочок земли может давать огромные прибыли и поэтому должен быть использован максимально рационально, то Райт ориентирован на ценности совсем другой Америки. Эта Америка – не известная нам страна больших городов, а воспетая еще Марком Твеном страна небольших городков и ферм, страна, основой существования которой когда-то было право каждого гражданина получить свой участок земли.

Д. Адлер и Л. Салливан. Гарантибилдинг в Буффало. 1895

Ф. Райт создает так называемый «стиль прерий». Его строения сделаны из железобетона, дома не вытягиваются вертикально вверх. Напротив, они образуют горизонтальные элементы. Все сооружение кажется распластанным на почве, иногда оно повторяет формы рельефа. Основанное Райтом направление, которое он развивал в течение всей первой половины XX в., получило название «органической архитектуры», то есть такой, которая сочетает человека с природой. Кульминацией ее развития стал построенный Райтом в 1936 году «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Творением этого архитектора также является строение музея Гугенхейма в Нью — Йорке. Это сооружение больше напоминает гигантскую спиралевидную раковину.

Мис ван дер Роэ. Здание компании «ИБМ» в Чикаго. 1973

После Первой мировой войны европейская архитектура становится в целом более прагматичной. Это связано с необходимостью восстанавливать разрушенные города, обеспечить большое количество людей жилой площади. В Германии, которая больше, чем другие западноевропейские страны, пострадала во время войны, в 1924 году сложилась архитектурная школа Баухауз, основателем которой был В. Гропиус. Лозунгом Баухауза было высказывание: « Добрый выглядит то, что хорошо работает ».

(1832-1923) французский инженер

Конец XIX века по праву называют золотым периодом в истории инженерного дела. Действительно, имена творцов известных сооружений служат своеобразными вехами в истории развитии архитектуры. Возможно, поэтому широкой публике Александр Эйфель известен исключительно как создатель знаменитой башни в Париже. А между тем он прожил долгую жизнь и создал множество других сооружений.

Будущий конструктор родился в Бургундии, в городе Дижон, где его отцу принадлежали обширные виноградники. Однако он не интересовался сельским хозяйством и по окончании гимназии поступил в знаменитую Политехническую школу в Париже. Проучившись там три года, перешел в Центральную школу искусств и ремесел, которую и закончил в 1855 году.

Поскольку в то время инженерное дело считалось вспомогательной дисциплиной, он поступил на работу в одну из мостостроительных фирм. Свой первый мост Эйфель спроектировал в 1858 году. Чтобы прочнее закрепить сваи, он предложил не забивать их, а вдавливать в дно с помощью гидравлического пресса. Сегодня этот прием применяется редко из-за его сложной технической подготовки.

Александру Гюставу Эйфелю пришлось разработать специальное приспособление, чтобы точно поставить сваи, концы которых должны были находиться на глубине в двадцать пять метров. После успешного возведения моста он становится признанным инженером-мостостроителем и за последующие двадцать лет создает множество различных сооружений - мосты через реки Дору в Португалии, Миссисипи в Сент-Луисе (США).

При строительстве первого моста, Александр Эйфель отказался от постройки грандиозных деревянных лесов - он собрал на одном из берегов огромную стальную арку и установил ее, использовав всего лишь один трос, натянугый между двумя берегами реки. Правда, только через пятьдесят лет данный прием стал применяться повсеместно.

Самым смелым проектом Эйфеля был виадук через реку Тюйер. Сложность заключалась в том, что было необходимо перекрыть глубокое горное ущелье шириной в сто шестьдесят пять метров. Подобное предложение поступило нескольким инженерам, но согласился только Александр Эйфель. Он предложил перекрыть весь пролет одной огромной аркой, которая бы опиралась на два бетонных пилона.

При сооружении арки все расчеты были выполнены настолько точно, что при монтаже две ее половины совпали с точностью до десятых долей миллиметра. Строительство этого моста стало для Эйфеля хорошей школой. Он приобрел определенные навыки, позволившие ему усовершенствоваться в избранной профессии.

Вместе с группой инженеров он разработал оригинальную методику расчета стальных конструкций практически любой конфигурации. Вскоре после завершения строительства моста Эйфель участвует в оформлении промышленной выставки, которая должна была состояться в Париже в 1878 году.

Александр Гюстав Эйфель и известный французский инженер де Дион проектируют так называемый «Зал машин» - величественное сооружение длиной 420, шириной 115 и высотой 45 метров. Его каркас был сделан из ажурных металлических балок, которые несли стеклянные переплеты оригинальной конструкции.

Когда руководители строительной фирмы ознакомились с проектом Александра Эйфеля, они сочли, что выполнить его невозможно, прежде всего потому, что в то время вообще не существовало зданий подобных размеров. Тем не менее «Зал машин» был построен. Эйфель получил золотую медаль за непревзойденное техническое решение. К сожалению, в 1910 году эта замечательная постройка была разобрана на металлолом.

Любопытно, что вся она опиралась на небольшие бетонные подушки. Этот прием позволил конструктору избавиться от неизбежных деформаций, связанных с естественным смещением грунта. Впоследствии, Александр Эйфель неоднократно применял подобный способ при возведении своих построек.

Для Парижской выставки 1889 года он предложил возвести металлическую башню, которая должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. И вновь применил новые инженерные разработки. Башня высотой около 300 метров была собрана из тонких металлических элементов, соединенных заклепками. Ее полупрозрачный силуэт как бы парил над городом.

Однако сейчас в Париже могло бы и не быть знаменитой башни. В феврале 1888 года, через месяц после того, как было объявлено о начале работ по возведению башни, председателю выставочного комитета был вручен протест, подписанный группой писателей и художников. Они предлагали отказаться от строительства, утверждая, что башня изуродует привычный городской пейзаж.

Но известный французский архитектор Т. Альфан справедливо предположил, что башня станет доминантой не только выставки, но и всего города. Действительно, менее чем через двадцать лет его предсказание сбылось. Башню стали называть Эйфелевой, и она превратилась в символ Парижа.

На строительстве башни ее создатель познакомился с известным американским архитектором Т. Бартольди, который оформлял американский павильон на выставке, центром которого стала небольшая бронзовая статуя, являвшаяся олицетворением Свободы.

После окончания выставки статуя была увеличена до размера в девяносто три метра и подарена Францией Соединенным Штатам Америки. Однако когда ее доставили на место, то оказалось, что для ее монтажа необходим стальной каркас. Александр Эйфель и начал его разрабатывать, поскольку в то время он был единственным инженером, имевшим опыт расчета ветроустойчивости сооружений.

Созданный им каркас оказался настолько удачным, что статуя простояла уже более ста лет, успешно сопротивляясь сильным ветрам с океана. Несколько лет назад, когда она подверглась реставрации, было решено проверить расчеты Эйфеля с помощью компьютера. Созданный им каркас в точности совпал с тем, который предложила машина.

После триумфа на двух всемирных выставках, Александр Гюстав Эйфель сосредоточил свои усилия на научных исследованиях. В небольшом городке Отейль он создал первую в мире лабораторию для исследования воздействия ветра на различные сооружения. Это был первый архитектор, который поместил модели своих сооружений в аэродинамическую трубу. Результаты своих работ Александр Эйфель описал в серии фундаментальных трудов, которые по праву считаются настоящей энциклопедией инженерного искусства.

В 1855 получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже. До строительства Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии, а также железнодорожного моста длиной 500 метров в Бордо, вокзалов в городе Будапешт. Он завершил также виадук де Гараби - железнодорожный виадук в южной Франции, - который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире. Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы, в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге, в амазонской глубинке построил т.н. Железный дом.

Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, изготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Лёвалуа-Перрэ (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока уголовной давности.

Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце, который, несмотря на вес в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.

Он написал, между прочим:

  • «Conf?rence de Gustave Eiffel sur la tour de 300 m?tres» (П., 1889);
  • «Les ponts portatifs ?conomiques» (в сотрудничестве с Collins, П., 1888).

Объекты, которые спроектировал Гюстав Эйфель

  • Эйфелева башня, Париж, Франция. (1889 г.)
  • Центральный железнодорожный вокзал, Сантьяго, Чили. (1897 г.)
  • Западный железнодорожный вокзал, Будапешт, Венгрия. (1877 г.)
  • Купол для обсерватории в Ницце, Ницца, Франция. (1878 г.)
  • Мост Марии Пии, Порто, Португалия. (1877 г.)
  • Лифт Санта Хуста, Лиссабон, Португалия. (1901 г.)
  • Железный дом, Икитос, Перу. (1887 г.)
  • Статуя Свободы, Нью-Йорк, США. (1886 г.) (помогал основному архитектору)

Эйфелева башня

Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте (324 м) она почти в 2 раза выше самых высоких сооружений того времени (Хеопсова пирамида 137 м, Кёльнский собор 156 м, Ульмский собор 161 м и др.). Вся башня сделана из железа и состоит из трёх этажей.

Сооружение Эйфелевой башни продолжалось 26 месяцев, с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось налогоплательщикам в 6,5 млн. франков. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришло более 2 млн. посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Александр Густав Эйфель фотография

Строил железные дороги, мосты (мост в Бордо, мост через Дуэро Опорто в Португалии и мн. др.), виадуки, вокзалы (в Пеште), вращающийся купол обсерватории в Ницце, который, не смотря на тяжесть в 100000 кг, легко может приводить в движение один человек; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.

Он был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, приготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Леваллоа Перре (близ Парижа).

Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 милл. франк, за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорен к 2 годам тюрьмы и 20000 фр. штрафа, но кассационный суд отменил приговор, за истечением уголовной давности.

Всесветную славу Эйфель приобрел постройкой в Париже к выставке 1889 г. башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX в. Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте (300 м.) она почти в 2 раза выше самых высоких зданий в мире (Хеопсова пирамида 137 м., Кельнский собор 156 м., Ульмский собор 161 м. и др.).

Вся башня сделана из железа и состоит из трех этажей. Нижний этаж представляет пирамиду (129,2 м. каждая сторона в основании), образуемую 4-мя колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м. арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет квадрат (65 м. в поперечнике).

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4-мя колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится (на высоте 115,73 м.) вторая платформа (квадрат в 30 м. в поперечнике). Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м.), носящую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м.), также квадратной формы (16, 5 м. в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым находится площадка (1,4 м. в поперечнике) на высоте 300 м.

На башню ведут лестницы (1792 ступени) и подъемная машина. На первой платформе имеется ряд зал, отведенных под ресторан; на второй платформе помещаются резервуары с водой для гидравлической подъемной машины и ресторан в стеклянной галерее.

Лучшие дня

На третьей платформе помещаются астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет; с балконов 3 платформы открывается вид на 140 км. в окружности. Маяк освещает район в 10 км. Общий вес башни около 9 милл. кг; железных частей 7,3 милл. кг.

Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышали 15 стм. Сооружение Эйфелевой башни продолжалось с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось в 6,5 милл. франков. Эйфелева башня принадлежала акционерному обществу; в 1909 г. она стала собственностью государства.