Портал для автолюбителей

Ксеноновые фары штраф статья. Лишение водительского удостоверения за установку нештатного ксенона

В современной жизни фары с ксеноновым светом популярны среди автолюбителей. По законам нашей страны в фары транспортного средства можно установить лампы, которые предусмотрены конструкцией и техническим регламентом. Рассмотрим, какой размер штрафа за ксенон в 2018 году и можно ли его избежать?

Даже самые первые автомобили были снабжены оптикой – фарами, прочими осветительными приборами.

Все начиналось с вакуумных ламп, наполненных газом. Потом появились галогенные лампочки. А наиболее прогрессивными источниками освещения стали ксеноновые фары.

Ксеноновая лампа – источник света, не снабженный накаливающей нитью, в его составе можно найти ксеноновый газ и смеси разнообразных инертных газов.

Многие могут задаться вопросом, в чем же разница между галогенными фарами и ксеноном. По сути, в галогене используется нить, которая обеспечивает наличие света при нагреве. В случае с ксеноном такая нить отсутствует, зато можно обнаружить свет, появляющийся благодаря газу. Ксенон светит ярче, его срок эксплуатации дольше. К тому же свет ксенона более приятен для глаз.

Важно! По своим характеристикам ксеноновые фары гораздо лучше, нежели стандартный галоген. Так как такой свет гораздо обширнее, обладает четкостью и лучшим образом обеспечивает освещение дороги в любых погодных условиях.

Но почему же тогда могут взять штраф за монтаж такого типа лампочек:

  • Во-первых, это связано с тем, что свет от ксенона мешает водителям транспортных средств, которые едут навстречу. Иными словами, он ослепляет окружающих. Неправильно настроенные фары могут стать первопричиной дорожно-транспортного происшествия.
  • Во-вторых, оптика должна быть отрегулирована так, чтобы наибольшая яркость светового пучка находилась в центре потока света. Если в такие фары будет монтирован такие лампочки, то перед машиной появится яркое пятно, ослепляющее водителя. Это также чревато неприятными последствиями.

Технические требования

Установка ксенона не запрещена полностью, для того, чтобы пользоваться таким видом оптики нужно следовать ряду правил. В первую очередь стоит обратить внимание на маркировку фар.

Основные маркировки фар, которые допускают монтаж ксенона:

  • DC/DR – такая маркировка дает информацию о том, что фары снабжены раздельными отсеками для ближнего и дальнего света. Допустима установка ксенона в любой отсек.
  • DCR – означает то, что оптика снабжена единичной лампой для дальнего и ближнего света. Такие фары называют двухрежимными. Установка ксенона допускается.
  • DC/HR – если на ваши фары нанесена подобная маркировка, то вы сможете поставить ксенон только в отсек для дальнего света.
  • HC/HR – такая оптика устанавливается на автомобили японского производства. Устанавливать ксенон можно. Но есть один нюанс, автомобили из Европы могут идти с такой же маркировкой, в этом случае она говорит о том, что ставить ксенон нельзя.

Внимание! Чтобы на вас не наложили штраф за установку ксенона нужно вставить в фару отдельный блок, который состоит из отражателя, линзы и разъема для лампы. Такая установка позволит добиться потока света, соответствующего требованиям ГОСТ.

Помимо этого, ксеноновая оптика в обязательном порядке снабжается стеклоомывателями с высоким давлением.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Какой полагается штраф за парковку на месте для инвалидов в 2018 году, можно ли его избежать

Такая необходимость объясняется законами оптики, исходя из которых можно сделать вывод, что свет, проходящий через запачканное стекло, ослепляет сильнее, нежели через прозрачное.

Куда можно ставить такие лампы

Многие водители задаются вопросом, можно ли ставить ксенон в противотуманки и в задний ход?

В таких случаях соблюдаются требования аналогичные требованиям к установке основных фар.

Важно! Если установка данных ламп не предусматривается конструкцией автомобиля, то любые изменения будут признаны незаконными.

На практике штрафы за ксенон в ПТФ накладываются редко. Так как распознать такое нарушение визуально довольно-таки непросто. Сотрудники ГИБДД уделяют большее внимание на фары ближнего света.

Штраф за незаконную установку ксенона в 2018 году

Конкретного запрета на использование такого типа фар нет.

Однако, за несоблюдение закона и пренебрежение техническим регламентом по установке ксенона можно понести такие наказания, как:

  • Штраф ГИБДД за ксенон в размере 500 рублей.
  • Принудительная ликвидация приборов, которые были установлены самостоятельно и нелегально.
  • Наложение запрета на управление транспортным средством – лишение водительских прав на срок от полугода.

В последнее время фары, в которых используется ксенон вызывают множество споров. Сторонники указывают на то, что такие лампы дают больше света, потребляют меньше энергии и вообще выглядят красиво и стильно.

Противники указывают на то, что автомобили с ксеноном в обычных фарах и противотуманках ослепляет тех, кто двигается навстречу, что приводит к авариям и жертвам, а значит их нужно оштрафовать.

Буквально несколько лет назад этот вопрос буквально «висел в воздухе». Сотрудники ГИБДД и правила дорожного движения не давали четкого ответа, почему запрещен ксенон, кто может его использовать, как легализовать фары с ксеноновыми лампами, что будет, если этого не делать и как избежать лишения прав за ксенон.

К счастью, сейчас с этим вопросом разобрались полностью, и мы можем рассказать о том, кому можно использовать ксенон, почему подобные фары запретили. А также какой предусмотрен штраф в 2017 году и сколько придется заплатить, если инспектор дорожной полиции определит, что на машине установлен такой тип фар.

Разберемся во всем по-порядку, рассмотрев разные варианты и случаи.

Зачем вообще владельцы авто ставят подобные лампы?

Ксеноновые лампы, установленные в фарах или противотуманках автомобиля, дают свет, который очень похож на дневной.

Как следствие, все предметы видно намного четче, глаза не устают вглядываться в темноту, видимость намного лучше при разных погодных условиях.

Кроме того, пучок света получается намного шире, и это способствует улучшению обзора, позволяет водителю легко различать то, что происходит на обочине дороги.

Если на автомашине грамотно смонтированы ксеноновые фары, он даже ночью, скорее всего, заметит человека на краю дороги.

Немаловажно и то, что такой прибор освещения потребляет меньше энергии, а срок ее службы превышает стандартный в 5-10 раз.

Почему запрещают ксеноновые фары?

Учитывая написанное выше, казалось бы, законодатели страны наоборот должны заставлять всех автовладельцев устанавливать ксенон в фары транспортных средств. Однако, на практике ситуация другая. Инспектора дорожной полиции не просто выписывают штраф за ксенон в 2017 году, а даже лишают прав и возможности управлять средством передвижения.

Потому что реальная видимость дороги зависит не только от типа лампы, но и от устройства самой фары!

То есть, при разработке фар для транспортных средств, конструкторы сразу учитывают, какие именно лампы будут туда монтировать. Под это дело грамотно подбираются отражатели и направление света (угол наклона).

При самостоятельной установке ксеноновой лампы в обычную фару автомобиля, простой автолюбитель, естественно, этого не учитывает. Ему просто нравится, что у него будут модные, красивые фары, которые ярко светят.

При этом возникает ряд проблем:

  • Ослепление.
  • Свет ксеноновых ламп в фарах и противо туманках ослепляет других участников движения.
  • Это случается по той причине, что отражатели, рассчитанные на галогенные лампы, направляют свет ксенона не на дорогу, а выше. В результате, кстати, пострадает и «счастливый» обладатель новомодных фар - ведь именно в него с большой долей вероятности врежется ослепленный встречный автомобиль.
  • Неправильное освещение дороги.
  • Свет ксеноновых ламп в фарах недостаточно освещает дорогу. Да, со стороны кажется, что ксенон очень яркий. Но из-за специфики конструкции обычной фары, отражатели направляют пучок света гораздо ближе к машине. Дальность освещения падает.
  • Лишние тени.
  • Яркий свет ксенона создает на дороге дополнительные тени насыщенного темного цвета, которые автолюбитель может принять за яму, пригорок или любое другое препятствие. Неожиданно заметив перед собой такой сюрприз, многие резко выворачивают руль в сторону, подвергая опасности себя и других участников движения.

Именно поэтому использование ксенона в фарах запрещено на законодательном уровне!

А многих водителей интересует вопрос, какой предусмотрен штраф за установленный ксенон. Но, как мы уже отмечали выше, штраф за ксенон отсутствует - могут сразу лишить права вождения автомобилем.

Штрафы и наказания в 2017 году

Стоит заметить, что прямого запрета на использование ксенона нет, поэтому узнать, какой штраф за ксенон нельзя. То есть, нет ни одного законодательного акта или нормативного документа, в котором написано - «ксенон использовать нельзя». Соответственно, нигде не написано, какой выпишут штраф и сколько придется заплатить автовладельцу, использующему такой вид фар.

Однако, это не значит, что данную разновидность ламп можно свободно использовать. Потому что штрафы и прочие наказания предусмотрены по более широкой статье правил движения по дорогам в России.

Речь идет про список неисправностей осветительных приборов, при которых эксплуатация автомобиля или другого средства передвижения не допускается.

В данном перечне указано, что:

  • нельзя эксплуатировать автомобиль, если на нем установлены фары, противотуманки или другие осветительные приборы, которые не предусмотрены изготовителем транспортного средства;
  • нельзя ездить на машине, если регулировка фар не соответствует ГОСТ;
  • нельзя использовать транспортное средство, если рассеиватели, отражатели и лампы не соответствуют типу фары.

Если говорить простым русским языком, то внутрь фар можно устанавливать только такие лампы, которые разрешил изготовитель машины. А если не придерживаться этого правила, то будет даже не штраф, а более серьезное наказание. Так как избежать штраф за ксенон?

В 2016 году в части 3 статьи №12-5 КоАП России указано, что за управление автомашиной на которой смонтированы световые приборы, не предусмотренные изначальной конструкцией автомобиля или любого другого средства передвижения, на водителя может быть наложено наказание в виде лишения права вождения на срок от 6 до 12 месяцев. При этом штраф вообще не предусмотрен.

Важно! За незаконное использование ксенона - лишение прав на срок до 1 года!

Причем, в некоторых случаях может быть применена еще одна статья. Часть 1 статьи 12-4 КоАП России говорит, что за установку впереди машины световозвращающих приспособлений, дающих эффект красного цвета, наложат штраф в сумме 3 000 рублей (для должностных лиц до 20 000 рублей; для юридических лиц до 500 000 рублей). При этом сами приборы освещения будут конфискованы.

В той же статье, в принципе, указывается, что подобный штраф ожидает граждан, нарушивших правила установки световых приборов, которые не соответствуют требованиям по допуску автомобилей к эксплуатации.

То есть, если сотрудник госавтоинспекции поймает машину с ксеноном, за рулем которой будет сидеть ее владелец, то теоретически он сможет применить к нарушителю две статьи - «за установку» и «за управление». В этом случае дело закончится крупным штрафом и лишением водительского удостоверения.

А вообще - можно легально ездить с ксеноном?

Обдумывая вышеизложенное, необходимо разобраться - разрешен ли ксенон в России?

Ответ на этот вопрос - да, разрешен! Штрафы гибдд за ксенон не назначаются, если такие фары были установлены производителем транспортного средства. Или подобные фары допускают использование ламп с ксеноном внутри.

Сотрудник ГИБДД проверит информацию, убедится, что установку ксенона предусмотрено конструкцией авто и штраф выписывать не будет.

Кстати, в противо туманках такие фары маркируются соответствующими символами:

  • C, R, CR - разрешены только лампы накаливания
  • HСR - в фары можно устанавливать исключительно галогеновые и подобный ксенон в туманках штраф исключает.
  • DС - маркировка обозначает, что ксенон допускается для ближнего света
  • DR - точно такие же фары, но для дальнего света
  • DCR - можно использовать и для ближнего и для дальнего освещения

Соответственно, владельцу транспортного средства остается только проверить, допускают ли противотуманки использование ксеноновых ламп и при положительном ответе смело ездить по дорогам страны. В этом случае штраф выписать не имеют права. А вот за нештатный ксенон последует наказание.

До начала 2014 года существовали положения и приказы МВД, которые позволяли легализовать ксенон на отечественных автомобилях. Тогда необходимо было собрать множество справок и документов, обратиться с прошением о выдаче разрешения и так далее. В результате происходила легализация ксенона, которая гарантировала, что штраф выписывать не будут.

Многие автолюбители по старой памяти считают, что положения по-прежнему действуют. К сожалению - это далеко от действительности!

Приказ №1123 МВД России от 22 февраля 2014 года пресекает любые возможности для таких действий.

А если остановили с ксеноном?

Можно попытаться избежать наказания. Правда, сделать это в России не так просто.

Тут важно понимать, что для доказательства того, что на машине незаконно установлен ксенон, инспектору нужно посмотреть маркировку фары. Это в свою очередь требует выполнения ряда действий, основным из которых является открывание капота.

Согласно законам РФ - это уже является досмотром автомобиля. А значит:

  1. Необходимо присутствие двух понятых или видеосъемка в реальном времени.
  2. Сотрудник ГИБДД должен подробно разъяснить права, обязанности, ответственность и процедуру обжалования.

Первый пункт нужно требовать сразу, указывая на пункт 2 статьи №27-9 КоАП России. При отсутствии понятых зафиксировать это в протоколе.

На второй пункт лучше сразу не указывать, а вот при подписании протокола, в пункте «Обязанности и права разъяснены» пишем «Права и обязанности не разъяснены». Понятное дело, если это сделано не было.

Кроме того, в протоколе есть пункт «Объяснения лица». В нем необходимо написать «С нарушением не согласен. Требую помощи адвоката.»

Если все сделать правильно, то есть неплохие шансы обжаловать штраф или лишение прав в суде и .

В последнее время представители Госавтоинспекции уделяют пристальное внимание . К немалой досаде водителей, автомобили с такими фарами останавливают довольно часто, причем нередко это заканчивается лишением прав и конфискацией фар.

Такие действия сотрудников ГИБДД – отнюдь не прихоть, а важная мера безопасности. Многие автомобили изначально имеют фары с ксеноновыми лампами, но интерес для инспекторов представляют другие случаи: когда ксеноновые лампы были установлены водителем собственноручно. Именно такие автовладельцы и привлекаются к ответственности.

Запрещен ли ксенон официально?

Фары с ксеноном нравятся многим водителям, и на то есть несколько причин. Во-первых, ксеноновые лампы потребляют гораздо меньше энергии по сравнению с обычными «галогенками». Во-вторых, служат они на порядок дольше. Но и это не главное. Основные преимущества ксеноновых фар связаны с качеством освещения. Свет, который излучают ксеноновые лампы, по своим характеристикам близок к дневному. Он обеспечивает великолепную видимость даже при сложных погодных условиях, таких как снегопад, дождь и даже туман. Все предметы различаются намного четче, и это касается не только самой дороги, но и обочин.

Очевидно, что официального запрета на ксенон нет и не будет, ведь многие современные модели оснащены именно таким типом световых приборов. Почему же его часто заставляют снимать с автомобилей? Здесь есть одно важное условие: конструкция фар должна быть предназначена именно для использования ксеноновых ламп. Ведь видимость на дороге зависит не только от типа лампы, но и от устройства фар. Неправильный выбор лампочек только ухудшает характеристики фар – а это как раз и не учитывают многие водители, устанавливающие ксенон.

Самостоятельная установка ксеноновых лампочек в фары, предназначенные для «галогенок», приравнивается к неисправности автомобиля. Если быть точнее, это является несоответствием используемых световых приборов конструкции автомобиля. А согласно правилам, автомобили с таким «несоответствием» не должны находиться в эксплуатации, поскольку создают серьезную угрозу безопасности на дороге. Таким образом, использование ксенона не запрещено законом, но в некоторых случаях недопустимо.

Какие проблемы создают ксеноновые лампы?

Нелегальный, или т.н. «колхозный» ксенон создает на дороге две основные проблемы:

  • Его яркий свет ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это из-за отражателей, предназначенных для галогеновых ламп, которые слишком рассеивают ксеноновые лучи по сторонам.
  • Из-за тех же несоответствующих отражателей свет от ксеноновых фар падает слишком близко к автомобилю, что в конечном счете только снижает видимость дороги для самого водителя.

Очевидно, что перечисленные нюансы создают для всех участников движения некомфортные условия. Слепящий свет ксеноновых ламп настолько ухудшает видимость для встречных водителей, что вполне может спровоцировать серьезное ДТП.

Штраф за ксенон в 2017 году

Использовать ксенон можно только в двух случаях:

  • если это «родные» фары, установленные еще на заводе;
  • если речь идет о туманных фарах, в которых предусмотрено применение ксеноновых лампочек.

Во всех остальных случаях водитель будет привлечен к административной ответственности. Во-первых, велика вероятность, что он будет на срок от 6 до 12 месяцев. Кроме того, сами фары будут конфискованы.

Если фары с ксеноном предусмотрены на определенной модели, доказательством этому послужит специальная маркировка и знак, нанесенный на рассеиватель фары. Владельцу достаточно лишь показать его инспектору ГИБДД, и никаких вопросов к нему не будет.

Но если на остановленном автомобиле не просто «нелегальные» ксеноновые фары, а еще и лампы красного цвета, не обойдется без денежного взыскания. В 2017 году штраф за ксенон красного цвета составляет:

  • 3000 рублей для обычных граждан, с последующей конфискацией;
  • для должностных лиц, ответственных за использование транспортного средства – от 15000 до 20000 рублей и конфискация;
  • для юридических лиц – изъятие фар и штраф на сумму от 400 000 до 500 000 рублей.

Кстати, здесь же стоит упомянуть о светодиодных лампах, которые устанавливаются на крыше автомобилей. Водитель, который включает такую лампу во время езды по трассе, также имеет все шансы лишиться прав. Дело в том, что такая лампа предназначена исключительно для передвижения по лесу, в горах и вообще в любой местности, которая не попадает под определение «места общего пользования». Ярко горящая светодиодная лампа, как и нелегально использованный ксенон, может стать причиной крупных аварий на трассе.

Как общаться с инспектором ГИБДД?

В распространенной ситуации, когда сотрудники ГИБДД останавливают автомобили с ксеноновыми фарами, многое зависит от . Как действовать в подобных случаях, чтобы избежать лишения прав и штрафа?

Конфискации фар и других наказаний вполне реально избежать, если действовать правильно. Прежде всего стоит записать данные инспектора ГИБДД, попросив его показать удостоверение в развернутом виде (потребуется также номер его нагрудного жетона). Если дело дойдет до суда, эта информация может оказаться очень полезной.

Определить на глаз, был ли ксенон установлен самостоятельно, невозможно. Для этого необходимо заглянуть под капот автомобиля. А если будет проводиться досмотр транспортного средства, необходимо, чтобы процесс был записан на камеру либо при нем присутствовали двое понятых.

Далее сотрудник ГИБДД составит протокол о досмотре и внесет в него все полученные данные. При этом он должен разъяснить владельцу автомобиля его права. Он также обязан упомянуть, что допускается обжалование протокола (и рассказать, как и где это можно сделать). Прежде чем ставить в протоколе подпись, водитель должен сделать пометку о том, что не признает нарушение. Так у него появится шанс выиграть разбирательство в суде.

Сразу стоит отметить, что если дело доходит до судебного разбирательства, преимущество обычно бывает на стороне сотрудников ГИБДД. Владельцам автомобилей часто приходится приложить немало усилий, чтобы доказать свою невиновность.

Вывод

Исходя из всего сказанного, можно подвести краткий итог: если использование фар с ксеноном технически не предусмотрено для определенной модели, то, скорее всего, их установка на автомобиль – напрасный риск. Велика вероятность, что это станет не только пустой тратой средств, но и повлечет за собой более серьезную проблему в виде лишения прав на долгий срок.

Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, установка «колхозного» ксенона отнюдь не улучшает качество освещенности дороги. Но если конструкция фар подразумевает использования именно такого типа ламп, можно спокойно воспользоваться всеми их преимуществами, не опасаясь претензий со стороны ГИБДД.

Лишение прав за ксенон на 2020 год - это довольно многовероятная перспектива, если ксенон этот установлен на непредусмотренное для этого авто. Если ксеноновые фары ставились не с завода, то, чтобы установить его, машина должна быть оборудована автокорректором угла наклона фар, омывателем фар, а сами фары должны быть маркированы специально для возможности установки ксенона. В противном случаем прав могут лишить на 90 процентов.

Но, самое главное, режим работы световых приборов с ксеноном также соответствует Основных положениям. Дело в том, что в этих положениях не регламентируется сам режим работы. Однако, ближайший к ПДД нормативный акт, который даёт понимание, что такое режим работы - это Техрегламент Таможенного Союза , который говорит нам о том, что режим работы световых приборов может быть постоянным или проблесковым. То есть режим работы фар - это не их тип, а порядок их работы для внешнего наблюдателя: они либо светят одинаково постоянно, либо мигают. Например, у бензовоза оранжевый проблесковый режим работы мигалки на крыше.

Таким образом, и режим работы, и цвет огней в ксеноне не нарушают закона. Следовательно, лишать прав за ксенон по ч.3 статьи 12.5 незаконно.

Как избежать лишения за ксенон?

Для избежания лишения прав за установку ксенона никаких лазеек на 2020 год искать не нужно. Выше мы разъяснили, что максимум, что может быть предусмотрено за незаконно установленный ксенон - это штраф в размере рублей.

Ваше дело - всё это грамотно разъяснить судье, рассматривающего дело. Неприятность здесь в том, что районные судьи, назначающие лишение за ксенон в первой инстанции при рассмотрении дел по протоколам сотрудников ДПС, чаще всего даже слушать не хотят привлекаемое лицо. Увы, но, скорее всего, придётся обжаловать решение таких судей в вышестоящие суды.

Если всё же привлекают на лишение, то как переквалифицировать на штраф?

Итак, 12.5.3 предусматривает вилку штрафа либо лишения прав за ксенон. Как вообще понять, что мы получим из этого при привлечении?

К смягчающим обстоятельствам, увеличивающим вероятность штрафа, относятся:

  • раскаяние водителя и признание своей вины, обещание убрать ксенон либо демонтированный ксенон уже на момент судебного слушания;
  • явка с повинной (если Вы сами остановились и признались инспектору, что у Вас незаконно установленный ксенон);
  • описание всех обстоятельств по делу;
  • управление с ксеноном автомобилем беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.

К отягчающим обстоятельствам, увеличивающим вероятность лишения, относятся:

  • невыполнение требования прекратить правонарушение;
  • если Вы неоднократно попадались с ксеноном;
  • если на момент выявления ксенона Вы были пьяны или отказались от медосвидетельствования;
  • в статье этого нет, но в судебной практике на это обращается внимание судьи - наличие любых штрафов ГИБДД .

Можно ли мне поставить ксенон и не лишиться прав?

Выше мы уже рассказали, что для установки ксенона, если таковой не поставляется штатно, автомобиль должен соответствовать определённым требованиям: иметь омыватели фар и автокорректор угла их наклона, а также соответствующую маркировку.

Если Ваша машина снабжена первыми двумя деталями, то понять, разрешает ли маркировка фар установить ксенон, также несложно. Вам нужно только найти на фарах маркировку и вычленить приведённые ниже в таблице аббревиатуры.

Маркировка Описание Можно ли ставить ксенон?
DC/DR Такая фара снабжена лампами по-отдельности для ближнего и дальнего света. Обе лампы могут быть ксеноновыми Да
DCR Аналогично предыдущему пункту, только для ближнего и дальнего света используется одна лампа, и она также может быть ксеноновой Да
HR или DC В такой фаре для установки ксенона предусмотрена только лампа ближнего света. Всего же их две - в дальний свет устанавливать ксенон запрещено. Только в ближний
HR/HC Такую маркировку наносят на автомобили японских и европейских брендов. Так вот, в случае, если у Вас есть такая маркировка, и у Вас японский автомобиль, то ксенон в такую фару ставить можно. А вот если европейский - нельзя. Условно да

Аннулирование (прекращение) регистрации за ксенон

В последние годы ГИБДД практикует такую форму наказания, как аннулирование регистрации автомобиля за несоответствие его техническому регламенту. Чаще всего практику прекращения регистрации можно встретить за установку ГБО (переоборудования машины на газ), кенгурятника и тому подобного - главное для этого, чтобы автомобиль был переоборудован. Установка ксенона, если заводом-изготовителем не предусмотрен ксенон, является переоборудованием автомобиля, так как на него устанавливается компонент, который не соответствует испытанному на данной модели автомобиля уровню безопасности.

Следовательно, и за ксенон могут аннулировать регистрацию авто. Как это происходит? Чаще всего Вам просто по почте приходит извещение от ГИБДД о том, что регистрация Вашего автомобиля прекращена в связи с установкой ксенона. До этого Вас, конечно же, должны были ловить с ксеноном (и, скорее всего, неоднократно). Также с извещением придёт требование предоставить машину на осмотр в ГИБДД - также, как если бы Вы пригнали автомобиль на осмотр при покупке для регистрации.

Если Вы этого не сделаете, то, когда Ваши документы пробьёт по базе остановивший Вас однажды сотрудник ДПС и увидит прекращение регистрации, на первый раз выпишет штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП. На второй раз Вас ждёт уже вилка из штрафа 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца. При этом, (розовый пластик) и госномера у Вас изымут.

Увы, но аннулирование регистрации по сути, хоть и абсурдно, но вполне законно. Такое право даёт пункт 50 Приказа №399 "О порядке регистрации транспортных средств ".

Многие автовладельцы оборудуют свои транспортные средства ксеноновыми фарами, даже не подозревая, что нарушают закон. Помимо этого, в последнее время в интернет-изданиях стали появляться публикации, сообщающие, что установку ксенона в 2019 году разрешил Верховный суд. Сразу развеем заблуждения. Ксеноновые фары запрещены, за рядом исключений. Блогеры неверно истолковали постановление Верховного Суда. ВС лишь отметил, что наказание за ксенон не соответствует характеру правонарушения, и к автолюбителям могут применяться более мягкие взыскательные меры.

Чтобы исключить недопонимание, рассмотрим ответственность за установку ксеноновых фар более подробно.

Непонимание этого момента связано с тем, что в законе отсутствует чётко сформулированное утверждение о запрете ксенона. Поэтому наказывая водителей за ксенон, инспекторы ПДД и суды оперируют тем, что ПДД обязывают водителей устанавливать световые приборы, которые соответствуют конструкции авто. Кроме этого, наказание предусматривается за управление автомобилем, в передней части которого установлены световые приборы, создающие красный свет или их работа и светоотдача не соответствуют установленным требованиям.

Несмотря на расплывчатость формулировок, ксеноновые фары попадают под перечисленные выше определения, следовательно, устанавливать их самостоятельно нельзя.

Чтобы лучше понять цепочку применения наказания, можно привести следующую цепочку:

  1. Несоответствие световых приборов конструкции автомобиля.
  2. Несоответствие источников освещения техническому регламенту.

В дополнение второму пункту приведём следующую классификацию источников освещения:

  1. Галогенные лампы - H.
  2. Ксеноновые - D.
  3. Светодиодные - LED.

Допустимость установки того или иного светильника указана в маркировке фары. Например, если производитель указал маркировку HCR, это означает, что фары ближнего и дальнего света предназначены только для галогенных ламп. Если автолюбитель установит ксеноновую лампочку, это образует состав административного правонарушения.

Почему ксенон запрещён

Под понятием ксеноновых ламп скрываются газоразрядные светильники, с ярким световым потоком. Благодаря такому решению, фара качественно освещает дорожное полотно, и повышает безопасность дорожного движения в экстремальных условиях. Помимо этого, такие фары долговечны, и в среднем могут прослужить порядка 3-5 лет.

Однако в этой бочке мёда имеется и ложка дёгтя, которая и стала причиной запрета ксеноновых ламп. Здесь можно выделить два негативных момента:


Отметим, что перечисленные нюансы актуальны для кустарно установленных ламп. Если ксенон ставят на заводе-изготовителе, недостатки у газоразрядных ламп отсутствуют.

Какие лампы лучше светят

Этот вопрос волнует многих автовладельцев. На самом деле, ксеноновые лампы действительно лучше: они дают более яркий свет. Однако качество освещения дорожного полотна зависит не только от источника света, но и от конструкции фары. Заводские элементы, предназначенные для установки газоразрядных ламп, оборудуются фильтрами, отражателями и омывателями. Только такая комплектность даёт преимущества при установке ксенона.

Сравнение ксеноновых и галогеновых фар

В автомастерских, ставящие в галогенные фары ксеноновые лампы, такими тонкостями не заморачиваются, поэтому эффект получается противоположный. Ксенон слепит водителей и ухудшает видимость на дороге. Именно поэтому и были введены запреты на использование таких световых приборов.

Штрафные взыскания

Любопытно, но карательные меры, применяемые за установку ксеноновых фар, сильно различаются. Минимальное наказание, на которое может рассчитывать нарушитель - штраф 500 рублей. Это возможно в случаях, когда правонарушение будет классифицировано по ч.1 ст. КоАП, которая предусматривает наказание за управление ТС с техническими неисправностями, запрещающими эксплуатацию. Однако на такое везение можно рассчитывать только при наличии хорошего адвоката, да и то, не всегда.

В большинстве случаев, автовладельцев штрафуют по ст. часть 1, которая предусматривает наказание за установку в передней части автомобиля световых приборов с несоответствующим режимом работы или цветом огней. В соответствии с этим документом, водителям грозит штраф в размере:

  1. Гражданским лицам - 3 000 рублей.
  2. Должностным - 15 000-20 000 рублей.
  3. Юридическим - 400 000-500 000 рублей.

Помимо этого, законодатель предусматривает конфискацию приборов, ставших причиной правонарушения.

На заметку! Если автовладелец только недавно приобрёл автомобиль, и не знал об установленном ксеноне или не успел устранить нарушение, это не освобождает его от ответственности.

Лишение прав за ксеноновые фары

Пожалуй, это самая большая несправедливость для нарушителей. Если правонарушение будет классифицировано по ч.3 ст. : установка в передней части авто световых приборов с красным световым потоком или работающих с нарушением установленных требований.

В этом случае в качестве наказания применяется лишение прав, на срок 6-12 месяцев. Световые приборы, установленные с нарушением, также подлежат конфискации.

Существуют ли исключения из правил

Такая возможность действительно предусматривается. Исключения из общего правила делаются в двух случаях:

  1. Газоразрядные светильники установлены в противотуманных фарах.
  2. Автомобиль изначально идёт со штатным ксеноном, и в ПТС указана возможность установки осветительных приборов класса D.

В этих случаях, применение штрафных санкций к водителям считается неправомерным.

Что делать, если выписывают штраф за ксенон

Первое, что следует уяснить - спорить с инспектором на месте, бесполезно. Решение о наказании принимает суд, сотрудник ДПС только фиксирует факт правонарушения, и составляет по этому поводу протокол.

  1. Записать номер служебного удостоверения инспектора, в том числе, зафиксировать номер нагрудного жетона.
  2. Следить за тем, чтобы досмотр авто проводился в соответствии с установленными правилами: видеосъёмка, присутствие двух понятых.
  3. Указать в протоколе факт своего несогласия с выдвигаемыми претензиями, с указанием причин.

Здесь нужно уточнить, что не стоит отказываться подписывать протокол. Никаких преимуществ при последующем судебном разбирательстве это не даёт. Лучше сразу обозначить свою гражданскую позицию. В нашем случае, это несогласие с действиями инспектора ДПС.

Важно! Оспорить штраф за ксенон можно будет только в суде. При этом важно учитывать, что лично судья не будет досматривать автомобиль, а будет руководствоваться только данными, указанными в протоколе. Поэтому изначально нужно следить за правильностью и корректностью заполнения документа.

Немаловажную роль играет соблюдение законности процедуры досмотра. Например, определить, что в фарах установлены именно ксеноновые лампы можно только на специально оборудованном посту ДПС. Если машина осматривалась просто на дороге, это будет существенным аргументом в пользу водителя. Главное, отметить этот нюанс в составляемом протоколе.

Помимо этого, многие суды отмечают нарушение режима работы фары при замене галогенной лампы, газоразрядной. Именно эта формулировка указана и в статье КоАП. Однако здесь имеется юридический казус. В частности, режим работы внешнего светового прибора делится на два типа: проблесковый и постоянный. Галогенные, ксеноновые и светодиодные лампы относятся к классификации световых приборов, и их взаимозаменяемость не влияет на режим работы устройства. Например, если водитель установит вместо галогенной лампы, газоразрядную, фара не будет работать в режиме проблескового маячка, а продолжит светить постоянным светом.

Отсюда следует, что использование ксенона не является правонарушением по статье КоАП часть 3, ведь режим работы фары и цвет светового потока не изменился. Зная эти тонкости, можно избежать лишения водительских прав.

Что будет, если вовремя не заплатить штраф

Здесь нужно помнить о двух важных нюансах.

  1. Во-первых, оплатить штраф лучше в 20-дневный срок с момента вынесения соответствующего решения. Это поможет сэкономить, и получить скидку в размере 50%. Такая практика действует в России уже давно, и стимулирует водителей вовремя оплачивать наложенные на них штрафные взыскания.
  2. Во-вторых, заплатить штраф нужно в течение 60 суток, в этот период входят и сроки обжалования вынесенного постановления.

Если это требование не соблюдается, взыскательные меры ужесточаются. Для начала, увеличивается размер штрафа, и платить его придётся в двойном размере. Если данная мера не действует, виновнику может грозить:

  1. Административный арест, на срок до 15 суток.
  2. До 50 часов обязательных работ.

Применение таких санкций не освобождает от необходимости погашения имеющейся задолженности. Кроме того, закон предусматривает принудительное взыскание, в том числе, за счёт имущества, имеющегося в собственности должника. Дополнительным поводом вовремя платить штрафы является факт, что таких должников не выпускают за границу, что может испортить давно запланированный отпуск.