Портал для автолюбителей

Кто такой гончар и чем он занимается. Как появилась профессия гончар

Человечество всегда ценило практичные и надежные вещи, которые при этом достаточно дешевы в производстве. К ним относится и посуда. Основными материалами для нее издревле служили дерево и глина, которые человечество осваивало в течение тысячелетий. Постепенно производство посуды стало отдельной специализацией и ремеслом – гончарным.

Как ни странно, в современном пластиковом веке глиняная и керамическая посуда не потеряла актуальности. Её по-прежнему ценят за эстетические качества, практичность и долговечность.

Профессия, которая не теряет свою актуальность

Гончарное ремесло возникло тысячелетия назад. По предположениям ученых, занимались обработкой глины в основном женщины, которые со времен неолита занималась обустройством быта.

А с развитием научно-технического прогресса стали появляется и различные приспособления для работы с глиной. Самым главным из них стал, конечно же, гончарный круг. На сегодняшний день процесс создания посуды почти полностью автоматизирован и выполняется с помощью специального оборудования. И казалось бы, необходимость в гончарах – мастерах работы с глиной – полностью исчезла. Но это вовсе не так.

Гончарные мастерские до сих пор существуют и пользуются спросом у населения. Возможно, они не так популярны и востребованы, как до появления гончарной техники, а имеют даже скорее элитарных характер, но это изменение не затрагивает саму суть работы и ее актуальность, лишь вносит оттенок. Так, например, гончары могут создавать абсолютно уникальную продукцию и не стремиться сделать ее одинаковой, потому что покупатели будут как раз искать уникальность.

Обязанности гончара

В перечень обязанностей гончара можно включить следующее:

    создание продукции из глины;

    обслуживание используемой для работы техники;

    проверка качества полученной продукции.

А выполнять эти обязанности специалист сможет при наличии следующих знаний:

    разновидности глиняной массы, их особенности;

    методики и приемы работы с оборудованием;

    правила эксплуатации оборудования, проведения ремонтных работ.

Требования к гончару

Существует некоторое заблуждение, что к работе с гончарным кругом можно допустить кого угодно. Однако прежде всего гончару нужно освоить методы безопасной работы на нем.

Кроме того, поскольку во время работы гончар часто работает в запыленном и плохо освещенном помещении, ему необходимо предварительно пройти медицинскую комиссию и подтвердить отсутствие противопоказаний для подобного рода деятельности. К примеру, работа в гончарной мастерской категорически противопоказана людям с астмой и прочими легочными заболеваниями.

Где выучиться на гончара?

На сегодняшний день гончарное ремесло – это скорее художественных промысел, который требует развитого эстетического вкуса от исполнителя. Поэтому учат таких специалистов чаще всего в художественных школах. Причем далеко не всегда это техникумы или школы, есть отдельные курсы и в высших учебных заведениях.

Также азы работы с глиной дают на различных курсах при образовательных центрах. Но чаще всего здесь гончарное ремесло – скорее хобби и терапевтические упражнения. Вряд ли их можно считать обучением профессии, но побудить начальный интерес к ней такие занятия способны. Более того, это самый легкий способ получить базовые знания – на таких курсах не нужны ни аттестаты об общем образовании, ни какие-то иные специальности.

Наиболее оптимальным же вариантом освоения гончарного ремесла считается работа подмастерьем. Под надзором опытного гончара можно освоить профессию гораздо быстрее, нежели в техникуме. Кроме того, гончарная мастерская сразу же дает трудоустройство с небольшим окладом.

Разряды профессии гончар

Профессия гончара относится к рабочим и существует в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и рабочих профессий (ЕТКС). Всего существует пять квалификационных уровней, которые определяют мастерство гончара.

Гончар 2 разряда

Выполняет подготовительные работы, его деятельность курирует более опытный специалист.

Гончар 3 разряда

Может работать как вручную, так и на специальных станках.

Гончар 4 разряда

Создает простую продукцию художественного характера.

Гончар 5 разряда

Может заниматься созданием сложных изделий при помощи образцов и гончарных станков.

Гончар 6 разряда

Создает изделия, которые имеют приставные элементы.

Перспективы карьерного роста и развития гончара

С одной стороны, данная профессия не имеет границ для саморазвития специалиста, повышения уровня его техники и творческого полета. С другой же – современный гончар не имеет какой-либо карьерной лестницы. Разве что он может создать собственное дело и приумножать его, но здесь все скорее от навыков ведения бизнеса, нежели от мастерства.

Личностные качества профессии гончар

Для того, чтобы работать гончаром необходимо обладать следующими качествами и чертами характера:

    художественный вкус;

    цветовосприятие;

    хорошее зрение;

    развитая моторика;

    стремление к самосовершенствованию;

    трудолюбие;

    ответственность;

    дисциплинированность;

    критичность восприятия.

Уровень заработной платы профессии гончар

Зарплату гончара довольно сложно вычислить. Если мастер работает на себя и специализируется на индивидуальных заказах, то может зарабатывать крупные суммы. При работе по найму также все зависит от количества исполненных заказов и их сложности.

Плюсы и минусы профессии гончар

В перечень положительных аспектов профессии необходимо внести:

    возможность творчества и развития художественных навыков;

    перспективы развития собственного мастерства;

    возможность открыть собственную мастерскую;

    возможность освоения профессии у опытного специалиста.

К минусам же стоит отнести:

    сложные условия труда;

    в целом, небольшой уровень дохода у большинства специалистов.

Профессия гончара зародилась в незапамятные времена и быстро вошла в список самых почетных, наряду с ткачами, оружейниками, мельниками и другими специалистами, без труда которых не мог обойтись ни крестьянин, ни король. Посуда из глины имелась тогда абсолютно в каждом доме, поскольку была доступной и имела массу преимуществ перед другими видами посуды.

Первые шаги

Своими корнями гончарное искусство уходит в эпоху неолита. Именно тогда люди обнаружили такие свойства глины, как способность не пропускать воду после высыхания и становиться твердой при обжиге. К тому же она была легче, чем камни, доступнее и долговечнее, чем скорлупа орехов и раковины. Ученые полагают, что керамика ручной работы стала изобретением женщины, ведь именно им приходилось думать о том, как приготовить добытого мужчинами мамонта и сохранить собранные ягоды, грибы, коренья. Сначала глиной просто обмазывали корзины или делали из глины жгуты и накладывали их друг на друга. Эти предки «посуды» не были долговечными, но все же открывали более широкий простор для использования, чем просто корзина.

Как люди додумались обжигать глину? Скорее всего, как и многие открытия, в первый раз это произошло совершенно случайно. Но кто-то заметил огнеупорность глины, и смекнул, как можно обратить это свойство на пользу человечеству.

Научно-технический прогресс

Сначала посуда изготавливалась строго вручную, практически без использования каких-либо инструментов. Горшки украшались ритуальными узорами. Затем был изобретен гончарный круг, и тогда произошло разделение труда. Именно в это время появились первые гончары – люди, посвятившие свое время изготовлению посуды, которую затем продавали, обеспечивая нужды всех желающих.

Первые гончарные круги появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры и имели ручное управление. Затем технология усложнилась, и был изобретен ножной круг. Это устройство дало мастеру возможность формовать посуду руками, вращая при этом круг путем нажатия ступней на педаль. Посуда разных гончаров стала различаться тонкостями технологии изготовления, на нее стало ставиться клеймо мастера-изготовителя.

Когда человечество освоило электричество, гончарный круг стал двигаться с его помощью. Впрочем, некоторые гончары и по сей день предпочитают исключительно ручной труд, именно поэтому глиняная посуда – это не просто изделие, а произведение искусства, в которое мастер вложил свой труд и душу. У одного мастера никогда не бывает двух одинаковых мисок или чайников.

Секреты фирмы

Гончары тщательно оберегали тайну своего искусства. У каждого из них были заветные места, где они добывали глину разных сортов. Они назывались «копанцы» и пуще глаза оберегались от соседей-конкурентов.

Сначала эта профессия, как и многие другие, была семейной, и мастерство передавалось от отца к сыну, но затем это было признано неэффективным, ведь сыновья могли не желать заниматься тем же, чем и отец, или просто не иметь к этому таланта. Тогда мастера стали набирать себе учеников, которым он передавал все секреты своего искусства. Те постепенно становились подмастерьями, а затем и мастерами. Позже гончары начали объединяться в гильдии и артели.

Сейчас же любой желающий может попробовать себя в роли гончара. Во многих древних городах России на праздники проводятся специальные мастер-классы для взрослых и детей, где те могут на настоящем гончарном круге вылепить что-нибудь. Эти «показательные выступления» помогают людям не забывать о такой прекрасной, пережившей столетия, профессии, как гончар и его непростом и прекрасном ремесле.


Ирина Сподобаева

Тема "Профессия - гончар".

Цель: Познакомить детей с профессией гончара.

Задачи:

Обучающая: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить детей с процессом изготовления посуды из глины.

Развивающая: развивать желание трудиться вместе с взрослым, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений, подведение к результату своей работы; развивать у детей ассоциативные мышление и воображение; активизировать словарь по теме «Профессии».

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда, продолжать воспитывать любовь к народным промыслам и традициям.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: беседа о профессиях, рассматривание картинок о работе с глиной, чтение стихов о профессиях, чтение пословиц о труде, рассматривание картин с данной тематикой.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседы о профессиях, высказывает свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Оборудование и материалы: планшет для демонстрации видео, картинка с изображением гончара, предметы домашней утвари из глины, картинки с изображением предметов, которые нужны для работы повара, гончара, плотника.

Методы и приемы: наглядные методы и приемы (игровой, рассматривание картины); словесные методы и приемы (использование загадки, художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе ООД, подведение итога оценка активности детей).

1. Вступительная беседа.

Ребята, а что такое профессия? Это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Сегодня мы поговорим о профессии с которой вы пока ещё не знакомы. Как вы думаете кто сделал все эти предметы из глины? Ребята это профессия называется гончар. Гончар- это мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду. Посмотрите на картину, где гончар за работой. (рассматривание)

Орудие труда гончара- это гончарный круг и умелые руки. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и вы увидите и понаблюдаете за работой гончара.

2. Просмотр видео, на котором как гончар работает с пояснениями для детей. (5 минут).

3 Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

4. Беседа по просмотренному сюжету.

Гончар из мастерской – настоящий профессионал. Это значит, что он хорошо знает свою работу, он очень умелый и делает очень сложные и красивые работы из глины.

Ребята как называют человека, которого вы увидели на экране?

Какие инструменты нужны гончару для работы? – гончарный круг.

Что ещё необходимо мастеру? – мисочка с водой; тряпочка; стека или палочка деревянная, леска. (ответы детей воспитатель сопровождает показом предметных картинок).

Получившееся изделие надо высушить, потом можно нанести рисунок. А чтобы кувшин или горшочек стал пригоден для использования в быту его ещё необходимо обжечь в специальной печи. И после этого получатся вот такие изделия.

5. Рассматривание изделий из глины.




(дети изучая кувшины, определили, что покрытый глазурью кувшин холодный, а простой теплее).

6 .Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Три вида предметных картинок с изображенными предметами и инструментами для работы повара, гончара, столяра. Дети сортируют какие инструменты нужны повару, раскладывают вокруг картинки с изображением повара, аналогично для столяра и гончара.

7. Рефлексия.

С какой профессией познакомились? Как вы думаете важна ли профессия гончара? А кто хотел бы стать гончаром?

Ребята послушайте красивое стихотворение о гончаре.

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком,

Вертящийся на диске,

И ком становится горшком,

Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,

Чтоб из нее ушла вода,

Стоят горшки и кружки

На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив

Горшок из глины красной,

Его должны мы, просушив,

Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь, -

И в первый раз идет он в печь.

Горшок выходит из огня

Румянее и краше,

Готовый с завтрашнего дня

Варить борщи и каши.

(Отрывок из стихотворения «Веселое путешествие от «А» до «Я»». С. Я. Маршака)


Занятие наше окончено, молодцы.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Театр» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с окружающим миром Подготовила и провела Садовая.

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей средней группы на тему «ДЕРЕВЬЯ»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Весенние праздники. 8 Марта» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы. «Весенние праздники!».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повар-кондитер» (средняя группа) Цель: познакомить детей с профессией повара -кондитера. с его профессиональными действиями. Задачи образовательные: расширить представления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

С точки зрения технологии (техническая сторона вопроса) перечисленные выше классы гончарного производства похожи, однако в процессе изготовления для конечной продукции применяются разные сорта глины , и каждый отличается своими специфическими особенностями производства.

История гончарного дела

Изначально гончарное производство было ремеслом , служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом , каменной посудой , черепицей , изразцами , дренажными трубами , архитектурными украшениями и подобными изделиями.

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства - керамики . Производство глиняных горшков было известно в древности, когда люди познакомились со свойствами глины , очень распространённого на нашей планете материала.

Обжиг изделий из керамических материалов может быть осуществлён различными методами, однако наиболее традиционный способ - обжиг в печи.

В процессе обжига происходят необратимые изменения в заранее отформованных и покрытых глазурью изделиях - только после обжига исходный материал становится керамикой. Под действием высокой температуры в шликере происходит спекание или сплавление более крупных частиц в местах их соприкосновения (контакта) друг с другом. В случае производства фарфора , где применяются материалы с различными физическими, химическими, минералогическими свойствами компонентов и более высокие температуры обжига, плавится только часть компонентов.

Во всех случаях материалы, используемые для изготовления объектов обжига и режим термообработки должны соответствовать технологии производства. В качестве приблизительного ориентира, обычно, используют следующие температурные диапазоны:

  • обжиг изделий из глины приблизительно от 1000 °C (1830 °F) до 1200 °C (2190 °F);
  • для керамических изделий приблизительно от 1100 °C (2010 °F) до 1300 °C (2370 °F);
  • для изделий из фарфора приблизительно 1200 °С (2190 °F) до 1400 °С (2550 °F).

Величина максимальной температуры и длительность процесса обжига оказывают влияние на качественные характеристики полученной керамики. Максимальную температуру в печи зачастую поддерживали постоянной в течение определённого периода времени, с целью придания конечной продукции «производственной зрелости», которая необходима материалу, составляющему основу изделия.

Кроме того, на внешний вид готового изделия может влиять состав атмосферы в печи во время обжига. Окислительные свойства атмосфере внутри печи придают путём введения (нагнетания) воздуха в печь. Таким образом, в процессе обжига можно вызвать окисление глины и глазури. И наоборот: восстановительные свойства атмосферы внутри печи воспроизводят посредством ограничения притока воздуха в печь. Таким способом возможно удалить кислород с поверхности глины и глазури. В результате можно регулировать свойства атмосферы внутри печи с целью оказать влияние на внешний вид изделия и для получения сложных эффектов в глазури. Например, некоторые содержащие железо глазури под действием окислительных свойств атмосферы обжига приобретают коричневый, а под действием восстановительных свойств - зелёный цвет.

Печи для обжига могут быть нагреты при сжигании древесины, угля и газа или электричества. При использовании в качестве топлива угля и древесины в печи образуется много дыма , сажи и пепла , которые могут испортить внешний вид незащищённых изделий. По этой причине в печи, использующие в качестве топлива дрова или уголь, часто помещают специальный садок с крышкой, чтобы защитить от загрязнения керамические изделия внутри коробки. Современные печи, использующие в качестве источника тепла газ или электроэнергию, намного чище, и их состояние легче контролировать, чем старые дровяные или угольные печи.

Интегрированное занятие «Профессия гончар» (познание, лепка)

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с профессией гончара

Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии»

Расширять представления детей о труде взрослых. Показать значение и важность профессии гончара для других людей

Развивающие:

Развивать связную речь детей, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развитие мелкой моторики через работу с глиной

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к труду

Вызывать эмоциональный отклик, задуматься о том, хотели бы они стать гончарами

Образовательные области: познание, лепка

Оборудование:

Проектор

Мультимедиа презентация

Подготовленная глина

Доски для лепки

Искусственная трава для поляны с грибами

Предварительная подготовка: Выучить с детьми стихотворение С.Михалкова о труде

Ход занятия (35 минут)

Организационный момент (1 минута)

Постановка целей, мотивация к деятельности (5 минут)

Трое детей читаю наизусть стих С.Михалкова

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

На все века и годы

Настоящий

Царь природы?

Царь полей,

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Как вы думаете ребята, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

(ответы детей: - о труде)

Правильно, ребята. Мы будем говорить о труде и познакомимся с новой интересной профессией.

Основная часть (15 минут)

А ваши родители трудятся? Куда они отправляются, после того как отведут вас в садик?

(ответы детей: - на работу)

Опрос нескольких ребят о том, кем работают их родители?

(врач, учитель, бухгалтер, продавец, повар, водитель, строитель, полицейский и т.д.)

А какие ещё профессии вы знаете?

(пожарный, воспитатель, медицинская сестра, архитектор, сантехник, дворник, секретарь, президент, лесоруб)

Вы уже знаете очень много профессий! А сегодня мы познакомимся ещё с одной профессией. Это профессия гончар. Давайте вместе повторим её название - гончар.

Чем же занимается гончар. Сейчас мы с вами совершим экскурсию в мастерскую гончара, внимание на экран.

Мультимедиа презентация «Работа гончара»

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1448146531.pptx (профессия гончар презентация)

Ну что, ребята, понравилось вам в мастерской гончара? (да)

Хотите сами побыть гончарами? (да)

Что ж, тогда одевайте фартуки и проходите за столы. (дети рассаживаются)

Физкультминутка «Гончары» (1 минута)

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

Гончар из мастерской - настоящий профессионал. Это значит, что он хорошо знает свою работу, он очень умелый и делает очень сложные и красивые работы из глины. Мы с вами только учимся работать с глиной, поэтому начнём с простого. Мы с вами сегодня будем лепить грибы.

Работа детей (10 минут)

Итог занятия (1 минута)

Какие замечательные грибочки у нас получились. Теперь они должны хорошенько высохнуть, на это уйдет целая неделя! Потом мы их раскрасим и украсим ими нашу полянку.

Уборка рабочих мест (2 минуты)