Портал для автолюбителей

Усилитель звука из кассетной магнитолы. Переделка автомагнитолы (улучшаем звук)

Печать

Сгоревший усилитель TDA 7377

Тема этой статьи навеяна довольно частым обращением в ремонт автомагнитол с неисправностью, отсутствие звука или большие искажения при воспроизведении. При этом модели все новые с USB проигрывателем, весьма популярные последнее время и микросхемой выходного каскада TDA7377 . Причина у всех в основном одна, сгорел усилитель в магнитоле.

Диагностика занимает немного времени и объясняя клиенту причину неисправности практически всегда получаешь вопрос, почему сгорел усилитель. А так как обращавшийся контингент молодой, то и причина почему сгорает усилитель одна — излишне накрученная громкость воспроизведения.

Ничего плохого в накрученной до конца громкости нет при условии, что схема составлена грамотно и учтены все нагрузки на элементы схемы. Я конечно не инженер, но в данном случае экономия производителя просто удивляет. Давайте посмотрим на схему включения TDA7377 в автомагнитолах (Erisson RU-1036 и Soundmax SM-CCR3033):

Теперь посмотрим на типовую схему включения TDA 7377 взятую из его даташита :

Сразу бросается в глаза, что производитель с экономил на двух конденсаторах и может схема была более надежной если бы имеющиеся конденсаторы были бы большей емкости с запасом по напряжению. Может ли может ли сгореть усилитель имея такие недостатки, да может.

Может так же случится, что сгорел один канал на усилителе или два при неисправности одного конденсатора. Это так же в конечном итоге приведет к перегреву и усилитель в магнитоле сгорит.

При ремонте и замене усилителя конденсаторы ставил большей емкости, а по желанию заказчика переделывал под четыре конденсатора или переключал в мостовую.

Усилитель из автомагнитолы самому

В силу некоторых причин многие автолюбители не торопятся избавляться от отслуживших свой срок старых автомагнитол. Их нисколько не смущает ни устаревший дизайн этого допотопного устройства, ни то, что его кассетоприёмник давно уже не использовался по назначению и настройки эквалайзера настолько примитивны, что чистота звучания регулируется лишь рукояткой громкости самой автомагнитолы.
В этом случае существует всего три причины стойкой любви владельца авто к своему «патефону»:

  • Сентиментальность;
  • Глухота;
  • Цена новой и хорошей автомагнитолы составляет значительную часть стоимости самого автомобиля.

Так как в первых двух причинах компетентны сугубо медицинские работники, то я предлагаю рассмотреть третий вариант, в котором выложена настоящая инструкция о том, как сделать своими руками усилитель звука из автомагнитолы, которую вы уже собирались выбрасывать.

Реанимация автомагнитолы - Способ первый

Итак, для того чтобы сделать из автомагнитолы усилитель нам необходимо задать себе два последних контрольных вопроса:

  • Устраивает ли меня (при наличии совести и желании спросить – моих пассажиров) выходная мощность и «полостность» магнитолы?
  • Достаточна ли чувствительность FM – тюнера?

Если в обоих случаях поставили «плюсики», то вас можно поздравить, вы только что по достоинству оценили внутреннее содержание данной музыкальной шкатулки, а именно:

  • Цифровой тюнер;
  • Блок управления звуком;
  • Стерео - Квадроусилитель.

Ну а теперь приступим к самому интересному - как сделать усилитель из автомагнитолы?
При решении данной дилеммы, благодаря современным технологиям и техническим характеристикам старого, но нужного, головного устройства мы существенно облегчим свою задачу, подключив к старой магнитоле цифровой источник звука . Ну а здесь у нас на выбор существует уже несколько вариантов.

Если ваша магнитола действительно старая, то это подразумевает отсутствие на ней таких нужных в данный момент выводов как AUX-IN и USB порт. В этом мы можем воспользоваться переходником Car Cassette Tape Adapter Transmitter for MP3.

Как можете наблюдать на фото, данный переходник выполнен технически и визуально как аналог обычной кассеты – 100,5*63,8-12,0 миллиметров. Согласен, впервые увидев данный девайс у вас, как минимум, возникло небольшое чувство удивления и усмешки, но подождите судить, вы сейчас поймете всю прелесть и гениальность данного устройства.
Принцип включения этого переходника заключается в том, что вы вставляете его как обычную кассету в «деку» автомагнитолы, его головка соприкасается с головкой проигрывателя и подключив через mini-jack источник звука (плеер, теле – смартфон, ноутбук и т. д.) мы получаем в колонках достаточно неплохой звук, по крайней мере, лучший чем на некоторых FM трансмиттерах.
В общем, все довольны – мы в том, что сэкономили приличную сумму на приобретении автомагнитолы(см.), магнитофон в том, что думает, что проигрывает настоящую кассету)))

Достоинства

Это:

  • Сама идея;
  • Цена;
  • Неплохое звучание;
  • Не претендует на розетку прикуривателя, что, согласитесь, очень важно!

Недостатки

  • Ненадежная компоновка (если не прилагать молоток с отверткой и не тянуть за кабель прослужит достаточно долго);
  • Опять торчащий кабель!!!
  • При проигрывании слышен звук работающего лентопротяжного механизма (устраняется либо прибавлением громкости, либо отключением самого механизма).

Способ второй

При неисправности или отсутствии кассетного лотка в вашей автомагнитоле (неужели такие встречаются?) альтернативным источником звука вполне может стать упомянутый выше FM-трансмиттер.

Для его полноценной работы вам потребуется вставить через USB порт флэш накопитель с музыкальными файлами или через AUX-IN подключить другой источник звучания, затем освободить для него место в прикуривателе и настроить свою автомагнитолу на одноименную с трансмиттером FM частоту.

Достоинства

  • Простота подключения и использования;
  • Обширные возможности подключения различных источников с музыкальными файлами.

Недостатки

  • Постоянно занятый штатный порт под питание прикуривателя;
  • При некачественном исполнении наличие посторонних шумов и периодических «глюков».

Способ третий

В данном способе я еще хотел бы рассказать об одном варианте как из автомагнитолы сделать усилитель для более современных устройств, таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки и тому подобные имеющие в наличии Bluetooth адаптеры.

В этом случае нас выручит переходник WirelessBluetoothMusicReceiver, лишь бы у вашего головного устройства присутствовал порт AUX-IN. В противном же случае всегда можно воспользоваться иными переходниками, адаптерами и FM модуляторами способными имитировать дополнительные стереофонические аудиовходы усилителя мощности звуковой частоты.
Ну, если же вы относите себя к числу нормальных ребят, которые не боятся сложностей и всегда идут в обход то я могу вам предложить вариант не для ленивых в следующим способе.

Способ четвертый

Если вы читаете данный вариант о том, как из автомагнитолы сделать усилитель, то по умолчанию я принимаю, что вы как минимум способны:

  • Держаться за паяльник;
  • Смотреть в принципиальную микросхему;
  • Увидеть знакомые буковки в сопутствующей к автомагнитоле документации.

Внимание!
Как минимум нужно осознавать, что все действия происходят на ваш страх и риск, а так же что у вас должно быть представление хотя бы об основах теории электроники. Любой «тюнинг» внутренностей автомобильной магнитолы должен производиться вами в трезвом уме и в твердой памяти)))

  • Извлекаем «старушку» из штатного местоположения и отсоединяем все разъемы и провода:

Совет! Все последующие действия не для «возни на коленке», необходимо расположиться в нормальных условиях.

  • Демонтируя верхнюю крышку, мы можем наблюдать кассетный блок. Совершаем самый первый модерн – убираем помехи и шумы электромагнитного происхождения создаваемого электродвигателем лентопротяга, для чего отпаиваем плюсовой провод и изолируем его.
    Вырывать не стоит, вдруг, кому то захочется вернуть все назад?


Определяем место куда будем припаивать выхода AUX-IN:

  • Во-первых. Осматриваем провода, идущие от головки звукоснимателя, как правило, они припаяны к схеме предварительного усиления, сюда припаиваться не стоит;
  • Во-вторых. Выясняем, куда поступает с предварительного усиления усиленный сигнал, а входит он на кампаратор (микросхема отвечающая за переключение между кассетным блоком и FM тюнером);
  • В-третьих. Либо включая логику, либо с помощью Datasheet (техдокументации) микросхемы предусилителя находим выхода звуковых дорожек с него. В случае на фото это оказались пяточки под номерами FPM 1558 и FPM.

Проследив данные дорожки, которые соединяют выход предварительного усилителя с сигналом компаратора выясняем, где находится левый и правый звуковые каналы – дотронувшись отверткой до пятаков одного из каналов, в то время когда будет включена пустая аудиокассета, в динамиках прозвучит характерный треск . Припаиваем выхода аудиокабеля с AUX-IN к левому (InLeft) и правому (InRight) каналам. Третий вывод (InGND) припаивается к массе (корпусу) автомагнитолы.

К сожалению, данная инструкция не может вместить в себя все варианты припайки выхода AUX-IN к схемам всевозможных автомагнитол, но надеюсь, принцип вам всё-таки понятен. Тем более различного видео в интернете по данной тематике полным полно.
На этом предлагаю остановиться, так как эту тему можно продолжать и продолжать. Как говорится предела совершенству нет, есть лишь предел фантазии отдельно взятого индивида.

Микросхема усилителя мощности автомагнитолы

Микросхема усилителя мощности автомагнитолы была в 1998 году разработана всемирно известной компанией Филипс. Микросхема усилителя мощности автомагнитол предназначалась для усиления головного устройства.

Краткая рабочая характеристика микросхемы

Данные приводятся ниже:

  • оснащена встроенным преобразователем напряжения питания;
  • преобразователь напряжения при относительно малом напряжении позволяет создать выходную мощность в 70 Вт при нагрузке 4 Ом;
  • микросхема обладает выходной мощностью класса В и составляет около 18 Вт в случае напряжения в 14,4 В;
  • увеличить мощность питания внутренней схемы можно за счёт усиления включения преобразователя, который повышает выходное напряжение.

Примечание. Необходимо объективно понимать, что вольтдобавка функционирует далеко не всегда, а лишь, в случае, пересечения выходной мощностью определённой границы. И такой режим работы, получил название Н.

Микросхема содержит в себе также вывод MODE, который способен функционировать в трёх режимах, а именно:

  • активном режиме ON;
  • режиме ожидания STD-BY;
  • в тихом состоянии MUTE.

В своём функциональном активе микросхема содержит также специализированные интегрированные узлы защиты от:

  • возможного замыкания проводников расположенных на выходе;
  • замыкания спровоцированного пересечением провода питания с положительным зарядом и общего провода;
  • температурного перегрева в случае рабочей перегрузки.

В TDA микросхеме присутствует детектор фиксации динамических искажений, который включается автоматически в случае возникновения в выходном сигнале выходных доз искажения.
Это не имеет место быть при эффекте насыщения:

  • увеличивается напряжение входного сигнала, однако, выходной при этом не возрастает, продолжая находиться в пределах напряжения, которое создаёт усилитель питания.

Данная микросхема представлена пленочными конденсаторами, а именно:

  • С3 – 0,1 мкФ;
  • С4 – 2,2 мкФ;
  • С7 и С8 – 3300 мкФ.

Есть также Х2 клеммы, которые необходимы как для включения, так выключения усилителя.

Примечание. MODE вывод можно искусственно соединить REMOTE выходом на автомагнитоле, что в свою очередь, позволит создать возможность дистанционного управления. В этом случае, сразу после запуска автомагнитолы появится выходной сигнал с вольтажом 12, который собственно и приведёт в действие усилитель.

Микросхема TDA1562Q обладает также дополнительными клеммами Х3, которые можно при необходимости использовать в качестве индикатора аварийного состояния усилителя. Для этой цели достаточно к клеммам Х3 просто подключить светодиод.

Отличительные особенности микросхемы TDA для усилителя автомагнитолы

Вот они:

  • поскольку фланец микросхемы усилителя соединен непосредственно с общим проводом, то в изолирующей радиаторной прокладке необходимость отсутствует в случае, если местом прикрепления выступает радиатор.

Примечание. Обязательно необходимо крепления смазать специализированной теплопроводящей пастой, в противном случае, данная конструкция прослужит краткий промежуток времени.

  • дополнительно необходимо будет в обязательном порядке пролудить все силовые дорожки.

Моменты, на которые автомобилисты мало обращают внимание
Как правило, они такие:

  • необходимо всегда помнить, что со временем внутренняя проводка автомагнитолы(см.) и её дополнительных составных компонентов приходит в негодность, которая может обусловить перебои в работе усилителя;
  • крайне важно эффективно соотносить напряжение, создаваемое на входе с тем, которое должно получиться на выходе;
  • нужно в обязательном порядке внимательно ознакомиться с детально иллюстрированной схемой, которую с легкостью можно найти в интернете;
  • не менее значимым также моментом является исправная работа радиатора, который должен не просто функционировать, а эффективно функционировать в противном случае, произойдёт перегрев усилителя микросхемы и она просто выйдет из своего рабочего состояния.

Отличительные преимущества выбора микросхемы TDA от компании Филипс и недостатки

низкая рыночная стоимость незначительная технологическая устарелость
быстрота и легкость работы отсутствие современных функциональных возможностей
должная надежность и работы и необходимая степень функциональности трудность совмещения с автомагнитолами люксового класса
широкий спектр совместимости с автомагнитолами необходимость ежегодной проверки всех составляющих
доступность эксплуатационной инструкции в интернете
простота строения
возможность беспрерывного функционирования в бесперебойном режиме

Если говорить об объективных реалиях сегодня, то следует отметить, что микросхему TDA1562Q для усилителя автомагнитолы(см.) лучшего всего использовать для автомобилей национального производства, так как в этом случае, проблемы с совместимостью отсутствуют априори, чего нельзя сказать о современных иномарках.

Примечание. Иногда микросхема доставляется уже с заводским браком, поэтому прежде, чем её непосредственно приобрести, необходимо все наглядным образом внимательно досмотреть.

Как правило, обратить внимание надо на:

  • отсутствие каких-либо явных физических дефектов;
  • присутствие всех составляющих элементов, которые указанны в приложенной эксплуатационной схеме;
  • убедиться в возможности замены, если в этом возникнет необходимость и наличии у продавца гарантии на товар.

Видео обзор и фото – материалы помогут получить более подробную информацию. Проверка усилителя может быть проведена своими руками, благо инструкции сегодня можно найти практически повсюду. Цена усилителя TDA не очень высокая.

2017-10-23 14:30:35 0 6586

Обзор встроенных усилителей в автомагнитолах. Какие чипы звучат лучше?

Качество звука – одна из важнейших составляющих при выборе автомагнитолы. В большинстве различных магнитол параметры и характеристики очень схожи, но разница в цене очень существенна. Почему? GPS есть во всех, Bluetooth, телевидение и так далее, также присутствуют. По функциональности все современные автомагнитолы очень похожи, что и затрудняет потребителю их выбор. Так вот, на качество звучания Вашей магнитолы, а также на цену, напрямую влияет вид микросхемы Усилителя Низкой Частоты (УНЧ). Эти микросхемы могут быть очень непохожими по характеристикам и качеству, что и влияет на стоимость автомагнитолы.

В этой статье мы поможем Вам разобраться этих чипах. Конечно же на качество звука также оказывает влияние акустика автомобиля, внешний усилитель (при наличии), проводка и т.п. Но основа качественного звука – это микросхема УНЧ! Если Вы используете дешевый чип УНЧ, то как ни извращайтесь, какую навороченную акустику не ставьте, хороший и качественный звук Вы не получите. Исходя из этого, при покупке магнитолы следует поинтересоваться типом микросхемы и качественный звук Вам гарантирован.

Но тут есть один нюанс. Большинство продавцов автомагнитол не знают какой чип УНЧ установлен в каждой конкретной магнитоле. Также эта информация не указывается и на сайте производителя. Вы сможете узнать выходную мощность, в большинстве случаев завышенную и возможно частотный диапазон, которые воспроизводятся – вот и вся информация по звуку. В большинстве случаев производитель скрывает информацию об используемой микросхеме, т.к. установлен дешевый чип, для удешевления себестоимости устройства.

На операционной системе Андроид и так стоят не дешево, а если установить на них еще и дорогие микросхемы Усилителя Низкой Частоты? Вот производитель и устанавливает бюджетную микросхему, чтобы не отпугнуть клиента ценой. Поскольку от установленного чипа полностью зависит мощность звука то мы можем сделать вывод, что чем больше мощность, тем более качественный УНЧ установлен в головном устройстве.

Что бы сделать верный выбор, давайте все же перейдем к описанию типов микросхем, которые разработчики применяют в автомагнитолах:

1. Микросхема TDA 7388

Это самая простая и дешевая микросхема, которая устанавливается в большинство дешевых автомагнитол.

Характеристики:

  • 4 канала по 40 Вт максимум при нагрузке 4 Ом
  • частота работы от 20 Гц до 20кГц (Весь слышимый человеческим ухом диапазон частот)
  • коэффициент нелинейных искажений 4 x 25Вт 4Ом (14,4В, 1КГц) -10%.

Качество звучания оставляет желать лучшего, на низких частотах нет мягкости, а на высоких нет чистоты звука. Звук удовлетворительный, так себе. Также магнитолу с этой микросхемой нельзя подключать к премиум акустике, сопротивление которой на входе 2 Ом.

2. Микросхема TDA 7850 MOSFET

Очень хороший усилитель с качественным звуком, к которому можно подключить любую акустику.

Характеристики:

  • 4 канала по 50Вт/4Oм МАХ.
  • 4 канала по 80Вт/2Oм МАХ.

Отличное качество звука на любых частотах. Высокочастотные помехи отсутствуют, а уровень посторонних шумов низкий.

3. Микросхема TDA 7560 MOSFET

Аналог чипа TDA 7850, описанного выше, но по стоимости намного дешевле. Так как разрабатывался специально для применения в автомобильных магнитолах.

Характеристики:

  • 4 канала по 50Вт/4Oм МАХ.
  • 4 канала по 30Вт/4Oм 14.4В, 1КГц, 10 %
  • 4 канала по 80Вт/2Oм МАХ.
  • 4 канала по 55Вт/2Oм 14.4В, 1КГц, 10 %
  • Произведен по технологии MOSFET
  • Превосходное согласование с акустикой 2 Ом
  • Hi-Fi класс по соотношению сигнал/шум

Звук довольно хороший, но если сравнивать с 7850, то звуковая картина чуть менее насыщена.

4. Микросхема TDA 7851A MOSFET

Эта микросхема является продолжением TDA 7850 и разработана специально для головных устройств автомобиля. По характеристикам превосходит своего предшественника, хотя мощность немного снижена для уменьшения выделения тепла.

Характеристики:

  • 4 канала по 45Вт/4Oм МАХ.
  • 4 канала по 28Вт/4Oм 14.4В, 1КГц, 10 %
  • 4 канала по 72Вт/2Oм МАХ.
  • произведен по технологии MOSFET
  • Превосходное согласование с акустикой 2 Ом
  • Hi-Fi класс по соотношению сигнал/шум

Идеальный звук для настоящих меломанов без искажений и потерь получит владелец магнитолы с данным чипом. Так же эта микросхема отличается низким уровнем искажения звука при минимальных потерях и имеет самый высокий класс звучания – АВ. Имеется контроль входного напряжения и разнообразные типы защит.

Вывод:

Если Вы истинный ценитель качества звучания и хотите удивить Ваших пассажиров ярким, сочным, качественным звуком, ищите автомагнитолу с микросхемой TDA 7851A MOSFET.

Многим автолюбителям мучают старые автомагнитолы с плохим качеством звука, которые не имеют встроенных слотов для флешек и карт памяти. Как право это довольно старые кассетные магнитолы и те магнитолы которые были выпущены до 2009-го года, которые не имели указанных слотов.

Разумеется такой косяк можно исправить используя ФМ модулятор, но модулятор не есть хорошо, имеет кучу недостатков. Во-первых — передача данных осуществляется через радиоволны, а это далеко не аналог кабельной передаче.

Вот в очередной раз человек попросил переделать китайскую магнитолу, которая уже была в нерабочем состоянии, на магнитоле буквально ничего не работало, помимо встроенного усилителя, выполненный на микросхеме TDA7388 . Микросхема из ряда хороший, якобы 40 ватт на канал, сама микросхема четырехканальная. Не смотря на низковольтное питание, звук довольно приличный, искажений почти не слышал и на максимальной мощности.

Дальше нужно было запустить усилитель, а он имеет режим сна — st-by , чтобы усилитель вышел из этого режима нужно через резистор 10-15кОм 4-ю ногу микросхемы нужно подключить на плюс питания. Сама магнитола уже имеет встроенный фильтр на входе питания, поэтому дополнительно не установил.

Дальше на плате магнитолы нужно найти 4 smd конденсатора — это входные конденсаторы. Их довольно легко найти, обычно стоят на одной линии, параллельно друг к другу. К этим конденсаторам были подключены 4 провода — желательно взять экранированные, поскольку провода на входных цепях. Проверить работу довольно просто.

Подключаем колонку к одному из выходных проводов, дальше поочередно дотрагиваемся до входных проводов, если есть характерный звук (сигнал) из динамика, значит все работает как нужно, эту операцию нужно проводить со всеми входами, чтобы убедиться в нормальной работе усилителя. В качестве источника сигнала я взял китайский проигрыватель с дистанционным управлением.

Для начала нужно проверить сам проигрыватель. Как право, проигрыватели такого типа уже имеют законченный усилитель класса Д на пару ватт, который стоит непосредственно на плате проигрывателя.
Из панели управления магнитолы выкинул исключительно все, кнопки зафиксировал термоклеем, но они, как и регулятор громкости никакой роли не играют и оставил только как декорацию.

Дальше самое сложное — встроенный дисплей проигрывателя отрезал от основной платы и проводами МГТФ (0,3мм) вывел на панель, зафиксировал дисплей термоклеем. Дальше тем же проводом вывел USB порт и инфракрасный приемник, которые имелись на проигрывателе. В итоге где-то 30 проводов идут в качестве шлейфа, от передней панели к плате проигрывателя.

Все контакты и места припоев хорошенько зафиксировал термоклеем.

Поскольку сам проигрыватель питается от пониженного напряжения, то был дополнен питающий узел на основе линейного стабилизатора напряжения 7805, таким образом, на плату проигрывателя идет 5 Вольт стабилизированного напряжения.

Ток потребления довольно большой (до 650мА) поэтому стабилизатор нужно прикрутить к теплоотводу, в моем случае микросхему стабилизатора прикрутил к корпусу магнитолы, нагрев в ходе работы есть, но в пределах нормы.
Дальше тестируем работу проигрывателя, если все хорошо, то идем дальше.

В третьем этапе нам нужно стыковать проигрыватель с усилителем мощности автомагнитолы. Делается это довольно просто. Проигрыватель изначально стереофонический и имеет два независимых канала, задействовать мы будем всего один канал, по той причине, что номинал выходного сигнала от проигрывателя довольно большой и можно использовать простой делитель.

К выходу проигрывателя подключаем 4 резистора с номиналом 1кОм, просто берем 4 резистора указанного номинала, один из выводов (всех резисторов) подключаем друг к другу и одновременно на точку стыковки подключаем провод от выхода проигрывателя, свободные выводы от резисторов поочередно подключаем к входам усилителя автомагнитолы.

Очень советую каждый вход автомагнитолы через резистор 1кОм перекинуть на землю. В моем случая были некоторые проблемы с фоном, точнее был некий высокочастотный свист, поэтому был вынужден применить пассивный фильтр первого порядка, который срезает все частоты выше 15кГц, и фон стих.

После удачного завершения переделки нам нужно тщательно зафиксировать все места припоев термоклеем, особенно место стыковки проводов к входным конденсаторам усилителя автомагнитолы, поскольку припой там долго не выдержит, учитывая все вибрации во время езды.

Дальше уже тесты. Мой проигрыватель оказался довольно удачным, имеет кучу функций, в том числе и эквалайзер. Светодиодный дисплей радует глаза, яркий красный в стиле ретро. Чтобы закрыть стандартную площадку бывшего дисплея, я использовал 3Д карбон, получилось довольно стильно, не бросается в глаза и смотрится как промышленный образец, хозяин тоже был очень доволен.