Портал для автолюбителей

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью снт. Обязанности председателя снт, или сложно ли быть главным среди садоводов Аудит в снт

Некоммерческие организации, как и многие другие хозяйствующие субъекты системы народного хозяйства, могут подвергаться обязательному аудиту по инициативе вышестоящих органов (в том числе и государственных) и инициативному аудиту - по решению руководящих органов данной некоммерческой организации. Проведение аудиторских проверок диктуется законодательством Российской Федерации, в частности в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Заказчиком аудиторской проверки наиболее часто являются государственные органы. Значимость аудиторской проверки возрастает, если садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение:

  • осуществляет предпринимательскую деятельность;
  • получает существенные целевые средства на проведение мероприятий или реализацию целевых программ;
  • в других случаях.

Аудитор или аудиторская организация в ходе проверки обязаны достичь понимания системы бухгалтерского учёта путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учёта устанавливают её соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности некоммерческой организации.

Принципиально важными аспектами при проведении проверки садоводческого товарищества являются:

  • учредительные документы. Устав товарищества должен содержать сведения о размере паевых взносов членов товарищества, о порядке распределения прибыли и убытков и тому подобное. Сведения, содержащиеся в учредительных документах, обязаны строго соблюдаться и не противоречить фактическим;
  • сметы доходов и расходов товарищества. Полнота и правильность отражения денежных средств, полученных от всей деятельности некоммерческой организации, в том числе предпринимательской, финансирования из бюджета, гранты и другие перечисления различных организаций. Соблюдение и исполнение смет;
  • финансовая (бухгалтерская) отчётность - порядок формирования отчётности и проверка правильности составления баланса, а также формы № 6 "Отчёт о целевом использовании полученных средств" (в случае её представления в налоговые органы);
  • соблюдение производственно-хозяйственных договоров и выполнение по ним своих обязательств. Своевременность и обязательность выполнения всех условий, предусмотренных договорами. Своевременность погашения задолженности перед партнерами и разного рода организациями. Выполнение обязательств перед государством;
  • проверка имущества, сопоставление учётной документации: акты списания, порчи, предшествующие акты ревизии и прочие учётные документы);
  • проведение налогового аудита. Проводится в целях выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

Проверяется полнота и своевременность расчётов с бюджетом по различным видам платежей. Особой проверке подвергается правильность ведения раздельного учёта по уставной и коммерческой деятельности.

Следует отметить, что при проведении аудита садоводческого, огороднического и дачного объединения могут быть выявлены различные ошибки. Вот наиболее типичные:

  • ошибки по оформлению и ведению учредительных документов. Здесь, как правило, встречается неотражение в уставе всех видов деятельности, которые ведет некоммерческая организация, в частности вопросы ведения садоводческим, огородническим или дачным хозяйством видов предпринимательской деятельности и иной приносящей доход, либо ведение деятельности, не допустимой законодательством Российской Федерации. Иногда в уставе не оговаривается порядок уплаты членских взносов, отсутствуют должностные инструкции работников организации;
  • ошибки при ведении финансовой, учётной деятельности. Часто представлены неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами). Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Законе № 129-ФЗ;
  • при проведении инвентаризаций - несоблюдение сроков проведения инвентаризации и ошибки в процедуре её проведения. Правила проведения инвентаризаций регулируются Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
  • ошибки при составлении корреспонденции счетов. Ошибки в хронологии: хозяйственные операции отражены, не соблюдая последовательности их совершения;
  • хозяйственные операции отражены в зависимости от их содержания.

В организациях садоводческого, огороднического или дачного хозяйств помимо отсутствия ведения учёта предпринимательской деятельности часто не производится разделения учёта по основной (уставной) деятельности и по предпринимательской деятельности. Последнее является обязательным для всех некоммерческих организаций и должно быть соответственно оформлено в бухгалтерском учёте.

Наиболее часто встречающееся нарушение при ведении садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями деятельности, имеющей налогооблагаемую базу (а также многими коммерческими фирмами), - это уклонение от уплаты налогов, в том числе неуплата налогов при наличии объектов налогообложения (налог на прибыль, при ведении предпринимательской деятельности; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на доходы физических лиц с сумм, превышающих установленный лимит, и другие обязательные платежи и отчисления).

Ошибки при составлении и представлении отчётной документации встречаются:

  • при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;
  • при составлении бухгалтерской отчётности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, несущественна (в тех случаях, когда пояснительная записка необходима). Нарушены сроки представления бухгалтерской отчётности. Используемая в расчёте информация противоречит данным бухгалтерского учёта;
  • наиболее грубым нарушением финансового (налогового) законодательства является представление отчётности по упрощённой форме бухгалтерской отчётности в тех случаях, когда некоммерческая организация извлекает доход от предпринимательской деятельности.

Куда обратиться по поводу фин. проверки в СНТ-в налоговую или прокуратуру?

Добрый день. Налоговая ничего проверять не будет. Если в действиях руководства СНТ Вы усматриваете нарушение своих финансовых интересов, обращайтесь с обоснованным заявлением в прокуратуру.

Нина, согласно ст. 25 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 № 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трёх человек на срок два года.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Можно ли провести независимую аудиторскую проверку в СНТ?
Кто должен иницировать эту проверку?

Любой из членов вправе.

Здравствуйте, Лариса Михайловна!
Вы имеете право провести общее собрание членов СНТ, собрать деньги на оллату работы аудиторов и заключить договор с аудиторской компанией.
У Вас в СНТ должна быть своя ревизионная комиссия, которая вправе проверить состояние финансовой дисциплины в СНТ и, в случае выявления нарушений, подать заявление в прокуратуру.
Либо сразу подать заявление в прокуратуру, она и проверку инициирует и во всем разберется.

Желаю всего хорошего)

Эти вопросы должны решаться на общем собрании членов СНТ. В У ставе СНТ должна быть прописана процедура. Для проверки прокуратурой должны быть весомые аргументы и основания.




Можно ли провести независимую аудиторскую проверку в СНТ?
Кто должен иницировать эту проверку?

Любой из членов вправе.

Здравствуйте, Лариса Михайловна!
Вы имеете право провести общее собрание членов СНТ, собрать деньги на оллату работы аудиторов и заключить договор с аудиторской компанией.
У Вас в СНТ должна быть своя ревизионная комиссия, которая вправе проверить состояние финансовой дисциплины в СНТ и, в случае выявления нарушений, подать заявление в прокуратуру.
Либо сразу подать заявление в прокуратуру, она и проверку инициирует и во всем разберется.

Желаю всего хорошего)

Эти вопросы должны решаться на общем собрании членов СНТ. В У ставе СНТ должна быть прописана процедура. Для проверки прокуратурой должны быть весомые аргументы и основания.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Хотим провести прокурорскую и аудиторскую проверку в отношении председателя СНТ. Куда обратиться?

В начале постарайтесь обойтись своими силами. У вас должен быть бухгалтер и правление. Создайте своим решением комиссию и проверьте все что пожелаете...
А уж потом станет ясно куда и зачем обращаться. Если обнаружите деяния с составом преступления по УК РФ то обращайтесь в полицию и подготовьте им копию всего что Вы нарасследовали.
Если деяния не обнаруживают состава а ущерб все таки имеется то предъявляйте его председателю... Откажется-в суд.
В любом случае при такой ситуации лучше сразу подумать о замене председателя на более покладистого малого... И удачи Вам.




Ув. Randolf.

Не знаю уж как до Вас донести свет знаний и правду.
Попробую в последний раз.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Статья 18. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О пожарной безопасности". Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.

3. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290
“О федеральном государственном пожарном надзоре”.
9. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора;

17. Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:
в) проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Приказ МЧС России от 28.06.2012 N 375"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
8. Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

9. Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции обязаны:
проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;

В четырех федеральных нормативно-правовых актах закреплены одновременно право и обязанность ГПН на проведение проверки исключительно на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН.

В том случае, если прокуратура поручает провести проверку, то необходимо оформить распоряжение и проводить проверку на основании этого распоряжения. Никакие заключения специалистов ГПН в этой ситуации уже не нужны.

Если же прокуратура, в силу статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требует выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, то необходимо руководствоваться следующим:
В силу прямого указания закона назначенный специалист должен отвечать исключительно на ВОЗНИКШИЕ ВОПРОСЫ;
Если специалист дал пояснения на возникшие вопросы, а затем было возбуждено административное дело, то он обязан расписаться в соответствующей графе постановления. А перед этим ему должны быть разъяснены права и обязанности;
Либо в ходе проводимого административного расследования у специалиста запрашивается письменное заключение, он при этом становится участником производства по делу, с соответствующими правами о обязанностями.

Противоречит закону ситуация, когда прокуратура, ссылаясь на статью 22 требует выделить специалиста, тот в свою очередь:
готовит акт, справку, заключение по широкому кругу вопросов;
возбуждает сам административное дело, либо принимает к производству постановление, возбужденное прокурором
принимает процессуальное решение.
В этом случае имеет место превышение должностных полномочий. Не могут быть инспектор и специалист в одном лице.

И последнее, следует всегда помнить, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В 2012 году было отдельное указание Генеральной прокуратуры об этом.