Портал для автолюбителей

Явление святой троицы александру свирскому. Праведный авраам

Урок 11.Обетование Божие Аврааму. (Явление Бога Аврааму в виде трёх странников. Ветхозаветная Троица. А. Рублёв. Троица)

Задачи:

· ребёнок получит представление о ВетхомЗавете как об истории богопознания, истории спасения человечества;

· узнает, что, согласно Священному Писанию, Господь решил создать Свой народ, родоначальником которого был избран Авраам;

· поймёт, что задачей богоизбранного народа было хранение памяти о Едином Боге;

· захочет всегда быть радушным гостеприимным хозяином.

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Священное Писание: 1 мин 05с

02/видео

Избрание Авраама: 1 мин 13 с

03/видео

Обетование о Спасителе: 1 мин 04 с

04/видео

Трудный путь спасения: 2 мин 05 с

05/видео

Путь спасения человечества: 35 с

06/видео

В Землю Обетованную: 41 с

Земля Обетованная

08/видео

Земля Обетованная: 1 мин 02 с

Рождество Христово

10/видео

У дубравы Мамры: 20 с

Посмотри на небо…

12/видео

Явление Аврааму Пресвятой Троицы-1: 1 мин 01 с

13/видео

Явление Аврааму Пресвятой Троицы -2: 1 мин

14/видео

Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 3: 28 с

Памятник Андрею Рублёву

Икона А. Рублёва «Троица»

Икона «Троица»

Битва Руси с монголами

Монголо-татарское иго

Разорение русских городов

А. Рублёв. Троица

22/видео

История создания иконы «Троица»: 1 мин 39 с

А. Рублёв. Троица

В этом году мы продолжимизучение Священного Писания - Библии.

· На какие две части делится Библия?

· Какой период времени включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет? · Вспомните, что означает слово «Завет». (Ответы детей: завет - это наказ, наставление).

Слово завет имеет ещё одно значение - договор, союз (м-ф 01 Священное Писание: 1 мин 05 с).

Ветхий Завет - это древний (старый) договор или союз Бога с израильским народом - народом, который создал и воспитал Сам Бог, для сохранения в нем истинной веры и подготовки к принятию Спасителя.

· Кого Бог избрал родоначальником Своего народа, в котором родится обещанный Спаситель мира? (м-ф 02/видео. Избрание Авраама: 1 мин 13 с . И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. )

· Как вы понимаете слова Господа: «и благословятся в тебе все племена земные»? (Предположения детей)

Племена - это все народы земные, т.е. через Спасителя мира Иисуса Христа, Который родится в потомстве Авраама, благословение Аврамово распространится и на язычников, которые примут Христа как Спасителя.

· Докажите, что ссамого начала Ветхий ЗаветобращенкГрядущему Спасителю, Которыйсойдёт в нашмиривосстановит утраченное единение человека с Богом. (Дети вспоминают историю грехопадения и обетование, данное Богом Адамуо послании в мир Спасителя: изгоняя Адаму и Еву из рая, Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом :м-ф 03/видео.Обетование о Спасителе: 1 мин 04 с)

История спасения человечества естьстерженьВетхого Завет м-ф 04/видео. Трудный путь спасения -1: 2 мин 05 с . Вся история человечества является примером великой заботы, которую проявляет Бог о человеке. Начиная с творения первых людей и заканчивая нашими днями, Господь не перестает проявлять по отношению к людям неиссякаемое милосердие. Создав человека, Господь устраивает все для его гармоничной и счастливой жизни. Он поселяет его в райском саду, удостаивает плодов древа жизни, которые дают человеку бессмертие. Когда человек совершает грехопадение и отвергает милостивого Творца, Господь не оставляет его и здесь. Он попускает смерти овладеть человеком, дабы впадший в грех не жил вечно и вечно не умножал беззакония. Изгоняя человека из рая, обители счастья и блаженства, Господь обещает ему, что разлука не будет вечной. Придет время и Сам Господь сойдет на землю, чтобы человек опять мог приобщиться вечности и блаженству, мог воссоединиться с Богом. С этого момента вся история человечества станет путем, ведущим к этому самому важному событию - воплощению Сына Божьего. Труден и тернист будет этот путь. Человек на всем его протяжении будет пытаться свернуть с него, впасть в язычество, забыть истинного Бога. Но главным условием воплощения Спасителя было сохранение людьми истинной веры. Ибо язычество утрачивает и знание о грехопадении человека, и понимание необходимости его спасения .) По сути, весь Ветхий Завет - это трудный путь возвращения человека к Богу, который мы пройдём вместе с богоизбранным народом,и поведёт нас Сам Господь! (м-ф 05/видео. Путь спасения: 35 с . Господь, желая спасти все человечество, изберет его малую часть, один народ, в котором еще теплился огонек истинного богопочитания. Он поведет этот народ через темные века идолопоклонства, в которое впадет все остальное человечество, к свету Вифлеемской звезды, к Рождеству Спасителя. )

Итак, Аврааму было75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру,всё своё имение, которое они приобрели, всех слуг и отправился в страну, которую указал ему Господь (м-ф 06/видео. В Землю Обетованную: 41 с).

Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась Ханаанскою (м-ф 07. Земля Обетованная).

· Как вы думаете, чьи потомки жилина этой земле?

Жили там потомки Ханаана - хананеяне - один из самых нечестивых народов (м-ф 08/видео. Земля Обетованная: 1 мин 2 с.

Вступив на эту землю, Авраам устроилжертвенники принёс Единому Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называтьсяОбетованнойт.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Теперь эта земля называется Палестиной.)

Именно на этой земле от ДевыМарииродился обещанный Спаситель - Иисус Христос м-ф 09. Рождество Христово).

· В чём заключался подвиг Авраама? (Аврааму было уже 75 лет, но, он, имея твёрдую веру в слово Божие,оставляет своих сродников, отеческий дом, родную обжитую землю и отправляется в неведомые земли.

В этом Авраам показал несокрушимую веру в Бога.

В земле Ханаанской Авраам поселился близ города Хеврон , у дубравы Мамры (м-ф 10/видео. У дубравы Мамры: 20 с).

Авраам с Сарою были уже очень стары, но детей у них так и не было. Авраам постоянно думал обэтом и очень скорбел. Чтобы утешить Авраама, однаждыГосподь явился ему в видении исказал (м-ф 11. Посмотри на небо…) : «… посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. … столько будет и у тебя потомков». Авраам поверил Господу и Бог вменил ему это в праведность» .

Когда Аврааму было уже 99 лет, т.е. 24 года прошло с тех пор, как он, повинуясь Богу, покинул родную землю, и, веря слову Господа, ожидал рождения обещанного сына, произошло удивительное событие: Сам Господь явился ему в виде трёх Странников (м-ф 12/видео. Явление Аврааму Пресвятой Троицы-1: 1 мин 01 с : Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидаягостей, особенно нуждающихся в это время,в подкреплении и покое.Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им . И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.

Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства.Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.)

Посмотрите, ребята, с каким пламенным усердием, радушием, с какой радостью и большим удовольствием Авраам встречает, как он думает, простыхстранников !.. Сам все делает и предлагает! Когда странники ели, этот столетний человек стоял пред ними! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними!

М-ф 13/видео. Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 2: 1 мин : Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр,услышав эти слова, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась,иметь такое утешение, и господин мой стар».

Но Странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но Он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». )

То, что этот чудный Гость оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим случаям общения с Господом, открыло ему глаза на действительную небесную природу этого Гостя. (м-ф 14/видео.Явление Аврааму Пресвятой Троицы - 3: 20 с . И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним .)

Через год после явления Аврааму Бога в виде трёх странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сары родился долгожданный сын, которого они назвали Исааком.

Чудесное явление Бога Аврааму в виде трёх Странников отображено в иконе святого иконописца Андрея Рублева (м-ф15. Андрей Рублёв) «Троица», где Странники изображены в виде трёх Ангелов (м-ф16/икона. А. Рублёв. Троица) .

· Давайте сравним иконы «Явление Бога Аврааму» (м-ф 17. Явление Бога Аврааму ) и икону Андрея Рублёва «Троица» (можно использовать рисунок в тетради). В чем вы видите разницу?

На иконе Андрея Рублева нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму. Андрей Рублёв изобразил Ангелов не вкушающими, а беседующими. О том, что изображена сцена на библейский сюжет, говорят лишь чаша с головой тельца на столе, дерево и палаты Авраама на фоне.

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых Ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг — символ вечности, света и любви. Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.
Время жизни Андрея Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига (м-ф 18. Битва «Руси» за свободу). В те времена Русь была раздираема междоусобными войнами русских князей, и разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, что только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины» (м-ф 19. Монголо-татарское иго).

Именно в тот нелегкий, но знаменательный период русской истории (около 1411 года), когда обескровленная и униженная чужеземным игом (м-ф 20. Разорение городов) , Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды, Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу» (м-ф 21. «Троица»), которую написал по повелению игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, - под руководством которого он начал свой путь монаха, - "в похвалу Сергию Радонежскому" (м-ф 22. История создания иконы: 1 мин 39 с. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира»)

· Кому Бог, через святого иконописца Андрея Рублёва, даровал эту чудотворную икону (м-ф 23. А. Рублёв. Троица)? (Предположения детей)

Своё изображение Бог даровал не только для Руси, но и для всего человечества. Пресвятая Троица, изображающая Божественную гармонию, была символом единения: люди, созданные по образу и подобию Божию, и жить должны по образу Пресвятой Троицы: в мире, согласии и любви.
В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. В цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов Ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

Содержание «Троицы» многогранно. Святой иконописец изобразил на иконе Предвечный Совет Пресвятой Троицы.

· Как вы понимаете выражение «Предвечный Совет»?

Предвечным Совет назван потому, что осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный Совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности; а Советом он назван потому, что в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

На Предвечном Совете Бог изъявляет Свою Божественную волю о сотворении человека по Своему образу и подобию. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил пути спасения человечества. На предвечном Божественном Совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. На иконе Андрея Рублева отброшены все бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие Божественного замысла о человеке. Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа.

(На усмотрение учителя. Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению , что отражено в словах Писания: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне" (Евр. 10:7-10), а также в словах "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их "причастниками Божьего естества" (2 Пет 1:4).

Для справки. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения.

За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».

За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской...)

Работа в тетради. Тест: Проверь себя:

История спасения человечества естьстерженьВетхого Завета.

Ветхий Завет это древний (старый) договор, или_ _ _ _Бога с богоизбранным народом, в котором родится Спаситель.

Родоначальником этого народа Бог избрал _ _ _ _ _ _ _.

Аврааму было75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру,всё своё имение, всех слуг и отправился в страну, которую _ _ _ _ _ _ ему Господь.

Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась

Жили там потомки Ханаана хананеяне - один из самых нечестивых народов.

Вступив на эту землю, Авраам устроилжертвенники принёс Единому Богу благодарственную _ _ _ _ _ _ .

После этого земля Ханаанская стала называться_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _,т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Через 2000 лет на этой земле от ДевыМарииродится обещанный Спаситель - Иисус Христос. Теперь эта земля называется_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

Когда Аврааму было уже 99 лет, произошло удивительное событие: Сама Пресвятая Троица явилась ему в _ _ _ _ _ _ трёх Странников. Богсказал, что через год у Авраама родится обещанный сын. В назначенный срок у Авраама и Сарры родился долгожданный сын, которого назвали

_ _ _ _ _.

Слова для справок : жертву, Ханаанскою, Исаак, союз, указал, образе, Авраама, обетованной, Палестиной.

Файлы для скачивания:

Конспект, тетрадь и медиафайлы урока

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

В нашем храме пребывает икона «Святая Троица» с частичкой Мамврийского дуба. Образ написан с известной чудотворной иконы, созданную прп. Андреем (Рублевым).

Икона «Святая Троица»

Церковь имеет много различных изображений Святой Троицы. Но та икона, которой определяется самый праздник Троицы, неизменно одна — это изображение Троицы в образе трех ангелов. Прообразом этой иконы было таинственное явление Святой Троицы в образе трех путников праотцам Аврааму и Сарре под дубом Мамврийским. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, а потому, что она наиболее полно выражает догмат о Пресвятой Троице: три ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, символизируя триединство и равночестность всех трех Лиц.

Самое глубокое понимание этого догмата мы находим в иконе Троицы, написанной преподобным Андреем Рублеевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Эта икона является шедевром древне-русской иконописи, и недаром была Церковью утверждена как образец того, как должно писать икону Троицы.

В иконе Андрея Рублева, лица Святой Троицы следуют в том порядке, в котором они исповедуются в Символе Веры. Первый ангел — это первое Лицо Троицы, Бог Отец; второй, средний ангел — это Бог Сын; третий ангел — это Бог Дух Святой. Все три ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в пищу телец. Заклание тельца знаменует крестную смерть Спасителя, а приготовление тельца в пищу является прообразом таинства Евхаристии. Все три ангела имеют в руках жезлы, которые символизируют их божественную власть.

Первый ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние — образ его небесной, божественной природы, и светло-лиловое верхнее одеяние — свидетельствующее о непостижимости и царственном достоинстве этого ангела. Сзади него, над головой, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед домом. Это изображение жилища имеет символическое значение: дом является как бы образом домостроительства Божия, и то, что изображение здания помещено над главой первого ангела, указывает на него, как на начальника (или Отца) этого домостроительства. То же отеческое началие сказывается и во всем его виде. Глава его почти не наклонена, а взгляд обращен к двум другим ангелам. Всё — и черты, и выражение лица, и положение рук, и то, как восседает первый ангел, — всё говорит о его отеческом достоинстве. Два других ангела склонены главами и обращены взором к первому ангелу в глубоком внимании, как бы ведя с ним беседу о спасении человечества.

Второй ангел помещен в средней части иконы. Его срединное достоинство определяется тем положением, которое присуще второму Лицу в Самой Троице, а также в деле домостроительства и промысла Божия о мире. Над головой его простираются ветви дуба. Одеяние второго ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, символизирующий воплощение, а верхний синий хитон знаменует своим цветом божественное достоинство и небесность природы этого ангела. Второй ангел склонен и обращен головой и движением к первому ангелу, как бы в сокровенной беседе. Дерево, осеняющее его, является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.

Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы — Святым Духом. Нижнее одеяние ангела — прозрачно-синего цвета, и верхнее — легкого дымчато-зеленого цвета, изображают небо и землю, знаменуют живительную силу Святого Духа, животворящего все существующее. «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается» — поет Святая Церковь. Это возвышение чистотою выражает на иконе гора, которая осеняет третьего ангела.

Позаимствовано из книги «Мысли об иконе» инока Григория Круг

Мамврийский дуб

На иконе Святой Троицы мы видим дерево, в тени которого праотец Авраам устроил трапезу для Господа, явившегося ему в образе трех путников. Это дерево дожило до наших дней и оно находится на участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии. Это знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ дубравы Мамвре, у которой и произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не упоминается какой-то определенный дуб, но свидетельства о нем появляются уже в I веке Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. И согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб не даст ни одного зеленого листа.

В начале XX века ствол дуба имел в окружности семь метров, затем разделялся на три массивных ветви, как бы символизирующие Святую Троицу. Невдалеке от дуба растет еще два дубка, которым около 200 лет. Паломники окрестили их дубом Авраама и дубом Сарры. А сам Мамврийский дуб в начале XX века начал медленно засыхать. Процесс усугубляли паломники, старавшиеся отщипнуть и унести с собой частицу святыни. Последний зеленый листок видели на дубе в 1995 году.

Есть поверье, что конец света не наступит до тех пор, пока жив Мамврийский дуб. Несколько лет назад Господь послал чудо: от корня засохшего великана пророс маленький росток. Его высота сейчас около 20 см. К великой радости верующих, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.

  • «Любящих и Бог любит»
  • МОУ Весьегонская СОШ Осипова Т.Н.
  • И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
  • Аврааму было 75 лет, когда он, повинуясь Богу, взял жену свою Сарру, всё своё имение, которое они приобрели, всех слуг и отправился в страну, которую указал ему Господь
  • Переселение Авраама
  • Картина Йожефа Молнара 1850
  • Земля, в которую привёл Господь Авраама называлась Ханаанскою. Жили там потомки Ханаана - хананеяне - один из самых нечестивых народов.
Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • Вступив на эту землю, Авраам устроил жертвенник и принёс Единому Богу благодарственную жертву.
  • После этого земля Ханаанская стала называться Обетованной т.е. обещанной, т.к. Бог обещал её Аврааму и его потомству. Теперь эта земля называется Палестиной.
  • В земле Ханаанской Авраам поселился близ города Хеврон, у дубравы Мамре
  • Авраам с Сарою были уже очень стары, но детей у них так и не было. Авраам постоянно думал об этом и очень скорбел. Чтобы утешить Авраама, однажды Господь явился ему в видении и сказал: «… посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. … столько будет и у тебя потомков». Авраам поверил Господу и Бог вменил ему это в праведность».
  • Когда Аврааму было уже 99 лет, т.е. 24 года прошло с тех пор, как он, повинуясь Богу, покинул родную землю, и, веря слову Господа, ожидал рождения обещанного сына, произошло удивительное событие: Сам Господь явился ему в виде трёх Странников.
Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
  • Однажды во время дневного зноя, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатёр, поджидая гостей, особенно нуждающихся в это время, в подкреплении и покое. Авраам любил принимать странников, считая для себя великой радостью служить им. И вдруг видит: стоят против него три Мужа. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.
Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
  • Когда Странники зашли к нему, Авраам омыл им ноги омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства. Затем подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. Сам же стал под деревом подле них.
Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Странники спросили у него: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из Них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».
  • Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, услышав эти слова, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь такое утешение, и господин мой стар».
  • Но Странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но Он сказал ей: «Нет, ты засмеялась».
И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • И понял Авраам, что перед ним не простые странники, а Сам Бог говорит с ним.
  • Через год после явления Аврааму Бога в виде трёх странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сары родился долгожданный сын, которого они назвали Исааком.
  • Троица Ветхозаветная".
  • XVIв. Новгород
  • Чудесное явление Бога Аврааму в виде трёх Странников отображено в иконе святого иконописца Андрея Рублева «Троица», где Странники изображены в виде трёх Ангелов.
  • В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной и живоначальной. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий?
  • Единосущность на иконе Рублева передана тем, что ангелы наделены равным достоинством.
  • Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах.
  • Каждый из ангелов держит в руке жезл - в ознаменование божественной власти.
  • Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния.
  • На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом.
  • Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на то, что перед нами Сам Творец мира. И черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает - все говорит о Его отеческом достоинстве.
  • Второй Ангел помещен в средней части иконы. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Дуб является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и утраченном непрерывном общении с Богом. А в Новом Завете образ дерева получает смысл Искупления греха человека ради восстановления райского общения с Господом: дерево говорит о деревянном кресте, на котором состоялась Искупительная жертва Христа. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы.
  • Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - ипостасью Святого Духа. За третьим Мужем расположена гора. Гора -это символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы - Духа Святого.

Среди потомков Ноя был старец Аврам. Бог обещал ему, что он станет отцом великого, сильного народа. У Аврама была красивая жена по имени Сара, в странствиях он разбогател, был мудр, и все уважали его. Одно только печалило Аврама и Сару – несмотря на Божье обещание, у Аврама и Сары так и не было детей до самой старости.

И вот однажды Аврам увидел, как к его шатру приближаются три путник а. Это были не путники, а Бог в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Таким образом, 18-ая гл. книги Бытия рассказывает о том, как сам три единый Бог уже в Ветхом Завете явился Аврааму и Саре в образе трех странник ов, которых Аврам и Сара гостеприимно приняли у Мамврийского дуба (дуб – большое дерево): "Явился ему Господь у дубравы Мамре…(= у Мамврийского дуба). Он возвел (поднял) очи (глаза) свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него… он побежал навстречу… поклонился до земли. И сказал: Владыка ! если я обрел благоволение пред очами Твоими , не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши ; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши… и взял теленка… и поспешил приготовить его… и поставил пред ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели" /Бытие 18, 1-8/.

В этом описании соединилось земное и небесное; присутствие Бога явное, физически ощутимое. Но обращает на себя внимание использование форм единственного и множественного числа: Авраам видит трех, а говорит со странниками так, будто их то трое, то один; в буквальном смысле: 3=1. В библейской трактовке этот факт считается указанием на первое явление Бога-Троицы, самое очевидное во всем Ветхом Завете (как прообраз будущего прихода Сына Бога Иисуса Христа на землю при помощи Святого Духа).

Важно отметить, для чего Бог пришел к Аврааму. Он пришел с известием о том, что у Аврама и Сары родится сын, которого они ждали всю свою жизнь, считая себя бездетными. У них через год действительно родился сын, которого назвали Исааком. Он дал начало роду царя Давида, от которого впоследствии произошла Богородица – Дева Мария. Таким образом, Ветхий Завет – книга пророчеств о событиях Нового Завета, становится предуготовлением этих событий. Аврам и Сара получают новые имена – АВРААМ и САРРА, т.к. становятся патриахами еврейского народа и основателями рода Девы Марии и, значит, земной линии Иисуса Христа.

Первое явление Бога в образе Троицы в Ветхом Завете лежит в основе тринитарного догмата христианства. Этот догмат (учение) утверждает, что Бог един (=один) в трех лицах (триедин, триединство): Бог – Отец, Сын и Святой Дух. Это неразрывное, непостижимое (= непонятное для человеческого разума) единство . Отсюда, например, такая особая суеверная любовь к числу 3 в русской культуре. Этот догмат нашел самое яркое воплощение в иконе «Троица», получившей название «Троица Ветхозаветная» (или «Гостеприимство Авраама»).

Икона (в переводе с греческого – образ)

Икона представляет собой вид религиозной живописи. В силу некоторых особенностей развития русской культуры, икона (образ) и литература взяли на себя дополнительную нагрузку – философского осмысления мира, поскольку сама философская традиция получила в России непосредственное развитие довольно поздно – в 19 веке. На этом основании мы имеем право говорить об иконоцентричности и литературоцентричности русской культуры.

И эти два явления также оказались взаимосвязанными

Иконопись на Руси возникла на фоне византийско-русского диалога культур (988г.) и связана с периодом Среднековья 10-17 веков - до реформ Петра Первого. На протяжении этого времени икона была основным средством художественного освоения мира и единственным способом отражения идеалов древнерусского человека (святость – Святая Русь, духоносность - вера, надежда, любовь).

Икона, таким образом, взяла на себя дополнительную функцию философского осмысления мира.

Русский религиозный философ Серебряного века князь Евгений Трубецкой назвал икону «Умозрением в красках ».

На Руси сохранялась и развивалась устойчивая византийская традиция изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и событий Библии. Но Русские иконописцы воплотили в ней дух своей эпохи, дух времени с помощью особых приемов письма, особых красок и поз святых.

Специфика иконы как вида религиозной живописи.

Икона – это вид религиозной живописи, писалась она либо на деревянной доске, либо на камне (роспись церковных стен – фрески). Выбор этого материала не случаен – он более прочен и долговечен и отражает вечную нетленную природу Бога. С другой стороны, деревянная доска, на которой писалась икона, символизирует древо познания, с которого начинался человеческий грех от Адама и Евы, а также крест – знак его искупления Иисусом.

В системе христианской культуры икона занимает особое место, при этом она никогда не рассматривалась исключительно как произведение искусства.

Функции иконы. Икона – это текст (текст Библии), выраженный в символах, поэтому требует владения определенными навыками ее прочтения. Слово ИКОНА в переводе с греческого языка означает ОБРАЗ. Икона – это образ Первообраза (то есть Бога, Богоматери, Святого). В ней заложен высший, таинственный, сакральный (тайный, божественный) смысл. Его суть состоит в том, что образ иконы, построенный на реалиях мира земного (реального, настоящего, в котором живет человек), отражает совсем другие понятия – реалии мира небесного (= высшего, божественного, непонятного - непостижимого для человеческого разума).

Поэтому все в иконе символично. Каждый знак иконы – это символ – «окно в духовный мир», который, как и любой символ, означает нечто большее, чем он сам.

Цвет, свет, атрибутика (= детали, вещи в руках святых), поза (= положение тела), жест, интерьер – все эти составляющие символического языка иконы несут в себе сложные и глубокие сакральные смыслы. Это символический текст.

Первые изображения Ветхозаветной Троицы появились еще в римских катакомбах. Они следовали тексту Ветхого завета, говорящего о явлении Бога Аврааму: "И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18, 1-2). В полном согласии с этим текстом Лица Троицы первоначально изображаются в виде мужей, и только к XI веку - в виде ангелов, что говорит о стремлении как бы усилить внешние признаки святости , но по-прежнему накрытый стол, за которым сидят гости Авраама, придаёт изображению характер бытовой (жизненной) сцены.

Наиболее значимые изображения Троицы Ветхозаветной в древнерусской живописи принадлежат двум великим иконописцам – Феофану Греку и Андрею Рублёву . Они жили приблизительно в одно время, но принадлежали разным историческим эпохам, поэтому вложили в изображения Троицы своё миропонимание и идеи своего времени.

Феоф а н Грек (1340-1405). Византийский иконописец, создавший свою школу письма на Руси под влиянием новгородской иконописной школы. В Новгороде Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора Новгорода) и наивная, но страстная, экспрессивная местная новгородская традиция. Феофан Грек работал в Новгороде, в Москве, на его творчество оказал большое влияние новгородский стиль иконописи.

Феофан Грек разделяет все творения мира на свет и тьму, небесное и земное. Отсюда живописный язык Феофана: все пишет двумя красками – красной и белой. На красном фоне (цвет земли, погруженной в греховную тьму ) вспыхивают белые молнии – свет Бога, огонь Бога, сжигающий грехи человека.

Все написано энергично, экспрессивно, во всем чувствуется духовная борьба человека, стремящегося к очищению от греха, к поиску Божественного света. И человек страдает, мучается в поисках этого пути.

Бог у Феофана - грозный судья. Посмотрим фреску Феофана «Троица Ветхозаветная» , написанную на сюжет явления Аврааму и Сааре трех ангелов – Троицы, Бога в трех лицах. В этой фреске есть обеденный (трапезный) стол с разнообразной едой, как в ветхозаветном сюжете, а также Авраам и Саара. Их присутствие подчеркивало зависимость земного от небесного – ангелы сидят вверху всей композиции, за трапезным столом, а люди как бы прислуживают им. Византийский мастер Феофан Грек следует в этом тексту Ветхого завета, где сюжет о пришествии к Аврааму и Саре трех странников повествует о встрече земного и небесного. Феофан Грек, творивший свои образы в период монголо-татарского ига на Руси, зовет к борьбе, требует наказания и искупления за человеческую греховность.

Смысловые оппозиции Феофана Грека: борьба света-тьмы, чистоты-греха, покоя, безмолвия – суеты (использовал И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник»).

Фразеологизм ИСКУПИТЬ СВОЙ ГРЕХ - пострадать за свой грех, раскаяться в нём

Новая Газета: «Придет время, и Саакашвили придется искупить свой кровавый грех перед Богом и осетинским народом»

Иначе видит мир и отражает это видение великий иконописец Андрей Рублёв . Он тоже пережил монголо-татарское иго, но видел и освобождение от него, окончание трехсотлетней войны.

Андрей Рублёв (ок.1360 – 1430). Работал во Владимире, Москве. Его называют классиком древнерусской живописи, так как он очень глубоко выразил в иконе идеалы древнерусского художественного мышления. Это философия гуманности, добра, любви, гармонии и красоты духовной . Только они могли спасти Россию, вывести ее из мрачного круга исторических событий. Поэтому краски Андрея Рублева светлы и гармоничны, сюжеты его изображений вписаны в гармоничный круг – символ духовного единения, соборности.

Тринитарный догмат, так же как и христологический, составляет основу христианской веры. По выражению богослова Блаженного Августина, постичь тайну Святой Троицы сложнее, чем вычерпать море ложечкой. Св Троица – это не количество, а качество Бога, непостижимое для человека, но данное ему в откровении. Рублёвская икона становится поворотным пунктом в осмыслении Св. Троицы. Рублёв, исключая из композиции фигуры Авраама и Сарры (Гостеприимство Авраама – у Ф.Грека), сосредоточил наше внимание на явлении ангелов, в котором созерцающий начинает прозревать образ Троицы .

На светлом золотом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо , за правым ангелом – гора, за левым – палаты . Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики (лица) похожи, будто изображен один и тот же лик (лицо) в трёх вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам над головой ангелов (круги, символизирующие вечность, святость изображаемого), по крыльям, по движению ангельских рук. И все эти круги сходятся в эпицентре иконы, где изображена чаша, а в ней – голова тельца – знак жертвы.

Перед нами евхаристическая трапеза (=жертвоприношение, искупление греха людей кровью Иисуса), в которой совершается искупительная жертва.

Средний ангел благословляет чашу, сидящий справа принимает ее, правый ангел словно подвигает ее тому, кто напротив. Основной смысл Троицы – идет Предвечный совет о Боговоплощении и искуплении грехов человеческих через жертвоприношение Иисуса, его распятие. Т.о., Бог принимает решение о жертвоприношении своего Сына – Иисуса Христа. Для этого он должен прийти на землю в образе человека, а потом быть распятым на кресте – распя тии.

Распространенная трактовка видит в среднем ангеле Иисуса , т.к. он одет в привычные для него на иконах одежды – темно-красный хитон и синий гиматий, и на правом плече его клав (специальная полоса) – знак Иисуса, следовательно, отец тот, кто справа от него, а слева от Иисуса – Святой дух.

Икона Святой Троицы – что на ней изображено? Об этом мы поговорим, рассмотрев вопрос на примере десяти самых известных икон, изображающих Святую Троицу.

Святая Троица

Один из отцов-основателей античной философии, а вместе с ней и всей европейской цивилизации древнегреческий философ Аристотель сказал: «Философия начинается с удивления». То же можно сказать и о христианской догматике – она не может не вызвать удивления. Миры Толкиена, Энде и Льюиса со всеми их сказочными загадками не тянут даже на тень таинственного и парадоксального мира христианского богословия.

Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией Любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. В. Лосский писал, что в Троице мы видим то единство, в котором пребывает Церковь. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все мы собраны в единое Тело Христово - и это не метафора, не символ, а такая же реальность, как реальность Тела и Крови Христа в Евхаристии.

Как изобразить тайну? Только через другую тайну. Радостная тайна Боговоплощения позволила изображать Неизобразимое. Икона - символический текст о Боге и святости, явленной во времени и пространстве и пребывающей в вечности, подобно тому, как сказочный лес из «Бесконечной истории» Михаэля Энде, созданный в воображении главного героя, начинает существовать без конца и начала.

Постичь эту вечность мы можем благодаря еще одной, далеко не последней в мире христианского богословия тайне: Сам Бог просвещает каждого христианина вслед за Апостолами, даруя Самого Себя - Святого Духа. Дары Святого Духа мы получаем в Таинстве Миропомазания, Он же пронизывает весь мир, благодаря чему и существует этот мир.

Итак, Святой Дух приоткрывает нам тайну Троицы. И потому день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - мы называем «День Святой Троицы».

Троица и “Гостеприимство Авраама” – сюжет иконы Живоначальной Троицы

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца. А самым правильным изображением Троицы является иконографический канон «Гостеприимство Авраама», отсылающий зрителя в далекие ветхозаветные времена:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Сюжет о гостеприимном старце, узнавшем Бога в трех мужах, сам по себе трогателен и поучителен для любого верующего: служишь ближнему - служишь Господу. Изображение этого события мы встречаем очень рано.

Мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре в Риме создана в V веке. Изображение визуально поделено на две части. В верхней Авраам выбегает навстречу трем мужам (один из них окружен сиянием, символизирующим славу Божества). В нижней - гости уже сидят за накрытым столом, а Авраам им прислуживает. Сарра стоит за спиной у Авраама. Художник передает движение, изобразив старца дважды: вот он дает указания жене, а вот он обернулся, чтобы подать на стол новое блюдо.

К XIV веку канон «Гостеприимство Авраама» уже вполне сложился. Икона «Троица Зырянская» , принадлежавшая, по преданию, кисти свт. Стефана Пермского - несколько видоизмененный ее вариант. Три ангела восседают за столом, под ним лежит телец, а слева внизу стоят Авраам и Сарра. На заднем плане изображено строение с башенкой (дом Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Изображения могут меняться, но набор символов и персонажей остается прежним: три ангела, служащая им чета, внизу - телец (иногда с закалывающим его отроком), дуб, палаты Авраама. 1580 год, икона «Святая Троица в бытии », окруженная клеймами с изображениями событий, связанных с явлениями Троицы. Интересная деталь: Авраам и Сарра здесь не просто прислуживают за столом, но также за ним сидят. Икона расположена в Сольвычегодском историко-художественном музее:

Более типична, например, икона XVI века из Троице-Герасимовского храма в Вологде. Ангелы находятся в центре композиции, за ними - Авраам и Сарра.

Вершиной русской иконописи считается икона Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым . Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Из узнаваемых реалий - дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?..).

Это изображение станет для русской иконы классическим, хотя возможны некоторые разночтения в деталях. Например, иногда у среднего ангела на нимбе появляется крест – на иконах так изображают Христа.

Икона Святой Троицы, XVII век

Другой пример: Симон Ушаков более детально изображает трапезу.

Канон «Гостеприимство Авраама» является оптимальным для изображения Пресвятой Троицы: в нем подчеркивается единство сущности (три ангела) и различие ипостасей (ангелы присутствуют в пространстве иконы «автономно» друг от друга).

Поэтому подобный же канон используется при изображении явления Троицы святым. Один из наиболее известных образов – явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому :

Неканоничные изображения

Однако были попытки изображать Бога в Троице и иначе.

Крайне редко в западно-европейской и русской храмовой живописи попадается изображение, использовавшееся в иконографии эпохи Ренессанса, где три лика объединены в одном теле. В церковной живописи оно не прижилось из-за явной еретичности (смешение Ипостасей), а в светской - из-за неэстетичности.

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра

Зато изображение «Троица Новозаветная » встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность - разделение Сущности Божества.

Наиболее известная икона данного канона – «Отечество » новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него - Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола - серафимы и херувимы, ближе к раме - святые.

Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку - Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине - Святого Духа также в виде голубя.

XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми - Бог:

Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна. (Дан.7:9).

Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа:

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…

(Откр.1:12-14).

Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель.

Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания.

«Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним - Христос на Кресте, а над ними - Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная - носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

Изображение «Коронование Божией Матери » связано с богородичными догматами Католической Церкви, но вследствие глубокого почитания Пречистой Девы всеми христианами также получило распространение и в Православии.

Богородица на изображениях Троицы, Прадо, Мадрид

В центре композиции изображена Богородица, Отец и Сын держат над Ее головой корону, а над ними парит голубь, изображающий Святого Духа.