Портал для автолюбителей

Памятники социально-экономической мысли средневековья. Геральдическая корона Элементы короны

duca от лат. dux (от латин. duco «веду» - сравни рус. вождь, предводитель от глагола водить - вести )) у древних германцев - военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью; в Западной Европе, в период раннего Средневековья , - племенной князь , а в период феодальной раздробленности - крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассально-ленной иерархии.

С образованием и расширением Франкского государства германские герцоги были превращены в должностных лиц короля, которым подчинялись правители отдельных областей - графы . Император Карл Великий ( -), желая покончить с племенными междоусобицами, упразднил герцогскую власть.

В Германии, фактически никогда не являвшейся единым образованием, вновь возникло 5 крупнейших территориальных образований - племенных герцогств, образованных примерно по территории расселения в начале Темных веков одноименных германских племен. Стоящие во главе их племенные герцоги подчинялись королю Германии и императору Священной Римской империи скорее номинально и периодически оспаривали друг у друга право занимать престол империи.

Во Франции в период её становления в качестве государства герцоги (первоначально четыре - Аквитанский, Бретонский, Нормандский, Бургундский) - крупнейшие вассалы французской короны, в начальный период превосходящие короля в могуществе и богатстве и также подчиняющиеся ему фактически номинально. Французские короли, в ряде случаев обоснованно опасавшиеся своих крупнейших вассалов, поддерживали их лояльность в основном путем заключения браков между представителями королевской и герцогской семей. С течением времени в результате постепенного расширения королевского домена, появилась возможность для создания на его территории многочисленных графских титулов, статус многих из которых в период правления династии Валуа был поднят до герцогств. В степень герцогств также поднимались многочисленные графства, входящие в состав прежних четырех «великих» герцогств - Аквитании, Бретани, Нормандии, Бургундии, по мере того, как их земли постепенно присоединялись к короне.

Иная ситуация сложилась в Англии. Во время нормандского завоевания множество высших англосаксонских дворян пало на поле боя. В результате у занявшего трон Вильгельма Завоевателя появилась возможность полностью перекроить систему территориальных владений, раздав земли своим сторонникам. Но до правления короля Эдуарда III, в Англии титула герцога не существовало. Вильгельм и его последователи жаловали своим вассалам в основном титулы барона и графа, именуемого на саксонский манер «эрл». Начиная с правления Эдуарда III, у которого было весьма многочисленное мужское потомство, титулы герцогов учреждаются для младших сыновей короля, так появляются герцоги Йорк, Кларенс, позднее - Бедфорд. Старшему сыну, принцу Уэльскому, в 1337 году одновременно учреждается титул герцога Корнуолла, который наследники трона носят и поныне. Также начиная с правления Эдуарда наиболее преданным слугам короля с титулом графа, титул поднимается до герцогского - так, из соответствующих графских титулов возникают герцоги Ланкастер (с 1485 года герцогом Ланкастером всегда является король), Кларенс, Нортумберленд и другие. Большинство герцогских титулов Британии, существовавших и существующих, обязаны своим возникновением именно возвышением одноименных графов по милости короля.

Поскольку изначально английский герцогский титул носил характер пожалования, нередки были случаи, когда король за провинности конфисковывал герцогский титул в пользу короны, а затем мог снова пожаловать его по своему усмотрению. Иногда герцогский титул переходил к короне, если герцог занимал королевский трон. На континенте в силу аллодиального происхождения, герцогская власть была гораздо сильнее и случаи конфискации герцогств до периода абсолютизма бывали совершенно единичны. Во Франции герцогские титулы в основном объединялись с короной в результате пресечения правящей линии герцогов (как в Бургундии при пресечении Старшего дома), либо путем аннексии, пользуясь слабостью герцога и его неспособностью защищать свои владения (как в случае с захватом Нормандии у Иоанна Безземельного). Титулы герцогов, объединившиеся с французской короной, в дальнейшем обычно жаловались сыновьям правящего монарха. В дальнейшем, с укреплением во Франции абсолютизма, титул герцога постепенно приобрел характер почётного пожалования, не связанного с реальным владением землей.

Герцог Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

В Германии суверенные герцоги с 1844 года носили предикат (англ.) русск. «Seine (Ihre) Hoheit» (Его/Её Высочество). Владетельные и медиатизированные имперские князья , в качестве субсидиарного титула имевшие титулы герцогов (Лихтенштейны , Шварценберги), как и все прочие имперские князья, с 1825 года носили предикат «Seine (Ihre) Durchlaucht» (Его/Её Светлость). Герцогский титул имели также все принцы Вюртембергского королевского дома, Саксонского дома Веттинов (Эрнестинская линия), а также глава младшей линии баварского царствующего дома Виттельсбахов.

В Англии герцоги имеют предикат «His Grace The Most High, Noble and Potent Prince» (Его Милость Высочайший, Благороднейший и Могущественнейший Принц), «Her Grace The Most Noble Duchess» (Её Милость Благороднейшая Герцогиня).

В Испании герцоги и их наследники, а также гранды Испании и их наследники носят предикат «El Excelentísimo Señor» (Превосходительный Сеньор).

В Италии суверенные герцоги с 1630 года носили предикат «Sua Altezza» (Его Высочество).

Некоторые владетели герцогств в Германии приобрели титул «Великого герцога ». В настоящее время такой титул имеет великий герцог Люксембургский Генрих с предикатом «Его Королевское Высочество».

В позднеевропейской истории титул герцога утверждается, как правило, за членами королевских фамилий. Кроме герцогских титулов суверенных монархов и титулов аллодиального (феодального) происхождения, существуют дворянские титулы герцогов, пожалованные монархами своим подданным по королевской прерогативе.

Практика присвоения новых титулов герцога до сих пор существует в Испании, Соединённом Королевстве и Бельгии , во втором и третьем случае только членам королевских фамилий, как дополнительные. Папский Престол после Второго Ватиканского Собора прекратил практику присвоения этого дворянского титула выдающимся католическим мирянам. Монархи Нидерландов прекратили присваивать все виды дворянских титулов в 1931 году, а по состоянию на настоящее время наследственный титул герцога в Нидерландах не носит ни одна семья, и данный титул в Нидерландах вышел из употребления. В Швеции и Норвегии титулы также более не присваиваются, однако титул герцога продолжает присваиваться членам королевской семьи (так, титул герцогини Эстергётландской при рождении получила принцесса Эстель , дочь кронпринцессы Виктории и Даниэля Вестлинга).

В царской России титул герцога считался равнозначным титулу князя . Некоторое время титул «герцога Ижорского» носил Александр Меншиков . Часто полагают [кто? ] , что он являлся единственным русским дворянином, носившим титул герцога. Однако это не соответствует действительности (однако он остаётся единственным дворянином, пожалованным герцогским титулом от русского монарха) (см.

В итальянском варианте комедии «Турандот» министры принцессы распевали шуточную песенку о том, что принцесса - это «девушка с короной на голове и в мантии с бахромой, но если ее раздеть донага - это мясо, сырое мясо, совершенно несъедобное!», намекая на то, что монарх - такой же человек, как и все, только в короне. Уж кому-кому, а ведь вельможам об этом было известно не понаслышке. И все же...

И все же корона на голове (не важно, человеческой, львиной или орлиной) производит должное впечатление - достаточно взглянуть на гербы, приведенные в этой книге. Это далеко не единственный, но, бесспорно, самый известный символ власти. «Бонапарт надел на голову генеральскую треуголку, и вдруг показалось, что он вырос больше чем на полметра», -сказал маршал Массена. Это свидетельство очевидца о том, как сотни лет спустя продолжал функционировать древний механизм репрезентации власти: корона или шляпа, тиара или головной убор из перьев (и даже нимб) - безразлично, лишь бы это увенчивало голову чем-то, чего другие не имеют и иметь не могут.
Со временем возникла целая иерархия символических головных уборов, от императорской короны до «скромного» ободка патриция, уже без листиков сельдерея и жемчугов, - а все потому, что провозглашаемый принцип «первый среди равных» на практике не работал и каждой ступени социально-политической лестницы требовалось собственное символическое отображение.

Корона в геральдике - значение в гербах знати

Гербы знатных родов и соответствующие им описания в гербовниках буквально пестрят разнообразием корон.
Обычно принято указывать их тип - например, «античная» - или их соответствие титулу. В связи с этим интересен пример из английской геральдики и английского языка, где собственно короной (crown) называется лишь королевская, а все остальные, от княжеской до баронской «coronet». В этой великой стране издавна почиталась монархия как институт, но при этом с легкостью наносились оскорбления королю как личности - достаточно вспомнить Иоанна Безземельного и Вильгельма III, подписавшихся в свое время под унизительными условиями, и обезглавленного Карла I.

Английская традиция впитала в себя и кельтские представления о сакральной фигуре короля, и саксонский обычай выборов конунга: первый был королем «по божественной благодати», но только лично, а второй - первым среди равных «по воле народа». Излишне добавлять, что в Англии, где противоестественный симбиоз монархии и демократии стал для подданных абсолютно естественным, аббревиатура «НМ» (Его/Ее Величество), сопровождающая армейские корпуса, суда, учреждения и т. д., означает лишь то, что эти корпуса, суда и учреждения являются собственностью не того, кто правит, а Короны, то есть Государства.

Оно и представлено символически короной-графемой - метафорой высшей магистратуры государства, временно воплощенной в лице данного короля или королевы...

Истоки геральдического значения короны

Но было бы совершенно бессмысленно продолжать говорить о короне, не ознакомившись с ее происхождением и истоками.
Если обратиться к данным филологии, то в первую очередь мы обнаружим, что древние греки, мастера необъятной семантики, называли «koronis» «то, что изогнуто, что огибает, что завершает, что находится на вершине», а собственно «Stephane» и «Stephanos» - «венец, диадему, корону». С этим же корнем steph- в родственных отношениях находится латинское «stipare», опоясывать. Как видно, все значения сводятся к одному действию (опоясывать голову) и единой идее (сделать того, у кого увенчана голова, высшим и совершенным). Филологи возводят оба термина к санскритским корням, что может доказывать древность самого жеста - венчания главы, а также предмета - короны.

Римский мир, который, наряду с кельтским, кажется наиболее близким к изначальной индоевропейской сакральной символике, различал несколько типов корон. Существовали классическая корона (corona classica), называемая также морской (navalis), или ростральной (rostrata), присуждавшаяся тому, кто первым при абордаже ступит на палубу вражеского корабля; стенная корона (muralis, она сохранилась в гражданской геральдике вплоть до наших дней, для тех, кто первым преодолеет стену осаждаемого города, и крепостная (vallaris, или castrensis), присуждаемая первому солдату, который переберется через вал вражеского лагеря.

Геральдическая корона как награда

Эти короны присуждались за конкретные боевые заслуги; помимо них у римлян использовалась лучистая корона (corona radiatd) - золотой обруч с двенадцатью острыми шипами, отклоненными наружу; ею чествовали статуи богов и императоров, которых провозгласили божественными (divi). Эта корона, нашедшая свое применение в геральдике и названная античной, входит в число «геральдических корон». Они изображаются на гербах особняком -поверх щита («пронзая» его), или внутри него, - или, чаще всего, на головах у львов, орлов и т. д. В этом случае в описании герба ее род обычно не указывается (подразумевается, что это «античная» корона).
Однако, если мы желаем понять, какому положению в иерархии она соответствует (королю, императору и т. п.), то нам необходимо разбираться в формах корон. Но прежде поговорим об истории развития короны и прочих украшений: печатей, почетных знаков, щитодержателей, изображений подвигов и преданий, мантий, декора знаков отличия, орлов и знамен, тесьмы, шнуров, пальм, листьев, картушей, виньеток и т. д. (Кстати, не все гербы имеют такие украшения и не все из этих украшений помогают прояснить степень знатности, или чин, или занимаемую должность. Их использование в геральдике регламентировано четкими и строгими нормами.)

На изображении:

Родовой герб фамилии Античи Маттеи (происх. из Реканати)
Нашлемник: вертикально изображенный меч, пронзающий раскрытую книгу, окруженный развевающейся листелью с девизом:

«Или в этом, или с этим» («Aut in hoc, aut cum hoc»)

Значение:

Щитодержатели: два льва натурального цвета с поднятыми передними лапами, увенчанные коронами: правый - в графской короне - поддерживает штандарт с надписью «Замок Святого Петра» («Castrum S. Petri»), левый - в короне маркиза - поддерживает штандарт с надписью «Замок Пеши» («Castrum Pesciae») Щит опирается на мальтийский крест, венчается папской хоругвью и шлемом с княжеской короной и золотыми, серебряными, голубыми и черными валиками и завитками Мантия из красного бархата, подбитая горностаем, с золотым шнуром и кистями, увенчанная княжеской короной


Контакты:
Большая Императорская корона была изготовлена в 1762 году Георгом-Фридрихом Экартом для коронации Екатерины II. Корону мастер изготовил всего за 2 месяца. Венчала средний герб Российской Империи 1882 года. На данную корону потратили 2749 небольших бриллиантов и 58 очень больших бриллиантов. В настоящее время венчает гербы Тульской области , Архангельской области , Пензенской области , Свердловской области , Томской области , Тюменской области .
Родовая Императорская корона Романовых (корона великого герцогства Люксембургского). Является вымышленной короной.
Астраханская шапка. Была изготовлена в 1627 году для основоположника династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Астраханская корона была изготовлена для замены венца Мономаха. Корона состоит из трёх треугольных вогнутых золотых пластин, которые украшает финифть и драгоценные камни. Шапку украшает венец из шести сквозных крестообразных запон. На шапке помещена корона из трёх дуг. Над короной расположена ещё одна корона меньшего размера. Увенчана композиция изумрудом. В настоящее время располагается на гербе Астраханской области .

Казанская шапка. Была изготовлена в 1553 году для Иоанна Грозного.

Грузинская корона Грузии Георгия XII. Она была изготовлена в Российской Империи при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом. В 1801 году корона последнего грузинского царя была направлена в город Санкт-Петербург. В настоящее время хранится в частной коллекции.

Корона Анны Иоанновны была изготовлена в 1730 году. Возможно корону изготовил Готлиб Вильгельм Данкель.

Корона была изготовлена из золота, серебра и камней драгоценных.

Красный турмалин был куплен у китайского императора по велению царя Алексея Михайловича.

Шапка Мономаха (шапка золотая) является символом самодержавия в Российской Империи. Ориентировочно была создана в конце XIII века. В настоящее время хранится в архиве Оружейной палаты. В 1882 году венчала герб соединённых великих княжеств: Новгородского, Киевского, Владимирского.

Шапка Мономаха была доставлена в Русь в 988 году императорами Византии Василием II и Константином IX в дар Владимиру Святому по случаю бракосочетания с Анной. Нижняя часть короны отделана соболем. В шапке присутствует жемчуг, рубины, яхонт.

Шапка Иоанна Алексеевича венчала герб царства Сибирского в большом гербе Российской Империи 1882 года. Имеет второе название - "Шапка алтабасная".

Финляндская корона была придумана для герба княжества Финляндского в 1857 году. Существует два варианта финляндской короны.

Цвета башенных корон городов

  • Золотая башенная корона располагается на гербах губернских городов
  • Серебряная башенная корона изображается на гербах уездных городов
  • Червлёная башенная корона помещается на гербах заштатных городов.
  • В гербах посадов размещается червлёная башенная корона с двумя зубцами.

Система применения муниципальных корон при построении новых гербов

Система была принята Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации в 2005 году

Источники

  • "Древности Россиiскаго государства " Москва, 1851;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  • "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 год " П.П. фон-Винклер;
  • "Русская символика" Ульянов А.В. 2009 ISBN 978-5-17-060640-5

Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).

Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.

Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.

Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.

Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.

Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.

Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.

Типы геральдических корон по странам

Австрия (Священная Римская империя)

    Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg

    Императорская корона

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg

    Корона Римского короля (старая)

    Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg

    Корона Римского короля (новая)

    Корона курфюрста

    Archducal Coronet.svg

    Корона эрцгерцога (старая)

    T08 Grossherzog.svg

    Корона эрцгерцога (новая)

    Princely Hat.svg

    Шапка князей

    Princely crown.svg

    Корона князей

    Ducal Hat of Styria.svg

    Шапка герцога Штирии

    Crown of a Duke of France (variant).svg

    Корона герцога

    Crown of a Marquis of France (variant).svg

    Корона маркиза

    Old Crown of a Count (France & Belgium).svg

    Корона графа

    Crown of a Viscount of France (variant).svg

    Корона виконта

    Crown of a Baron of France.svg

    Корона барона

    Rangkronen-Fig. 38.svg

    Корона дворянина

Бельгия

    Heraldic Royal Crown (Common).svg

    Королевская корона

Ватикан

    Папская тиара

    Template-Cardinal.svg

    Кардинальская шляпа

    Шляпа патриарха

    Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg

    Шляпа примаса

    Template-Metropolitan Archbishop.svg

    Шляпа митрополита

    Template-Archbishop.svg

    Шляпа архиепископа

Великобритания

    Coronet of a Child of the Sovereign.svg

    Корона детей монарха, брата или сестры монарха

    Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg

    Корона детей наследника трона

    Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по мужской линии

    Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg

    Корона внуков монарха по женской линии

    Coronet of a British Duke.svg

    Coronet of a British Marquess.svg

    Coronet of a British Earl.svg

    Coronet of a British Viscount.svg

    Coronet of a British Baron.svg

    Coronet of a British Herald.svg

    Король герольдов

    Torse of a British Gentleman.svg

    Дворянин

Россия

    Древняя царская корона

    Finnish grand ducal crown.svg

    Корона Княжества Финляндского

Титул, изображение Описание
Князь
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом
Граф
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами
Барон
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью
Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами
Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними

См. также

Источники

  • Кёне Б.В. . Проверено 31 января 2013. .
  • Винклер, П. П. «Гербы городов Российской империи», СПб, 1900 г.

Напишите отзыв о статье "Геральдическая корона"

Отрывок, характеризующий Геральдическая корона

– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.