Портал для автолюбителей

Реальность повседневной жизни. Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим Youtube не работает в фоновом режиме

Казалось бы, в XXI веке, когда технологии сделали просто гигантский шаг вперёд, бытовых неудобств остаться просто не должно. Но хотя сегодня можно увидеть близкого человека и поговорить с ним, когда он находится на другом конце света, а «умным» домом уже никого не удивишь, вединговые автоматы принимают по-прежнему только монеты, интернет бывает ужасно медленным, а гаджеты приходится ежедневно заряжать. В нашем обзоре о неудобствах, которые, хочется надеяться, будут ликвидированы уже в недалёком будущем.

1. Шумные пылесосы


Практически любой пылесос сегодня очень сильно шумит при работе. Некоторые люди даже злословят, что бесшумные пылесосы не выпускают потому что люди не будут верить, что они работают.

2. Кариес


Несмотря на все достижения в области здравоохранения, основы стоматологии практически не изменились. До сих пор с кариесом борются с помощью высверливания больной полости зуба и замещения этого места пломбой.

3. Постоянная подзарядка телефона


Бесспорно, что развитие технологии батарей в целом отстает от развития телефонов. Но, при этом остается только удивляться, почему мобильный телефон до сих пор нужно заряжать каждый день.

4. Графические калькуляторы


Технологии не стоят на месте. Но при этом цена на графические калькуляторы не падает ниже $ 100 в течение последних 30 лет.

5. На светофоре включается красный свет, даже если нет машин


До сих пор не были разработаны светофоры, которые включаются по необходимости. Особенно это бесит, когда едешь на велосипеде и включается красный свет, даже если на дороге никого нет.

6. Идеальный сигнал


Остается только удивляться одному забавному факту. На вершине Эвереста индикатор сигнала сети максимальный, а в метро или в глубине квартиры он может отсутствовать.

7. Youtube не работает в фоновом режиме


Естественно, речь идет о лицензионных песнях. Но, тем не менее, в большинстве браузеров или телефонов Youtube проигрывается только при активном окне.

8. Рестораны, которые не выкладывают свое меню на сайте


У подавляющего большинства ресторанов есть только реклама относительно расположения и особенностей кухни. Какое блюдо сколько стоит - выяснится только по приезду в ресторан.


10. Составление резюме


Порой работодатель требует указывать в резюме определённую информацию. Истина заключается в том, что по этой информации фильтруют людей. При этом, никто полностью не читает резюме.

11. Раковины с короткими кранами


При мытье рук в таких раковинах они просто трутся о заднюю стенку раковины. Зачем были сделаны подобные короткие краны - загадка природы.

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью жизни. Но почему он в Канаде, Соединенных Штатах, Австралии и Новой Зеландии бывает существенно медленнее, чем в развивающихся странах.

13. Невозможность восстановить водительские права онлайн


Некоторые страны позволяют подобное. Но далеко не все, в большинстве придется поднять свою пятую точку и ехать через полгорода.

14. Сайты, которые работают только в Internet Explorer


На самом деле, сегодня многие предпочитают другие браузеры. Но создается впечатление, что чем важнее сайт, тем меньше браузеров он поддерживает.

15. Автоматы, которые принимают только монеты


Нонсенс. Но для того, чтобы использовать добрую половину автоматов, придется разменивать купюры на мелочь.

16. Регистрация в университет, не доступная в ночное время


Ночью невозможно подать заявку в большинство учебных заведений. Предположительно, это сделано затем, чтобы пьяные студенты не промахнулись.

17. Трудно отрывающиеся ценники


Часто проще порвать вещь, чем сорвать с нее наклейку. А на твердых товарах после них остаются явные следы клея.


Обычно, на кассе дают мешочек или кулек. Но если покупка нестандартная, процесс упаковки может затянуться надолго.

19. Упаковки, которые невозможно открыть


Обычно это делается, чтобы предотвратить кражу в магазинах. Но когда дома приходится идти за ножом или ножницами, это несколько выводит из себя.

Иногда кажется, будто в нашей повседневной жизни не осталось больше ничего таинственного. Наши диеты расписаны до малейших подробностей, существует бесчисленное количество книг о том, как нужно воспитывать детей и обучать домашних питомцев. А если у нас возникают какие-либо вопросы, мы может просто зайти в интернет и найти необходимые ответы. Тем не менее, в нашей жизни всё же существуют вещи, способные озадачить экспертов.

10. Как работают средства по избавлению от икоты?

Икота - это очень странная вещь и учёные до сих пор не до конца уверены в том, почему она появляется. Не существует реальной, практичной причины для появления икоты и мы не знаем, как именно работают проверенные способы борьбы с икотой. У каждого есть своё любимое средство от икоты - от употребления ложки сахара до задержки дыхания. Существует такое огромное количество способов того, как избавиться от икоты, что кем бы вы ни были и где бы вы ни находились, у кого-то точно будет готов совет о том, что надо сделать, чтобы от неё избавиться. Как оказалось, методы борьбы с икотой не являются универсальными – то что помогает одному человеку, может оказаться бесполезным для другого, кроме того ни для одного из них нет научного основания. А как же насчёт тех, что отлично работают, спросите вы. Мы совершенно определённо не знаем, как они это делают.

По сути, икота является спазмом диафрагмы, который может быть вызван чем угодно, от смеха до лекарственного средства. Избавление от икоты, по всей видимости, зависит от нескольких факторов. Судя по всему, от икоты помогает избавиться повышенный уровень углекислоты, но никто не знает, как именно это влияет на процесс. Среди других относительно успешных методов находится зажимание блуждающего нерва, чья функция заключается в том, чтобы не позволить нам дышать и глотать одновременно. Мы также понятия не имеем, какое отношение он имеет к диафрагме, но, по всей видимости, он является причиной, по которой надавливание на глаза и оттягивание мочки уха помогает остановить икоту. Эти действия стимулируют блуждающий нерв. Ещё одним методом, который хорошо помогает, является, как ни странно, ректальный массаж. В 1988 году он использовался для лечения очень тяжёлых случаев икоты. Тем не менее, успех этого метода также обусловлен стимуляцией блуждающего нерва.

9. Почему мотыльков привлекает свет?


Все мы видели, как это происходит и, скорее всего, никогда об этом не задумывались. Насекомых привлекает свет, но почему? Это тот принцип, на котором построено большинство приспособлений для привлечения и уничтожения насекомых, но никто не знает, почему насекомых влечёт свет. Существует несколько теорий по этому поводу, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно правильной и обоснованной. На самом деле, против каждой из них можно привести несколько довольно веских аргументов.

Согласно одной теории, насекомых привлекают лишь искусственные лампочки, то есть свет созданный человеком. Предположительно, искусственный свет мешает навигационной способности насекомых, однако мы не уверены в том, что насекомые используют свет в качестве навигационной подмоги. Некоторые учёные также предполагали, что мотыльки могут путать частоты искусственного света с феромонами, источаемыми партнёрами, готовыми спариваться, однако не было найдено никаких аргументов в поддержку этой теории.

Исследователи обнаружили, что это довольно странное поведение, в частности, потому, что оно, судя по всему, распространяется на многие виды, но также работает против выживания этих видов. Несмотря на поведение камикадзе, которое должно было бы способствовать искоренению этой практики или, по крайней мере, уничтожению той части популяции, которая это делает, оно продолжает оставаться основной моделью поведения.

8. Что такое пена?


Каждый раз, когда вы моете посуду или намыливаете руки мылом, вы создаёте одно из самых загадочных веществ в домашнем обиходе – пену. Пена не считается жидкостью, газом или твёрдым веществом, а всеми тремя одновременно. Различные типы веществ образуют разные типы пены, которая работает по-разному. О том, как именно образуется пена, известно не слишком много, кроме того, практически невозможно с точностью определить какой тип пены образуется при сочетании разных веществ.

Большинство видов пены состоит в основном из газа, зажатого между частицами жидкости, однако в мире не существует математической формулы для определения того, как пена поведёт себя в тех или иных условиях. Некоторые виды пены являются плотными, такие как пены для бритья, в то время как другие являются разряжёнными, как мыльные пузыри. Размер пузырьков, скорее всего, не оказывает никакого влияния на то, как ведёт себя пена. Причина, по которой мы не может узнать о пене больше, является довольно странной.

Пузырьки пены по своей природе обладают необычной формой. Критическая точка пены, определяемая как момент, когда все пузырьки в пене обладают совершенно сферической формой, невозможно достичь на Земле из-за силы тяжести. Сила тяжести тянет пузырьки пены вниз и её воздействие настолько велико, что даже в слое пены толщиной всего несколько сантиметров существует определенная разница между формой пузырьков внизу и наверху. Это делает проведение экспериментов на пене невозможным без изменения того, чем она является.

7. Как образуется статическое электричество?


Это немного раздражающее явление обычно происходит, когда на улице стоит засушливая погода, а вы, например, прошлись по ковру. В то время как мы знаем то, как накапливается статическое электричество, вопрос о том, как оно образуется, является на удивление сложным с необычайно уклончивым и пространным ответом.

Проблема в поиске объяснения обнаруживается тогда, когда один из материалов, участвующих в процессе образования этого электричества, по сути, является электрическим изолятором. Не существует ни одной подтвержденной причины того, почему электрический заряд должен передаваться от или к изоляционному материалу. Изоляционный материал, по своей природе, не должен этого допускать. Проблема осложняется ещё и тем, что разные материалы и проводники обладают различными механизмами для проведения, накопления и передачи статического электричества.

Удар статическим электричеством может также произойти между двумя объектами из одинаковых материалов, что делает явление ещё более странным. В теории, разница в свойствах должна быть тем, что заставляет электрический заряд прыгать от одного материала к другому, но эксперименты, проведенные при трении двух одинаковых материалов, показали, что статическое электричество по-прежнему проходит между двумя объектами. В настоящее время не существует удовлетворительных ответов в области физики или химии, что позволяет сделать предположение о том, что это на самом деле гораздо более сложное явление, чем любая из этих наук может объяснить по отдельности.

6. Откуда появились собаки?


Они являются нашими самыми верными компаньонами, однако мы много не знаем о том, когда же собаки были впервые одомашнены, где это произошло и какими были первые одомашненные .

Исследования на эту тему оказались весьма неубедительными, по оценкам, первое одомашнивание произошло в диапазоне от 9 000 до 34 000 лет назад. Кроме того что это огромный период, исследование также оставило без ответов много вопросов о том, как именно это произошло. Собаки, которые были впервые одомашнены должны были каким-то образом столкнуться с группами охотников-собирателей, в то время как более поздние случаи одомашнивания произошли тогда, когда человеческая раса уже обнаружила сельское хозяйство и начала вести более оседлый образ жизни.

Исследователи из Университета Турку (University of Turku) выделили ДНК самых первых собачьих компаньонов человека, получив довольно потрясающие результаты. Некоторые из самых старых образцов ДНК были взяты у собак, которые жили вместе с людьми приблизительно 33000 лет назад. Их линии отследили до собак, которые жили в Гренландии приблизительно 1000 лет назад. Однако это особенное ДНК, по всей видимости, не имеет отношения к современным собакам, поэтому на данный момент существуют теории о том, что некоторые из «собак», которых одомашнивали тысячи лет назад, были не теми собаками, которые живут с нами сегодня, являясь на самом деле своего рода родственным видом. Древние собаки были найдены в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, однако до сих пор неизвестно, перешла ли идея одомашнивания из одной области в другую, или же оно произошло независимо во всех областях. Если это так, то мы никогда не узнаем, какой народ впервые занялся одомашниванием собак.

5. На самом деле мы не уверены в том, что такое цвета


Наш мир заполнен цветом и мы, в общем-то, пришли к соглашению о том, какими являются определённые цвета. Достаточно просто определить, что банан жёлтого цвета, а брокколи зелёного, но кто может сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек воспринимает зелёный цвет абсолютно одинаково. Никто. Как выяснилось, наука не уверена в том, что все люди одинаково воспринимают одни и те же цвета. Идея кажется весьма странной, особенно учитывая тот факт, что механизм, позволяющий нам видеть цвета по сути один и тот же. Свет попадает в наши глаза, интерпретируется там, а затем обрабатывается нашим мозгом. Однако, как оказалось, всё не так просто, как мы раньше считали и понятие дальтонизма является лишь частью причины.

Мы знаем, что у разных людей есть разное количество фоторецепторов в глазах. Люди, являющиеся дальтониками, обладают слабыми рецепторами и чаще всего страдают из-за отсутствия возможности увидеть зелёный цвет (или различные оттенки зелёного цвета). Тем не менее, существует ещё одна крайность, люди которые слишком чувствительны к цветам. Есть люди, которые видят больше цветов, чем в обычном цветовом спектре. Для них мы являемся дальтониками.

Тем не менее, это довольно экстремальные примеры и эксперименты позволяют предположить, что то, как мы видим цвета, может значительно отличаться от человека к человеку. Когда обезьяны, чьи фоторецепторы, как правило, позволяют им видеть только синий и желтый цвет, были заражены вирусом, изменившим тип цветов, которые их глаза могли воспринимать, они продемонстрировали способность видеть эти новые цвета. Они определили, что цвета были разными, но у нас нет возможности с точностью знать, как именно их мозг интерпретировал новый цвет. По сути, они видели новые цвета, которые их глаза никогда не могли обработать, сделав связь между глазами, получающими изображение, и мозгом, обрабатывающим цвет, ещё более расплывчатой.

4. Является ли вирус живым?


По большей части, всё разделено на две категории: живое и неживое. Ещё с тех пор как учёные узнали о существовании вирусов, им не удавалось определить, являются ли живыми или нет. Изначально считалось, что вирусы являются живыми сущностями. Ученые, которые обнаружили вирусы, рассматривали их как организмы, которые могли размножаться и распространяться, вследствие чего они считали, что вирусы явно живые. Однако к 1930-ым годам учёные из Рокфеллеровского университета (Rockefeller University) наконец-то смогли заглянуть внутрь вируса и определить, что происходит у него внутри. Так как в вирусе не было каких-либо метаболических функций, они решили, что вирус не являлся живой сущностью.

Однако кажущееся точным утверждение было подвергнуто сомнению, когда последующее исследование, проведённое той же командой, показало то, что вирус демонстрирует один из главных компонентов жизни: стремление к размножению. Он не только воспроизводит себе подобные клетки, но также создаёт белки и внутренние химические структуры. Как известно, вирусы также меняются со временем, эволюционируют и проводят такие процессы как исправление ущерба, нанесённого им. Всё это указывает на то, что вирусы являются живыми сущностями, если только не предполагать, что неживые сущности так же способны к эволюции, что является весьма странной теорией.

Вирусы также не могут выполнять эти процессы вне живого хозяина, в результате чего некоторые предполагают, что они функционируют в состоянии чего-то вроде жизни, заимствованной у другого организма, но это не делает ответ более ясным.

3. Почему мы стареем (причём, с разной скоростью)?


Каждый день нам приходится сталкиваться с процессом старения, даже если они не проходят очень быстро. Все представители нашего вида сталкиваются с этим процессом ещё с тех пор, как наш вид впервые появился. Однако мы до сих пор не знаем, чем он вызван. Мы знаем, что происходит с клетками по мере того как они стареют: мышцы теряют свою массу и упругость, связки становятся менее гибкими, а новые клетки становятся всё менее эффективными во впитывании полезных веществ и удалении отходов. Мы просто не знаем почему.

Существует несколько теорий о том, почему клетки стареют так, как они это делают, включая теорию о том, что процесс старения является побочным явлением переработки пищи и выработки отходов. Есть и те люди, которые предполагают, что старение вызвано сугубо внешними факторами, такими как ультрафиолетовые лучи. Некоторые учёные считают, что мы просто генетически запрограммированы стареть и то настолько быстро мы стареем и то, насколько хорошо мы это делаем, совсем не зависит от внешних факторов.

Ещё более странным является вопрос о том, почему мы стареем с разной скоростью. Рассмотрение закономерностей метилирования клеток даёт нам представление о том, сколько им лет, ведь все наши клетки стареют с разной скоростью. Например, ткани женской молочной железы демонстрируют закономерности и изменения, которые указывают на то, что грудь примерно на три года старше календарного возраста человека. На другом конце спектра находятся клетки сердца, которые стареют более медленно и на самом деле могут показаться на несколько лет моложе, чем организм в целом. Почему тело стареет так, как оно это делает и почему оно вообще стареет - эти вопросы до сих пор остаются без ответа.

2. Что вызывает мигрень?


Те люди, которые склонны к мигреням, чувствуют их приближение. Это особый вид головной боли, которая выходит за рамки простой боли и может вызвать тошноту, рвоту, сильную чувствительность к раздражителям, затуманенное зрение и даже привести к потере сознания. Однако мы до сих пор не знаем, почему некоторые люди страдают от мигреней и почему существует так много различных причин, которые их вызывают. Некоторые люди могут страдать от мигреней, которые вызваны сменой погоды, ярким солнечным светом либо физической нагрузкой. Для других причина заключается в сенсорных ощущениях - мигрень может быть вызвана определённым запахом или употреблением определённого продукта питания, напитка или пищевой добавки.

Даже те люди, которые чувствительны к определённым факторам, не всегда страдают от мигреней, когда они подвергаются воздействию этих факторов, а также могут начать страдать от мигрени без всякой на то причины. Почему это происходит с людьми учёным не известно, хотя они подозревают, что существует генетическая связь, потому что мигрени в большинстве случаев передаются из поколения в поколение. Одно из предположений состоит в том, что части мозга людей, склонных к мигреням, более чувствительны к определенным стимулам, чем другие, или что мигрень возникает в ответ на определённые изменения в химическом составе мозга. Тем не менее, до сих пор не было сделано никаких определённых выводов относительно того, что именно вызывает мигрень у одних людей, а у других не вызывает.

1. Почему аллергии появляются и исчезают?


Жизнь с аллергией может быть сплошным кошмаром. Аллергии могут сделать жизнь сплошным адом, начиная с отсутствия возможности насладиться мороженым или владением домашним любимцем до постоянного страха, что вы заболеете гриппом. От различных типов аллергии страдают очень многие люди, поэтому особенно странно то, что мы абсолютно не знаем причину, по которой они возникают и исчезают. Почти каждый тип аллергии может полностью исчезнуть и снова появиться через определённый промежуток времени. Некоторые люди с удивлением отмечают, что в определённые периоды их симптомы почти сходят на нет, даже если они и не исчезают полностью.

Аллергия на арахис является одним из самых потенциально опасных типов аллергии. Недавно было обнаружено, что приблизительно 20 процентов людей страдали от аллергии на арахис будучи детьми, но перестали чувствовать симптомы этой аллергии во взрослом возрасте. Приблизительно 80 процентов детей, которые страдают аллергией на молоко, во взрослом возрасте перестают испытывать симптомы этой аллергии, а те люди, которые страдают от аллергии на яйца, также со временем отмечают полное отсутствие симптомов. Анализы крови могут показать, исчезает ли аллергия или нет, а иногда десенсибилизации проводимая при помощи приёма небольшого количества продукта вызывающего аллергию или же пищи, приготовленной определённым образом, может помочь в устранении аллергии. Однако такие практики должны всегда проводиться под наблюдением врача. Ещё более странным является тот факт, что на сегодняшний день дети обладают гораздо лучшими шансами перерасти свои аллергии, чем дети из предыдущего поколения, что вызывает больше вопросов, чем ответов.

Каждый человек постоянно должен четко понимать, что с ним происходит в данный, конкретный момент. Большую помощь в этом ему может оказать такое важное понятие, как осознанность. В повседневной жизни она дает прекрасную возможность полностью успокоить сознание, понять основную суть происходящего и стабилизировать свои интеллектуальные процессы. Человек постоянно чувствует себя включенным в текущие события, что позволяет ему быстро реагировать на них.

Что такое осознанность

По мнению специалистов-психологов, осознанностью называется постоянное и пристальное наблюдение за общим течением хода жизни и полное осмысление его в контексте текущего момента. События прошедшего и будущего в нем не участвуют. Тем не менее, они помогают понимать то, что происходит в данную конкретную минуту.

Невозможно ощущать себя включенным в течение жизни, пребывая где-то неведомо и витая в облаках. Точно также, невозможно пребывать в состоянии полной осознанности в какой-то отдельный момент, а затем снова погрузиться в суету повседневных дел. Один раз поняв, что такое осмысленное существование, человек уже ни на секунду не должен отрешаться от него.

Существуют различные психологические методики, позволяющие закрепить приобретенные навыки, добиваясь все новых и новых высот. Те, кто освоил духовные практики, переходит на высший уровень бытия, позволяющий усовершенствовать свою внутреннюю сущность. Однако торопиться в подобном процессе не нужно.

Осознанность в повседневной жизни, как состояние ума и души, позволяет:

  • видеть свое место в окружающем мире;
  • слышать свой внутренний голос;
  • полностью доверять себе;
  • сосредотачиваться на рабочем процессе;
  • не отвлекаться по пустякам;
  • совершенно правильно оценивать различные события;
  • Очень быстро принимать качественные решения;
  • делать выбор между двумя вещами и др.

Тренировка осознанности отчасти напоминает физическое развитие человеческого тела. Здесь очень важна бывает постановка цели, затем освоение основных упражнений, а после этого наращивание своего мастерства.

Особенно отчетливо видно различие между индивидом, который полностью достиг осознанности в повседневной жизни и тем человеком, который к ней еще только стремится.

Первый из них сосредоточен, его взгляд сконцентрирован на каком-то определенном объекте, он нетороплив и очень доброжелателен.

В отличие от личности, которая еще не достигла такого уровня сознания, его в основном занимают различные вопросы смысла жизни, своего предназначения, он отчетливо видит пути выхода из различных жизненных ситуаций.

Второй же чаще всего бывает рассеян, не собран, не способен сделать хороший выбор или принять качественное решение.

В чем плюсы осознанности

Основными достоинствами подобного образа жизни обычно являются:

  • экономить большое количество сил и времени;
  • определить наиболее важные параметры человеческого пути и не отвлекаться от них;
  • возможность полностью отрешиться от повседневных хлопот;
  • анализировать свои мысли;
  • не подражать никому;
  • активно пересматривать свои принципы;
  • постоянно повышать интеллектуальный потенциал;
  • избегать колебаний;
  • обрести уверенность в себе;
  • ощутить внутреннюю силу;
  • услышать свою интуицию;
  • применять в речи красивые, гармоничные, точные слова и выражения;
  • не использовать штампы;
  • обрести внутреннее спокойствие;
  • осознать свои таланты и т.д.

Суммируя, можно сказать, что осознанность в повседневной жизни означает постоянную включенность в ее процесс. Каждая секунда времени ощущается человеком как событие. Оно требует осмысления, отдельного к себе отношения и сравнения с предыдущим мгновением. В дальнейшем оно должно послужить базой для принятия решений о будущем. Эта позиция позволяет не выходить за рамки спокойного существования и оставаться уверенным в себе и готовым к разным поворотам судьбы, не реагируя на них слишком остро.

Как развить осознанность в повседневной жизни: техники и практики

Начинать постепенное приближение к такому важному состоянию души и тела желательно с того, что необходимо полностью прекратить концентрироваться на своей персоне. К себе нужно относиться с чувством юмора и немного отстраненно.

Первое, что следует сделать, научиться не суетиться. Каждый жест должен быть продуман, но естественен. Спешить ни в коем случае нельзя. Если получается обойтись без какого-либо движения, то так и требуется сделать.

Стоит осознать, что каждый человек имеет право на ошибку. Поэтому не стоит казнить себя за них слишком строго.

Желательно понять, что другим людям во многом безразличны окружающие, а их промахов они практически не замечают или не придают им особого значения.

Следующим шагом должно стать отделение себя от других индивидов. Их личные мысли принадлежат только им и не нужно пытаться проконтролировать их отношение к людям. Но не значит, что их следует игнорировать.

Каждое их слово должно быть услышано, продумано и принято к сведению или отброшено. На собственное отношение к себе оно повлиять не способно.

К людям требуется относиться с большим уважением, но считать их не выше и не ниже себя. Поэтому лучше всего принимать их такими, какие они есть, не осуждая. Подобный взгляд на вещи не так легок, как кажется. К нему стоит приучаться.

Это позволит человеку значительно замедлить бег повседневной жизни, полностью успокоить свой ум и перестать моделировать негативные монологи и диалоги у себя в голове.

Существует ряд психологических техник, позволяющих быстро прийти к осознанности. Они очень просты и могут быть освоены даже новичками в такой области. Они годятся человеку с любым складом характера или продвинутости в подобных навыках.

В целом их можно свети к восьми основным методикам.

  1. Следить за процессом своего дыхания. Каждое движение диафрагмы должно находиться под контролем. Этот навык позволяет освободить разум от лишних мыслей.
  2. Прием пищи должен стать совершенно осознанным. Требуется оценить ее вкусовые качества, особенности приготовления, запах. Стоит попробовать мысленно составить рецепт ее приготовления.
  3. Необходимо отслеживать свои эмоции. Ничего нельзя делать машинально. Каждое движение должно быть осмысленно и продумано. Если возникло раздражение, то игнорировать его не нужно, а следует задуматься, что его вызвало. Подобное отношение позволяет добиться снятия мышечного напряжения и возможности успокоиться. Если это происходит на работе, то требуется остановиться на каком-то привычном процессе и разложить его по отдельным мельчайшим действиям.
  4. Можно отчетливо представить себе, что внутри тела находится большая прозрачная сфера, которая и является душой человека. Стоит вглядеться в нее и понять, что она больше всего хочет. Затем вообразить желаемое так, как будто оно уже присутствует в жизни. Очень важно оценить, действительно ли в нем нуждается сам индивид или такое стремление навязано родственниками или знакомыми. Проверить подобное очень легко по тем ощущениям, которыми будет сопровождаться действие.
  5. Затем необходимо поработать с отрицательными чувствами. Нужно найти ту точку на теле, где они сконцентрированы. Сделать это несложно, так как именно там чаще всего гнездятся болевые ощущения. Найдя ее, следует сосредоточиться на такой области и медленно и глубоко дышать до тех пор, пока мышцы не расслабятся. Постепенно негативные ощущения также исчезнут.
  6. Дальше требуется полностью изучить свои мысли. Стоит выявить концентрические круги, по которым они крутятся. Лучше поступить по-детски. Надеть на запястье тугую резинку и, как только неприятная или навязчивая мысль посещает сознание, оттягивать ее и больно хлопать по коже. Если подобное невозможно, то желательно более ответственно относиться к своим раздумьям, сознательно отметая ненужные и вредные. Если они важны, но сознание находится во взволнованном состоянии, то разрешается отложить их на неопределенное время. Самовнушение является мощным оружием и недопустимо использовать его во вред.
  7. Желательно найти людей, которые вызывают резко негативные эмоции. Необходимо понимать, что большинство личностей реагирует на то, что содержится в них самих. Поэтому нужно понять, что именно роднит с таким человеком. Именно подобное качество попадает в состояние резонанса, причем раздражает сразу обоих. Это сходство следует отыскать и постараться проанализировать его. По мере того, как станет ясно, что движет индивидом, мышечный зажим постепенно спадет. Неприязнь же к другому исчезнет и больше не возобновится.
  8. Не менее важно осознать все ощущения своего организма. Очень часто человек подолгу плохо себя чувствует, но, постоянно занятый различными делами, не замечает этого. Осознает свое заболевание он только тогда, когда страдания становятся невыносимыми. Причем, чаще всего он замечает, что обострение случается на фоне нервного перенапряжения. Спазмы ставят заслон на пути свободного прохождения энергетических потоков, что еще более усугубляет патологию. Для коррекции такого состояния следует вечером лечь в постель, мысленно пройтись по всему туловищу, находя сплетенные пучки нервов. Их требуется расслабить, а если они не поддаются усилию воли, то стоит свободно дышать до тех пор, пока самочувствие не станет стабильным.

Осознанности практически невозможно добиться всего за один или два приема. Ее необходимо культивировать, приучать себя к ней и не разрешать себе отказываться от нее ни на минуту. Вскоре она станет привычным делом и другое течение жизни покажется неприятным и опасным.

Для того, чтобы осознанность стала частью повседневной жизни стоит использовать специальные практики.

Практика формальности в основном направлена на медитацию, чаще всего все с тем же дыхательным процессом. Можно устремить свой взгляд на огонь, блестящий предмет, книгу. Делать такое допускается в любом удобном положении.

Практика неформальности достигается тем, что человек не разрешает себе ни на одну секунду отвлекаться от хода повседневной жизни. Такая привычка должна выработаться не на полчаса, и даже не на половину дня, а в каждый конкретный момент.

Для того, чтобы подобные практики стали чем-то обычным, они должны повторяться по многу раз ежесуточно. При выявлении ошибок, они возобновляются до тех пор, пока не выполняются безукоризненно. Лучше начинать совершенствоваться сразу на чем-то очень важном.

Осознанность в повседневной жизни человека позволяет быстро и эффективно упорядочить ее. Она помогает структурировать мысли, понять свою сущность и взглянуть на нее со стороны.

Более того, она отлично дает возможность полностью справиться даже с самыми отрицательными жизненными установками и во многом позволяет оздоровить свой организм.

Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим

Данная тема, на мой взгляд, является очень интересной и актуальной, потому что ежедневно мы встречаемся с различными философскими проблемами, тезисами, дилеммами. Подчас нам приходится принимать определенные решения и делать выбор, который не всегда так прост. Каждый день нас окружают люди со своей системой мировоззрения, со своими представлениями о морали и нравственности, категориями ценностей. Человек является по своей сути существом разумным, социальным, а значит коммуникабельным. В процессе общения сталкиваются различные точки зрения, идет обмен представлениями о мире, бытии и вещах нас окружающих. Активно затрагиваются в повседневной жизни представления о чувстве разуме и эмоциях. Мы не всегда обращаем внимание, как это происходит, для нас это стало нормой жизни. Однако если смотреть глубже и задуматься о смысле того что нас окружает можно увидеть четкие философские концепции которые активно действуют. Можно увидеть работу тезисов сформированных многие тысячелетия назад, которые остаются актуальными до сих пор.

Если мы говорим о современном мире то мне в первую очередь приходит цитата Сэмюэля Батлера английского философа, писателя, художника, переводчика, один из классиков Викторианской литературы: «Жизнь - это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств».

В современном люди очень заняты получением выгоды. Они занимаются этим ежедневно, и ежечасно. Человек старается использовать любую возможность, чтобы получить определенную выгоду. Люди стремятся работать, что-либо предпринимать для получения дополнительной выгоды. Некоторые даже забывают о нормах морали и нравственности и нарушают их, лишь бы не упустить свой шанс. Однако смысл этого высказывания, на мой взгляд, в другом. Сэмюэль Батлер призывает нас учиться видеть хорошее и яркое в простых вещах. В постоянной суете человек может забыть обо всем. Он перестает замечать жизнь вокруг. А значит, перестает чувствовать. Если вспомнить высказывание В.Г. Белинского, которое многие рассматривают в философском аспекте «Жить значит - чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь - смерть». Если человек перестает чувствовать, значит, перестает жить.

Актуальной проблемой в современном мире является отсутствие, каких-то целей у людей помимо тех, которые основаны на инстинктах: найти пищу, сон, кров, пару. Раньше для описания потребностей человека служила пирамида Маслоу. На современном этапе она, на мой взгляд, уже не является актуальной применительно ко всем людям, потому что у большинства в жизни просто не осталось целей. Им уже не важны высшие ступени пирамиды. Им уже не нужен успех и саморазвитие. Зачастую все намного проще и меркантильнее. В людях уходит глубина чувств, мораль становится приземленной, цели сводятся к получению денег и благ которые на них можно приобрести. Это приводит к тому, что у людей пропадает желание активно жить. Например, сотрудники офисов и многих компаний, которые проводят по 8-12 часов на своем рабочем месте, в своём бокс-офисе, и не видят толком ни, коллег ни того что за окном просто теряют смысл жизни.

Они становятся равнодушной массой в обществе, которой нет дела до каких-то моральных норм и ценностей, им нет дела до окружающих их людей. Ещё Иоганн Вольфганг Гёте высказывался по этому поводу следующим образом «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Именно этого и нет у многих людей в современном обществе - Цели. Они становятся пассивными наблюдателями жизни, в то время как должны быть активными её участниками.

Ещё одной наиболее актуальной в современной жизни философской проблемой является огромное обилие информации, которое человек получает непосредственно из СМИ теле-радио эфиров и передач. Эта проблема повседневной жизни является именно философского характера, о чем многие не могут даже догадаться. Несколько тысяч лет назад Гераклит изрек: «Многознайство уму не научит». Прошло множество столетий, но как актуально это высказывание по сей день! Обилие информации делает людей беспомощными, потому что сами они просто перестают думать. Зачем если на любой вопрос ты можешь найти ответ, совет, или рекомендацию где то в источниках информации? Люди становятся зависимыми от СМИ и это, в существенной степени, меняет их жизнь. Вместо того, чтобы самим думать строить новую жизнь, мечтать, они начинают жить по шаблону, теряют уникальность.мировоззрение цель бытие истина

Жизнь напрямую связана с философией, это нужно просто принять как истину. Примеры, которые приведены в данном эссе, являются тому прямым подтверждением. Таких примеров можно приводить ещё великое множество. Философы всех эпох и стран всегда обращали внимание на все аспекты человеческой жизни. Они говорили о бытии, разуме, чувствах, любви, морали, ценностях потому что всё это являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они пытались объяснить логику и поведение людей, донести до них простую мудрость которую они понимали сами. Нужно всего лишь уметь чувствовать, и понимать и тогда можно будет увидеть все, о чем говорили нам древние мудрецы. Все это актуально и сегодня. Изменилось множество вещей, мир стал более развит, научно-технический прогресс, СМИ, и многое другое на первый взгляд облегчили жизнь людям, но с другой стороны они лишили человека многих природных чувств и целей которые так важны каждому для его собственного развития.

Стоит принять во внимание философскую мудрость понять её, и мир вокруг поменяется, когда человек научится видеть не только то, что привносится извне, но и когда он начнет понимать сам себя, чувствовать и думать по-своему. Человек это должно звучать гордо. Человек должен учиться и оставлять после себя культуру и мораль именно так он сформирует достойное будущее другим поколениям. «Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» - слова, которые были произнесены Георгом Лихтенбергом, выдающимся немецким философом, ученым и публицистом. Я считаю именно этими словами и стоит закончить данное эссе, потому что они, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают все то, к чему должен стремиться каждый человек в своей жизни.

Так как целью данного исследования является социологический анализ реальности повседневной жизни, точнее, знания, определяющего поведение в повседневной жизни, то нас не слишком интересует, каким образом эта реальность представляется ин­теллектуалам в различных теоретических перспек­тивах. Прежде всего мы должны обратиться к пов­седневной реальности в ее осмыслении рядовыми членами общества... Следовательно, наше предпри­ятие, хотя и носит теоретический характер, связано с пониманием реальности, представляющей собой предмет эмпирической социологии, а именно мира повседневной жизни.

Наша цель, конечно же, состоит не в углублении в философию. Однако чтобы понять реальность повседневной жизни, следует прояснить ее подлин­ный характер, прежде чем переходить собственно к социологическому анализу. Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпре­тируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира. Будучи соци­ологами, мы делаем эту реальность объектом своего анализа. В эмпирической социологической науке можно принять эту реальность как данность, а опре­деленные ее феномены - как факты без дальнейше­го исследования оснований этой реальности, кото­рое представляет собой философскую задачу. Одна­ко, учитывая цель настоящего исследования, мы не можем совсем обойти философскую проблему. Ря­довые члены общества в их субъективно осмыслен­ном поведении не только считают мир повседнев­ной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который поддерживается ими в качестве реального. Поэтому, прежде чем обратиться к нашей главной задаче, мы должны попытаться прояснить основа­ния знания в обыденной жизни, а именно объекти­вации субъективных процессов (и смыслов), с по­мощью которых конструируется интерсубъектив­ный повседневный мир. Для главной цели нашего исследования - это предварительная задача, и мы можем предложить лишь набросок, в основных чер­тах изображающий то, что мы считаем адекватным решением философской проблемы, - поспешим добавить - адекватным лишь в том смысле, что оно может служить отправным пунктом социологичес­кого анализа. Поэтому последующие рассуждения носят характер философских пролегомен, предшес­твующих социологическому анализу. Метод, кото­рый мы считаем наиболее соответствующим прояс­нению оснований знания в повседневной жизни, - феноменологический анализ, чисто описательный и как таковой - “эмпирический”, а не “научный”, насколько мы понимаем природу эмпирических наук.

Феноменологический анализ повседневной жиз­ни или, скорее, даже ее субъективного восприятия воздерживается от причинных и генетических гипотез, так же как и от утверждении относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Важно это помнить. Обыденное сознание содержит множество до- и квазинаучных интерпрета­ций повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися. Поэтому при описании повседневной реальности прежде всего следует об­ратиться именно к этим интерпретациям, учитывая их само собой разумеющийся характер, хотя и за­ключенный в феноменологические скобки.

Сознание всегда интенционально. Оно всегда на­правлено на объекты или предполагает их. Мы ни­когда не сможем постичь некий мнимый субстрат сознания как таковой, но лишь сознание чего-то или кого-то независимо оттого, воспринимается ли объект сознания как элемент внешнего физическо­го мира или внутренней субъективной реальности. Смотрю ли я (первое лицо единственного числа употребляется здесь и далее для указания на обы­денное сознание индивида в повседневной жизни) на панораму Нью-Йорка или ощущаю внутреннюю тревогу, процессы, происходящие в сознании, интенциональны в обоих случаях... Детальный фено­менологический анализ помогает вскрыть различ­ные пласты жизненного опыта и различные смыс­ловые структуры, содержащиеся, скажем, в том, что вас укусила собака, в воспоминании о том, что вас укусила собака, в страхе перед всеми собаками и т. д. Нас интересует здесь общий интенциональный ха­рактер любого сознания. Различные объекты пред­ставляются сознанию как отдельные элементы раз­ных сфер реальности. Я признаю, что люди, с кото­рыми я сталкиваюсь в повседневной жизни, имеют отношение к реальности и сильно отличаются от бесплотных образов моих сновидений. Две системы объектов вызывают в моем сознании совсем разное напряжение, и мое внимание к ним - совершенно разного рода. Это значит, что мое сознание способно перемещаться в различных сферах реальности. Иначе говоря, я сознаю мир состоящим из множес­тва реальностей. По мере перемещения из одной реальности в другую я воспринимаю этот переход как своего рода шок, который вызван переключени­ем внимания в связи с этим переходом. Лучше всего это иллюстрируется тем состоянием, которое испы­тывает человек, просыпаясь.

Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой реальность par excellence. Это реальность повседневной жизни. Ее привилеги­рованное положение дает ей право называться вы­сшей реальностью. Напряженность сознания на­иболее высока в повседневной жизни, т е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, насто­ятельно и глубоко. Невозможно не заметить и труд­но ослабить ее властное присутствие Следователь­но, она вынуждает меня быть к ней предельно вни­мательным. Я воспринимаю повседневную жизнь в состоянии бодрствования. Это бодрствующее состо­яние существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимаются мною как нор­мальное и самоочевидное, т. е. составляют мою ес­тественную установку. Я постигаю реальность пов­седневной жизни как упорядоченную реальность. Ее феномены уже систематизированы в образцах, ко­торые кажутся независимыми от моего понимания и которые налагаются на него. Реальность повсед­невной жизни оказывается уже объективированной, т.е. конституированной порядком объектов, кото­рые были определены как объекты до моего появле­ния па сцене. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, при кото­ром приобретают смысл и значение и эти объекти­вации, и сама повседневная жизнь.

Я живу в географически определенном месте; я пользуюсь инструментами - от консервного ножа до спортивных автомобилей, - которые указаны в техническом словаре моего общества; я живу в пере­плетении человеческих взаимосвязей - от моего шахматного клуба до Соединенных Штатов Амери­ки, - которые тоже упорядочены посредством сло­варя. Таким образом, язык отмечает координаты моей жизни в обществе и наполняет эту жизнь зна­чимыми объектами.

Реальность повседневной жизни организована вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоя­щего времени. Это “здесь-и-сейчас” - фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. В том, как это “здесь-и-сейчас” дано мне в повседневной жизни, заключается realissimum моего сознания. Ре­альность повседневной жизни, однако, не исчерпы­вается этим непосредственным присутствием, но охватывает и те феномены, которые не даны “здесь-и-сейчас”. Это означает, что я воспринимаю повсед­невную жизнь в зависимости от степени простран­ственной и временной приближенности или уда­ленности. Ближайшей ко мне является та зона пов­седневной жизни, которая непосредственно доступ-па моей физической манипуляции. Эта зона вклю­чает мир в пределах моей досягаемости, мир, в ко­тором я действую так, чтобы модифицировать его реальность, или мир, в котором я работаю. В этом мире труда мое сознание руководствуется прагма­тическим мотивом, т.е. мое внимание к этому миру определяется главным образом тем, что я делаю, делал или собираюсь делать в нем. Так что это мой мир par excellence. Конечно, я знаю, что реальность повседневной жизни содержит и другие зоны, не столь доступные мне. Но либо у меня нет прагмати­ческого интереса в этих зонах, либо мой интерес не непосредствен, поскольку потенциально они могут быть для меня зонами манипуляции. Обычно мой интерес в этих отдаленных зонах является менее интенсивным и, конечно, не столь настоятельным. Я очень заинтересован в ряде объектов, вовлечен­ных в мою повседневную работу, скажем в мире гаража, если я механик. Меня интересует, хотя и непрямо, то, что происходит в научно-исследова­тельских лабораториях автомобильной промыш­ленности Детройта. Маловероятно, что когда-ни­будь мне доведется побывать в одной из таких лабо­раторий, но работа, которая там ведется, в конечном счете будет влиять на мою повседневную жизнь. Ме­ня может интересовать, что происходит на мысе Кеннеди или где-то еще, но этот интерес - частное дело, скорее выбор досуга, чем настоятельная необ­ходимость повседневной жизни. Реальность повсед­невной жизни представляется мне интерсубъектив­ным миром, который я разделяю с другими людь­ми. Именно благодаря интерсубъективности пов­седневная жизнь резко отличается от других осозна­ваемых мной реальностей. Я один в мире снов, но я знаю, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для меня. Действительно, в пов­седневной жизни я не могу существовать без посто­янного взаимодействия и общения с другими людь­ми. Я знаю, что моя естественная установка по от­ношению к этому миру соответствует естественной установке других людей, что они тоже понимают объективации, с помощью которых этот мир упорядочен, и, в свою очередь, также организуют этот мир вокруг “здесь-и-сейчас” их бытия в нем и имеют свои проекты действий в нем. Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная моей. Мое “здесь” - это их “там”. Мое “сейчас” не полностью совпадает с их. Мои проекты не только отличаются, но и могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире. Но важнее всего то, что я знаю- в этом мире существует посто­янное соответствие между моими значениями и их значениями, что у нас есть общее понимание этой реальности. Естественная установка именно потому и является установкой обыденного сознания, что связана с миром, общим для многих людей. Пов­седневное знание - это знание, которое я разделяю с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни.

Реальность повседневной жизни в качестве ре­альности имеет само собой разумеющийся харак­тер. Она не требует никакой дополнительной про­верки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу пов­седневной жизнью согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчи­во, что для того, чтобы отказаться от него, как мне того хотелось бы, к примеру в процессе теоретичес­кого или религиозного размышления, я должен со­вершить резкий скачок.

Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то до­лжен приложить немало напряженных усилий. Переход ученого или философа от естественной к тео­ретической установке хорошо иллюстрирует этот момент. Однако не все аспекты этой реальности в равной степени непроблематичны. Повседневная жизнь разделена на сектора, одни из которых вос­принимаются привычно, а в других я сталкиваюсь с проблемами того или иного рода. Предположим, я - автомеханик, хорошо осведомленный относи­тельно автомобилей американских марок. Все, что связано с ними, - это обычный непроблематичный аспект моей повседневной жизни. Но однажды в гараже появляется тот, кто просит меня починить “Фольксваген”. И теперь я вынужденно вовлечен в проблематичный мир машин иностранных марок. Я могу делать это из профессионального любопыт­ства или потому, что вынужден, но в любом случае теперь я сталкиваюсь с проблемами, которые еще не стали для меня привычными. В то же время я, ко­нечно, не покидаю реальность повседневной жизни. В сущности, она становится богаче, поскольку в ней появляются знания и умения, необходимые для ре­монта машин иностранных марок.

Реальность повседневной жизни включает оба вида секторов, поскольку то, что оказывается про­блемой в одной реальности, не является таковой в других (например, в реальности теоретической фи­зики или в реальности ночных кошмаров). Так как привычный порядок повседневной жизни не пре­рывается, то и воспринимается как непроблематич­ный.

Но даже непроблематичные сектора повседнев­ной реальности являются таковыми лишь до тех пор, пока нет свидетельств об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением проблемы не прерыва­ется их последовательное функционирование. Когда это происходит, реальность повседневной жизни стремится интегрировать проблематичный сектор в тот, который уже непроблематичен. Повседневное знание содержит множество рекомендаций по пово­ду того, как это следует делать. Например, люди, с которыми я работаю, непроблематичны для меня, пока они делают что-то знакомое, само собой разу­меющееся, скажем печатают на машинке за сосед­ними столами в моей конторе. Они становятся про­блематичными, если прерывают этот привычный порядок, например собираясь в углу и говоря шепо­том. Так как я должен понять смысл этих необыч­ных действий, у меня есть несколько возможных вариантов решения этой проблемы и реинтеграции моего повседневного знания в непроблематичный привычный ход повседневной жизни: они могут со­ветоваться по поводу того, как починить сломанную машинку, или, возможно, у одного из них есть ка­кие-то срочные распоряжения шефа и т. д. С другой стороны, я могу обнаружить, что они обсуждают проведение забастовки, что выходит за пределы мо­его опыта, но еще находится в рамках тех проблем, с которыми связано мое повседневное знание. Для повседневного знания обнаружение этого факта вы­ступает скорее в качестве проблемы, чем просто ре-интеграции в непроблематичный сектор повседнев­ной жизни. Однако если я прихожу к выводу, что мои коллеги коллективно помешались, тогда эта проблема предстает совершенно в ином свете. Те­перь я сталкиваюсь с проблемой, которая выходит за пределы реальности повседневной жизни и сви­детельствует об абсолютно другой реальности. Дей­ствительно, вывод о том, что мои коллеги сошли с ума, означает, что они попали в мир, больше не являющийся нашим общим миром повседневной жизни. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в рамках высшей реальности, отмеченной характерными значения­ми и способами восприятия. Высшая реальность окружает их со всех сторон, и сознание всегда воз­вращается к высшей реальности, как из экскурсии. Это становится понятнее на уже приводившихся примерах реальности сновидений или теоретичес­кого мышления. Аналогичны “переключения” с мира повседневной жизни на мир игры как играющих детей, так и взрослых. Блестящая иллюстрация та­кой игры - театр. Переход из одной реальности в другую отмечен поднимающимся и опускающимся занавесом. Когда занавес поднимается, зритель “пе­реносится” в другой мир со своими собственными значениями и устройством, не имеющими ничего или, напротив, имеющими много общего с устрой­ством повседневной жизни. Когда занавес опускает­ся, зритель “возвращается к реальности”, вернее, к высшей реальности повседневной жизни, по срав­нению с которой реальность, представленная на сцене, теперь кажется незначительной и эфемер­ной, сколь бы живым ни было представление не­сколько минут назад. Эстетический и религиозный опыт богат такого рода переходами, поскольку ис­кусство и религия создают конечные области значе­ний.

Все конечные области значений характеризуют­ся переключением на них внимания с реальности повседневной жизни. Хотя, конечно, переключения внимания случаются и в рамках повседневной жиз­ни, но переключение внимания на конечную об­ласть значений гораздо глубже и основательнее. Происходит радикальное изменение напряженности сознания. В контексте религиозного опыта это называли просто “скачком”. Впрочем, нужно под­черкнуть, что реальность повседневной жизни со­храняет свои верховный статус даже и в случае таких “скачков”. Если не что-то иное, то язык убеждает нас в этом. Обыденный язык, доступный для объекти­вации моего опыта, укоренен в повседневной жизни и сохраняет связь с ней, даже если я пользуюсь язы­ком для интерпретации опыта в конечных областях значений. Поэтому обычно я “искажаю” реальность последних, как только начинаю пользоваться язы­ком для их интерпретации, т.е. я “перевожу” не пов­седневный опыт в высшую реальность повседнев­ной жизни. Это хорошо видно на примере сновиде­ний, а также характерно для тех, кто пытается опи­сать теоретический, эстетический и религиозный миры значений. Физик-теоретик говорит нам, что его концепция пространства невыразима на разго­ворном языке, так же как артист говорит то же самое о смысле своих произведений, а мистик- о встрече с божественным. Однако все они - сновидец, фи­зик, артист и мистик - живут также и в реальности повседневной жизни. Одной из важнейших про­блем для них оказывается то, как интерпретировать сосуществование этой реальности с другими, вкрапленными в нее реальностями.

Мир повседневной жизни имеет пространствен­ную и временную структуры. Пространственная структура здесь пас мало интересует. Достаточно ска­зать лишь то, что она имеет социальное измерение вследствие того, что зона моих манипуляций пересе­кается с зоной манипуляций других людей. Гораздо важнее для нашей цели временная структура.

Темпоральность - это свойство, присущее со­знанию. Поток сознания всегда упорядочен во времени. Можно различать разные уровни темпоральности, поскольку она характерна для любого субъек­та. Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему. Для того чтобы детально проанализировать уровни интрасубъективной темпоральности, следовало бы значительно расширить границы данных пролегомен.

Как мы уже отмечали, интерсубъективность пов­седневной жизни тоже имеет темпоральное измере­ние. В мире повседневной жизни есть свое интер­субъективно доступное стандартное время. Стан­дартное время можно понять как пересечение кос­мического времени и существующего в обществе календаря, основанного на временных циклах при­роды и внутреннего времени с его указанными вы­ше различиями. Не существует полной одновре­менности этих различных уровней темпоральнос­ти, о чем свидетельствует восприятие ожидания. Как мой организм, так и мое общество накладывают на меня и мое внутреннее время определенную пос­ледовательность событий, включающую и ожида­ние. Я могу хотеть принять участие в спортивном состязании, но приходится ждать, пока заживет мое ушибленное колено. Или опять приходится ждать, пока будут готовы бумаги, необходимые для офици­ального признания моей квалификации. Вполне по­пятно, что темпоральная структура повседневной жизни необычайно сложна, так как разные уровни эмпирической темпоральности все время должны приводиться в соответствие друг с другом.

Я сталкиваюсь с темпоральной структурой пов­седневной жизни как с фактичностью, с которой я должен считаться, т.е. я должен постараться, чтобы мои проекты совпадали с ней по времени. В повсед­невной жизни я воспринимаю время как непрерыв­ное и конечное. Все мое существование в этом мире, постоянно упорядочиваемое временем, насквозь проникнуто им. Моя собственная жизнь лишь эпи­зод во внешнем условном потоке времени. Оно су­ществовало до моего рождения и будет существо­вать после моей смерти. Знание неизбежности моей смерти делает это время конечным для меня. У меня есть лишь определенное количество времени, отпу­щенное мне для реализации моих проектов, и зна­ние этого влияет на мое отношение к этим проек­там. Поскольку я не хочу умирать, это знание отрав­ляет тревогой мои проекты. Так, я знаю, что не смо­гу до бесконечности участвовать в спортивных со­стязаниях. Я знаю, что становлюсь старше. Может даже статься, что это последняя возможность моего участия. Мое ожидание будет тревожным в той сте­пени, в какой конечность времени посягает на мой проект. Как уже отмечалось, эта темпоральная структура принудительна. Я не могу по своей воле повернуть вспять последовательность событий, на­лагаемых ею: “первое - сначала” - это существен­ный элемент моего знания повседневной жизни. Так, я не могу сдать тот или иной экзамен, пока не усвою определенных образовательных программ, не могу приступить к работе, пока не сдам экзамена, и т.д. Кроме того, та же темпоральная структура предполагает историчность, которая определяет мою ситуацию в мире повседневной жизни. Я ро­дился в один день, пошел в школу - в другой, начал работать - в третий и т.д. Однако эти даты “разме­щены” в более широких исторических рамках, и это “размещение” несомненно формирует мою ситуа­цию. Так, я родился в год полного банкротства, ког­да мой отец потерял все свое состояние; я пошел в школу прямо перед революцией, начал работать сразу после того, как разразилась мировая война, и т.д. Темпоральная структура налагает предустанов­ленную последовательность не только на “повестку” любого дня, но и на всю мою биографию. В рамках системы координат, установленной темпоральной структурой, я воспринимаю как ежедневный “риту­ал”, так и всю свою биографию. Часы и календарь подтверждают, что я в самом деле “человек своего времени”. Лишь в рамках этой временной структу­ры повседневная жизнь сохраняет для меня свой акцент реальности. Так, в случаях, когда я по той или иной причине могу быть “дезориентирован” (ска­жем, если в результате автомобильной катастрофы я потеряю память), я чувствую почти инстинктив­ное стремление “переориентировать” себя в рамках темпоральной структуры повседневной жизни. Я смотрю на свои часы и пытаюсь вспомнить число. Уже только благодаря этим действиям я снова воз­вращаюсь в реальность повседневной жизни.