Портал для автолюбителей

Программы элективных курсов по. Что такое электив в школе? Элективный курс

Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда NEW

Данное пособие предназначено для детей 5-6 лет, которые только начинают изучение английского языка, как в дошкольных учреждениях, так и самостоятельно дома с родителями или старшими членами семьи. Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда содержит множество увлекательных заданий и упражнений, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка средствами иностранного языка.


Скачать аудиокурс →

Увлекательная трехуровневая серия пособий для детей младшего школьного возраста. Содержит популярные детские песенки. Уровень Early primary/primary

Программа дополнительного образования для младших школьников и дошкольников «Использование рифмовок и песен в обучении младших школьников и дошкольников».

«Формирование навыков аудирования, чтения, письма и говорения для подготовки младших школьников к итоговой аттестации в системе начального общего образования»

Азбука для начинающих изучать английский язык (6-7 лет). Рассчитан на 32 учебных часа. Уровень Early primary.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Занимательный английский».

Современный красочный иллюстрированный словарь, разработанный для младших школьников уровня Beginner. Включает в себя: 1500 наиболее часто употребимых слов, яркие наглядные иллюстрации, разнообразные задания, игры, головоломки.

Программа дополнительного образования для младших школьников с использованием словаря в картинках (поматериалам The Express Picture Dictionary for young learners издательства Express Publishing).

Языковые портфели к УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5-9 классов.

Дополнительная образовательная программа "Языковой портфель к УМК "Английский в фокусе" как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы".

Современный грамматический курс для изучающих английский язык, состоящий из 4 ступеней уровня от Beginner до Intermediate.

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу , регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

  • Федеральный базисный учебный план от 2004 года;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;
  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
  • Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам :

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные,
  • профильные,
  • элективные.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем - “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);
  • наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;
  • содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:
  • знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),
  • включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1 / об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

  1. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов (предметные ) /пример, “Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц”/.
  2. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне, развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (межпредметные ). Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы:
    • "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль;
    • "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля;
    • "История искусств" для гуманитарного профиля;
    • “Технология создания сайтов” – универсальный.
  1. (Ориентационные ) направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, технологический профиль – “Зарубежная литература XX века”. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Компьютерная графика”, "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя" и т.д.

Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

  • Примерный учебный план (недельный) для общеобразовательных учреждений РФ с русским языком обучения (основное общее образование) /приложение 2 /.
  • Примерный учебный план для физико-математического профиля / приложение 3 / .
  • Примерный учебный план для социально-экономического профиля / приложение 4 / .
  • Примерный учебный план для информационно-технологическогопрофиля / приложение5 / .
  • Примерный учебный план для индустриально-технологического профиля / приложение 6 / .
  • Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение) / приложение 7 / .

Следует различать два понятия:

  • профильное обучение информатике;
  • общеобразовательный курс информатики профильного уровня.
    • Различие профильного обучения информатике, например в физико-матема-тических и в информационно-технологических классах, осуществляется, в основном, через выбор элективных курсов и практические части общего курса.
    • Общеобразовательный курс профильного уровня – это единый государственный стандарт. Его требования должны быть обеспечены в любом варианте.
  1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.
  2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.
  3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.
  4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Сходство:

  1. Сходство целей.
  • Целью факультативных
  • занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”.
  • Цели элективных
  • курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
  1. Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.
  2. Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.
  3. Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

  1. Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик .
  2. Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.
  3. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными .
  4. Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
  5. Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Факультативные курсы

Элективные курсы

Сходство

Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение

Выбираются учащимися на основе собственных интересов

Отсутствие стандартов и ЕГЭ

Различия

Выбираются лишь частью учащихся Выбираются каждым учеником
Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки) Указаны в расписании, как и остальные уроки
Необязательны для посещения Обязательны для посещения
Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год Длительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
Может быть предложен один курс по одному предмету Должно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Например:

  • “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”,
  • “Успешно освоил курс”,
  • “Прослушал курс”,
  • “Посещал занятия курса”.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

  1. Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.
  2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной полного освоения программы профильного обучения? И как учесть, что элективные курсы могут иметь разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.
  3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях “конкурентной борьбы” элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.
  4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс? Это, пожалуй, главный вопрос.

Еще достаточно много вопросов и проблем пока возникает у учителей. (Более подробно можно ознакомиться в статье “О некоторых проблемах внедрения элективных курсов” А. А. ЗУБРИЛИНА., доцента Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева, кандидата философских наук) /приложение 8 /.

В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9 /.

Типичные недостатки при создании и выборе программ элективных курсов:

  • Отсутствие или непонимание учителями разницы между факультативами и элективными курсами.
  • Дублирование основного, обязательного содержания предметных программ.
  • Низкий уровень научности программ.
  • Превалируют академические формы преподавания, традиционные уроки.
  • Учителя забывают о возможной роли самостоятельной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
  • Несоответствие материала возрастным возможностям.

Примеры программ элективных курсов из сборника “Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"”; МО РФ, Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г. (приложение 10) :

  1. Н.Д. Угринович “Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц” .
  2. А.В. Хуторской, А.П. Орешко “Технология создания сайтов” .
  3. Л.А. Залогова “Компьютерная графика” .
  4. М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова “Учимся проектировать на компьютере” .
  5. Н.А. Коряковцева “Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами” .
  6. А.В. Копыльцов “Компьютерное моделирование: сферы и границы применения” .
  7. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер “Информационные системы и модели” .
  8. И.Б. Горбунова, Г.Г. Белов, А.В. Горельченко “Музыкальный компьютер (Новый инструмент музыканта)” .
  1. Web-дизайн.
  2. Компьютерное делопроизводство.
  3. Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера.
  4. Как подготовить и защитить реферат.
  5. Основы алгоритмизации и программирования.
  6. Начала программирования (JavaScript).
  7. Основы сайтостроения.
  8. Введение в мир информационных технологий.
  9. Технология создания Web-сайтов.
  10. Векторный редактор.
  11. Gif-анимации.
  12. Трехмерный редактор.
  13. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic.
  14. Информатика. Начало программирования на Pascal.
  15. Музыка и музыкальные редакторы.
  16. Информационные технологии в делопроизводстве.
  17. “Информационные системы и базы данных”.

Информационные ресурсы:

А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.

Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.

Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.

Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.

Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17

Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.

Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.

Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.

Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.

Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.

Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.

Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Технология". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.

http://www.klyaksa.net
http://marathon.1september.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://metodist.lbz.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://www.klyaksa.net
http://gmc.metodist.ru

Приложения:

  1. Примерные рекомендации по оформлению документации и разработки авторских элективных курсов / приложение 11 / .
  2. Презентация для выступления “Элективные курсы. Некоторые вопросы” /

Создание программ к элективным курсам - принципы и практика

(на примере УМК "Деловой английский для школы"/ "Business English for Schools ")

В 2002 году Министерством образования РФ была принята "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" (утверж­дена приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002). В соответствии с Концепцией перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии или продолжению обучения в вузах. Вместе с тем перед учителями школ возникла проблема разработки элективных курсов для учащихся. В данной статье рассмотрим практические аспекты разработки и оформления про­граммы для элективного курса, вопросы ее экспертизы и утверждения.

Прежде всего следует уточнить что именно понима­ется под элективным курсом. В Концепции приводится следующее определение: "Элективные курсы - обя­зательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана... Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным кур­сам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразова­тельных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20".

Элективные курсы имеют сле­дующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле ра­боты, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения. В рамках преподавания английского языка элективные курсы могут использоваться для интенсивного развития коммуникативной компетенции, для предпрофильной подготовки, а также для углубленного изучения пред мета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена. Следует понимать разницу между курсами по выбору, которые входят в предпрофильную подготовку (то есть могут вводиться в 9-м классе) и могут быть кратко­срочными, и элективными курсами, которые являются частью профильного обучения и отличаются большей длительностью (до 72 часов). Итак, элективный курс преподается в 10-11 -х классах средней школы, входит в профильное обучение и его объем может составлять до 72 учебных часов. Таким образом, курс длитель­ностью 70-72 часа при отведенном на него одном учебном часе в неделю может преподаваться в 10-х и 11 -х классах, а при выделенных на него двух часах в неделю может быть пройден за один учебный год. Современные учебные пособия для элективных курсов, такие, как "Деловой английский для школы" / "Busi ­ness English for Schools " и "Английский для естествен­но-математического профиля" / "English for Science ", рассчитаны именно на 70 часов аудиторных занятий, и еще два часа могут использоваться для оценки учебных достижений школьников в рамках элективного курса. Однако наличие качественного, современного учеб­но-методического комплекта для элективного курса не снимает проблему разработки учебной программы.

Вне зависимости от того, планируется ли преподавать данный курс как модульный или линейный, учебная программа курса должна включать следующие компоненты:

    титульный лист;

    пояснительную записку;

    содержание курса - тематический план;

    библиографию.

Титульный лист содержит: наименование обра­зовательного учреждения, сведения о том, где, когда и кем утверждена программа, название элективного курса, класс, на который рассчитана программа, ФИО и должность автора программы, название города (на­селенного пункта) и год разработки программы. Сле­дует отметить, что расположение элементов титульного листа часто определяется инструктивно-методическим письмом управления образования в каждом конкрет­ном регионе.

В ряде городов и регионов, например в Санкт-Пе­тербурге, на титульном листе рекомендуется указывать ФИО экспертов, проводивших экспертизу программы курса.

Пояснительная записка должна включать:

    аннотацию, обоснование необходимости курса;

    пояснение места и роли курса в учебном процессе (с пояснением того, какие умения и навыки развива­ются, какие межпредметные связи включает данный курс);

    цель курса;

    задачи курса;

    планируемый результат;

    виды и формы контроля.

Необходимость предлагаемого курса может быть обоснована потребностями учащихся, выявленными в ходе анкетирования или другого исследования. Целью курса, как уже было отмечено выше, может быть раз­витие отдельных компонентов коммуникативной ком­петенции или их совокупности, углубленное изучение предмета для подготовки к экзамену или поддержка обучения профилирующему предмету. Задачи курса вытекают из его целей - это конкретные шаги, которые требуется предпринять для достижения цели курса.

Планируемый результат - это перечисление того, что школьники будут уметь в результате прохождения курса. Например, если одной из задач курса являлось обучать писать деловые письма, то в результате прохож­дения курса школьники научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета.

Отметим, что в соответствии с Концепцией возмож­но использование разнообразных видов контроля, а именно самоконтроля, языкового портфолио, проекта, выполнения практического задания и т. д.

Методические рекомендации содержат описа­ние методических принципов, положенных в основу курса, а также могут перечислять основные приемы и педагогические технологии, рекомендованные для использования в рамках данного курса.

Содержание курса - тематический план - включает перечень тем с их реферативным описанием, количес­тво часов, отводимого на каждую из тем, с указанием количества практических и теоретических часов, а также формы подведения итогов по темам, если они преду­смотрены программой и структурой курса.

В разделе "Библиография" перечисляются все УМК, учебные пособия, аудиоматериалы и интернет-ресурсы, которые будут использованы в рамках данного элективного курса.

Приведем пример оформления титульного листа:

_____________________________________________________________________________

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.


Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.


Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • способы решения разных типов задач;
  • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
  • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
  • физико-химические величины.
  • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
  • оформлять задачу в соответствии с требованиями.
  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

Утверждаю

Директор школы:

Т.А. Чистякова

Программа элективного курса

«Формирование ИКТ-компетентности»

Габидуллина Татьяна Николаевна

Пояснительная записка

Элективный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по информатике имеет большое воспитательное значение, так как его цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Основная функция элективного курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 1 час в неделю, всего – 35 часов за год.

При составлении учебной программы элективного курса учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные образовательные результаты

готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь одноклассникам при разработке и создании проектов;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во время внеурочных занятий;

готовность к выбору профильного образования, связанного с профессией программиста или частично связанной с ней;

развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение алгоритмических структур и команд среды программирования;

получение навыков прогнозирования своей деятельности в ходе создания проектов;

воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения: компьютер, микрофон, наушники, проектор.

Метапредметные образовательные результаты

создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач на компьютере в зависимости от конкретных условий;

построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, формулировать тему и цель проекта, составлять план своей деятельности, осуществлять действия по реализации плана, результат своей деятельности соотносить с целью, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, доказывать, защищать свои идеи, оценивать результаты своей работы;

умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научной литературе, в словарях и справочниках, интернете), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; создавать Лого-проекты;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках при решении алгоритмических задач;

умение оформлять свои мыли письменно; слушать и понимать; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

умение правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет;

умение входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

∙ соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

формирование собственного информационного пространства: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;

моделирование с использованием средств программирования;

проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

понимание терминов «исполнитель», «система команд»;

понимание термина «алгоритм»; знание основных свойств алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

составление неветвящихся (линейные) алгоритмов управления исполнителями и запись их на языке программирования;

понимание (формально выполнять) алгоритмов, описанных с использованием конструкций повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

создание алгоритмов для решения несложных задач, используя конструкции повторения (циклы) и вспомогательные алгоритмы;

создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде программированияЦели и задачи курса

    Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры учащихся.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

    Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны:

    знать понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

    знать основные базовые алгоритмические конструкции: следование, ветвление и цикл;

    иметь представление о исполнителях Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха;

    уметь работать в различных средах исполнителей;

    иметь представление о языках программирования, в частности о языке программирования Паскаль;

    уметь работать в среде программирования ABC Pascal;

    использовать основные базовые алгоритмические конструкции при программировании на языке Паскаль;

    уметь писать программы на языке Паскаль, используя основные базовые алгоритмические конструкции и стандартные алгоритмы.

Алгоритмизация (5 часов)

Понятие алгоритма и исполнителя. Система команд исполнителя. Формы записи алгоритмов. Выполнение алгоритмов для исполнителя. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы алгоритмов. Понятие линейного алгоритма. Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Цикл. Способы записи цикла. Исполнители Муравей, Робот, Чертежник, Черепаха.

Программирование (30 часов)

Языки программирования, язык программирования Паскаль. Среда программирования ABC Pascal, элементы интерфейса ABC Pascal.

Данные. Типы данных. Константы. Переменные, присваивание значений. Арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата. Процедуры ввода и вывода и их простейшая форма.

Структура программы на языке Паскаль, линейный алгоритм. Программирование линейных алгоритмов.

Ветвление. Полное и неполное ветвление. Условный оператор, оператор выбора.

Циклы, цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, итерационные циклы. Организация циклов с помощью блока «ветвление».

Графика на языке Паскаль. Способы решения алгоритмических задач. Программирование алгоритмических задач. Массивы данных. Обработка массива. Строковые переменные. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк. Подпрограммы: процедуры и функции, локальные и глобальные переменные.

Исправление ошибок в простой программе с условными операторами. Обработка массива.

Календарно-тематический план

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учителя

Характеристики основных видов деятельности обучающихся

Примечание

Введение. Инструктаж по ТБ

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

Проводит инструктаж по ТБ. Объясняет алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя.

Знать понятие алгоритма как фундаментального понятия информатики, определение

алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов. Знать назначение исполнителя. Иметь представление об исполнителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма.

Формы записи алгоритмов.

Объясняет формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы

Знать формы и способы записи алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами.

Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов.

Объясняет понятие линейного алгоритма. Исполнитель Муравей.

Иметь представление о линейных алгоритмах. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы для исполнителя Муравей и записывать их различными способами. Уметь пошагово выполнять линейные алгоритмы.

Алгоритмы с ветвлениями.

Учит строить разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Исполнитель Робот.

Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм для исполнителя Робот.

Циклические алгоритмы.

Учит способам записи цикла. Исполнитель Чертежник и Черепаха.

Иметь представление о циклических алгоритмах. Уметь строить циклические алгоритм для исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха.

Решение задач.

Объясняет основные базовые алгоритмические конструкторы. Исполнители Робот, Чертежник, Черепаха.

Уметь решать задачи с помощью исполнителей Робот, Чертежник, Черепаха с использованием базовых алгоритмических конструкций.

Знакомство со средой исполнителя Scratch.

Знакомит с интерфейсом и возможностями среды исполнителя Scratch.

Иметь представление о возможностях среды исполнителя Scratch. Уметь решать простейшие задачи в Scratch.

Решение задач в Scratch.

Рассказывает возможности среды Scratch. Основные алгоритмические конструкции в среде Scratch.

Уметь решать задачи с различными базовыми конструкциями в Scratch.

Величины. Алгоритмы с величинами.

Рассказывает алгоритмы с величинами. Знакомит со средой КуМИР.Учит решению задач в среде КуМИР.

Иметь представление о величинах. Уметь составлять алгоритмы с величинами и записывать их на алгоритмическом языке в среде КуМИР.

Алгоритмы с величинами.

Учит разрабатывать алгоритмы с величинами в среде КуМИР.

Уметь составлять алгоритмы с величинами в среде КуМИР, используя различные базовые алгоритмические конструкции.

Среда разработчика ABC Pascal. Элементы интерфейса.

Знакомит со Средой программирования ABC Pascal, элементами интерфейса ABC Pascal.

Иметь представление о среде программирования ABC Pascal. Уметь запускать программу ABC Pascal.

Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.

Формирует представление о программе на языке Паскаль, компиляции, исполнении, отладке программы.

Иметь представление о структуре программы на языке Паскаль. Уметь создавать программу в среде ABC Pascal, проводить компиляцию и отладку.

Синтаксис и семантика языка ABC Pascal l.

Объясняет синтаксис языка Паскаль, семантика языка Паскаль. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках.

Иметь представление о синтаксисе и семантики языка Паскаль. Знать типичные ошибки при составлении программы и уметь их исправлять.

Данные. Типы данных. Константы.

Рассказывает простые и составные типы данных в языке Паскаль. Переменные и константы.

Знать основные типы данных (простые и составные). Иметь представление о переменных и константах. Уметь записывать их на языке Паскаль.

Числовой тип данных.

Объясняет числовые типы данных, целые и вещественные типы данных.

Знать основные типы числовых данных в языке Паскаль. Уметь применять их при составлении программ.

Построение арифметических выражений.

Ставит задачи на арифметические выражения, правила записи на языке Паскаль, основные арифметические действия и их запись на языке Паскаль. Формат результата.

Знать правила записи основных арифметических действии и выражений на языке Паскаль. Уметь применять их в среде ABC Pascal l.

Оператор присваивания.

Формирует знания об операторе присваивания, его записи на языке Паскаль.

Иметь представление об операторе присваивания. Уметь выполнять оператор присваивания.

Процедура вывода и ее простейшая форма.

Иметь представление о процедуре вывода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Процедура ввода и ее формат. Простейший ввод.

Ставит задачу на Ввод и вывод данных на языке Паскаль, простейшие формы процедуры вывода.

Иметь представление о процедуре ввода и ее простейшей форме. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Вывод информации на экран в текстовом режиме.

Объясняет текстовый режим. Вывод информации на экране в текстовом режиме.

Иметь представление о процедуре вывода информации на экране в текстовом режима. Уметь применять её при программировании в среде ABC Pascal l.

Расчеты по линейному алгоритму.

Знакомит со структурой программы на языке Паскаль, линейном алгоритме.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма.

Программирование линейных алгоритмов.

Объясняет структуру программы на языке Паскаль, линейные алгоритмы.

Знать структуру программы на языке Паскаль. Уметь составлять блок-схему линейного алгоритма; программировать линейный алгоритм на языке Паскаль.

Графический режим.

Объясняет графический режим, модуль Graph.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph.

Примитивы в графическом режиме.

Иметь представление о графическом режиме в среде ABC Pascal l. Уметь подключать в программе модуль Graph. Уметь рисовать основные графические примитивы в среде ABC Pascal l.

Рисование с помощью примитивов.

Объясняет графический режим, модуль Graph, основные графические примитивы.

Уметь создавать рисунки с помощью основных графических примитивов в среде ABC Pascal l.

Данные логического типа и логические выражения.

Рассказывает логический тип данных, логические выражения.

Иметь представление о логическом типе данных. Уметь составлять логические выражения.

Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор

Формирует представление о операторе ветвление, условном операторе, полном и неполном ветвление.

Иметь представление об условном операторе. Уметь составлять блок-схему условного оператора и программировать на языке Паскаль.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвления.

Объяснить что такое оператор выбора.

Иметь представление об операторе выбора. Уметь составлять блок-схему оператора выбора и программировать на языке Паскаль.

Программирование циклов с предусловием и постусловием.

Рассказать об бщей записи цикла, тело цикла, выход из цикла

Знать понятие цикла с предусловием и постусловием. Уметь описывать их на языке Паскаль.

Программирование циклов с параметром.

Рассказать что такое общая запись цикла с параметром, тело цикла, счетчик, выход из цикла

Знать понятие цикла с параметром. Уметь составлять блок- схемы основных алго­ритмических структур и описывать их на языке Паскаль.

Иметь навыки созда­ния программы для реше­ния учебных задач.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Иметь представление о понятии регулярного типа данных. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования и выводить их элементы на экран. Иметь навыки создания программ для решения учебных задач.

Вычисление суммы элементов массива.

Формирует представление: регулярные типы данных, одномерные массивы, работа с элементами массива.

Иметь представление об одномерных массивах. Уметь описывать одномерные массивы на языке программирования, выводить их элементы на экран; вычислять сумму элементов массива.

Творческая работа «Составление алгоритмов для исполнителей».

Ставит задачу на составление Алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ, основных базовых алгоритмических конструкции.

Составлять задачи для различных исполнителей на использование различных алгоритмических конструкций. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Творческая работа «Составление программ на языке Паскаль».

Ставит задачу по созданию Программы, основные базовые алгоритмические конструкции на языке Паскаль, простые и составные типы данных.

Составлять задачи на использование различных алгоритмических конструкций на языке Паскаль. Разрабатывать алгоритм для решения поставленной задачи.

Итогово-обобщающий урок

Проверяет качество усвоения учебного материала за год

Проверить качество усвоения учебного материала за год.


Список литературы:

    Валов А.М. Алгоритмы и исполнители в учебном курсе информатике. НиПКиПРО, 2014г.

    Николаева Т.В. Информатика 7 класс. Методическое пособие для учителя. Кострома, 2005.

    Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. - М: Интеллект-центр, 2009.

    Культин Н.Б. Программирование в TurboPascal 7.0 и Delphi. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1998.

    Алгоритмы и исполнители К.Поляков, 1992-2008