Портал для автолюбителей

Столп. Артамон Матвеев

Еще в царствование Алексея Михайловича стали появляться люди, ставшие в последствии основой для преобразований Петра 1. Это смелые, достойные люди, патриоты, подверженные заподному влиянию и любящие народ. Одним из таких стал Артамон Матвеев. Также он прославился меценатством и постройкой церквей. Оной из них была церковь Спаса на Сетуни. Родился он в 1625 году. За услуги, оказанные отцом его в бытность послом у турецкого султана Магомета 1V и персидского шаха Аббаса 11, принят Артамон был в 13 лет в житье, в дествительную службу между жившими в Москве боярскими детьми. Благодаря своим дарованиям и характеру, скоро стал известен. В 16 лет Михаил Федорович удостоил его причислить ко двору с чином стряпчего и находиться при Алексее Михайловиче, а в 17 лет пожалован стрелецким головою. При вступлении царя Алексея на престол был пожалован в стольники и полковники. В 1669 г. заведовал Малороссийским приказом, но вскоре царь снова пожаловал своего любимца титулом думный дворянин - и приблизил к себе, сделав комнатным дворянином. Но по службе он продвигался постепенно и за большие дела Матвеев отличился, и в военном деле, и в гражданском, и в посольском. Возвращаясь из Львова русское войско было постигнуто холодом и голодом. Командующий, Бутурлин, бросив орудия, скромными темпами отправился в Москву, а Матвеев, поддерживая дух солдат, довез все в полной сохранности. Находясь под начальством Трубецкого, при поражении Матвеев отводными маневрами спас полки от гибели. На дипломатической службе он добился еще большего: 1. договор с крымскими татарами и размен пленных; 2. три раза ездил послом в Малороссию, уговаривая Украину перейти в российское подданствои отвлекая от союза со Швецией, и в результате ему это удалось. После смерти Хмельницкого он поддержал гетманство, в 1657 г. раскрыл измену Выговского и укротил волнения на Украине. 22 февраля 1671 года он был назначен начальником посольской печати. 30 мая 1672 г. был пожалован сокольничьим, а 22 октября 1674 года чином боярина и Дворецкого с титулом Серпуховского наместника. Подавлял восстания в Коломенском, в Путивле, в Переяславле, но с другой стороны предупреждал многие нужды народа. Приобретая союзников Польша, (против турецкого султана и крымского хана) Матвеев во время сумел отказаться от них, т.к. союзники были мнимые, и спас Россию от измены. Заключил мирные договоры с Турцией, Крымом, Польшей и Швецией. Проникал в скрытые предприятия держав против России. Раскрыл интриги шведского посла графа Оксеннетирна, желавшего привлечь на свою сторону царский двор. Хорошо разбираясь в церковной литературе, он предостерегал государя от изречений, предосудительным его сану. Он отклонил некоторые статьи Андруссовского договора. В 1674 году Матвеев отправился к Китайскому Богдыхану в качестве посланника, поручив сочинить описание пути от Тобольска до Китайской границы. Из территориальных претензий он хотел присоединить Молдавию и Валахию. Павел Львов писал о нем: "Боярин Матвеев жил в ХV11 веке в славные уже Отечества нашего дни, во дни царствования самодержавца Алесея Михайловича. Высокие качества его и дивный опыт народная к нему любовь, чему нет примера в летописях мира, должно притупить ядовитое жало наших порицателей. Едва поверить можно тому, чтобы один человек исполнил так много дел обществу полезных и совершил столь много подвигов государю своему драгоценных сколь сделал боярин Матвеев, ежели не удостоверяло так описание жизни его, изданное по соизволению Екатерины Великой. В боярине Матвеевемы найдем и достоинства Сюлли и достоинства Колберга, и токмо одни похвальные качества кардинала Ришилье. Боярин Матвеев не царствовал по чужим землям для снискания просвещения, нередко мнимого; он не погубил в том идущего времени жизни своя, а посвятил всего себя служению Отечеству, без малейшего преткновения шествуя стезею добродетели по следам предвадительствовавшего ему смиренномудрия, достиг он самой высочайшей почести - наперстника и друга царя". Свидетельством этому являются и письменные доказательства и поступки царя Алексея. Выросли вместе с Матвеевым они были верным помошником царя по духу. В письме царь пишет Арт. Матвееву:"Друг мой Сергеевич! Приезжай к нам поскорее; дети мои и я без тебя осиротили. За ними и просмотреть некому, а мне посоветоваться без тебя не с кем". Стремление помочь Родине выйти на мировой уровень владело обеими. Из такой близкой связи вытикает и то, что со своей второй женой, Натальей Кирилловной Нарышкиной, Алексей Михайлович познакомился именно у него. По западному обычаю все женщины в доме Матвеева принимали гостей вместе с мужчинами. Его жена Евдокия Григорьевна, природная шотландка и бедная родственница близких друзей Матвеева, Нарышкиных, также остались и в присутствии царя. Весь вечер царь присматривался к Наталье Нарышкиной, а потом обещал найти ей жениха. Через неделю он объявил Матвееву, что сам готов жениться на Нарышкиной. Единственное, необходимо было созвать по древнерусскому обычаю 300 девушек из древних боярских родов и выбирать из них невесту царю. После этого царь спокойно женился на боярышне Наталье, что после его смерти привело к вражде двух родов: его первой жены - Милославских и Нарышкиных. Матвеев отличился скромностью жилища, умеренностью во всем, но вместе с тем был дружелюбным и радешным. Иностранец, бывший в это время при дворе писал про Матвеева: "Комната, в которой живет Матвеев и где он принимает послов, убрана иконами, картинами и часами разных форм, что является большой редкостью, Матвеев ревностный покровитель всего полезного: народ называет его отцом своим; он образованнее всех своих соотечественников, и только он один, вопреки древним обычаям, дозволил сыну своему учиться у иностранцев языку и разным наукам. Этот вельможа, известный своими дарованиями, по всей справедливости достоин истинного счастья". В русской истории можно найти не много примеров, когда боярин пользовался бы такой искренней любовью народной, какую внушал к себе Арт. Матвеев. Когда боярин собрался строить себе новый дом, то не мог достать плит нужного размера. В результате ему пришлось отложить строительство нового дома. Когда народ узнал об этом, то простые люди и купцы не пожалели и пенесли к нему могильные плиты с могил своих родственников.Настолько велико было уважение к боярину, и готовность пожертвовать вледела всеми. 8 раз Матвеев отвергал их предложение, со слезами умиления на глазах, но отвечал ему народ, что обидиться такому пренебрежению. И был выстроен дом Матвеева на надгробных плитах. П. Львов писал про него: "Боярин Матвеев обращает на себя удивление потомства со всеобщим почтением, что может соделать в своей земле муж ума глубокого и прозорливого, души твердой и великой. Был всегда блюститель истины и верный исполнитель законов; строгий хранитель чистейшего благонравия и взыскательный судья самого себя, как в словах, так и в делах своих, всегда справедлив, скромен, точен, последователен. Находясь при дворе царском, он сохранил свойственную войну умеренность, искренность и простоту в поступках. Он не терпел роскоши, ласкательства, надменности и праздности, коими нередко бывают заражены вельможи и царедворцы, благополучно тунеядствующие и пресчастливо прежде смерти умирающие. Честность его была столь примерна, что и самая зависть долженствовала ей уступить. Спокойствие душевное, одобрение совести всегда подкрепляемой, было основанием величия добродетели его. Доброта сердца его, верою исполненная была беспредельна. Он был судьею правосудным и судьею милосердным. В человеколюбии находил свое утешение". Народ любил его во многом из-за того, что он был доступен. Имел малочисленную свиту и был ласков в обхождении. Матвеев, кроме того, был меценатом и много делал для устройства быта в своей стране. Он устроил придворную аптеку, преобразовал Кружецкий (питейный) двор, построил в Москве 3 больших каменных здания: посольский приказ, гречесий двор и гостинный двор (лавки). Сберег для казны 182.000 червонцев. Охотно беседовал с учеными иностранцами и покровительствовал им. Содействовал устройству первых театров и нанимал иностранных актеров. Написал 3 сочинения: "Все Великих московских и всея России сомодержцев персоны, как они великие государи сами себя описывал, также и всех государей христианских и мусульманских и имевших тогда с Россией персоны же, титула и печати"; Избрание и посылка же на Кострому, прием, приход к Москве и венчание на Всероссийское царство царя Михаила Федоровича";"Избрание в лицах Великих князей и благочестивых государей, Самодержцев Всероссийских, славных в ратных победах, поднесенное царевичу Федору Алексеевичу", но все они, к сожалению, утрачены. Возобновил чеканку монет, установил одинаковую верную для хлеба и для състных припасов. Ввел новое обращение к царю - "ваше величество" и утвердил обычай снимать шапки иностранным послам перед царем. Утвердил выгодные казне заведения. Одну часть доходов употребил на украшение столицы каменными зданиями, другую в Мастерскую Палату и для царского двора, а остальные деньги на содержание приказов. "Он был сановит, имел величественный зрак, черты коего никогада не искажались нелепостью гнева. Пасмурная задумчивость никогда не омрачала его ясного, тихого взора, чистому небу подобного. При всем том он был одарен приятнейшим звуком голоса и сладчайшим красноречием, почерпнутым большей частью из священного писания". Посол Польского короля писал: "Артомон Мат. человек обширного ума, говорит, хорошо по-латыни, любит читать книги, с восхищением слушает рассказы обо всем, что происходит в Европе". П.Львов писал:"Был велик без кичливости, величественен без напыщенности, тверд без жестокости, благосерден по непременной склонности к добру, мужественен без суровости". Достохвальное знание своего хозяйства, точное понятие об истинной бережливости всего нужного и умение употребить оное в свое время научил его хозяйству государсвенному и бережливости казны царской. В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, он был отлучен от двора под видом посылки на воеводство в Сибирь. Был обвинен в колдостве на царя Федора. В Казани был лишен чинов и имения и заточен в Пустозерский острог, где сидел семь лет. Заговор был начат царевной Софьей и Милославскими с участием Апраксиных. Но Федор, воспитанный Матвеевым разуверился в наговорах и вернул боярину свободу и честь. Но вернувшись, Арт. Матвеев не застал Федора в живых. Начался кровавый бунт. Выступая на стороне Петра, Матвеев15 мая 1682 года был убит (поднят на колы) бунтовавшими стрельцами. Он был опасен и стрельцов подослал Милославские. Во время своего заточения Матвеев части писал царю, но его письма не доходили до адресата. Похоронен Матвеев был при церкви Святого Николая у Столпа на Покровке. Там же были похоронены его жена, сын и арап, собравший тело хозяина. Правнук, граф Николай Петрович Румянцев соорудил памятник в виде четырехугольного храма с падписью: "В1682 году, мая 15, в смутное время от бунтовщиков, убит шестидесятилетний страдалец. Артамон Сергеевич Матвеев, 3 дня пробыл он в царствующем граде Москве, освободясь из-под стражи, из заточения Пустозерского острога".

Матвеев (Артамон Сергеевич, 1625-1682) - сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с поляками и осаде Риги (1657). Неизвестно, когда и как произошло сближение М. с царем Алексеем Михайловичем; последний очень привязался к своему «Сергеичу» и оказывал ему полное доверие. В доме М. государь познакомился с его воспитанницей, Наталией Кирилловной Нарышкиной, своей второй супругой. В скромном звании думного дворянина М. управлял малороссийским, а потом и посольским приказами. Худородный, он не кичился влиятельным положением царского друга, не ссорился со знатью. В 1672 г., по случаю рождения царевича Петра Алексеевича, М. был возведен в сан окольничьего, а в бояре - в конце 1674 г. Один из первых «западников», М. ценил общение с иностранцами и охотно пересаживал на русскую почву заморские новинки. Дом его был убран по-европейски, с разрисованным потолком, картинами немецкой работы, изображавшими святых, и часами столь затейливой конструкции, что на них обращали внимание и иностранцы. Жена М. появлялась в мужском обществе; сын Андрей (см.) получил тщательное образование, на европейский манер; из дворовых людей М. составил труппу актеров и забавлял государя театральными представлениями. Человек образованный, М. написал несколько литературных работ (не дошедших до нас), преимущественно исторического содержания, между прочим: «Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах» и «Историю избрания и венчания на царство Михаила Федоровича». Смерть царя Алексея (1676) повлекла за собой падение М. Говорят, он пытался посадить на престол малолетнего Петра; но, вероятнее, что Милославские, вновь получившие преобладание при дворе, из мести и чувства самосохранения решились уничтожить М. Обвиненный в чернокнижии и злых умыслах на жизнь царя Федора, М. был сослан со всей семьей в Пустозерск. В 1680 г. его перевели в Мезень, а в январе 1682 г., благодаря заступничеству царской невесты, Марфы Матвеевны Апраксиной, крестницы М., - в Лух. Смерть царя Федора и избрание на престол Петра (27 апр. 1682 г.) передали власть в руки Нарышкиных. Первым делом нового правительства был вызов М. и возвращение ему прежних почестей. М. приехал в Москву вечером 11 мая, а 15 мая разыгрался Стрелецкий бунт, одной из первых жертв которого пал М.: он был убит на глазах царской семьи, на Красном крыльце, сброшен вниз на площадь и изрублен. Памятник над его могилой поставлен государственным канцлером графом Н. П. Румянцевым.

Литература. «История о невинном заточении боярина А. С. М.» (изд. 2, М., 1785); «Записки русских людей», изд. Сахарова (СПб., 1841); Stahlin, «Originalanekdoten von Peter d. Grossen» (1785); Reutenfels, «De rebus Moscoviticis» (1680, «Ж. М. Н. Пр.», 1839, 7); Lyseck, «Relatio etc.» (1676; «Ж. М. Н. Пр.», 1837, 11); Tanner, «Legatio Polono-Lithuanica» (1689; «Чтения Общ. Истор. и Древн.» и отд. М., 1891); Klenk, «Historisch Verhael, of Beschryving van de Voyagie» (1677); Lałuski, «Epistolae» (1709, т. I, стр. 600); «Narratio rerum quae post obitum Alexii geslae sunt» (1829, и у Clampi, «Bibliografia crilica», I, 75-79; русск. пер. в «Ж. М. Н. Пр.» 1835, ч. V); Миллер, «Воспитание Петра Вел.» (Туманский, «Собрание Записок», V); Терещенко. «Опыт обозрения жизни сановников» (I); Соловьев, «История России» (XII, 326; XIII, 309-310); Погодин, «17 первых лет в жизни Петра Вел.»; Замысловский, «Царствование Федора Алексеевича».

МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ

Матвеев, Артамон Сергеевич - известный Московский дипломат (1625 - 1682). Сначала стрелецкий голова, с 1654 г. - стольник и полковник стрелецкий, в 1671 г. - думный дворянин и наместник Серпуховский, в 1672 г. - окольничий, в 1673 г. - ближний окольничий, в 1674 г. - ближний боярин. Отец его был дьяком и известен тем, что в 1634 г. ездил в Турцию "в товарищах" с Г.И. Коробьиным, а в 1645 г. - в Персию "в товарищах" же с В.С. Волконским. От отца Матвеев получил значительные вотчины. На тринадцатом году был взят во дворец "в житье" и воспитывался вместе с царевичем Алексеем. Сближение перешло в прочную дружбу. По вступлении Алексея Михайловича на престол Матвеев скоро начинает получать ответственные поручения, хотя довольно долго остается в невидном звании стрелецкого головы. Во время польского похода 1654 г. он участвует в переговорах о сдаче Смоленска; в 1854 же году едет в Малороссию в составе "великого посольства" В.В. Бутурлина и присутствует на знаменитой Переяславской раде; в 1656 - 57 годах дважды посылается в Литву и Польшу для переговоров с гетманом Гонсевским об избрании Алексея Михайловича на польский престол, а в промежутке ведет переговоры в Малороссии с гетманом Выговским. В 1666 г. на Матвеева возлагается важная обязанность состоять при восточных патриархах, приезжавших в Москву для суда над Никоном. В 1669 г. Матвеев снова в Малороссии, куда послан вместе с Г.Г. Ромодановским в виду наступивших там смут; результатом были постановления Глуховской рады, которыми надолго определилось положение Малороссии и в выработке которых Матвеев, несомненно, играл главную роль. Вскоре по возвращении Матвеева назначается начальником Малороссийского приказа вместо Ордина-Нащокина и с этого времени проявляет уже собственную инициативу в сложных и запутанных вопросах, связанных с малороссийскими отношениями. В 1671 г. Матвеев сменил Ордина-Нащокина и в заведовании Посольским приказом, после чего вся внешняя политика России переходит в его руки. Положение Матвеева становится особенно прочным с тех пор, как царь Алексей женился на его племяннице и воспитаннице, Н.К. Нарышкиной. В последние годы царствования Алексея Михайловича Матвеев - самый влиятельный из приближенных царя. За время управления Малороссийским и Посольским приказами он "учинил, по его собственному выражению, прибыли великие" государевой казне: построил аптеку и кружечный двор, и из доходов от них "сделал дворы каменны - Посольский, греческий, лавки", и, сверх того, ежегодно доставлял в Тайный и другие приказы по 60 тысяч рублей. Важным делом его была новая организация продовольствия московских войск, расположенных на Украине: вместо хлебных запасов туда стали посылать из Москвы деньги, что было много экономнее и удобнее. Матвеев же расширил операции Московского монетного двора. В 1672 г. Матвеев заключил новый договор с армянской компанией по торговле персидским шелком, предоставлявший по сравнению с договором 1667 г. значительные выгоды казне и русским купцам. При нем также был отправлен в Китай Н. Спафарий с поручением составить подробное описание пути от Тобольска до китайской границы. Матвеев, несомненно, оказывал влияние и на другие стороны управления, хотя и не поддающееся точному определению. - Вскоре после смерти Алексея Михайловича Матвеев, по проискам своих врагов - Милославских, подвергся опале: под предлогом обиды, будто бы причиненной им одному иноземному послу, Матвеев был устранен от заведования Посольским приказом и послан воеводой в Верхотурье. Вслед затем он был обвинен в чернокнижии и, лишенный без суда боярства и имений, с дороги, из Казани, был отправлен в ссылку, в Пустозерск. В Пустозерске Матвеев пробыл около 4 лет в очень тяжелых условиях, писал отсюда царю Федору Алексеевичу оправдательные челобитные, просил также содействия у патриарха и у влиятельных вельмож; но добился только незначительного облегчения своей участи: был переведен в Мезень. Только в 1681 г., по просьбе второй жены Федора Алексеевича, М.М. Апраксиной, приходившейся Матвееву крестницей, его перевели в г. Лух, причем тогда же объявлена была его невиновность, и ему были возвращены оставшиеся за раздачей прежние "пожитки" и даже пожалована новая обширная вотчина - село Верхний Ландех (Суздальского уезда). С избранием на царство Петра, когда партия Нарышкиных восторжествовала, Матвеев немедленно был вызван в Москву, где ему предстояло стать главной опорой нового правительства. Он приехал в Москву 11 мая 1682 г., а 15-го произошел стрелецкий бунт, и Матвеев сделался одной из первых его жертв: он был изрублен стрельцами на глазах царской семьи. - Матвеев был одним из выдающихся и образованных людей своего времени. Он умел ценить преимущества западной культуры и охотно поддерживал сношения с иноземцами. Об этом свидетельствовала уже обстановка его дома: заграничные зеркала, картины, часы затейливой конструкции, расписные потолки. Познакомившись с театральным искусством Немецкой Слободы, Матвеев из своих дворовых людей составил труппу актеров, поручив обучить их немцу, и потом тешил царя театральными представлениями, когда тот приезжал к нему в гости. В доме Матвеева женщины стали свободно появляться в мужском обществе, и благодаря этому царь Алексей мог познакомиться с Н.К. Нарышкиной. Матвеев был не чужд литературной деятельности: он составил, между прочим, "Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах" и "Историю избрания и венчания на царство Михаила Федоровича" (не дошли до нас). Сдержанный по характеру, Матвеев очень осторожно пользовался дружбой Алексея Михайловича, умел не задевать самолюбия других. Сдержанность и осторожность характеризуют его и как государственного деятеля. В своей дипломатической деятельности он неуклонно держался определенной системы. Перед русской дипломатией стали два, трудно примиримые, вопроса - об отношении к Швеции и к Польше. После того, как попытка разрешить оба вопроса одновременно войнами 1654 - 55 годов окончилась неудачей, - приходилось выбирать или приобретение Балтийского берега путем новой войны со шведами, но с пожертвованием русскими интересами в Малороссии в пользу Польши, или наоборот - отстаивание всех прав в Малороссии, но с отказом от видов на Балтийское море. Матвеев решительно выбрал вторую программу и на этом столкнулся с Ординым-Нащокиным, настаивавшим на первой. Со времени заключения Андрусовского перемирия, поставившего для России практически невыполнимое условие - уступку Киева полякам, начинается между обоими дипломатами борьба, не принимавшая, правда, резких форм, но постоянная и упорная, закончившаяся полной победой Матвеева. В противоположность Ордину-Нащокину, руководившемуся в малороссийском вопросе исключительно соображениями выгоды, Матвеев видел в присоединении Малороссии к Москве народное историческое дело, "прицепление, как он выражался, ветви к приличному корени", и в этом нашел полное сочувствие себя со стороны царя Алексея. Отсюда - его мягкость и терпеливость в сношениях с представителями Малороссии, стремление опереться там на народные массы, - свойства, снискавшие ему широкую популярность на Украине, где его прямо называли "добродеем и батькой", "милости государской ко всей Украине неотступным просителем". Отсюда же его склонность идти навстречу Швеции, которая в это время стремится к прочному миру с Москвой и в которой Матвеев рассчитывал найти поддержку в борьбе с Польшей. Из ссылки Матвеев писал в одной своей челобитной Федору Алексеевичу, разумея свою политику в Малороссии: "на тех всех бояр и воевод, которые ныне при вашей государской милости предстоят, шлюс, как я, холоп твой, с ними был у ваших государевых дел, и нигде на меня, холопа твоего, челобитства, явок и изветов ни в каком деле не бывало", - и, по-видимому, он имел право говорить так, раз даже враги его могли выдвинуть против него только вздорное обвинение в чернокнижии. - См. "История о невинном заточении боярина Матвеева"; Сахаров "Записки русских людей"; Эйнгорн "Очерки по истории Малороссии"; Матвеев "А.С. Матвеев" ("Русская Мысль", 1901, ¦ 8 и 9); Форстен "Сношения Швеции и России во второй половине XVII в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1898); Щепотьев "Ближний боярин А.С. Матвеев"; "Донесение о посольстве Лизеки" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1837, ¦ 11).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1625-82) боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. …
  • МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Артамон Сергеевич , русский государственный деятель и дипломат, боярин (1674). Сын дьяка, служил на Украине, участвовал в …
  • МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ
    (1625-1682) — сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с поляками и осаде Риги (1657). Неизвестно, когда и как …
  • МАТВЕЕВ, АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ
    (1625-1682) ? сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с поляками и осаде Риги (1657). Неизвестно, когда и как …
  • МАТВЕЕВ
    МАТВ́ЕЕВ Артамон Сер. (1625-82), гос. деятель, ближний боярин (1674 или 1675). Участник подавления "Медного бунта" 1662. Глава Посольского (с 1671), …
  • МАТВЕЕВ
    Александр Терентьевич (1878-1960) , российский скульптор, заслуженный деятель искусств (1931). Член объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и Общества русских скульпторов. …
  • МАТВЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • МАТВЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    На тридцать втором месте в первой сотне самых распространенных российских фамилий - Матвеев. Источник не вызывает сомнений - православное имя …
  • МАТВЕЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Владимир Фёдорович (1932- 1989), журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 заместитель гл. редактора журнала "Пионер", с …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СЕРГЕ́ЕВИЧ Вас. Ив. (1832-1910), юрист, проф. Моск. (с 1871) и Петерб. (с 1872) ун-тов, глава гос. юрид. школы в России. …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Фёд. Мих. (1758-1826), живописец. С 1779 жил в Италии как пенсионер Петерб. АХ, писал проникнутые величием природы пейзажи и …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Сер. Влад. (р. 1947), математик, ч.-к. РАН (1997). Тр. по …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Ив. Ив. (1890-1918), участник Гражд. войны. В 1918 команд. Таманской армией, руководил её героич. походом (см. Таманской армии поход …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Евг. Сем. (р. 1922), актёр и кинорежиссёр, нар. арт. СССР (1974). В 1952-68 в Малом т-ре. Снимался в ф.: …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Вл. Фёд. (1932-89), журналист и педагог, один из создателей педагогики сотрудничества. С 1965 зам. гл. редактора ж. "Пионер", с …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Викт. Анат. (р. 1941), физик-теоретик, акад. РАН (1994). Тр. по физике высоких энергий и элементарным частицам, квантовой теории поля. …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Бор. Степ. (1889-1973), зоолог, засл. деят. науки РСФСР (1970), проф. МГУ. Осн. тр. по сравнит. анатомии и эмбриологии позвоночных, …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Анд. Матв. (1701-39), живописец. Один из основоположников рус. светской живописи. Портреты М. отмечены непринуждённостью поз и правдивостью характеристик (т.н. …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Анд. Артамонович (1666-1728), гос. деятель и дипломат, граф (с 1715), сподвижник Петра I. Сын А.С. Матвеева. С 1699 рос. …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Ал-др Тер. (1878-1960), скульптор, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Чл. объединений "Мup искусства" , "Голубая роза" и ОРС. …
  • МАТВЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАТВ́ЕЕВ Ал-др Конст. (р. 1926), языковед, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. в области рус. диалектологии, топонимики, этимологии и …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Василий Иванович? историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • АРТАМОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АРТАМОН в словаре Синонимов русского языка.
  • АРТАМОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Артамон, (Артамонович, …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Василий Иванович (1832-1910) , российский юрист, профессор Московского (с 1871) и Санкт-Петербургского (с 1872) университетов, глава государственной юридической школы в …
  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:37:08 * Дайте я скажу то, что сказал. * Ей нужно поэтому такое так сказать. * Посчитать, …
  • АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-08 Time: 09:25:54 Навигация Тема = Александр Пушкин Википедия = Пушкин, Александр Сергеевич Викитека = Александр Сергеевич Пушкин Викисклад …
  • АРТАМОН (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен.
  • ХОРУЖИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хоружий Сергей Сергеевич (р. 1941) - доктор физико-математических наук, философ, исследователь духовной традиции исихазма. …
  • ТИХОНРАВОВ ЕВФИМИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихонравов Евфимий Сергеевич (1881 - 1938), священник, священномученик. Память 22 января, …
  • СОКОЛОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Сергеевич Соколов (1892 - 1938), псаломщик, мученик. Память 13 февраля, в …
  • КРУТИЦКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крутицкий Александр Сергеевич (1898 - 1938), священник, священномученик. Память 18 июня, …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • БУЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009), консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. …
  • СЕРГЕЕВИЧ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    Сергеевич (Василий Иванович) - историк права. Родился в городе Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет, на …
  • МУРАВЬЕВ АРТАМОН ЗАХАРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Муравьев Артамон Захарьевич - см. в статье Муравьевы - декабристы …
  • МАТВЕЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Матвеев, Федор Михайлович - живописец-пейзажист (1758 - 1826), сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Воспитывался в Академии Художеств с 1764 по …
  • МАТВЕЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Матвеев, Павел Александрович - исследователь обычного права. Родился в 1844 г. Окончив курс на юридическом факультете Харьковского университета, служил по …
  • МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Матвеев, Андрей Матвеевич - живописец (1701 - 1739). В 1716 г. отправлен Петром Великим в Голландию, где обучался живописи у …
  • МАТВЕЕВ АНДРЕЙ АРТАМОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Матвеев, Андрей Артамонович - государственный деятель (1666 - 1728), сын А. Сергеевича Матвеева. На восьмом году пожалован в комнатные …
  • 1654.01.11 в Страницах истории Что, где, когда:
    Артамон МАТВЕЕВ отправляется к царю с отчетом о состоявшейся Переяславской раде. В дальнейшем Матвеев будет поставлен во главе Малороссийского приказа. …

После возвращения из польского похода царь Алексей Михайлович пожелал, чтоб строили жилища красивее прежнего и украшали их обоями и мебелью. Одним из первых в Москве завел себе «изящный дворец» ближний боярин царя Артамон Сергеевич Матвеев. Он стал в это время первой персоной после государя и носил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель». Смел по тем временам был этот Матвеев. И, как ни странно может показаться, смелость его прежде всего сказывалась не на поле брани, а дома, в быту, где он нарушал незыблемые устои предков своих.

Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682, Москва) – русский государственный деятель, ближний боярин великого государя, руководитель русского правительства в годы царствования Алексея Михайловича Романова.

Дом боярина Матвеева известен был всей Москве. Он стоял между Мясницкой и Покровкой, в приходе церкви Николы в Столпах, и был одним из первых каменных боярских домов в столице. В то время кирпич еще производился с большим трудом, и когда царский любимец решил перестроить и расширить свой старый дом, то в знак уважения (как гласит предание) «стрельцы и граждане послали к нему выборных с просьбою принять от них в дар камни с могил отцов и дедов». Камни эти и послужили фундаментом дому, в котором впервые в Москве после долгого перерыва зазвучала музыка.


Царица Наталья Кирилловна
Нарышкина. Парсуна, 1680-е годы.

Дело в том, что в середине XVII века на Руси музыка и музыкальные инструменты, среди прочих древних народных развлечений, были преданы проклятию самим патриархом – как язьшеские и богомерзкие. На берегу Москвы-реки не раз сжигали инструменты «бесовские»: домры, сурны, гудки, гусли, снесенные сюда отовсюду. Нелегкая участь постигала и их хозяев, коих приказано было «бить батогами нещадно».

И вот теперь, спустя четверть века, Артамон Сергеевич первым отважился внести в свой дом «органы, фиоли, скрипицы» и тешил ими не только себя и домочадцев своих, но и самого государя, «который редко посещал подданных своих», но для Матвеева делал исключение и приходил к нему, «тайно покидая дворец»: «Цари Московские почитают крайне величественным то, что они, ради внушения большего уважения своим подданным, весьма редко появляются среди народа и скрываются в постоянном глубоком уединении».

Были, конечно, у государей и в это время свои потехи: «Забава царя состоит в соколиной и псовой охоте, он содержит более трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов на свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Охотится он и на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками». Любил царь посмотреть на звериную борьбу и устраивал ее зимой на льду Москвы-реки, где «боролись между собой громадные английские и других пород собаки с белыми медведями из страны Самоедов». Но, хотя Алексей Михайлович и был страстным охотником, он все-таки больше всего любил слушать песни и рассказы древних стариков о прежних войнах и ратных подвигах дедов. Жили эти столетние старцы в Кремле в специальных «подклетях». «Танцы, турниры и другие общераспространенные благороднейшие упражнения у русских не допускаются вовсе», но зато государи с детства играли в игру «поистине царскую – шахматы и очень искусно развивали ею свой ум».


Церковь, построенная Артамоном Матвеевым
в подмосковной усадьбе Поярково.

Имелся в Кремле и специальный «Потешный дворец», где изредка развлекали царя и его приближенных акробаты, балансеры на проволоке, карлы и юродивые. Отец Петра I обладал очень живым умом, склонным к познанию; он много, по тому времени, читал, много писал собственноручных писем, но его жадная до впечатлений натура и беспокойный дух ощущали нехватку пищи для воображения. Вероятно, поэтому государь часто посещал дом своего ближнего боярина, где эту пищу» находил. Именно здесь, как сказывала молва, Алексею Михайловичу и приглянулась молодая пригожая свойственница Матвеева Наталья Кирилловна «прекрасная и по лицу, и по уму дочь Нарышкина, бывшего тогда в Смоленске главным начальником стрельцов». Ее-то и избрал государь второй супругой после смерти царицы Марьи Ильиничны.

«Наталья некоторое время не знала о своем счастье, пока царь несколько недель спустя, рано утром, не прислал Артамону на дом несколько бояр с придворными каретами в сопровождении небольшого отряда конницы и трубачей». Для невесты привезли царское платье: «Одеяние это, разукрашенное драгоценными камнями было до того тяжело, что она потом несколько дней жаловалась, что оно чуть не обломало ей все кости». Наталье Кирилловне исполнилось двадцать: «Это женщина в цвете лет, роста выше среднего, с черными глазами навыкате; лицо у нее кругловатое и приятное, лоб большой и высокий; вся фигура красивая, отдельные члены крайне соразмерны, голос, наконец, приятно звучный и все манеры крайне изящны».

Китайская мудрость говорит о том, что самое страшное - жить в эпоху перемен! Интересно бы найти в истории нашей страны иные эпохи, кроме перемен!

17 век, царствование Алексея Михайловича. В истории России получил он прозвище «тишайший»!

В самом деле. Царствование его мирное, сонное, без крупных военных походов, без чрезмерных катаклизмов. Все двигалось по проложенным веками рельсам.

И вдруг закончилось это «тишайшее» царствование грандиозным взрывом эпохи Петра I .

Но если приглядеться, не таким уж был внезапным этот взрыв. Ожидание близких перемен созревало в течение всего 17 века. И лучшим примером этому явилась судьба интереснейшей исторической личности - боярина Артамона Сергеевича Матвеева.

Родился он 25 мая 1625 года в Москве в старинной боярской семье. Отец его Сергей Матвеев, дьяк Посольского приказа, был русским послом в Турции и Персии.

Артамон Матвеев с 12 лет рос в царском дворце вместе с будущим русским царем Алексеем. И были они близкими друзьями.

В молодости Артамон Матвеев много воевал с Речью Посполитой и зарекомендовал себя отличным полководцем.

Именно этому человеку мы обязаны личностью Петра I. Жена боярина Матвеева Евдокия Хомутова была в родстве с родом Нарышкиных. В доме Матвеева царь Алексей Михайлович познакомился с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала его второй женой и родила ему сына Петра.

Дружба Артамона Матвеева с царем Алексеем продолжалась до самых последних дней его царствования. Добрый, мягкий, нерешительный, даже какой-то домашний Алексей Михайлович не решал государственных дел без совета Артамона Матвеева.

Благодаря дипломатической деятельности Артамона Матвеева Русь начала потихоньку выползать из своего многовекового «железного занавеса». Проницательный дипломат Матвеев налаживал торговые связи и с Европой, и с Востоком. Пришел на Русь персидский шелк, начались поиски пути из России в Китай.

Благодаря Артамону Матвееву впервые на Руси появился театр. Здесь надо оценить и авторитет Матвеева и кротость Алексея Михайловича, беспредельно доверявшего своему другу. В прошлые эпохи никакие подобные зрелища были невозможны, это была еретическая, бесовская забава.

Многое во время Алексея Михайловича благодаря Артамону Матвееву было впервые. Первая типография, созданная при Посольском приказе. Первая аптека - лавка лекарственных трав, собранных тут же, на специальных огородах.

Артамон Матвеев был и писателем, и историком! Автором одного из первых, не летописных, а исторических трудов о царствовании отца Алексея Михайловича, первого из династии Романовых Михаила Федоровича. Но книги эти не сохранились.

1676 год унес жизнь русского «тишайшего» царя. А вместе с ним ушла и фортуна боярина Матеева. Завистливые царедворцы давно точили на его зуб!

В чем можно обвинить человека, так много сделавшего для России? Конечно, в колдовстве!

В поступившем патриарху доносе говорилось о том, что боярин Артамон Матвеев с доктором Стефаном, тем самым, который завел первую в России аптеку, запираются на ночь в особой палате и читают там черную книгу. И слетаются к ним нечистые духи, обольстившие прежнего «тишайшего» царя. Трудно представить, что такому доносу можно поверить. Но видимо, всем очень хотелось верить в неправедность авторитета Артамона Матвеева.

Он был лишен боярского звания и всех своих имений. Его труды были уничтожены. А сам он был сослан с семьей в глушь, в Пустозерск.

Ранняя кончина царя Федора привела к знаменитому противостоянию бояр Милославских и Нарышкиных. Пришедшая к власти партия Нарышкиных тут же вернула Артамона Матвеева в Москву, к новой государственной деятельности. Но не пошла впрок эта перемена.

Погиб Артамон Матвеев во время Стрелецкого бунта 1682 года. Пал от рук стрельцов, перешедших на сторону Милославских.