Портал для автолюбителей

Ф. Теннис и его вклад в совершенствование социологического знания

Фердинанд Теннис (1855-1936) - немецкий социолог, один из основателей формальной социологии. Родился в аграрной общине Эйзенштадта. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в современной ему Германии. Основными его трудами являются «Общность и общество» (1887), «Преступность как социальное явление» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Введение в социологию» (1931).

Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гештальт), чья сила определяется взаимозависимостью частей (отдельных членов). Чем сильнее гештальт, тем больше положение и поведение его отдельных членов зависит от внутригупповых отношений. Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти. Ф.Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческий дух как воля и разум формирует исторические процессы. Образующиеся в ходе межличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственно переживаются, носят социально-психологический характер. В этом плане социальная психология относится у него к социологии.

Концепция социологии Ф.Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура социологии по Ф.Теннису

Общая социология, по мысли Ф.Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие и взаимоотрицания), в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он ее не рассматривает.

Специальная социология имеет только ей присущий предмет - социальное, которое образуется за счет взаимодействия людей. В свою очередь, она включает в себя:

1) Чистую (теоретическую) социологию, разрабатывающую формализованную систему внеисторических - «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества».

2) Прикладную социологию, близкую по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываются процессы исторических изменений, социального развития.

3) Эмпирическую социологию (социографию), представляющую собой наблюдение и изучение социальной жизни в определенной стране (районе страны) с применением статистических методов.

Данная модель социологии носит эклектический и полупозитивистский характер, что усложняет ее понимание, но не умаляет новационные тенденции. В частности, Ф.Теннис является одним из первых, кто пытался соединить теоретическую и прикладную социологию, а также придать ей эмпирический характер, отграничивающий социологию от философии. Он был одним из пионеров эмпирических исследований социально-экономических условий жизни гамбургских портовых рабочих, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. Его эмпирическая социология выступает как описательная наука, ориентированная на позитивистский идеал объективности и свободы от ценностных влияний, а также независимости от практической социальной деятельности - политики. Ф.Теннис считает, что ученый не может исходить из желаемого научного результата, он хочет только знать (быть беспристрастным). Практик же, наоборот, начинает с желания чего-то конкретного. Вместе с тем, разделяя науку и социальную практику, он видит задачу первой в том, чтобы наука была полезной для практической - политической - деятельности.

По мнению Ф.Тенниса, общество, социальная действительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидающий фактор в структуре социума. При этом Ф.Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.

Социальное, по Ф.Теннису, возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В качестве высшей инстанции социального существования человека, он определяет сознание. Последнее, в свою очередь, предопределяется волей: на основе своей воли люди вступают в отношения друг с другом. Сведение социальных отношений к волевому началу и составляет суть теннисовской психологизации социологии.

Многие воли, согласуясь друг с другом, образуют «социальную волю». При ее реализации возникает сила, пробивающая дорогу вопреки другим волям, противостоящим ей. Социальные воли возникают во взаимодействиях людей как социальные сущности, которые можно «желать» или «мыслить» в качестве субъектов коллективного желания и действия - непосредственно переживаемое взаимодействие личностей.

Тип воли определяет у Ф.Тенниса тип социальной связи. Он выделяет два типа воли: естественная инстинктивная воля и рассудочная избирательная воля.

Естественная воля есть унаследованный (прошлый) от предков способ мышления и восприятия: она проявляется «во взглядах, нравах и совести» человека. Естественная воля является «психологическим эквивалентом тела» и предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. В основе ее лежат бессознательные мотивы, с которыми уживается разумная воля. Поэтому данный тип воли предстает как воля, содержащая мышление. В связи с естественной волей рассматриваются аффективные, эмоциональные, полуинстинктивные побуждения и влечения, реализующиеся в деятельности.

Рассудочная воля есть рационально ориентированная на достижение цели воля, которая целенаправлено выбирает средства и согласуется с ясной осознанностью. Данная избирательность предстает в формах «умышленности» (свободного поведения вообще), «произволения» (отдельных действий) и «понятия» (связывающего само мышление). Этот тип воли предстает как мышление, содержащее волю. Поэтому, в связи с рассудочной волей рассматривается мыслительная система целей, намерений, средств, содержащаяся в людских головах и называемая «устремлением».

Все типы и формы воли находят проявление в деятельности и поведении людей: направляющая их воля образует взаимоутверждающие отношения - социальные. Отсюда у Ф.Тенниса вытекает основная типология последней: общность «гемейншафт» и общество «гезельшафт» . Как целое, они представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы. В этом качестве общность и общество являются предметом чистой социологии.

Основу историко-социальной концепции Ф.Тенниса составляет установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохе общности. Тем самым его концепция сводит социологию к «социологии культуры».

У Ф.Тенниса чистая социология - это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления - абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраивает разветвленную систему «чистых» - внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной эволюции. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города.

Исходным пунктом рассмотрения перехода от общности к обществу у Ф.Тенниса является обобщение повседневных явлений, которые, лишаясь исторического содержания, подвергаются формализации.

Субъектом естественной инстинктивной (сущностной) воли является «самость» - органическое единство, определенное самим собой. Общинные отношения предполагают «высшую самость», что предопределяет главные экономико-правовые категории: владения, земля, территория, семейное право. В результате, образуется общность.

Общность - это сообщество (единство), которое порождается естественной волей. Она является исторически первичным образованием и существует в семье, соседстве, дружбе и народе. Для общности характерны обычаи, религия, согласие, которые лежат в основе эмоционально-органических отношений. Связи общности базируются на чувстве близости и отличаются стабильностью контактов, длительностью и поддержкой традиций. Они способствуют сохранению собственной самотождественности.

Общность также способна включать в себя и другие, меньшие органические единства или, соотносясь с равными себе единствами, конституировать целое (гештальт). Например, семью как целое конституируют эмоционально-органические отношения родства ее частей: мать и дети, братья и сестры, отец. Каждый человек выступает как самостоятельная органическая единица. Лишь в целом - семье - он мать или сестра, и данное целое конституировано отношениями его членов.

Социальные отношения в общности как бы получаются в наследство: в них вступают в момент рождения, их не выбирают, а получают от предков. В этом проявляется их консерватизм - традиционализм.

Субъектом рассудочной избирательной воли является «искусственное» лицо - внешнее механическое единство, определяемое внешним (случайным) образом. Это идеальная конструкция мышления, которая ищет единства во множестве проявлений. Она может относиться к «индивидуальному лицу» - отдельному, независимому от других лиц человеку, вступающему с ними в рационально-избирательные отношения, а также и к коллективу («фиктивное лицо») - множеству лиц, составляющих целое. В результате образуется общество.

Общество - это искусственное (вторичное) образование, порождаемое рассудочной волей. Для него характерна разделенность, обусловливающая ситуацию обмена и создающая фиктивное единство. В обществе люди взаимодействуют в расчете на выгоду. При этом для удовлетворения своеволия, эгоизма и улаживания раздоров используются такие средства, как договор, политика, общественное мнение, которые лежат в основе рационально-избирательных отношений. Договорно-обменные связи основываются на рациональных целях и отличаются целесообразностью, расчетом, ограниченные участием, договоренностью и относительным постоянством.

Социальные отношения в обществе создаются каждый раз как бы заново - рационалистическое общество общественного договора. В этом проявляется антитрадиционализм: в общество вступают «как на чужую землю». Само же видение нового общества было у Ф.Тенниса крайне абстрактным. Он лишь прочерчивает линию социальной эволюции как процесса рационализации социальных отношений: из культуры народности (общность) - в цивилизацию государственности (общество), которая в пределе должна вырасти в «мировое государство», являющееся делом торгового класса. При этом будут преображаться духовная жизнь и способ мышления, когда религия, опирающаяся на глубины народной жизни, уступит место науке, опирающейся на разум и рациональность. Именно данный путь «естественного развития» как смены культуры цивилизаций вызывал алармистские настроения и критику существующего статус-кво.

Разработанную систему «чистых» понятий Ф.Теннис переносит в прикладную и эмпирическую социологию в качестве общих установок.

Таким образом, по главной концепции Ф.Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Ф.Теннис различает «волю» двух типов: а) естественную - основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную - основа «гезельшафта» (общества). Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая - индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм. Типология гемейншафт - гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

  • Введение
  • Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса
  • Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки
  • Заключение
  • Список литературы
Введение Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии - социальная специфика развития общества.По мнению Энтони Гидденса, социология - это "изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ".По мнению Ядова В. А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.Основной целью социологии является "анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия".Также, целью науки социологии является изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом и обществом в целом.Задачи социологии разделяются на первичные и второстепенные. К первому классу принадлежат задачи социального строения и роста. Ко второму - задачи социального процесса, законы и причины. Первичные задачи распадаются в свою очередь на две группы. Одна группа состоит из задач описания. Ее содержанием являются элементы и современная организация общества. Вторая группа состоит из задач истории, именно из задач о происхождении общества и о его эволюции до нашего времени.В первой, или описательной, группе первичных социологических задач мы видим все задачи о социальном населении. Они включают задачи:· агрегации;· ассоциации и кооперации, или взаимопомощи;· социального характера населения;· классов, на которые население дифференцируется.Дальше идут задачи социального сознания, или социального разума, включая сюда общие воспоминания и идеи, общие стремления и желания. Социолог не будет при исследовании их входить в подробный разбор археологии, мифологии и сравнительной религии или в подробности права и учреждений - всего того, в чем находит свое выражение социальный разум. Но он должен понять строй, происхождение и деятельность самого социального разума.Социология исследует общественное сознание в его противоречивости. Социологи, изучая общественное сознание, сосредоточивают свое внимание:· на общих закономерностях и тенденциях развития общественного сознания;· на характеристиках сознания и поведения социальных, социально-демографических и социально-профессиональных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели, студенчество, женщины и др.);· на формах общественного сознания: политического, экономического, экологического, правового и др.;· на выявлении особенностей общественного сознания и его компонентов на локальном уровне (в городе, районе, отдельной организации);· на таких специфических видах сознания, как национальное и религиозное;· на противоречивых и амбивалентных тенденциях в развитии общественного сознания.Таким образом, актуальность такого направления в науке, как социология, определила выбор темы данной работы, связанной с одним из известных социологических течений Ф. Тенниса.Актуальность данной работы определена проблематикой социологического учения Ф. Тенниса, его многогранностью и разнообразием, а также рядом философских, психологических и социологических вопросов.Теоретическое значение изучения Ф. Тенниса и его вклада в развитие социологического знания заключается в раскрытии аспектов влияния деятельности и взглядов данного ученого на становление социологической науки, на ее развитие и совершенствование.Объектом данного исследования является социологическая концепция Ф. Тенниса.П редметом исследования является анализ социологической концепции Ф. Тенниса и раскрытие проблемных вопросов данной теории.Целью исследования является формирование представления о социологической концепции Ф. Тенниса и ее роли в развитии социологического знания.В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задания :1. Ознакомление положениями социологической концепции Ф. Тенниса.2. Изучение аспектов влияния рассматриваемой социологической концепции на становление и развитие социологического знания.3. Рассмотрение актуальности изучаемой социологической концепции на современном этапе развития социологической науки.4. Формирование целостной картины проблематики исследования и соответствующих выводов.Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды наибольших мыслителей в данной области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике социологических концепций, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса В данной главе мы рассмотрим теоретические и практические аспекты социологической концепции Фердинанда Тенниса, причины ее возникновения, ее сущность. Также в первой главе нашей работы мы рассмотрим вопросы общности и общества, которые затрагивал Фердинанд Теннис в своих трудах. Итак, Фердинанд Теннис - немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник "формальной социологии".Теннис являлся одним из создателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.Теннис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая - динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.Выделял два типа общества, два типа общественных связей - общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни:· социальные отношения;· группы;· корпорации или объединения.По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.Теннис различает "волю" двух типов:· естественную - основу "гемейншафта" (общности);· рациональную - основу "гезельшафта" (общества).Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая - индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм."Общность" характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка.Такую организацию совместной жизни можно назвать "естественным" обществом, базирующимся на "естественной воле". "Общество" представлено в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям.Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает "рациональная воля". Типология "гемейншафт-гезельшафт" применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.В систему основных понятий социологии Ф. Тенниса следует включить следующие:· знание другого человека, знакомство - чуждость;· симпатия - антипатия;· доверие - недоверие;· социальная связанность;· социальная сущность, или социальная форма;· сущностная воля и избирательная воля;· общность и общество;· естественная - искусственная, или социальная, или коллективная личность;· естественное - социальное отношение, социальная совокупность, корпорация.Методологическое пояснение, сделанное Теннисом в отношении понятий "сущностной воли" и "избирательной воли" заключается в следующем. Их следует понимать как "нормальные понятия", то есть как "идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий", обязательно применимо также к понятиям "общности" и "общества".Что имеется в виду? С одной стороны, в общностных отношениях проявляются тенденции к обобществлению, например, когда в семейные отношения вторгаются общественные в узком смысле слова, и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в частности, при заключении брачных контрактов. С другой стороны, в общественных отношениях проявляются тенденции к объединению в общности, например, семейственность, кумовство, землячество, дружеские и приятельские связи при образовании команд, группировок, клик в политике, экономике, культуре и других сферах.Не удивительно, что понятия "общности" и "общества" оказались в центре социологических размышлений других классиков германской социологии конца ХIХ - начала ХХ веков Г. Зиммеля и М. Вебера.С учетом сказанного общность, или общностные отношения, следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство. Согласно Теннису, наличие общности можно констатировать там, "где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу". К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу.Вслед за Шопенгауэром он придает особое значение симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна и социальна одновременно. Но то, что она "естественна", еще не означает, что объединение людей происходит без их доброй воли к сплочению в общность, а тем более к вхождению в общество.Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки В данной главе мы обратимся к конкретизации понятий теории Тенниса и их применимости в современной социологической науке. Также рассмотрим вопросы формирования общности и общества по Теннису , аспекты их существования на современном этапе развития социологических знаний. Согласно Теннису, общность является носителем качеств, которые высоко оцениваются как обыденным сознанием, так и многими моральными системами: к ним относятся, прежде всего, человеческая близость, доверие, глубина чувств, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно "устроена".Общность - это всегда естественно сложившееся единство. Из нее вырастают все формы человеческой социализации. Общностным социальным отношениям чужд "расчет"; те, кто в них включен, чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время связанными моральными обязательствами перед отдельными членами общности и всей общностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности.Общность может строиться по следующим основаниям:· на географической близости (село, коммуна, приход, нация);· на психологической близости;· на кровнородственной близости (семья);· на духовной близости (круг друзей и единомышленников).Рассмотрим аспекты формирования системы понятий социологической концепции Ф. Тенниса. Понятия, их значение и значимость приведены в табличном виде (табл. 2.1).Таблица 2.1 Система понятий социологической концепции Тенниса

Антипод в теории

Сущность в концепции Ф. Тенниса

Внутренняя мотивация

Знакомость

Чуждость

Выявление различий между восприятием с близостью людей и чуждостью, аргументирование свидетельства поверхностного образа мыслей или способа выражаться

Радостные или неприязненные переживания, желание отвергать или поддерживать, равнодушие или благодушие

Симпатия

Антипатия

Инстинктивные восприятия, часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами. Чем более симпатия и антипатия инстинктивны, тем в большей степени они зависят от внешних явлений

Опыт знакомства с чужими людьми, желание проявить себя, чувственность и отвержение незнакомого

Недоверие

Доверие в значительной степени овеществляется самим общением. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии. Личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего

Радость, благодушие, понимание. Досада, гнев, ожесточение, отвержение

Каким же образом применимы аспекты общности и общественности к современному социологическому знанию? Идея общества и общности, как упоминалось ранее, заключается в противопоставлении понятий общинных отношениях и связей, с одной стороны, и общественных - с другой.Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную индивидуальность как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка."Я различаю, - писал Теннис,- следующие типы общественных отношений:· родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровнородственные отношения;· отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл;· отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как "община".Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного ранее - общинного - типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами.В качестве индивидов в таких отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные "лица". "Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру".Эти два рода отношений и связей - общинные и общественные - характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей. Различие общины и общества - это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей.Приведем в табличном виде рассмотренные аспекты социологической теории Ф. Тенниса (табл. 2.2)Таблица 2.2 Структура понятий "общность" и "общество" в социологической концепции Ф. Тенниса

Принцип и основа в концепции

Общность

Основываются на географической близости, на психологической близости, на кровнородственной близости (семья), на духовной близости (круг друзей и единомышленников)

Эмоциональность, привязанность, душевная склонности, собственная индивидуальность, сохраняющаяся как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка

Общество

1. Родовые отношения2. Отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием

3. Отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни

Рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Такого рода взаимоотношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников

Начальная идеализация, на которой основывал свою социологию Теннис, включала в себя два абстрактных понятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийной антиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование содержит в себе одновременно черты как общины, так и общества.Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Вообще же Теннис стремился к выработке развернутой и упорядоченной системы таких критериев.Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:· социальные отношения;· группы;· корпорации или объединения.Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения - это отношения, имеющие объективный характер.Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой "социальный круг". Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то цели.Все эти детальные и разветвленные типологические построения носили бы абсолютно неисторический и абстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные и общественные проявления буквально каждой из выделяемых форм.Анализ социальных феноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Методом прикладной социологии становится принцип понятийной антиномии. Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных взаимоотношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т.е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности. Этим и определяется направление общественного развития: от общины к обществу.Заключение В социологии Тенниса был сделан шаг от характерных для предшествующего периода социально-философских спекуляций к выработке объективной, научной социологии, чуждой предвзятых ценностных позиций, политический установок, чуждой философии истории морализаторской тенденции.
Разумеется, "научность" социологии Тенниса ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей социологической концепции Теннис относил, во-первых, объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию, в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок и практической социальной деятельности.Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологами XX в.Все же главным, что оставил Теннис современной социологии Запада, стала идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях "община" и "общество". Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с "органической" и "механической" солидарностью. В переработанном виде эта типология применялась и продолжает приме6няться ныне многими социологами, философами и историками для объяснения основного конфликта исторического развития современности.Список литературы 1. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Издательство "Самарский университет", 1995.3. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия. - М.:Наука, 2003 г.4. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004.5. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft: Abhandlungen des Communismus und des Socialismus als empirische Kulturformen, Leipzig, 18876. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft, 3. Aufl., Berlin 19207. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.8. Вебер М. О некоторых понятиях понимающей социологии // Вебер М Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.9. Tonnies F. A new evaluation: Essays and documents / Ed. and with introduction by W.J. Cahnman. Leiden: E.J. Brill, 1973.10. Баньковская С. П. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч., учебное пособие11. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.12. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология: фундаментальный курс13. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 199614. Социология: Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.

Фердинанд Тённис (1855-1936), один из основателей формальной социологии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в университет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тюбингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная работа, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, - "Общность и общество" (1887). Другие работы - "Преступность как социальное явление" (1909), "Мораль" (1909), "Критика общественного мнения" (1922), "Собственность" (1926), "Прогресс и социальное развитие" (1926), "Введение в социологию" (1931).

Академическое призвание пришло к Тённису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу, на должность профессора Кильского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание Немецкого социологического общества, одним из основателей которого (вместе с Зиммелем, Зомбартом, Вебером) был Тённис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до последних дней жизни Тённис боролся с национал-социализмом.

До этого он активно участвовал в поддержке социал-демократического и рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (1896-1897), отстаивал свободу слова и право на образование профсоюзов. Чисто практическая, социальная и политическая деятельность Тенниса характеризовала его не только как ученого, но и как демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик – таким Тённис запомнился людям, которые с ним общались и хорошо его знали.

Далее будет охарактеризована концепция и основные взгляды проработавшего в социологии более 50 лет немецкого ученого с использованием в качестве первоисточника и материала для ссылок статьи Тенниса "Общность и общество", написанной для "Настольного словаря по социологии" в 1931 г. В отличие от одноименной книги (где социологическая концепция автора приведена в довольно сложной форме), эта статья отличается относительной простотой и доступностью изложения и, по существу, воспроизводит все основные положения, и понятия главного труда его жизни.

Предмет социологии

Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. "Социология, - пишет он, - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное" . Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это - "вещи", имеющие место только в социальной жизни. "Они, - пишет социолог, - продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь - для мышления самих социально связанных людей..." [Там же. С. 214]. Эту "связанность" людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что "если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием - и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее..." [Там же. С. 213].

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй - как общественные. Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присуши характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй - капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество - как совокупность формальных социальных групп.

Эти два ряда связей - общинные (общностные) и общественные - характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества - это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.

В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли - естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, второй - общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. "Это общечеловеческое воление, - писал Теннис, - способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней" [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Представители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся немецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о психологизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер.

Тённис, Фердинанд (1855-1936) - основоположник немецкой и классик мировой социологии. Тённис получил филологическое и философское образование, проявив интерес к истории философии Нового времени. Им написаны биографии Т.Гоббса и К.Маркса, создано Общество по изучению работ Гоббса. Тённис сооснователь и первый Президент Немецкого социологического общества (1909-1933 гг.). Деятельность и интересы Тённиса разносторонни: организация науки, обширные эмпирические исследования, разработка системы теоретических понятий, позволяющей анализировать социальные явления в прошлом и настоящем, отслеживать тенденции их изменений. Первая же работа Тённиса "Gemeinschaft und Gesellschaft” (1887) принесла ему мировую известность, а во "Введении в социологию” (1931) окончательно оформилась его система взглядов на социальный мир.

Изучая природу социальности, Тённис Ф. пришел к выводу, что в результате разных форм взаимодействия образуются два основных типа ее “Gemeinschaft” и “Gesellschaft”, а эволюция общества есть переход от первого типа ко второму в результате нарастания рациональности. Методом исследования природы человеческих групп Тённис Ф. называл достижение общезначимого понятия, абстрагирование, идеализацию, конструирование идеальных типов . Усложняя схему социальных связей, Тённис Ф. вводит дополнительно к основной дихотомии трихотомию "отношения / совокупности / корпорация" и дихотомию "товарищество / господство". Эта разветвленная схема позволяет анализировать самые разнообразные сообщества людей, понимать причину и тенденции их изменений. Тённис своими теоретическими работами поставил социологию на научные рельсы, превратив ее в аналитическую науку. Отныне предмет социологии конструировался независимо от содержательных характеристик.

Согласно типологии социальности можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории.

Название : Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Gemeinschaft und Gesellschaft

Год : 2002

Издательство : Санкт-Петербург: Владимир Даль

ISBN : 5-93615-020-8

Страниц : 452

Переводчик : Скляднев Д. В.

Язык : Русский

Формат : DjVu /PDF

Размер: 21,29 Mb

Сочинение " Общность и общество. Основные понятия чистой социологии” Фердинанда Тённиса (1855 - 1936), впервые увидевшее свет в 1887 году, посвящено разработке типологии общественной жизни и полагает начало современной социологии в Германии.

Перевод осуществлен с последнего (восьмого) прижизненного издания 1935 года.

Предисловие к восьмому изданию 5

Книга первая
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

§ 1. Отношения между человеческими волями - «Общность» и «общество» в языке 9
§ 2. Органические и механические образования 12
Раздел первый. Теория общности 16
§ 1. Зародышевые формы 16
§ 2. Их единство 19
§ 3. Наслаждение и труд 21
§ 4. Перевес и выравнивание 23
§ 5. Троякое достоинство 24
§ 6. Общность крови - места - духа. Родство - Соседство - Дружба 25
§ 7. Судейские - Воеводские - Пастырские функции. 28
§ 8. Достоинство и служение - Неравенство и его границы 32
§ 9. Воля общности - Взаимопонимание - Естественное право - Язык - Родной язык - Единодушие 33
§ 10. Членение естественных единств 36
§ 11. Владение и пользование - Пашня и д о м 39
§ 12. Общая тенденция - Схема развития 41
§ 13. Домашняя жизнь - Три ее слоя 43
§ 14. Домохозяйство - Очаг и стол 45
§ 15. Взаимодополнительность города и деревни - Форма обмена 47
§ 16. Аналогия дома - Господский дом - Отношения собственности 50
§ 17. Деревенская община и альменда - Община как домохозяйство - Экономико-коммунистическое уложение 53
§ 18. Город - Ремесло как искусство - Искусство и религия - Город и торговля 58
Раздел второй. Теория общества 63
§ 19. Негативная основа - Равенство ценности - Объективное суждение 63
§ 20. Ценность как объективное качество - Количество необходимого труда 67
§ 21. Товар как ценность - Ценность как товар - Деньги - Бумажные деньги 71
§ 22. Контракт - Долг и требование - Разделение собственности 73
§ 23. Кредит - Денежный суррогат - Частные деньги - Обязательство - Парадокс общества 76
§ 24. Деятельность по исполнению обещания - Право принудить к ней - Объединение - Естественное право - Конвенция 79
§ 25. Гражданское общество - «Каждый человек - торговец» - Всеобщая конкуренция - Общество в моральном смысле 81
§ 26. Общественный прогресс - Мировой рынок - Капитал 85
§ 27. Положение торговца - Кредитование и торговля - Органическая трактовка 88
§ 28. Противоречие - Господа общества - Рабство - Рабы как субъекты? 92
§ 29. Рабочая сила - Покупка и перепродажа 95
§ 30. Другие хозяйственные занятия в сравнении с торговлей 98
§ 31. Торговля в ее развитии из мастерской - Машинная техника - Фазы промышленности - Сельское хозяйство как промышленность 101
§ 32. Торговец и мастер - Обособление руководства - Предприниматель - Особая разновидность - Капиталистическое производство - Его противоположность торговле 106
§ 33. Готовые товары - Товары, подлежащие изготовлению - Труд и предоставление работы - Количество 109
§ 34. Выгоды от торговли - Выгоды от фабричного производства - Ценность рабочих сил - Ценность труда 111
§ 35. Ценность и цена рабочей силы - Покупка товаров и их расходование 112
§ 36. Покупка и воля к продаже - Цена рабочей силы 114
§ 37. Общественно необходимое рабочее время - Монополисты 116
§ 38. Рынок товаров и рынок труда 120
§ 39. Мелочной рынок - Противонаправленное движение - Услуги 123
§ 40. Классы - Обусловленность конструкции в целом 125

Книга вторая
СУЩНОСТНАЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВОЛЯ

Раздел первый. Формы человеческой воли 131
§ 1. Определение понятий 131
§ 2. Отношение к мышлению 131
§ 3. Отношение к деятельности 132
§ 4. Органическая жизнь - Развитие сущностной воли. . . . 134
§ 5. Растительная и животная воля - Ментальная воля. . . 137
§ 6. Расположенность - Развитие и рост - Органы чувств 140
§ 7. Вторая форма: привычка - Опыт и развитие - Субстанция животно-человеческого духа 143
§ 8. Трегья форма: память - Изучение взаимосвязей - Речь - Фантазия - Разум 147
§ 9. Чувство - Задатки и обстоятельства - Задатки и упражнение - Научение - Человеческая природа - Вторая и третья природа - Страсть - Отвага - Гений - Качества воли 152
§ 10. Избирательная воля - Единство 161
§11. Формообразования избирательной воли 164
§ 12. Совокупные ф орм ы 168
§ 13. Верховная цель 170
§ 14. Стремление к власти и деньгам 173
§ 15. Желания - Просвещение 177
§ 16. Оценка - Сопротивление 180
§ 17. «Голова» и «сердце» 183
§ 18. Чувство долга 185
Раздел второй. Пояснение к противоположности 190
§ 19. Аналогии гештальтов 190
§ 20. Свобода и возможность 192
§ 21. Расходование средств 194
§ 22. Способность мочь и долженствование 195
§ 23. Целое и части 198
§ 24. Формы избирательной воли - Изолированный человек 200
§ 25. Нормативные понятия и отклонения от н и х 202
§ 26. Материя и вещество чувств 205
§ 27. Призвание и сделка 207
§ 28. Воление как уловка 210
§ 29. Органическое и механическое мышление 212
§ 30. Искусство в изготовлении орудий 214
§ 31. Творческий д ух 215
§ 32. Мотивы и нормы 218
Раздел третий. Эмпирическое значение 221
§ 33. Противоположность полов 221
§ 34. Люди искусные и искусственные 225
§ 35. Молодость и старость 229
§ 36. Народ и образованные слои 232
§ 37. Моральность 235
§ 38. Рынок и салон 238
§ 39. Отношение к общности и обществу 241
§ 40. Мужское и женское 244
§ 41. Детский труд 248
§ 42. Образование и торговля ‘ 251

Книга третья
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Раздел первый. Дефиниции и тези сы 259
§ 1. Целое и его части 259
§ 2. Личность 264
§ 3. Собрание 268
§ 4. Семья и обязательство 271
§ 5. Сферы 273
§ 6. Тело и жизнь 275
§ 7. Статус и контракт 279
§ 8. Господство и собственность 282
§ 9. Вознаграждение и обм ен 285
§ 10. Служба и контракт 288
§ 11. Подношение и вознаграждение 290
§ 12. Жизнь и право 295
§ 13. Связь и союз 298
§ 14. Общественные связи 301
Раздел второй. Естественное в сфере права 309
§ 15. Протоплазма права 309
§ 16. Естественный разум 311
§ 17. Выводы 313
§ 18. Супружество 316
§ 19. Общественный порядок 318
§ 20. Аналогия нового времени 320
Раздел третий. Формы связанной воли - Интегральное существо и государство 325
§ 21. Взаимосвязи 325
§ 22. Обычай и родина 327
§ 23. Обычное право 330`
§ 24. Интегральное существо 332
§ 25. Идея социального тела 336
§ 26. Каста воинов - Дворянство 338
§ 27. Народ и община 340
§ 28. Товарищество и объединение 343
§ 29. Характер государства 348
§ 30. Религиозное сущ ество 352
§ 31. Публичное м нение 355

Приложение
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
§ 1. Порядок - Право - Мораль 363
§ 2. Процесс разложения 365
§ 3. Народность и государственность 367
§ 4. Типы реальной совместной жизни 370
§ 5. Антитеза общности 373
§ 6. Действительное государство 376
§ 7. Две эры 378
§ 8. Подразделение на эпохи.380
§ 9. О коммунизме и социализме 383

А Ф. Филиппов. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тенниса 386