Портал для автолюбителей

Выбрать траекторию поворота в горнолыжном слаломе. Оптимальная траектория поворотов

Жюри должно проверить готовность трассы слалома для соревнований сразу же после ее постановки постановщиком трассы. При проверке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы:

слаломные древки были прочно закреплены;

правильно чередовались цвета ворот;

при необходимости положение древков на снегу было промаркировано;

бирки с номерами ворот в правильной последовательности были закреплены на внешних древках;

древки, обозначающие ворота, соответствующим образом возвышались над склоном;

две трассы слалома находились на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не вводить в заблуждение участников;

запасные древки были правильно размещены, чтобы не вводить участников в заблуждение;

старт и финиш соответствовали требованиям статей 27. и 31. (соответственно ст. 613, 615 правил ФИС).

78. (804.) Слалом с одними поворотными древками

Действительны все положения настоящих правил, за исключением следующего:

78.1. Слалом с одним поворотным древком разрешается на всех соревнованиях, за исключением Чемпионата России.

78.2. Слалом с одним древком ставится без внешних древков, за исключением первых и последних ворот и задерживающих ворот и комбинаций (шпильки и змейки).

78.3. Там, где нет внешних древок, обе ступни и концы лыж должны пройти поворотное древко с одной стороны, следуя естественной линии курса слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если участник теряет лыжу без совершения ошибки , например, не при прохождении ворот верхом, тогда для конца оставшейся лыжи и обеих ног должны быть выполнены эти требования.

Если участник неправильно пересечёт воображаемую линию от поворотного флага до поворотного флага, и не следует естественной траектории, он должен вернуться обратно и обогнуть пропущенное поворотное древко. Там, где есть внешние древки (первые и последние ворота, задерживающие ворота и комбинации (шпильки и змейки)) действует статья 53.5.1. (661.4.1)

Слалом с одним поворотным древком (статья 78. (804))

первые ворота

естественная траектория

задерживающие ворота

вертикальная комбинация

заключительные ворота

воображаемая линия

линия ворот

78.4. Инспекция и просмотр трасс

см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

79. (805.) Старт

79.1. (805.1.) Интервалы между стартами

В соревнованиях по слалому участники стартуют через неодинаковые промежутки времени. Руководитель бригады по хронометрированию и подсчету результатов или его специальный помощник сообщает стартеру по соглашению с жюри, когда стартует следующий участник. Разрешается давать старт очередному участнику, если стартовавший перед ним участник еще находится на трассе, и не финишировал к моменту старта.

79.2. (805.2.) Порядок старта

79.2.1. На первой трассе участники стартуют в порядке стартовых номеров.

79.2.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

79.3. (805.3.) Стартовые команды

После того, как стартер получает разрешение на старт следующего участника, он предупреждает участника словами: «Внимание!, Ready!, Attention!, Achtung!» и через несколько секунд после этого произносит стартовую команду: «Марш! Go! Partez! Los!». Участник должен стартовать в течение 10 секунд после стартовой команды.

79.3.1. Участник обязан явиться на старт не позднее 1 минуты после официального вызова. При вызове на старт других участников может приниматься во внимание неявка на старт предыдущих участников. Судья на старте, тем не менее, может извинить опоздание , если оно, по его мнению, было вызвано непредвиденными обстоятельствами. В сомнительных случаях судья на старте может разрешить участнику стартовать условно. В этом случае опоздавшему участнику дается старт в соответствии с обычным порядком старта. Судья на старте принимает связанные с этим решения.

79.4. (805.4.) Правильный старт и фальстарт

Каждый участник должен стартовать в соответствии со статьёй 79.3. настоящих Правил (805.3 Правил ФИС), в противном случае он подвергается санкциям.

80. (806.) Проведение слалома

80.1. Две трассы

В соревнованиях по слалому всегда должны проводиться два заезда на двух различных трассах.

Обе трассы должны быть пройдены участниками одна за другой в установленном жюри порядке. Распределение участников по двум трассам с одновременным началом соревнований на обеих трассах запрещается. По возможности оба заезда должны проводиться в один и тот же день.

80.2. Ограничение числа участников на второй трассе

Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

81. (807.) Защитная каска

Все участники и открывающие в соревнованиях ОСФ обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.

82. (900.) Слалом-гигант

83. (901.1.) Технические параметры

83.1. Перепад высот

83.1.1. Трассы для мужчин

от 250 до 450м.

83.1.2. Трассы для женщин:

от 250 до 400м.

83.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 200 до 350м.

Слалом-гигант для U16 должен проводиться в два заезда, и для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

83.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведенных в п.п. 83.1.1.-83.1.3.

83.2. (901.2.) Ворота

83.2.1. Ворота слалома-гиганта состоят из 4 слаломных древков, (ст. 63.2.1.2. (680.2.1.2 Правил ФИС)) и 2 флагов.

83.2.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть не менее 75 см шириной и 50 см высотой. Они закрепляются между древками так , чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии, по меньшей мере, 1 м от поверхности снега, а также, чтобы их можно было оторвать или открепить от древка.

83.2.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 4 до 8 м расстояние между двумя ближайшими древками двух последовательных ворот должно быть не менее 10 м. В соревнованиях U14 и U16 расстояние между поворотными древками не более 27 м.

83.2.4 . Трасса слалома-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

Число поворотов должно быть равно 11-15% от перепада высот в метрах с округлением до целых.

Для спортсменов возраста U14 - U16 - 13-18% от перепада высот.

Для межрегиональных соревнований 11% - 15% от перепада высот.

84. (902.) Трассы

84.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 40м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости, может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он может одобрить трассу шириной менее 40м, в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

84.2. Подготовка трассы

Трасса слалома-гиганта готовится так же, как трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

85. (903.) Постановка трассы

85.1. Формирование трассы

При формировании трассы должны учитываться следующие основные принципы:

85.1.1. Первая трасса ставится накануне дня соревнований. Обе трассы могут ставиться на одном полотне. Вторая трасса должна быть поставлена заново.

85.1.2. Принцип целесообразного использования местности при постановке трассы слалома-гиганта еще более важен, чем при постановке трассы слалома, поскольку использование комбинаций ворот менее эффективно ввиду как предписанного расстояния между воротами , так и их ширины. Поэтому рекомендуется как можно лучше использовать особенности рельефа, устанавливая главным образом одиночные ворота. Фигуры можно устанавливать в ограниченном количестве и главным образом на неинтересных участках трассы.

85.1.3. Трасса слалома-гиганта должна содержать повороты большого, среднего и малого радиуса. Участник должен иметь возможность прокладывать свой путь между воротами. По возможности должна использоваться вся ширина склона.

85.1.4. Постановщик трассы для детей обязан особенно тщательно учитывать физические особенности детского организма участников.

86. (904.) Слалом-гигант с одним флагом

Все положения настоящих правил действительны, за исключением следующих:

86.1. Слалом-гигант с одним флагом разрешён на всех соревнованиях, кроме Чемпионата России.

86.2. Слалом-гигант с одним флагом ставится без внешних флагов, кроме первых, последних и задерживающих ворот.

86.3. Там, где нет внешнего флага, поворотный флаг должен быть пройден обеими ступнями ног и обеими носками лыж с одной стороны, следуя естественной линии трассы гигантского слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если спортсмен теряет лыжу без совершения ошибки, например, без прохождения флага верхом, это правило действует для носка оставшейся лыжи и ступней. Если речь идёт о воротах с двумя флагами (первые, последние и задерживающие), действует правило статьи 53.5.1. (661.4.1.)

86.4. Действительны все правила и указания относительно ширины трассы, так, как было бы при воображаемом внешнем флаге.

86.5. Инспекция и просмотр трасс см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

87. (905) Старт

87.1. На первой трассе участники стартуют в порядке своих стартовых номеров (см. статьи 36.3. и 37. (621.3 и 622 правил ФИС)).

87.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

88. Проведение соревнований по слалому-гиганту

88.1. Соревнования по слалому-гиганту всегда должны проводиться на двух трассах (для мужчин и женщин). Вторая трасса может находиться на том же склоне, но ворота должны быть переставлены. По возможности оба заезда должны быть проведены в один и тот же день.

88.2. Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

Дети обязаны иметь защитные каски, соответствующие требованиям к экипировке для соревнований.

88.3. Соревнования по слалому-гиганту для возраста U16 должны состоять из двух заездов , для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

89. (907) Защитная каска

Все участники и открывающие в официальных спортивных соревнованиях обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.


90. (1000) Супер-гигант

91. (1001) Технические параметры

91.1. Перепад высот

91.1.1. Трассы для мужчин

от 350 до 650 м.

91.1.2. Трассы для женщин

от 350 до 600 м.

91.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 250 до 450м.

91.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведённых в п.п. 91.1.1.-91.1.3.

91.2. Длина трассы

Длина трасы измеряется мерной лентой, колесом или GPS и печатается в стартовом протоколе и в протоколе результатов.

91.3. Ворота

91.3.1. Ворота для супер-гиганта состоят из 4 слаломных древков (статья 63.2.1.2. (680.2.1.2 правил ФИС)) и 2 флагов.

91.3.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть примерно 75 см шириной и примерно 50 см высотой. Они закрепляются между древками так, чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии около 1 м от снега, а также так, чтобы они могли отрываться, по меньшей мере, от одного древка.

91.3.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 6 до 8м - расстояние между двумя ближайшими внутренними древками открытых ворот, и от 8 до 12 м - для закрытых ворот. Полотнища флагов должны быть такими, чтобы, по крайней мере , на одном древке флаг мог быть оторваться.

91.3.4. Трасса супер-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

7% от перепада высот соответствует минимальному количеству поворотов.

Расстояние между двумя поворотными древками двух последовательных ворот должно быть не менее 25 м (исключение – см. статью 93.1.1. (1003.1.1 Правил ФИС)).

Для спортсменов U14 и U16:минимальное количество изменений направлений (поворотов) - 8% - 12% от перепада высот в метрах.

92. (1002) Трасса

92.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 30м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он также может одобрить трассу шириной менее 30м., в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

92.2. Подготовка трассы

Трасса супер-гиганта готовится так же, как и трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

92.3. Свободные спуски по полотну трассы.

До постановки трассы участникам, если это позволяют обстоятельства, должна быть предоставлена возможность свободных спусков на лыжах по закрытому склону соревнований.

92.4. Сертификация трасс супер-гиганта для юношей

Все трассы, на которых проводятся соревнования U16 - U14 по супер-гиганту, должны быть сертифицированы. Если будет использоваться трасса, сертифицированная для гигантского слалома ФИС, то необходима инспекция безопасности техническим экспертом ОСФ.

93. (1003) Постановка трассы

93.1. Формирование трассы

При формировании трассы супер-гиганта должны учитываться следующие основные принципы.

Оптимальная траектория поворотов. Очевидно, кратчайшая траектория на слаломной трассе - это изломанная линия, соединяющая внутренние флаги ворот. Однако скоростное преодоление дистанции слалома по такому пути практически неосуществимо, ибо лыжник не в состоянии создать при закантовке огромную реакцию опоры для образования должной центростремительной силы. Следовательно, наибыстрейшая траектория в слаломе - движение по оптимальной волнообразной кривой, проходящей вблизи внутренних флагов у каждых ворот. Оптимальный спуск требует плавного чередования поворотов с допустимыми нагрузками в моменты закантовок.

Наиболее плотное к флагу скольжение выполняют с помощью специальных приемов: убирание плеча и сбивание флага. Сбивание флага может сочетаться с приемом убирания плеча и выполняется «открывающим» движением плеча (реже предплечья или спиной).

Сбивание флага, вызывая чувствительный удар, сильно тормозит движение и может нарушить скольжение лыж и равновесие слаломиста. Здесь необходима полная уверенность в тактической целесообразности такого сокращения дуги поворота с точным учетом возможности риска от столкновения с прочно установленным древком.

При выборе того или иного приема на конкретном участке трассы необходимо учитывать следующие факторы: траектория спуска (для поворота это означает величины его радиуса и кругового угла), крутизна и рельеф склона, состояние снежного покрова, скорость движения и характер последующего спуска.

Так, в незаконченных (с круговым углом до 120°) средних и отлогих виражах слалома наиболее эффективны техника основного и броскового поворотов, использование короткого бокового жима. В средних поворотах наиболее часто применяют боковой наклон коленей, вращательный бросок таза, разворот лыж стопами, опережающий нырок, авальман. На крутых склонах, особенно в поворотах малого радиуса, самыми эффективными приемами являются толчковый и авальман-повороты. Здесь используются также в разных сочетаниях опережающий нырок, боковой наклон коленей и бракаж. Для торможения могут быть использованы жим из упора и винтовое движение.
В крутых и средних поворотах с большим круговым углом (120-180°), а также в поворотах с крутыми выходами, заканчиваю­щихся крутыми траверсами вплоть до горизонтального направления (см. рис., ворота № 14-15), применяют коньковый поворот. Типичные фрагменты трасс для этого тактического решения (отнесенные в сторону горизонтальные ворота № 3, 4,11, смещенные по горизонтали змейки) - характерный элемент конфигураций современных трасс слалома (№ 12-14, 15-17).

Сложность преодоления смещенных вертикальных змеек состоит в том, что в верхней змейке лыжник использует узкую траекторию поворотов на параллельных лыжах с активной работой коленей (верхняя часть тела обеспечивает только правильность прохождения фигуры путем убирания плеч или сбивания флагов), после чего ему предстоит сделать крутой поворот с заходом в следующую змейку. В данном случае наибольший выигрыш во времени дает резаное скольжение в коньковом повороте с характерным для него небольшим сносом задников лыж. На рис. на точечном фоне обычного поворота на параллельных лыжах с сильным соскальзыванием задников в конечной части дуги показано преимущество резаного скольжения конькового хода, здесь практически устранено торможение, а опора на верхний кант внутренней лыжи способствует высокому заходу в следующую змейку.
В отлогих виражах большого кругового угла (законченные повороты) используется шаг-поворот, который позволяет извлечь максимальный эффект из резаного скольжения на леденистых трассах.

В этой заметке хочу привести несколько советов про прохождению слаломной трассы. Конечно есть более общие рассуждения, теория, упражнения. Но есть и конкретные советы, которые могут помочь сразу. Приведу те, которые реально помогли, или хотя бы «задали правильный вектор» куда стремиться. В этом сезоне (2017) таких конкретных советов получилось немного, всего три. Два получены не извне, а как советы самому себе:). Третий совет услышал от Александра Митякова.

Конечно такие советы очень субъективны. То, что «сработало» для меня нынешнего, не факт, что было бы донесено до меня же «прошлого» и тем более для «стороннего наблюдателя» 🙂

Интернет пишет, что все должно быть просто. Нужно вести резаный поворот на кантах и, меняя угол закантовки, корректировать траекторию. Это звучит для меня как «Волга впадает в Каспийское море» вроде все понятно, но толку никакого.

Перехожу к совету. Схватил его на «неделе гиганта». Мы тренировали московский гигант, расстояние между воротами 24 метра, развод небольшой, под лыжи R27 м, скорость набиралась приличная, вешки мелькали быстро. Крайние случаи, что хорошо, не работали. Если идешь слишком прямо, то на третьих воротах (из всего восьми) уже не вписываешься, уходишь в снос, скорость безвозвратно теряется. Трассу конечно проходишь, но хреново. Если наоборот слишком отъезжаешь от трассы, это приводит к слишком крутому повороту, который лыжи не выписывают в этих условиях. Опять-таки дуга теряется.

В конце концов была найдена оптимальная траектория, по которой лыжи по максимуму шли по дуге. И вот тут как раз и открылось, что можно и наоборот. Можно хорошо знать «любимую» дугу, по которой пойдут лыжи при привычном для тебя соотношении угла закантовки и давления на лыжу. Далее нужно просто-напросто строить траекторию так, чтобы эта дуга была рабочей, начиналась с захода на вешку и заканчивалась перед вешкой. Потом нужно удержаться, естественным (наконец-то) образом снимая давление, чтобы в начале следующей «любимой» дуги снова загрузить.

В слалом пока этот опыт не перенес, а следующей «недели гиганта» жду с нетерпением 🙂

Нырок вперед (на двойную вешку) на выходе из шпильки (или змейки)

Совет услышал от Александра Митякова. На выходе из шпильки нужно сделать нырок, на двойную вешку. По внутренним ощущениям получается чуть ли не бодание головой, но главное конечно резко загрузить носки лыж, с запасом. Тогда лыжи очень хорошо выходят из шпильки с крутым заворотом. Даже если выход из шпильки пологий (что сейчас бывает довольно редко), все равно не вредно иметь запас в верхнем заходе на следующую вешку. Ничего непонятного тут нет. В шпильке лыжи едут практически точно вниз, с минимальным разводом. Набирается скорость. На а выходе нужно завернуть без захода на двойную последнюю вешку фигуры. Нырок вперед быстро загружает переднюю половину лыжи за счет разгрузки задней половины. Если бы лыжа шла поперек, то это привело бы к срыву пяток, пошел бы поворот по воздуху вокруг носков. Но лыжа едет точно вниз, поэтому срыва пяток быть не может. А закантованный носок сгибается больше обычного и вывозит в поворот. Работает здОрово. Накатал за сезон до автоматизма. Александр, спасибо!

Повышение «прожжённой» максимальной скорости

Совета пока нет, но есть наблюдения. Вообще по другим замечал, что техника и время прохождения трассы это как количество и качество. Техника нарастает постепенно, а показатели на соревнованиях или «гонках-тренировках» относительно других особо не изменяются.
А потом вдруг наступает скачок на секунду-полторы на 20-сек трассе. Похоже, что количество переросло в качество. Но далее обладатель этого нового качества может ехать коряво и совсем уж не технично, а время все равно останется «новое» 🙂 То есть больше похоже, что он просто начал быстрее ехать, привык к тому, что вешки «мелькают» с такой частотой 🙂 Про себя пока, к сожалению сказать нечего, жду этот скачок сезона три…
В общем, как поднять барьер скорости, когда техника явно уже позволяет это сделать, не знаю. Но есть пара наблюдений.

Первое — в трассе барьер не повышается. Проверяется очень просто. Мы часто ходим трассу на время (подробнее здесь: ). Конечно, когда «стучит» секундомер, то идешь сначала на максимальной скорости, а в последующих проездах стараешься «прыгнуть выше головы». Так вот, на времени прохождения трассы это не сказывается 🙂

Второе наблюдение. Вне трассы те коллеги, которые существенно быстрее идут по трассе, тоже едут заметно быстрее. Значит, можно работать над увеличением скорости в свободном катании (подробнее про соотношение трассы и свободного катания здесь: ). Конечно не идет речь о спуске по прямой, скорость увеличивать нужно в дугах, а дуги как можно больше «закрывать». В общем, увеличивать нужно ускорения в первую очередь, а скорость как следствие 🙂
Тогда порог «проженной» максимальной скорости может и повысится. А может и нет, пока не знаю 🙂 Александр Митяков считает, что нужно просто смотреть дальше, но мне не помогло.

Начинать разучивание поворотов следует постепенно, по элементам, и в замедленном темпе. Только после освоения отдельных элементов можно увеличить темп. При выполнении поворота на высокой скорости не рекомендуется, пересекая волны от катера, подпрыгивать на них, так как это часто приводит к потере равновесия и падению.

После того как лыжник хорошо освоил повороты на «чистой» воде и уверенно выполняет их на скорости 35-40 км/час, можно переходить к занятиям на трассе слалома, где от спортсмена требуется максимум реакции и собранности в выполнении каждого из шести виражей.

Прохождение трассы слалома

Основа для правильного прохождения всей дистанции слалома закладывается при прохождении входных ворот. Большое значение имеет своевременность взятия (прохождения) входных ворот с таким расчетом, чтобы уже с начала трассы сделать запас для выполнения поворотов при прохождении всех шести буев. До последнего времени по нашим Правилам соревнований лыжник был обязан вплоть до входных ворот следовать в кильватер катеру-буксировщику, т. е. всякие маневры перед заходом в ворота были запрещены. Это ограничивало тактические возможности и препятствовало освоению современной техники, особенно при больших скоростях буксировки. Кроме того, как показывает практика международных воднолыжных соревнований, условия взятия первого, а также последнего буев трассы усложняются тем, что входные и выходные ворота приближаются к середине дистанции на 13,5 м. В этом случае взять первый буй при прямом заходе во входные ворота на скоростях порядка 50 км/час и выше практически невозможно.

Начинать обучение прохождению трассы следует именно со взятия входных ворот. Важно быстро набрать скорость при движении по дуге, пересечь створ входных ворот под возможно меньшим острым углом α (рис. 3), круто подойти к кильватерной волне, пересечь ее и, прекратив натягивание троса, идти параллельно курсу катера, готовясь к выполнению поворота вокруг первого буя.

В случае раннего захода на первый буй (Р на рис. 3) лыжник натягивает на себя трос и движется ускоренно по дуге лишь часть пути от входных ворот до первого буя, примерно до точки α; затем он прекращает оттягивание и гасит набранную скорость, стараясь двигаться параллельно курсу катера. Особое внимание следует обращать на соблюдение правильного расстояния l от линии, соединяющей поворотные буи, до линии, обозначающей максимальный выход лыжника от осевой линии трассы. Уменьшение этого расстояния l 1 в районе первого поворотного буя говорит о позднем заходе воднолыжника на буй и значительно уменьшает вероятность правильного прохождения трассы. Чрезмерное увеличение этого расстояния связано с более продолжительным натягиванием буксирного троса и слишком большим увеличением скорости, которую не удается быстро погасить, что, в свою очередь, приводит к позднему заходу лыжника на следующий буй.

Практика показывает, что оптимальное значение l в районе первого буя находится в пределах от 1 до 1,5 м. В этом случае еще остается достаточно времени, чтобы погасить скорость, двигаясь примерно параллельно курсу катера, и вовремя рассчитать момент входа в поворот. Ранний заход во многом предопределяет успех прохождения трассы.

Траектория движения лыжника (рис. 4) отличается от идеальной синусоиды, причем расстояние l 1 уменьшается от начала трассы к концу ее так, что l 1 > l 2 > l 3 > l 4 > l 5 > l 6 . К концу трассы уменьшается и расстояние S i , причем S 6 0, то теоретически лыжник может взять шестой буй, однако для практического выполнения поворота вокруг последнего буя это неравенство следует расширить до S 6 ≥ 10,5 м.

Чтобы успеть обогнуть первый буй при позднем заходе П лыжник вынужден «оттягиваться» вплоть до самого буя, причем скорость его движения значительно возрастает по сравнению со скоростью катера. Лыжник вынужден выполнять очень крутой поворот вокруг первого буя, что приводит к провисанию буксирного троса и последующему рывку, в результате которого спортсмен теряет равновесие. Даже если спортсмену и удается пройти первый буй, ошибка, допущенная при его взятии, будет сказываться (и возрастать) при прохождении каждого последующего буя, что в итоге не позволит ему преодолеть всю трассу.

Ознакомимся теперь с современным способом прохождения дистанции слалома. Для удобства рассмотрения всю траекторию движения разобьем на участки, на каждом из которых спортсмен выполняет определенные действия.

Из рис. 5 видно, что все шесть участков траектории Y 1 , ..., Y 6 подобны и каждый из них включает три характерных отрезка. Предположим, что лыжник правильно преодолел входные ворота и вошел на трассу. Он продолжает натягивать трос и стремится возможно скорее выйти к линии правых буев ЛПБ; скорость его возрастает по сравнению со скоростью катера из-за наличия нормальной составляющей при Движении по дуге. Еще не доходя до ЛПБ, необходимо прекратить натягивание троса; в этот момент и начинается первая фаза поворота. Воднолыжник начинает выполнять наклон внутрь поворота; при этом опытные спортсмены держат рукоятку в одной руке, которая вытянута вперед и несколько в сторону поворота. Основная задача на этом отрезке траектории (обозначен пунктиром) состоит в том, чтобы погасить скорость, набранную при подходе к ЛПБ, снова приблизив ее к скорости катера. Это удается сделать, если вовремя прекратить натягивание троса и сразу же приступить к выполнению первой фазы поворота.

Вторая и третья фазы поворота выполняются на следующем отрезке (обозначен штриховой линией), уже в самом начале которого надо позаботиться, чтобы буксирный трос не начал провисать. Для этого рукоятка фала берется на себя на уровне пояса или груди. Не следует поднимать рукоятку над головой на вытянутых руках, так как при последующем натяжении фала возникает большой вращающий момент, который может привести к потере равновесия. Для надежности рукоятку следует держать разным хватом.

Основной задачей на данном отрезке следует считать набор скорости, погашенной на предыдущем этапе. Признаком, указывающим на правильность выполнения второй и третьей фаз поворота, может служить состояние буксирного фала: если фал все время остается натянутым, это значит, что поворот выполняется идеально.

Последний третий отрезок (обозначен сплошной линией) является переходным участком между двумя соседними поворотами. Лыжник продолжает набор скорости, натягивая фал на себя, чтобы возможно раньше выйти к линии ЛЛБ. Затем рассмотренные действия лыжника повторяются.

Особое значение при прохождении третьего отрезка имеет вопрос о том, до каких пор продолжать натягивание буксирного троса. Опытные лыжники считают, что натягивание троса следует прекратить уже после прохода первой (ближайшей к спортсмену) кильватерной волны, когда он пересекает осевую линию трассы; возможно и натягивание троса до второй кильватерной волны, но сразу же после ее пересечения необходимо выходить в поворот, прекратив натягивание троса.


Ки в коем случае нельзя натягивать буксирный трос в течение всего времени движения от ЛПБ к ЛЛБ (или наоборот), так как в этом случае воднолыжнику придется выполнять резкий, крутой поворот «на пятке», при котором образуется значительная слабина буксирного троса с последующим быстрым натягиванием, что приводит к рывку, а зачастую и падению на трассе.

Условно обозначим на буе разрешенную РЧ и запрещенную ЗЧ части (рис. 6). Если траектория воднолыжника совпадает (или очень близка) с касательной к какой-либо точке разрешенной части РЧ, поворот считается выполненным технически правильно. Если же эта траектория совпадает с касательной к запрещенной части ЗЧ, поворот не будет обеспечивать достаточного запаса расстояния для захода на следующий буй.

Одной из особенностей технически правильного прохождения трассы является плавность выполнения всех поворотов, что достигается своевременным окончанием натягивания троса и ранним входом в поворот.

Слалом на монолыже

Слалом на двух лыжах некоторым кажется занятием несколько однообразным, однако прежде чем пробовать выполнять упражнения слалома на одной лыже, следует научиться сохранять на ней положение устойчивого равновесия.

Надо начинать с выполнения упражнения, которое получило название «салют воднолыжников». Лыжник на двух лыжах выходит в сторону от кильватерной волны на спокойную воду и идет параллельно курсу катера. Затем он переносит всю тяжесть тела на одну из лыж, приподнимая другую над водой почти до вертикального положения. Научившись двигаться в таком положении по прямой, лыжник должен перейти к выполнению простейших маневров (пересекать кильватерные волны и т. п.).

Только после этого можно приступать к освобождению от «ненужной» лыжи. Лучше всего это делать при движении по прямой. Крепление на сбрасываемой лыже должно устанавливаться очень свободно, чтобы оно не препятствовало высвобождению ноги; если задняя часть крепления съемная, ее лучше снять с лыжи. Приняв, как обычно, старт на двух лыжах, спортсмен выходит на глиссирование и, когда катер достигнет необходимой скорости, сбрасывает лыжу. Делать это следует без рывков, спокойно, и желательно на спокойной воде, а не в кильватерной струе. Свободную ногу надо поставить позади опорной ноги на монолыжу; не рекомендуется сразу же вставлять ногу в крепление, так как при недостатке опыта это может привести к падению.

На начальной стадии обучения вся тяжесть тела должна приходиться на переднюю ногу; вторая нога должна быть расслаблена, чтобы не сковывать движения воднолыжника при попытке сохранить равновесие. Только почувствовав себя уверенно при движении по прямой, лыжник должен сделать попытку поставить сзади стоящую ногу в крепление, размеры и конструкция которого могут быть самыми разнообразными (). Приведем только размер «разножки», определяющей расстояние между передним и задним креплениями на слаломной монолыже: от 30 до 40 см в зависимости от привычки спортсмена.


Вставлять ногу в крепление лучше всего, когда катер еще не набрал большой скорости, но движение воднолыжника уже вполне устойчиво. Опытные спортсмены советуют делать это одним резким движением, аналогичным удару по футбольному мячу; при этом пальцы ноги должны скользить по поверхности лыжи. Такой способ применяется, когда крепление тугое. Для обучения же крепление следует сделать более свободным: тогда вставлять ногу в него не представит особого труда.

Когда обе ноги надежно закреплены на монолыже и спортсмен достаточно хорошо удерживает равновесие при движении по прямой (рис. 7), пора переходить к простым маневрам, первым из которых будет пересечение кильватерных волн. Чтобы сохранить при этом равновесие и избежать рывков, спортсмен должен немного сгруппироваться, слабо согнув ноги в коленях; руки надо полусогнуть в локтях.

Прежде чем описывать выполнение поворота, напомним об особенностях нормальной лыжной стойки на монолыже. Для обеспечения динамической устойчивости и возможности амортизировать при пересечении волн ноги необходимо согнуть в коленях несколько больше, чем при движении на двух лыжах. При этом надо стремиться к тому, чтобы вес тела был равномерно распределен на обе ноги или даже приложен большей частью к сзади стоящей ноге, однако это вовсе не значит, что нужно «вдавливать» задний конец лыжи и чрезмерно увеличивать угол атаки. Допускается и такая стойка, когда вес тела в основном сосредоточен на передней ноге, а сзади стоящая нога полностью разгружена, но такая стойка, как говорят лыжники, менее динамична и при случайных волнах труднее удерживать равновесие.

Существуют два способа выполнения поворота на монолыже. Первый из них, выполняемый непосредственно около буя (рис. 8), характеризуется сильным загружением заднего конца лыжи в момент поворота, когда вес тела резко переносится на сзади стоящую ногу. Водяная завеса, вырывающаяся при этом из-под боковой кромки лыжи, небольшая по протяженности; лыжа почти на ⅔ своей длины (а иногда и больше, в зависимости От крутизны поворота) поднимается над поверхностью, причем угол атаки а составляет 45° и выше. Такое положение крайне неустойчиво; если к тому же своевременно не принять меры для выбора слабины троса, очень легко потерять равновесие. Все же такой поворот можно успешно выполнять при небольших скоростях катера до 40-45 км/час. Этапы поворота в основном соответствуют рассмотренным выше фазам поворота на двух лыжах, однако в первой фазе лыжник, как правило, не подготавливает поворот и не наклоняет корпус внутрь поворота. Основная доля поворота приходится на вторую фазу, когда спортсмен непосредственно огибает буй с одновременным наклоном корпуса внутрь поворота. В этот момент он и переносит всю тяжесть тела на сзади стоящую ногу, что приводит к заглублению заднего конца лыжи и сильному торможению из-за резкого увеличения ее угла атаки. (Отметим, что это противоречит современной технике выполнения поворота, когда в этой фазе уже должен начинаться набор скорости). Следствием сильного торможения является усложнение выполнения третьей заключительной фазы, когда приходится принимать меры к устранению провисания фала.

При втором способе поворот начинается задолго до поворотного буя. Лыжник постепенно наклоняет корпус внутрь поворота и соответственно закантовывает лыжу. Признаком правильного выполнения этой первой фазы служит достаточно протяженная водяная завеса, начинающаяся сразу же после пересечения второй кильватерной волны. Высота этой завесы растет и достигает максимума в районе буя (рис. 9). В зависимости от скорости катера наклон внутрь поворота во второй фазе может быть различным и выполняться разными способами.

Момент начала поворота во многом определяется тем, насколько круто спортсмен подходит к кильватерным волнам, что, в свою очередь, зависит от скорости, которую он сумел набрать после огибания предыдущего буя. Если лыжник имеет достаточный запас после пересечения второй кильватерной волны и успевает своевременно подготовиться к повороту вокруг следующего буя, наклон в сторону поворота выполняется так, как это показано на рис. 10.

Центр тяжести лыжника при этом расположен над поверхностью воды достаточно высоко и в этом смысле поворот аналогичен повороту в высокой стойке на двух лыжах. Моменту прохода поворотного буя соответствует и максимальный наклон в сторону поворота и максимальный угол кантования монолыжи β 1 ≤160°, при котором еще обеспечивается устойчивая циркуляция и лыжа не выскальзывает из воды. Опытные лыжники при выполнении второй и первой фаз поворота держат рукоятку в одной руке, что несколько увеличивает запас при прохождении очередного буя.

На скорости 50 км/час и выше, когда запас при подходе к очередному бую минимален, наклон в сторону поворота часто выполняется так, как это показано на рис. 11. Благодаря прогибу в поясе появляется возможность дополнительно увеличить максимальный угол кантования β 2 до 60° и выше. Одновременно центр тяжести лыжника приближается к поверхности воды (так что Н 2ЦТ
Большое влияние на результат поворота оказывает правильность выполнения третьей фазы (см. рис. 12). Основное внимание при этом надо обращать на то, чтобы не потерять скорость после огибания буя, а наоборот, уже в третьей фазе начать набор скорости при движении по дуге, чтобы закончить его после пересечения следующей, второй кильватерной волны. Начало третьей фазы соответствует моменту, когда лыжник поравнялся с поворотным буем. В этот момент он должен держать рукоятку двумя руками и желательно разным хватом. Для набора скорости рукоятка притягивается к корпусу на уровне пояса или груди; в этом случае сила тяги будет приложена примерно к центру тяжести лыжника, и его движение будет наиболее устойчивым. Не рекомендуется выбирать слабину троса поднятием рукоятки над головой, так как в этом случае при последующем натяжении троса легко потерять равновесие.

Отрабатывать отдельные фазы поворота следует при скоростях 40-50 км/час, добиваясь плавности переходов из одной фазы в другую (особенно из второй в третью) и избегая резких движений. Только доведя все движения до автоматизма, можно переходить к скоростям 50 км/час и выше.