Портал для автолюбителей

Год основания вдв. Вооружённые Силы Российской Федерации

На основании Указа президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

В 1994-1996 и 1999-2004 годах все соединения и воинские части ВДВ участвовали в боевых действиях на территории Чеченской Республики, в августе 2008 года воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.
На базе ВДВ был сформирован первый российский батальон миротворческих сил ООН в Югославии (1992), миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине (1995), в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия, 1999).

С 2005 года по своей специализации части ВДВ подразделяются на воздушно-десантные, десантно-штурмовые и горные . В состав первых входят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия двухполкового состава, вторых - 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия двухполкового состава и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада трехбатальонного состава, к третьим относится 7-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (горная).
Два соединения ВДВ (98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности.
В конце 2009 года в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.
По информации на 2012 год, общая численность Воздушно-десантных войск РФ составляет около 30 тысяч человек. В состав ВДВ входят четыре дивизии, 31-я отдельная воздушно-десантная бригада, 45-й отдельный полк специального назначения, 242-й учебный центр и другие подразделения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Воздушно-десантные войска (ВДВ) - род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника. Обычно входят в состав сухопутных войск, реже - в состав военно-воздушных сил (флота), но могут быть и самостоятельным родом войск в составе вооружённых сил.

Предназначены для высадки с воздуха в тылу противника или для быстрого развёртывания в географически удалённых районах. Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование, также могут доставляться на вертолётах; в период Второй мировой войны практиковалась доставка на планёрах.

В конце 1930 г., под Ленинградом, была создана советская воздушно-десантная часть - авиамотодесантный отряд. В декабре 1932 г. он был развернут в 3-ю авиационную бригаду особого назначения, которая с 1938 г. стала именоваться 201-й воздушно-десантной бригадой.

Первое применение воздушного десанта в истории военного дела произошло ещё весной 1929 г. В осаждённом басмачами городе Гарм была высажена с воздуха группа вооружённых красноармейцев, которая при поддержке местных жителей разгромила банду, вторгшуюся из-за границы на территорию Таджикистана. Однако Днём ВДВ в России и ряде других стран является 2 августа, в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем 2 августа 1930 г.

В 1931 году на основании директивы от 18 марта в 1-й авиабригаде Ленинградского военного округа был сформирован нештатный, опытный авиационный моторизованный десантный отряд (авиамотодесантный отряд). Он предназначался для исследования вопросов оперативно-тактического применения и наиболее выгодных организационных форм авиационных десантных (воздушно-десантных) подразделений, частей и соединений. Отряд насчитывал 164 человека личного состава и состоял из:

  • одной стрелковой роты;
  • отдельных взводов: сапёрного, связи и лёгких машин;
  • тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи (авиаэскадрильи) (12 самолётов - ТБ-1);
  • одного корпусного авиационного отряда (авиаотряда) (10 самолётов - Р-5).

Отряд имел на вооружении:

  • две 76-мм динамореактивные пушки Курчевского (ДРП);
  • две танкетки - Т-27;
  • 4 гранатомёта;
  • 3 лёгкие броневые машины (бронемашины);
  • 14 ручных и 4 станковых пулемёта;
  • 10 грузовых и 16 легковых автомобилей;
  • 4 мотоцикла и один самокат (видимо, имелся в виду велосипед).

Командиром отряда был назначен Е. Д. Лукин. Затем в той же авиабригаде сформировали нештатный парашютно-десантный отряд.

В 1932 году Реввоенсовет СССР принял постановление о развёртывании отрядов в авиационные батальоны особого назначения (бОСНАЗ). К концу 1933 г. уже имелось 29 авиадесантных батальонов и бригад, вошедших в состав ВВС. На ЛенВО была возложена задача подготовки инструкторов по авиадесантному делу и выработке оперативно-тактических нормативов. По меркам того времени воздушно-десантные части являлись действенным средством дезорганизации управления и тыла противника. Они должны были применяться там, где другие рода войск (пехота, артиллерия, конница, бронетанковые войска) не могут в данный момент решить эту задачу, и предназначались к использованию высшим командованием во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, воздушные десанты должны были содействовать окружению и разгрому противника на данном направлении.

Штат № 015/890 1936 г. «авиадесантной бригады» (АДБР) военного времени и мирного времени. Наименование подразделений, количество личного состава военного времени (в скобках количество личного состава мирного времени):

  • управление, 49 (50)
  • рота связи, 56 (46)
  • музыкантский взвод, 11 (11)
  • 3 воздушно-десантных батальона, в каждом 521 (381)
  • школа младшего командного состава, 0 (115)
  • обслуживания, 144 (135)

Личный состав:

  • Всего: 1823 (1500)
  • Командного состава, 107 (118)
  • Начальствующего состава, 69 (60)
  • Младшего командного и начальствующего состава, 330 (264)
  • Рядового состава, 1317 (1058)

Материальная часть:

  • 45 мм пушка ПТО, 18 (19)
  • Ручные пулемёты, 90 (69)
  • Радиостанции, 20 (20)
  • Автоматические карабины, 1286 (1005)
  • Лёгкие миномёты, 27 (20)
  • Легковые автомобили, 6 (6)
  • Грузовые автомобили, 63 (51)
  • Специальные автомобили, 14 (14)
  • Автомобили «Пикап», 9 (8)
  • Мотоциклы, 31 (31)
  • Тракторы ЧТЗ, 2 (2)
  • Тракторые прицепы, 4 (4)

В предвоенные годы выделялось много сил и средств на развитию воздушно-десантных войск, разработку теории их боевого применения и практическую подготовку. В 1934 году на учения Красной Армии привлекалось 600 парашютистов. В 1935 году на манёврах Киевского военного округа было десантировано парашютным способом 1188 десантников и высаживался посадочный десант в составе 2 500 человек с боевой техникой. В 1936 году в Белорусском военном округе было десантировано 3000 парашютистов, высажено посадочным способом 8 200 человек с артиллерией и другой боевой техникой. Присутствовавшие на этих учениях приглашённые иностранные военные делегации были поражены величиной десантов и мастерством десантирования.

31. Парашютно-десантные части, как новый род воздушной пехоты, являются средством дезорганизации управления и тыла противника. Они используются высшим командованием.

Во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта, воздушная пехота содействует окружению и разгрому противника на данном направлении.

Использование воздушной пехоты должно быть строго сообразовано с условиями обстановки и требует надёжного обеспечения и соблюдения мер скрытности и внезапности.

Глава вторая "Организация войск РККА" 1. Рода войск и их боевое применение, Полевой устав РККА (ПУ-39)

Десантники приобретали опыт и в реальных боях. В 1939 году в разгроме японцев у Халхин-Гола приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. За проявленные мужество и героизм 352 десантника были награждены орденами и медалями. В 1939-1940 гг., в период советско-финляндской войны, вместе со стрелковыми частями сражались 201-я, 202-я и 214-я воздушно-десантные бригады.

На основе полученного опыта в 1940 году были утверждены новые штаты бригад в составе трех боевых групп: парашютной, планерной и посадочно-десантной.

При подготовке операции по присоединению Бессарабии к СССР, оккупированной Румынией, а также Северной Буковины, командование Красной Армии включило в состав Южного фронта 201-ю, 204-ю и 214-ю авиадесантные бригады. В ходе операции боевые задачи получили 204-я и 201-я АДБР и были выброшены десанты в район г.Болград и г. Измаил, а после закрытия госграницы для организации советских органов управления в населённые пункты.

К началу 1941 года на базе имевшихся воздушно-десантных бригад были развёрнуты воздушно-десантные корпуса численностью свыше 10 тысяч человек каждый. 4 сентября 1941 г. приказом Народного комиссара Управление ВДВ было преобразовано в Управление командующего ВДВ Красной Армии, а соединения и части ВДВ выведены из подчинения командующих действующих фронтов и переданы в непосредственное подчинение командующего ВДВ. В соответствии с этим же приказом было осуществлено формирование десяти воздушно-десантных корпусов, пяти манёвренных воздушно-десантных бригад, пяти запасных воздушно-десантных полков и воздушно-десантного училища (г. Куйбышев). В начале Великой Отечественной войны ВДВ составляли самостоятельный род сил (войск) ВВС РККА.

В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения ВДВ. Зимой 1942 г. проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го воздушно-десантного корпуса. В сентябре 1943 г. применен воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр. В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 г. было высажено для десантных действий посадочным способом более 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

В октябре 1944 г. ВДВ были преобразованы в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию, вошедшую в состав авиации дальнего действия. В декабре 1944 г. эта армия была расформирована, создано управление ВДВ с подчинением командующему ВВС. В составе ВДВ остались три воздушно-десантные бригады, учебный воздушно-десантный полк, курсы усовершенствования офицерского состава и воздухоплавательный дивизион.

С 1946 года переданы в состав сухопутных войск Вооружённых Сил СССР, были непосредственно подчинены Министру обороны СССР, являясь резервом Верховного главнокомандующего.

В 1956 г. две воздушно-десантные дивизии принимали участие в венгерских событиях. В 1968 г. после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я гвардейские воздушно-десантные дивизии, которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями Объединённых вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского договора во время чехословацких событий.

Десантники в грузовой кабине Ан-12.

В послевоенный период в ВДВ была осуществлена большая работа по усилению огневой мощи и подвижности личного состава. Были созданы многочисленные образцы авиадесантируемой бронетехники (БМД, БТР-Д), автомобильной техники (ТПК, ГАЗ-66), артилерийских систем (АСУ-57, АСУ-85, 2С9 «Нона», 107-мм безоткатное орудие Б-11). Были разработаны сложные парашютные системы для десантирования всех наименований вооружения - «Кентавр», «Реактавр» и другие. Также был увеличен парк военно-транспортной авиации, призванный для массовой переброски десантных соединений в случае крупномасштабных боевых действий. Были созданы крупнофюзеляжные транспортные самолёты способные производить парашютное десантирование боевой техники (Ан-12, Ан-22, Ил-76).

В СССР впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска, располагавшие собственной бронетехникой и самоходной артиллерией. На крупных армейских учениях (например, "Щит-82" или "Дружба-82") практиковалась высадка личного состава со штатной техникой численностью не более двух парашютно-десантных полков. Состояние военно-транспортной авиации ВС СССР на конец 80-х годов, позволяло произвести выброску парашютным способом 75% личного состава и штатной боевой техники одной воздушно-десантной дивизии за один общий вылет.

Организационно-штатная структура 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, на июль 1979 года.

К осени 1979 г. была расформирована 105-я гвардейская Венская Краснознамённая воздушно-десантная дивизия, специализированная для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. Части 105 гв. ВДД дислоцировалась в городах Фергана, Наманган и Чирчик Узбекской ССР и в г. Ош Киргизской ССР. В итоге расформирования 105 гв. ВДД были сформированы три отдельные десантно-штурмовые бригады (35-я, 38-я и 56-я) и 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк.

Последовавший после расформирования 105 гв. ВДД в 1979 г. ввод советских войск в Афганистан показал глубокую ошибочность принятого руководством ВС СССР решения - воздушно-десантное соединение, специально адаптированное для ведения боевых действий в горно-пустынной местности непродуманно и поспешным образом было расформировано, а в Афганистан в конечном счёте была отправлена 103 гв. ВДД, личный состав которой не имел никакой подготовки для ведения боевых действий на подобном театре военных действий:

«…в 1986 году приезжал Командующий ВДВ генерал армии Сухоруков Д. Ф., он сказал тогда, какие мы были глупцы, расформировав 105-ю воздушно-десантную дивизию, ведь она была предназначена для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. А мы вынуждены были затратить огромные средства для доставки в Кабул по воздуху 103-ю воздушно-десантную дивизию…»

К середине 80-х гг. в составе воздушно-десантных войск ВС СССР было 7 воздушно-десантных дивизий и три отдельных полка со следующими наименованиями и местами дислокации:

Организационно-штатная структура 351-го гвардейского парашютно-десантного полка, 105 гв.ВДД на июль 1979 года.

  • 7-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова II степени воздушно-десантная дивизия. Дислоцировалась в г. Каунас Литовской ССР, Прибалтийский ВО.
  • 76-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова II степени Черниговская воздушно-десантная дивизия. Дислоцировалась в г. Псков РСФСР, Ленинградский ВО.
  • 98-я гвардейская Краснознаменная ордена Кутузова II степени Свирская воздушно-десантная дивизия. Дислоцировалась в г. Болград Украинская ССР, КОдВО и в г. Кишинёв Молдавская ССР, КОдВО.
  • 103-я гвардейская Краснознамённая Ордена Ленина Ордена Кутузова II степени воздушно-десантная дивизия имени 60-летия СССР. Дислоцировалась в г. Кабул (Афганистан) в составе ОКСВА. До декабря 1979 года и после февраля 1989 года дислоцировалась в г. Витебск Белорусской ССР, Белорусский ВО.
  • 104-я гвардейская Краснознамённая Ордена Кутузова II степени воздушно-десантная дивизия, специализированная для ведения боевых действий в горной местности. Дислоцировалась в г. Кировабад Азербайджанской ССР, Закавказский ВО.
  • 106-я гвардейская Краснознамённая Ордена Кутузова II-й степени воздушно-десантная дивизия. Дислоцировалась в г. Тула и в г. Рязань РСФСР, Московский ВО.
  • 44-я учебная Краснознаменная орденов Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени Овручская воздушно-десантная дивизия. Дислоцировалась в пос. Гайжюнай Литовской ССР, Прибалтийский ВО.
  • 345-й гвардейский Венский Краснознамённый ордена Суворова III степени парашютно-десантный полк имени 70-летия Ленинского комсомола. Дислоцировался в г. Баграм (Афганистан) в составе ОКСВА. До декабря 1979 года дислоцировался в г. Фергана Узбекской ССР, после февраля 1989 - в г. Кировабад Азербайджанской ССР, Закавказский ВО.
  • 387-й учебный отдельный парашютно-десантный полк. До 1982 года входил в состав 104 гв. ВДД. В 80-е годы в 387-м учебном ОПДП проводилась подготовка молодого пополнения для отправки в воздушно-десантные и десантно-штурмовые части в составе ОКСВА. В кинематографе, в фильме «9-я Рота» под учебной частью подразумевается именно 387 ОУПДП. Дислоцировался в г. Фергана Узбекской ССР, Туркестанский ВО.
  • 196-й отдельный полк связи Воздушно-десантных войск. Дислоцировался в пос. Медвежьи Озёра Московской области РСФСР.

Каждая из указанных дивизии имела в своём составе: управление (штаб), по три парашютно-десантных полка, один артиллерийский самоходный полк и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения.

Кроме парашютно-десантных частей и соединений, в воздушно-десантных войсках имелись также десантно-штурмовые части и соединения, но они подчинялись командующим войсками военных округов (групп войск), армий или корпусов. Они ни чем не отличались, кроме задач, подчинённости и ОШС. Методы боевого применения, программы боевой подготовки личного состава, вооружение и обмундирование военнослужащих - было такое же как и парашютно-десантных частей и соединений ВДВ (центрального подчинения). Десантно-штурмовые формирования были представлены отдельными десантно-штурмовыми бригадами (ОДШБР), отдельными десантно-штурмовыми полками (ОДШП) и отдельными десантно-штурмовыми батальонами (ОДШБ).

Поводом для создания десантно-штурмовых формирований в конце 60-х годов, послужил пересмотр тактических приёмов в борьбе с противником в случае полномасштабной войны. Ставка делалась на концепцию применения массированных десантов в ближнем тылу противника, способных дезорганизовать оборону. Техническую возможность для подобного десантирования предоставлял существенно увеличившийся к этому времени парк транспортных вертолётов в армейской авиации.

К середине 80-х годов в составе ВС СССР числилось 14 отдельных бригад, два отдельных полка и около 20 отдельных батальонов. Бригады размещались на территории СССР по принципу - одна бригада на один военный округ, имеющий сухопутный выход к Государственной границе СССР, одна бригада во внутреннем Киевском Военном округе (23 ОДШБР в г. Кременчуг, подчиненная Главному командованию юго-западного направления) и две бригады для группы советских войск за рубежом (35 ОДШБР в ГСВГ в г. Котбус и 83 ОДШБР в СГВ в г. Бялогард). 56 гв. ОДШБР в ОКСВА, дислоцированная в г. Гардез Республики Афганистан, относилась к Туркестанскому Военному Округу, в котором была сформирована.

Отдельные десантно-штурмовые полки подчинялись командирам отдельных армейских корпусов.

Разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми формированиями ВДВ заключалась в следующем:

  • В наличии штатной десантируемой броневой техники (БМД, БТР-Д, САУ «Нона» и т. д.). В десантно-штурмовых частях ею была оснащена только четверть от всех подразделений - в отличие от 100 % укомплектованности ею в парашютно-десантных частях.
  • В подчинённости войск. Десантно-штурмовые части, в оперативном отношении, подчинялись командованию военных округов (групп войск), армий, корпусов. Парашютно-десантные части подчинялись командованию ВДВ, штаб которого находился в Москве.
  • В поставленных задачах. Предполагалось, что десантно-штурмовые части, в случае начала крупномасштабных боевых действий будут использованы для высадки в ближнем тылу противника, преимущественно посадочным способом с вертолётов. Парашютно-десантные части предполагалось использовать в более глубоком тылу противника с высадкой парашютным способом с самолётов ВТА. При этом воздушно-десантная подготовка с плановыми учебными десантированиями парашютным способом личного состава и боевой техники - являлась обязательной для обоих видов формирований ВДВ.
  • В отличие от гвардейских парашютно-десантных частей ВДВ развёрнутых по полному штату, некоторые десантно-штурмовые бригады были скадрованными (особый штат) и не являлись гвардейскими. Исключение составляли три бригады, получившие наименования Гвардейских, созданные на базе расформированной в 1979 году 105-й Венской Краснознаменной гвардейской воздушно-десантной дивизии - 35-я, 38-я и 56-я.

На середину 80-х годов в составе ВДВ СВ ВС СССР находились следующие бригады и полки:

Организационно-штатная структура 56-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады, на декабрь 1986 г.

  • 11 ОДШБР в Забайкальском ВО (Забайкальский край г. Могоча и Амазар)
  • 13 ОДШБР в Дальневосточном ВО (Амурская область г. Магдагачи и Завитинск)
  • 21 ОДШБР в Закавказском ВО (Грузинская ССР, г. Кутаиси)
  • 23 ОДШБР Юго-западного направления (на территории Киевского ВО), (Украинская ССР, г. Кременчуг)
  • 35 гв. ОДШБР в Группе Советских войск в Германии (Германская Демократическая Республика, г. Котбус)
  • 36 ОДШБР в Ленинградском ВО (Ленинградская область, пгт Гарболово)
  • 37 ОДШБР в Прибалтийском ВО (Калининградская область, г. Черняховск)
  • 38 гв. ОДШБР в Белорусском ВО (Белорусская ССР, г. Брест)
  • 39 ОДШБР в Прикарпатском ВО (Украинская ССР, г. Хыров)
  • 40 ОДШБР в Одесском ВО (Украинская ССР, г. Николаев)
  • 56 гв. ОДШБР в Туркестанском ВО (сформирована в г. Чирчик Узбекской ССР и введена в Афганистан)
  • 57 ОДШБР в Среднеазиатском ВО (Казахская ССР, пгт Актогай)
  • 58 ОДШБР в Киевском ВО (Украинская ССР, г. Кременчуг)
  • 83 ОДШБР в Северной Группе Войск, (Польская Народная Республика, г. Бялогард)
  • 1318 ОДШП в Белорусском ВО (Белорусская ССР, г. Полоцк) в подчинении 5-го отдельного армейского корпуса (5 ОАК)
  • 1319 ОДШП в Забайкальском ВО (Читинская область, г. Кяхта) в подчинении 48-го отдельного армейского корпуса (48 ОАК)

Указанные бригады имели в своём составе управление, по 3 или 4 десантно-штурмовых батальона, один артиллерийский дивизион и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения. Личный состав развёрнутых бригад достигал 2500 военнослужащих. К примеру штатная численность личного состава 56 гв. ОДШБР на 1 декабря 1986 г. составляла 2452 военнослужащих (261 офицер, 109 прапорщиков, 416 сержантов, 1666 солдат).

Полки отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта.

Участие ВДВ в Афганской Войне

Организационно-штатная структура 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, на лето 1988 г.

В Афганской войне от воздушно-десантных и десантно-штурмовых формирований ВС СССР участвовали одна воздушно-десантная дивизия (103 гв. ВДД), одна отдельная десантно-штурмовая бригада (56 гв. ОДШБР), один отдельный парашютно-десантный полк (345 гв. ОПДП) и два десантно-штурмовых батальона в составе отдельных мотострелковых бригад (в 66 ОМСБР и в 70 ОМСБР). В общей сложности на 1987 год это были 18 «линейных» батальонов (13 парашютно-десантных и 5 десантно-штурмовых), что составило пятую часть от общего числа всех «линейных» батальонов ОКСВА (включавших в себя ещё 18 танковых и 43 мотострелковых батальона).

Практически за всю историю Афганской войны не возникло ситуации, которые оправдали бы применение парашютного десантирования для переброски личного состава. Основными причинами здесь послужили сложность горного рельефа и неоправданность материальных затрат в использовании подобных методов в партизанской войне. Переброска личного состава воздушно-десантных и десантно-штурмовых частей в горные районы боевых действий, непроходимых для бронетехники, осуществлялось исключительно посадочным методом с вертолётов. Как и во всех мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделениях в составе ОКСВА, до половины всех подразделений воздушно-десантных и десантно-штурмовых формирований были распределены на сторожевое охранение по сторожевым заставам, позволявшим контролировать дороги, горные перевалы и обширную территорию страны, значительно сковывая тем самым действия противника. К примеру 2-й парашютно-десантный батальон из состава 345 гв. ОПДП был рассредоточен по 20 сторожевым заставам в Панджшерском ущелье в районе кишлака Анава. Этим самым 2 ПДБ 345 ОПДП (совместно с 682-м мотострелковым полком 108 МСД, стоявшим в пос. Руха) блокировали западный выход из ущелья, являвшегося главной транспортной артерией противника из Пакистана в стратегически важную Чарикарскую Долину.

Самой массовой боевой воздушно-десантной операцией в ВС СССР, в период после Великой Отечественной войны, следует считать 5-ю Панджшерскую операцию в мае-июне 1982 года, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта в Афганистане: только в течение первых трех дней, посадочным способом с вертолётов было десантировано свыше 4 тысяч человек. Всего же в этой операции принимало участие около 12 тысяч военнослужащих различных родов войск. Операция проходила одновременно на все 120 км в глубину ущелья. В результате большая часть ущелья Панджшер была взята под контроль.

В период с 1982-го по 1986-й во всех десантных подразделениях ОКСВА произошла планомерная замена штатной авиадесантируемой бронетехники (БМД-1, БТР-Д) на бронетехнику, штатную для мотострелковых подразделений (БМП-2Д, БТР-70). В первую очередь это было связано с малой защищённостью и низким моторесурсом конструктивно облегчённой бронетехники ВДВ, а также характером боевых действий, где задачи выполняемые десантниками, мало чем отличались от задач, поставленных мотострелкам.

Также с целью повышения огневой мощи десантных подразделений, в их состав ввели дополнительные артиллерийские и танковые подразделения. К примеру, 345 ОПДП по образцу мотострелкового полка дополнили артиллерийским гаубичным дивизионом и танковой ротой, в 56 ОДШБР артиллерийский дивизион был развёрнут до 5 огневых батарей (вместо положенных 3 батарей), а 103-й гв. воздушно-десантной дивизии придадут для усиления 62-й отдельный танковый батальон, что являлось несвойственным для организационно-штатной структуры частей ВДВ на территории СССР.

Подготовка офицерского состава для воздушно-десантных войск

Офицеров готовили следующие военные учебные заведения по следующим военно-учётным специальностям:

  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище - командир парашютно-десантного (десантно-штурмового) взвода, командир разведывательного взвода.
  • Десантный факультет Рязанского высшего военного автомобильного инженерного училища - командир автомобильного/транспортного взвода.
  • Десантный факультет Рязанского высшего военного командного училища связи - командир взвода связи.
  • Десантный факультет Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища - заместитель командира роты по политической части (воспитательной работе).
  • Десантный факультет Коломенского высшего артиллерийского командного училища - командир артиллерийского взвода.
  • Десантный факультет Ленинградского высшего зенитно-ракетного командного училища - командир зенитно-ракетного взвода.
  • Десантный факультет Каменец-Подольского высшего военно-инженерного командного училища - командир инженерно-сапёрного взвода.

Кроме выпускников указанных учебных заведений, в ВДВ нередко назначали на должности командиров взводов выпускников высших общевойсковых училищ (ВОКУ) и военных кафедр, готовивших на командира мотострелкового взвода. Связано это было с тем, что профильное Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, выпускавшее каждый год в среднем около 300 лейтенантов, не в состоянии было полностью обеспечить потребности ВДВ (на конец 80-х в в них числилось около 60 000 личного состава) в командирах взводов. К примеру, бывший командир 247 гв. ПДП (7гв. ВДД), Герой Российской Федерации Эм Юрий Павлович, начинавший службу в ВДВ с командира взвода в 111 гв. ПДП 105 гв. ВДД, окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище.

Долгое время военнослужащих подразделений и частей СпН (так называемого сейчас армейского спецназа) ошибочно и намеренно именовали десантниками. Связано это с тем, что в советский период, как и сейчас, в ВС России, не было и нет войск специального назначения, а были и есть подразделения и части Специального назначения (СпН) ГРУ Генерального штаба ВС СССР. В печати и в СМИ упоминались фразы «войска специального назначения» или «командос» только по отношению к войскам вероятного противника («Зелёные береты», «Рейнджеры», «Коммандос»).

Начиная с возникновения этих частей, в ВС СССР в 1950 году вплоть до конца 80-х годов, полностью отрицалось существование подобных подразделений и частей. Вплоть до того, что об их существовании военнослужащие срочной службы узнавали только при принятии в личный состав этих подразделений и частей. Официально в советской прессе и по телевидению подразделения и части СпН ГРУ Генерального Штаба ВС СССР объявлялись либо частями ВДВ - как в случае с ГСВГ (официально в ГДР не было частей СпН), либо как в случае с ОКСВА - отдельными мотострелковыми батальонами (ОМСБ). К примеру 173-й отдельный отряд специального назначения (173 ООСпН), дислоцировавшийся возле города Кандагар, назывался 3-й отдельный мотострелковый батальон (3 ОМСБ).

В повседневности военнослужащие подразделений и частей СпН носили парадную и полевую форму принятую в ВДВ, хотя ни по подчинению, ни по поставленным задачам разведывательно-диверсионной деятельности не относились к ВДВ. Единственное что объединяло ВДВ и подразделения и части СпН - это большая часть офицерского состава - выпускников РВВДКУ, воздушно-десантная подготовка и возможное боевое применение в тылу противника.

Воздушно - десантные войска
(ВДВ)

Из истории создания

История российских Воздушно-десантных войск неразрывно связана с историей создания и развития Красной Армии. Большой вклад в теорию боевого применения воздушных десантов внес Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Еще во второй половине 20-х годов он первым из числа советских военных деятелей глубоко исследовал роль воздушных десантов в будущей войне, обосновал перспективность Воздушно-десантных войск.

В работе «Новые вопросы войны» М.Н. Тухачевский писал: «Если страна подготовлена к широкому производству авиадесантов, способных захватить и прекратить деятельность железных дорог противника на решающих направлениях, парализовать развертывание и мобилизацию его войск и т. д., то такая страна сможет перевернуть прежние методы оперативных действий и придать исходу войны гораздо более решительный характер».

Значительное место в этой работе отведено роли воздушных десантов в приграничных сражениях. Автор считал, что воздушные десанты в этот период боя выгоднее использовать для срыва мобилизации, изоляции и сковывания приграничных гарнизонов, разгрома местных войск противника, захвата аэродромов, посадочных площадок и решения других важных задач.

Много внимания вопросам разработки теории применения Воздушно-десантных войск уделяли Я.И. Алкснис, А.И. Егоров, А.И. Корк, И.П. Уборевич, И.Э. Якир и многие другие военачальники. Они считали, что в Воздушно-десантных войсках должны служить наиболее подготовленные солдаты, готовые выполнить любое задание, проявляя при этом решительность и стойкость. Воздушные десанты должны наносить внезапные удары по противнику там, где их никто не ждет.

Теоретические исследования приводили к тому, что боевая деятельность Воздушно-десантных войск должна носить наступательный характер, смелый до дерзости и предельно маневренный в проведении быстрых, сосредоточенных ударов. Воздушные десанты, максимально используя внезапность своего появления, должны стремительно наносить удары по наиболее чувствительным пунктам, ежечасно добиваться успеха, увеличивая тем самым панику в рядах противника.

Одновременно с разработкой теории боевого применения ВДВ в Красной Армии проводились смелые эксперименты по высадке воздушных десантов, велась обширная программа по созданию опытных воздушно-десантных подразделений, изучались вопросы их организации, разрабатывалась система боевой подготовки.

Впервые воздушный десант для выполнения боевой задачи был применен в 1929 году. 13 апреля 1929 года банда Фузайли совершила очередной набег из Афганистана на территорию Таджикистана. В планы басмачей входило захватить Гармский уезд и в дальнейшем обеспечить вторжение в Алайскую и Ферганскую долины более крупных банд басмачей. В район вторжения басмачей были высланы кавалерийские отряды с задачей уничтожить банду раньше, чем она захватит Гармский уезд. Однако поступившие из города сведения свидетельствовали о том, что они не успеют преградить путь банде, которая уже разбила во встречном бою отряд гармских добровольцев и угрожала городу. В этой критической ситуации командующий Среднеазиатским военным округом П.Е. Дыбенко принял смелое решение: перебросить по воздуху отряд бойцов и внезапным ударом уничтожить противника на подступах к городу. В состав отряда входило 45 человек, вооруженных винтовками и четырьмя пулеметами. Утром 23 апреля в район боевых действий на первом самолете вылетели два командира взвода, а вслед за ними вторым самолетом - командир кавалерийской бригады Т.Т. Шапкин, комиссар бригады А.Т. Федин. Командиры взводов должны были захватить посадочную площадку и обеспечить высадку главных сил отряда. В задание командира бригады входило изучить обстановку на месте и затем, возвратившись назад в Душанбе, доложить результаты командующему. Комиссар Федин должен был принять командование десантом и руководить действиями по уничтожению банды. Через полтора часа после взлета первого самолета в воздух поднялись главные силы десанта. Однако намеченный ранее план действий отряда был отменен сразу после посадки самолета с командиром и комиссаром. Половина города уже была занята басмачами, так что медлить было нельзя. Отправив самолет с донесением, командир бригады принял решение немедленно атаковать противника имеющимися силами, не дожидаясь прибытия десанта. Раздобыв в ближайших кишлаках лошадей и разбившись на две группы, отряд двинулся в Гарм. Ворвавшись в город, отряд обрушил на басмачей мощный пулеметный и винтовочный огонь. Бандиты растерялись. Они знали о численности гарнизона города, но те были вооружены винтовками, а откуда взялись пулеметы? Бандиты решили, что в город ворвалась дивизия Красной Армии, и, не выдержав натиска, отступили из города, потеряв при этом около 80 человек. Подошедшие кавалерийские части завершили разгром банды Фузайли. Командующий округом П.Е. Дыбенко при разборе высоко оценил действия отряда.

Второй эксперимент состоялся 26 июля 1930 года. В этот день под руководством военного летчика Л. Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки. Как происходили события, рассказал впоследствии сам Леонид Григорьевич Минов: "Я не думал, что один прыжок может изменить в жизни многое. Я всей душой любил летать. Как и все мои товарищи, относился в то время к парашютам с недоверием. Да попросту о них и не думал. В 1928 году мне довелось быть на совещании руководящего состава Военно-Воздушных Сил, где я сделал свой доклад об итогах работы по «слепым» полетам в Борисоглебской школе военных летчиков." После совещания меня подозвал Петр Ионович Баранов, начальник ВВС, и спросил: " В своем докладе вы говорили, что вслепую летать надо непременно с парашютом. Леонид Григорьевич, а как, по-вашему, нужны ли парашюты в военной авиации?" Что я мог тогда сказать! Конечно, парашюты нужны. Лучшим доказательством того был вынужденный прыжок с парашютом летчика испытателя М. Громова. Вспомнив этот случай, я ответил Петру Ионовичу утвердительно. Тогда он предложил мне поехать в США и познакомиться, как у них обстоят дела со спасательной службой в авиации. Честно говоря, я согласился неохотно. Из Соединенных Штатов Америки я вернулся «налегке»: с «дипломом» в кармане и тремя прыжками. Петр Ионович Баранов мою докладную записку положил в тощую папку. Когда он закрыл ее, на обложке я увидел надпись: «Парашютное дело». Из кабинета Баранова я вышел через два часа. Предстояла большая работа по внедрению парашютов в авиации, по организации различных исследований и экспериментов, направленных на повышение безопасности полетов. Было решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами, с организацией прыжков. Баранов предложил подумать о возможности подготовки на воронежских сборах 10-15 парашютистов для выполнения группового прыжка. 26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле, считали меня асом в этом деле. Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США, по-видимому, казалось присутствующим чем-то недосягаемым. Вместе со мной готовился к прыжку летчик Мошковский, назначенный на сборах моим помощником. Больше желающих пока не было. Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила мне букет полевых ромашек. - "А как там Мошковский?"... Самолет заходит на курс. В проеме двери хорошо видна его фигура. Уже пора прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая. Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта. - "Ура-а-а!.." - раздалось вокруг. Многие летчики, видя нас с Мошковским живыми и невредимыми, изъявили желание тоже прыгнуть. В тот день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев и И. Мухин. А через три дня в рядах парашютистов насчитывалось 30 человек. Выслушав по телефону мой доклад о ходе занятий, Баранов спросил: "Скажите, можно ли за два-три дня подготовить, скажем, десять или пятнадцать человек для группового прыжка?" Получив положительный ответ, Петр Ионович пояснил свою мысль: " Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника»."

Надо ли говорить, что это оригинальное и интересное задание мы приняли к исполнению с огромным энтузиазмом. Выброску десанта решено было производить из самолета «Фарман-Голиаф». В те дни это был единственный самолет, освоенный нами для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что человеку не требовалось вылезать на крыло - парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. Причем все обучаемые находились в кабине самолета. Чувство локтя товарища успокаивало каждого. Кроме того, выпускающий мог наблюдать за ним, подбодрить перед прыжком. Для участия в десанте отобрали десять добровольцев, уже совершивших тренировочные прыжки. Кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов (ручные пулеметы, гранаты, патроны). Для этой цели использовали два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции К. Благина. Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолета помещалось не более семи парашютистов. После высадки первых десантников самолет возвращался на аэродром за второй группой. В перерыве между прыжками намечалось сбросить с трех самолетов Р-1 шесть грузовых парашютов с оружием и боеприпасами. В результате этого эксперимента хотелось получить ответ на целый ряд вопросов: установить степень рассеивания группы из шести человек и время отделения от самолета всех бойцов; фиксировать время, которое потребуется для спуска десантников на землю, приема сброшенного оружия и приведения десанта в полную готовность к боевым действиям. В целях расширения опыта выброска первого отряда намечалась с высоты 350 метров, второго - с 500 метров, сбрасывание груза - со 150 метров. Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся самолет. На его борту - первый отряд парашютного десанта. Вместе с нами и руководитель второй группы Я. Мошковский. Он решил посмотреть, где место отделения нашей группы, чтобы потом точно десантировать своих ребят. Вслед за нами взлетели три самолета Р-1, под крыльями которых на бомбодержателях подвешены грузовые парашюты.

Сделав круг, наш самолет повернул к месту выброски десанта, расположенному примерно в двух километрах от аэродрома. Площадка приземления - это свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров. Она примыкала к небольшому хутору. Одну из построек, расположенную на окраине хутора, наметили в качестве ориентира для сбора парашютистов после приземления и исходного пункта для начала боевых действий десанта в тылу «противника». - "Приготовиться!" - стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду: "Пошел!"... - бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же дернул кольцо. Посчитал - все купола раскрылись нормально. Приземлились мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда, распаковали мешки, достали пулеметы, патроны. И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженные двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям...»

Так был сброшен первый в мире парашютный десант.

В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года нарком К. Ворошилов отмечал: «В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов. Воздушно-десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА и им преподаны соответствующие указания на месте».

Именно этот приказ является юридическим свидетельством рождения «крылатой пехоты» в Стране Советов.

Организационная структура воздушно - десантных войск

  • Командование Воздушно-десантных войск
    • Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:
    • 98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;
    • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;
    • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада;
    • Воинская часть специального назначения:
    • 45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения;
    • Воинские части обеспечения:
    • 38-й отдельный полк связи Воздушно-десантных войск;

Воздушно-десантные войска - род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

Предназначены для высадки с воздуха в тылу противника или для быстрого развёртывания в географически удалённых районах, часто применяются как силы быстрого реагирования.

Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование, также могут доставляться на вертолётах; в период Второй мировой войны практиковалась доставка на планёрах.

    ВДВ состоят из:
  • парашютно-десантных
  • танковых
  • артиллерийских
  • самоходно-артиллерийских
  • других частей и подразделений
  • из частей и подразделений специальных войск и тыла.


Личный состав ВДВ десантируется вместе с личным оружием.

Танки, ракетные установки, артиллерийские орудия, самоходные установки, боеприпасы и другие материальные средства сбрасывают с самолетов при помощи воздушно-десантной техники (парашюты, парашютные и парашютно-реактивные системы, грузовые контейнеры, платформы для установки и сбрасывания оружия и техники) или доставляют авиацией в тыл противника на захваченные аэродромы.

    Основные боевые свойства ВДВ:
  • способность быстро достигать удаленных районов
  • наносить внезапные удары
  • успешно вести общевойсковой бой.

На вооружении Воздушно-десантных войск имеются авиадесантные самоходные установки АСУ-85; самоходные артиллерийские орудия «Спрут-СД»; 122-мм гаубицы Д-30; боевые машины десанта БМД-1/2/3/4; бронетранспортеры БТР-Д.

Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Василий Филиппович Маргелов, тот самый "дядя Вася", вошел в историю наших Вооруженных Сил, как родоначальник и самый яркий командующий «крылатой пехотой». Возглавляя Воздушно-десантные войска на протяжении в общей сложности 23 лет, он внес огромный вклад в воссоздание, становление и развитие ВДВ – недаром их по сей день называют «войсками дяди Васи».

Дело в том, что до 50-х годов ВДВ было всего лишь пехотой, десантируемой при необходимости в тыл противника. Задачей десантников было навязывание боя в тылу противника и удерживание форпоста до подхода основных силэ. Не имея хорошей экипировки и спецсредств они были обыкновенным "пушечным мясом". С приходом "дяди Васи" ситуация в корне изменилась.

Прошедший несколько войн и побывавший командиром разведчиков и даже морпехов подполковник Маргелов точно знал, что нужно ВДВ и несмотря на давление начальства стал воплощать свои идеи в жизнь.

Вот что он говорил о возможностях десантных войск:

«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться»

К концу 50-х годов были приняты на вооружение в ВДВ новые самолеты Ан-8 и Ан-12, обладающие большей грузоподъемностью и дальностью полета, что позволяло десантировать большее количество личного состава со штатной техникой и вооружением. Маргелов установил личную связь с конструкторскими бюро, конструкторами, ученными, сам часто выезжал в КБ и НИИ. Зачастую договариваясь с конструкторами на разработку новой техники для ВДВ, он наталкивался на непонимание и препятствия со стороны Министерства Обороны и «верхних эшелонов власти». Ему постоянно приходилось доказывать необходимость оснащения ВДВ современными образцами техники и вооружения.

Ведя постоянную борьбу воздушно-десантные войска, он идет вразрез с желаниями вышестоящего руководства. За это в 1959 году Василия Филипповича отстраняют от должности командующего ВДВ и назначают заместителем. Но уже в 1961 году восстанавливают на должность командующего воздушно-десантными войсками. Двадцать лет Маргелов отдал командованию ВДВ. За эти годы, благодаря легендарному «бате», данный род войск стал самым популярным в СССР, служить там стало большой честью и мечтой любого подростка.

Кстати тельняшку десантникам тоже "подарил Маргелов, желая передать ВДВ традиции морской пехоты, только полоски было решено сделать голубые - под цвет неба. На одном из совещаний в Министерстве обороны СССР при утверждении новых образцов воинской формы адмирал флота СССР А. А. Горшков недовольно пробурчал:
- Мыслимое ли дело, товарищ министр (маршал А. А. Гречко), десантники - в тельняшках.
Командующий ВДВ генерал Маргелов резко возразил:
- Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что - нет!

В знак признания особых заслуг «десантника №1» перед Отечеством Министерство обороны РФ учредило в 2005 году медаль «ГЕНЕРАЛ АРМИИ МАРГЕЛОВ». Ею награждаются военнослужащие, ветераны и лица гражданского персонала и Воздушно-десантных войск за добросовестную службу и личный вклад в укрепление и развитие этого рода войск.